Классный час -
открытие по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» «Что значит быть
человеком»
Цель: ввести
учащихся в яркий, неординарный мир сказки французского писателя Антуана де Сент
– Экзюпери
Задачи:
создать условия для
Ø
конструирования
собственного знания и осмысления философских и эстетических проблем,
поднятых в сказке автором;
Ø
развития
читательского интереса учащихся, творческого воображения,
чувства музыки, монологической
речи учащихся.
Ø
приобщения
учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового; воспитание личности
свободной и самостоятельной, духовно – нравственной.
Ход классного часа:
Разговор
учащихся
(выходят с разных сторон к доске)
1-й
ученик.
Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное?
2-й
ученик.
Я думаю, сила и смелость. Ведь сильный человек может сделать все, что захочет.
3-й
ученик.
Нет, мне кажется, что главное для человека — быть умным. Умный человек сумеет
избежать неприятностей, все точно рассчитает.
4-й
ученик.
Мне бы хотелось, чтобы все люди были добрыми и помогали друг другу.
5-й
ученик.
Я считаю, что главное в жизни — быть Человеком.
1-й
ученик.
Как это? Ведь мы и так все люди. Мы уже ими родились. Что – то я не понимаю?
2-й
ученик
А правда, ребята, что значит быть Человеком? Каким же в этой жизни быть, чтоб
званье Человека заслужить?
У: : - Как
часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети
не понимают взрослых. Взрослый человек живёт разумом, а ребёнок душой и
интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.
Стоит
прислушаться к детскому объяснению и пониманию многих вещей, обратиться к
детскому мировосприятию, и многие вещи предстанут переднами в ином свете.
(Продолжает
звучать музыка, входят дети,
садятся вместе с мамами или папами).
У: Живет
на свете уже много-много лет удивительная сказка Антуана де Сент Экзюпери
«Маленький принц». Удивительна она тем, что ставит перед нами очень важные и
трудные вопросы. Сегодня наши родные, наши взрослые помогут разобраться в этих
вопросах.
1 группа
1
ученик Когда – то во Франции жил удивительный человек,
чувствовавший себя в ответе за людей, за свою Землю и мечтавший о том, чтобы
все люди планеты Земля были счастливы и любили друг друга. Это был летчик,
писатель, мечтатель и звали его Антуан де Сент – Экзюпери.
2
ученик Сент-Экзюпери принадлежало много взрослых изобретений, но
прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем другими своим открытиями.
У:
Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену,
пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом
прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как
мячики; они стали еще ярче и прекраснее.
3
ученик Он не собирался быть писателем, но настало время в его жизни,
и ему захотелось поделиться с людьми своими мыслями и чувствами, и он написал
сказку «Маленький принц».
У:
Произошло это в 1942 году, когда шла Великая Отечественная война. Когда
Францию захватили гитлеровские войска, летчик добился права сражаться за мир на
земле. Уже немолодой, израненный, он летал и вел разведку. За две недели до
освобождения Франции, Экзюпери вылетел на разведку, а вскоре товарищи поняли,
что Сент – Экс не вернется никогда. Экзюпери погиб…
Родитель
Но на Земле осталась его книга «Маленький принц». Сказка - завещание
писателя, обращенная и к детям, и к взрослым. Книга, в которой он высказал свои
самые заветные мечты и в которой он успел сказать людям самое главное - что
значит быть Человеком.
- О
чем эта мудрая и добрая сказка?
(один из
учеников кратко пересказывает сказку) « В сказке говорится о том, как летчик,
потерпевший аварию, встречается в пустыне Сахара с маленьким мальчиком,
пришельцем с другой планеты, с Маленьким принцем. Подружившись с летчиком,
маленький принц рассказывает ему о своей планете, о розе, за которой он долго
ухаживал и которая была очень капризной. Поэтому Маленький принц решает
покинуть свою планету, для того, чтобы лучше узнать мир, людей и найти друзей. Перед
тем, как попасть на планету Земля, он посещает астероиды, где встречается с
королем, пьяницей, честолюбцем, деловым человеком, фонарщиком и географом.
Последней он посещает планету Земля, где встречает мудрого лиса, с которым
подружился, и летчика, которого он спасет, помогая отыскать ему колодец. А
потом Маленький принц решает вернуться на свою планету, к своей розе. Для этого
он должен освободиться от тяжести своего тела, то есть умереть. После укуса
змеи он покидает планету, а летчик всю оставшуюся жизнь хранит память о
маленьком друге»)
У: Давайте
вспомним, кому посвящена эта сказка. (Чтение вслух).
Прошу
детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в
оправдание: этот взрослый - мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на
свете, даже детские книжки. И наконец, он живет во Франции, а там сейчас
голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же все это меня не
оправдывает, я посвящу свою книжку тому мальчику, каким был когда-то мой
взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об
этом помнит. Итак, я исправляю посвящение:
ЛЕОНУ ВЕРТУ,
когда он был маленьким
-
Какая фраза заставила вас задуматься и почему? («Ведь все взрослые сначала
были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Взрослые не всегда
понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с
позиции ребёнка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми).
-
Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).
-
Что вы знаете о Маленьком принце? (Маленький принц очень одинок. Он живёт на
маленькой планетке астероид Б-612. Там росла прекрасная Роза, за которой
Маленький принц стал ухаживать. Он полюбил этот капризный цветок. Однажды малыш
поссорился с ней, и тогда он решил отправиться в путешествие по другим
планетам).
-
А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать
другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий
друг.)
У: Прежде
чем оказаться на планете Земля, Маленький принц облетел много звёзд и планет.
Почти отчаявшись найти свою мечту, он прилетел на Землю. Опишите настроение
Маленького принца. Почему ему было грустно? (Он облетел
много планет и звезд, но друга так и не встретил).
-
Кого встретил Маленький принц? (Лиса)
-
О чём говорили Лис и Маленький принц? (Лис просит, чтобы малыш его
приручил).
Какой секрет
открыл Маленькому принцу Лис? Помогла ответить на этот вопрос
2 группа,
показав инсценировку встречи Маленького принца с Лисом.
Сценка «Встреча
с лисом не планете Земля»
Лис:
-Доброе
утро.
Маленький
принц:
- Ты кто?
Лис:
-Я – лис.
Маленький
принц:
-Давай
поиграем, не так грустно.
Лис:
-Не могу я с
тобой играть. Я не приручен.
Маленький
принц:
-О, тогда
извини. А что значит «приручен»?
Лис:
- Приручить –
значит создать узы. Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Для
меня ты будешь единственным на свете, а для тебя я буду единственным на
свете…Ты только подумай, как чудесно будет, когда ты меня приручишь!
Пожалуйста, приручи меня. Люди идут в магазины и покупают все готовое, но нет
такого магазина, в котором можно курить дружбу. Вот почему люди больше не имеют
друзей. Если ты хочешь обзавестись другом, приручи меня… И помни: ты навсегда в
ответе за всех, кого ты приручил, ты в ответе за свою розу»).
У: - Лис,
встретившийся принцу на Земле, становится его учителем, и именно мудрый лис
объясняет ему, что такое любовь и дружба. Какую истину, забытую людьми,
напоминает Маленькому принцу лис? («Ты навсегда в ответе за всех, кого ты
приручил, ты в ответе за свою розу»).
Лис замолчал и
долго смотрел на Маленького принца.
Потом, сказал:
Лис:
Пожалуйста..!
приручи меня!
Маленький
принц:
Я бы рад. Но у
меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи,
Лис:
Узнать можно
только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо
узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов,
где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь,
чтобы у тебя был друг, приручи меня!
Маленький
принц:
А что для
этого надо делать?
Лис:
Надо запастись
терпеньем. Сперва сядь вон там, поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя
искоса поглядывать, а ты молчи, Слова только мешают понимать друг друга. Но с
каждым днём садись немножко ближе…
У: Так
Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощания…
Маленький
принц:
- Прощай…
Лис:
- Прощай. Вот
мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не
увидишь… Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за
всех, кого приручили.
Маленький
принц
Ты в ответе за
мою розу…
У: -
Маленький принц ушёл, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял
законы, подаренные Лисом.
(Звучит
песня «Маленький принц», муз. М.Н. Таривердиева).
Тогда для них в
ночном небе расцветают звёзды, и среди них та, где живёт Маленький принц, где
звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и
зажигает в них огонёк любви, огонёк милосердия. И
миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костёр любви! А
по земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго
сердца, где живут самые милосердные законы! Откройте свои сердца навстречу друг
другу.
3 группа
подготовила презентацию «Мудрых мыслей».
В сказке
французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах
человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и ее
ценностях, об отношениях людей.
4 группа
«Художников» создала диафильм по мотивам сказки
5 группа
прочитала стихотворения о Маленьком принце.
Маленький
Принц
Маленький
принц, златокудрый ребёнок...
Голос так тих,
и так ласково звонок,
С верою в
сказку, Малыш, ты живёшь,
Может, поэтому,
и не растёшь?
Может, поэтому,
ты не взрослеешь,
Мир скучных
взрослых принять не умеешь.
Маленький
принц, златокудрый ребёнок,
Каждое утро
поёшь ты спросонок,
Каждое утро
улыбкой встречаешь,
Новый куплет
для него сочиняешь,
Веришь, что
день принесёт тебе чудо.
А если веришь -
оно так и будет.
Маленький
принц, мальчишка из сказки,
В космос
бескрайний глядишь без опаски,
Знаешь, что
звёзды далёкие греют
Тех, кто в их
свет без сомнения верит,
Тех, кто
доверил свои им мечты...
И им особенно
дорог стал Ты...
****
Я лечу от
планеты к планете,
Я хочу все
узнать на свете,
я хочу быть за
все в ответе,
я сумею - Вы
мне поверьте.
Это трудно и
очень важно,
если кто-то
других спасает,
Добротою меня
зовите,
лишь она за
все отвечает.
В трудный час я
приду незванным,
каплей влаги
среди пустыни,
прикоснусь
Добротою к ранам,
в тот же миг
Ваша боль остынет.
Значит стоит
любить и верить,
и мечтать о
своей планете,
Боль чужую
душою мерить
и всегда быть
за все в ответе!
Нарисуй
мне барашка!
Нарисуй мне
барашка
Лёгким взмахом
руки,
В светло-серых
кудряшках
Пусть играют
лучи.
Пусть живёт не
в коробке -
На зелёном
лугу,
И чтоб домиком
бровки!
Я его полюблю.
Буду с нашим
барашком
Я рассветы
встречать,
И медовую кашку
Помогать
собирать.
Буду петь ему
тихо,
Если вдруг он
уснёт,
Милый, что тебе
стОит?
Нарисуй, пусть
живёт!
-Хотели бы
иметь такого друга?
У:
Давайте нарисуем маленькому принцу барашка.
(Звучит
песня «Маленький принц»)
( На
доске лист ватмана с заголовком «Нарисуй мне барашка»,
Дети
создают коллективное панно «Нарисуй мне барашка»)
6
группа подготовила
викторину для взрослых.
Подходит к
концу наш классный час. Вот мы и нашли ответы на наш вопрос: что значит быть
человеком. Не знаю как вам, а я прощаюсь с Маленьким принцем с чувством
необычайной печали и тоски, будто из моей жизни уходит что – то бесконечно
дорогое и ценное. Я думаю, как бы изменился наш мир, если бы мы следовали таким
человечным и ясным советам Маленького принца. Мне хотелось бы, чтобы каждый из
вас хоть чуть – чуть был похож на него и смотрел на жизнь так, как этот герой.
Прощаясь с летчиком, наш герой подарил взрослому другу подарок:
«… Ты навсегда
останешься мне другом. Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая
звезда, где я жив, где я смеюсь».
Видеоролик
Он подарил
летчику и нам с вами надежду и веру в то, что это мир можно изменить, для этого
только надо быть Человеком.
Я верю: в
каждом навсегда
Добро поселится
и радость,
Взойдет любовь
отступит старость,
Найдутся добрые
друзья.
И может быть
Маленький принц вновь посетит планету Земля, где повстречает вас и захочет с
вами подружиться.
Главная мечта
писателя – объединять людей.
По предложению
учителя ученики объединились, встав по кругу.
Передавая розу
по кругу, ребята высказывали свое мнение, как они понимают выражение: «Зорко
одно лишь сердце…
«Ты в ответе за
тех, кого приручил…» - так сказал Антуан де Сент Экзюпери. Обнимите свою маму
или папу и тихонечко скажите друг другу эти слова: « Мы всегда в ответе за тех,
кого приручили»
Классный час – открытие по сказке
Антуана де Сент
- Экзюпери
« Маленький принц»
Ротанёва Виктория Владимировна
учитель начальных классов,
Володарская гимназия «София»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.