ГБПОУ РМ «Краснослободский медицинский колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР
Клемина Т.А.___________
«___»__________2009
Методическая разработка
классного часа
«Сталинградская
битва»
Разработала:
преподаватель Кудашкина И.П.
Краснослободск, 2017
Разработка
классного часа «Сталинградская битва»
Аннотация
Методическая разработка классного часа «Сталинградская битва»
написана для студентов 1 курса. Цель методической разработки - познакомить обучающихся
с историей Великой Отечественной Войны в целом, а конкретно со Сталинградской
битвой, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны. Задачей
классного часа является – создать необходимый эмоциональный настрой, побудить студентов
к размышлению о долге, памяти. Данная разработка относится к серии занятий по
нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. Данная методическая
разработка может применяться как на классном часе, так и на уроках истории.
В рамках подготовки данного мероприятия была
проделана такая работа, как:
·изучение литературных источников,
·сравнительный анализ полученной информации,
·отбор информации для работы,
·подобраны песни соответствующей тематики,
·создана презентация.
Классный час «Сталинградская битва»
Выше всех Эверестов - Мамаев курган!
Р. Рождественский
Цели: - расширить представление студентов
о Великой Отечественной войне, рассказать о Сталинградской битве;
- сформировать положительную оценку
духовного подвига советского народа;
- воспитывать благодарное отношение к
подвигу солдат, уважение к людям старшего поколения;
- побуждать к критическому осмыслению
различных трактовок военных событий, воспитывать чувство патриотизма,
гражданственности.
Задачи: 1. Уточнить
и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой
Отечественной войны.
2. Развивать интерес к истории Отечества; наблюдательность,
любознательность.
3. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.
Оборудование: мультимедийная презентация «2
февраля – Сталинградская битва», стихи о войне, запись «Минута молчания»,
документальный фильм «Сталинградская битва»
План классного часа:
I.
Организационный момент.
II. Информационный блок «Сталинградская высота».
III. Просмотр видео- фильма.
IV. Сталинград, память за собою позови…
Демонстрация презентации.
V. Заключительное слово
Ход классного часа
I.
Организационный
момент.
II.
Информационный
блок «Сталинградская высота».
Классный руководитель: Сегодня
необычный день. Может кто – нибудь из вас знает почему?
— Сегодня 02 февраля 2017года. 74
года тому назад закончилась Сталинградская битва.
«Выше всех
эверестов - Мамаев курган», - писал Роберт Рождественский. И это не просто
поэтическая метафора. На военно-топографических картах Мамаев курган
обозначался как «Высота 102». А после Великой Отечественной его стали называть
«главной высотой России».
Как можно объяснить это выражение?
Примерные ответы:
- Эта высота была ключевым звеном в
обороне Сталинграда, а со Сталинградской битвы началось поражение Третьего
рейха. Взяв эту высоту, СССР победил Германию.
- В Сталинградской битве наши воины
показали высоты воинского мастерства, победили воинским умением.
- Сталинградская битва показала
высоту духа, высоту подвига нашего народа.
Классный руководитель. Сегодня мы будем говорим о
Сталинградской битве и зададим себе вопрос: можем ли мы дотянуться до этой
высоты или станем снижать ее до себя?
Ведущий 1:
1418 дней и ночей
наш народ вел кровопролитную войну. 200 из них - в Сталинградской битве (с 17
июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г.). Сталинградская битва - решающее сражение
Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу,
окружили и ликвидировали 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск. Эта
битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе войны. Закончилось победное
наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории
Советского Союза.
Чтец 1.
Февраль, февраль!
Лавина черных сил
уничтожала жадно и
жестоко,
но на кургане
русский водрузил
Победный флаг, что
реет так высоко.
Февраль, февраль!
Суровый ветер в грудь,
жестокий шквал огня
войскам навстречу…
В чем подвига
объемлющая суть,
где страх убит
штыками и картечью?!
Февраль, Февраль!
Торжественный парад
к семидесятой
славной годовщине,
идут
тридцатьчетверки, Сталинград!
По площади чеканят
шаг мужчины!
Февраль! Мы помним
славных сыновей,
И боль за них в
сердцах не стала тише.
Февраль, февраль!
Здесь слезы матерей,
И радостные возгласы
мальчишек!
Ведущий 2:
Сталинградская
битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших
людей и боевой техники превзошла все сражения мировой истории. Она развернулась
на территории почти 100 тыс. квадратных километров. В ходе отдельных этапов с
обеих сторон в ней участвовало свыше 2 млн человек, до 2 тыс. танков, более 2
тыс. самолетов, до 26 тыс. орудий. Под Сталинградом фашисты сосредоточили пятую
часть пехотных и около трети танковых соединений фашистской Германии. Всего в
составе ее войск, действующих на Сталинградском направлении, насчитывалось
более 1 млн человек.
Ведущий 1:
Сталинград стал
величайшим примером стойкости, мужества и отваги советских людей. Такие качества
как патриотизм, боевая дружба, товарищеская взаимопомощь были нерушимыми
правилами, нормой, кодексом солдатской чести в этой битве. Сталинградская битва
продемонстрировала величайший героизм целых воинских подразделений, отдельных
солдат, гражданских людей -
Ведущий 2. Сражение за Сталинград
принято подразделять на два периода: оборонительный (с 17 июля по 18 ноября 1942
г.) и наступательный (с 19 ноября 1942
г. по 2 февраля 1943 г.).
Чтец 2.
За Сталинград!
Ревели
танки и рвались гранаты,
Свистели бомбы в
небе голубом,
Акации кивали
виновато,
И в городе горел
последний дом.
Вели в атаку
мужество и воля.
Плечом к плечу, не
ведая преград,
Перенося немыслимую
долю,
Отчаянно дрались за
Сталинград!
Солдаты, офицеры,
генералы!
Где вашей кровью
полит каждый шаг,
Все в пепел
превращалось и сгорало,
И отступил, разбитый
вами, враг!
Мы хоронили вас,
забыв о боли.
И только злость
сверлила нашу плоть.
Сгоревшим хлебом
пахло где-то поле…
Какие силы нам давал
Господь!
Ведущий 1.
28 июня 1942
г. появляется приказ Сталина № 227. В нем жестко говорилось о крайне
угрожающем положении на фронте и провозглашалось требование: «Ни шагу назад!».
Ведущий 2.
Второй этап
Сталинградской битвы - окружение и уничтожение немецкой армии. Наступление
началось рано утром 19 ноября. И главную роль в нем сыграла наша артиллерия.
Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатными.
Ведущий 1.
2 февраля 1943
г. стало началом конца Третьего рейха. Всего за время Сталинградской битвы
Германия и ее союзники потеряли на Восточном фронте четверть своих сил. Немцы
потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тыс. солдат и офицеров, а
также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения Фашисты потерпели
поражение, от которого так и не смогли оправиться.
III.
Просмотр видео- фильма.
Сталинград, память за
собою позови… Демонстрация презентации.
Чтец 3.
Лежат цветы у
обелисков,
Горит огонь меж
черных плит.
В бессмертье путь
такой не близкий,
Он неразрывно с
жизнью слит.
Бьют барабаны,
плачут трубы,
Идут полки за рядом
ряд,
И вдов запекшиеся
губы
Молитвы горестно
твердят.
Народ и армия -
едины,
Пусть будет крепок
их союз.
Веками люди-исполины
С мечом в руках
хранили Русь!
IV.
Заключительное слово
Сталинградская
битва — одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком
сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил
врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки.
Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха.
Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их
самоотверженности, силе, воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к
Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей,
сражавшихся плечом к плечу.
Мы в долгу перед участниками
Великой Отечественной войны, отстоявшими своей кровью жизнь на земле.
Мы в долгу перед ними до
конца своих дней за сегодняшний наш покой, за наш смех, за радость, за наше
будущее! Они защитили не только наши жизни, но и само звание человека.
Список использованной литературы
1. Города-герои Великой Отечественной Войны./Атлас. – Москва,
1975.
2. Иванкин А. Волгоград. Музей-панорама «Сталинградская битва». –
М., 1987.
3. Мамаев Курган - http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Мамаев%20курган/
4. Морозова Н.Т., Монахова Н.Д. Путеводитель по Волгограду. –
Волгоград, 1980.
5. Новокрещенов И.В. Страницы Великой Победы: Учебное пособие для
учащихся 1-4 классов. – М.: Издательство «Ювента», 2004.
6. Памятник М.Паникахе - http://monument.volgadmin.ru/start.asp?np=3-9
7. Площадь павших борцов - http://www.volfoto.ru/volgograd/pavshih_bortsov/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.