Главная / Химия / «Кислород, общая характеристика, получение и свойства»

«Кислород, общая характеристика, получение и свойства»

Технологическая карта урока по химии

«Кислород, общая характеристика, получение и свойства»

Учитель: Одарченко Т.А. МБОУ «СОШ №31» г. Симферополь

УМК: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.

Урок соответствует разделу программы « Кислород.Горение»,1 урок при изучении данного раздела.

Тема урока - «Кислород, общая характеристика, получение и свойства»

Тип урока – изучение нового материала.

Цели урока: 
Предметные: уметь различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода; знать методы получения кислорода в лаборатории и промышленности, методы собирания кислорода, физические свойства кислорода; формированиеумений: составлять характеристику кислорода по плану,

составлять уравнения реакций получения кислорода, объяснять методы собирания кислорода.

Метапредметные: развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное
Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы.

Основные виды деятельности учащихся. Исследовать свойства кислорода.Описывать и характеризовать кислород как химический элемент и как простое вещество, составлять уравнения реакций получения кислорода, определять методы собирания кислорода, описывать физические свойства кислорода.Распознавать кислород опытным путем. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Делать выводы из результатов проведенных опытов.

Основные понятия: химический элемент, простое вещество,катализатор.
Демонстрации:получение кислорода при разложении перманганата калия и пероксида водорода;собирание кислорода вытеснением воды и воздуха; доказательство наличия кислорода тлеющей лучинкой; обратить внимание на технику безопасности.


Оборудование урока: комплекс “Компьютер + телевизор” для демонстрации компьютерной презентации к уроку, таблица «Распространенность химических элементов в природе», диаграмма «Распространение элемента кислорода в природе», раздаточный материал для работы в парах.

Применяемые технологии:

технологияразноуровневой дифференциации,

технологии системно-деятельного подхода,

технология проблемного обучения,

технология игрового обучения,

интерактивные технологии.


«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»

Б.ШОУ.


 № п/п

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Начинать урок пора.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.







II

Анализ ошибок контрольной работы «На ошибках- учимся!»












Задание1. Определить валентности элементов по формуле вещества:

а) AlCl3; б) MgS; в) SO3; г) N2O5

Задание2. Составить формулы сложных веществ, состоящих из водорода и следующих химических элементов:

а) азота (III); в) кремния (IV);б) хлора (I);

г) серы (II)

Задание3. Расставить коэффициенты в уравнениях. Подчеркнуть формулы сложных веществ. Определить типы химических реакций:

а) CuO + C = Cu + CO2

б) Fe + H2O = Fe3O4 + H2

в) Al + O2 = Al2O3

г) KNO3 = KNO2 + O2

Выполнение заданий определенной сложности по пройденному материалу.












3

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

(5 мин)

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач на уроке.

Это знают все на свете:

Кислород нужен планете.

Это знают даже дети:

Без него не жить на свете.

И животные, и люди –

Все вдыхают кислород.

Без него и у растений

Фотосинтез не идет.

И в больнице дядя доктор,

Чтоб микробы одолеть,

Кислород дает больному,

Чтоб болезнь преодолеть.

А электрогазосварщик,

Чтобы трубы заварить,

Кислород дает в горелку,

Чтобы дырку победить.

Тайны есть у кислорода,

Чтобы их узнать, дружок,

Ты бери скорей учебник,

И в припрыжку на урок!


О каком газе идет речь в данной загадке?

- Какой будет тема урока?

а). Озвучивание темы урока и постановка цели урока.

- На сегодняшнем уроке мы должны выяснить:

1).Какие сведения о кислороде вам уже известны?

2).Почему о кислороде говорят так: «Кислород самый распространенный на нашей планете элемент. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара?»

3). Что общего у песка, рубина, негашеной извести?

- А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе урока

Проблемный вопрос.

Как вы думаете, почему кислород изучают первым среди других химических элементов?

-Что вам уже известно о кислороде?

Работа в парах.







Отвечают на вопрос.









Формулируют тему урока.


Записывают тему урока в тетради «Кислород, общая характеристика, получение и свойства».Слушают учителя,отвечают на вопросы.


Сообщение 1. «О значении кислорода для живых организмов и в природе».

Сообщение 2. «История открытия кислорода»

4

Совместное открытие новых знаний (20 мин)

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы

Задачи: составить представления учащихся о кислороде как химическом элементе и простом веществе.








Первичная проверка усвоения новых знаний




























Открытие новых знаний





Введение в тему.

I.Характеристика кислорода как химического элемента по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и как вещества.


II. Отметьте, в каких случаях речь идёт о химическом элементе кислороде, а в каких – о простом веществе кислороде. Обведите цифру правильного ответа: красным – элемент, синим – вещество.

  1. Кислород – газ, плохо растворимый в воде.

  2. Химическая формула кислорода – О2

  3. В воздухе содержится приблизительно 21% кислорода.

  4. Относительная молекулярная масса кислорода - 32

  5. В земной коре содержится приблизительно 47% кислорода.

  6. Валентность кислорода равна двум.

  7. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде.

  8. В промышленности кислород получают из воздуха.

  9. Химический знак кислорода – О.

  10. На долю кислорода приходится 89% массы Мирового океана

  11. Атомная масса кислорода – 16


Обсуждают результаты, подводят итоги, выясняют возникшие вопросы.











III.Физические свойства кислорода.

Ответить на вопрос, полетит ли шарик, надутый кислородом.

Прочитать соответствующий текст в §23.

IV.Получение кислорода.

А).Как образуется кислород в природе?






Б).Как получают кислород в промышленности? Какое сырье используется? При каких условиях протекает реакция разложения воды?

Сжижение воздуха-какое явление?




В). Получение в лаборатории.

Демонстрационный опыт.Получение кислорода при разложении перманганата калия и пероксида водорода; собирание кислорода вытеснением воды и воздуха; доказательство наличия кислорода тлеющей лучинкой.



На каких свойствах кислорода основаны способы его собирания?



Опыт. Как доказать наличие кислорода?


Учащиеся знакомятся с планом.

План характеристики химического элемента

1.химический знак

2.относительная атомная масса

3.валентность

4.распространение в природе

Работа в группах.

Выполняют задание, обсуждают, выбирают ответы, обводят правильные ответы. Представляют результаты

Сравнивают свою схему со схемами партнёров в группе, сравнивают с образцом.


Выполняют индивидуальную работу

а) Составьте рассказ, используя опорные слова:

атмосфера, земная кора, гидросфера, кислород, распространенность

б) Закончите предложение:

а) Земная атмосфера содержит кислорода…

б) Еще больше в земной коре содержится…

в) В гидросфере его содержание…

г) Кислород – самый…


Учащиеся читают текст, анализируют его, обсуждают вопрос в группе,

Используя ранее полученные знания из природоведения,окружающего мира и биологии, ученики рассказывают о процессе фотосинтеза.


Учащиеся находят ответ в §22,обсуждают промышленные способы получения кислорода.

Проводят наблюдения, записывают уравнения химических реакций, отмечают

условия реакцииполучения кислорода, выясняют роль катализатора.

Ответы учащихся. Предлагают методы доказательства.

5

Закрепление изученного материала

(10 мин)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

1.Вычеркните неверные суждения о кислороде.

  1. В промышленности получают из воздуха.

  2. Сложное вещество.

  3. При обычных условиях бесцветный газ.

  4. Собирают вытеснением воздуха

  5. В природе встречается только в составе сложных веществ.

  6. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.

  7. В лаборатории получают из перекиси водорода.

  8. Газ, имеющий запах.

  9. Поддерживает горение.

  10. Тяжелее воздуха.

  11. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.

  12. При обычных условиях жидкость.

  13. Входит в состав воздуха.

  14. Образуется в природе в процессе фотосинтеза.


2.Расставить коэффициенты в уравнении,определить тип химической реакции.

hello_html_a73c9ea.png

i (1)






На каком свойстве кислорода основано его собирание?

Теперь вернемся к ключевому вопросу урока:

Так что же за вещество кислород: источник жизни или разрушитель?

Учащиеся выполняют задание, выполняют самоконтроль.







Учащиеся отвечают

6

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание : §22,упр.1,4-6 ;тестовые задания; §23(физические свойства кислорода). По желанию:

- найти или придумать загадки, поговорки о кислороде;

- написать сказку о кислороде;

- составить кроссворд;


Записывают задание

7

Рефлексия

Создаёт условия для заключительной рефлексии

Стихотворение

Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло.
(Зачем растению тепло?)
Дым лёгкий, а скала тверда.
Что значит лед, а что - вода?
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы всё узнать хотим,
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим.
Бумага не сгорит дотла:
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь.
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте.
Открытий путь - нелёгкий путь,
Но человеку – не свернуть,
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперёд, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд!



Оценивают свои знания, планируют задачи на следующий урок.



7


«Кислород, общая характеристика, получение и свойства»
  • Химия
Описание:

Технологическая карта урока по химии

«Кислород, общая характеристика, получение и свойства»

Учитель: Одарченко Т.А. МБОУ «СОШ №31» г. Симферополь

УМК: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.

Урок соответствует разделу программы « Кислород.Горение»,1 урок при изучении данного раздела.

Тема урока - «Кислород, общая характеристика, получение и свойства»

Тип урока – изучение нового материала.

Цели урока:
Предметные: уметь различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода; знать методы получения кислорода в лаборатории и промышленности, методы собирания кислорода, физические свойства кислорода; формированиеумений: составлять характеристику кислорода по плану,

составлять уравнения реакций получения кислорода, объяснять методы собирания кислорода.

Метапредметные: развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное
Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы.

Основные виды деятельности учащихся. Исследовать свойства кислорода.Описывать и характеризовать кислород как химический элемент и как простое вещество, составлять уравнения реакций получения кислорода, определять методы собирания кислорода, описывать физические свойства кислорода.Распознавать кислород опытным путем. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Делать выводы из результатов проведенных опытов.

Основные понятия: химический элемент, простое вещество,катализатор.
Демонстрации:получение кислорода при разложении перманганата калия и пероксида водорода;собирание кислорода вытеснением воды и воздуха; доказательство наличия кислорода тлеющей лучинкой; обратить внимание на технику безопасности.

Оборудование урока: комплекс “Компьютер + телевизор” для демонстрации компьютерной презентации к уроку, таблица «Распространенность химических элементов в природе», диаграмма «Распространение элемента кислорода в природе», раздаточный материал для работы в парах.

Применяемые технологии:

технологияразноуровневой дифференциации,

технологии системно-деятельного подхода,

технология проблемного обучения,

технология игрового обучения,

интерактивные технологии.

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»

Б.ШОУ.

№ п/п

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Начинать урок пора.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

II

Анализ ошибок контрольной работы «На ошибках- учимся!»

Задание1. Определить валентности элементов по формуле вещества:

а) AlCl3; б) MgS; в) SO3; г) N2O5

Задание2. Составить формулы сложных веществ, состоящих из водорода и следующих химических элементов:

а) азота (III); в) кремния (IV);б) хлора (I);

г) серы (II)

Задание3. Расставить коэффициенты в уравнениях. Подчеркнуть формулы сложных веществ. Определить типы химических реакций:

а) CuO + C = Cu + CO2

б) Fe + H2O = Fe3O4 + H2

в) Al + O2 = Al2O3

г) KNO3 = KNO2 + O2

Выполнение заданий определенной сложности по пройденному материалу.

3

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

(5 мин)

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач на уроке.

Это знают все на свете:

Кислород нужен планете.

Это знают даже дети:

Без него не жить на свете.

И животные, и люди –

Все вдыхают кислород.

Без него и у растений

Фотосинтез не идет.

И в больнице дядя доктор,

Чтоб микробы одолеть,

Кислород дает больному,

Чтоб болезнь преодолеть.

А электрогазосварщик,

Чтобы трубы заварить,

Кислород дает в горелку,

Чтобы дырку победить.

Тайны есть у кислорода,

Чтобы их узнать, дружок,

Ты бери скорей учебник,

И в припрыжку на урок!

О каком газе идет речь в данной загадке?

- Какой будет тема урока?

а). Озвучивание темы урока и постановка цели урока.

- На сегодняшнем уроке мы должны выяснить:

1).Какие сведения о кислороде вам уже известны?

2).Почему о кислороде говорят так: «Кислород самый распространенный на нашей планете элемент. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара?»

3). Что общего у песка, рубина, негашеной извести?

- А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе урока

Проблемный вопрос.

– Как вы думаете, почему кислород изучают первым среди других химических элементов?

-Что вам уже известно о кислороде?

Работа в парах.

Отвечают на вопрос.

Формулируют тему урока.

Записывают тему урока в тетради «Кислород, общая характеристика, получение и свойства».Слушают учителя,отвечают на вопросы.

Сообщение 1. «О значении кислорода для живых организмов и в природе».

Сообщение 2. «История открытия кислорода»

4

Совместное открытие новых знаний (20 мин)

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы

Задачи: составить представления учащихся о кислороде как химическом элементе и простом веществе.

Первичная проверка усвоения новых знаний

Открытие новых знаний

Введение в тему.

I.Характеристика кислорода как химического элемента по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и как вещества.

  • II. Отметьте, в каких случаях речь идёт о химическом элементе кислороде, а в каких – о простом веществе кислороде. Обведите цифру правильного ответа: красным – элемент, синим – вещество.
  • 1)Кислород – газ, плохо растворимый в воде.
  • 2)Химическая формула кислорода – О2
  • 3)В воздухе содержится приблизительно 21% кислорода.
  • 4)Относительная молекулярная масса кислорода - 32
  • 5)В земной коре содержится приблизительно 47% кислорода.
  • 6)Валентность кислорода равна двум.
  • 7)Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде.
  • 8)В промышленности кислород получают из воздуха.
  • 9)Химический знак кислорода – О.
  • 10)На долю кислорода приходится 89% массы Мирового океана
  • 11)Атомная масса кислорода – 16

Обсуждают результаты, подводят итоги, выясняют возникшие вопросы.

III.Физические свойства кислорода.

Ответить на вопрос, полетит ли шарик, надутый кислородом.

Прочитать соответствующий текст в §23.

IV.Получение кислорода.

А).Как образуется кислород в природе?

Б).Как получают кислород в промышленности? Какое сырье используется? При каких условиях протекает реакция разложения воды?

Сжижение воздуха-какое явление?

В). Получение в лаборатории.

Демонстрационный опыт.Получение кислорода при разложении перманганата калия и пероксида водорода; собирание кислорода вытеснением воды и воздуха; доказательство наличия кислорода тлеющей лучинкой.

На каких свойствах кислорода основаны способы его собирания?

Опыт. Как доказать наличие кислорода?

Учащиеся знакомятся с планом.

План характеристики химического элемента

1.химический знак

2.относительная атомная масса

3.валентность

4.распространение в природе

  • Работа в группах.

Выполняют задание, обсуждают, выбирают ответы, обводят правильные ответы. Представляют результаты

Сравнивают свою схему со схемами партнёров в группе, сравнивают с образцом.

Выполняют индивидуальную работу

а) Составьте рассказ, используя опорные слова:

атмосфера, земная кора, гидросфера, кислород, распространенность

б) Закончите предложение:

а) Земная атмосфера содержит кислорода…

б) Еще больше в земной коре содержится…

в) В гидросфере его содержание…

г) Кислород – самый…

Учащиеся читают текст, анализируют его, обсуждают вопрос в группе,

Используя ранее полученные знания из природоведения,окружающего мира и биологии, ученики рассказывают о процессе фотосинтеза.

Учащиеся находят ответ в §22,обсуждают промышленные способы получения кислорода.

Проводят наблюдения, записывают уравнения химических реакций, отмечают

условия реакцииполучения кислорода, выясняют роль катализатора.

Ответы учащихся. Предлагают методы доказательства.

5

Закрепление изученного материала

(10 мин)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

1.Вычеркните неверные суждения о кислороде.

1.В промышленности получают из воздуха.

2.Сложное вещество.

3.При обычных условиях бесцветный газ.

4.Собирают вытеснением воздуха

5.В природе встречается только в составе сложных веществ.

6.Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.

7.В лаборатории получают из перекиси водорода.

8.Газ, имеющий запах.

9.Поддерживает горение.

10.Тяжелее воздуха.

11.Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.

12.При обычных условиях жидкость.

13.Входит в состав воздуха.

14.Образуется в природе в процессе фотосинтеза.

2.Расставить коэффициенты в уравнении,определить тип химической реакции.

На каком свойстве кислорода основано его собирание?

Теперь вернемся к ключевому вопросу урока:

Так что же за вещество кислород: источник жизни или разрушитель?

Учащиеся выполняют задание, выполняют самоконтроль.

Учащиеся отвечают

6

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание : §22,упр.1,4-6 ;тестовые задания; §23(физические свойства кислорода). По желанию:

- найти или придумать загадки, поговорки о кислороде;

- написать сказку о кислороде;

- составить кроссворд;

Записывают задание

7

Рефлексия

Создаёт условия для заключительной рефлексии

Стихотворение

Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло.
(Зачем растению тепло?)
Дым лёгкий, а скала тверда.
Что значит лед, а что - вода?
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы всё узнать хотим,
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим.
Бумага не сгорит дотла:
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь.
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте.
Открытий путь - нелёгкий путь,
Но человеку – не свернуть,
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперёд, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд!

Оценивают свои знания, планируют задачи на следующий урок.

Автор Одарченко Татьяна Андреевна
Дата добавления 08.02.2016
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 543
Номер материала MA-064570
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓