Главная / Классному руководителю / Классный час для 3 класса на тему "Пейзаж в картинах Ивана Ивановича Шишкина"

Классный час для 3 класса на тему "Пейзаж в картинах Ивана Ивановича Шишкина"

Название документа Классный час в 3 классе на тему Пейзаж в картинах Ивана Ивановича Шишкина .docx

Классный час для 3 класса на тему «Пейзаж в картинах Ивана Ивановича Шишкина»

Тема. Пейзаж в картинах Ивана Ивановича Шишкина.

Цели : познакомить с творчеством И.И. Шишкина; учить работать по картине.

Оформление: 1) рисунки детей; 2) картины И.И.Шишкина; 3) П.И.Чайковский «Времена года»,

4) высказывания: «Шишкин – это человек –школа, но живая школа… Это единственный человек, который знает пейзаж учёным образом» (И.Крамской)

«Надо исследовать природу, изучать её, художественно воспринимать натуру»

Ход классного часа.

  1. Орг. момент

Вход детей в класс под музыку П.И.Чайковского «Времена года» (Баркарола)

  1. Объявление темы и цели классного часа.

- Мы начинаем классный час, который познакомит вас с красотой природы. Давайте вспомним нашу экскурсию.

- Что вам запомнилось? Что интересного вы увидели? (Ответы детей)

- На экскурсии мы с вами рисовали. Посмотрите на ваши рисунки. Каждый из вас увидел природу по-своему. (Обсуждение работ учащихся)

- Скажите, ребята, как называется изображение живой природы? ( Пейзаж)

- Как называют художников, которые рисуют живую природу, т.е пейзаж? (Пейзажисты)

- Одним из замечательных художников – пейзажистов был Иван Иванович Шишкин

3. Беседа об И.И.Шишкине.

Иван Иванович Шишкин – великий русский пейзажист, великолепно знавший природу России, особенно русский лес. «Мне иногда кажется, что старые берёзы и сосны беседуют со мной», - говорил И.И.Шишкин

Родился И.И. Шишкин в 1832 году в городе Елабуге на реке Каме, среди величественной и суровой природы и с детских лет полюбил очарование её лесов. Отец художника – купец-хлеботорговец, выделялся из своей среды широкими культурными интересами. Он изучал свой родной край, интересовался резьбой по дереву, плетением, которыми занимались крестьяне. У него была и тяга к науке. Яркая личность отца, сказочно красивые елабужские леса пробудили у Шишкина любовь к родному краю, понимание красоты и богатства окружающей природы.

Чтобы рисовать красиво, нужно этому учиться. Поэтому в 1852 году Шишкин поступил в училище живописи в Москве, а потом учился в Петербургской академии художеств.

Для Шишкина природа всегда была прекрасна. Он неутомимо исследовал природу. Шишкин брал этюдник и шёл рисовать природу. Рисовал он в любое время года, но особенно он любил лето. Он мог зайти в лесную глушь и рисовать целый день. За день он мог нарисовать 2-3 этюда, такая была у него большая работоспособность. На лоне природы Шишкин чувствовал себя хозяином. Он безошибочно мог рисовать и знал расцветку коры, расположение ветвей и листвы любого дерева. А это мог сделать человек, по-настоящему любящий природу, свою Родину.

Шишкин работал до последней минуты. Он скончался 20 марта 1898 года. Смерть застигла его перед мольбертом с кистью в руке.



  1. Работа над картиной И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Шишкин был дружен с художником Савицким. Часто он приезжал к Шишкину. Водил он Савицкого в лес, заводил в лесную глухомань, где на лоне природы они рисовали. Савицкий восхищался работами Шишкина.

Как-то зашла речь о картине, на которой бы появились хозяева русских лесов – медведи. Савицкий уже не раз рисовал медведей для своего сына. А потом как-то Шишкин лукаво спросил:

- Что же не заходите? Штуковину я одну отмахал. Приходите, увидите бурелом. Такой только на моей родине бывает, в лесах возле Камы.

Савицкий отправился к Шишкину. Иван Иванович тепло встретил гостя. В мастерской кивнул на мольберт. То, что увидел Савицкий, превзошло все его ожидания.

- Посмотрим и мы с вами, что же увидел Савицкий.

- Что вы видите на картине? (Лес, деревья)

-Да, это густая лесная чаща.

-Скажите, а какое это время суток? (Раннее утро)

- Почему вы так решили? (Проглядывают первые лучи солнца)

-Что это за деревья? (Сосны)

- Какие они? ( Есть старые, могучие, а есть молодые, стройные)

- Деревья не шелохнутся. Безветрие. В лесу царит спокойствие и тишина. Деревья своими верхушками тянутся к солнцу. Они как бы жалуются, что не всегда так тихо в лесу.

- Как вы думаете, что произошло этой ночью? (Был ураган)

- Действительно. Ночью налетел ураган. Деревья гнулись под его порывами. Треск и грохот стояли в лесу.

- Какие последствия урагана мы видим на картине? (Сломанная грозовым ударом сосна, а другие её сёстры вырваны с корнем)

- Но вот пронеслись буйные ветры, и опять лес тихий, напоённый ароматом. На смену погибшим деревьям поднялась молодая поросль.

- Ребята, вы, наверное, видите, что в лесу стелется утренний туман. И кажется, стоит войти в него, то сразу почувствуешь прель опавших листьев и душистый запах земляники, услышишь щебет птиц и глуховатый голос притаившегося ручейка. Вот оно, царство медведей!

Шишкин кивнул:

- Осталось только над медведями поработать. Местечко для них есть.

-Позвольте Иван Иванович – попросил Савицкий.

Он взял кисть, палитру и подошёл к картине. Через некоторое время на ней появились медвежата. Они выбрали местом для своей игры расщеплённую сосну. А рядом сидит их мать. По-видимому, ей нравится этот глухой лесной уголок, и тихое утро, и малость её детей.

- Чудесно!- обрадовался Шишкин и добавил: - Знаете что, на Передвижную выставку картину «Утро в сосновом лесу» отправим за двумя подписями.

Напрасно убеждал его Савицкий, что в произведении всё шишкинское. Напрасно доказывал, что медведи хотя и вписались в пейзаж, но они всего-навсего лишь дополняют его. Но Шишкин был непреклонен.

Через несколько лет Савицкий зашёл к Третьякову, в чьей галерее находилась картина «Утро в сосновом лесу».

-Прошу вас снять мою подпись под картиной, - сказал он.

-Почему? – удивился Третьяков

- Я вам советую посмотреть эскиз «Утра в сосновом лесу» и сравнить с произведением. Тогда вы убедитесь, что в ней целиком Шишкин, начиная от замысла и кончая исполнением.

- А медведи?

-Медведи? – переспросил художник. – Попытайтесь мысленно представить картину без них. Станет ли она от этого хуже?

Третьяков Внимательно посмотрел на Савицкого. Вторая подпись была снята.

- Что вам понравилось в этой картине и почему? (Ответы детей)

  1. Работа над картиной И.И. Шишкина «Рожь»

Сейчас вы прослушаете произведение П.И.Чайковского «Времена года» (Жатва)

( Прослушивание )

- Что вы представили, слушая это произведение? (Ответы детей)

- Может быть, слушая это произведение, Шишкин представил себе бескрайнее поле хлеба и изобразил его на картине «Рожь», которая была написана в 1878году.

- Внимательно посмотрите на картину. Что на ней изображено? Что сразу бросается в глаза? (Рожь)

-Широкие просторы ржаного поля изобразил художник на картине. Насколько может охватить глаз, раскинулось золотое море поспевающих хлебов.

- А что вы ещё видите? (Дорогу, уходящую вдаль, траву, деревья)

- А что это за деревья? (Сосны)

- Какие они – молодые или старые? (Есть молодые и старые)

- Что вы ещё можете сказать о соснах? ( Они могучие, высокие, стройные)

- Действительно, над полем ржи высятся могучие сосны – великаны, словно охраняя это несметное золотое богатство.

- Что мы можем сказать о времени года? (Лето)

- А как вы догадались? (Голубое небо, мало облаков, зелёная травка, растут цветочки).

- Да, это знойный летний день. И вы почувствовали , наверно, эту жару. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву.

-Посмотрите на задний план картины. Какое там небо? (Оно тёмное, видны тучи)

- Этот знойный летний день предвещает грозу. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи.

- А кого вы видите в небе? ( Ласточек)

- Вы. наверное, знаете, что по поведению ласточек узнают, будет дождь или нет.

- Посмотрите на колосья ржи. Мы видим, что они колышутся. О чём нам это говорит? (В поле гуляет ветерок)

- Как вы думаете, какой будет урожай? (Богатый)

- Почему вы так решили? (Колосья тучные, спелые, их очень много)

- Поле огромное. Как это показал художник? ( Чем дальше сосны, тем они меньше)

- Сосны уходят в глубину до самого горизонта, и это усиливает ощущение бесконечного простора русского равнинного пейзажа.

- Какие краски использует художник? (Жёлтые, зелёные, голубые)

- Какие это краски – яркие или блёклые? (Яркие, светлые, тёплые)

- Что вы можете сказать о настроении художника? (Ответы)

- Что хотел показать И.И.Шишкин своими шедеврами? ( Природу родного края, любовь к своей родине).

- Сегодня мы слушали произведение великого русского композитора П.И.Чайковского «Времена года». Оказывается не только на картине, но и в музыке можно передать красоту природы.

6. Итог.

- Что мы узнали сегодня на классном часе? (Мы познакомились с творчеством И. И. Шишкина – великого русского пейзажиста)

- Что воспевает в своих работах художник? (Любовь к родной природе, чувство любви к родине, учит любить природу).

- А что нужно для того, чтобы сохранить природу? (Бережно к ней относиться?)

- Спасибо всем за участие в классном часе.















Классный час для 3 класса на тему "Пейзаж в картинах Ивана Ивановича Шишкина"
  • Классному руководителю
Описание:

Классный час на тему " Пейзаж в картинах Ивана Ивановича Шишкина" знакомит учащихся с биографией и творчеством И.И.Шишкина. Ребята будут работать над описанием картин "Утро в сосновом лесу", "Рожь". В итоге ребята сделают вывод, что в своих работах художник воспевает любовь к родной природе, учит любить природу.

Автор Исакова Жанатхан Мамасадыковна
Дата добавления 10.05.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 873
Номер материала 59134
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓