Главная / Классному руководителю / Классный час. Тема: "Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения"

Классный час. Тема: "Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения"

Классный час. Тема: Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения.

Цели:

Обучающая: сформировать первоначальные знания о вреде курения с точки зрения анатомии и физиологии человека; воспитательная: воспитывать культуру поведения, формировать навыки личной гигиены; развивающая: способствовать росту самосознания и самооценки подростков; развивать умение анализировать и применять полученные знания в жизни.

План занятия.

1. Организационный момент. 2. Выполнение теста «Что мы знаем о курении?» 3. Сообщение нового материала. 4.Практическая работа с демонстрационным прибором для курения. 5. Подведение итогов.

1. Тест «Что мы знаем о курении?» При ответе на вопрос , напишите слова «да» или «нет» 1. Одна из главных причин, почему подростки курят, чтобы «быть как все». 2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения. 3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает. 4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы. 5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением. 6. Одной пачки сигарет вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушились нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких. 7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать. 8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца. 9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время. 10. Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку.

Ответы: 1. Да. 2. Да. 3. Нет. 4.да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8.да. 9. Нет. 10. Нет.

2. При курении табака часть его сгорает; дым втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Самый ядовитый – никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; суживает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а подвергается хроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения, сердечно-сосудистые и раковые заболевания. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина.

При нормальном дыхании воздух попадает в носовую полость, где прогревается, увлажняется и частично очищается от механических примесей. Слизистая оболочка носовой полости покрыта мерцательным эпителием. В этом покрове много клеток, выделяющих слизь, которая вместе с осевшими на оболочку пылевыми частичками удаляется мерцательными движениями ресничек. Именно поэтому человек чихает, когда внос попадает пыль и другие частицы.

После того как воздух покидает носовую полость, он проходит через гортань и попадает в трахею. Внутренняя поверхность трахеи также выстлана слизистой оболочкой, покрытой мерцательным эпителием, реснички которого находятся в постоянном движении. Важной функцией ресничек является защита от механических, физических и химических воздействий. Отфильтрованный ресничками воздух поступает через трахею в два бронха, идущих к правому и левому легкому. Подобно корням дерева, бронхи разветвляются на бронхиоли. По краям бронхиоль расположены легочные пузырьки – альвеоды, через стенки которых происходит газообмен между воздухом и кровью. Под легкими над желудком расположена диафрагма. Со слюной пары никотина заглатываются в желудок.

Курильщик вдыхает дым через рот и вредные вещества вместе с табачным дымом попадают непосредственно в верхние дыхательные пути. С непривычки появляется кашель, но при постоянном вдыхании дыма мерцательные реснички, фильтрующие попадающий в организм воздух, отмирают. Вредные вещества начинают раздражать непосредственно слизистую оболочку, что приводит к хроническому бронхиту. Как показывают исследования, именно в слизистой оболочке чаще всего зарождаются раковые клетки. По мере продвижения вниз по дыхательному тракту к основанию бронхиоль разрушительное воздействие никотина, смолы и других химических веществ усиливается. Один из вредных процессов происходит во время газообмена. Отдельные химические вещества, вступая в реакцию с кислородом, входящим в состав молекулы углекислого газа, образуют ядовитый угарный газ, который затем разносится по всему организму. В результате длительного отравления угарным газом уменьшается приток крови к пальцам рук и ног, что влечет за собой инфицирование и последующую ампутацию. Вредное воздействие химических веществ на альвеолы заключается в том, что приспосабливаясь к изменениям в кислородном обмене, они до предела увеличиваются в объеме и могут и могут разорваться. Этот процесс носит название эмфиземы. Эмфизема необратима. Однако если удается убедить курящего оставить курение, развитие данного заболевания может быть остановлено. Патологические процессы в органах дыхания, вызванные курением, могут быть обратимыми, если человек бросает курить. В зависимости от интенсивности курения в прошлом, процесс восстановления занимает от одного до 5 лет. В течение первых 2 недель происходит обильное выделение слизи, и начинается процесс оздоровления.

4. Физиологические последствия курения можно наглядно показать, используя демонстрационный прибор для курения. При демонстрации прибора учащиеся видят, как смольные вещества немедленно проникают в рот и легкие. Для изготовления прибора для курения используется пластиковая бутылка с крышкой( из под моющего средства), резиновая трубка длиной 5 см, ватные шарики, пластилин, сигарета (лучше без фильтра), спички. В крышке пластиковой бутылке проделать отверстие размером с диаметр трубки. Вставить трубку и замазать отверстие пластилином. В один конец трубки вставить ватный шарик, в другой – сигарету. Завернуть крышку. Сжав бутылку, выдавить из нее часть воздуха. Зажечь сигарету и начать равномерно ослаблять давление на бутылку. Сигарета начнет дымиться. Ватные шарики можно положить на дно бутылки. В этом случае после демонстрации часть смолистых веществ осядет на стенках бутылки, и шарики окажутся светлее. После показа учитель задает вопросы: как выглядит ватный шарик после эксперимента? Как выглядят стенки бутылки? Как, по вашему мнению, выглядят легкие курильщика? Учащиеся делают выводы, описывая влияние табачной смолы на живую ткань. Затем учитель предлагает составить словесный портрет курильщика. Главный акцент при этом можно сделать на внешних проявлениях табакокурения. Дело в том, что что подростки в большей степени интересуются сегодняшним днем, а не тем, что с ними будет в последствии. Поэтому описания раковых и сердечно-сосудистых заболеваний часто не достигают цели. Акценты следует расставить на последствиях и понятных учащимся. Например, к отрицательным последствиям курения относятся возможное повреждение слизистой оболочки губ, языка, неба, горла, что неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях; проявление сухого прерывистого кашля, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта; ухудшение обоняния; преждевременное появление морщин на лице; пожелтение зубов; нарушение нормального дыхания и снижение выносливости, снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Кроме того, табачные изделия, изготовленные из табака высшего сорта и содержащие меньшее количество никотина в дыме, обычно очень дорогие. Поэтому у курильщиков, как правило, всегда пустой кошелек.

5. В конце занятия учащиеся могут письменно ответить на вопрос, что из увиденного и услышанного их больше всего удивило или встревожило.

Классный час. Тема: "Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения"
  • Классному руководителю
Описание:

Работу по профилактике табакокурения я провожу  с учащимися 7-8 классов. При подготовке обязательно учитываю, сколько курящих школьников в классе, чтобы обеспечить индивидуальный подход к ним. Несмотря на обилие доказательств того, что курение разрушает здоровье, подростки продолжают курить. Ниже приведены их ответы на вопрос, почему они это делают: курение успокаивает, занимает время, когда скучно, помогает сбросить вес, все мои друзья курят, это привычка, это помогает выглядеть старше, чувствую себя взрослее, это мне нравится, это помогает мне чувствовать себя независимым, в этом есть особый шик.

Автор евсеева галина ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 769
Номер материала 28158
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓