Главная / Русский язык и литература / 5 класс. Русский язык Л.М Рыбченкова. Поурочное планирование

5 класс. Русский язык Л.М Рыбченкова. Поурочное планирование

hello_html_17b60994.gifhello_html_20cab812.gifhello_html_m662ff8ba.gifhello_html_m69c561b2.gif

Суязова Ирина Анатольевна, учитель высшей категории

МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»


Урок 1

Тема урока: Введение. Язык и языкознание.

Цели урока: осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

понимать связи развития языка с развитием культуры русского народа;

положительно относиться к познавательной деятельности,

приобретать новые знания,

овладевать новыми умениями,

совершенствовать имеющиеся.

Метапредметные –

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу,

планировать необходимые действия, действовать по плану,

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Познавательные:

осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию,

определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;

Коммуникативные:

формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение,

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения

Предметные:

осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Основные понятия: язык как система знаков и средства человеческого общения.

Оборудование для учителя: учебник, экран, проектор, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник, карточки, экран, проектор, презентация.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений, приобретенных в начальной школе.

Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.

Ход урока

I. Организационный момент. Мобилизация: определение темы урока и постановка учебной задачи.

Здравствуйте, мои новые ученики! Пока еще незнакомые. Но, я думаю, это поправимо. Меня зовут Ирина Анатольевна. И начнём мы наш первый урок со смешных картинок.

http://ru.debatos.com/img/frontend/subjects/0/02/027/02756ee70fddff4deba697604ac450cb262d4596-800x800.jpg

http://www.funlib.ru/cimg/2014/101402/2112467

http://fmh.new.dom2.ru/fmh/public/image/dee/9da/5c6/c1745347e1d78560f41a83c/930_10000_0.50_0.50_1_false.jpeg?sig=SliqaT2MUnuLac7MxlZnL2RvbTJfcHJvZHVjdGlvbg==

http://www.ww.w.engrgroup.com/uploads/posts/2012-04/1334395905_enhanced-buzz-6289-1334345201-86.jpg


  • Что, на ваш взгляд, объединяет эти картинки? (Язык)


  • Запишите это слово в тетради.



  • Что обозначает слово «язык»? (1. подвижный мышечный орган в полости рта. 2. Орган животного как кушанье. 3. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки. 4. о чем-нибудь, имеющем удлиненную, вытянутую форму. Пример: Языки пламени. 5. (о предметах и явлениях) то, что выражает, объясняет собой что-нибудь. Пример: Я. фактов. Я. цветов. 6. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Пример: Великий русский я. 7. речь, способность говорить. Пример: Лишиться языка. 8. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Пример: Я. животных. 9. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе. Пример: Я. Пушкина. 10. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. Пример: Взять, привести языка.)


  • Как вы думаете, о каком значении слова «язык» пойдёт речь на сегодняшнем уроке?



  • Что означает слово «знать»?



  • Подберите к нему синонимы (ведать, быть знакомым (осведомленным), иметь понятие (сведения) о чём-то, находиться в курсе чего-либо)



  • Образуйте от глагола «знать» существительное. (Знание)



  • Соедините два слова вместе «язык» и «знание» и припишите его к записанному ранее слову «язык».



  • Ваши предположения: как звучит тема сегодняшнего урока? (Язык и языкознание)



II. Целеполагание



  • Посмотрите на лесенку слов, написанных на доске (прием «Знаю - хочу узнать – узнал - научился»)

Расшифровка для учеников:

«знаю» предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;

«хочу узнать» - формулирование цели;

«узнал» - соотношение новой и старой информации;

«научился» - осознание результативности деятельности.


  • Что вам известно о такой науке, как языкознание?

  • Что вы хотите узнать? (Называется цель урока)

  • К двум последним словам мы обратимся в конце урока

III. Актуализация знаний и умений: осознание недостаточности имеющихся знаний

1. Работа с учебником (стр. 4)

  • Давайте заглянем в учебник (стр. 4) и найдём ответ на интересующий нас вопрос: что же такое языкознание?

  • Запишите новое слово в словарики, которые мы с вами будем вести.

  • Прочитайте вопросы, напечатанные вверху страницы, обсудите их в парах и дайте ответ.

Вопросы, данные в учебнике:

Можно ли общаться без помощи слов? Как вы себе это представляете?


  • Всем: Пользуясь учебником на стр. 4, запишите в тетрадях, что же такое язык

или

  • На «5» - Может быть, кто-то сможет оформить эту запись в виде схемы, свернув информацию

Запись в тетрадях:

Язык в широком смысле – система знаков и обозначений.

Язык в узком смысле – средство человеческого общения.

В языке отражены история народа, его культура, его обычаи.

Язык нужен, чтобы общаться, думать, выражать мысли, эмоции.

ЯЗЫК



система знаков средство общения отражение истории, средство для

и обозначений культуры, обычаев человека общения,

мышления,

выражения чувств и эмоций


IV. Физкультминутка

  • Я, не произнося ни слова, показываю вам движения, а вы их повторяете. Договорились?


V. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах.

1. Беседа

  • Скажите, что помогло вам понять меня, ведь я не произнесла ни слова? (мимика, жесты)

  • Легко ли общаться без помощи слов так, чтобы вас поняли окружающие?

  • Давайте проверим, легко ли выжить человеку, потерявшему умение общаться, разговаривать.


2. Чтение сказки (приём «Чтение с остановками»)

  • Перед вами текст сказки. Ваши гипотезы по поводу ваших дальнейших действий? (цель: прочитать сказку)

  • Приступим.

Это было давным–давно, так давно, что эту историю уже забыли. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три брата. Жили - не тужили, занимались охотой, рыбной ловлей. А по соседству, в другом государстве, жил злой и коварный волшебник. Вот как-то раз во время охоты, догоняя дичь, перешли братья границу своей земли и даже глазом не успели моргнуть, как были захвачены в плен чародеем, который в наказание одного из них лишил зрения, другого – слуха, а третьего – дара речи. И сказал им злой колдун: «Наказание будет длиться до тех пор, пока каждый и вас не отыщет дороги домой». Развели братьев в разные стороны, и побрели они своим путём…

ЧТО ДАЛЬШЕ?


  • На какой вопрос нам надо найти ответ? («Кто из братьев вернулся домой первым, кто – вторым, а кто не смог вернуться домой? Почему?»


  • Ваши версии, чем закончится сказка?

  • А теперь послушайте продолжение сказки

Первым возвратился домой слепой и тут же прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и сразу же стал слышать.

А тот, кто потерял способность говорить, совсем не вернулся.


  • - Почему же не смог вернуться домой немой брат? Аргументируйте свое мнение.


VI. Рефлексия: приём «Знаю - хочу узнать – узнал - научился»

  • Обратимся вновь к лесенке слов «Знаю - хочу узнать – узнал - научился»: что узнали на этом уроке?

  • Была ли решена поставленная в начале урока задача?

  • Оцените свою работу по критериям: готовность к уроку, активность на уроке, записав в тетрадях слово «самооценка и поставив себе оценку за устную работу на уроке. Письменную работу я проверю сама, поэтому сдайте мне свои тетради.


VII. Домашнее задание

Всем:

1) выучить, что такое языкознание

2) Прочитайте греческую притчу о языке и Эзопе

На выбор (одно из заданий):

1) Инсценируйте её (герои: Ксанф, Эзоп, автор) (одна группа в три человека)

2) Письменно ответить на вопросы: почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?

3) Письменно ответьте на вопрос: зачем человеку язык?

http://netnado.ru/dokumenti-vbrf1-v2/addfile-1/1_html_m1df9342b.png

Короткий самоанализ: что получилось? Что не получилось?

___________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________


Приложение

Притча о языке и Эзопе.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.

Ксанф спросил:

- Почему ты, Эзоп, подаешь только языки.

Эзоп ответил:

- Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился:

- Иди, Эзоп, снова на рынок и приобрети к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу:

- Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!


6


5 класс. Русский язык Л.М Рыбченкова. Поурочное планирование
  • Русский язык и литература
Описание:

5 класс. Русский язык Л.М Рыбченкова. Поурочное планирование. Начиная работать по ФГОС, учитель сталкивается с рядом трудностей: как ввести в тему урока, мобилизовав всех учеников сразу, как сформулировать проблемный вопрос, как не уйти в традиционное преподавание, когда педагог сам называет тему урока, цели и задачи, диктует задания учащимся. Поэтому, планируя уроки русского языка в 5 классе по учебнику Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, А.В.Глазкова, А.Г.Лисицына, я попробовала все эти трудности преодолеть. Насколько у меня получилось, решать Вам, уважаемые коллеги.

Автор Суязова Ирина Анатольевна
Дата добавления 01.09.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 7788
Номер материала MA-060549
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓