Главная / Классному руководителю / Классный час ."Джеоргуба-осетинский традиционный праздник"

Классный час ."Джеоргуба-осетинский традиционный праздник"

Джеоргуба- Осетинский народный праздник

Джеоргуба- осетинский народный праздник, объединяющий людей независимо от национальности.Праздник посвящённый святому Георгию.

Среди осетинских святых особо почитают святого Георгия- покровителя путников , защитников бедных ,наставника молодёжи.Женщины не произносят его имя а называют «Покровитель мужчин". Люди наделили любимое божество лучшими качествами. hello_html_52cf81c8.png

Он высокий стройный седобородый мужчина восседающий на белом коне.Этот образ пришёл к осетинам от их легендарных предков нартов.Он дал жизнь Сатане, героине нартовского эпоса ,олицетворяющей мудрость и красоту осетинской женщины.

hello_html_m776b88df.png

В Осетии праздник приходится чаще всего 19-21 ноября

В народном обычае не принято употреблять в пищу птицу, рыбу ,свинину ,запрещено наносить обиды ,сквернословить В трудную минуту обращаются за поддержкой к Святому Георгию Имя его часто произносят в клятвах и богословии.За пиршеством и свадебным столом традиционно первый тост обращён к Всевышнему второй- его посланнику Святому Георгию. hello_html_m1c60f80d.png

К празднику все летние работы завершены народ может веселиться и отдыхать.К празднику готовятся заранее приглашают соседей родственников и друзей. В дни праздника посещают святые места. Раздают гостинцы соседям и особенно семьям испытывающим нужду. Праздник отмечают и осетины проживающие в Санкт- Петербурге..

1.Церковь Святого Георгия Победоносца во Фрунзенском районе Санкт Петербурга.

2..Церковь Святого Георгия на площади Стачек.

3.Храм Святого Георгия в Старой Ладоге.


hello_html_44e69d38.png



В различных ущельях Осетии, а зачастую и в различных селах, отмечали множество праздников во многом отличавшихся друг от друга содержанием и формами проведения. Всех их описать в данном проекте нет возможности. Поэтому мы сегодня перечислим праздники, которые в той или иной степени были общими для всего народа или же большей её части.

УАЦИЛЛА


Занимает одно из основных мест в пантеоне осетинских божеств и является покровителем хлебных злаков и всего того, что произрастает на земле для пользы человека. Его называют также Богом-громовержцем.


Уацилла поклонялись еще наши предки – аланы, когда поселились у подножья Кавказских гор и начали заниматься земледелием. Он является очень могущественным божеством: чтобы трава на пастбищах и сенокосах была сочной и жирной, молятся Уацилла, во время засух и длительной непогоды поклоняются ему же. Очень редко за праздничным или свадебным столом старший не вспоминает имя Уацилла, не произносит тоста в его честь.


Как самое почитаемое божество, Уацилла имеет много посвященных ему святилищ, главным из которых является святилище в Даргавсе, на горе Тбау – святилище Тбау Уацилла. Праздник Уацилла отмечается в каждом ущелье, в июне, через две недели после Кардагхассана и продолжается несколько дней. Многие семьи на Уацилла делают кусарт. В старину это делала каждая семья, даже самые неимущие приносили в жертву ягненка, ибо в этот праздник не принято было демонстрировать свою бедность.


На праздник Уацилла, как и на другие большие всенародные праздники (Хетаджы Уастырджи, Реком, Джеоргуба и тд.) не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу – Стыр Хуцау.


В знак особого почтения женщины пекли пироги молча, ниже глаз обвязав лица полотенцами, чтобы даже дыханием не осквернить их.


Перед закланием жертвенному животному давали лизнуть соль и с тремя пирогами и чашей пива произносили над ним ритуальную молитву, дабы Уацилла принял жертву. Отрезав голову животного, ее несколько минут держали над огнем, чтобы опалить шерсть и тем самым известить Уацилла, что ему принесена жертва, а затем прикладывали к шее.


Каждая семья несла кувинаг в святилище Уацилла, но входить туда никто не смел. Уацилла являлся могущественным, суровым божеством и мог ослепить человека, если он без крайней необходимости входил в его святилище. Этим правом обладал только жрец.


На празднике Уацилла в святилище оставляли чашу с пивом. Если за год пива не становилось меньше, то год предстоял урожайный, счастливый. Если же пива стало меньше — жди неурожая.


Бывало и так, что жрец ночью оставался в святилище. Предание гласит, что в эту ночь Уацилла являлся в святилище и выливал пиво. Если пиво выливалось в сторону Осетии, то год будет урожайным, люди не будут знать тревог и печалей.


Люди и по сей день отмечают праздник Уацилла. Некоторые встречают его в кругу семьи, другие устраивают общесельский кувд с закланием быка, теленка или барана. К этому дню специально варят пиво и готовят араку.



ХЕТАДЖЫ БОН – ДЕНЬ ХЕТАГА


(буквально – день Уастырджи, помогшего Хетагу).


Легенда* гласит, что кабардинский князь Хетаг бежал от преследователей, намерившихся убить его за то, что он принял христианство. И уже когда они уже почти настигли Хетага в чистом поле, он взмолился:


- О Уастырджи! Помоги мне!.


И тогда он услышал голос свыше:


- Хетаг! Беги к лесу!”.


Но к лесу Хетаг уже не успевал. Тогда он опять услышал:


- Лес к Хетагу!


И выросла перед ним чудесная роща, с высокими деревьями. Там Хетаг укрылся и таким образом спасся от преследователей. Святая Роща Хетага находится к востоку от села Суадаг в Северной Осетии. В последние десятилетия праздник стал поистине всенародным.


В Рощу Хетага приезжают из разных концов Осетии, в том числе и из Южной. Роща обустроена и в ней созданы условия для проведения праздника и массовых гуляний. Каждое село имеет своё место празднования.


На День Хетага забивают быка, теленка, барана. Те же кто по объективным причинам не может этого сделать, покупает три ребра от говяжьей и мясо, и таким образом возносит молитву Богу и Хетаджы Уастырджи.


Как и на другие большие всенародные праздники (Реком, Уацилла, Джеоргуба и тд.) в этот день не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу – Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым.


В Рощу следует приезжать только с кувинагта (три пирога, физонаг по одной бутылке крепкой выпивки, пива и и воды). Неправильно забивать жертвенных животных в самой Роще и устраивать бесконечные застолья. Из Рощи ничего уносить нельзя – Уастырджи накажет. Но это не касается того, что человек приносит с собой, в том числе и остатков пищи, посуды, мусора. Иначе, при том скоплении народа, которое наблюдается сейчас, не трудно представить, во что мы превратим Святую Рощу.


Праздник обычно отмечается во второе воскресенье июля.


*Эта легенда хорошо описана в произведении Коста Хетагурова “Хетаг”.










Осетинские ритуальные пироги



Неотъемлемым атрибутом при обращении осетин к Создателю и высшим силам являются три пирога - символы трехчастной структуры мироздания: верхнего, среднего и нижнего миров (воплощения солнца, богов и земли).

В погребальной и поминальной обрядности используются два пирога, что означает нахождение тела умершего в земле, а души - с богами.

Ритуальные пироги у осетин бывают трех форм: круглые, треугольные и овальные.

Круглые пироги пекутся при обращении основной молитвы к Создателю, Абсолюту - Хуыцау, в честь Мады Майрам (покровительницы женщин) и Сафа (покровителя домашнего очага).


Треугольные пироги посвящаются конкретным дзуарам - духам-покровителям (Уастырджи, Уацилла, Аларды и др.).


Овальный пирог (гуыл), как правило, печется в единственном числе из остатков теста для ритуальных пирогов в качестве гостинца ребенку, молодой невестке. В этих случаях он не освящается молитвой.


Но, например в с. Нар Дигорского ущелья, на праздник Сослана для основной молитвы приготовляется девять пирогов: три круглых, три треугольных и три овальных.


Один большой круглый пирог - Артхурон (Огонь Солнцевич) - печется на Новый год.


Особо обращает на себя внимание следующий факт. Треугольные и овальные пироги никогда не разрезаются ножом, а разламываются руками на произвольные части. Артхурон делится по числу членов семейства и только ритуальные круглые пироги (три или два) разрезаются ножом по определенному правилу в том случае, если они посвящаются Хуыцау. Пироги круглой формы, посвященные Мады Майрам и Сафа, также разламываются руками.



Готовые пироги ставятся, по традиции, на жертвенный столик - фынг - и старший на пиру, в доме, в святилище произносит молитву, первая часть которой всегда обращена к Абсолюту, Создателю, Хуыцау:


Дуне ни сфæлдыста, иунæг æмæ кадджын Хуыцау,

Табу дæхицæн!

(Мир, Вселенную сотворивший, единый и славный Бог, Слава тебе!)


Хуыцау, ахъаз бакæн. Хуыцау, радт дæ зæдты хорзæх,

Уæларв дæ дзуæрттæн барст фæуæд, Зæххыл та дæ кувæндæттæн...

(Создатель, окажи нам содействие, дай нам свою милость,

На небе пусть будут угодны (эти пироги) твоим небожителям,

А на земле твоим святилищам, И пусть легко доходит до тебя наша молитва...).


Далее в молитве перечисляются имена всех дзуаров, у которых просят благополучия, защиты, процветания, здоровья.


После произнесения молитвы, структура которой состоит из двух основных частей - прославления Создателя и просьб к нему, прославления дзуаров и просьб к ним, - пироги можно разрезать ножом.

ТАРАНДЖЕЛОЗ


Один из древнейших осетинских праздников. Святилище Таранджелоз возникло одновременно со святилищами Реком и Мыкалгабырта на месте трех слезинок Бога, которые Он уронил по поводу смерти нарта Батрадза. Таранджелоз - божество плодородия, его святилище находится в Трусовском ущелье, на вершине высокой горы. Праздник отмечают через три недели после Пасхи в воскресенье. Празднуют всей сельской общиной, хотя многие отмечают его в кругу семьи, близких, соседей. В жертву Таранджелозу приносили барана или ягненка, причем кусарт делали в святилище. Заранее варили пиво, делали араку. Праздник длился несколько дней. Люди пели, танцевали. Молодежь устраивала скачки, демонстрируя свою ловкость и удаль. Старики, совершив определенный молитвенный ритуал, просили Таранджелоза о ниспослании благодати, тогда они никогда не будут нуждаться в хлебе и зерне.


Праздник Таранджелоза отмечается и в наши дни.


РЕКОМ


Один из самых любимых и почитаемых осетинами праздников. Длится целую неделю. Раньше в святилище Реком шли паломники со всей Осетии, особенно почитали его жители Алагирского ущелья. Праздник и в прежние времена и в наши дни начинается с закалывания жертвенного животного.


На праздник Реком , как и на другие большие всенародные праздники (Хетаджы Уастырджи, Уацилла, Джеоргуба и тд.) не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу - Сыр Хуцау.


В прежние века поклониться Рекому шли столько паломников, что в святилище негде было яблоку упасть. Это было что-то вроде осетинских Олимпийских игр. Молодежь состязалась в танцах, в пении, в скачках, в стрельбе из лука, в рукопашной борьбе.


Поклониться Рекому шли не только осетины, но и грузины. Скорее всего это были огрузинившиеся осетины, и зов крови вел их в святилище одного из самых почитаемых предками дзуаров.


Рассказывают, грузины шли поклониться Рекому. С ними была семья — муж, жена, маленький ребенок, — которая вела на закланье барана. Случайно на веревке, на которой вели барана, оказалась свиная щетина. Семья об этом, конечно же, не знала. Когда они добрались до


перевала и до Рекома осталось совсем немного, семья превратилась в камни. Реком - суровый дзуар - не простил им их оплошности.


В окрестностях святилища многие фамилии имели временные жилища, в которых поселялись на время праздника. В больших чугунных котлах варили пиво, люди приносили жертвы: кто барана, кто быка. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга, посылая почетные бокалы. Взявшись за руки, с пением совершали вокруг святилища ритуальное шествие.


Женщины не имели права приближаться к святилищу, но посылали туда свои кувинагта, и жрецы произносили над ними ритуальные молитвы. Каждое село имело своего жреца — дзуары лага, который наблюдал за ходом праздника и собирал мысайнаг1. Босые, с обнаженными головами, с маленькими белыми флажками в руках, они обходили ряды паломников. В прежние времена в качестве мысайнага могли дать лук, стрелы, пуговицу, бусинку, серебряные или медные монеты.


По мнению ученых, святилище Реком было построено в 1382 году. Легенда гласит, что некогда Уастырджи решил возвести для осетинского народа святилище из вечного, негниющего дерева. А такие деревья росли в лесу за Рекомом. Уастырджи приказал своим волам перебраться через ледники и привезти деревья. Деревья сами падали, повозки наполнялись, а волы по указанной дороге везли необычный строительный материал. На месте будущего святилища повозки сами опорожнялись, а волы возвращались к Уастырджи. Так, — гласит легенда, — без помощи человека возникло святилище Реком...


Реком и по сей день широко отмечается в Осетии. Делают кусарт, приглашают родственников и соседей, возносят молитвы и препоручают себя заботам Уастырджи Рекома. Праздник обычно отмечается в июне.



Мысайнаг — предметы или деньги, оставленные в святилище как приношение божеству. Мысайнаг оставляли во всех случаях посещения святилища.











































hello_html_m44e375db.gif







Осетинские традиционные праздники.

Джеоргуыба.





hello_html_m73172b55.png




Классный руководитель

8 Б класса

Накусова И.А.





Владикавказ ,2014

Классный час ."Джеоргуба-осетинский традиционный праздник"
  • Классному руководителю
Описание:

Классный час

Джеоргуба-осетинский народный праздник

Джеоргуба- осетинский народный праздник, объединяющий людей независимо от   национальности.Праздник посвящённый святому Георгию.

Среди осетинских святых особо почитают святого Георгия- покровителя путников , защитников бедных ,наставника молодёжи.Женщины не произносят его имя а называют       «Покровитель мужчин". Люди наделили любимое божество лучшими качествами. 

Он высокий стройный седобородый мужчина восседающий на белом коне.Этот образ пришёл к осетинам от их легендарных предков нартов.Он дал жизнь  Сатане, героине нартовского эпоса ,олицетворяющей мудрость и красоту осетинской женщины.


В Осетии праздник приходится чаще всего 19-21 ноября

В народном обычае не принято употреблять в пищу птицу, рыбу ,свинину ,запрещено наносить обиды ,сквернословить В трудную минуту обращаются за поддержкой к Святому Георгию Имя его часто произносят в клятвах и богословии.За пиршеством и свадебным столом традиционно первый тост обращён к Всевышнему второй- его посланнику Святому Георгию. 

К празднику все летние работы завершены народ может веселиться и отдыхать.К празднику готовятся заранее приглашают соседей родственников и друзей. В дни праздника посещают святые места. Раздают гостинцы соседям и особенно семьям испытывающим нужду. Праздник отмечают и осетины проживающие в Санкт- Петербурге.. 

1.Церковь Святого Георгия Победоносца во Фрунзенском районе Санкт Петербурга.

2..Церковь Святого Георгия  на площади Стачек.

3.Храм Святого Георгия в Старой Ладоге.

 


 

 

              В различных ущельях Осетии, а зачастую и в различных селах, отмечали множество праздников во многом отличавшихся друг от друга содержанием и формами проведения. Всех их описать в данном проекте нет возможности. Поэтому мы сегодня  перечислим праздники, которые в той или иной степени были общими для всего народа или же большей её части.

УАЦИЛЛА

 

Занимает одно из основных мест в пантеоне осетинских божеств и является покровителем хлебных злаков и всего того, что произрастает на земле для пользы человека. Его называют также Богом-громовержцем.

 

Уацилла поклонялись еще наши предки – аланы, когда поселились у подножья Кавказских гор и начали заниматься земледелием. Он является очень могущественным божеством: чтобы трава на пастбищах и сенокосах была сочной и жирной, молятся Уацилла, во время засух и длительной непогоды поклоняются ему же. Очень редко за праздничным или свадебным столом старший не вспоминает имя Уацилла, не произносит тоста в его честь.

 

Как самое почитаемое божество, Уацилла имеет много посвященных ему святилищ, главным из которых является святилище в Даргавсе, на горе Тбау – святилище Тбау Уацилла. Праздник Уацилла отмечается в каждом ущелье, в июне, через две недели после Кардагхассана и продолжается несколько дней. Многие семьи на Уацилла делают кусарт. В старину это делала каждая семья, даже самые неимущие приносили в жертву ягненка, ибо в этот праздник не принято было демонстрировать свою бедность.

 

На праздник Уацилла, как и на другие большие всенародные праздники (Хетаджы Уастырджи, Реком, Джеоргуба и тд.) не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу – Стыр Хуцау.

 

В знак особого почтения женщины пекли пироги молча, ниже глаз обвязав лица полотенцами, чтобы даже дыханием не осквернить их.

 

Перед закланием жертвенному животному давали лизнуть соль и с тремя пирогами и чашей пива произносили над ним ритуальную молитву, дабы Уацилла принял жертву. Отрезав голову животного, ее несколько минут держали над огнем, чтобы опалить шерсть и тем самым известить Уацилла, что ему принесена жертва, а затем прикладывали к шее.

 

Каждая семья несла кувинаг в святилище Уацилла, но входить туда никто не смел. Уацилла являлся могущественным, суровым божеством и мог ослепить человека, если он без крайней необходимости входил в его святилище. Этим правом обладал только жрец.

 

На празднике Уацилла в святилище оставляли чашу с пивом. Если за год пива не становилось меньше, то год предстоял урожайный, счастливый. Если же пива стало меньше — жди неурожая.

 

Бывало и так, что жрец ночью оставался в святилище. Предание гласит, что в эту ночь Уацилла являлся в святилище и выливал пиво. Если пиво выливалось в сторону Осетии, то год будет урожайным, люди не будут знать тревог и печалей.

 

Люди и по сей день отмечают праздник Уацилла. Некоторые встречают его в кругу семьи, другие устраивают общесельский кувд с закланием быка, теленка или барана. К этому дню специально варят пиво и готовят араку.

 

 

ХЕТАДЖЫ БОН – ДЕНЬ ХЕТАГА

 

(буквально – день Уастырджи, помогшего Хетагу).

 

Легенда* гласит, что кабардинский князь Хетаг бежал от преследователей, намерившихся убить его за то, что он принял христианство. И уже когда они уже почти настигли Хетага в чистом поле, он взмолился:

 

- О Уастырджи! Помоги мне!.

 

И тогда он услышал голос свыше:

 

- Хетаг! Беги к лесу!”.

 

Но к лесу Хетаг уже не успевал. Тогда он опять услышал:

 

- Лес к Хетагу!

 

И выросла перед ним чудесная роща, с высокими деревьями. Там Хетаг укрылся и таким образом спасся от преследователей. Святая Роща Хетага находится к востоку от села Суадаг в Северной Осетии. В последние десятилетия праздник стал поистине всенародным.

 

В Рощу Хетага приезжают из разных концов Осетии, в том числе и из Южной. Роща обустроена и в ней созданы условия для проведения праздника и массовых гуляний. Каждое село имеет своё место празднования.

 

На День Хетага забивают быка, теленка, барана. Те же кто по объективным причинам не может этого сделать, покупает три ребра от говяжьей и мясо, и таким образом возносит молитву Богу и Хетаджы Уастырджи.

 

Как и на другие большие всенародные праздники (Реком, Уацилла, Джеоргуба и тд.) в этот день не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу – Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым.

 

В Рощу следует приезжать только с кувинагта (три пирога, физонаг по одной бутылке крепкой выпивки, пива и и воды). Неправильно забивать жертвенных животных в самой Роще и устраивать бесконечные застолья. Из Рощи ничего уносить нельзя – Уастырджи накажет. Но это не касается того, что человек приносит с собой, в том числе и остатков пищи, посуды, мусора. Иначе, при том скоплении народа, которое наблюдается сейчас, не трудно представить, во что мы превратим Святую Рощу.

 

Праздник обычно отмечается во второе воскресенье июля.

 

 *Эта легенда хорошо описана в произведении Коста Хетагурова “Хетаг”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осетинские ритуальные пироги

 Неотъемлемым атрибутом при обращении осетин к Создателю и высшим силам являются три пирога - символы трехчастной структуры мироздания: верхнего, среднего и нижнего миров (воплощения солнца, богов и земли).

В погребальной и поминальной обрядности используются два пирога, что означает нахождение тела умершего в земле, а души - с богами.

Ритуальные пироги у осетин бывают трех форм: круглые, треугольные и овальные.

Круглые пироги пекутся при обращении основной молитвы к Создателю, Абсолюту - Хуыцау, в честь Мады Майрам (покровительницы женщин) и Сафа (покровителя домашнего очага).

 

Треугольные пироги посвящаются конкретным дзуарам - духам-покровителям (Уастырджи, Уацилла, Аларды и др.).

 

Овальный пирог (гуыл), как правило, печется в единственном числе из остатков теста для ритуальных пирогов в качестве гостинца ребенку, молодой невестке. В этих случаях он не освящается молитвой.

 

Но, например в с. Нар Дигорского ущелья, на праздник Сослана для основной молитвы приготовляется девять пирогов: три круглых, три треугольных и три овальных.

 

Один большой круглый пирог - Артхурон (Огонь Солнцевич) - печется на Новый год.

 

Особо обращает на себя внимание следующий факт. Треугольные и овальные пироги никогда не разрезаются ножом, а разламываются руками на произвольные части. Артхурон делится по числу членов семейства и только ритуальные круглые пироги (три или два) разрезаются ножом по определенному правилу в том случае, если они посвящаются Хуыцау. Пироги круглой формы, посвященные Мады Майрам и Сафа, также разламываются руками.

 

 

Готовые пироги ставятся, по традиции, на жертвенный столик - фынг - и старший на пиру, в доме, в святилище произносит молитву, первая часть которой всегда обращена к Абсолюту, Создателю, Хуыцау:

 

Дуне ни сфæлдыста, иунæг æмæ кадджын Хуыцау,

Табу дæхицæн!

(Мир, Вселенную сотворивший, единый и славный Бог, Слава тебе!)

 

Хуыцау, ахъаз бакæн. Хуыцау, радт дæ зæдты хорзæх,

Уæларв дæ дзуæрттæн барст фæуæд, Зæххыл та дæ кувæндæттæн...

(Создатель, окажи нам содействие, дай нам свою милость,

На небе пусть будут угодны (эти пироги) твоим небожителям,

А на земле твоим святилищам, И пусть легко доходит до тебя наша молитва...).

 

Далее в молитве перечисляются имена всех дзуаров, у которых просят благополучия, защиты, процветания, здоровья.

 

После произнесения молитвы, структура которой состоит из двух основных частей - прославления Создателя и просьб к нему, прославления дзуаров и просьб к ним, - пироги можно разрезать ножом.

ТАРАНДЖЕЛОЗ

 

Один из древнейших осетинских праздников. Святилище Таранджелоз возникло одновременно со святилищами Реком и Мыкалгабырта на месте трех слезинок Бога, которые Он уронил по поводу смерти нарта Батрадза. Таранджелоз - божество плодородия, его святилище находится в Трусовском ущелье, на вершине высокой горы. Праздник отмечают через три недели после Пасхи в воскресенье. Празднуют всей сельской общиной, хотя многие отмечают его в кругу семьи, близких, соседей. В жертву Таранджелозу приносили барана или ягненка, причем кусарт делали в святилище. Заранее варили пиво, делали араку. Праздник длился несколько дней. Люди пели, танцевали. Молодежь устраивала скачки, демонстрируя свою ловкость и удаль. Старики, совершив определенный молитвенный ритуал, просили Таранджелоза о ниспослании благодати, тогда они никогда не будут нуждаться в хлебе и зерне.

 

Праздник Таранджелоза отмечается и в наши дни.

 

                                                                  РЕКОМ

 

Один из самых любимых и почитаемых осетинами праздников. Длится целую неделю. Раньше в святилище Реком шли паломники со всей Осетии, особенно почитали его жители Алагирского ущелья. Праздник и в прежние времена и в наши дни начинается с закалывания жертвенного животного.

 

На праздник Реком , как и на другие большие всенародные праздники (Хетаджы Уастырджи, Уацилла, Джеоргуба и тд.) не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу - Сыр Хуцау.

 

В прежние века поклониться Рекому шли столько паломников, что в святилище негде было яблоку упасть. Это было что-то вроде осетинских Олимпийских игр. Молодежь состязалась в танцах, в пении, в скачках, в стрельбе из лука, в рукопашной борьбе.

 

Поклониться Рекому шли не только осетины, но и грузины. Скорее всего это были огрузинившиеся осетины, и зов крови вел их в святилище одного из самых почитаемых предками дзуаров.

 

Рассказывают, грузины шли поклониться Рекому. С ними была семья — муж, жена, маленький ребенок, — которая вела на закланье барана. Случайно на веревке, на которой вели барана, оказалась свиная щетина. Семья об этом, конечно же, не знала. Когда они добрались до

 

перевала и до Рекома осталось совсем немного, семья превратилась в камни. Реком - суровый дзуар - не простил им их оплошности.

 

В окрестностях святилища многие фамилии имели временные жилища, в которых поселялись на время праздника. В больших чугунных котлах варили пиво, люди приносили жертвы: кто барана, кто быка. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга, посылая почетные бокалы. Взявшись за руки, с пением совершали вокруг святилища ритуальное шествие.

 

Женщины не имели права приближаться к святилищу, но посылали туда свои кувинагта, и жрецы произносили над ними ритуальные молитвы. Каждое село имело своего жреца — дзуары лага, который наблюдал за ходом праздника и собирал мысайнаг1. Босые, с обнаженными головами, с маленькими белыми флажками в руках, они обходили ряды паломников. В прежние времена в качестве мысайнага могли дать лук, стрелы, пуговицу, бусинку, серебряные или медные монеты.

 

По мнению ученых, святилище Реком было построено в 1382 году. Легенда гласит, что некогда Уастырджи решил возвести для осетинского народа святилище из вечного, негниющего дерева. А такие деревья росли в лесу за Рекомом. Уастырджи приказал своим волам перебраться через ледники и привезти деревья. Деревья сами падали, повозки наполнялись, а волы по указанной дороге везли необычный строительный материал. На месте будущего святилища повозки сами опорожнялись, а волы возвращались к Уастырджи. Так, — гласит легенда, — без помощи человека возникло святилище Реком...

 

Реком и по сей день широко отмечается в Осетии. Делают кусарт, приглашают родственников и соседей, возносят молитвы и препоручают себя заботам Уастырджи Рекома. Праздник обычно отмечается в июне.

 

 

Мысайнаг — предметы или деньги, оставленные в святилище как приношение божеству. Мысайнаг оставляли во всех случаях посещения святилища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Накусова Ирина Ахсарбековна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1054
Номер материала 38159
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓