Главная / Классному руководителю / Классный час-диспут на тему "Достоинство"

Классный час-диспут на тему "Достоинство"

Классный час-диспут

"Поговорим о достоинстве"

Цели:

формировать понятие в детях - не только кем быть в жизни, но и каким быть!

продолжить формирование характера, его положительных черт: каков человек - достойный - человек, обладающий высоким чувством долга.

Цитаты:

Достоинства есть именно то, что Больше всего возвышает человека, что придаёт его деятельности, всем его Стремлениям высшее благородство...

К. Маркс


Не сильные лучшие, а честные.

Честь и Собственное достоинство - сильнее всего.

Ф. М. Достоевский.

Безмерное самолюбие и самомнение

Не есть признак чувства собственного Достоинства.

Ф. М. Достоевский.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Вступительное слово учителя:

Друзья мои, есть на свете такое понятие: человеческое достоинство, им, собственно, определяется, чего стоит человек, каков он? Что значит, достойный человек? Как это понятие трактует старинный словарь Даля. У детей было домашнее задание: отправится в научную командировку в библиотеку для работы с толковым словарем Даля.

Ученица:

- Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, “достойный уважения”, “стоящий доверия”, “заслуживающий внимания”, “надлежащий - такой, каким должен быть Человек с большой буквы”, “ должный - обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени”, “приличный в поведении”, “ сообразный с требованиями правды, чести”, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.

Учитель:

Видите, ребята, как много смысла в одном, единственном слове, которое мы, порой, не часто вспоминаем. Между тем, вся наша жизнь состоит из поступков достойных и недостойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей конституции, дело и, в так называемых, неписаных законах человеческих отношений.

Ведь нельзя же записать в конституции, что Герман Филиппов не должен подсказывать Сереже Садовникову на уроке или что Даша Ломовцева, случайно услышав чужой секрет, не должна его сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мы-то знаем, что это делать неприлично. И человек с чувством собственного достоинства не допустит такого, потому что уважает достоинство других.

Подумайте, ребята, и приведите примеры из жизни, из рассказов, прочитанных книг, где вы сталкивались с поступками, достойными уважения.

Ученица приводит пример из жизни иркутского писателя Марка Сергеева, происшедший с ним в годы войны:

Во время войны в школе, г. Иркутска как и во многих других, появились ребята из эвакуированных в Иркутск семей. Одного из них, москвича, звали Витя. Он был очень знающим, рассказывал много интересного, никто из ребят в то время не был в Мавзолее В.И. Ленина, не видел Выставки достижений народного хозяйства, ее удивительных павильонов, набитых буквально чудесами, никто не гулял по Красной площади, не слушал оперы в Большом театре. А Виктор все это знал, да еще как! И рассказчик он был хороший! Девочки все в него влюбились, мальчишки все хотели с ним дружить.

И вдруг все перевернулось: девочки недоумевали, мальчики презирали новичка. В чем же дело? А дело в том, что он, прекрасно зная математику и русский язык, никому ни разу, даже ближайшему другу, не дал списать выполненное домашнее задание. Он обычно говорил: “ Я тебя уважаю, поэтому давай я тебе помогу, ты приходи ко мне или я к тебе, порешаем вместе”. А ребятишки хохотали: “ Ничего себе - “уважаю, уважаю” а списать не даёт”.

И охладели к Виктору девочки, и сторонились его мальчики, и рассказы его уже не казались такими интересными.

А ведь если вдуматься - Виктор был прав. У него были несомненные дарования: он и в Москве был первым учеником в школе и домашнее задание, выполненное именно им, сразу можно было отличить, тем более, учительским взглядом. А ребята не знали, вернее, не понимали, что он не жадничал, а берег их человеческое достоинство. Конечно, стыдно стоять у доски и говорить: “Извините, Мария Васильевна, я не решил задачку”. И дальше уже от уровня честности: один скажет правду, что забыл, увлекся игрой в хоккей (тогда гоняли кривыми палками тряпичные самодельные мячи), другой придумает себе отговорки, наплетет сто коробов, лишь бы было похоже на правду. Да, вот так стоять у доски стыдно. Но в тысячу раз стыдно, когда учитель уличит тебя в том, что ты воспользовался чужим трудом. Он скажет “списал”, а в подтексте этого слова слышится

Жили три друга – товарища. В маленьком городе Эн. Были три друга - товарища Взяты фашистами в плен.

Стали допрашивать первого,

Долго пытали его —

Умер товарищ замученный

И не сказал ничего.

Стали второго допрашивать,

Пыток не вынес второй –

Умер, ни слова не вымолвив,

Как настоящий герой.

Третий товарищ не вытерпел,

Третий язык развязал.

Не о чем нам разговаривать!

- Он перед смертью сказал.

Их закопали за городом,

Возле разрушенных стен.

Вот как погибли товарищи

В маленьком городе Эн.

Учитель:

Обязательно ли быть героем, чтобы быть достойным человеком?

Не каждый достойный человек обязательно станет героем. Но ни один герой не может быть человеком без высокого чувства: именно достоинство лежит в основе подлинной гордости, чести, веры в правое дело.

Послушаем, что же случилось с Витей, героем рассказа, эвакуированным из Москвы?

Ученик:

Однажды, возвращаясь вечером из школы, Витя увидел, что в сумерках три довольно крепких “лба”, как говорили тогда о дылдах, доказывающих всем свою “правоту” кулаками, колотят паренька, он не разглядел кто это, как выяснилось потом, - его же одноклассники, за пару минут до того вышедшие из школы. Увидя явную несправедливость - трое на одного, он крикнул парням, чтобы они прекратили подлость, те только хмыкнули, и тогда худенький, не очень приспособленный, казалось, к драке Витя ринулся в бой. Откуда у него взялись только силы, видимо вот от этого, свойственного ему чувства собственного достоинства и справедливости. Ведь только тот, кто в самом деле имеет чувство собственного достоинства, кто дорожит чужим. Самое любопытное в этой истории состоит в том, что Витя поколотил и весьма ощутимо парнишку, которого все побаивались и от драки, с которым все уходили, а он любил похвастаться силой, щелкнуть кого-нибудь по лбу или по затылку. А тут побитый с тяжелым синяком пришел в школу... с матерью. Она, увидев следы драки на физиономии своего “младенца”, возмутилась, и, не считаясь с его просьбой не ходить в школу, пришла к директору, да еще и учинила ему скандал.

"Украл”. Да какое же это воровство? Ведь ты же не вырываешь страничку из тетради, а только списываешь?! Но что делать, вещи надо называть своими именами. Ты списал чужую работу. Вот представь, что это не домашнее задание, а, скажем, написанные твоим товарищем стихи. И ты отдал их в редакцию под своим именем. Правда рано или поздно выяснится. И за такой поступок человека по головке не погладят, его отдадут под суд. А если это будут не стихи, а чертеж изобретения? Видишь, как далеко завели рассуждения о том, достойно или недостойно человека списывать чужую ДОМАШНЮЮ работу. Все это понимал Виктор и даже пытался объяснить ребятам, но далеко не все его понимали. У каждого из нас не сразу вырабатывается вот это самое чувство человеческого достоинства, оно в нас есть, но мы еще не знаем, что же это такое.


Ребята показывают инсценировку французской баллады «Белая шаль».

Действующие лица:

Ведущий

Мать

Сын

Палач

Ведущий: Баллада рассказывает о юном революционере, который был в отряде повстанцев, борющихся за свободу народа. Его поймали враги, королевские солдаты, он осужден на смертную казнь, почти мальчик, и утром на большой площади, где установили эшафот, ему должны отрубить голову.

Ночью в его камеру, подкупив стражу, приходит мать.

Мать: Я рано утром буду принята королём, я на коленях буду умолять его помиловать тебя, ведь ты совсем мальчик. Если моя просьба будет услышана королём, и ты будешь прощен, - утром в толпе увидишь меня - я буду в белой шали. Если же король ответит отказом - шаль будет черная.

Ведущий: И вот - утро казни, бушует толпа у эшафота, она негодует, что казнят такого юного паренька. И все ему сочувствуют. А он с улыбкой выходит к плахе спокойно кладет голову: вот-вот прозвучат слова прощения, ведь мать стоит в толпе в белой шали.

Палач заносит топор, казнь свершена. В толпе рыдает женщина в белой шали. Она боялась, что сын струсит, увидев плаху и топор, и одетого в красные одежды палача, что её мальчик начнет просить прощения, унизив свое достоинство, достоинство революционера.

А так он умер спокойно и достойно.

Учитель: Во время войны, сколько молодых юношей достойно, как подобает солдатам и патриотам прошли через огонь и смерть, спасая Родину от коричневой фашистской нечисти, скольким мальчишкам и девчонкам, попавшим в руки врагов, пришлось вынести муки пострашнее, чем герою “Белой шали” - допросы, пытки. И сколько матерей, страдая от невыносимого горя, думали о том, чтобы дети их многострадальные сохранили в себе человеческое достоинство, не показали слабость врагам.

Ученица читает стихотворение С. Михалкова

Если разлад между высшим и внутренним миром очень велик, то надо задуматься и спросить себя: что же ты за человек, если тебе стыдно даже самому себе признаться кое в чем?”

Три разных человека, три разных эпохи, три героических - каждая по-своему, неповторимых и прекрасных судьбы, три мастера, оставивших нам свои вечные творения, столь несхожие меж собой. И как одинаково они говорят о той огромной роли, которую играет в судьбе каждого человека, и в твоей судьбе, друг мой, чувство, которое нельзя ни купить, ни занять, а лишь воспитать в себе, вырастить в сердце своем - ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, делающее человека воистину человеком.


Вопросы для обсуждения

  1. Что значит быть достойным? Обязательно ли быть героем?

  2. А где в наше время можно проявить достоинство? По отношению к кому надо вести себя достойно?

  3. Достойно ли подсказывать?

  4. Достойно отказать списать или попросить списать?

  5. А что, по вашему мнению, ещё должно «ходить в понятие достоинства?

  6. Как вы понимаете слова: “В основе человеческого бытия, человеческого существования, человеческой жизни - лежит доброта”.

  7. Согласитесь ли вы со мной:

Жить достойно - значит жить по заповедям. Я думаю, как нигде уместны заповеди Иисуса Христа (их 10). Вот некоторые из них, которые отвечают сегодняшней нашей теме:

- Возлюби ближнего как самого себя.

- Почитай отца и мать.

- Не убий.

- Не укради.

- Не лжесвидетельствуй (т.е. говори правду).

- Не возжелай из ближнего своего (т.е. не проси).

- Чти день воскресный.

Итак, в основе человеческого бытия лежит доброта, доброе отношение друг другу, поэтому и хочется закончить наш классный час стихотворением Гульчехры Джураевой (читаю наизусть).

Говорят, что я горда.

Что же - я отвечу: да

Во время урока директор и мать пострадавшего вошли в класс.

Директор велел подняться ему, не знаю как кто, а я в голосе директора почувствовал иронию. Конечно, безобразие, что ученик поколотил ученика, но директор явно не сочувствовал пострадавшему. Ведь на то он и директор, чтобы знать об учениках все на свете.

Итак, - сказал директор, - чья это работа?

Моя, - встал Саша.

Кого угодно мы представляли в роли драчуна, только не Сашу. Да и не годился он для драки, по нашим представлениям, поэтому сначала мы даже не поверили. А Саша и оправдываться не стал, а просто сказал:

- Ему попало за дело. Пусть расскажет сам.

Но пострадавшему мужества не хватило. Он упорно молчал уставясь в пол, потом начал что-то выдавливать из себя. А мать его все повторяла: “ Вот видите, вот видите! И это называется воспитание?”

Но тогда встали два паренька, принимающие участие в драке, и все сами рассказали. И мать пострадавшего покраснела и стала извиняться.

И выяснилось, что и тот, за кого вступился Виктор, потому не встает, что нечестно поступил по отношению к товарищам, и за это они решили его “проучить”.

- И все равно, - сказал Виктор, - трое на одного - это подло.

- И все с ним согласились.

Вот какая произошла непростая и неоднозначная история.

Но девчонки снова все полюбили Виктора, а мальчишки захотели с ним дружить, несмотря на то, что он по-прежнему не давал списывать.

Учитель:

Дети, запомните, пожалуйста, замечательные слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: “Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства... Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства - это камень, на котором оттачивается тонкость чувств”.

Чувство гуманности оскорбляется, - пишет Виссарион Белинский, - когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства”.

И, наконец, Николай Островский:

Перед низостью горда,

Перед пошлостью горда,

Я всегда.

Если подленькая месть

Мне захочет в душе влезть,

Если золотом увесят –

Совесть заглушить хотят, -

Перед этим я горда

Отвечаю: “Никогда”.

Но с тобою доброта,

Я доверчиво проста,

Тает гордость, словно снег

В день погожий по весне...

Как ищу я, как я жду Красоту и доброту!

Вот и мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинства других.



Классный час-диспут на тему "Достоинство"
  • Классному руководителю
Описание:

Данный час-диспут проводится в старших классах. Целью его являетя формирование понятий у учащихся: кем я хочу стать, каким должен быть и т.е. Дать разъясние понятию "достоинсто", "долг".  Объяснить детям, что вся наша жизнь состоит из поступков достойных и недостойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей конституции, дело и, в так называемых, неписаных законах человеческих отношений.

 

 

 

Автор Чаплыгина Галина Викторовна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1163
Номер материала 10495
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓