Инфоурок Классному руководителю КонспектыКлассный час по теме "Великий Новгород:великий город-великие потери"

Классный час по теме "Великий Новгород:великий город-великие потери"

Скачать материал

Урок мужества . Великий Новгород: великий город - великие потери

 

Ход занятия

Слайд 1

Сквозь лапы ёлок, сквозь снега густые
Вновь русичи вступают в жаркий бой.
Там Новгород: там с площади Софии
Их колокол сзывает вечевой.

 

 

Учитель: Великий Новгород(слайл 2) –один из старейших и красивейших городов России. Именно к нам был приглашен княжить Рюрик, помнит Новгород и св. Владимира Крестителя и Ярослава Мудрого и св. Александра Невского и купеческую вольную республику и многое-многое- другое.

Великий Новгород всегда был щитом России на её западных рубежах. И не раз ему приходилось испытывать тяжкие погромы и разорения,  причем бывало, что и от своих. Так, поверив ложному доносу , разорил его царь Иоанн Грозный, причем разорил так, что печальная память об этом жива  в городе и до сих пор. И именно памятуя об этом разорении и не желая оскорбить новгородцев император Александр Второй повелел не устанавливать на знаменитом памятники Тысячелетия России статуя Грозного.

В голы Великой Смуты начала 17 века Новгород под видом «союзнической помощи» жестоко разорили шведы.

Но все прежние разорения меркнут  по сравнению с тем, что город испытал в годы Великой Отечественной войны. Новгород был одной из целей гитлеровцев в первые годы войны. Но 10 июля наши войска остановили немцев на границе современных Псковской  и Новгородской областей в районе города Сольцы и начались затяжные бои, длившиеся больше месяца. (Псковская и Новгородская области появились на карте РСФСР только в 1944г.До войны они были частью Ленинградской области)

Оборонительные бои дали возможность начать новгородским властям эвакуацию. Из города вывозили людей, культурные и духовные ценности, промышленные предприятия. Новгород - всегда был городом-памятником, поэтому и старались  спасать все, что могли. Так, например, эвакуировали иконостас Софийского Собора и святыню Новгорода и всей России Икону Божье Матери «Знамение». После освобождения города все культурные ценности и святыни вернулись на место, но повезло далеко не всему.

15 августа после оборонительных боев немцы прорвали фронт и ворвались в Софийскую сторону Новгорода, овладев Кремлем.(слайд3) Бои за Торговую сторону и Ярославово дворище продолжались до 19 августа , причем гитлеровцы не жалели снарядов и бомб, уничтожали древние храмы и здания Торговой стороны.

Ученик1:19 август немцы полностью овладели Новгородом. (слайд4)В этот день в город въехал командующий группой «Север» фельдмаршал Вильгельм фон Лееб. Он любил говорить, что он прежде  всего «христианин – католик», а лишь потом солдат. Он восхитился красотой Софийского Собора и укатил дальше, руководить наступлением на Ленинград. Комендантом города стал генерал Вальтер Херцог. Это был тот самый генерал, который ещё в первые дни войны, осаждая латвийские города, отдавал приказ топить корабли с беженцами. Сейчас он руководил разграблением Новгорода. Началась адская вакханалия.(Слайд5)

Под куполами прекраснейших новгородских церквей захватчики устроили пулеметные гнезда; стены храмов, расписанные великими русскими художниками, осквернялись наглой и глумливой солдатней, расположившейся здесь. Нацистский генерал фон Герцог приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию. Этот «ценитель» прекрасного решил сделать подарок своему другу в фатерланде и украсить русской бронзой его поместье.

Кощунственное дело разорения памятника началось зимой 1943/44 года(слайд6). Оккупанты, вооруженные автогеном и ломами, обрушили наземь скульптуры памятника, разломали их на части. (слайд 7)Для того чтобы сподручнее было перетаскивать тяжелую бронзу, от новгородского железнодорожного вокзала прямо к основанию памятника проложили рельсы узкоколейки.

Ученик2:Казалось, гибель памятника была предрешена. Еще несколько дней или, быть может, даже несколько часов — и бронзовые скульптуры, украшавшие Новгородский кремль, разделили бы судьбу знаменитой статуи Самсона, Янтарной комнаты и других ценностей, похищенных оккупантами при осаде Ленинграда и пропавших бесследно.

Уже отошли от платформы новгородского вокзала вагоны, увозившие бронзовую решетку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые художественной работы фонари, стоявшие вокруг памятника. Все эти предметы, как выяснилось во время судебного процесса над фашистами - виновниками разрушений, происходившего в Новгороде в 1945 году, были вывезены в Германию. Но основного враг не успел.(слайд8)

Ученик 1:

Мимо белокаменной Софии,
Волховские кинув берега,
Я и сам прошел тогда впервые
Городом, отбитым у врага.

На кремлевской площади в сугробах —
Витязей поверженных тела...
Их пытал тупой немецкий обух,
Грызла и калечила пила.

Но жива, жива литая бронза.
Хмуро смотрит Петр за горизонт,
Будто видит накрененный косо
К Гангуту идущий галиот...

Нет, ничем нельзя убить победу!
Снова новгородские полки
На закат по вражескому следу
Двинулись от Волхова-реки

(Так свидетельствовал о тех днях известный поэт П. Н. Шубин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:(слайд9)20 января 1944 года наша армия освободила Новгород. Страшное зрелище запечатлели линзы фотоаппаратов. Самого памятника, собственно, не было, вместо него стоял один совершенно голый, обобранный пьедестал, на котором оставалась лишь нижняя половина шара-державы. Верхняя его часть была полуразрушена и исковеркана. Колоссальных фигур на пьедестале не было.(слайд 10) Они, как и другие скульптурные изображения, были разбросаны по Кремлевской площади, валяясь в снегу. При этом многие фигуры оказались попорченными, помятыми: трехметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли. На этом же судебном процессе было установлено, что и весь памятник готовился к увозу в Германию.

Из Софийского Собора пропал золотой голубь, находившийся на одном из крестов. Немцы крест спилили, а голубя украли. Позднее его нашли в Испании. Многие фрески, иконы  пропали бесследно.

Ученик2:Два года и пять месяцев город(слайд 11) находился на переднем крае,  был оккупирован немецкими войсками и методично подвергался разрушению. В городе и его окрестностях шли ожесточенные бои. Враг не смог преодолеть Малый Волховец, на берегах которого  стояли насмерть наши войска. Но попытки освободить город не увенчались успехом ещё очень долго.

В районе бывшего Кириллова монастыря младший политрук 28 танковой дивизии Александр Панкратов 24 августа 1941 в бою закрыл своей грудью огневую точку врага, совершив первый в истории Великой Отечественной войны подобный подвиг, названный позднее матросовским.

Напротив быков стоившегося железнодорожного моста через Волхов на левом его берегу 29 января 1942 г. разведчики 1 батальона 229 стрелкового полка 225 дивизии оказались в критической ситуации под сильным огнем противника. Они втроем спасли жизни своих товарищей: Иван Герасименко, Александр Красилов и Леонтий Черемнов бросились на амбразуру дзотов и закрыли своим телами огневые рубежи.

Ученик2:

Впереди три чужих огнедышащих дзота.

Строки выстрелов снежная кроет пыльца.

Взвод с низины к холму подступает,  с болота,

Под прицелы фашистов, пол ливни свинца.

А январская ночь и морозна, и мглиста,

И редеет бывалый , испытанный взвод.

И тогда три товарища, три коммуниста, без команды  шагнули вперед.

И фашистские дзоты своими сердцами

Заглушили на смертном последнем шагу,

Как, звезд обрывая мерцанья,

Взвод ударил огнем по врагу.

                             В. Соколов

Учитель: Противник, используя лесисто-болотистую местность, за 2,5 года создал под Ленинградом и Новгородом мощную оборону, упиравшуюся флангами в Финский залив  и оз. Ильмень. Общая глубина обороны противника достигала 230-260 км. Все населённые пункты и важные узлы железнодорожных и шоссейных дорог были превращены в опорные пункты.

Ученик2:Численность группы «Север» 18 и 16 армии-741 тыс. человек, свыше 10 тыс. орудий и минометов, 385 танков и штурмовых орудий, 370 самолетов.

Замысел советского командования предусматривал одновременно ударами войск Ленинградского и Волховского фронта  под Ленинградом и Новгородом разгромить 18-ю Армию, сковав активными действиями резервы группы армий "Север

12-14 января войска Волховского фронта в ходе Новгородско-Лужской операции 1944 продвинулись к этому времени на 50-80 км от Новгорода в зап. и юго-зап. направлениях. Общими усилиями двух фронтов была очищена от пр-ка Октябрьская ж. д.

Войска Волховского фронта (ген. армии К. А. Мерецков) занимали рубеж  по р. Волхов до оз. Ильмень. Против них действовали соединения 18-й А группы армий "Север". Противник создал мощную, глубоко эшелонированную оборону. Замысел советского командования предусматривал нанесение силами 59-й А двух ударов: главного - с плацдарма на р. Волхов и вспомогательного - из района юго-восточнее Новгорода через оз. Ильмень по сходящимся направлениям на Люболяды с целью уничтожения новгородской группировки противника и освобождения Новгорода.

Ученик1:14 января войска 59-й А (генерал-лейт. И. Т. Коровников) перешли в наступление. Из-за плохой погоды авиация 14-й ВА (генерал авиации И. П. Журавлёв) начала действия только на второй день. Противник оказал упорное сопротивление. Гл. силы 59-й А в первый день вклинились в оборону врага лишь на 600-1000 м. На другом направлении части 59-й А в ночь на 14 янв. переправились по неокрепшему льду через оз. Ильмень, внезапной атакой овладели рядом опорных пунктов врага и к исходу дня расширили захваченный плацдарм . За три дня боев советские войска прорвали оборону севернее и южнее Новгорода. Войска 59-й А завершили окружение не успевших отойти разрозненных частей новгородской группировки противника , уничтожили их и освободили Новгород. В дальнейшем войска Волховского фронта, наступая левым крылом в направлении Батецкий, Луга и частью сил на Шимск, к 30 янв. отбросили врага на 30-60 км от Новгорода. Войска Волховского фронта разгромили 8 пехотных и 1 танк. дивизию и нанесли тяжелое поражение еще четырем дивизиям противника, потери которого составили около 82 тыс. чел. Враг был отброшен до 150 км на З.

Ученик3: Одной из самых страшных страниц новгородской войны были бои под Мясным бором. (слайд12)

Мясной бор — это лес, что хранит до сих пор, 
Несхороненных глаз молчаливый укор,- 
Под прикрытием дерна останки солдат,- 
Со «второй мировой» в болотах лежат. 
Каждый год осень листьев меняет убор, 
Прикрывая собой этот страшный позор, 
Тех умов, что вершили когда-то дела, 
Не предали земле человечьи тела. 
Много дней и ночей в окруженьи была, 
Здесь «вторая — ударная» в топях легла, 
Но ужаснее то, что делила на всех 
Незаслуженный, горький предательства грех. 
Только память жива в благородных сердцах, 
Много лет позабытый находится прах,
Предается земле по закону Христа,
Благодарность истлевшие шепчут уста.

Мясной Бор – это трагическая страница истории нашего Отечества, истории Великой Отечественной войны. С самого начала, как только Ленинград оказался в блокаде, предпринимались шаги для освобождения города на Неве от вражеской осады.

Учитель:17 января советская армия успешно прорвала оборону в районе Мясного Бора. На момент наступления силы были неравны. Каждый метр давался ценой огромных потерь. Немцы перебросили к Любани еще 2 дивизии, и наступление 2-й Ударной Армии было приостановлено. Ширина прорыва под натиском противника уменьшилась до 4 км. К железной дороге Любан — Чудово враг стянул 6 свежих дивизий. Атаки наших войск отбрасывались ураганным огнем противника, подавить который артиллерия была не в силах. Наступившая весенняя распутица резко нарушила снабжение армии. Отвести войска не разрешала Ставка. Оставалась оборона. Враг стремился закрыть горловину прорыва и, стянув свежие силы, 19 марта перекрыл дорогу у Мясного Бора. Доставка войскам 2-й Ударной армии продовольствия и боеприпасов совсем прекратилась. По району прорыва враг вел беспрестанный артиллерийский и минометный огонь.

Прорыв стоил таких жертв, что узкую полоску истерзанного леса и болот к западу от д. Мясной Бор с марта 1942 г. стали называть“Долиной смерти”.

Ученик3:На выручку окруженным Верховный направил отличившегося в боях под Москвой командарма и кавалера орденов Ленина генерала Власова. Лесной массив к его прибытию превратился в месиво. Власов понимал: надо немедленно любой ценой выбираться из наглухо завязанного мешка. Но Сталин запретил отход. Пытаясь выйти из пекла, наши солдаты неимоверными усилиями сумели пробить коридор 700 м в д. Мясной Бор.

В окружение попали 8 дивизий и 6 бригад. Узел штаба армии был разбит. Управление войсками было нарушено. Машины встали, кончилось горючее. Вывоз раненых прекратился. Прорыв захлебнулся. Генерал Власов (слайд13)бежал, переодевшись в женское платье, оставив армию и сдался в плен. 20 мая на обессиленных и обескровленных солдат накинулись полчища болотных комаров. Наконец штаб армии отдает приказ уничтожить технику и прорываться к Мясному Бору, тяжело раненых оставить. К июлю все было кончено. Более 11 тысяч трупов остались гнить в лесах и болотах.

Трагедия Мясного Бора – трагедия всего советского народа. И сегодня потомки должны отдать последнюю дань погибшим солдатам. На воинском кладбище в Мясном Бору более 20 тысяч преданы земле, а многие десятки тысяч еще ждут своей очереди, когда о них вспомнят и отдадут погибшим последние почести.

Учитель:В новгородской области планируется создать электронный банк данных по захоронениям погибших на полях Великой Отечественной войны солдат и офицеров Красной Армии.

Великий Новгород освобожден , но его состояние было критическое.(слайд 14-15)
90 % зданий города было разрушено,  а в живых осталось всего 30 жителей. Согласно фактам, указанным в документах, после освобождения в Новгороде сохранились 40 домов. Не имея жилья, население вынуждено было поселяться в землянках, подвалах и других временно приспособленных помещениях. (слайд16)Поэтому основной задачей городского Комитета партии и Исполкома Городского Совета депутатов в конце 40-х годов было в первую очередь восстановление жилищного фонда. Так, за период 1944-1949 годы в жилищное строительство было вложено 64,6 млн. рублей, построено 1500 домов.

(слайд 17)

Ученик2:Два с половиной года новгородскую землю разрезала линия фронта. Такие районы современной Новгородской области, как Боровичский, Любытинский, Пестовский, Валдайский, Хвойнинский, в 1941-1944 годах не являлись ареной кровопролитных сражений, но тем не менее, положение жителей тыловых районов было очень нелегким. Они строили оборонительные сооружения, аэродромы, восстанавливали разрушенные дороги, занимались заготовкой лесоматериалов. Необходимо было сохранить сельское хозяйство, обеспечить поставки продовольствия на фронт и в блокадный Ленинград. Все бремя работ легло на плечи женщин, детей, стариков.

В городе много памятных мест, которые помогают помнить подвиг геров.

Монумент  «Линия обороны» (слайд18)обозначил наш передовой край. Отсюда пошли бойцы 225 дивизии в марте 1943 г. вперед в попытке отвоевать восточную часть города. Через 53 года после этих событий осенью 1997 новгородские поисковики отыскали останки погибших на Красном поле у городского вала, и город с воинскими почестями похоронил их на Рождественском кладбище. Ещё раньше в 1988г. были найдены и захоронены у подножия Монумента  Победы (слайд19)героически погибшие в 1941 г. защитники города. В ознаменование победы советских войск на бастионе, сохранившемся от оборонительных укреплений города XVI—XVIII в. в., к югу от кремля сооружен монумент Победы.
Основная часть памятника — всадник с поднятым мечом в руке на вздыбившейся лошади и разрубленная фашистская свастика под ее ногами. Рядом — 24-метровый обелиск, на вершине которого установлена металлическая ладья новгородцев, на ней изображения знамен, пик, шлемов, щитов, секир.
К основанию обелиска прикреплены скульптурные рельефы, посвященные истории древнего Новгорода, темам Великой Отечественной войны 1941—1945 г. г.
5 января 1968 года Совет Министров РСФСР принял решение о сооружении в Великом Новгороде «Монумента Победы». 20 января 1974 года, в 30 годовщину освобождения города от фашистов, «Монумент Победы» был торжественно открыт.
Авторы монумента — скульпторы Г. Нерода, А. Филиппова, архитекторы А. Душкин, А. Сайковский.
В последующие годы памятник неоднократно страдал от действий вандалов и воров, промышлявших сбором цветных металлов. 5 мая 2006г. на «Монументе Победы»открыты отреставрированные плиты, на которых указаны все части  Красной Армии, отличившиеся при обороне и освобождении города.
Всего в области более 600 захоронений. Существуют братские могилы и одиночные  захоронения: Западное кладбище Аллея героев, Петровское кладбище,  памятные захоронения в Деревяницах и Кречевицах, воинского кладбище в Григорово и Колмово.

Мемориал «Вечный огонь»(слайд20)

Создан в 1965г. К двадцатилетию Победы советского народа были объединены захоронения видных деятелей революции и гражданской войны в одном мемориальном комплексе. Авторы его ленинградский художники и архитекторы Е.М. Рапопорт , П.Ю. Юшканцев, Я.А. Свирский, В.М. Скороходов. Автор слов «»Основа жизни –мужество народа и в подвигах бессмертие его»- является писатель Даниил Гранин. Вечный огонь зажгли от факела, доставленного С Марсова поля в Ленинграде, Герой Советского Союза И.А. Каберов и бывшая партизанка А.П.Фадеева 8  мая 1965г. На воинском захоронении надпись: «Здесь лежат солдаты Великой Отечественной войны. Они сделали все для победы. Вечная слава им»

После разгрома фашистов под Новгородом всем стало окончательно ясно: к Москве враг не пройдет. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести 750 тысяч.(слайд 21)

Учитель: Многие горда, которые подверглись захвату  немецкими и захватчиками, но жители которых не сломились и не сдались, нашли в себе силы подняться на борьбу с врагом и освободили город ценой жизни тысяч людей, отмечены высоким званием города-героя.

Это звание (слайд 22) –высшая степень отличия СССР. Оно присвоено 12 городам  Советского Союза. Брестская крепость удостоилась звания Крепость-герой. Впервые церемония награждения прошла в городах Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. Официально в качестве государственной награды звание установлено 8 мая 1965. 

Указом Президента РФ № 1533 «О присвоении г.Великий Новгород почетного звания РФ «Город воинской славы» 28.10.2008 за мужество, стойкость и массовый  героизм, проявленные защитниками  города в борьбе за свободу и независимость Отечества (слайд 23.Почетное звание вручал Президент РФ Д.Медведев мэру города Бобрышеву Ю.И.(слайд 24)

Учитель: В 1995 г. в городе была выпущена Книга памяти с поименными списками не вернувшихся с войны земляков.
Ученик1:Мы будем помнить подвиг новгородцев. Мы будем гордиться их делами.

Так город выглядит сейчас(слайд25)

Стихотворение читает ученик 2 (слайд26)

Город, овеянный воинской славой

Город, прославленный мирным  трудом,

 Новгород наш -   Господин величавый, 

Малая Родина,  светлый наш дом

Учитель: Мы всегда будем благодарны защитникам нашего города и будем вечно помнить их подвиг.

 

 

 

 

 

 

 

Урок Мужества 2. О ком звонил колокол

ХОД ЗАНЯТИЯ

«Придет день, когда настоящее станет прошлым, когда будут говорить о великом времени и безымянных, творивших историю. Я хотел бы, чтобы все знали, что не было безымянных героев, что были люди, благодаря которым мы живем…»

                                                                     Ю. Фучик

Слово учителя:

-Мы живем  в Великом Новгороде. Его называют Господином Великим Новгородом. Почему Новгороду дали такое определение? (отвечают)

-Новгород звался Великим и Господином, т.к. все города и селения от озера Ильмень  до Белого моря, от карельского Заонежья до Югры уральской знали его как свой экономический, политический, торговый центр. Отсюда, по выражению Белинского,  вышел весь быт, уклад русской жизни.  

-А чем еще велик наш город?

=Наш город велик знаменитыми людьми, героями. Их на нашей земле было очень много.

Звучит набат колокола

-Как вы думаете, почему звучит колокол? (колокол обычно звучал, собирая людей на площади, для того, чтобы сообщить новость: радостную или, чаще всего, печальную)

Стихотворение Д.Б. Кедрина  «Колокол»

В тот колокол, что звал народ на вече, вися на башне у кривых перил,

Попал снаряд, летевший издалече, и колокол, сердясь, заговорил.

Услышав этот голос недовольный, бас, потрясавший гулкое нутро,

В могиле вздрогнул мастер колокольный, смешавший в тигле медь и серебро.

Он знал, в те дни, когда стада тучнели и закрома ломились от добра,-

У колокола в голосе звенели малиновые ноты серебра.

Когда ж ворвались в Новгород соседи и был весь город пламенем  объят,

Тогда глубокий звон червонной меди звучал, как нынче. Это был набат!

-Наш колокол сегодня звучит в честь людей, погибших при защите Новгорода в годы Великой отечественной войны. Кто они? Сколько их было на нашей новгородской земле? На эти вопросы мы должны сегодня ответить.

-На доске карта новгородской области. Я предлагаю отметить на ней звездочками имена героев в тех местах, где они сражались и погибли.

-Подвиги героев бессмертны. Они живут в нашей памяти. За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистских оккупантов, более 7 миллионов фронтовиков награждены орденами и медалями, свыше 11 600 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, среди них 82 новгородца. Рядом со взрослыми защитниками плечом к плечу сражались и подростки. Имена этих героев и появятся на нашей карте славы.

Звучит очень тихо музыка, передающая бой, взрывы снарядов, звук автомата.

Ученик 1:

-Мирная профессия была у Ивана Виноградова – учитель русского языка и литературы. Общительный, деловитый юноша с азартом включился в пед. деятельность, но война нарушила его планы. С первых дней ушел на фронт, Бой на правом берегу Днепра. Танки наступают на окопы. Ваня увидел, что убили пулеметчика. Он схватил ружье и открыл огонь Танки шли прямо на него. Из танка лился огонь на него Весь израненный Иван продолжал стрелять и не пропустил танки, из последних сил он расстреливал выбежавших из танка фашистов. От тяжелых ран Старшина Иван Кузьмич Виноградов умер в медсанбате. Посмертно присвоено звание Героя советского Союза. Этот человек родился в г. Пестове, где его именем названа улица.  (звезда с именем приделывается на карту в районе Пестова)

Ученик 2:

«Дорогая мама, я  все время нахожусь на фронте. Дел по горло, - писал уроженец Любытина Василий Евг. Иванов.- Солдаты на судьбу не жалуются, мы знаем - через наши тяготы лежит путь к победе» Он занимался возведением мостов и переправ через реки. Часто делая это под огнем противника. Однажды ему пришлось переплыть реку в сильный мороз  под шквальным огнем, чтобы наладить переправу. Завязался бой, враг уничтожал понтоны. Василий своей одеждой затыкал дырки, спасая мост. Вражеский снаряд оборвал жизнь юноши, посмертно присвоено звание Героя. ( Ставится звездочка с именем на карту)

Ученик3:

-Уроженец Хвойнинского района Александр Макарович Денисов после окончания училища прибыл в батальон воздушно-десантного полка., и многие с удивлением узнавали, что а за спиной  у этого молоденького офицера уже был поджог танка и расстрел полвзвода фашистов из автомата.. И вот снова  - бой, атака. Комсорг первым ворвался  в оккупированную деревню и заставил замолчать немецких  пулеметчиков. Он смело бросился под танки, преградив им путь. Но вражеская пуля оборвала его жизнь. Посмертно присвоено звание Героя. В пос. Хвойная  имя героя носит улица и детский дом. (звездочка на карту)

Ученик 4:

-Митт Сергей Михайлович, уроженец пос. Мошенское , встретил войну на границе. Во время боя его танк подбили, он эвакуировал раненых и отремонтировал танк под выстрелами врага. 6 дней и 6 ночей дрался за танк Сергей, уничтожая врагов. На 7 день он вывел машину из огня. За этот подвиг присвоено звание Героя. Погиб в бою под Оршей.

-Ученик 5:

-Плотников Николай Иванович и Иван Николаевич, братья из Парфина, подростками ушли в партизаны и вели подрывные работы. При минировании поезда погиб Ваня, позже погиб и младший Коля. Медаль «За отвагу»,  в честь братьев названа улица в Парфино.

-Парфенов ДМ. Георгиевич из Окуловки совершил  первый в истории таран самолетом – бомбардировщиком. Посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени. Именем героя названа улица в Окуловке.

Ученик 6:

-Сражались на фронте не только мужчины, но и женщины. Мария Наумовна Иванова стала летчицей в годы войны, совершила 125 вылетов. Погибла, защищая Парфино.

-Известный писатель Мусса Джалиль (Джалилов) погиб в Мясном Бору, получив контузию и попав в плен. Посмертно присвоено звание Героя.

-Сухов Василий Семенович из Солецкого района смело сражался, прикрывая своим телом товарищей. Погиб, спасая раненых после боя. Дунаев Иван первым ворвался в оккупированную деревню, но погиб при взрыве танка. Герой СС Дунаев родился в холме, где в честь его названа улица.

Ученик 7:

-В ночь на 29 января 1942 г. группа бойцов, державших оборону Новгорода пошла в разведку. Перейдя по льду Волхов они открыли огонь по фашистам. Боеприпасы быстро закончились,  Иван Герасименко, А. Красилов и Л.  Черемнов  бросились на амбразуру, закрыв своим телом вражеские пулеметы. Им присвоено звание Герое СС. Их именами названы улицы В.Новгорода. Виктор Вересов родился в Новгороде. Прикрывая отход товарищей, взорвал себя и подступивших немцев гранатой. Присвоено звание Героя, одна из улиц носит его имя.

Ученик 8:

-Голиков Леня вступил в партизанский отряд в 15 лет , участвовал в 27 операциях, истребил 78 немецких солдат, взорвал  14 мостов и 9 машин. 15 августа 1942 разбил машину, убил генерал-майора и захватил важные документы. Погиб в неравном бою. Присвоено звание Героя.

Учитель:

-Много ещё героев защищали нашу Землю и погибли героически. По праву мы можем называть наш город Великим благодаря им, людям, спасшим наши жизни и наш город.

Здесь земля дрожала не от страха, просто было горестно земле.

Осыпались звезды, как на плаху, на неё в ночной багровой мгле.

И ложились звезды на сосновых  Надмогильных столбиках тогда.

Но вставали батальоны снова - на ушанках красная звезда.

Звездная моя земля, Россия,  огненным политая дождем!

Ты их на руках своих носила, ты их посылала напролом. (С. Орлов)

Дети ставят цветы у карты славы.

-Давайте почтим всех сражавших и погибшим в войне минутой молчания.

Звучит тихая музыка.

М. Матусовский  «Новгородские мальчики» ( читают по очереди ученики)

«Мессершмитты» с черными хвостами не висят сегодня над мостами; с волховских низин без остановки по кремлям не бьют шестидюймовки; не дрожит земля в предсмертном  гуле.

Словно силясь вспомнить жизнь былую,  снег идет, идет напропалую по холмам и памятникам старым,  по церковным светлым закомарам, по речным причалам неподвижным по блестящим мостовым булыжным;

Мы в сырых окопных норах не ловили ночью каждый шорох, бредя в санитарных эшелонах, не срывали с глаз бинтов кровавых, и не шли ко дну на переправах, и в лесу с дистанции короткой не вели огонь прямой наводкой, и почти без сил, припав к турели, вместе с самолетом не горели, не делились мокрою махоркой, и не шли за «Т- тридцитидюймовкой», прижимаясь к ледяной броне.

Мы не мерзли с вами на привалах, грудью амбразур не закрывали, на лычковских не дрались высотах, и не вязли в ильминских болотах, и в большой, одной на всех могиле фронтовых друзей не хоронили.

Мы с войною разминулись - и безлюдье затемненных улиц, и истошный вой ночной сирены, и внезапно рухнувшие стены нам знакомы разве что из книг. Так о чем мы думаем, ребята, стоя возле Вечного огня?

-А сейчас, ребята, есть герои – новгородцы, сражающиеся в горячих точках. Подготовьте сообщение о наших современниках – новгородцах и добавьте на Карту Славы их имена на следующем занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок мужества. Маленькие герои большой войны.

Ход занятия

 

 

…детства вспомнить не могу:

Его война, как стебелёк, сломала

Июньским днём за речкой, на лугу.

 

 

Учитель: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто как утренний сон.

Для нас война – это история.

Звучит музыка.

Дети жили мирной счастливой жизнью, ходили в школу, детский сад, играли в  песочнице, ругались и снова мирились.   (Слайд1 ) Папа и мамы были

рядом. Слайд(2,3)И они не знали, что их ждет..Слайд(4)                                                                                                     

          Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

 (Свет выключается, раздаются взрывы)

- В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе война.(слайд 5)(Музыка «Вставай страна огромная»)

Закончилось мирное детство, да детство закончилось.

Ученик1: Мне на веку запомнилось немало,

                 И только детства вспомнить не могу:

                 Его война, как стебелёк, сломала

                 Июньским днём за речкой, на лугу.

Учитель:   Гитлеровское руководство с тупой педантичностью истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам. Обычно перед выселением какого-либо села туда врывался отряд карателей, они сжигали дома, угоняли скот, грабили имущество. Многих жителей убивали тут же или сжигали в своих домах. Женщин с детьми собирали на железнодорожных станциях, грузили в вагоны, наглухо заколачивали и вывозили в лагеря. Спустя неделю их доставляли в один из лагерей или тюрьму. (слайд6,7)

Ученик2: По нашему детству

              Война прокатила.

              Страданья и горе

              Мы знали в лицо.

              На прочность нас также

              Война испытала,

              Как наших ушедших

              В сраженье отцов.

Учитель: Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили.(Слайд8)

Ученик1: Мой конь ещё в лугах гулял.

         Тень к чёрным корневищам жалась,

         И первый луч себя еще в росе не изломал.

         Мгла розовая дрогнула и с голубой смешалась.

         Я путы снял с коня под голос грозный.

         Шинель затрёпана до дыр, -

         Нас вдохновлял на труд колхозный

         Неласковый старик – усталый бригадир.

         Под звоны кос коня запряг я.

         По травам влажный протянулся след.

         А где-то шли бои. Людские гибли души.

         Я взрослым был уже: мне было десять лет.

Учитель: Во время ВОВ дети стали заложниками страшных событий, на их плечи лёг непосильный труд, они были лишены детства.

Ученик2: Меня война пахать учила.

         Как мальчик с пальчик, так и я

         Ходил за плугом молодчиной,

         Пахал военные поля.

         И точно помню: знал я точно,

        Что надо фронту помогать,

         Что надо срочно и досрочно,

          И безогрешисто пахать.

          И я пахал, пахал и сеял.

          И мать, забыв и мор и глад,

          Шептала богу и соседям

        Про мой крестьянственный талант.

Учитель:. За годы войны много детей пришло на заводы. Одни пришли по желанию быть полезным родине в тяжёлую минуту, других пригнала нужда: отцы – кормильцы воевали, надо было поддержать семью. На многих заводах принимали рабочих с 11 лет. Все эти детишки делали по полторы – две нормы. Как им это удавалось, они и теперь не знают.

Из воспоминаний: «Всегда хотелось есть. Очень хотелось спать. Проверяю детали, а сон снится прямо на рабочем месте».

Ученик3:Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла –

          И синее небо, и запах простого цветка?

          Пришли на заводы работать мальчишки с Урала,

         Подставили ящики, чтобы достать до станка.

         И вот неподкупной зимою военного года,

         Когда занимался над Камой холодный рассвет,

         Собрал самых лучших рабочих завода,

          А было рабочим – всего по одиннадцать лет.

          В усталые лица глядело суровое время.

          Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

          Как только рабочую премию –банку варенья –

          Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

          И вот над заводом, над лесом,  в лесу задремавшим,

          Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

          Повеяло чем-то давно позабытым, домашним.

         Как будто бы не было больше на свете войны.

Учитель: Тяжелая доля выпала детям, попавшим в концлагеря. (слайд9):.   Голод, избиения, испытания, пытки, медицинские эксперименты -  , что их там ждало. Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей.(слайд10)

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей.

Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.

На основании материалов расследования, свидетельских показаний, данных эксгумации, установлено, что за три года существования лагеря Саласпилса немцы загубили не менее 7 000 детей, частью сожженных, а Рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок узница Саласпилса (в концлагерь Саласпилса попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря).

Ученик2:«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами. (слайд11)

Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку».

В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей. Грязные и вонючие камеры тюрем никогда не проветривались, не отапливались даже в самые жестокие морозы. На грязных холодных полах, кишевшими от разных насекомых, несчастные матери были вынуждены смотреть на постепенное угасание своих детей. 100 граммов хлеба и пол-литра воды – вот и весь их скудный рацион на день. Медицинская помощь не оказывалась.

При кровавых расправах с заключенными в тюрьмах, где немцы расстреливали до нескольких сотен человек, исключений для детей не делали.

Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году.(слайд12)

Ученик1: Военный гром катился над страной.

         Вставали в строй мальчишки боевые

         На левый фланг, в солдатский строй

         Великоваты были им шинели,

         Во всём полку сапог не подобрать,

         Но всё равно в боях они умели

         Не отступать и побеждать.

         Жила в сердцах их взрослая отвага.

         В двенадцать лет по – взрослому сильны,

         Они дошли с победой до рейхстага –

         Сыны полков своей страны.

Вставали плечом к плечу маленькие защитники и на фронте. Рядом с опытными солдатами сражались и дети. (СЛАЙД13)

Ученик3:

       В далёком, тревожном военном году

        Под гром батарей, у страны на виду

        Стояли со взрослыми рядом

        Мальчишки у стен Ленинграда.

       На парте осталась раскрыта тетрадь –

       Не выпало им дописать, дочитать,

       Когда навалились на город

       Фугасные бомбы и голод.

        И мы никогда не забудем с тобой,

        Как смело тогда они приняли бой,

        Им было всего лишь тринадцать…(СЛАЙД14)

Учитель: За боевые заслуги десятки тысяч детей - пионеров были награждены орденами и медалями(слайд15)

  • Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумилов, Витя Коробков, Володя Казначеев;
  • Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантимиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
  • Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалев;
  • Ордена Красной Звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Леня Анкинович;
  • Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».
  • Четверо пионеров были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова

Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Некоторые из них были занесёны в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведёны в ранг «пионеров-героев».

По очереди выходят ребята. На фоне музыки они рассказывают о пионерах – героях. У каждого из них в руках портрет юного героя

Слайд 16

Ученик1:-Валя Котик, пионер из украинского города Шепетовки, в 11 лет стал подпольщиком. Он распространял листовки, добывал оружие, гранатой уничтожил группу офицеров жандармерии. Однажды Валя неожиданно наткнулся на отряд карателей, тайно пробиравшийся к партизанской базе. Он бросил гранату, но сам был при этом тяжело ранен. Партизаны отбили нападение врага. Второй раз Валя был ранен, спасая командира.

В феврале 1944 года при освобождении города Изяславля юный партизан пал смертью храбрых.

 Слайд 17

Ученик2: Ленинградскую пионерку Зину Портнову война застала в Белоруссию.

Она стала членом подпольной комсомольской организации «Юные мстители» в г. Оболи Витебской области. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестрёнку ценные сведения. Затем её переправили в партизанский отряд. Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в витебском гестапо она сумела застрелить начальника гестапо и дежурного офицера. Зина бежала, но гитлеровцы снова схватили её. Она выдержала все пытки и ничего не сказала врагам.

 Слайд18

Ученик3: Лёня Голиков, НАШ ЗЕМЛЯК, из деревни Лукино Новгородской области стал партизаном в 1941 году. Он участвовал в 26 боевых операциях. Лёня вёл разведку, взрывал с товарищами мосты, уничтожил 78 фашистов.

Однажды, находясь в засаде, он подорвал гранатой немецкую легковую машину, в которой ехал гитлеровский генерал, и захватил важные документы – карту оборонительных сооружений и чертёж новой мины. Они были переданы командованию. В январе 1943 года в бою у села Станки Псковской области Лёня погиб.

 Слайд 19

Ученик4:Марат Казей родился в белорусской деревне Станьково. Его мать фашисты повесили за связь с партизанами. Марат стал разведчиком партизанской бригады. Однажды бригада была окружена эсэсовцами, но мальчик сумел пробраться к партизанам соседней бригады, и они помогли выйти из окружения. В мае 1944 года Марат попал в засаду. Он стрелял до последнего патрона, а потом подорвал себя и врагов гранатой.

 

Учитель: В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Они жили под постоянными бомбёжками и обстрелами, мёрзли, умирали с голода. Ловили кошек, собак, птиц, из столярного клея варили суп…

Ученик2: Я жил зимою в Ленинграде…

        Да, я не скрою: в эти дни

        мы ели землю, клей, ремни;

        но съев похлёбку из ремней,

        вставал к станку упрямый мастер,

        чтобы точить орудий части,

        необходимые войне.

        Но он точил, пока рука

        могла производить движенья.

        И если падал – у станка,

         как падает солдат в сраженье.

-Наряду со взрослыми ужасы блокады испытали на себе и дети.Вместе они защищали город. Дети тушили зажигалки, работали на заводах, в сельском хозяйстве, помогали людям, ослабевшим от голода.

Ученик3: На развороченном пути

                 Стоит мальчишка лет пяти.

                 В глазах расширенных истома,

                 И щёки белые, как мел.

                -Где твоя мама, мальчик?

                - Дома.

                - А где твой дом, сынок?

                 -Сгорел.

            Он сел. Его снежком заносит.

            В его глазах мутится свет.

            Он даже хлеба не попросит.

           Он тоже знает: Хлеба нет.

Ученик 2 : Блокада – далеко как это слово

         От наших с вами мирных светлых дней.

          Произношу его и вижу снова

          Голодных, умирающих детей.

         В блокадных днях мы так и не узнали:

         Меж юностью и детством где черта?...

         Нам в сорок третьем выдали медали

         И только в сорок пятом паспорта…

                       (На фоне музыки.)

Учитель: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой, В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. (слайд20)

Ученик 3: Этот дневник на процессе Нюрнбергском
                 Был документом страшным и веским,
                 Плакали люди, строчки читая.
                Плакали люди, фашизм проклиная.
                Танин дневник - это боль Ленинграда,
                Но прочитать его каждому надо.
                Словно кричит за страницей страница.
                "Вновь не должно это все повториться".

Учитель: Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

Ученики по очереди:« Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941г.»

                                  « Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942г.»

                                   « Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942г.»

                                  « Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942г.»

                                  « Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942г.»

                                  «Мама умерла 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»

                                  «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

(Стук метронома.)(слайд21)

Учитель: Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла. У каждого из тех детей, которые находились в блокадном городе, была уже своя тяжёлая, а порой и трагическая судьба. На первый взгляд все они выглядели одинаково – испуганными, измученными, молчаливыми и малоподвижными. Но дети продолжали учиться .Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писали: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились несмотря, ни на что". Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

Ученик1: Надо мною – блокадное небо.

                 Мне одиннадцать стукнуло лет.

                 Я гадаю над пайкою хлеба –

                            до конца съесть её или нет?

                Дом соседний –кирпичная груда.

                Скоро ночь. Бомбы вновь запоют.

                Не оставить? Что есть завтра буду?

                Не доесть?  Вдруг сегодня убьют?

Ученик 2 :

Девчонка руки протянула
И головой - на край стола.
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла:
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки - после похорон.
(Пауза. Стук метронома)

Учитель: Смирнова Раиса Геогриевнаа из с Литово Окуловского района вспоминает:

(на фоне музыки)

 «В 1942 году я училась в 5 классе. В апреле к нам приехал военком и на школьном собрании сказал: Дети, фронту нужен лес, мы просим вас помочь фронту. И вот 16 человек 12-13 лет пошли работать на заготовку леса. Это очень тяжёлый, изнурительный труд. Увезли нас за 8 км. от дома в лес. Мы там жили в бараках: общие нары из берёзовых жердей, а на них сено. Посередине стояла печка-буржуйка. Мужчины – лесорубы около буржуйки успевали на палках развесить спецовку, обувь, чтобы просушить, а нам некуда было повесить и приходилось утром надевать мокрую одежду. Она была рваная, валенки дырявые, дыры затыкали сеном. Нам, детям норма была установлена, как взрослым. Если не выполнишь, вместо 600 грамм хлеба получишь 400.А хлеб был из мёрзлой картошки с шелухой и овёс вместе с мякиной. Но он казался таким вкусным! В 1944 году, в марте, разыгрались метели, и засыпало дорогу, по которой лесовозы вывозили лес на берег Оби. Нас, подростков, послали чистить дорогу длиной 8 км. Пробыли в лесу пять суток. Пайку привозил на лыжах старик.В ведре растапливали снег и пили с хлебом, вот и вся пища. Утром прочистим дорогу, с 1км. пройдём, а её снова заметает. После 5 суток, измученные, обессиленные, взявшись за руки, пошли домой. У многих поднялась температура. А через три дня нас вызвали в контору. Оказалось, что из района приехал судья. И нас судили за прогул. Кабинет закрыли на замок, и наши матери не могли даже к нам зайти. И вот огласили приговор: дали нам по году исправительных работ, с вычетом 25% из зарплаты. Из хлебных карточек вырезали талоны за 10 дней. Так мы и жили. На фотографии тех лет я похожа на старушку».

Ученик1: Прошла война, прошла страда,

                Но боль взывает к людям:

               «Давайте, люди, никогда

                Об этом не забудем.

Ученик 2: Пусть память верную о ней

                  Хранят, об этой муке,

                  И дети нынешних детей,

                И наших внуков внуки…

Ученик3: Затем, чтоб этого забыть

                 Не смели поколенья.

                Затем, чтоб нам счастливей быть,

                А счастье – не в забвенье!

Учитель: Ещё и сегодня в некоторых странах продолжаются войны и гибнут дети. Мы не должны забывать об этом.

Ученик: Мне хочется верить, что придет время, когда детям не надо будет переживать ужасы, которые обрушивает на них война. Самое большое, что мы можем сделать в благодарность,- это сохранить в памяти историю наших дедушек и бабушек, передавая её из поколения в поколение.

                              Песня «Здравствуй, мир!»

 

 

 

Урок мужества 4. Черная быль Чернобыля.

 

Ход занятия.

 

Учитель: 2012 год-более 30 лет прошло с той страшной аварии. Но что тогда случилось и кто виноват.

Первый в мире ядерный реактор был запущен в Чикаго в конце 1942 года. Советский Союз отстал от американцев на четыре года, а к проектированию первой атомной электростанции в г. Обнинске приступил лишь в 1949 году после испытания первого ядерного заряда (бомбы). И только 27 июня 1954 года были зафиксированы первые обороты турбины первой в мире АЭС (в г. Обнинске). Мощность этой станции составляет 5 МВт.

    В 1984 году в 26 странах мира работали 345 ядерных реакторов. Сегодня в эксплуатации находится более 420 энергоблоков. Наиболее развитой ядерная энергетика считается во Франции, где АЭС вырабатывают более 70 процентов всей электроэнергии. А вот Игналинская АЭС производит более 80 процентов электроэнергии Литвы.

  

Атомные станции Украины производят около половины отечественной электроэнергии. Чернобыльская АЭС была одной из крупнейших в мире (уступала лишь японской 'Фукусима' и французской 'Бюже').

    Одна из главных проблем атомной энергетики- проблема безопасности.

Я предлагаю вернуться в 1896 год.

Ученик1: При́пять (укр. Прип'ять) — покинутый город областного значения в Киевской области Украины, на берегу реки Припять. Основан 4 февраля 1970 года.

Главным поводом основания города стало строительство и последующая эксплуатация одной из самых крупных в Европе Чернобыльской атомной электростанции, градообразующего предприятия, которое и дало Припяти почетное звание города атомщиков. Таким образом, Припять стал девятым в Советском Союзе атомоградом.

Население города Припять до  апреля 1986 составляло: 49,4 тыс. человек, в том числе 15 406 детей (из них 7176 школьников) и 16 562 женщин. В городе было 160 домов на 3 414 квартир, 18 общежитий для холостяков на 7621 место, 8 семейных общежитий и домов гостиничного типа на 1206 комнат.

1 час 23 минуты 40 секунд -187 стержней системы управления и защиты вошли в активную зону для глушения реактора. Цепная реакция должна была прерваться. Однако через 3 секунды зарегистрировано появление аварийных сигналов по превышению мощности реактора, росту давления. А еще через 4 секунды - глухой взрыв, сотрясший все здание. Стержни аварийной защиты остановились, не пройдя и половины пути.

Ученик2: Взметнулся в небо столб огня. 
                И взрыв разбрызгал блока глыбу. 
                Застыла в ужасе земля, 
                 Бедой поднятая на дыбу.

                                Владимир Шовкошитный

    С крыши четвертого энергоблока, как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они поднимались высоко вверх. Это было похоже на фейерверк. Сгустки рассыпались многоцветными искрами и падали в разных местах. Черный огненный шар взвился вверх, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в черную тучу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких-мелких капель. 
    На территории ЧАЭС люди перешагивали через обломки, позже из-за высокого уровня радиации там не могли пройти роботы: «сходили с ума». 

    А в это время внутри еще работали люди. Крыши нет, часть стены разрушена... Погас свет, отключился телефон. Рушатся перекрытия. Пол дрожит. Помещения заполняются то ли паром, то ли туманом, пылью. Вспыхивают искры короткого замыкания. Приборы радиационного контроля зашкаливают. Повсюду течет горячая радиоактивная вода.

  Ученик 3:  1 час 26 минут 03 секунды - сработала пожарная сигнализация. 
    1 час 28 минут - к месту аварии прибыл дежурный караул станции. 
    1 час 35 минут - на станцию прибыл караул г. Припять. 


    Борьба со стихией шла на высоте от 27 до 72 метров, а внутри помещений четвертого энергоблока тушением занимался дежурный персонал станции. О том, что реактор раскрыт, пожарные не знали. 
    2 часа 10 минут - сбит огонь на крыше машинного зала. 
    2 часа 30 минут - подавлен очаг пожара на крыше реакторного отделения. 
    4 часа 50 минут - огонь в основном локализован. 
    6 часов 35 минут - пожар ликвидирован

В результате взрыва со здания была сорвана крыша и полностью был разрушен четвертый энергоблок реактора, при этом погибло 3 человека. Тело одного из погибших было оставлено внутри реактора, так как его нельзя было извлечь из-за чрезвычайно высокого уровня радиации. 134 рабочим из числа прибывших на место аварии был поставлен диагноз — сильное радиационное облучение. 28 из них умерли в течение 3 первых месяцев.

.

Учитель: Вскоре началось строительство саркофага

Его высота составила 61 метр, наибольшая толщина стен - 18 метров. Возведение "саркофага" осуществлялось с помощью самоходных кранов, оснащенных телевизионными средствами наблюдения. В нем предусмотрена система вытяжной вентиляции с очисткой воздуха, система принудительного охлаждения, а для недопущения повышения нейтронной активности на крыше установлены баки с раствором бора.

Ученик1:В январе 1987г. ударили редчайшие для этих краев морозы: почти неделю термометр показывал минус 35 градусов. Обильные снегопады укрыли землю толстым ковром. Поэтому от характера грядущей весны зависело количество радиоактивного ила в реках Припять и Днепр.

К весеннему половодью 1987 года готовились заранее, для чего укрепили прежде построенные гидросооружения, построили новые в поймах рек Припять, Уж, Желонь, Брагинка. Весну встретили 135 плотинами и дамбами, общей протяженностью 40 километров. Это позволило предотвратить выход радиоактивного ила из особой зоны вместе с паводковыми водами. Однако это привело к искусственному затоплению некоторых прибрежных районов, в том числе и г. Припять

26 и 27 апреля 1986 года на улицах Припяти уровень радиации составляли до 8 рентген/час. Но правительственная комиссия "тянула"с эвакуацией населения и решение было принято только в 12 часов 27 апреля. Правда, уже к 20:00 эвакуация была завершена, но 51 тысяча человек успела получить те самые дополнительные 15-20 рентген (бэр), которые здоровых людей перевели в разряд больных и инвалидов, а простых детей в "детей Чернобыля".

Ученик 1: «Я почувствовал первый удар. Он был сильный, но не такой, какой произошел затем через одну-две секунды. Тот уже был как один длинный удар или два, но следом друг за другом. Первоначально я подумал, что произошло что-то с деаэраторами над щитом управления 4-м блоком. Вслед за звуком удара с фальшпотолка посыпалась облицовочная плитка. Посмотрел на приборы. Картина была плохая. Стало понятно – произошла авария крайней степени тяжести. Потом выскочил в коридор, чтобы пройти в центральный зал. Но в коридоре пыль, дым. Я вернулся, чтобы включить вентиляторы дымоудаления. Потом пошел в машинный зал. Там обстановка кошмарная. Из разорванных труб в разные стороны хлестала горячая вода, она сильно парила. Видны были вспышки коротких замыканий электрокабелей. Значительная часть машинного зала оказалась разрушенной. Упавшей сверху плитой перебило маслопровод, масло вытекало, а его в специальных емкостях находилось до 100 т. Потом направился на улицу, обошел 4-й блок, увидел разрушения, пожары на кровле».

Ученик2:«Раздался удар. Я подумал, что полетели лопатки турбины. Потом – опять удар. Посмотрел на перекрытие. Мне показалось, что оно должно упасть. Мы пошли осматривать 4-й блок, увидели разрушения и свечение в районе реактора. Тут я заметил, что мои ноги скользят по какой-то суспензии. Подумал: а не графит ли это? Еще подумал, что это самая страшная авария, возможность которой никто не описывал».

«Тут вижу, что включается сигнал оповещения об аварии с 4-го блока. Я побежал туда. Встретились ребята. Они были очень грязные и возбужденные. Наконец машзал. Он интересовал меня в первую очередь, так как там запасы водорода и машинного масла – все это огнеопасно. Вижу, кровля рухнула. Потом побежал на щит управления 4-м блоком. Спросил: «Льете ли воду для охлаждения реактора?». Мне ответили, что льют, но куда она идет и сами не знают. 
Появился дозиметрист, сообщил, что его прибор слабенький и полную мощность радиационного излучения измерить не может. Вижу, ребята несут обожженного человека, это оказался В. Шашенок. Он был грязный, в шоковом состоянии, стонал. Я помог донести парня до щитовой 3-го блока. Оттуда позвонил в Москву, в ВПО «Союзатомэнерго», сказал, что у нас самая серьезная авария. Потом позвонил телефонистке, чтобы объявила общую аварию по станции».

Ученик3:Володю Шашенка, вынесли на руках обожженного и облученного врачи и пожарники. Он успеет простонать: «Там... Валера...», – и его покинет сознание, беспомощными окажутся врачи. Тело Володи Шашенка вывезут из зоны и похоронят на первом деревенском кладбище. Его друга и одногодка Валерия Ходемчука же не найдут. И может, на бетонной стене захороненного атомного реактора когда-то напишут его имя... Сердце Валерия Ходемчука остановилось в то мгновенье, когда начала свое действие авария, ставшая предостережением всему человечеству. Валерка, который, уходя на смену, на реактор, попросил Наташу, чтобы собрала детишек, завтра поедут все вместе к матери сажать картошку.

 

Учитель: Из Великого Новгорода в спешном порядке было призвано более 1200 человек. Молодые люди, уезжая в Чернобыль, оставляли свои семьи, работу, родителей и честно участвовали в ликвидации катастрофы. Многие до конца не знали, куда они едут и что их ждет после этого? В итоге самоотверженный труд и неоправданный риск подорвал здоровье почти каждого.Около тысячи человек были эвакуированы с зараженной местности в нашу область, на новгородской земле у переселенцев родилось много детей

Организация "чернобыльцев" в Новгороде создана 19 мая 1990 года, в конце декабря 1991 года она стала региональным структурным подразделением "Союза "Чернобыль" России". Все эти годы ее бессменным руководителем является Алексей Афанасьев., участник ликвидации аварии ЧАЭС
Ученик3: Инициатором создания нашей организации в 1990 году был городской комитет Красного Креста, в первую очередь, Лариса Веселова и Нина Баранова, депутаты городского Совета Татьяна Чередниченко и Надежда Лисицина, клуб "Экология". За эти 15 лет Союз "Чернобыль" постоянно преследовали трудности, особенно финансового характера, но мы сумели сохранить организацию, доказать ее целесообразность, полезность для всех пострадавших. Основной нашей задачей считаем защиту прав и интересов граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и других атомных объектах, а также взаимодействие и настойчивую работу со всеми ветвями власти.С июля по ноябрь 1986 года я был участником ликвидации. Полк, в котором я служил, располагался в школе-интернате города Чернобыль, в 18 км от станции. Таких как я, двухгодичников, было порядка 600 человек - мастера, прорабы, механики. Почти с самого прибытия в Чернобыль меня перевели на станцию, прорабом по строительству саркофага ядерного реактора. Мне тогда казалось, что на самой станции даже воздух был чище, нежели в городе - на станции все увлажнялось, постоянно обрабатывалось, а в городе стояла 30-градусная жара, туда было привезено столько техники, шум постоянный. Между сменами нам давали шестичасовой отдых, работали почти круглосуточно. Саркофаг начали строить 3 июля 1986 года, я приступил к работе 27 июля и работал в Чернобыле до начала ноября, почти до окончания его строительства.
Причем я даже не думал, какое влияние  радиация окажет на организм, на здоровье. Сознание этих последствий пришло потом. Первое, что бросалось в глаза - объем стройки: все подъездные пути были забиты, в каждом пионерском лагере располагалась воинская часть. Силы и средства к ликвидации аварии были подтянуты беспрецедентные.

Учитель: В государственном учреждении В.Новгорода «3 отряд федеральной противопожарной службы по Новгородской области» служат два человека, которым довелось быть участниками ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, и они с полным правом могут судить о том, что случилось и продолжает происходить сейчас в стране Восходящего солнца.

Евгений Петрович Протасов и Николай Николаевич Фадин отслужили в пожарном отряде один чуть меньше, другой чуть больше 17 лет. Судьба впервые свела их вместе в мае 1986 года. Тогда Евгений Протасов работал в строительной организации МПМК-1, а Николай Фадин - в «Севзапкурортремстрое».

В ночь с 8 на 9 мая посыльный привёз нам повестку, предписывающую срочно явиться в военкомат. Мы без лишних вопросов выполнили приказ. В военкомате не не объяснили, куда нас отправят.

Ученик1: В 4 утра автобусом отправили в Ивантеево, где дислоцировался полк химической разведки. Прозвучала команда: «Снимать автомобили с консервации». Этим и занялись в срочном порядке прибывшие на военные сборы люди. В экипаж машин входили два водителя и химик, солдат срочной службы. Тогда и узнали все, что конечный пункт их пути - Чернобыль.Едем через населённые пункты и никто (включая местное население) ничего не знает, все в недоумении. Собрали со всего Советского Союза 15 полков, в каждом приблизительно тысяча человек. Сформировали и полк Ленинградского военного округа (в него вошли ленинградские, псковские, новгородские ребята). В чистом поле разбили палатки, на 50 человек каждая. Тут же оборудовали кухню, полевые бани, кинотеатр. Условия для проживания создали прекрасные. Потом началась работа. Нам выдали костюмы химической защиты: плащ, противогаз, бахилы, респиратор. Лагерь был в «30-и километровой зоне». Работать довелось и в Чернобыле, и в Припяти».

Ученик 2: У нас были  ЗИЛЫ с двухтонными бочками воды. Военнослужащие получили команду: «Мыть деревню», затем следующую... Поливали водой всё строения, смывали радиоактивную пыль, перекапывали почву. Дозиметром измеряли уровень заражённости воды, почвы, всего. Работали с 6 утра до 11 вечера.. Кое-где встречались люди, в основном, пожилые. Они не хотели эвакуироваться.

18 дней мы работали прямо на станции, -Это такая громадина... Тоннели уходили глубоко под землю, и в высоту она вздымалась на 70 метров. Четвертый блок выглядел, как после бомбёжки, потому что при попытке заглушить его с вертолётов свинцом и глиной, лётчики не могли правильно рассчитать траекторию, зачастую груз падал далеко от намеченной цели. И только прибывший вертолётный полк, воевавший в Афганистане, чётко выполнил работу. Но, наверное, половина летчиков поплатилась за это жизнью. Они ведь «пошли» в самое пекло. Хотя первыми, конечно, пострадали работники пожарной части, которая была на станции.

Ученик3: Мало кто знает, что означало выражение «рыжий лес». Оказывается, с вертолётов поливали этот лес жидким каучуком, который, застывая, покрывал все рыжей пленкой и не давал пыли разлетаться. Потом деревья, кусты спиливали и уничтожали. Нельзя не отметить, что столь же серьёзно относились и к изысканию способов максимально защитить людей от радиации. Но, пожалуй, больше помогал инстинкт самосохранения. Он заставлял строго соблюдать предписанные . В тридцатиградусную жару и костюм химической защиты надевали, и противогазы, и таблетки какие-то глотали, жить-то хочется. Ведь радиация не пахнет, её не видно. Нельзя было во время работы пить, есть, трогать открытые места тела руками. Многие даже бросили курить, чтобы не снимать респиратор. Уходили со станции через пункты, на которых проверялся уровень радиации. Тщательно мыли машины, приезжали в часть и сразу в баню. Всё зависело от людей, кто-то строго выполнял эти правила, кто-то - нет. Так что всё зависело от человека».

Учитель: Николай Николаевич рассказал, что и сам иногда нарушал закон: «Работали в деревнях, а там черешни, клубники тьма, ягоды крупные. Набрали, померили фон дозиметром, помыли раз, другой, третий и ели», -смеётся рассказчик.  У каждого участника ликвидации аварии был индивидуальный дозиметр-накопитель.

Ученик2: Но мы толком не умели ими пользоваться, некоторые приборы вообще не рабочими были. Перед возвращением домой их у нас собрали, но сколько радиации «получил» тот или иной человек, никто не сообщил. Позже, когда менялись удостоверения, понадобились документы, доказывающие, что мы работали именно в зоне отчуждения. В Подольском военном архиве, куда отсылались запросы, ответили, что и там нет таких данных. Много было подобных нюансов. А мы работали честно, самоотверженно, как будто Родину защищали. Не было безобразий, хотя контингент был разный. Случались курьёзные ситуации, например, однажды выяснилось, что человек не был в армии, не принимал присягу, а рисковал жизнью со всеми наравне и не хотел уезжать. Выход нашли: он принял присягу прямо на месте. Мы просто выполняли свой долг...».  

Учитель: Не было среди ликвидаторов аварии дезертиров. Никто не пытался «закосить» или найти причину уехать. Они вернулись домой без всяких наград. Получили их много позже. Государство вспомнило о подвиге ликвидаторов Чернобыльской катастрофы лишь спустя 20 лет. Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени был награждён Евгений Петрович Протасов, а Николай Николаевич Фадин - орденом Мужества. Украшают их парадную форму Почётные знаки: один - за участие в ликвидации Чернобыльской аварии, второй — за ту же заслугу, но по линии МЧС. А дома их ждали семьи. Евгения Петровича — жена, дочь и сын. Николая Николаевича — жена и дочка. Ученик1: Лет через 7 стали проявляться некие признаки заболеваний. А сейчас уже имею группу по инвалидности и приходится покидать любимую пожарную часть. Я по натуре оптимист, надо двигаться побольше, конечно, есть болячки от Чернобыля, но и годы дают о себе знать. Жаль только, что стали рушиться связи, и многих, с кем тогда довелось работать, уже недосчитываемся, кто-то умер, других просто потеряли из виду».

Учитель: Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 2010 года за мужество и самоотверженность, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электоростанции Борис Афанасьевич Большаков удостоен Ордена Мужества. Трое участников тех событий: Виктор Юрьевич Козачук, Анатолий Савельевич Курс и Владимир Васильевич Кулявцев награждены медалью «За спасение погибавших». 25 наших земляков награждены медалями ордена «За заслуги перед отечеством» II степени (без мечей):

Виктор Александрович Алёшин, Александр Михайлович Андреев, Александр Васильевич Афанасьев, Геннадий Васильевич Виноградов, Юрий Владимирович Гуляев, Николай Николаевич Данилов, Иван Геннадьевич Иванов, Олег Лафеевич Иванов, Александр Андреевич Кириллов, Пётр Николаевич Кузин, Александр Михайлович Лебедев, Владимир Валентинович Лохин, Алексей Иванович Матвеев, Виктор Васильевич Михайлов, Николай Петрович Никифоров, Александр Николаевич Овчинников, Николай Алексеевич Петров, Иван Васильевич Проторгуев, Владимир Владимирович Размыслов, Александр Георгиевич Рыбаков, Юрий Тарасович Рябов, Григорий Владимирович Савельев, Владимир Анатольевич Седов Анатолий Павлович Скрылёв, Игорь Николаевич Смирнов.

Ученик3: По официальным данным, сразу после катастрофы погиб 31 человек, а 600 тыс. ликвидаторов, которые участвовали в тушении пожаров и расчистки, получили высокие дозы радиации. Почти 404 тыс. человек были переселены из своих домов.Радиационная пыль протянулась "хвостом" через территорию Украины, Белоруссии, 14 областей России и накрыла часть территории Западной Европы. 15 декабря 2000 года деятельность ЧАЭС, как производителя электроэнергии, была прекращена

Причины аварии:

¨ реактор был неправильно спроектирован и опасен;

¨ персонал не был проинформирован об опасностях;

¨ персонал допустил ряд ошибок и неумышленно нарушил существующие инструкции, частично из-за отсутствия информации об опасностях реактора;

¨ отключение защит либо не повлияло на развитие аварии либо не противоречило нормативным документам.

Учитель: Тема АЭС становится для нас, новгородцев вдвойне актуальна, так как недалеко от нас находится АЭС (КАЭС), расположенная на севере Тверской области. Состоит из 3 энергоблоков, первый введен в эксплуатацию в 1984. В текущем году планируется ввести в строй 4-й блок. Ленинградская АЭС (ЛАЭС) построена на побережье Финского залива  в городе Сосновый Бор. Начало строительства ЛАЭС — 1967. Осенью 2013 года планируется ввод в строй реактора нового энергокомплекса, который строится взамен двух устаревающих энергоблоков.

Ученик1: Пройдут года, но разве кто забудет,

               Тот рок весны, тот ядерный синдром.

                Но кто там был, им легче уж не будет,

                Он с той «войны» навечно облучен.

                 Но надо жить, терпеть, не падать разом,

                 Любить природу, слушать птичий звон.

                  Но позабыть тот год и взрыва атом

                 Тебе не даст Чернобыльский синдром.

                                                              В.Зайцев

Учитель: Мы окунулись сегодня в историю, вспомнили тот страшный год, аварию, последствия которой дошли и до наших дней. Мы не забудем людей, спасших нашу планету и нас с вами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используема литература и Интернет-ресурсы

 

 

1. М.Ефетов «Земля Новгородская: Документальная повесть/худ. А.Левицкий.-М.:Дет.лит., 1983.-127., ил.

2.Именем героя названы - сост. И.В.Терентьева. Лениздат, Новгородское отделение, 1979.-121с.

3. В.Соколов «Ты видел Новгород?..»_Л., Лениздат, 1984.-126с., ил.

4..Тэммо А.М. Золотые звезды новгородцев-Лениздат,1987

5..У древних стен, у Ильмень-озера. сост. В. Соколов.- Из-во «Современник» 1980

6. Сайт Виртуальный музей Чернобыля http://blacktrue.pavlovskyposad.ru/

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час по теме "Великий Новгород:великий город-великие потери""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Классный час посвящен участию Великого Новгорода в Великой Отечественной войне.Патриотическое воспитание школьников – это процесс взаимодействия учащихся, учителей и людей, имеющих непосредственное причастие к событиям истории, это процесс, который направлен на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью такого воспитания в школе является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Создание условий для развития чувства патриотизма становится в современных условиях очень актуальным. России необходимы люди, способные встать на её защиту, добиваться её полноценного развития, строить планы на будущее с учетом исторического развития. Поэтому детям необходимо знать историю своего края и России в целом. Именно акцент на знании истории своего народа, его роли на мировой арене поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов. Кроме этого Стандарты Второго поколения определяют необходимость развития личностных универсальных действий, в состав которых входит и патриотизм, и любовь к своему краю.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 421 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.06.2020 1407
    • DOCX 86.9 кбайт
    • 40 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дячук Галина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дячук Галина Викторовна
    Дячук Галина Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79563
    • Всего материалов: 249

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 765 человек из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 398 человек из 63 регионов

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 43 регионов

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Социальная и поведенческая психология

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов