Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКлассный час на тему « Родной язык наш русский»

Классный час на тему « Родной язык наш русский»

Скачать материал

 

Конкурс методических разработок уроков,

              классных часов по теме

        «Русский язык как национальный язык»

                        

                    Классный час   по теме  « Родной язык – наш русский»

 Цели:   формировать обоснованный взгляд на русский язык, принадлежащий к национальным ценностям и составляющий часть мировой культуры.

  Воспитывать   любовь  и интерес к русскому языку

Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг «Язык наш - друг наш»; портреты писателей, чьи высказывания о русском языке используются  на классном часе.

 

           

                              Х од  классного  часа

          1ученик:

Я люблю свой  родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч.

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша могуч.

Он -  язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

А.Яшин

2 ученик:

Всему название дано-

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз-

Над нами и под нами,-

И  всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно - давно  привычно нам,

Другое – незнакомо…

Язык – и стар и вечно нов!

И это  так прекрасно

В огромном мире - море слов-

Купаться ежечасно!

А.Шибаев.

3.ученик

Язык наш славный и могучий,
С рожденья знаем мы его.
Язык наш русский – самый лучший,
Роднее нет уж  ничего.

4        ученик

Беречь должны мы свой язык

Он нам завещан предками.
Храни богатство языка

И будет мир и добр, и светел!

         5  ученик

Русский язык создавался веками,
На нём говорили не только мы с вами.
Он обновлялся и стал современнее -
Но засоряют его поколения.
Самый великий язык и могучий,
Надо учить его больше и лучше

 Мы пронести должны через века,
Всё то, что нашей гордости основа:
 Так сбережём богатство языка
 И   чистоту божественного слова!
 И будем мы язык родной хранить
 По  зову сердца, а не по приказу -
 Поэтом можешь ты, мой друг, не быть,

  А вот язык родной беречь обязан!

  Вступительное слово  учителя:

     Среди двух с половиной тысяч языков,  известных на земном шаре , к числу наиболее распространённых относится русский язык .Недаром говорится : «Народ русский могуч и велик  и его язык». Русский язык – язык великой страны России, язык великого народа. В нашей стране во всех социально-экономических и культурных областях деятельности ведущая роль принадлежит русскому языку. Не случайно 2007год Правительством Российской Федерации был объявлен Годом русского языка.

     О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие писатели и общественные деятели в разные периоды русской истории.

   1 ученик:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»   ( А. И. Куприн)

   2 ученик:

«Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его»   (Н В. Гоголь).

   3 ученик:

«Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» (А.Н.Толстой).

4 ученик:

« Создать язык невозможно - его творит  народ» (В.Г.Белинский).

 5. ученик:

«Язык – история народа» (А.И.Куприн).

6    ученик:

«Величайшее богатство народа – язык» (М.А.Шолохов).

7.ученик:

«Язык есть вековой труд целого поколения»  ( В.И.Даль).

8 ученик:

 « Язык народа -  лучший, никогда не увядающий цвет всей его духовной жизни» (К.Д.Ушинский).

9 ученик:

«Русский язык неисчерпаемо богат   и все обогащается с быстротой поражающей» (М.Горький).

10 ученик

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых и естественных  понятий…Что русский язык – один из богатейших языков в мире,  в этом нет никакого сомнения»                   (В.Г.Белинский)

Учитель: Дорогие ребята, давайте поговорим о нашем родном языке и назовём наш классный час так « Родной язык  наш  русский». Прослушайте небольшое сообщение о роли языка в жизни общества.

Сообщение ученика на тему « Роль языка в жизни общества»

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его куль­турном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.                                                                                   К.Г.Паустовский

     Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. История не знает ни одного народа, который бы  не пользовался языком. И это понятно. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством, при помощи которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желание, чувства, и является язык.

Язык теснейшим образом связан с мышлением, сознанием людей. В словах, словосочетаниях и предложениях закрепляются результаты работы мышления человека, все, что люди познают в окружающей их деятельности.

Язык возник в глубокой древности из потребностей общения людей в процессе их трудовой деятельности. Он помогал людям понимать друг друга, объединяться для добывания средств существования, для организаций производства и борьбы с силами природы. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что содействовало совершенствованию орудий труда и способа добывания всего необходимого, а значит, и повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры, Т.е. развитию человеческого общества.

Будучи средством общения людей, язык связан с жизнью общества. В нем находят отражение все изменения в общественной жизни. Наиболее чуток в этом отношении словарный состав языка. Уход из жизни тех или иных понятий, предметов и, наоборот, появление новых вызывают изменение в словарном составе языка.

Так, в эпоху Пушкина люди ездили в кибитках и бричках, мчались на тройках, тащились в возках. Потом появились паровозы, пароходы, затем - теплоходы, электровозы, самолёты, воздушные лайнеры, атомоходы. Ушли из жизни ямщики и станционные смотрители, камергеры, камер-юнкеры и фрейлины, и вместе с ними вышли из общего употребления, стали историзмами соответствующие слова.

         В современную эпоху коренные изменения в общественной жизни повлияли и на развитие русского языка. Никогда до этого такой огромный пласт не исчезал из нашей речи. Историзмами стали такие слова и словосочетания, как царь, помещик, великие князья, табель о рангах.

В это время широким потоком в русский язык влились новые слова, неологизмы: мэр, префектура, пейджер, брокер, шоумен, файл, клип, дискотека, принтер, продюсер, хит - парад и другие.

Однако значительная часть слов сохраняется в русском языке в общем употреблении на протяжении многих веков, например: вода, земля, небо, хлеб, человек, ходить, делать, работать, весёлый, лёгкий, можно, нужно, два, три, я, мы и многие другие.

Главное назначение (или функция) языка - служить средством общения людей. Русский язык, родной язык русского народа, является государственным языком на территории Российской Федерации, т.е. это язык, обслуживающий не только потребности людей в быту и на работе, но и официальный язык государства. Это язык науки, производства и, конечно, культуры. Русский язык в современном мире выполняет

3 функции:

1) национального языка русского народа;

2)     языка межнационального общения народов России;

3)     одного из международных языков.

Русский язык - один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности.

Учитель:

А все же до жалости редко

Среди почитаемых книг

Мы ищем язык наших предков

­Для нас неудобный язык.

 Пускай не во всем он понятен

И мудрым ученым, порой

И белых в нем более пятен,

Чем даже на карте земной,-

Но вслушайтесь в давнюю эту

Эпоху, за каждой строкой

В словах легковесности нету,

 Поспешности нет никакой!

Над лунным челом летописца

 Татарские кони храпят.

 

1 ученик:

И все ж принимает страница

Не каждое слово подряд:

Когда они слабы и мелки,

 Негоже и браться за труд,

Над ним не секундные стрелки

 Смертельные стрелки поют.

И долгий подсказывал опыт,

Что выразить может верней

 Коней несмолкающий топот,

Звон лат, и монет, и церквей.

Набата отверстое горло,

Рёв рога и дробь топора,-

Не наше ленивое «ОРО»,

А старое грозное «Р А»!

2 ученик:

Великих высот достигали

Два слога в звучанье стальном,

Двумя оставаясь слогами

В воинственном слоге одном.

И с краткостью- признаком силы

Слова обретали тогда

Летящую тяжесть секиры,

Спокойную грузность плода ...

 

3 ученик:

Да здравствует старославянский!

 В нем кровь замешалась и пот!

 Густой, непрозрачный и вязкий,

 Тяжелый, как сотовый мёд!

 Как капли его золотые,

Живут и сейчас в языке

 Слова налитые, густые,-

 Хоть каждое взвесь на руке.

 Они веселы и суровы,

До наших времен донесли

Значительность каждого слова

В начале Российской земли

                                                О.Дмитриев

Учитель:     Каждому хочется знать: кто мы есть такие, откуда вышли родом. Так и языки могут быть «родственными» друг другу. Нас познакомит с фактами из исто­рии русского языка ... ( фамилия, имя ученика).

Сообщение на тему: «Из истории русского языка»

                                                                                              Язык и стар и

                                                                                              вечно нов.

                                                                                                                 А.Шибаев.

               Русский язык относится к славянской группе языков, восточно­славянской подгруппе. Ближайшими его родственниками являются языки украинский и белорусский. Более дальними - славянские языки других групп: польский, чешский, болгарский, сербохорватский и некоторые другие. Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, Т.е. восходит к одному языку - основе с такими неславянскими языками, как английский, немецкий (германская группа), французский, итальянский, испанский (романская группа), хинди (индийская группа), персидский, таджикский (иранская группа), литовский, латышский (балтийская группа).

В истории русского языка выделяются три периода: 1.6-7 - 14 В.В.;

2.15-17 В.В.;

З. 18-20 в. в.

Первый период начинается выделением восточных славян (предков русских, украинцев и белорусов) из общеславянского единства.

         В 6-7в.В. славяне занимали земли от Адриатики на юго-западе до верховьев Днепра и озера Ильмень на северо-востоке. Но в это время этноязыковое единство распалось. Образовались три близкородственные группы: восточная (древнерусская народность), западная (на базе которой сложились поляки, чехи, словаки, поморские славяне, лужичане) и южная (ее представители болгары, сербохорваты, словенцы, македонцы). Восточнославянский (древнерусский) язык просуществовал с 7 по 14 век.

В 14в. начинается его деление на три языка восточных славян.

В 10в., с принятием христианства, на Русь стали поступать из Болгарии церковные книги, написанные на старославянском языке. Это способствовало распространению письменности.

Начало второго периода - распад единого восточнославянского языка  и возникновение языка великорусской народности.

Феодальная раздробленность, войны привели к распаду древнерусские народности. Постепенно распалось и единство древнего русского языка. Образовались три центра новых этноязыковых объединений, боровшихся за свою славянскую самобытность: северо - восточный (великорусы), южный (украинцы) и западный (белорусы). В 14-15вв. на базе этих объединений складываются близкородственные, но самостоятельные восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский.

Учитель:

Сергей Михалков в одном из своих стихотворений писал:

Мы ... признаём язык турецкий,

 итальянский, датский, шведский,

И японский признаём,

И английский, и французский,

Но в родном краю по - русски

Пишем, думаем, поём.

Мы тогда лишь вольно дышим,

Если речь родную слышим,

Речь на русском языке,

И в своей столице древней,

И в поселке, и в деревне,

И от дома вдалеке

Послушаем сообщение о роли русского языка в современном мире, подготовленное ... ( фамилия, имя ученика).

Сообщение « Русский  язык в современном мире»

 

Я  умею говорить по-русски, Потому беседовать могу

  С братом - негром, с докером французским,

 С другом на кубинском берегу.

С. Данилов.

Русский язык - это язык русской нации и средство межнационального общения многих народов, живущих в  России. Русский язык является одним из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; входит в число «мировых языков». Это язык, созданный русским народом, тот, на котором он строит свою культуру; для русского человека он - родной.

Русский язык принадлежит к числу широко распространённых языков мира и удовлетворяет языковые потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих как в России, так и за ее пределами. Всего же, по данным международных организаций, в восьмидесятые годы ХХ века русский язык изучали почти в 100 странах мира и владели им в той или иной степени около полумиллиарда человек.

Русский язык один из наиболее развитых языков. Он обладает богатым словарным фондом и терминологией по всем областям науки и техники, выразительной краткостью и ясностью лексических и грамматических средств, развитой системой функциональных стилей, способностью отразить все многообразие окружающего мира.

Благодаря русскому языку многие миллионы людей во всем мире могли познакомиться с культурными ценностями русского народа.

В конце 20 века в мире в той или иной мере владеют русским языком свыше 250 миллионов человек. Основная масса говорящих на русском языке проживает в России (143,7 млн., по данным Всесоюзной переписи населения 1989г).

В соответствии с Конституцией РФ (1993 г.) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. Как государственный язык РФ русский язык активно функционирует во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость. На русском языке работают центральные учреждения РФ, осуществляется официальное общение между  субъектами Федерации, а также в армии, издаются центральные российские газеты и журналы.

Русский язык преподается во всех школах и высших учебных заведениях России .

Современный национальный русский язык существует в нескольких формах,

среди             которых  ведущую   роль играет литературный язык.

 Русский язык был признан языком межнационального общения, но статуса государственного языка не имел. Лишь в 1990 г., незадолго до распада СССР, был принят закон «О языках народов СССР», придавший русскому языку статус официального языка СССР.

За рубежом периоды подъема интереса к русскому языку чередовались со спадом, но особенно заметно изменилось отношение к русскому языку в середине 80-х - и у некоторой части граждан СССР, и за рубежом, что явилось следствием ряда социально­-политических процессов в стране. В период, предшествующий распаду СССР, и непосредственно после него, во многих зарубежных странах существенно сократил ось количество людей, изучающих русский язык. В бывших союзных и автономных республиках началось не всегда оправданное ограничение сфер функционирования русского языка, вытеснение его из экономической, образовательной и культурной сфер.

Однако очень скоро стало очевидно что, несмотря на значительное сокращение организованных форм изучения русского языка и уменьшения доли его употребления как неродного, именно русский язык остался основным средством межнационального общения в России.

В некоторых странах русский язык стал вторым государственным языком (наряду с белорусским в Белоруссии) или официальным языком (например, в Казахстане). Хотя и медленно и с большим трудом, но начинают возрождаться центры русской культуры и в странах дальнего зарубежья.

Авторитет русского языка по-прежнему очень высок в мире.

Русский язык остается в числе шести официальных языков ООН. Знание русского языка, наряду с  родным, обеспечивает каждому человеку возможность общения с людьми других национальностей и открывает новые перспективы межнационального и межкультурного сотрудничества.

Учитель

Изучайте русский язык!

В нем былинное волшебство

 И надежд людских торжество,

Он и в книгах - живой родник;

 Почитайте, как жизнь,

его!

                                           Новруз Исаев

Учите русский

годы кряду,

с душой, с усердьем

и с умом!

Вас ждет великая награда, и та награда - в нем самом.

     Сабир Абдулла

Заключительное слово учителя:

Где бы вы ни бывали: в городе или деревне, на юге или на севере нашей страны, в поле или на степном большаке - всюду прислушивайтесь к рус­скому языку, к певучему народному говору. Запоминайте и впитывайте в се­бя этот единственный по богатству, образности и поэтичности самый свобод­ный и волшебный из всех языков мира.

Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и шум садов,

и скорбь утрат, и ликование победы. И сколько бы мы его ни изучали, как бы мы ни определяли законы его образования, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда.

Ребята! Любите и берегите наш родной язык. Говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами, учитесь правильно ставить ударение в словах. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем - крупица чистого золота!

Любите свой язык, да и как его не любить, если он родной! Наш язык прекрасен, законы его мудры и глубоки. Он таит в себе бесконечные драгоценности речи - правильной, красивой, выразительной, точной, яркой. Овладеть этим богатством можно только в одном случае, если любить язык сознательно и разумно, знать его законы, правила, умело пользоваться ими.

Звени, греми и пой, волшебная струя! Такого языка на свете не бывало,

В нём тихий шелест ржи, и рокот соловья,

И налетевших гроз  блескучее начало.

Язык Державина и  лермонтовских струн,

Ты - полноводье рек, разлившихся широко, Просторный гул лесов и птицы  Гамаюн,

Глухое пение в виолончели Блока.

Дай  Бог нам прадедов наследие сберечь,

Не притупить свой слух там, где ему всё ново,

И, выплавив строку, дождаться светлых встреч

С прозреньем Пушкина и красками Рублева ...

Всеволод Рождественский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Баранова М.Г., Костяева Т.А., Прудников А.В. Русский язык, М.: «Просвещение», 1989

2.Власенков А.И., Рыбченков Л.м. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» , М.: «Просвещение», 2002

3.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, М.: Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2002

4.Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой, М.: «Просвещение», 1976

5.Журнал «Русский язык в школе», N 2,1995, С.70-71

6. Журнал «Русский язык в школе», N 6, 1995, С.34 ,37

          .                                                                                         

7.Кувакина в.г. Русский язык, Волгоград, «Учитель», 1998

8.МихаЙловская Н.Г. «Путь к русскому слову», М.: «Наука», 1986

9.Шкатова Л.А. «Подумай и ответь» , М.: «Просвещение», 1989

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час на тему « Родной язык наш русский»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Классный час    на тему   « Родной язык   наш русский»

 Цели:   формировать обоснованный взгляд на русский язык, принадлежащий к национальным ценностям и составляющий часть мировой культуры.

  Воспитывать   любовь  и интерес к русскому языку

Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг «Язык наш - друг наш»; портреты писателей, чьи высказывания о русском языке используются  на классном часе.

Я люблю свой  родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч.

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша могуч.

Он -  язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нём:

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 078 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

“Морфемика. Словообразование”. (Сборник упражнений для самостоятельной работы студентов педагогического колледжа).
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфемика и словообразование
  • 01.10.2020
  • 10688
  • 218
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1236
    • DOCX 35.1 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Курсакова Людмила Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Курсакова Людмила Ивановна
    Курсакова Людмила Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 329290
    • Всего материалов: 64

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология развития и воспитания детей: особенности и подходы

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов