Здравствуйте,
ребята. Цель нашей сегодняшней встречи – заглянуть на одну из страшных страниц
истории Великой Отечественной войны – хатынскую страницу. Вы узнаете, каким
жестоким может быть человек на войне. И, надеюсь, вы еще раз прочувствуете и
осознаете, какое это страшное событие – война.
О
миллионах погибших в те годы вы слышали не раз. Но когда умирает солдат, это
печально, но это понятно – на то он и солдат. Когда же солдат стреляет в
женщин, детей, стариков, этому нет никакого объяснения. И называется это не
иначе как варварство. Об этом сегодня наш рассказ.
Историческую
страничку классного часа подготовили и проведут ученики нашего класса ______________________________________________________________________
Ведущий 1: (слайд2)Ни на
одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой
Белорусской деревни. Она была уничтожена фашистскими карателями весной 1943
года.
Ведущий 2: (слайд2) ХАТЫНЬ…
Деревня, в которой уже никогда не испекут душистый хлеб. Не запахнет здесь и
парным молоком, и утреннюю зарю не потревожат голосистые петухи. Никогда и
никто не услышит тут переборов гармошки, звонких частушек, веселых песен,
беззаботного смеха девчат и парней.
Ведущий 1: (слайд3)Это
произошло 22марта. Специальный карательный отряд фашистов окружил деревню. Ни
один из взрослых жителей Хатыни не смог остаться незамеченным. Гитлеровцы
облазили каждую избу, погреб – не спрятался ли там кто-нибудь. А потом под
дулами автоматов всех согнали в большой сарай, обложенный соломой.
Ведущий 2: (слайд3) Объятые
ужасом, люди стояли, тесно прижавшись друг к другу. Что задумали палачи?
И вдруг вспыхнуло
пламя – фашисты подожгли сарай! В дыму задыхались, плакали дети. Когда под
напором десятков людей рухнули двери сарая и люди, полные ужаса, в охваченной
пламенем одежде, бросились врассыпную, автоматные очереди карателей уложили
всех, кто попытался вырваться из огненного плена. Пламя разгоралось все сильней
и сильней. Наконец рухнула объятая огнем крыша. Кровавую расправу фашисты
завершили тем, что разграбили дома и сожгли всю деревню.
Ведущий 1: (слайд4)149
жителей Хатыни заживо сгорели в огне. Среди них – 75 детей. Так гитлеровцы отомстили жителям деревни за то, что
они помогали партизанам, за то, что не хотели склонить головы перед
оккупантами.
Ведущий 2: (слайд4) Не все
хатынцы погибли, как считали каратели.
Три человека вышли
живыми из огня. Они выжили, чтобы ещё раз обличить кровавое лицо фашизма, ещё и
ещё раз сказать войне «нет!»
Ведущий 1: (слайд5) Когда рухнули
двери сарая и люди бросились врассыпную, в горящей одежде, крепко держа за руку
семилетнего Витю, бежала Анна Желобкович. Она старалась прикрыть сына от пуль
своим телом. И вдруг упала, скошенная свинцовой смертью, упала, увлекая за
собой раненного в руку Витю. Так и пролежал он до ухода карателей у трупа
самого родного на свете человека – матери, дважды подарившей ему жизнь.
Ведущий 2: (слайд6)Из девяти
детей семьи Иосифа и Анны Барановских в живых остался один – 12-летний Антон.
Выбежав из горящего сарая, он был ранен в обе ноги, упал, и гитлеровцы приняли
его за мёртвого.
Ведущий 1: (слайд7) Третий
свидетель хатынской трагедии – деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский.
Израненный, обгоревший, он нашёл среди трупов односельчан изувеченное тело
своего сына Адама и услышал его последние слова. Мальчик был
смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался
на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа
Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального
комплекса «Хатынь» - «Непокоренный человек»
Ведущий 2: (слайд8) На
земле белорусской деревни Хатынь создано единственное в мире «Кладбище деревень»,
на котором символически похоронены 185 белорусских деревень, разделивших судьбу
Хатыни.
Ведущий 1: (слайд9)
В
центре возвышается бронзовая скульптура Непокорённого Человека – человека,
вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшего живым из огня. Боль и
гнев, скорбь и месть выражены на лице его. А руки, натруженные крестьянские
руки, горестно и бережно держат тело замученного ребёнка. И, кажется, бронзовые
уста Непокорённого говорят: «Будь проклят, фашизм!»
Ведущий 2: (слайд10) Справа от
скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Чёрные гранитные плиты символизируют
обрушившуюся крышу сарая. Клинообразная дорога из белого мрамора символизирует
последний путь жителей Хатыни и обрывается у крыши-плиты.
Ведущий 1: (слайд11)
Прислушайтесь,
люди!
Сердцем
прислушайтесь!..
И вы услышите
тяжёлый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая
муки, кровь и смерть ста сорока девяти хатынских женщин,
стариков, детей. Они навсегда слились с многострадальной землёй Хатыни. Их
останки покоятся в братской могиле. Над могильным холмом – Венец Памяти из
белого мрамора. На нём – обращение восставших из пепла хатынцев к тебе,
ко мне, к нам – к живущим:
«Люди
добрые, помните:Любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие.
Мы сгорели живыми
в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и
силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне
нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»
Ведущий 2: (слайд11) И наш
ответ погибшим:
«Родные вы наши.
Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами.
Вы не покорились
фашистским убийцам в чёрные дни лихолетья.
Вы приняли
смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей советской вовек не погаснет.
Память о вас
в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!»
Ведущий 1: (слайд12)Дорожка из
серых железобетонных плит ведёт к бывшей деревенской улице. На месте каждого из
26 сгоревших домов лежит первый венец сруба. Только сделан он не из дерева – из
бетона, и цвет его не радует глаз, он серый, пепельный. Внутри сруба –
тревожный силуэт печной трубы, увенчанный колоколом. (слайд13)На
обелиске – мемориальная плита с фамилиями и именами непокорившихся врагу,
заживо сожжённых хатынцев. (слайд14)Перед
каждым домом открытая
калитка,
тоже серая, тоже из бетона, калитка, приглашающая войти в дом, которого нет.
Больно становится
при мысли, что никогда не заскрипит эта калитка живым деревянным скрипом,
никогда не потянет дымком из печных труб-обелисков, никто не напьётся студёной
воды из
четырёх деревенских колодцев. (слайд15)
Ведущий 2: (слайд16) Обелиски,
обелиски, обелиски…
И колокола. Их 26.
Это хатынский набат. Гневно и тревожно рассказывает он миру о трагедии
белорусской деревни.
И предостерегает:
«Люди, будьте бдительны! Помните!»
Отрывок из поэмы
«Реквием» Р.Рождественского. (слайд17)
Учитель: Ну вот,
ребята, мы перевернули ещё одну трагическую страничку в книге героического
прошлого нашей страны. Какие чувства, впечатления вызвала у вас эта история? (ответы
учащихся)
Учитель: Ребята, в
преддверии великого Дня Победы, в крае проводится акция «Письмо
солдату». Я предлагаю вам написать письмо солдату минувшей войны – ветерану.
Только сделаем мы это в необычной форме – в форме синквейна. Это небольшое
поэтическое произведение – пятистрочие. Но построено оно по строгим законам: (слайд18)
1 строка – тема
синквейна, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
2 строка – два
прилагательных или причастия, которые описывают признаки предмета, заявленного
в теме.
3 строка – три
глагола, описывающих действия в рамках темы.
4 строка – фраза
из четырёх слов, выражающая ваше личное представление, отношение к предмету
размышлений.
5 строка –
заключение в форме одного существительного, перекликающееся с первым словом.
Например: (слайд19)
Война.
Беспощадная,
напрасная.
Стреляют, убивают, допрашивают.
Война — позор человеческого рода.
Смерть.
Учитель:
Попробуйте, ребята, передать ваши сегодняшние мысли и эмоции вот в такой
оригинальной форме. (детям раздаются бланки для письма, ребята пишут
синквкйны.
Давайте посмотрим,
что у вас получилось.(Зачитывют примеры синквейнов).
Учитель: (слайд20) Ну что же,
ребята, я считаю, что вы отлично справились с заданием. Молодцы!
А закончить нашу
встречу мне хотелось импровизированной акцией «Свеча памяти». Издавна повелось
зажигать свечи в память об ушедших людях. И у военных обелисков зажигают
«вечный огонь» как символ вечной жизни. И я прошу вас, вспомнив ваши
сегодняшние эмоции зажечь импровизированную свечу у обелиска «Непокорённому
Человеку». Если же ваше сердце не откликнулось на эту трагедию, поставьте к
обелиску погасшую свечу.(учащиеся прикрепляют свечи к обелиску)
Учитель: Ребята,
большое спасибо за внимание.
Изучайте историю
своей страны, помните её прошлое. Вам жить и вам решать, какой будет жизнь в
стране, в которой вы живёте.
До свидания.
Сценарий
классного часа-реквиема для 8-9 классов
памяти
жертв фашизма в годы Великой Отечественной войны.
Составила
и провела Зубарева Е.В.
МБОУ
СОШ №4
2014-2015
уч.г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.