Главная / Классному руководителю / Классному руководителю "Влияние мелкой пластики на развитие речи"

Классному руководителю "Влияние мелкой пластики на развитие речи"

Раннее, а может гармоничное?

или

«Влияние мелкой пластики на развитие речи».

Учитель ИЗО МБОУ СОШ №2 г. Краснодара

Т.Д. Кладова

Рано или поздно, наверное, каждый задумается над вопросом: хорошо это или плохо, что система раннего развития ребенка становится все более популярной среди родителей? Ведь развитие тех или иных функций должно происходить с учетом возрастных особенностей. Говорят, что прежде, чем лечить, необходимо определить уровень физического созревания мозга и уровень развития высших психических функций у ребенка. Это применимо и к понятию «учить».

За период всеобщей моды на раннее развитие стало ясно: этот путь не так прост, как кажется на первый взгляд. И более того: не столь безопасен. На нем встречаются незаметные рифы и мели, обойти которые большинству родителям достаточно сложно.

О раннем развитии многие родители узнают задолго до рождения своего крохи и сразу же для себя решают: это то, что необходимо моему будущему ребенку.

Но на сегодняшний день уже можно сделать определенные выводы. Реальность такова, что дети, чьи родители чрезмерно увлекались ранним развитием, блистают в раннем детстве и младших классах, но затем резко сдают позиции в учебе. Почему? Все просто: все системы раннего развития стимулируют – и весьма интенсивно – зоны, расположенные в левом полушарии мозга, которые отвечают за развитие логики и абстрактного мышления и в норме формируются существенно позже. У маленьких же детей в норме должно доминировать правое полушарие, где расположены зоны, которые связаны с эмоциями, интуитивно-образным мышлением, творческими способностями. Говоря проще, маленькому ребенку свойственно постигать мир при помощи чувств и фантазии, причем постигать его целостно, а не анализировать информацию, раскладывая ее «по полочкам».
Но детский мозг чрезвычайно пластичен, и если с крохой начинают едва ли не с самых первых месяцев жизни интенсивно заниматься чтением, счетом, логическими играми, не уделяя при этом должного внимания эмоциональному развитию, левое полушарие начинает интенсивно развиваться, подавляя при этом нормальное развитие правого. В результате, ребенок действительно значительно раньше сверстников начинает читать, писать, бегло болтает на иностранном языке, обладает солидной для своего возраста эрудицией. Но если правое, «творческое» полушарие осталось неразвитым, малыш просто будет умело и ловко манипулировать буквами, числами, нотами, фактами, но никогда не сможет стать ни выдающимся математиком, ни музыкантом, ни ученым – ведь для этого требуется как раз та загадочная, непостижимая интуиция, то иррациональное, что сокрыто в правом полушарии нашего мозга. Мозг запрограммирован на интенсивное развитие. Однако, каждая функция должна быть сформирована на определенном этапе его развития.

В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. И только ли с этими причинами? Ведь для того, чтобы удовлетворять свои потребности, играть, общаться, трудиться, учиться, полноценно воспринимать всю палитру ( все разнообразие ) окружающего мира у ребенка должны полноценно функционировать такие психические процессы как ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Речь всегда являлась и будет являться средством человеческого общения, она тесным образом связана со второй сигнальной системой. Различают два ее вида: внутреннюю и внешнюю. С самого рождения и до двух лет у ребенка бурно формируются центры восприятия и воспроизводства устной речи. За письменную речь – чтение и письмо – отвечают совсем другие зоны мозга. Если родители, движимые самыми лучшими побуждениями, начинают преждевременно стимулировать эти зоны, показывая малышу кубики Зайцева, карточки Домана или любые другие пособия по обучению чтению, все усилия мозга перераспределяются, и центры восприятия устной речи остаются пассивными. Научиться читать грудной младенец никак не может, но и нормальное речевое развитие у него затормаживается.
Поэтому, даже если вы – сторонник сверхраннего обучения чтению, отложите знакомство с буквами до той поры, когда малыш в полном объеме освоит устную речь.

Итак, можно понять, что проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.

Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Ведь речь и мышление тесно взаимосвязаны. Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на полноценность всестороннего развития ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности поражения эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, чувства неполноценности).

Меня всегда интересовал вопрос: «В чем заключается влияние движений пальцев на развитие речи?». Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Именно поэтому я советую любящим родителям отложить в сторону кубики с буквами, и дать в ручки своему ребенку..глину. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова) Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Так, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной, и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

М.М.Кольцова пришла к выводу, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особо там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Многолетний опыт работы с детьми в студии керамики «Терра» при МБОУ СОШ №2 г. Краснодара позволил мне заметить, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Это наблюдение подтолкнуло меня обратить внимание на работу с акупунктурными точками рук малышей: во время занятий я стала планомерно и целеноправлено проводить воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

В студии «Терра» часть времени на каждом занятии посвящено комплексу пальчиковой гимнастике. Именно с нее начинается тренировка пальцев рук. В комплекс входит массаж кисти рук и фаланги каждого пальчика. Проводится разминание и поглаживания в течение 2-3 минут. Проводятся активные упражнения для пальцев рук, при этом в движение вовлекаются как можно больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками шарики различного диаметра, конусы, жгутики из глины или другого пластичного материала. В движение вовлекаются все пальчики. Для этого упражнения в студии имеются различные поделки - бусы, гусеницы, птенчики и т.п. - всё, что можно слепить из форм шара и конуса.

Тренировка движений для пальцев (особенно у младших детей) непременно сочетает с речью. Это обязательное условие. Например: проговариваются народные потешки, стишки. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. При регулярных упражнений движения детей становятся более плавными, выразительными, ритмичными, у малышей вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух и память. На занятиях ребята декламируют стихи, скороговорки, загадки, песни. Данные виды деятельности всегда привлекают детей своей живостью, эмоциональностью, легко и ненавязчиво настраивая на игру.

Для тренировки пальцев нашей студии используются упражнения и без речевого сопровождения. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду способствуют повышению работоспособности коры головного мозга, ведь возможность познания окружающих предметов и самого мира у детей в большей степени связана с прикосновением, а значит с двигательной активностью рук.

Студия керамики «Терра» работает в МБОУ СОШ №2 уже 15 лет. За это время родители, которые приводили своих детей с проблемами мелкой моторики, речью, отставанием в развитии, замечали, что, проучившись несколько лет в студии, ребята не только исправляли дефекты речи, но и лучше учились, быстрее развивались.


Предлагаю блок заданий:

В первом блоке дети лепят фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Всем фигуркам сопутствует небольшое стихотворное сопровождение. При выполнении каждого задания вовлекаются все пальчики, упражнения выполняются как правой, так и левой рукой.

Также на первых занятиях происходит знакомство детей с геометрическими фигурами, на основе которых построены все изображения. Фигурки лепят, сопровождая стишками для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный , но и слуховой образ предмета

Эти упражнения проводятся со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какое-либо нарушение ее функции.

Во втором блоке, когда ребенок слепит фигурку, задание усложняется: дети разыгрывают небольшие сценки на определенный сюжет. Например, на сюжет такой сказки как «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.п.

При хорошей фантазии можно создавать своих персонажей и придумывать свои сказки. В таких случаях решаются сразу несколько психолого-педагогических задач - развивается мелкая моторика, закрепляется пространственная ориентировка и изученные формы, осознается правильное конструирование фразы. И при этом дети создают веселые рассказы о приключениях колобка, гномика или фантастического животного, сопровождая свою речь движениями рук.

На занятиях мы стараемся, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы собственное творчество приносили радость.

Дети с недостатками произношения часто совершают ошибки в использовании предлогов. Данный комплекс в веселой, непринужденной игре помогает им научиться правильно употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями по развитию мелкой моторики.

Для профилактики нарушения речи в студии также используются дополнительные логоритмические занятия. В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики-системы дыхательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

И еще раз возвращаясь к вышесказанному, хочу акцентировать, что в каждодневные занятия обязательно включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Регулярные упражнения улучшают память. Умственные способности, улучшают эмоциональное состояние, улучшают деятельность сердца и пищеварительной системы. Таким образом, все эти упражнения способствуют не только развитию речи, но и общему укреплению здоровья ребенка.

И все же вопрос продолжает оставаться открытым: как быть с ранним развитием? Для себя мы решили его таким образом: каждый ребенок развивается индивидуально, и огромное значение для него имеет среда, в которой он растет. В нашей студии «Терра» дети не только выполняют интересные творческие работы, участвуют и побеждают в конкурсах разного уровня, но и оздоравливаются путём развития мелкой моторики. Чтобы малыш мог вовремя и максимально эффективно реализовать заложенный в нем потенциал, он должен находиться в активной развивающей среде, где созданы оптимальные условия не только для его сегодняшней, но и для завтрашней деятельности. Наша студия для каждого ребенка всегда в чем-то, как бы на вырост, в зоне ближайшего развития.



Классному руководителю "Влияние мелкой пластики на развитие речи"
  • Классному руководителю
Описание:

Раннее, а может гармоничное?

 

или

 

«Влияние мелкой пластики на развитие речи».

 

Учитель ИЗО МБОУ СОШ №2 г. Краснодара

 

Т.Д. Кладова

 

 

 

Рано или поздно, наверное, каждый задумается над вопросом:

хорошо это или плохо, что система раннего развития ребенка

становится все более популярной среди родителей? Ведь

развитие тех или иных функций должно происходить с учетом

возрастных особенностей. Говорят, что прежде, чем лечить,

необходимо определить уровень физического созревания мозга

и уровень развития высших психических функций у ребенка.

Это применимо и к понятию «учить».

 За период всеобщей моды на раннее развитие стало ясно: этот

путь не так прост, как кажется на первый взгляд. И более того:

не столь безопасен. На нем встречаются незаметные рифы и

мели, обойти которые большинству родителям достаточно

сложно

 О раннем развитии многие родители узнают задолго до

рождения своего крохи и сразу же для себя решают: это то,

что необходимо моему будущему ребенку.

 Но на сегодняшний день уже можно сделать определенные

выводы. Реальность такова, что дети, чьи родители чрезмерно

увлекались ранним развитием, блистают в раннем детстве и

младшихклассах, но затем резко сдают позиции в учебе.

Почему? Все просто: все системы раннего развития

стимулируют – и весьма интенсивно – зоны, расположенные в

левом полушарии мозга, которые отвечают за развитие логики

и абстрактного мышления и в норме формируются существенно

позже. У маленьких же детей в норме должно доминировать

правое полушарие, где расположены зоны, которые связаны с

эмоциями, интуитивно-образным мышлением, творческими

способностями. Говоря проще, маленькому ребенку

свойственно постигать мир при помощи чувств и фантазии,

причем постигать его целостно, а не анализировать

информацию, раскладывая ее «по полочкам».

Но детский мозг чрезвычайно пластичен, и если с крохой

начинают едва ли не с самых первых месяцев жизни

интенсивно заниматься чтением, счетом, логическими играми,

не уделяя при этом должного внимания эмоциональному

развитию, левое полушарие начинает интенсивно развиваться,

подавляя при этом нормальное развитие правого. В

результате, ребенок действительно значительно раньше

сверстников начинает читать, писать, бегло болтает на

иностранном языке, обладает солидной для своего возраста

эрудицией. Но если правое, «творческое» полушарие осталось

неразвитым, малыш просто будет умело и ловко

манипулировать буквами, числами, нотами, фактами, но

никогда не сможет стать ни выдающимся математиком, ни

музыкантом, ни ученым – ведь для этого требуется как раз та

загадочная, непостижимая интуиция, то иррациональное, что

сокрыто в правом полушарии нашего мозга. Мозг

запрограммирован на интенсивное развитие. Однако, каждая

функция должна быть сформирована на определенном этапе

его развития.

 В последние годы отмечается тенденция на увеличение

количества детей с отклонениями в развитии речи.

Этиотклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными

экологическими условиями, различными инфекциями. И только

ли с этими причинами? Ведь для того, чтобы удовлетворять

свои потребности, играть, общаться, трудиться, учиться,

полноценно воспринимать всю палитру ( все разнообразие )

окружающего мира у ребенка должны полноценно

функционировать такие психические процессы как ощущение,

восприятие, внимание, воображение, память, мышление и

речь. Речь всегда являлась и будет являться средством

человеческого общения, она тесным образом связана со второй

сигнальной системой. Различают два ее вида: внутреннюю и

внешнюю. С самого рождения и до двух лет у ребенка бурно

формируются центры восприятия и воспроизводства устной

речи. За письменную речь – чтение и письмо – отвечают

совсем другие зоны мозга. Если родители, движимые самыми

лучшими побуждениями, начинают преждевременно

стимулировать эти зоны, показывая малышу кубики Зайцева,

карточки Домана или любые другие пособия по обучению

чтению, все усилия мозга перераспределяются, и центры

восприятия устной речи остаются пассивными. Научиться

читать грудной младенец никак не может, но и нормальное

речевое развитие у него затормаживается.

Поэтому, даже если вы – сторонник сверхраннего обучения

чтению, отложите знакомство с буквами до той поры, когда

малыш в полном объеме освоит устную речь.

 Итак, можно понять, что проблема исправления речи в наше

время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения

возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно

выявлять и исправлять. Нарушения речи в той или иной

степени отрицательно влияют на все психическое развитие

ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.

 Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное

развитие, особенно на формирование высших уровней

познавательной деятельности. Ведь речь и мышление тесно

взаимосвязаны. Нарушение речи, ограниченность речевого

общения могут отрицательно влиять на полноценность

всестороннего развития ребенка, вызывать психические

наслоения, специфические особенности поражения

эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию

отрицательных качеств характера (застенчивости,

нерешительности, чувства неполноценности).

 Меня всегда интересовал вопрос: «В чем заключается влияние

движений пальцев на развитие речи?». Такие авторы, как

Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина

описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с

задержкой речевого развития.

 Ученые, которые изучают деятельность детского мозга,

психику детей, отмечают большое стимулирующее значение

функции руки. Именно поэтому я советую любящим родителям

отложить в сторону кубики с буквами, и дать в ручки своему

ребенку..глину. Сотрудники Института физиологии детей и

подростков АПН установили, что уровень развития речи детей

находится в прямой зависимости от степени сформированности

тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова) Выдающийся

педагог В.А.Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и

дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли». Это совершенно

справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее

представительство в моторной зоне коры головного мозга. Так,

была выявлена следующая закономерность: если развитие

движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое

развитие находится в пределах нормы. Если же развитие

движений пальцев отстает, то задерживается и речевое

развитие, хотя общая моторика при этом может быть

нормальной, и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

 Для полноценного формирования навыков устной речи

ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук.

Современные научные данные подтверждают, что области

коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов

речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в

непосредственной близости друг от друга. Следовательно,

идущие в кору головного мозга нервные импульсы «тревожат»

расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их

активную деятельность.

 М.М.Кольцова пришла к выводу, что формирование речевых

областей совершается под влиянием кинестетических

импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

 Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где

развитие речи происходит своевременно, и особо там, где

имеется отставание, задержка развития моторной стороны

речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей

путем тренировки движений пальцев рук.

 Многолетний опыт работы с детьми в студии керамики

«Терра» при МБОУ СОШ №2 г. Краснодара позволил мне

заметить, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается

выраженная в разной степени общая моторная

недостаточность, а также отклонения в развитии движений

пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с

речевой функцией. Это наблюдение подтолкнуло меня

обратить внимание на работу с акупунктурными точками рук

малышей: во время занятий я стала планомерно и

целеноправлено проводить воспитательно-коррекционные

мероприятия в данном направлении.

 В студии «Терра» часть времени на каждом занятии

посвящено комплексу пальчиковой гимнастике. Именно с нее

начинается тренировка пальцев рук. В комплекс входит

массаж кисти рук и фаланги каждого пальчика. Проводится

разминание и поглаживания в течение 2-3 минут. Проводятся

активные упражнения для пальцев рук, при этом в движение

вовлекаются как можно больше пальцев с хорошей

достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом

возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать

пальчиками шарики различного диаметра, конусы, жгутики из

глины или другого пластичного материала. В движение

вовлекаются все пальчики. Для этого упражнения в студии

имеются различные поделки - бусы, гусеницы, птенчики и т.п.

- всё, что можно слепить из форм шара и конуса.

 Тренировка движений для пальцев (особенно у младших

детей) непременно сочетает с речью. Это обязательное

условие. Например: проговариваются народные потешки,

стишки. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц

способствует развитию координации, общей и тонкой

произвольной моторики. При регулярных упражнений

движения детей становятся более плавными, выразительными,

ритмичными, у малышей вырабатываются правильный темп

речи, ритм дыхания, развивается речевой слух и память. На

занятиях ребята декламируют стихи, скороговорки, загадки,

песни. Данные виды деятельности всегда привлекают детей

своей живостью, эмоциональностью, легко и ненавязчиво

настраивая на игру.

 Для тренировки пальцев нашей студии используются

упражнения и без речевого сопровождения.

Выполняяпальчиками различные упражнения, ребенок

достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не

только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи

(так как при этом индуктивно происходит возбуждение в

центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и

письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность,

гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем

облегчает приобретение навыков письма. Систематические

упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду

способствуют повышению работоспособности коры головного

мозга, ведь возможность познания окружающих предметов и

самого мира у детей в большей степени связана с

прикосновением, а значит с двигательной активностью рук.

 Студия керамики «Терра» работает в МБОУ СОШ №2 уже 15

лет. За это время родители, которые приводили своих детей с

проблемами мелкой моторики, речью, отставанием в развитии,

замечали, что, проучившись несколько лет в студии, ребята не

только исправляли дефекты речи, но и лучше учились,

быстрее развивались.

 Предлагаю блок заданий:

 В первом блоке дети лепят фигурки, которые изображают

предметы, животных, птиц. Всем фигуркам сопутствует

небольшое стихотворное сопровождение. При выполнении

каждого задания вовлекаются все пальчики, упражнения

выполняются как правой, так и левой рукой.

 Также на первых занятиях происходит знакомство детей

сгеометрическими фигурами, на основе которых построены все

изображения. Фигурки лепят, сопровождая стишками для того,

чтобы у ребенка возникал не только зрительный , но и

слуховой образ предмета

 Эти упражнения проводятся со всеми детьми, а особенно с

теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или

какое-либо нарушение ее функции.

 Во втором блоке, когда ребенок слепит фигурку,

заданиеусложняется: дети разыгрывают небольшие сценки на

определенный сюжет. Например, на сюжет такой сказки как

«Колобок», «Теремок», «Репка» и т.п.

 При хорошей фантазии можно создавать своих персонажей и

придумывать свои сказки. В таких случаях решаются сразу

несколько психолого-педагогических задач - развивается

мелкая моторика, закрепляется пространственная

ориентировка и изученные формы, осознается правильное

конструирование фразы. И при этом дети создают веселые

рассказы о приключениях колобка, гномика или

фантастического животного, сопровождая свою речь

движениями рук.

 

На занятиях мы стараемся, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы собственное творчество приносили радость.

 Дети с недостатками произношения часто совершают ошибки в

использовании предлогов. Данный комплекс в веселой,

непринужденной игре помогает им научиться правильно

употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями

по развитию мелкой моторики.

 Для профилактики нарушения речи в студии также

используются дополнительные логоритмические занятия. В

основу этих занятий положен метод фонетической ритмики-

системы дыхательных упражнений, в которых различные

движения сочетаются с произнесением специального речевого

материала.

 И еще раз возвращаясь к вышесказанному, хочу

акцентировать, что в каждодневные занятия обязательно

включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. По

насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и

стопе.

 Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую

методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы

наделены большим количеством рецепторов, посылающих

импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях

рук расположено множество акупунктурных точек, массируя

которые можно воздействовать на внутренние органы,

рефлекторно с ними связанные.

 В восточной медицине существует убеждение, что массаж

большого пальца повышает функциональную активность

головного мозга, указательного - положительно воздействует

на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного -

на печень и почки, мизинца - на сердце.

 В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и

металлическими шарами. Регулярные упражнения улучшают

память. Умственные способности, улучшают эмоциональное

состояние, улучшают деятельность сердца и пищеварительной

системы. Таким образом, все эти упражнения способствуют не

только развитию речи, но и общему укреплению здоровья

ребенка.

 И все же вопрос продолжает оставаться открытым: как быть с

ранним развитием? Для себя мы решили его таким образом:

каждый ребенок развивается индивидуально, и огромное

значение для него имеет среда, в которой он растет. В нашей

студии «Терра» дети не только выполняют интересные

творческие работы, участвуют и побеждают в конкурсах

разного уровня, но и оздоравливаются путём развития мелкой

моторики. Чтобы малыш мог вовремя и максимально

эффективно реализовать заложенный в нем потенциал, он

должен находиться в активной развивающей среде, где

созданы оптимальные условия не только для его сегодняшней,

но и для завтрашней деятельности. Наша студия для каждого

ребенка всегда в чем-то, как бы на вырост, в зоне ближайшего

развития.

 

 

 

 

 


 

 

Автор Кладова Татьяна Дмитриевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 299
Номер материала 42393
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓