Главная / Классному руководителю / Классный час о Великих женщинах Казахстана

Классный час о Великих женщинах Казахстана

КЛАССНЫЙ ЧАС в 4 КЛАССЕ

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ДЕМИНА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА

Тема: Великие женщины Казахстана, прославившие свою страну и народ.

Задачи: 
1) Познакомить (актуализировать знания) учащихся  с биографиями женщин,  известных не только в  Казахстане,  принесших славу своей родине.

2) Обогащать словарный запас, работать над развитием коммуникативных свойств речи;  
учить искусству публичного выступления.
3) на примере жизни и творчества известных женщин Казахстана воспитывать любовь к родному краю;  формировать глубоко патриотичное отношение к Родине, уважение к женщинам старшего поколения. 

Оборудование: электронная презентация; музыкальный видеоролик песню «Алия» исполняет Роза Рымбаева.
                                                                    Ход: 
1.Вступительное слово. 
Женщина… Сколько о ней сказано и написано! Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты.

Сегодня мы будем говорить о великих женщинах Казахстана, прославивших Казахстан.

 В древних изречениях народа говорится: 

«Если растёт сын – достояние потомков, если растёт дочь – достояние народа», «Счастье народа – хан, счастье рода – бий, счастье аймака – аксакал, счастье аула – байбише».   «Ақылды әйел жаман еркекті төрге сүйрейді, ақылсыз әйел жақсы еркекті көрге сүйрейді».  

В поговорках говорится: «Землю хранят мужчины, нацию сохраняют девушки», «Благодарю соль, дающую вкус еде, благодарю девушку, соединяющую между собой народ».

Мухтар Ауэзов подчёркивал: «Будущее нации в руках девушек и матерей». 

 

2. Сообщения учащихся:

Герои Советского Союза

1 ученик.  В начале войны Алие Молдагуловой было 15 лет. 
В конце 1942 года она добровольно вступила в школу снайперов и окончила ее на «отлично». На её официальном счету 78 уничтоженных солдат и офицеров противника. Была смертельно ранена и погибла в бою 14 января 1944 года севернее города Новосокольники; будучи раненной в руку осколком мины, участвовала в рукопашном бою с немецкими солдатами, была вторично ранена немецким офицером, которого также уничтожила, вторая рана оказалась смертельной. Похоронена в деревне Монаково Новосокольнического района. В 1944 году при взятии опорного пункта фашистов вблизи ж/д станции Новосокольники Псковской области Алия совершила подвиг. Бой нарастал, разгорелась рукопашная схватка. Неожиданно немецкий офицер схватил Алию за руку. Она вырвалась, направила автомат в него. Но он успел выстрелить первым. Алия, собрав последние силы, дала длинную очередь. Алия шагнула в бессмертие. 

2 ученик.  Маншук Маметова. Пулемётчица 21-й гвардейской стрелковой дивизии 3-й ударной армии Калининского фронта, гвардии старший сержант. Первая казахская женщина, которой было присвоено звание Герой Советского Союза. В 1942 году ушла на фронт добровольцем. Стала пулеметчицей. Шли бои за Невель. Надо было взять высоту. В этот момент вперед бросилась Маншук. Гитлеровцы открыли бешеный огонь. Очнувшись, девушка схватила пулемет, вытащила на открытую позицию и полоснула огнем. Враг отхлынул. А Маншук, даже мертвая, сжимала пулемет окоченевшими руками. 15 октября 1943 года в тяжёлых боях за освобождение г. Невеля при обороне господствующей высоты, оставшись одна из пулемётного расчёта, будучи тяжело раненой осколком в голову, уничтожила 70 солдат противника и погибла смертью храбрых. Похоронена в Невеле. 

3 ученик.  Память о них живет: их именами названы улицы, им возведены памятники. В 1969 году режиссёром М. С. Бегалиным по сценарию А. С. Михалкова-Кончаловского был снят фильм «Песнь о Маншук». В роли Маншук снималась Н. У. Аринбасарова. 
В г. Шымкент в честь Маншук Маметовой названа школа № 35, а в Алма-Ате — технический лицей № 28. 
В Алма-Ате именем Маншук Маметовой названа одна из центральных улиц, а в Центральном сквере установлен парный бронзовый памятник казашкам — героиням войны — Маншук Маметовой и Алие Молдагуловой. 
В основном гребне Мало-Алматинского отрога, в горах южнее Алма-Аты находится вершина имени Маншук Маметовой. На вершину имеется ряд альпинистских маршрутов разной сложности. 
В Невеле с 1978 г. установлен памятник М. Маметовой. 1 мая 2010 г. памятник был обновлен. 
В Уральске  установлен памятник М.Маметовой на площади названной её же именем. 
Именем Героя назван аул Алия в Хобдинском районе Актюбинской области 
Именем Молдагуловой названы улица в Москве и Санкт-Петербурге, школы, судно ВМФ. 
В городах Москва, Алма-Ата, Астана, Актюбинск, Шымкент и на родине установлены памятники. 
На месте её гибели в городе Новосокольники построен мемориальный комплекс. 
Имя Алии высечено на стеле в честь артековцев-героев в международном детском лагере «Артек». 
В Актюбинске создан областной мемориальный музей. 
Ей посвящены балет «Алия», несколько стихов и поэм, множество песен. 
О подвиге Алии Молдагуловой сняты документальный фильм «Алия» (реж. М. Сагатов) и художественный фильм «Снайперы» (реж. Б. Шамшиев). 
Роза Рымбаева исполнила песню «Алия», посвящённую Алие Молдагуловой ( музыка: С. Байтерекова, слова: Б. Тажибаева). 

4 ученик.  Хыйуаз Доспанова  - единственная лётчица-казашка, героиня Великой Отечественной войны, штурман-стрелок. «Ночные ведьмы» - так ее и подруг называли фашисты. Она представляла не меньшую угрозу самолетам противника и сбивала их один за одним. Газета «Литер» писала, что 46 авиаполк летал на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). А что такое один вылет на У-2? Это огонь зенитных средств всех калибров, до автоматного огня включительно (У-2 работали на предельно малых высотах), это еще ночные истребители противника, это сплошные прожектора, а зачастую еще непогода: низкая облачность, туман, снег, обледенение, штормовой ветер, бросающий легкую машину с крыла на крыло, вырывающий ручку управления из рук... Причем все это - на У-2, маленьком, тихоходном, к тому же легко воспламеняющемся и горящем как спичка, как сухой порох, - самолет деревянной конструкции, из фанеры, обтянутой перкалью. Единственная металлическая деталь - это мотор М-II. До войны на У-2 училась летать молодежь в авиаклубах, никто не мог подумать, что его будут использовать в военных целях. Достаточно было одного прямого попадания - и самолет сразу же загорался. Только под конец войны летчицам стали выдавать парашюты и поставили пулемет в кабину штурмана, а до этого четыре бомбодержателя под низкими плоскостями - и все. Самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями. Техники латали их на скорую руку, и в дальнейшем крылья многих машин стали походить на лоскутные одеяла. Чтобы не демаскировать аэродром, техникам приходилось работать в полной темноте в любую погоду под открытым небом. Девушки творили просто чудеса, так как нередко требовалось вернуть в строй искалеченную машину в невозможные сроки. Все вылеты были ночными ... 
Однажды, уже в послевоенной мирной жизни, Хыйуаз Каировна полетела в Москву в командировку, на пропускном  контроле ее задержали в аэропорту. «Что у вас в чемодане металлическое?» - спросили ее работники аэропорта. А там у нее лежал один жакет. Весь в орденах и медалях. За храбрость и отвагу Хыйуаз Каировна была награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». Не у каждого мужчины есть столько наград.

3. Музыкальная заставка: видеоролик песню «Алия» исполняет Роза Рымбаева.

Народные артистки СССР

5 ученик.   Рымбаева Роза Куанышевна - певица, народная артистка РК.  Окончила факультет музыкально-драматической комедии театрально-художественного института в Алматы (1984). В 1976-79 гг. солистка республиканского молодежно-эстрадного ансамбля ''Гульдер'', с 1979 года в эстрадном ансамбле ''Арай'', где директором и художественным руководителем был ее муж Т. Окапов.

С 1979 года по настоящее время - солистка Республиканского концертного обьединения Казахконцерт, одновременно с 1995 г.

Cовмещает работу преподавателя Республиканского эстрадно-циркового колледжа. Обладательница главных призов международных конкурсов эстрадных артистов (1977 г. Сопот, 1979 г. Стамбул). Обладательница главного приза международного конурса ''Гала''-83 на Кубе.

В репертуаре Р. Рымбаевой песни казахских и зарубежных композиторов, наряду с произведениями современных композиторов в своеобразной интерпретации исполняет народные песни.

 

6 ученик.   Народная артистка СССР и Казахстана, обладатель многих госнаград 

Роза Багланова тоже фронтовик. Конечно, воевать она не воевала, но ее пением воодушевлялись солдаты. В интервью газете «Казахстанская правда» она рассказала, как научилась преодолевать страх на войне. Как-то раз ее повели в окопы по узенькой траншее, вся остальная земля была заминирована. Старшина, ее провожатый, когда подошли к месту назначения, поднял Розу на руки и опустил в один из окопов. Ноги утонули по колено в воде, благо сапоги были высокие. Когда Роза Тажибаевна начала петь, не прошло и 20 минут, как прибежал какой-то офицер со словами: «Сестра, милая, не пойте так громко. Фашисты начали стрельбу. Они думают, что мы с вашей песней идем в атаку». В этих окопах девушке пришлось пробыть до захода солнца. Пока пела, некоторые бойцы плакали, другие протягивали солдатские треугольники, чтобы она отправила их родным... Вечером той же узенькой траншеей она вернулась к себе в казарму. Но, как признавалась сама артистка, страшнее всего было в Варшаве. Там не было ни одного уцелевшего дома. Они пели перед тяжелоранеными, которые лежали просто на земле. Плащ-палатку выделили только для операционной. Некоторым из раненых оставалось жить минут 20, другим - часа три. Бомбежка идет без конца, тут бежать бы под укрытие, а они молят: «Сестра, не уходи!». «Наш руководитель говорит мне: «Пусть все бегут, а мы с тобой возьмемся за руки и будем стоять до конца». И мы стояли, на наше счастье, все бомбы пролетали мимо.

7 ученик.     Куляш Байсеитову, первую казахскую оперную певицу, которая получила звание народной артистки СССР в 24-летнем возрасте, называли «казахским соловьем». Восторженные зрители выносили ее из зала на руках, ее приглашали на приемы главы государств. И ведь знаменитый Евгений Брусиловский создавал первую казахскую оперу «Қыз-Жибек» именно для нее. Как рассказывал композитор, однажды они втроем - Куляш, ее муж Канабек Байсеитов и он - возвращались из аула, где давали концерт, в телеге, груженной сеном. Куляш, как всегда, что-то напевала. В какой-то момент завела было «га-а», и тут телега подпрыгнула на ухабе. Певица, едва не прикусив себе язык, выдохнула «к-ку-у». Брусиловский, мучившийся в это время над заключительной арией героини, мгновенно воспламенился. Так появилась знаменитая «Гакку» - песня-плач Жибек по погибшему Тулегену.

Народную артистку СССР и Казахстана Бибигуль Тулегенову также по праву называют «казахским соловьем».  Эта женщина, прошедшая немыслимо тернистый путь к славе и успеху, одинаково вызывает восторг как у мужской, так и у женской половины человечества всех возрастов. Не все знают, что у Бибигуль Ахметовны была еще одно народное звание - «колхозная певица». Потому что она не выбирала сцены для пения. Она выступала там, где собирался народ. Народные песни дали возможность раскрыться ее голосу. Концерты шли в сельских клубах, на полевых станах, в летних театрах пансионатов и домов отдыха, в воинских частях, на животноводческих фермах... Как  признается  Бибигуль Ахметовна, она получала большое удовлетворение от рукоплесканий и светлых радостных лиц слушателей и сама жадно вслушивалась в звуки прекрасной музыки, звонко прозвучавшей в казахской степи. Постепенно стала любимицей и желанной гостьей в разных уголках необъятной страны. Не многие знают, что международная культурная организация ЮНЕСКО включила Бибигуль Тулегенову в число двадцати выдающихся женщин ХХ столетия.

8 ученик.     Хадишу Букееву называют настоящим мастером казахской сцены. Народная артистка СССР и КазССР, лауреат Государственной премии СССР в 1942 году она была приглашена на работу в Казахский государственный академический театр драмы им. М. Ауэзова и до конца жизни не покидала его сцену. Представьте себе - 69 лет на сцене театра! Более сотни сложных ролей, ставшие сценическими шедеврами. Современники признавались, что лучше нее никто, наверное, не разбирался в актерах.

Наряду с работой в театре Хадиша Букеева воспитала несколько поколений учеников в Академии искусств им. Т. Жургенова. Многие из них стали видными актерами и деятелями искусства. Она говорила: «Есть актеры, понятные как холодильник: от них есть польза, но нет тепла. И загадки в таких актерах нет: их включают - они работают. А есть иные - неясные, как день или как ночь. Но ты вдруг понимаешь, что не наблюдаешь за ними, а живешь в том мире, который они создают».

9 ученик.     Всегда в главной роли была Фарида Шарипова. Эту народную артистку СССР за поразительно красивый голос уважительно называли «королевой дубляжа». «О трудолюбии и упорстве Фариды Шариповой в театральной среде ходили легенды, - вспоминала актриса ТЮЗа им. Г. Мусрепова Клара Бельжанова. - Она всего в искусстве добилась сама. И наш руководитель курса, педагог, а когда-то и ее педагог Аскар-аға Токпанов, когда мы проявляли нерадивость и леность, приводил ее в пример. Фарида Шарипова приехала в Казахстан из Китая, не зная ни казахского, ни русского языков. Чтобы выучить язык, она часами, днем и ночью, слушала казахскую речь, запоминая ее модуляции, интонационные особенности, особую мелодичность. Она ходила на дубляж, чтобы легче усваивать эти особенности, и со временем сама стала непревзойденным мастером кинодубляжа. Ее неповторимым голосом заговорили известные героини русской и зарубежной классики».

10 ученик.    Розу Джаманову также признал весь Советский союз, окрестив ее «гордостью оперного искусства Казахстана». Она обладала прекрасным голосом своеобразного серебристого тембра. Психологическая тонкость и глубина создаваемых ею образов, высокая вокальная культура являются отличительными чертами ее исполнительского стиля. В репертуаре Розы Умбетовны - ведущие партии в более  чем 20 операх казахстанских композиторов. Первая исполнительница партий Назугум («Назуғум» К. Кужамьярова, 1956), Қамар-Сулу («Камар-Сулу» Е. Рахмадиева, 1963), Айсулу («Айсулу» С. Мухамеджанова, 1964). Она создала яркие и неповторимые образы Жибек и Ақжунус (оперы «Қыз Жибек» и «Ер-Тарғын» Е. Брусиловского), Ажар («Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди), Сары («Біржан и Сара» М. Тулебаева), Гульбаршин («Алпамыс» Е. Рахмадиева), Еңлік и Раушан («Еңлік-Кебек» и «Двадцать восемь» Г. Жубановой) и др. Вообще у Розы Умбетовны довольно большой послужной список. Она была депутатом районного, городского, Верховного советов Казахской ССР 6 созыва, Верховного Совета СССР 8 созыва. С 1977 года преподаёт в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. С 2003 года и по настоящее время - консультант вокального факультета Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. Но, при этом, в трудовой книжке певицы всего одна запись - солистка оперы ГАТОБ имени Абая с 1953 года.

Олимпийские призеры

11 ученик.    Олимпиада - это мировая таблица рекордов, по которой одна страна на весь мир заявляет о том, насколько она сильная. Здесь у нас женщин немного, но их победы - яркие!

Самая «быстробегающая» в Азии женщина, чемпионка Олимпийских игр 2000 года в беге на 100 метров с препятствиями Ольга Шишигина, оказывается, в первые минуты восприняла золотую победу как очередную и ничуть не была взволнована. В интервью газете «Казахстанская правда» она признавалась: «Я столько раз в мечтах побеждала соперников, что олимпийскую победу восприняла просто как очередную. Впервые победа почему-то не взволновала. Ребята по команде передали флаг и скомандовали: «Вперед - по кругу почета!» А я равнодушным голосом: «Не хочу». «Давай-давай!», - толкают в спину. Побежала, трибуны взорвались аплодисментами, люди на первых рядах подскочили, чтобы приветствовать меня. Вот тогда поняла, какой это кайф - выиграть Олимпиаду!». Олимпийская чемпионка Сиднея 2000 года, а с недавних пор депутат мажилиса Ольга Шишигина. 

Биатлонистку Елену Хрусталеву казахстанские болельщики уже без колебания считают «своей». В 2010 году в Ванкувере, когда наша копилка густотой не отличалась, она «отстреляла» для Казахстана серебряную медаль Олимпиады. 
 

Майя Манеза родилась 1 ноября 1985 года в Бишкеке. Долгое время Майя жила и тренировалась в Китае. В Казахстан приехала по приглашению главного тренера РК по тяжелой атлетике Алексея Ни.

Выступает в весовой категории до 63 килограмм. Дважды выигрывала чемпионат мира (2009, 2010).

Из-за травмы локтевого сустава Майя не смола принять участие в Олимпиаде 2008 года.

В 2011 году на чемпионате мира Майя Манеза забрала домой серебряную медаль уступив золото российской тяжелоатлетке Светлане Царукаевой.

На Олимпиаде-2012 Манеза взяла реванш у россиянки. Подняв 110 кг в рывке и 135 кг в толчке она установила мировой рекорд и добавила золотую медаль в копилку сборной Казахстана.

Светлана Подобедова родилась 25 мая 1986 года на станции Зима Зиминского района Иркутской области РСФСР. Тяжелой атлетикой начала заниматься в 11 лет.

С 2007 года живет и тренируется в Казахстане.

Светлана Подобедова дважды выигрывала Чемпионат мира и Чемпионат Европы.

В 2010 году Подобедова была признана лучшей штангисткой планеты.

Подобедова также является трехкратной чемпионкой Казахстана (2010, 2011 и 2012 г.г.), чемпионкой Азии (2009 г.) и Азиатских игр (2010 г.), серебряной призеркой чемпионата мира 2011 года.

На XXX летних Олимпийских играх Подобедова принесла четвертое золото в копилку сборной Казахстана, подняв 291 кг в сумме двоеборья.

Подобедовой принадлежит мировой рекорд мира в сумме двоеборья (295 кг).

Ольга  Рыпакова родилась 30 ноября 1984 года в Усть-Каменогорске.

С 2000 года тренируется в «Восточно-Казахстанской областной специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва по городу Усть-Каменогорск».

В 2006-м окончила факультет олимпийских видов спорта Казахской академии спорта и туризма.

Ольга является золотой и серебряной призеркой XVI Азиатских игр; многократной победительницей и призеркой чемпионата РК по многоборью, видам многоборья и тройному прыжку.

В 2007 году Ольга Рыпакова выиграла Всемирную универсиаду.

На Олимпийских играх в Пекине заняла 4-е место.

В 2010 стала чемпионкой мира в тройном прыжке.

В 2012 выиграла золотую медаль XXX летних Олимпийских игр в тройном прыжке.

Зульфия  Чиншанло родилась 25 июля 1993 года в Алматы.

С 2008 года – член национальной сборной РК по тяжелой атлетике.

Занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая юная чемпионка мира по тяжелой атлетике. Выступает в весовой категории до 53 кг.

Является чемпионкой Казахстана 2009, 2010, 2011 и 2012 года, а также серебряной призеркой Азиатских Игр 2010 года.

Взяла бронзу на юношеском Чемпионате Мира 2009 года в Чиангмай.

Серебряная призерка первых юношеских Олимпийских игр 2010 года в Сингапуре.

Заслуженный мастер спорта РК. Награждена орденом «Құрмет».

29 июля 2012 года Зульфия выиграла золотую медаль на Олимпийских играх в Лондоне, улучшив свой же мировой рекорд в толчке.





































Надежда Андреевна Дурова

Войне 1812 года было посвящено множество мемуарной и художественной литературы, очерков, писем, записок очевидцев событий тех лет. Писали полководцы и государственные деятели, войны и поэты, простые люди, вплоть до московской дворовой женщины. Из этих писем мы узнаем, что, и женщины всех сословий не могли оставаться глухими к военным событиям 1812 года.

И, в первую очередь, это относится к знаменитой "кавалер девице" – Надежде Андреевне Дуровой, чья удивительная судьба еще при ее жизни стала легендой.

Надежда Андреевна Дурова родилась 17 сентября 1783 года в семье гусарского ротмистра. Матушка ее очень хотела сына, и когда ей принесли новорожденную дочь, сразу невзлюбила ее. Неудивительно, что дочь стала тянуться к отцу. Уже маленькой она проводила много времени в седле его лошади. И вот, в сентябре 1806 года она, переодевшись в мужское платье, тайно покинула дом и вступила в казачий полк под именем Александра Васильевича Дурова.

За подлинный подвиг, за спасение от гибели русского офицера (женщина с пикой в руке бросилась на нескольких французских кавалеристов) ей был дан самый почетный воинский орден – Георгиевский крест.

Днем и ночью, в любую погоду – в седле, бесконечные стычки с неприятелем, ночевки на земле, заплесневелые сухари и питье из лужи, невозможность обогреться или сменить мокрый мундир… Обо всем этом Дурова говорит в своих записках. Никто не слышал от нее никаких жалоб, даже тогда, когда она была сильно контужена ядром в ногу и оставалась в строю.

Василиса Кожина

Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для России. В прах и пепел были обращены многие города. Но общая беда, как известно, сближает людей. В пострадавших от нашествия губерниях женщины и дети помогали своим мужьям, отцам, уходили в партизаны.

Так поступила Василиса Кожина, которая возглавила отряд из женщин и подростков. Они выслеживали и уничтожали отдельные небольшие группы наполеоновских солдат.

Они беспощадно боролись с наполеоновскими мародерами. Находчивость, смелость - вот отличительные черты этой храброй крестьянки-патриотки, достойной дочери своей Родины. Отважная русская партизанка прославилась на всю Россию. Вот, один из эпизодов ее жизни.

За свои подвиги Кожина была награждена медалью и денежной премией. К сожалению, сохранившиеся сведения о ней очень скудны — историкам даже неизвестны даты ее жизни и смерти. Известно, что в семье ее было пятеро детей. По одной из версий, французы расстреляли ее мужа за отказ дать продовольствие солдатам. До наших дней дошел лишь ее парадный портрет кисти художника А. Смирнова, запечатлевший Василису Кожину в национальном русском костюме — расшитом жемчугом кокошнике и жемчужном ожерелье.

Даша Севастопольская

В Севастополе в 2005 году был заложен памятник первой в истории России сестре милосердия Даше Севастопольской. Церемония закладки памятника приурочена к празднованию 150-летия окончания обороны Севастополя 1854-1855 годов.   Дочь погибшего в Синопском сражении матроса Лаврентия Михайлова Даша стала одной из первых женщин, посвятивших себя помощи раненым солдатам. Она не только работала в госпитале, но и оказывала помощь раненым прямо на поле боя. Солдаты часто знали только имя своей спасительницы, поэтому прозвали девушку Дашей Севастопольской. Многие жительницы города последовали ее примеру.

Возможно, сегодня она смогла бы занять место Матери Терезы... Правда, «матерью» бойцы Крымской войны ее не могли называть: Даше было тогда 18 лет. Кто-то кликал ее «дочкой», а чаще - «сестренкой» или - «сестрой». Истекающие кровью солдаты верили в чудотворную силу этих девичьих рук,  врачующих их раны. Даша спасала людей не по долгу медика, а по велению сердца, движимая милосердием. Именно отсюда и появилось в русской речи устойчивое словосочетание «сестра милосердия», наполненное нравственным и философским смыслом, воплотившее в себе образ возвышенной жертвенной души.

Дарья Михайлова помогала известному русскому хирургу Николаю Пирогову, который во время Крымской войны трудился в Севастопольском госпитале во время первой обороны Севастополя в 1854-55 годах. Под его руководством была создана принципиально новая форма помощи раненым - институт сестер милосердия.

Своим милосердием она не обделяла и «чужих» раненых - англичан, французов, итальянцев, турок. Самоотверженность Даши Севастопольской была названа «подвигом гуманизма». Однако она не только оказывала медицинскую помощь, но и, переодевшись в мужскую одежду, участвовала в боях и ходила в разведку.

Даша Севастопольская была награждена золотой медалью "За усердие". Она стала единственной представительницей низшего сословия, удостоенной такой награды за участие в обороне Севастополя.

В книгах и документах, посвященных обороне Севастополя, имя Даши Севастопольской стоит рядом с прославленными именами адмиралов В. Корнилова, П. Нахимова, В. Истомина, великого хирурга Н. Пирогова, героя-матроса П. Кошки. Ее полное имя и настоящая фамилия - Дарья Лаврентьевна Михайлова.

Скобелева Ольга Николаевна

Дочь помещика. С ранней молодости была замужем за Дмитрием Ивановичем Скобелевым. Ольга Николаевна Скобелева принимала участие во многих предприятиях своего сына Михаила Дмитриевича Скобелева. После смерти мужа посвятила себя помощи больным и раненым и отправилась на Балканский полуостров, где встала во главе болгарского отдела Общества Красного Креста.

Скобелева старалась изгладить по возможностям бедствия, нанесённые войной жителям Болгарии и Румынии. С этой целью она основала в Филиппополе приют для 250-ти сирот, родители которых были перерезаны башибузуками и черкесами, а также организовала ещё в нескольких городах приюты и школы. Немало сделала Скобелева для организации снабжения госпиталей Болгарии и восточной Румынии.

Широкая благотворительность Ольги Николаевны, а также боевая слава её мужа и сына, снискали ей популярность среди балканских славян.

В Румынии она намеревалась учредить образцовую сельскохозяйственную школу и церковь в память своего мужа, но не успела привести в исполнение это своё намерение.

6 июня 1880 года Ольга Николаевна отправилась с небольшой свитой осмотреть окрестности города Филиппополь; по дороге на Скобелеву напали разбойники, которые с целью грабежа, зарезали её и её спутников. Во главе этих разбойников стоял русский поручик, капитан румынской полиции, А. А. Узатис, который в тот же день покончил с собой самоубийством.

Филиппопольским городским советом поставлен памятник на месте убийства Ольги Николаевны Скобелевой.

Русской женщине

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твое...



Классный час о Великих женщинах Казахстана
  • Классному руководителю
Описание:

Тема: Великие женщины Казахстана, прославившие свою страну и народ.

Задачи:
1) Познакомить (актуализировать знания) учащихся с биографиями женщин, известных не только в Казахстане, принесших славу своей родине.

2) Обогащать словарный запас, работать над развитием коммуникативных свойств речи;
учить искусству публичного выступления.
3) на примере жизни и творчества известных женщин Казахстана воспитывать любовь к родному краю; формировать глубоко патриотичное отношение к Родине, уважение к женщинам старшего поколения.

Оборудование: электронная презентация; музыкальный видеоролик песню «Алия» исполняет Роза Рымбаева.
Автор Дёмина Оксана Николаевна
Дата добавления 13.04.2016
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 308
Номер материала MA-066401
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓