Инфоурок Иностранные языки Другие методич. материалыКейсовый метод в системе обучения на уроках английского языка (методика организации)

Кейсовый метод в системе обучения на уроках английского языка (методика организации)

Скачать материал

Кейсовый метод в системе обучения

 на уроках английского языка (методика организации)

Базылевская А.С.

КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 63», г. Караганда

ba86s@mail.ru

 

I. Понятие и сущность кейсового метода . Кейсовый метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 г. (Dr. Copeland, Dean Donhman).
      Впоследствии, особенно в последнее время, кейсовый метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга.
Однако, специалистами-преподавателями, практикующими кейсовый метод по          

  разному понимается его сущность.
       Например, упомянутая выше Гарвардская Школа Бизнеса так определяет метод кейсов: "Метод обучения, при котором ученики и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе".
        Задача преподавателя, как следует из данного определения, состоит в подборе соответствующего реального материала, а учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом нужно понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь рассуждать, спорить, а не навязывать свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений.
       Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, например, с помощью проблемных вопросов в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся класса в группы в процесс анализа кейса.
       Периодически преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.

 

 

 

 

 

II. Подготовка и обучение кейсовым методам

 

Фаза работы

Действия преподавателя

Действия ученика

До занятия

1. Подбирает кейс
2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся
3.
Разрабатывает сценарий занятия

1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы
2.
Индивидуально готовится к занятию

Во время занятия

1. Организует предварительное обсуждение кейса
2. Делит класс на подгруппы
3.
Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы
2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие
3.
Принимает или участвует в принятии решений

После занятия

1. Оценивает работу учащихся
2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

1. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме

 

        Следует также отметить другую трактовку методов кейсов, данную профессором Р.Мерри из Гарварда:
"Под методом кейсов я понимаю изучение предмета путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными административными ситуациями развивает в учащихся, зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается управляющий в определенной сфере деятельности".
        Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у учащиъся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

        После рассмотрения достоинств кейсового метода укажем на проблемные подходы, развиваемые специалистами в области нетрадиционного обучения, связанные с использованием кейсов.
1. Входят ли другие методы обучения в метод кейсов?
Одна из основных причин неопределенности кроется в вопросе: включает ли сам по себе метод кейсов использование других методов (например, метод модерации). Одни специалисты полагают, что метод кейсов включает все активные методы обучения. Другие убеждены, что нужно метод кейсов отделить от других активных методов.
2. Предполагает ли метод кейсов особый стиль обучения?
Здесь речь идет о роли преподавателя - насколько последний должен вмешиваться в процесс обучения.
Большинство специалистов высказываются за активное участие преподавателя в работе учащихся и в этом смысле метод кейсов не очень отличается от известных методов активного обучения (ролевые игры, деловые ситуации).
3. Требует ли метод кейсов определенного минимального количества кейсов? В принципе многие специалисты согласны с тем, что эффект от кейсового метода достигается только тогда, когда число кейсов достаточно велико, правда, конкретное число при этом не указывается. Допускается такая ситуация, когда метод кейсов используется на всех занятиях данного курса.
4. Каков принцип применения метода кейсов - используется ли он в рамках курса, программы или учебного заведения?
Если неоднократное использование кейсов в процессе обучения не вызывает особых дискуссий, то обозначенный выше уровень применения (курс, программа, учебное заведение) не находят пока сколько-нибудь убедительных аргументов в пользу какого-либо одного уровня.
Оптимальное сочетание числа кейсов должно дать оптимальный эффект, который может отчетливо проявиться, например, при подготовке и защите проектных работ.

II. Требования к содержанию кейсаНекоторые специалисты выделяют пять ключевых критериев, по которым можно отличить кейс от другого учебного материала:
1.Источник. Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.
2.Процесс отбора. При отборе информации для кейса необходимо ориентироваться на учебные цели. Не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет интерес, так как будет казаться нереальным.
3.Содержание. Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Что касается цифрового материала, то его должно быть достаточно для выполнения необходимых расчетов. Следует избегать чрезмерно насыщенной информации или информации, напрямую не относящуюся к рассматриваемой теме.
В целом кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы обучающемуся быстро войти в проблему и иметь все необходимые данные для ее решения.
4.Проверка в классе. Проверка в классе - это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе или оценка реакции новой аудитории на кейс, который раньше рассматривался, но для других групп учеников. Изучение реакции на кейс необходимо для получения максимального учебного результата.
5.Процесс устаревания. Большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку "это было уже давно". Проблемы, рассмотренные в кейсе должны быть актуальны для сегодняшнего дня.

III. Модерация работы с кейсом.

      Как и при проведении других деловых игр здесь также ставится цель максимально активизировать каждого учащегося и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений. Поэтому класс делится на такое число подгрупп, чтобы последние состояли из 3-5 человек. Чем меньше участников в подгруппе, тем следует ожидать большей вовлеченности каждого ученика в работу над кейсом. Повышается персональная ответственность за результат. Состав подгруппы (команды) формируется самим учениками по их желанию. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). Роль модератора состоит в том, то на нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения. После завершения работы по теме занятий модератор делает доклад в пределах 10 минут о результатах работы своей подгруппы. Принятие решений в группе основывается на информации, имеющейся в кейсе и с использованием при этом методов исследования: экспертных, аналитических, экспериментальных. Экспертные исследования основываются на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы. Аналитические исследования представляют собой применение строгих методов, чаще всего математических формул, для анализа проблемы. Например, при прогнозировании объемов сбыта для разных значений отпускной цены можно использовать формулу расчета коэффициента эластичности, графики кривых спроса и предложения, уравнения регрессиии  т.д. Экспериментальные исследования предполагают научно поставленный эксперимент. При решении проблемы в аудитории проведение экспериментальных исследований затруднительно, однако для некоторых маркетинговых задач возможно, за неимением других источников, проведение группового самотестирования.
        С учетом перечисленных методов исследований модерация предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора. Процесс модерации будет намного эффективнее, если модератор-руководитель обладает способностью координировать работу каждого участника.

       Существует семь основных целей формирования навыков и три цели процесса, которые применимы для класса, основанных на методе кейсов.
Цель 1. Ученик должен уметь принять нужное решение в кейсе. Цель, которая подчеркивается на протяжении всего задания , состоит в том, чтобы ученик мог принять конкретное решение и применить свои знания к конкретной ситуации.
Цель 2. Ученик должен показать способность мыслить логически, ясно и последовательно. Должен показать знание, что представляют собой соответствующие данные и предположения.
Цель 3. Ученик должен уметь представить анализ в убедительной и обоснованнойформе.
Цель 4. Ученик должен обладать здравым смыслом, способностью видеть очевидное и уместное; должен уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу.

 Цель 5 . Ученик должен показать готовность и способность применить аналитическое мышление и количественный анализ, когда необходимо. Согласованная, последовательная, в основном разумная аргументация, которая игнорирует основные инструменты количественного анализа управленческой ситуации,недостаточна.
Цель 6. Ученик должен уметь выходить за рамки конкретной ситуации, рассматривая перспективы и показывая свою компетентность. Этот критерий в большей степени для работ с оценкой "отлично".
Цель 7. Ученик должен быть способен использовать имеющиеся в его распоряжении данные, чтобы разработать подробный и обоснованный план действий или провести тщательный анализ ситуации.

"Три цели процесса":

1. Ученик  должен  изучить определенное количество занятий.
2. Ученик должен показать подготовку и заинтересованность в занятиях.
3. Ученик должен в определенное время сделать устный доклад во время обучения.

IV. Сценарий организации занятий.

     Работа учащихся начинается со знакомства с ситуационной задачей, приведенной, например, в главе 3. Как уже упоминалось, преподаватель по своему усмотрению, может предложить для изучения другой кейс.
Учащиеся самостоятельно в течение 10 - 15 минут анализируют содержание кейса, выписывая при этом цифровые данные, наименования фирм-конкурентов и другую конкретную информацию. В результате у каждого ученика должно сложиться целостное впечатление о содержании кейса.
Знакомство с кейсом завершается обсуждением. Преподаватель оценивает степень освоения материала, подводит итоги обсуждения и объявляет программу работы первого занятия. В дальнейшем происходит формирование рабочих подгрупп по 3 - 5 человек. Каждая подгруппа располагается в каком-либо месте класса, по возможности, не небольшом удалении друг от друга.
Распределение тем производится преподавателем с учетом желания каждой подгруппы. Если тема для всех подгрупп одна, то преподаватель ее объявляет и ставит срок, к которому нужно представить результат.
На этом этапе преподаватель более подробно объясняет цели каждой подгруппы и в каком виде должен быть оформлен отчет о работе.
После того как распределены темы, учащимся необходимо изучить соответствующий теоретический материал, используя учебные пособия и другие  методические издания. Во внеучебное время ученик сможет пользоваться рекомендованными учебниками.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1. Стадия организации работы над кейсом

Рис.1.1. Стадия организации работы над кейсом
                                     Рис. 1.2. Рабочая          

                               

                      

   стадия работы над кейсом

Рис. 1.2. Рабочая стадия работы над кейсом

Рис.1.3. Завершающая стадия работы над кейсом

Рис.1.3. Завершающая стадия работы над кейсом

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Кейсовый метод в системе обучения на уроках английского языка (методика организации)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

. Понятие и сущность кейсового метода . Кейсовый метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 г. (Dr. Copeland, DeanDonhman).
      Впоследствии, особенно в последнее время, кейсовый метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга.
Однако, специалистами-преподавателями, практикующими кейсовый метод по          

  разному понимается его сущность.
       Например, упомянутая выше Гарвардская Школа Бизнеса так определяет метод кейсов: "Метод обучения, при котором ученики и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе".

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 964 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 490
    • DOCX 45.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Базылевская Анастасия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19969
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Повышение мотивации и эффективности обучения иностранному языку с помощью интерактивных тренажеров (на примере английского языка)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 288 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 055 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (немецкий язык)

Учитель немецкого языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Английский язык" в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 909 человек

Мини-курс

Эмоциональная связь между родителями и детьми

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 19 регионов

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек