Инфоурок Русский язык КонспектыКлассный час « Поговорим о культуре речи»

Классный час « Поговорим о культуре речи»

Скачать материал

Классный час « Поговорим о культуре речи»

Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетическое чувство и уважение к  родному языку.

Оформление: Плакат с высказыванием И. С. Тургенева, портреты, выставка книг.

                                             Ход урока.

!.Вступительное слово учителя.

2. Чтение стихотворения учащейся  

                    Много слов на земле. Есть дневные слова –

                   В них весеннего неба сквозит синева.

                   Есть слова - словно раны, слова – словно суд -

                   С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

                               Словом можно убить, словом можно спасти.

                               Словом можно полки за собой повести.

                               Словом можно продать, и предать, и купить,

                               Слово можно в разящий свинец перелить.

3.Пословицы о слове.

- Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

- Недоброе слово больней огня жжет.

- Добрые слова дороже богатства.

- Худое слово и сладким медом не зальешь.

- И дорого дал бы за словечко, да не выкупишь.  ( Ребята  дают толкование каждой пословице ).

4. Учитель.

Дивишься драгоценностям нашего языка: что ни звук, то и подарок.  « Настоящий, сильный, где нужно -  нежный, трогательный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно -  бойкий и живой…»( Л. Н. Толстой).

« Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» ( А. И. Куприн.)

      В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

- Что вы понимаете  под культурой речи?  ( Обращение к ребятам).

 Учитель. Под культурой речи имеется в виду прежде всего владение человеком нормами литературного языка как письменной, так и устной речи.  Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли  средствами языка. Язык – это самая большая ценность народа, на котором он пишет, думает, говорит.

СЦЕНКА. Выступление учащихся.

Заранее подготовленный диалог « Бабушка и внук ».

-  Как получилось, что собеседники не поняли друг друга? Почему так получилось?

 ( Ответы ребят).

 ( Объясняется значение слова « эстетика» ). Эстетика речи состоит в подчинении слов  определенным нормам произношения, ударения, построения словосочетаний и предложений. В ясности , эмоциональности, образности, выразительности языка.

-  Каким  же,   на  ваш  взгляд,  должен   быть собеседник ?   (Он должен  обладать  терпением. уметь  слушать собеседника,  уважительно  относиться  к  чужому  мнению.  Не  говорить  громко ).

Учитель. Повышение культуры речи является актуальной проблемой общества. Так, например, сегодняшние старшеклассники употребляют самое большее количество жаргонизмов. А ведь они – наше будущее. Попробуем же поработать над исправлением наших  ошибок.

Задание. Исправьте ошибки в сочетаниях слов.

- Эта новость причинила ей удовольствие.

- С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

- У нее были огромные каштановые глаза.

- Он испытывал к нему крепкую ненависть.

- Путешествуя по разным  странам,  я  очень скучала по близким.

Задание. Исправить ошибки , связанные с речевой избыточностью.

- В марте месяце открылось совместное предприятие. – В марте открылось совместное предприятие.

-Эти компьютеры просты по устройству и дешевы  по стоимости. – Эти компьютеры  просты по устройству и дешевы.

- Писателя интересуют взаимоотношения  участников  движения друг с другом.- Писателя интересуют взаимоотношения участников движения.

- И в то мгновение я почувствовал, что он почувствовал во мне врага. – И в то же мгновение он почувствовал во мне врага.

-И вот недавно сослуживцы по работе  преподнесли сюрприз.- И вот недавно сослуживцы преподнесли сюрприз.

Вопросы классу: Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?.

                                Почему вы так поступите?

Исследователи отмечают, что уровень культуры речи  в настоящее время резко падает. Это связано с резкой сменой в 80 гг.20 века политического и экономического курса государства, появлением относительной « свободы слова », а также с отсутствием необходимого контроля.

В нашей речи встречается еще много орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических ошибок. 

 Поэтому каждому культурному, образованному человеку  необходимо  следить за своей  речью, добиваться ее правильности и грамотности.

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад , это достояние, переданное нам нашими предшественниками», - призывает И. С. Тургенев.  Учиться этой красоте слога следует у замечательных классиков: А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л.Н. Толстого и др.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час « Поговорим о культуре речи»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Классный час « Поговорим о культуре речи»

Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетическое чувство и уважение к родному языку.

Оформление: Плакат с высказыванием И. С. Тургенева, портреты, выставка книг.

                                             Ход урока.

!.Вступительное слово учителя.

2. Чтение стихотворения учащейся

                    Много слов на земле. Есть дневные слова –

                   В них весеннего неба сквозит синева.

                   Есть слова - словно раны, слова – словно суд -

                   С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

                               Словом можно убить, словом можно спасти.

                               Словом можно полки за собой повести.

                               Словом можно продать, и предать, и купить,

                               Слово можно в разящий свинец перелить.

3.Пословицы о слове.

- Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

- Недоброе слово больней огня жжет.

- Добрые слова дороже богатства.

- Худое слово и сладким медом не зальешь.

- И дорого дал бы за словечко, да не выкупишь.  ( Ребята  дают толкование каждой пословице ).

4. Учитель.

Дивишься драгоценностям нашего языка: что ни звук, то и подарок.  « Настоящий, сильный, где нужно -  нежный, трогательный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно -  бойкий и живой…»( Л. Н. Толстой).

« Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» ( А. И. Куприн.)

      В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

- Что вы понимаете  под культурой речи?  ( Обращение к ребятам).

 Учитель. Под культурой речи имеется в виду прежде всего владение человеком нормами литературного языка как письменной, так и устной речи.  Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли  средствами языка. Язык – это самая большая ценность народа, на котором он пишет, думает, говорит.

СЦЕНКА. Выступление учащихся.

Заранее подготовленный диалог « Бабушка и внук ».

-  Как получилось, что собеседники не поняли друг друга? Почему так получилось?

 ( Ответы ребят).

 ( Объясняется значение слова « эстетика» ).Эстетика речи состоит в подчинении слов  определенным нормам произношения, ударения, построения словосочетаний и предложений. В ясности , эмоциональности, образности, выразительности языка.

-  Каким  же,   на  ваш  взгляд,  должен   быть собеседник ?  (Он должен  обладать терпением.уметь  слушать собеседника, уважительно относиться к чужому мнению.Не  говорить  громко ).

Учитель. Повышение культуры речи является актуальной проблемой общества.Так, например, сегодняшние старшеклассники употребляют самое большее количество жаргонизмов. А ведь они – наше будущее. Попробуем же поработать над исправлением наших  ошибок.

Задание. Исправьте ошибки в сочетаниях слов.

- Эта новость причинила ей удовольствие.

- С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

- У нее были огромные каштановые глаза.

- Он испытывал к нему крепкую ненависть.

-Путешествуя по разным  странам,  я  очень скучала по близким.

Задание. Исправить ошибки , связанные с речевой избыточностью. 

- В марте месяце открылось совместное предприятие. – В марте открылось совместное предприятие.

-Эти компьютеры просты по устройству и дешевы  по стоимости. – Эти компьютеры  просты по устройству и дешевы.

- Писателя интересуют взаимоотношения  участников  движения друг с другом.- Писателя интересуют взаимоотношения участников движения.

- И в то мгновение я почувствовал, что он почувствовал во мне врага. – И в то же мгновение он почувствовал во мне врага.

-И вот недавно сослуживцы по работе  преподнесли сюрприз.- И вот недавно сослуживцы преподнесли сюрприз.

Вопросы классу: Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?.

                                Почему вы так поступите?

Исследователи отмечают, что уровень культуры речи  в настоящее время резко падает. Это связано с резкой сменой в 80 гг.20 века политического и экономического курса государства, появлением относительной « свободы слова », а также с отсутствием необходимого контроля.

В нашей речи встречается еще много орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических ошибок. 

 Поэтому каждому культурному, образованному человеку  необходимо  следить за своей  речью, добиваться ее правильности и грамотности.

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками», - призывает И. С. Тургенев.  Учиться этой красоте слога следует у замечательных классиков: А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л.Н. Толстого и др.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 233 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.11.2014 1008
    • DOCX 16.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Безденежных Нелли Ильдаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Безденежных Нелли Ильдаровна
    Безденежных Нелли Ильдаровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 47359
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 481 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 296 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек

Мини-курс

Управление стрессом и психологическими состояниями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов