Главная / Русский язык и литература / К.Г. Паустовский «Кот – ворюга»

К.Г. Паустовский «Кот – ворюга»

7класс

Тема: К.Г. Паустовский «Кот – ворюга»
Цель: знакомство с творчеством К.Г.Паустовского; развивать умение анализировать прочитанное, слушать, читать выразительно;
Книжная выставка
Ход урока
Сообщение темы и цели урока Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением К.Г.Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. (кот)
Ответы детей Первое слова в заголовке - кот. Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота.
Чтение первого и второго абзацев
«Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как пой­мать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и от­рублен кусок грязного хвоста.
Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей».
Вопрос: Как звали кота?
Ответ:
Звали его за глаза Ворюгой.
Вопрос: Назовите, как полностью называется произведение. Ответ: «Кот – ворюга» Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением «Кот – ворюга» Паустовского.
Слово об авторе Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) ро­дился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине. Учился в киевской гимназии и Киевском университете.

Пеhello_html_e342e3f.pngременил много профессий — был вожатым и кондук­тором трамвая в Москве, матросом, рабочим на металлур­гических заводах в Донбассе и Таганроге, санитаром в ста­рой армии во время первой мировой войны, служащим, преподавателем русской литературы, журналистом.

В гражданскую войну воевал в Красной Армии. Во вре­мя Великой Отечественной войны был военным корреспон­дентом на Южном фронте.

Константин Георгиевич много путешествовал. Он бывал в Средней Азии, в Крыму, на Кавказе, в Прионежье, на Балтике. Но особенно горячо полюбил он Мещёру — сказоч­но красивый край между Владимиром и Рязанью, — куда приехал впервые в 1930 году. Бывал здесь и писатель Рувим Исаевич Фраерман. Вместе бродили они по лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями, на­блюдали разных животных и птиц. «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу», - Константин Георгиевич Паустовский.
Он был тонким ценителем прекрасного. Красота природы завораживала его, дарила ему вдохновение. С его точки зрения главным умением писателя было «искусство видеть мир». Через состояние природы Паустовский всегда пытался объяснить состояние души — именно так, по его мнению, можно было воспеть национальный характер, мировоззрение и язык.
Русский язык Паустовский ценил, прежде всего — как священный ларец, в котором скрыт многовековой опыт и мудрость народа. Наблюдение за языком, изучение его занимало Паустовского, прежде всего. Он считал, что «многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Писатель видел основную цель своей работы в том, чтобы сохранять и преумножать богатства родного языка, а потом преподносить их как дар своему читателю.
Знакомство с произведением
Сейчас вы послушаете произведение, после скажите к какому литературному жанру оно относится и почему вы так решили.
Чтение произведения
Вопрос: К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)
Работа по содержанию рассказа
Вопрос: За какие проделки так назвали Кота?
Вопрос: Какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе?Давайте вспомним, каким был кот в начале рассказа и в конце.
Вопрос: Как вы думаете, почему кот перестал воровать?
Вопрос: Как вы думаете этот рассказ весёлый или грустный? Почему так решили?
В народных сказках животные обладают, как правило, постоянной характеристикой: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк – жадный, медведь – неуклюжий. А вот к коту отношение неоднозначное. В одних сказках он называется уважительно, по имени-отчеству – Кот Котофеич. В других – помощник тёмных сил (обычно Бабы Яги). Как правило, кот находчив, независим. Это животное стало героем сказки Р. Киплинга “Кошка, которая гуляет сама по себе”, Ш. Перро “Кот в сапогах”, басен И. Крылова, сказа П. Бажова “Серебряное копытце”.

Во всех произведениях кот уверен в себе, решителен, независим.

Вопрос: Каким вы увидели кота в начале рассказа
Портрет
Рыжий, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, белые подпалины на животе, нахальные глаза
Поведение, характер
Обворовывал, ловко прятался, потерял совесть, бродяга, бандит, бандитские проделки, грозно выл, отчаянный поступок, ужасающий вой, босяцкие выходки, притворно выл, как подземный дух, ругался под домом, издавал хищное щёлканье, вцепился мёртвой хваткой, отчаянно упирался, характер такой с детства.
Используя эпитеты, олицетворения автор рисует образ нахального животного, готового на любую выходку, на любой отчаянный поступок в силу своего хулиганского характера и бродячего образа жизни: кот никому не принадлежит, поэтому вынужден был всячески защищаться, добывая еду воровством. Кот-Ворюга очень похож на Вождя Краснокожих из рассказа О. Генри: такой же взъерошенный, хулиганистый. Рыжий цвет как символ озорства, непослушания.

Вот так зримо Паустовскому удалось описать кота.

Вопрос: А как, по-вашему, относится к нему автор?

В словах автора слышится, скорее всего, изумление, удивление, а в конце рассказа – даже восхищение. Ведь кот, от которого не ждали ничего хорошего, «даже совершил благородный и неожиданный поступок»: наказал петуха, наглым образом воровавшего кашу.
Вопрос: Что же побуждает кота на столь внезапное проявление благородства?
Бывший ворюга добром платит за добро: за воровство его не наказали, его накормили и попытались перевоспитать. Мудрым в этой ситуации оказался мальчик Лёнька. Он понимает, что наказание кота не исправит, и предлагает путь добра.
Как же изменился кот? Продолжим заполнение таблицы.
Поведение, характер
фыркал и терся головой об пол (означало веселье)
мирно захрапел
совершил благородный и неожиданный поступок
дрожал от негодования
передней лапой бил петуха
ходил как хозяин и сторож
требовал благодарности
Вы наверно обратили внимание, что в рассказе не показано, как кот изменился внешне?
Это не важно, главное – его поведение. Теперь кот не просто сам соблюдает порядок, но и следит за дисциплиной во дворе. Это не значит, что кот стал ручным и совсем уж домашним: “ходил по дому и саду, как хозяин и сторож”, “требовал благодарности”. Оставшись таким же самоуверенным, всю силу своего характера он направляет на добрые дела.
Рассмотрите нашу "портретную галерею" на доске. Здесь изображен кот в разные моменты.


hello_html_5ca2f8fb.pnghello_html_m2eeb343c.png

(Самодовольные, спокойные,

ухоженные.)


А у нас какой кот?

(злой, жестокий, беспризорник, настороженный, беспомощный.)


hello_html_29f2fda1.pnghello_html_7f425b6b.png

На доске: бандит, бродяга, ворюга.


Какой он стал, ребята? (на доске: довольный, веселый, доверчивый, добрый)

Итог: Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую? (Изменило кота – добро людей)


А что же нам делать с этими остальными котами?

КТО ЧТО


ЧЕЛОВЕК ДОБРОТА

Давайте поможет этим котам перейти в нашу семью?














































К.Г. Паустовский «Кот – ворюга»

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.

Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.

Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.

Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.

Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.

Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.

Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу.

Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях.

Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью.

Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота.

Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.

Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления.

Прошел час, два, три… Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.

Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота.

Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье.

Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье — кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску. Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу.

Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза.

Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.

Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:

Что же нам с ним делать?

Выдрать! — сказал я.

Не поможет, — сказал Ленька. — У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.

Кот ждал, зажмурив глаза.

Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану.

Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами.

После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке.

Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.

С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок.

Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу.

Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол.

Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.

Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный «Горлачом».

Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.

После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел.

С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.

Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера.

Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.


К.Г. Паустовский «Кот – ворюга»
  • Русский язык и литература
Описание:

7класс

Тема: К.Г. Паустовский «Кот – ворюга»
Цель: знакомство с творчеством К.Г.Паустовского; развивать умение анализировать прочитанное, слушать, читать выразительно;
Книжная выставка
Ход урока
Сообщение темы и цели урока Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением К.Г.Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. (кот)
Ответы детей Первое слова в заголовке - кот. Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота.
Чтение первого и второго абзацев
«Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как пой­мать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и от­рублен кусок грязного хвоста.
Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей».
Вопрос: Как звали кота?
Ответ: Звали его за глаза Ворюгой.
Вопрос: Назовите, как полностью называется произведение. Ответ: «Кот – ворюга» Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением «Кот – ворюга» Паустовского.
Слово об авторе Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) ро­дился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине. Учился в киевской гимназии и Киевском университете.

Переменил много профессий — был вожатым и кондук­тором трамвая в Москве, матросом, рабочим на металлур­гических заводах в Донбассе и Таганроге, санитаром в ста­рой армии во время первой мировой войны, служащим, преподавателем русской литературы, журналистом.

В гражданскую войну воевал в Красной Армии. Во вре­мя Великой Отечественной войны был военным корреспон­дентом на Южном фронте.

Константин Георгиевич много путешествовал. Он бывал в Средней Азии, в Крыму, на Кавказе, в Прионежье, на Балтике. Но особенно горячо полюбил он Мещёру — сказоч­но красивый край между Владимиром и Рязанью, — куда приехал впервые в 1930 году. Бывал здесь и писатель Рувим Исаевич Фраерман. Вместе бродили они по лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями, на­блюдали разных животных и птиц. «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу», - Константин Георгиевич Паустовский.
Он был тонким ценителем прекрасного. Красота природы завораживала его, дарила ему вдохновение. С его точки зрения главным умением писателя было «искусство видеть мир». Через состояние природы Паустовский всегда пытался объяснить состояние души — именно так, по его мнению, можно было воспеть национальный характер, мировоззрение и язык.
Русский язык Паустовский ценил, прежде всего — как священный ларец, в котором скрыт многовековой опыт и мудрость народа. Наблюдение за языком, изучение его занимало Паустовского, прежде всего. Он считал, что «многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Писатель видел основную цель своей работы в том, чтобы сохранять и преумножать богатства родного языка, а потом преподносить их как дар своему читателю.
Знакомство с произведением
Сейчас вы послушаете произведение, после скажите к какому литературному жанру оно относится и почему вы так решили.
Чтение произведения
Вопрос: К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)
Работа по содержанию рассказа
Вопрос: За какие проделки так назвали Кота?
Вопрос: Какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе?Давайте вспомним, каким был кот в начале рассказа и в конце.
Вопрос: Как вы думаете, почему кот перестал воровать?
Вопрос: Как вы думаете этот рассказ весёлый или грустный? Почему так решили?
В народных сказках животные обладают, как правило, постоянной характеристикой: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк – жадный, медведь – неуклюжий. А вот к коту отношение неоднозначное. В одних сказках он называется уважительно, по имени-отчеству – Кот Котофеич. В других – помощник тёмных сил (обычно Бабы Яги). Как правило, кот находчив, независим. Это животное стало героем сказки Р. Киплинга “Кошка, которая гуляет сама по себе”, Ш. Перро “Кот в сапогах”, басен И. Крылова, сказа П. Бажова “Серебряное копытце”.

Во всех произведениях кот уверен в себе, решителен, независим.

Вопрос: Каким вы увидели кота в начале рассказа
Портрет
Рыжий, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, белые подпалины на животе, нахальные глаза
Поведение, характер
Обворовывал, ловко прятался, потерял совесть, бродяга, бандит, бандитские проделки, грозно выл, отчаянный поступок, ужасающий вой, босяцкие выходки, притворно выл, как подземный дух, ругался под домом, издавал хищное щёлканье, вцепился мёртвой хваткой, отчаянно упирался, характер такой с детства.
Используя эпитеты, олицетворения автор рисует образ нахального животного, готового на любую выходку, на любой отчаянный поступок в силу своего хулиганского характера и бродячего образа жизни: кот никому не принадлежит, поэтому вынужден был всячески защищаться, добывая еду воровством. Кот-Ворюга очень похож на Вождя Краснокожих из рассказа О. Генри: такой же взъерошенный, хулиганистый. Рыжий цвет как символ озорства, непослушания.

Вот так зримо Паустовскому удалось описать кота.

Вопрос: А как, по-вашему, относится к нему автор?

В словах автора слышится, скорее всего, изумление, удивление, а в конце рассказа – даже восхищение. Ведь кот, от которого не ждали ничего хорошего, «даже совершил благородный и неожиданный поступок»: наказал петуха, наглым образом воровавшего кашу.
Вопрос: Что же побуждает кота на столь внезапное проявление благородства?
Бывший ворюга добром платит за добро: за воровство его не наказали, его накормили и попытались перевоспитать. Мудрым в этой ситуации оказался мальчик Лёнька. Он понимает, что наказание кота не исправит, и предлагает путь добра.
Как же изменился кот? Продолжим заполнение таблицы.
Поведение, характер
фыркал и терся головой об пол (означало веселье)
мирно захрапел
совершил благородный и неожиданный поступок
дрожал от негодования
передней лапой бил петуха
ходил как хозяин и сторож
требовал благодарности
Вы наверно обратили внимание, что в рассказе не показано, как кот изменился внешне?
Это не важно, главное – его поведение. Теперь кот не просто сам соблюдает порядок, но и следит за дисциплиной во дворе. Это не значит, что кот стал ручным и совсем уж домашним: “ходил по дому и саду, как хозяин и сторож”, “требовал благодарности”. Оставшись таким же самоуверенным, всю силу своего характера он направляет на добрые дела.
Рассмотрите нашу "портретную галерею" на доске. Здесь изображен кот в разные моменты.




(Самодовольные, спокойные,

ухоженные.)


А у нас какой кот?

(злой, жестокий, беспризорник, настороженный, беспомощный.)




На доске: бандит, бродяга, ворюга.


Какой он стал, ребята? (на доске: довольный, веселый, доверчивый, добрый)

Итог: Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую? (Изменило кота – добро людей)


А что же нам делать с этими остальными котами?

КТО ЧТО


ЧЕЛОВЕК ДОБРОТА

Давайте поможет этим котам перейти в нашу семью?

Автор Кажаева Нургуль Кабдрашиткызы
Дата добавления 11.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1637
Номер материала MA-062180
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓