Главная / Классному руководителю / Классный час-реквием "Нет войны, а боль в сердцах осталась"

Классный час-реквием "Нет войны, а боль в сердцах осталась"

Документы в архиве:

6.02 МБ Lyudvig_Van_Bethoven_-_Lunnaya_sonata_Sonata_dlya_fortepiano_N14_Sonata_dlya_fortepiano_14_do-diez_m_(iPlayer.fm).mp3
13.4 МБ adazhio_skripka_-_Adazhio_sol_minor_Adazhio_Albioni_(iPlayer.fm).mp3
51.78 КБ хатынь.docx
1.32 МБ хатынь.ppt

Название документа хатынь.docx

hello_html_m5b03a034.gifЦель:

- Познакомить учащихся с одним из исторических событий нашей Родины.

- Рассказать о людях и их подвигах во время ВОВ.
- Довести до сознания учащихся горечь потерь за время ВОВ, гордость за подвиги советских людей.  
- Расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас.
- Воспитывать патриотизм.


Оборудование: плакат с названием классного часа, импровизированные свечи, мультимедийная презентация.


Предварительная работа: учащиеся самостоятельно готовят теоретический материал, учат стихи.


Ход мероприятия:


Учитель: (слайд1)


Слушайте!
Это мы
говорим.
Мертвые.
Мы.
Слушайте!
Это мы
говорим.
Оттуда.
Из тьмы.
Слушайте!
Распахните глаза.
Слушайте до конца.
Это мы
говорим,
мертвые.
Стучимся
в ваши
сердца...

Не пугайтесь!
Однажды
мы вас потревожим во сне.
Над полями
свои голоса пронесем в тишине.
Мы забыли,
как пахнут цветы.
Как шумят тополя.
Мы и землю
забыли.
Какой она стала,
земля?


Здравствуйте, ребята. Цель нашей сегодняшней встречи – заглянуть на одну из страшных страниц истории Великой Отечественной войны – хатынскую страницу. Вы узнаете, каким жестоким может быть человек на войне. И, надеюсь, вы еще раз прочувствуете и осознаете, какое это страшное событие – война.

О миллионах погибших в те годы вы слышали не раз. Но когда умирает солдат, это печально, но это понятно – на то он и солдат. Когда же солдат стреляет в женщин, детей, стариков, этому нет никакого объяснения. И называется это не иначе как варварство. Об этом сегодня наш рассказ.

Историческую страничку классного часа подготовили и проведут ученики нашего класса ______________________________________________________________________

Ведущий 1: (слайд2)Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой Белорусской деревни. Она была уничтожена фашистскими карателями весной 1943 года.


Ведущий 2: (слайд2) ХАТЫНЬ… Деревня, в которой уже никогда не испекут душистый хлеб. Не запахнет здесь и парным молоком, и утреннюю зарю не потревожат голосистые петухи. Никогда и никто не услышит тут переборов гармошки, звонких частушек, веселых песен, беззаботного смеха девчат и парней.


Ведущий 1: (слайд3)Это произошло 22марта. Специальный карательный отряд фашистов окружил деревню. Ни один из взрослых жителей Хатыни не смог остаться незамеченным. Гитлеровцы облазили каждую избу, погреб – не спрятался ли там кто-нибудь. А потом под дулами автоматов всех согнали в большой сарай, обложенный соломой.


Ведущий 2: (слайд3) Объятые ужасом, люди стояли, тесно прижавшись друг к другу. Что задумали палачи?

И вдруг вспыхнуло пламя – фашисты подожгли сарай! В дыму задыхались, плакали дети. Когда под напором десятков людей рухнули двери сарая и люди, полные ужаса, в охваченной пламенем одежде, бросились врассыпную, автоматные очереди карателей уложили всех, кто попытался вырваться из огненного плена. Пламя разгоралось все сильней и сильней. Наконец рухнула объятая огнем крыша. Кровавую расправу фашисты завершили тем, что разграбили дома и сожгли всю деревню.


Ведущий 1: (слайд4)149 жителей Хатыни заживо сгорели в огне. Среди них – 75 детей. Так гитлеровцы отомстили жителям деревни за то, что они помогали партизанам, за то, что не хотели склонить головы перед оккупантами.


Ведущий 2: (слайд4) Не все хатынцы погибли, как считали каратели.

Три человека вышли живыми из огня. Они выжили, чтобы ещё раз обличить кровавое лицо фашизма, ещё и ещё раз сказать войне «нет!»


Ведущий 1: (слайд5) Когда рухнули двери сарая и люди бросились врассыпную, в горящей одежде, крепко держа за руку семилетнего Витю, бежала Анна Желобкович. Она старалась прикрыть сына от пуль своим телом. И вдруг упала, скошенная свинцовой смертью, упала, увлекая за собой раненного в руку Витю. Так и пролежал он до ухода карателей у трупа самого родного на свете человека – матери, дважды подарившей ему жизнь.

Ведущий 2: (слайд6)Из девяти детей семьи Иосифа и Анны Барановских в живых остался один – 12-летний Антон. Выбежав из горящего сарая, он был ранен в обе ноги, упал, и гитлеровцы приняли его за мёртвого.



Ведущий 1: (слайд7) Третий свидетель хатынской трагедии – деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский. Израненный, обгоревший, он нашёл среди трупов односельчан изувеченное тело своего сына Адама и услышал его последние слова. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» - «Непокоренный человек»


Ведущий 2: (слайд8) На земле белорусской деревни Хатынь создано единственное в мире «Кладбище деревень», на котором символически похоронены 185 белорусских деревень, разделивших судьбу Хатыни.


Ведущий 1: (слайд9) В центре возвышается бронзовая скульптура Непокорённого Человека – человека, вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшего живым из огня. Боль и гнев, скорбь и месть выражены на лице его. А руки, натруженные крестьянские руки, горестно и бережно держат тело замученного ребёнка. И, кажется, бронзовые уста Непокорённого говорят: «Будь проклят, фашизм!»


Ведущий 2: (слайд10) Справа от скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Чёрные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая. Клинообразная дорога из белого мрамора символизирует последний путь жителей Хатыни и обрывается у крыши-плиты.


Ведущий 1: (слайд11)

Прислушайтесь, люди!

Сердцем прислушайтесь!..

И вы услышите тяжёлый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, кровь и смерть ста сорока девяти хатынских женщин, стариков, детей. Они навсегда слились с многострадальной землёй Хатыни. Их останки покоятся в братской могиле. Над могильным холмом – Венец Памяти из белого мрамора. На нём – обращение восставших из пепла хатынцев к тебе, ко мне, к нам – к живущим:

«Люди добрые, помните:Любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие.

Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»


Ведущий 2: (слайд11) И наш ответ погибшим:

«Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами.

Вы не покорились фашистским убийцам в чёрные дни лихолетья.

Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей советской вовек не погаснет.

Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!»


Ведущий 1: (слайд12)Дорожка из серых железобетонных плит ведёт к бывшей деревенской улице. На месте каждого из 26 сгоревших домов лежит первый венец сруба. Только сделан он не из дерева – из бетона, и цвет его не радует глаз, он серый, пепельный. Внутри сруба – тревожный силуэт печной трубы, увенчанный колоколом. (слайд13)На обелиске – мемориальная плита с фамилиями и именами непокорившихся врагу, заживо сожжённых хатынцев. (слайд14)Перед каждым домом открытая калитка, тоже серая, тоже из бетона, калитка, приглашающая войти в дом, которого нет.

Больно становится при мысли, что никогда не заскрипит эта калитка живым деревянным скрипом, никогда не потянет дымком из печных труб-обелисков, никто не напьётся студёной воды из четырёх деревенских колодцев. (слайд15)


Ведущий 2: (слайд16) Обелиски, обелиски, обелиски…

И колокола. Их 26. Это хатынский набат. Гневно и тревожно рассказывает он миру о трагедии белорусской деревни.

И предостерегает: «Люди, будьте бдительны! Помните!»


Отрывок из поэмы «Реквием» Р.Рождественского. (слайд17)





























Помните!

Через века,

через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придёт

никогда, -

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!


Люди!

Покуда сердца

стучатся, -

помните!

Какою

ценой

завоёвано счастье, -

пожалуйста,

помните!

Детям своим

расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

бессмертной

Земли

помните!

К мерцающим звёздам

ведя корабли, -

о погибших

помните!

Встречайте

трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Мечту пронесите

через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придёт

никогда, -

заклинаю, -

помните!



Учитель: Ну вот, ребята, мы перевернули ещё одну трагическую страничку в книге героического прошлого нашей страны. Какие чувства, впечатления вызвала у вас эта история? (ответы учащихся)


Учитель: Ребята, в преддверии великого Дня Победы, в крае проводится акция «Письмо солдату». Я предлагаю вам написать письмо солдату минувшей войны – ветерану. Только сделаем мы это в необычной форме – в форме синквейна. Это небольшое поэтическое произведение – пятистрочие. Но построено оно по строгим законам: (слайд18)

1 строка – тема синквейна, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

2 строка – два прилагательных или причастия, которые описывают признаки предмета, заявленного в теме.

3 строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы.

4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая ваше личное представление, отношение к предмету размышлений.

5 строка – заключение в форме одного существительного, перекликающееся с первым словом.


Например: (слайд19)


Война.
Беспощадная, напрасная.
Стреляют, убивают, допрашивают.
Война — позор человеческого рода.
Смерть.


Учитель: Попробуйте, ребята, передать ваши сегодняшние мысли и эмоции вот в такой оригинальной форме. (детям раздаются бланки для письма, ребята пишут синквкйны.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.(Зачитывют примеры синквейнов).


Учитель: (слайд20) Ну что же, ребята, я считаю, что вы отлично справились с заданием. Молодцы!

А закончить нашу встречу мне хотелось импровизированной акцией «Свеча памяти». Издавна повелось зажигать свечи в память об ушедших людях. И у военных обелисков зажигают «вечный огонь» как символ вечной жизни. И я прошу вас, вспомнив ваши сегодняшние эмоции зажечь импровизированную свечу у обелиска «Непокорённому Человеку». Если же ваше сердце не откликнулось на эту трагедию, поставьте к обелиску погасшую свечу.(учащиеся прикрепляют свечи к обелиску)

Учитель: Ребята, большое спасибо за внимание.

Изучайте историю своей страны, помните её прошлое. Вам жить и вам решать, какой будет жизнь в стране, в которой вы живёте.

До свидания.



26










Сценарий классного часа-реквиема для 8-9 классов

памяти жертв фашизма в годы Великой Отечественной войны.


Составила и провела Зубарева Е.В.

МБОУ СОШ №4

2014-2015 уч.г.


Название документа хатынь.ppt

 ХАТЫНЬ
Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой ...
22 марта 1943 года
В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего в...
В горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе ...
Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его з...
Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский куз...
Внутри обелиск с мемориальной плитой. На ней имена и фамилии заживо сожженны...
Синквейн – пятистрочие 1 строка – тема синквейна, выраженная одним словом, о...
Например:   Война. Беспощадная, напрасная. Стреляют, убивают, допрашивают. В...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1  ХАТЫНЬ
Описание слайда:

ХАТЫНЬ

№ слайда 2 Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой бел
Описание слайда:

Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами.

№ слайда 3 22 марта 1943 года
Описание слайда:

22 марта 1943 года

№ слайда 4 В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возр
Описание слайда:

В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста.

№ слайда 5 В горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с д
Описание слайда:

В горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни.

№ слайда 6 Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за м
Описание слайда:

Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень.

№ слайда 7 Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец
Описание слайда:

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 Внутри обелиск с мемориальной плитой. На ней имена и фамилии заживо сожженных л
Описание слайда:

Внутри обелиск с мемориальной плитой. На ней имена и фамилии заживо сожженных людей, указан возраст детей до 16 лет.

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 Синквейн – пятистрочие 1 строка – тема синквейна, выраженная одним словом, обыч
Описание слайда:

Синквейн – пятистрочие 1 строка – тема синквейна, выраженная одним словом, обычно именем существительным. 2 строка – два прилагательных или причастия, которые описывают признаки предмета, заявленного в теме. 3 строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы. 4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая ваше личное представление, отношение к предмету размышлений. 5 строка – заключение в форме одного существительного, перекликающееся с первым словом.

№ слайда 19 Например:   Война. Беспощадная, напрасная. Стреляют, убивают, допрашивают. Войн
Описание слайда:

Например:   Война. Беспощадная, напрасная. Стреляют, убивают, допрашивают. Война — позор человеческого рода. Смерть.

№ слайда 20
Описание слайда:

Классный час-реквием "Нет войны, а боль в сердцах осталась"
  • Классному руководителю
Описание:

Предлагаю вашему вниманию разработку классного часа патриотической направленности. Расскажите ребятам об одной из самых страшных историй Великой Отечественной войны - хатынской трагедии. Судьба этой маленькой белорусской деревушки не оставит никого равнодушными. Наши дети должны знать, как выглядит фашизм. Ведь не изучая своего прошлого, мы не сумеем построить будущее.

Кроме того, это мероприятие содержит и творческий компонент. Рассказать о своих эмоциях ребята смогут в необычной форме - они овладеют навыками создания синквейнов(маленьких художественных произведений).

Автор Зубарева Елена Валерьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 496
Номер материала 49940
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓