Классный час ко Дню Победы
«Поклонимся великим тем
годам….»
Цель: Формировать уважительное
отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.
Задачи: - познакомить учащихся с
подвигами народа в годы ВОВ;
- расширить знания
учащихся о Великой Отечественной войне;
- воспитывать у
младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению,
чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Предварительная подготовка заключается в том, что
необходимо заранее раздать ученикам стихи для чтения наизусть.
Ход занятия.
Вводная беседа.
Актуализировать знания о
празднике Победы. (- Какой праздник приближается? Какому событию он посвящен?)
Учитель: Есть события, даты, имена
людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли.
О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о
них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт
померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая
Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен
сохранить каждый . (слайд 2 )
1 чтец:
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень , ко дну.
Тем,
кто навек безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,
Тем,
кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается ...
2
чтец: Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
(слайд 3)
Учитель. На рассвете 22 июня 1941
года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года
наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это
ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой
войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.
3 чтец:
Июнь…
Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
4 чтец: Июнь… Тогда
ещё не знали мы,
Со
школьных вечеров шагая,
Что завтра
будет первый день войны,
А кончится
она лишь в 45- м, в мае.
5 чтец: Казалось, было
холодно цветам ,
И от росы
они слегка поблёкли.
Зарю, что
шла по травам и кустам.
Обшарили
немецкие бинокли.
6 чтец: Такою всё дышало
тишиной,
Что вся земля
ещё спала, казалось,
Кто знал, что
между миром и войной ,
Всего, каких –
то 5 минут осталось.
(слайд 4)
1.В первый день войны им было по 17-20
лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись
назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!
2.Война - это 1725 разрушенных и
сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.
Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров
железнодорожных путей. Помните!
3.Война - это 900 дней и ночей
блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и
снарядов, падающих на мирных людей. Помните!
4.Война - это 20 часов у станка в день.
Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях
таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!
5.Война… От Бреста до Москвы - 1000
км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600
км - это если считать по прямой.
6.Кажется мало, правда? Самолётом
примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!
Учитель: - Говоря о войне, мы часто
говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся
рассуждают.)
Подвиг - это когда в великом
бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем,
даже собственной жизнью.
Бывает подвиг одного человека, двух,
трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту
Отечества, его чести, достоинства и свободы. (слайд 5)
Почти вся Западная Европа лежала под
кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь
своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И
нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать
великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.
От
бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий, могучий народ!
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
(слайд 6-11)
На защиту Родины
встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали
на трудовую вахту женщины и дети.
Они сражались в партизанских отрядах,
работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с
концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте.
Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война
застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у
бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Жестокое слово-война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли -
Мы просто дышали войной. (А.Иоффе)
Вот только некоторые строки из
воспоминаний детей тех лет.
Ученик. "В начале войны мне
было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не
работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и
сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из
которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах
и тушили зажигательные бомбы"(Т.С. Ивлева, полиграфист.)
Ученик. “Война застала нашу семью,
семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли
мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами,
и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня
зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й
армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел,
был ранен, отправлении на лечение в тыл….. (Ю.Г.Подтыкайлов, инженер-механик)
Рассказы учеников о
пионерах-героях.
(слайд 12-15)
Учитель: ребята, а кто кроме солдат
сражался за нашу Родину? (Бабушки, женщины, дети) Война затронула каждую
семью, каждого человека. Вместе с взрослыми сражались и дети. Многие из них
были пионерами. А вы знаете, кто такие пионеры? Только представьте, им
было немного больше лет, чем вам. Но они шли работать на заводы, вступали в
партизанские отряды. Они забросили детские игры и забавы. Война – вот, что получили
ребята вместо счастливого детства. Четверым ребятам-пионерам было присвоено
самое высокое звание Героя Советского Союза. Запомните их имена - Лёня Голиков,
Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик.
Рассказ о подвиге Лёни
Голикова(слайд 12).
В августе 1942 года, находясь в
разведке, Голиков подорвал легковую машину, в которой находился немецкий
генерал-майор. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, его
офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и
направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле,
представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких
мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг.
За этот подвиг Голиков был
представлен к званию Героя Советского Союза.
Учитель: ребята, представляете,
насколько нужно быть храбрым, чтобы совершить такой подвиг. А как вы думаете,
почему он совершил этот подвиг? (Любил Родину, хотел победить)
Рассказ о подвиге Зины
Портновой.(слайд 13)
Зина Портнова ходила в разведку,
уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив
очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На
допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но
бежать ей не удалось. Её мучили, пытали на допросах, но Зина страдала и
молчала.
Учитель: ребята, как вы думаете,
почему Зина ничего не рассказала фашистам, хоть они её и мучили? (Они были
врагами, не хотела предавать друзей)
Рассказ о подвигу Марата
Казея.(слайд 14)
Белорусский пионер Марат Казей начал
свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников,
переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский
десант был полностью уничтожен. Марат был разведчиком у партизан. Однажды он
добыл ценные карты гитлеровского командования. Не было случая, чтобы он не
выполнил задание.В 1944 году при выполнении очередного задания Марат был
обнаружен фашистами, и его окружили. Юный патриот отстреливался до последнего
патрона, и, не желая сдаваться в плен, подорвал гранатой себя и окружавших его
врагов.
Учитель: ребята, как вы думаете,
почему отважный Марат подорвал себя гранатой? (Не хотел сдаваться в плен, хотел
убить врагов)
Рассказ ученика о подвиге
Вали Котик(слайд 15).
Юный партизан разведал место
нахождения подземного телефонного кабеля фашистов, который вскоре был подорван.
Он также участвовал в подрыве вражеских поездов. В 1943 году, будучи на посту,
Валя заметил приближение фашистов. Он убил из пистолета фашистского офицера и
поднял тревогу, чтобы партизаны успели приготовиться к бою.
Учитель: ребята, подумайте, этим
детям было чуть больше лет, чем вам. Они не побоялись врага, они были готовы
отдать жизнь за Родину, за Победу. Каждый человек внёс свой вклад в Победу. Все
преследовали одну цель – победить любой ценой.
Учитель: Но конечно, самую
большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать. (слайд16)
Знаю, в сердце у
тебя тревога-
Нелегко быть
матерью солдата!
Знаю, всё ты
смотришь на дорогу.
По которой я ушёл
когда-то.
Знаю я, морщинки
глубже стали
И чуть-чуть сутулей
стали плечи.
Нынче насмерть мы в
бою стояли,
Мама, за тебя, за
нашу встречу.
Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры,
Ты здесь, ты со мной, родная моя!
Во многих семьях
сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и
деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с
победой
Здравствуй, дорогой
Максим!
Здравствуй, мой
любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром -
снова в бой!
Будем мы фашистов
гнать.
Береги, сыночек,
мать,
Позабудь печаль и
грусть -
Я с победою
вернусь!
Обниму вас,
наконец.
До свиданья.
Твой отец.
Учитель: Женщины не только трудились в тылу.. Они были медсёстрами,
врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти
нежные добрые женские руки. (слайд 17, 18)
Пушки грохочут,
пули свистят.
Ранен осколком
снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
"Давай,
поддержу,
Рану твою я перевяжу!"-
Всё позабыла:
слабость и страх,
Вынесла с боя его
на руках.
Сколько в ней было
любви и тепла!
Многих сестричка от
смерти спасла.
Ведущий. Около 40 миллионов советских людей
погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2
метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель
страны погиб.
(слайд 19)
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Прошу всех встать. Склоним головы
перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой
молчания.
Минута молчания.
И, всё-таки наступил в войне
переломный момент и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от
фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига
народы Европы.
Человечество в неоплатном долгу перед
теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи,
фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки
хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими
захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами
героев. (слайд 20)
Мы здесь с тобой не
потому, что дата,
Как злой осколок
память жжёт в груди.
К могиле
неизвестного солдата
Ты в праздники и
будни приходи.
Он защищал тебя на
поле боя.
Упал, ни шагу не
ступив назад.
И имя есть у этого
героя -
Великой Армии
простой солдат.
Тысячи россиян в
памятные дни приходят на Пискарёвское кладбище в Санкт- Петербурге, на Мамаев
Курган в Волгограде,(слайд 20) на Сапун- гору в Севастополе, к памятнику сожжённым
жителям деревни Красуха в Псковской области и к другим священным местам.
Подвиг Советской Армии – освободительницы чтят не только в нашей стране. В
Германии в Трептов – парке стоит памятник Воину – освободителю. Это Солдат-
победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка.
(слайд 22)
На рубеже весны
четвёртой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростёртый
Берлин лежал у наших ног!
Не умолкает гром
орудий.
Бушует
пламя в дымной мгле,
И
говорят друг другу люди-
Есть справедливость на Земле!
Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил!
Над Германией победное знамя,
Знамя правды своей водрузил!
Он прошёл через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего.
Слава, слава народу – герою!
Слава Армии славной его!
И в Берлине , в праздничную дату,
Был воздвигнут , чтоб стоять в веках,
Памятник- Советскому солдату,
С девочкой спасённой, на руках.
Он стоит , как символ нашей славы.
Как маяк, светящийся во мгле,
Это он – солдат, моей державы,
Охраняет мир на всей Земле!
И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная
Победа! (слайд 24-26)
Сияет солнце в День
Победы
И будет нам всегда
светить.
В боях жестоких
наши дед
Врага сумели
победить.
Идут колонны ровным
строем,
И льются песни там
и тут,
А в небе
городов-героев
Сверкает праздничный
салют! (слайд 27)
В этот день в
каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах
идут ветераны – те, кто прошёл войну.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.