Классный час

Классный час «Конституция РФ-основной закон страны»

Цели:

создать условия для групповой работы при изучении нового материала;

развивать интеллектуальные и речевые умения;

познакомить с основными правами и обязанностями граждан России, зафиксированными в Конституции РФ;

способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности у младших школьников.



Тип урока: урок изучения нового материала.



Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, макет солнца с лучиками, кроссворд, карточки для работы в группах, Конституция РФ.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой и актуализация опорных знаний.



Учитель: Я вижу, что у вас хорошее настроение и очень этому рада. Мы сегодня будем говорить о нашей стране, нашей Родине, о её символах. (слайд 1)



Итак, начнем!



Ученик читает стихотворение, демонстрируются слайды. (Слайды 2-11)



Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

(В.Степанов)



Учитель: Какие символы России вы уже хорошо знаете? (Герб, гимн, флаг). (Слайд 12)

II. Целеполагание.



Учитель: О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. А вот ещё один очень важный символ России – это Конституция Российской федерации. (Слайд 13)



Кто знает, что это такое?



Наша современная Конституция была принята 12 декабря 1993 года, поэтому этот день считается государственным праздником. (Слайд 14)



Инсценировка. [1]



Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим! – угрожающе предупредила Анюта Илюшу.



Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! – возмутился Илюша. – Хочу – играю, хочу – нет.



Да, Илюша прав, – подтвердил папа. – Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта, была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.



Разве я не могу поиграть с Илюшей? – не унималась Анюта.



Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.



А у меня что же, нет никаких прав?



Какое противоречие возникло у героев сценки? (Они не знают, какими правами могут пользоваться в современном государстве)



Давайте сформулируем тему урока. (Права человека в современном обществе) (Слайд 15)



Какие цели поставим перед собой? (Слайд 16)



Постараемся узнать и понять, какими правами пользуются граждане нашего государства и какие обязанности они должны выполнять.

III. Работа по теме урока.



Учитель: Нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? (Слайд 17)



Вывод: солнце дает жизнь всему живому. И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь и как это охраняется законом нашего государства.



1) Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (1 лучик-жизнь)



Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь?



Вывод: Человек имеет право на жизнь. Об этом в Конституции в разделе права самая первая статья. (Зачитывает учитель статью из Конституции РФ)



2) Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (2 лучик-здоровье)



Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей?



Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. (Статью зачитывает ученик)



3) Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей )



Докажите свое мнение. Согласно ли с нами солнышко? (3 лучик – семья)



Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье?



4) Что же ещё является значимым для человека, с чего мы начали наш кл.час? (Родина)



Почему Родина так важна для человека?



Почему люди вдалеке от Родины тоскуют по ней?



Если скажут слово Родина

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина

Толстый тополь у ворот

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной, московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой, соседней фабрики

Громкий радостный гудок

Или степь от маков красная,

Золотая целина

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

(З. Александрова)



Почему люди во все времена не жалея жизни, здоровья сражались за свою Родину?



Кто помнит пословицы о Родине?

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Своя земля и в горсти мила.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Жить - Родине служить.

Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.



Вывод: Человек имеет право быть гражданином своей страны.



5) Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность[1]. Никто не может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить.



Ученик: А как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму?



Учитель: Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина будет доказана в суде. И тогда он будет наказан – временно лишен свободы. Но и преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они остаются людьми и сохраняют свои права.



6) Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его, бросить тень на его честь, доброе имя. И это тоже будет нарушением права – права на защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть наказаны



7) Как вы думаете, какими еще правами пользуются люди?



Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует? (7 лучик – труд и отдых)



Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка. Нож…

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба.

За всё, что создано для нас

Мы благодарны людям

Придёт пора, настанет час

И мы трудиться будем.

(С. Михалков)



Правильно, это право на труд и отдых.



8) А сейчас пока вы – школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие знания. Кстати, как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой? (8 лучик – образование)



Учитель: Как вы думаете, все эти права есть и у детей?



Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть с вои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их.



Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же.[1]



Вывод: В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

IV. Коллективная работа.



Учитель: А теперь давайте выполним задания на слайдах (Слайды 18-25).

V. Работа в группах.



Учитель: Молодцы, вы все правильно оценили ситуации. А теперь вы готовы посоревноваться? Главное не забывайте правила работы в группе.



1) Я думаю, что вы теперь понимаете, что такое права человека и предлагаю вам в группах обсудить следующие ситуации. (I группа – слайд 26, II группа – слайд 27, III группа – слайд 28)



2) Итак, я предлагаю вам в группе обсудить и определить, какие важнейшие права и свободы граждан России изобразил художник. Правильно соедини стрелками рисунки с подписями.



3) Следующее задание разгадаем кроссворд. (Слайд 29)



Какое ключевое слово получилось? (Право)



А где записаны права и обязанности граждан России? (В Конституции)



4) Следующее задание: вставьте в текст пропущенные слова. [2]



Прочитаем получившиеся фразы:

Россия – это моя страна, поэтому я – гражданин России.

Каждый гражданин обязан знать и помнить основной закон государства – Конституцию.

В Конституции России перечислены важнейшие права и обязанности граждан России.

VI. Итог урока:



Оцените свою работу на уроке.



Что было непонятно?



Что ещё бы хотели узнать по теме урока?



Что понравилось больше всего?



Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что вы будете расти настоящими гражданами страны и выполнять все обязанности, не нарушая права других людей.



А закончить мне бы хотелось словами:



Какие ждут нас в будущем дела?

Об этом думать мы должны всё чаще.

И если гражданин ты настоящий,

Большой отдачи ждёт от нас страна.



(Слайд 30)

Классный час
  • Классному руководителю
Описание:

Конспект классного часа посвящен теме" День конституции- оснавного закона нашей страны.

На этом мероприятии необходимо подемонстрировать детям как развивалась наша конституция в разные годы становления нашего государства и

создать условия для групповой работы при изучении нового материала;

развивать интеллектуальные и речевые умения;

познакомить с основными правами и обязанностями граждан России, зафиксированными в Конституции РФ;

способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности у младших школьников.


Автор Рязанова Татьяна Петровна
Дата добавления 17.01.2016
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 255
Номер материала MA-063866
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓