Классный час в 3 классе
Автор: Сизоненко С.Н.
МКОУ Светлоярская СОШ №2
им.Ф.Ф.Плужникова
п. Светлый Яр
Тема: Я и мои права.
Цели: познакомить
с понятиями «гражданин»; «права граждан»; «права детей»; «обязанности
школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни;
развивать культуру
речи; умение анализировать; развивать творческие способности;
воспитывать любовь
к Родине; правовую грамотность; уважение к другим и к себе; чувство
собственного достоинства.
Оборудование: словарь С.
И. Ожегова (с.143); «Конституция РФ»; конверты с заданиями; магнитофон; диск с
песнями; мультимедийное оборудование.
Ход
занятия:
1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Я с вами
поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и
счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)
От чего зависит ваше счастье?
Когда человек счастлив, хочется смеяться,
играть.
2.
Сценка «Игра». (Показывают дети)
Ведущий:
После уроков ребята решили поиграть.
Коля: Давайте поиграем в войну!
Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка,
милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.
Саша:
А я не хочу.
Коля:
Чего не хочешь?
Саша:
Играть в войну.
Ваня:
Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Саша:
Я не хочу.
Коля:
Захочешь.
Саша:
Что же вы меня заставите?
Ведущий:
Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
(Дети садятся на места)
Ведущий:
Давайте поговорим. Как поступил Ваня и Коля? Почему они не правы? Прав ли Саша?
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)
–
Может, кто догадался о теме нашего разговора?
3. Объявление темы и постановка цели
занятия:
- То о чём мы сегодня будем говорить,
относится ко всем нам.
Наш
классный час посвящен важной проблеме современного общества –правам, которыми
обладает каждый человек. Тема нашего разговора «Я и мои права».
(Приложение.Слайд 1)
Как вы понимаете слово право? (свобода
личности, условия учебы, жизни, которые государство дает человеку)
Вы познакомитесь с правами детей, с
законами, которые защищают эти права. Подумаем вместе, как сделать, чтобы эти
права помогали нам быть счастливыми. Девиз нашего классного часа:
Знать законы – значит защищать свои права.
(Слайд)
5.Актуализация
знаний учащихся.
Хотя все мы разные, все личности, но
объединяет нас то, что все мы – жители одной планеты, живем в одном
государстве. Каком?
- А кем является
каждый из нас? (ответы детей)
- Каждый из нас –
гражданин России.
- Кто такой «гражданин»?
(ответы детей)
(Слайд)
- Что значит
«наделённое правами и обязанностями»? (иметь права и обязанности).
-Что такое обязанность?
(требование к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять)
6. Игра
«Дополни».
-У великого
русского пота Н. А. Некрасова есть такие строки:
…Поэтом можешь ты
не быть, но гражданином быть обязан.
-Как вы понимаете
эти слова? Для этого соедините слова в предложения правильно.
(Слайд)
Работая в группе,
уважайте мнения своих товарищей.
- Каким же должен
быть настоящий гражданин?
Ответы, сверка со
слайдом. Молодцы. Вы отлично поработали.
(слайд)
- Молодцы! Вы
отлично справились с этим заданием.
7. Беседа.
- Наше
государство предоставляет нам права.
Какие права
граждан России вам известны?
Кто из вас знает,
как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ).
(Слайд)
- Слово
«конституция» в переводе с латинского обозначает «установление».
- У граждан России
есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них. Попробуйте доказать,
что те права, которые вы назвали, действительно существуют. (Работа по
группам).
(Слайд)
·
Каждый
человек имеет право на жизнь.
·
Каждый
человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему
усмотрению. Принудительный труд запрещён.
·
Каждый
гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может
посещать д /с, школу, колледж или университет.
·
Каждый
гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.
·
Гражданин
России имеет право на отдых.
- А теперь, зная
эти права, мы поиграем.
8. Игра
«Путешествие в сказку».
Задача:
определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.
(Слайд)
1. «Айболит» К. И.
Чуковский ( право на получение мед. помощи)
(Слайд 6)
2. «Золотой
ключик» А. Толстой (право на образование)
(Слайд 7)
9. Музыкальная
минутка
- Молодцы! Вы
хорошо запомнили права граждан России.
Воспользуемся
своим правом на отдых и проведем музыкальную минутку (слайд).
Под музыку мы
будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно
слушать отрывки из песен. После нашей «минутки» вы ответите на такой вопрос:
«На какие права указывает песня»
10. Беседа.
- Как вы думаете, о
каких гражданах наше государство должно заботиться в первую очередь? Почему о
детях? (ответы детей)
(слайд)
Дети -
меньше могут себя защитить, они незрелы и ранимы, зависят от опеки старших.
Поэтому
многочисленные, общественные и государственные организации главной своей
задачей считают защиту прав детей. Наиболее авторитетная международная ООН
приняла полный документ Конвенцию о правах ребенка, в котором
права ребенка приобрели силу норм международного права. Права детей намного
шире, глубже, чем права взрослых. Во всех странах, подписавших его, должны быть
созданы благополучные условия для развития и счастья детей. 20 лет эту
конвенцию выполняют многие страны мира. (показ книги )
- Какие же права
имеют дети?
Стихи детей.
Только
ты на свет родился,
Право
первое твое:
Получи,
чтоб им гордиться
Имя
личное свое.
Очень
трудно самому,
жить
на свете одному.
Правом
с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь
везде, ребята.
Есть
еще такое право-
Помнить,
думать и творить
и
другим свои раздумья,
если
хочешь, подарить.
Я
росточком недоволен
И пока
не так силен,
Но не
смей мне делать больно-
Есть у
нас такой закон.
Если
жар, все тело ломит
И
совсем не до игры,
То
позвать врача на помощь
Тоже
право детворы.
С
книжкой в маленькой руке
Правом
пользуюсь «учиться
На
родимом языке.
Подросла,
взяла я книжки
И
пошла я в первый класс.
В
школу ходят все детишки -
Это
право есть у нас.
Я могу
свой детский праздник,
Как и
взрослый, отмечать.
Если я
проголодаюсь-
Пищу
вправе получать.
Будь
ты слабым или сильным,
Белым,
черным - все равно!
Ты
родился быть счастливым,
Это
право всем дано.
(Последние
слова чтецы говорят хором)
Помимо этих прав в
конвенции много и других (всего 54). Ее называют Мировой Конституцией прав
детей.
(слайд)
11. Нарушения прав детей.
Мы
знаем, есть случаи, когда нарушаются права детей. Не все в мире спокойно
(горячие точки, войны, теракты). В первую очередь страдают дети (сироты,
нищие). (слайды)
Дети
должны знать свои права и уметь их отстаивать, ведь это определено законом.
Игра «Какие права нарушены?» (слайд)
12.
Обобщение по правовой защите детей
Мы
много говорили о правах детей. Какие законы России их регулируют? (слайд)
Продолжите
фразу: Для меня самое главное право… (слайд)
13.Права
школьника
-Какими
правами детей вы пользуетесь в нашей школе?
Случается, что
ваши права нарушают?
-К кому вы обращаетесь
за помощью в таком случае?
14. Сценка.
А что вы скажете о
таком понимании ваших прав?
Ксюша считает, что
ее права нарушены. Верно ли она считает?
15. Обязанности школьника.
Приведите примеры обязанностей школьника.
Где они записаны? (показ )
В уставе нашей школы сказано:
обучающиеся Школы
обязаны:
·
соблюдать
Устав Школы;
·
добросовестно
учиться;
·
бережно
относится к имуществу Школы;
·
соблюдать
Правила поведения учащихся.
-Приведите
примеры правил поведения в школе, где есть и права и обязанности. (слайд)
16.Слово учителя.
Невыполнение своих
обязанностей, нарушение прав других людей ведет к правонарушениям. Об этом мы
поговорим с вами на следующем классном часе.
17.Рефлексия.
А) Подведем итоги
нашего классного часа.
-Чему он был
посвящен?
-Кто заботится о
правах детей в нашей стране?
В каком документе
записаны эти права?
-Каким правом вы
пользуетесь сейчас, сидя за партой?
Б) Ребята, вы
имеете право расти в условиях свободы, развиваться всесторонне, ведь
государство и закон предоставляет вам эти права. Чтобы не нарушали ваших прав,
следует уважать права других, соблюдать законы и выполнять свои обязанности.
Только так мы сможем стать счастливее!
Музыка «Детство». (раздаются
памятки прав)
Спасибо, ребята,
что обсудили данную тему.
Список
используемых ресурсов.
festival@1september.ru
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,120077/Itemid, 118/
http://ya-uchitel.ru/load/nachalnye_klassy/okruzhajushhij_mir/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.