Главная / Классному руководителю / Классный час по тме "Маленькие герои большой войны"

Классный час по тме "Маленькие герои большой войны"

Урок мужества. Маленькие герои большой войны.

Ход занятия



детства вспомнить не могу:

Его война, как стебелёк, сломала

Июньским днём за речкой, на лугу.



Учитель: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто как утренний сон.

Для нас война – это история.

Звучит музыка.

Дети жили мирной счастливой жизнью, ходили в школу, детский сад, играли в песочнице, ругались и снова мирились.   (Слайд1 ) Папа и мамы были

рядом. Слайд(2,3)И они не знали, что их ждет.Слайд(4)                                                                                                     

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

 (Свет выключается, раздаются взрывы)

- В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе война.(слайд 5)(Музыка «Вставай страна огромная»)

Закончилось мирное детство, да детство закончилось.

Ученик1: Мне на веку запомнилось немало,

         И только детства вспомнить не могу:

         Его война, как стебелёк, сломала

         Июньским днём за речкой, на лугу.

Учитель:   Гитлеровское руководство с тупой педантичностью истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам. Обычно перед выселением какого-либо села туда врывался отряд карателей, они сжигали дома, угоняли скот, грабили имущество. Многих жителей убивали тут же или сжигали в своих домах. Женщин с детьми собирали на железнодорожных станциях, грузили в вагоны, наглухо заколачивали и вывозили в лагеря. Спустя неделю их доставляли в один из лагерей или тюрьму. (слайд6,7)

Ученик2: По нашему детству

          Война прокатила.

          Страданья и горе

          Мы знали в лицо.

          На прочность нас также

          Война испытала,

          Как наших ушедших

           В сраженье отцов.

Учитель: Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили.(Слайд8)

Ученик1: Мой конь ещё в лугах гулял.

         Тень к чёрным корневищам жалась,

         И первый луч себя еще в росе не изломал.

         Мгла розовая дрогнула и с голубой смешалась.

         Я путы снял с коня под голос грозный.

         Шинель затрёпана до дыр, -

         Нас вдохновлял на труд колхозный

         Неласковый старик – усталый бригадир.

         Под звоны кос коня запряг я.

         По травам влажный протянулся след.

         А где-то шли бои. Людские гибли души.

         Я взрослым был уже: мне было десять лет.

Учитель: Во время ВОВ дети стали заложниками страшных событий, на их плечи лёг непосильный труд, они были лишены детства.

Ученик2: Меня война пахать учила.

         Как мальчик с пальчик, так и я

         Ходил за плугом молодчиной,

         Пахал военные поля.

         И точно помню: знал я точно,

        Что надо фронту помогать,

         Что надо срочно и досрочно,

          И безогрешисто пахать.

          И я пахал, пахал и сеял.

          И мать, забыв и мор и глад,

          Шептала богу и соседям

        Про мой крестьянственный талант.

Учитель:. За годы войны много детей пришло на заводы. Одни пришли по желанию быть полезным родине в тяжёлую минуту, других пригнала нужда: отцы – кормильцы воевали, надо было поддержать семью. На многих заводах принимали рабочих с 11 лет. Все эти детишки делали по полторы – две нормы. Как им это удавалось, они и теперь не знают.

Из воспоминаний: «Всегда хотелось есть. Очень хотелось спать. Проверяю детали, а сон снится прямо на рабочем месте».

Ученик3:Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла –

          И синее небо, и запах простого цветка?

          Пришли на заводы работать мальчишки с Урала,

         Подставили ящики, чтобы достать до станка.

         И вот неподкупной зимою военного года,

         Когда занимался над Камой холодный рассвет,

         Собрал самых лучших рабочих завода,

          А было рабочим – всего по одиннадцать лет.

          В усталые лица глядело суровое время.

          Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

          Как только рабочую премию –банку варенья –

          Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

          И вот над заводом, над лесом,  в лесу задремавшим,

          Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

          Повеяло чем-то давно позабытым, домашним.

         Как будто бы не было больше на свете войны.

Учитель: Тяжелая доля выпала детям, попавшим в концлагеря. (слайд9):. Голод, избиения, испытания, пытки, медицинские эксперименты - , что их там ждало. Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей.(слайд10)

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей.

Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.

На основании материалов расследования, свидетельских показаний, данных эксгумации, установлено, что за три года существования лагеря Саласпилса немцы загубили не менее 7 000 детей, частью сожженных, а Рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок узница Саласпилса (в концлагерь Саласпилса попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря).

Ученик2:«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами. (слайд11)

Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку».

В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей. Грязные и вонючие камеры тюрем никогда не проветривались, не отапливались даже в самые жестокие морозы. На грязных холодных полах, кишевшими от разных насекомых, несчастные матери были вынуждены смотреть на постепенное угасание своих детей. 100 граммов хлеба и пол-литра воды – вот и весь их скудный рацион на день. Медицинская помощь не оказывалась.

При кровавых расправах с заключенными в тюрьмах, где немцы расстреливали до нескольких сотен человек, исключений для детей не делали.

Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году.(слайд12)

Ученик1: Военный гром катился над страной.

         Вставали в строй мальчишки боевые

         На левый фланг, в солдатский строй

         Великоваты были им шинели,

         Во всём полку сапог не подобрать,

         Но всё равно в боях они умели

         Не отступать и побеждать.

         Жила в сердцах их взрослая отвага.

         В двенадцать лет по – взрослому сильны,

         Они дошли с победой до рейхстага –

         Сыны полков своей страны.

Вставали плечом к плечу маленькие защитники и на фронте. Рядом с опытными солдатами сражались и дети. (СЛАЙД13)

Ученик3:

 В далёком, тревожном военном году

        Под гром батарей, у страны на виду

        Стояли со взрослыми рядом

        Мальчишки у стен Ленинграда.

       На парте осталась раскрыта тетрадь –

       Не выпало им дописать, дочитать,

       Когда навалились на город

       Фугасные бомбы и голод.

        И мы никогда не забудем с тобой,

        Как смело тогда они приняли бой,

        Им было всего лишь тринадцать…(СЛАЙД14)

Учитель: За боевые заслуги десятки тысяч детей - пионеров были награждены орденами и медалями(слайд15)

  • Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумилов, Витя Коробков, Володя Казначеев;

  • Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантимиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;

  • Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалев;

  • Ордена Красной Звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Леня Анкинович;

  • Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».

  • Четверо пионеров были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова

Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Некоторые из них были занесёны в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведёны в ранг «пионеров-героев».

По очереди выходят ребята. На фоне музыки они рассказывают о пионерах – героях. У каждого из них в руках портрет юного героя

Слайд 16

Ученик1:-Валя Котик, пионер из украинского города Шепетовки, в 11 лет стал подпольщиком. Он распространял листовки, добывал оружие, гранатой уничтожил группу офицеров жандармерии. Однажды Валя неожиданно наткнулся на отряд карателей, тайно пробиравшийся к партизанской базе. Он бросил гранату, но сам был при этом тяжело ранен. Партизаны отбили нападение врага. Второй раз Валя был ранен, спасая командира.

В феврале 1944 года при освобождении города Изяславля юный партизан пал смертью храбрых.

 Слайд 17

Ученик2: Ленинградскую пионерку Зину Портнову война застала в Белоруссию.

Она стала членом подпольной комсомольской организации «Юные мстители» в г. Оболи Витебской области. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестрёнку ценные сведения. Затем её переправили в партизанский отряд. Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в витебском гестапо она сумела застрелить начальника гестапо и дежурного офицера. Зина бежала, но гитлеровцы снова схватили её. Она выдержала все пытки и ничего не сказала врагам.

 Слайд18

Ученик3: Лёня Голиков, НАШ ЗЕМЛЯК, из деревни Лукино Новгородской области стал партизаном в 1941 году. Он участвовал в 26 боевых операциях. Лёня вёл разведку, взрывал с товарищами мосты, уничтожил 78 фашистов.

Однажды, находясь в засаде, он подорвал гранатой немецкую легковую машину, в которой ехал гитлеровский генерал, и захватил важные документы – карту оборонительных сооружений и чертёж новой мины. Они были переданы командованию. В январе 1943 года в бою у села Станки Псковской области Лёня погиб.

 Слайд 19

Ученик4:Марат Казей родился в белорусской деревне Станьково. Его мать фашисты повесили за связь с партизанами. Марат стал разведчиком партизанской бригады. Однажды бригада была окружена эсэсовцами, но мальчик сумел пробраться к партизанам соседней бригады, и они помогли выйти из окружения. В мае 1944 года Марат попал в засаду. Он стрелял до последнего патрона, а потом подорвал себя и врагов гранатой.


Учитель: В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Они жили под постоянными бомбёжками и обстрелами, мёрзли, умирали с голода. Ловили кошек, собак, птиц, из столярного клея варили суп…

Ученик2: Я жил зимою в Ленинграде…

        Да, я не скрою: в эти дни

        мы ели землю, клей, ремни;

        но съев похлёбку из ремней,

        вставал к станку упрямый мастер,

        чтобы точить орудий части,

        необходимые войне.

        Но он точил, пока рука

        могла производить движенья.

        И если падал – у станка,

         как падает солдат в сраженье.

-Наряду со взрослыми ужасы блокады испытали на себе и дети.Вместе они защищали город. Дети тушили зажигалки, работали на заводах, в сельском хозяйстве, помогали людям, ослабевшим от голода.

Ученик3: На развороченном пути

         Стоит мальчишка лет пяти.

         В глазах расширенных истома,

         И щёки белые, как мел.

         -Где твоя мама, мальчик?

        - Дома.

         - А где твой дом, сынок?

          -Сгорел.

          Он сел. Его снежком заносит.

           В его глазах мутится свет.

           Он даже хлеба не попросит.

          Он тоже знает: Хлеба нет.

Ученик 2 : Блокада – далеко как это слово

         От наших с вами мирных светлых дней.

          Произношу его и вижу снова

          Голодных, умирающих детей.

В блокадных днях мы так и не узнали:

         Меж юностью и детством где черта?...

         Нам в сорок третьем выдали медали

         И только в сорок пятом паспорта…

                       (На фоне музыки.)

Учитель: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой, В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. (слайд20)

Ученик 3: Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".

Учитель: Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

Ученики по очереди:« Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941г.»

« Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942г.»

« Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942г.»

« Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942г.»

« Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942г.»

«Мама умерла 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

(Стук метронома.)(слайд21)

Учитель: Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла. У каждого из тех детей, которые находились в блокадном городе, была уже своя тяжёлая, а порой и трагическая судьба. На первый взгляд все они выглядели одинаково – испуганными, измученными, молчаливыми и малоподвижными. Но дети продолжали учиться .Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писали: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились несмотря, ни на что". Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

Ученик1: Надо мною – блокадное небо.

          Мне одиннадцать стукнуло лет.

          Я гадаю над пайкою хлеба –

           до конца съесть её или нет?

          Дом соседний –кирпичная груда.

           Скоро ночь. Бомбы вновь запоют.

          Не оставить? Что есть завтра буду?

           Не доесть?  Вдруг сегодня убьют?

Ученик 2 :

Девчонка руки протянула
И головой - на край стола.
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла:
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки - после похорон.
(Пауза. Стук метронома)

Учитель: Смирнова Раиса Геогриевнаа из с Литово Окуловского района вспоминает:

(на фоне музыки)

 «В 1942 году я училась в 5 классе. В апреле к нам приехал военком и на школьном собрании сказал: Дети, фронту нужен лес, мы просим вас помочь фронту. И вот 16 человек 12-13 лет пошли работать на заготовку леса. Это очень тяжёлый, изнурительный труд. Увезли нас за 8 км. от дома в лес. Мы там жили в бараках: общие нары из берёзовых жердей, а на них сено. Посередине стояла печка-буржуйка. Мужчины – лесорубы около буржуйки успевали на палках развесить спецовку, обувь, чтобы просушить, а нам некуда было повесить и приходилось утром надевать мокрую одежду. Она была рваная, валенки дырявые, дыры затыкали сеном. Нам, детям норма была установлена, как взрослым. Если не выполнишь, вместо 600 грамм хлеба получишь 400.А хлеб был из мёрзлой картошки с шелухой и овёс вместе с мякиной. Но он казался таким вкусным! В 1944 году, в марте, разыгрались метели, и засыпало дорогу, по которой лесовозы вывозили лес на берег Оби. Нас, подростков, послали чистить дорогу длиной 8 км. Пробыли в лесу пять суток. Пайку привозил на лыжах старик.В ведре растапливали снег и пили с хлебом, вот и вся пища. Утром прочистим дорогу, с 1км. пройдём, а её снова заметает. После 5 суток, измученные, обессиленные, взявшись за руки, пошли домой. У многих поднялась температура. А через три дня нас вызвали в контору. Оказалось, что из района приехал судья. И нас судили за прогул. Кабинет закрыли на замок, и наши матери не могли даже к нам зайти. И вот огласили приговор: дали нам по году исправительных работ, с вычетом 25% из зарплаты. Из хлебных карточек вырезали талоны за 10 дней. Так мы и жили. На фотографии тех лет я похожа на старушку».

Ученик1: Прошла война, прошла страда,

            Но боль взывает к людям:

            «Давайте, люди, никогда

            Об этом не забудем.

Ученик 2: Пусть память верную о ней

            Хранят, об этой муке,

            И дети нынешних детей,

           И наших внуков внуки…

Ученик3: Затем, чтоб этого забыть

            Не смели поколенья.

            Затем, чтоб нам счастливей быть,

            А счастье – не в забвенье!

Учитель: Ещё и сегодня в некоторых странах продолжаются войны и гибнут дети. Мы не должны забывать об этом.

Ученик: Мне хочется верить, что придет время, когда детям не надо будет переживать ужасы, которые обрушивает на них война. Самое большое, что мы можем сделать в благодарность,- это сохранить в памяти историю наших дедушек и бабушек, передавая её из поколения в поколение.

                              Песня «Здравствуй, мир!»



Используема литература и Интернет-ресурсы



1. М.Ефетов «Земля Новгородская: Документальная повесть/худ. А.Левицкий.-М.:Дет.лит., 1983.-127., ил.

2.Именем героя названы - сост. И.В.Терентьева. Лениздат, Новгородское отделение, 1979.-121с.

3. В.Соколов «Ты видел Новгород?..»_Л., Лениздат, 1984.-126с., ил.

4..Тэммо А.М. Золотые звезды новгородцев-Лениздат,1987

5..У древних стен, у Ильмень-озера. сост. В. Соколов.- Из-во «Современник» 1980

6. Сайт Виртуальный музей Чернобыля http://blacktrue.pavlovskyposad.ru/


Классный час по тме "Маленькие герои большой войны"
  • Классному руководителю
Описание:

Классный час посвящен участию детей в Великой Отечественной войне.

Патриотическое воспитание школьников – это процесс взаимодействия учащихся, учителей и людей, имеющих непосредственное причастие к событиям истории, это процесс, который направлен на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Целью такого воспитания в школе является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Создание условий для развития чувства патриотизма становится в современных условиях очень актуальным. России необходимы люди, способные встать на её защиту, добиваться её полноценного развития, строить планы на будущее с учетом исторического развития. Поэтому детям необходимо знать историю своего края и России в целом. Именно акцент на знании истории своего народа, его роли на мировой арене поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов. Кроме этого Стандарты Второго поколения определяют необходимость развития личностных универсальных действий, в состав которых входит и патриотизм, и любовь к своему краю.

Автор Александрова Ирина Александровна
Дата добавления 01.02.2016
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 562
Номер материала MA-064329
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓