Главная / Биология / Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

Конспект урока по биологии в 7 классе: Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. 

Цель урока:  познакомить учащихся с многообразием, особенностями строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

Задачи урока:

- рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, раскрыть их происхождение;

- познакомить с многообразием, установить место и роль рептилий в природе и жизни человека;

- продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности к жизни на суше, находить причинно – следственные связи, анализировать, обобщать, работать с дополнительной литературой.

Оснащенность урока: таблицы с изображением пресмыкающихся и схем их строения; презентация «Многообразие пресмыкающихся»;

карточки с заданиями

СЛОВАРЬ: Пресмыкающиеся, рептилии, Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, Клювоголовые, гаттерии, роговые щетки, костные бляшки, грудная клетка, трехкамерное сердце с перегородкой

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка знаний:

Тест по теме: «Земноводные»

Задание №1

Выберите правильный ответ.

  1. Земноводные обитают в

а) пресных водоёмах; в) морях;

б) морях и пресных водоёмах; г) пресных водоёмах и на суше.


2. К амфибиям не относится:

а) саламандра; в) уж;

б) жерлянка; г) тритон.


3. У бесхвостых амфибий в скелете нет:

а) хвостовой кости; в) рёбер;

б) шейного отдела; г) хрящей.


4. Предками земноводных являются:

а) чешуйчатник; в) кольчатые черви;

б) кистепёрая рыба; г) рогозуб.


5. Органы дыхания амфибий:

а) кожа; в) лёгкие и кожа;

б) жабры; г) лёгкие.


6. Кожа земноводных выполняет функцию:

а) терморегуляции; в) защиты, газообмена и дыхания;

б) газообмена и дыхания; г) выделения.

7. У лягушки сердце:

а) однокамерное; в) четырехкамерное;

б) двухкамерное; г) трехкамерное.

8. Отделы в позвоночнике лягушки:

а) шейный и туловищный; в) хвостовой;

б) крестцовый; г) все верно;

Задание №2.


Выберите номера правильных суждений:


  1. Глаза участвуют в акте глотания.

  2. Все амфибии обитают в воде и на суше.

  3. У земноводных кровь течёт по двум кругам кровообращения, сердце двухкамерное.

  4. Амфибии никогда не пьют воду с помощью рта, они поглощают влагу кожей.

  5. На коже земноводных никогда не бывает наружных паразитов.

  6. В скелете земноводных есть грудная клетка.

Взаимопроверка.

Ключ: (на доске) № 1 1. Г; 2. В; 3. В; 4. Б; 5. В; 6. В; 7. Г; 8. Г

2 1, 5

3. Изучение нового материала:

- Активизация познавательной деятельности.

Раньше зоологи не усматривали существенных различий между этими животными и земноводными и всегда относили их к одной группе, объединяя под разными именами. Чаще всегда они фигурировали под именем «гадов». Были попытки разделить гадов на два отдельных класса – на « голокожих», или голых гадов и гадов « твердокожих». Карл Линней, характеризуя свой « класс гадов»: « кровь холодная, дыхание легочное», отметил тем самым их близость в биологическом отношении. Кто же они? Почему их объединили в одну группу «гады» вместе с земноводными?  Что значит « кровь холодная», « дыхание легочное»?

Это пресмыкающиеся. «Гадами» их могли назвать за их внешний вид, который вызывал у многих отвращение. Вспомним земноводных, «отравленных, ужасных, противных и вредных». Кровь холодная – это значит?  Что все «гады» деятельны только в теплое время года, а слова «дыхание легочное» характеризуют животных,  ведущих наземное существование.

Необычность поведение (по человеческим меркам), странная внешность, нередко ядовитость – все это сделало, как нам известно, жаб, лягушек и саламандр атрибутами колдовства. Поэтому и отношение к ним было, в лучшем случае, брезгливым. К пресмыкающимся отношение было не лучше, если не хуже. Посмотрим что они собой преставляют:

класс Пресмыкающихся ( показ презентации)

4. Закрепление материала.

Работа по карточкам

Найдите «лишних».

1. гадюка, ящерица, варан, протей, гавиал, гаттерия.

2. полоз, уж, веретеница, питон, анаконда.

3. кожистая черепаха, зеленая черепаха, средиземноморская черепаха, бисса.

4. гюрза, эфа, пеламида, гадюка, гремучник.

5. Задание на дом:

6. Вывод:

- Пресмыкающиеся – настоящие наземные животные;

- тело разделено на отделы – голову, туловище, хвост и две пары конечностей;

- дышат атмосферным воздухом;

- кожа сухая, покрытая чешуйками или щетками;

- оплодотворение внутреннее;

- рост происходит во время линьки.

За страницами учебника.  (при наличии времени)

Взялись бы вы проглотить живую пчелу? А ящерицы падки на пчел, как дети на варенье. Хвостатые сластены дежурят на пасеках, подкарауливая летающую сласть. Как им удается избежать пчелиного жала? Ответ на этот болезненный вопрос  пока не найден. Ну а теперь пора обратить внимание на ящерицын ломкий хвост, темный глаз и на непонятные дырки на бедрах. Перво - наперво заметим, что шустрые создания понапрасну хвостами не бросаются. Когда отрываешь часть самого себя, не обойтись без крови. А ящерицы обходятся: мышцы отсекаются в месте их перехода в сухожилие, а не рвутся в лохмотьях. Кровеносные же сосуды сдавливает спазм. Хвост, потерявший хозяйку, еще долго служит ей, привлекая внимание хищника. Сила оторванного  и вроде уже мертвого хвоста внушает уважение – он может дергаться часами! Если вражеские зубы вопьются в элегантный хвост, ящерица резко сокращает мускулы и ломает позвонок. Сломать кость – дело нешуточное. А ломать нужно мгновенно, иначе в зубах преследователя окажется не только хвост.



Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.
  • Биология
Описание:

Конспект урока по биологии в 7 классе: Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. 

Цель урока:  познакомить учащихся с многообразием, особенностями строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

Задачи урока:        

- рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, раскрыть их происхождение;

- познакомить с многообразием, установить место и роль рептилий в природе и жизни человека;

- продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности к жизни на суше, находить причинно – следственные связи, анализировать, обобщать, работать с дополнительной литературой.

Оснащенность урока: таблицы с изображением пресмыкающихся и схем их строения; презентация «Многообразие пресмыкающихся»;

 

карточки с заданиями

Автор Большакова Ирина Геннадьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1253
Номер материала 40705
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓