Главная / Начальные классы / Классный час на тему "Люблю берёзу русскую..." (3 класс)

Классный час на тему "Люблю берёзу русскую..." (3 класс)

 Люблю берёзу русскую….
Во поле берёза стояла…
Я помню ранило берёзу…
На что и клад, коли в семье лад.
Светец. Лучинка берёзовая
Игрушки из берёзы.
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1  Люблю берёзу русскую….
Описание слайда:

Люблю берёзу русскую….

№ слайда 2 Во поле берёза стояла…
Описание слайда:

Во поле берёза стояла…

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Я помню ранило берёзу…
Описание слайда:

Я помню ранило берёзу…

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 На что и клад, коли в семье лад.
Описание слайда:

На что и клад, коли в семье лад.

№ слайда 13 Светец. Лучинка берёзовая
Описание слайда:

Светец. Лучинка берёзовая

№ слайда 14 Игрушки из берёзы.
Описание слайда:

Игрушки из берёзы.

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

Классный час на тему "Люблю берёзу русскую..." (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Проект « Люблю берёзу русскую…»

  • I.Предварительное домашнее задание.
  • ( Вместе с родителями найти загадки о деревьях, стихотворения о берёзе, пословицы о Родине)

Загадки о берёзе.

На полянке девчонки в белых рубашонках,

В зеленых полушалках.


Стоит Федосья, рассыпала волосья:

Как снег бела, как луг зелена.

Где она стоит, там и шумит.


Летом цветёт –зеленеет,

Осенью – зимой греет,

Настанет весна- потечет слеза.

Шел я лесом, нашел я древо;

Из этого древа выходят четыре дела:

Первое дело – слепому посвечение.

Второе дело- нагому потешение,

Третье дело – скрипячему поможение.

Четвертое дело – хворому полегчение.

( Берёза: первое дело – лучина, ею освещали избу; второе дело – банный веник; третье дело – деготь, которым смазывали колёса и дверные петли, чтобы они плавно двигались и не скрипели. И ,наконец, четвертое дело – берёзовый сок, почки и тот же дёготь, они применялись в медицине)

Стихотворения о березе.

С.Есенин. Белая берёза под моим окном.

Рассказ о берёзе.

К.Г. Паустовский. Подарок.

Пословицы о Родине.

  • 1.Всякому мила своя сторона.
  • 2.Родина – мать, чужая сторона- мачеха.
  • 3.Человек без Родины- соловей без песни.
  • 4.За морем теплее, а у нас светлее.
  • 5.Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
  • 6.Родной куст и зайцу дорог.
  • 7.За Родину – мать не страшно умирать.
  • 8.Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет.
  • 9.Родина –мать ,умей за неё постоять.
  • Проект « Люблю берёзу русскую…»
  • Без берёзы не мыслю России-
  • Так чиста по-славянски она,
  • Что, может быть, в столетья иные
  • От берёзы – вся Русь рождена.
  • Результат проекта: березовая роща, каждое дерево для неё рисует каждый ученик.
  • II.
  • 1 группа
  • Задание: Докажите, что береза – самое красивое дерево на Руси.
  • Учитель организует помощь детям: для того чтобы убедительно доказать, можно придумать сказку о русской красавице берёзе, сочинить стихи, подготовить хоровод берёзок «Во поле берёза стояла…», выразительно прочитать стихи, предложенные учителем, использовать материал, приготовленный дома.
  • Учитель показывает Презентацию, помогающую детям выполнить задание.
Александр Прокофьев

Береза

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идет, где не горожено,
Поет, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнется, и не ломится!
Сергей Есенин

Берёза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
  • 2 группа.
  • Задание: Докажите, что береза на войне - друг и защитник русских воинов.
  • Учитель организует помощь детям: Для выполнения данного задания, можно пересказать текст, предложенный учителем; вспомнить, чем еще могла помогать берёза воинам; подумать над вопросом - Илья Муромец всегда с собой носил горсть родной земли, могли ли русские воины брать с собой на войну лист родной берёзы на память?
  • Учитель показывают 2 слайда Презентации.

Берёза.

На старой Смоленской дороге стоит удивительная берёза. Вместо вершины на ней чернеют острые пики. Сучья словно обрублены. Ствол покрыт бугристыми шрамами.

Я часто прихожу к этому памятному дереву. Дерево напоминает мне о войне. Долго стою я около берёзы. Вспоминаю жестокие бои с фашистами и эту раненую берёзу. Она приняла на себя огонь врага.

Многим бойцам берёза спасла жизнь, заслонила их от вражеских пуль. Глубоко вошли в её ствол осколки мини снарядов.

Сейчас берёза стоит как живой памятник отваги и мужества защитников родной земли. Вокруг неё толпился шумный молодой березняк.

3 группа.

Задание : Докажите, что берёза – свет и тепло домашнего очага.

Для выполнения задания: учитель предлагает детям рассмотреть рисунок крестьянской избы и перерисовать часть избы на доску, представить себя хозяевами этой избы и натопив печь, расположиться у светца и берёзовый лучины, рассказывать сказки, петь мелодичные песни, встречать гостей в гостеприимной избе.

4 группа

Задание: Докажите, что береза – это радость и детей и взрослых.

Для выполнения задания учитель предлагает устроить рынок, на котором продаются игрушки из бересты, каждый ребенок расхваливает игрушки , зазывает покупателей, играет с детьми .

  • III.После выполнения дети рисуют по одному дереву берёзы, говорят тёплые слова своему дереву и прикрепляют на доске, чтобы получилась берёзовая роща.
  • IV.Дополнительный материал.

А. Гостомыслов

Берестяной туесок

В Шемгородской волости, неподалёку от древнего города Великого Устюга, стояла деревня. Фамилия у всех жителей этой деревни была одинаковая – Вепревы.

Когда подрос один из них – Иван Вепрев, отец дал ему ружьё да топор. Пошёл Иван в лес, остановился на земляничной полянке и сказал:

- Прошу тебя, лес-батюшка, корми меня, как отца моего и как деда. Я же обещаю лишней веточки зря не ломать, невинной птахи зря не губить.

Лес кормил не сытно и не голодно.

А пришло время, срубил Иван себе избу, сам печь сложил, стол смастерил, в чулане полки навесил. А что ставить на них?

Подумал Иван и опять в лес пошёл. Свалил берёзу, распилил на чурбачки. С чурбачков снял берёсту целиком, потом из кругляшей напилил донышки. Из самых больших чурбачков получились ведра. Из тех, что поменьше, - крынки для молока, туески для сметаны, для соли. Даже стаканы для чая смастерил. И так научился донышки подгонять да прилаживать, что ни единой капельки не протекало.

Понравилась берёста Ивану, и решил он её рисунком украсить. Смастерил верстак, на нём разложил топор, пилу, нож, стамеску да рубанок.

Стал вырезать три листика, как другие вырезали. А стенки на туесках – делать из двойной берёсты.

А потом выковал Ивану кузнец стальной трилистник. Раскалил его в горне добела, затем окунул в бочку с холодной водой – закалил, и получился штамп.

Разварит Иван берёсту в кипятке, чтобы помягче была, наставит штамп – хлоп молотком! – и вот уже на берёсте красуются три выдавленных листика.

А вокруг, в деревнях Шемгородской волости, сто шестьдесят человек работало берёсту. Мужики друг перед другом старались и не заметили, как новый мастер вырос.

Поднялась слава шемгородской берёсты, а Иван Вепрев – лучший резчик. Предложили Ивану работу свою на выставку послать.

Убрал он с верстака туесочки с трилистником, задумался: что вырезать на берёсте?

Всю жизнь он провёл в лесу. Ничего не знал красивее. Быстро снарядился и отправился. Идёт по знакомой тропинке, крутит головой, высматривает. И то же самый лес, да каждый день как будто новый. Вот сосна в солнечных лучах отливает золотом, калина пристроилась у ручья…

Увидел Иван земляничную полянку. Присел – божья коровка ползёт по стебельку, а трава в такой узор сплетена, что только в сказке описать. И сквозь неё спелая земляника гроздьями алеет.

Может, это и есть его, Ивана, узор?

Погудел Иван в берестяной рожок, подражая крику оленя. Олень вышел на полянку. И его рассмотрел Иван из своей захоронки.

Олень почуял человека, сделал прыжок – и нет его. А Иван теперь куда ни посмотрит, всюду видится ему олень с тяжёлыми рогами, окружённый травяным узором.

И всё это само на берёсту просится.

Заторопился Иван по лесу, выбирает берёзу, чтобы не старая была и не молодая, не тонкая, чтобы было ей пятнадцать лет.

Подцепил на сучке берёсту, надрезал и снял верхний слой.

Природа одарила берёзу несколькими слоями берёсты. Был Иван осторожен, старался не повредить нижний слой. Берёза поболеет, но останется жить.

Собранная берёста норовила скрутиться, но резчик её выпрямил, сложил ровно стопкой и аккуратно перевязал. Принёс домой, убрал в чулан. Очень, зиму, весну она должна храниться в сухом месте.

Из чулана вынул прошлогоднюю стопку берёсты, положил на верстак. Выбрал ровный лист, стал отслаивать внешнюю шероховатую часть. Отщипнул несколько слоёв и, когда остался совсем тоненьки слой, стал тереть, полировать. Была берёста жёлтая, а стала белая, гладкая. Теперь можно резать.

Не знает Иван, понравится ли его необычный рисунок людям, ведь они привыкли видеть на туеске три листика. Но смотрит Иван на берёсту, а перед глазами – земляничная поляна, и сквозь траву удивлённый олень глядит.

Расправил берёсту на доске, обрезал в размер. Взял тупое шило и стал размер намечать. Сделал круг, по краю орнамент. А в середине – олень в травяных узорах.

Нож Ивану послушен, перекатывается в пальцах, поворачивается на ходу, любые извивы будто сам выписывает, да та ловка, что резчик потом только удивляется.

На многих выставках получали туески Ивана награды, радовали людей.

Но вот состарился резчик и стал думать: «Что станет с шемгородской берёстой потом?» Детям своим ремесло передал.

  • СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ
  • Я помню, ранило березу
  • Осколком бомбы на заре.
  • Студеный сок бежал, как слезы,
  • По изувеченной коре.
  • За лесом пушки грохотали,
  • Клубился дым пороховой.
  • Но мы столицу отстояли,
  • Спасли березу под Москвой.
  • И рано-раненько весною
  • Береза белая опять
  • Оделась новою листвою
  • И стала землю украшать.
  • И стой поры на все угрозы
  • Мы неизменно говорим:
  • Родную русскую березу
  • В обиду больше не дадим.
  • 1950 г.
Автор Смирнова Ольга Николаевна
Дата добавления 13.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Презентации
Просмотров 1240
Номер материала 59282
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы