Главная / Иностранные языки / Кейс-технология на уроках английского языка

Кейс-технология на уроках английского языка

ГБОУ СОШ 2077












Статья в журнале «Учитель» № 1 за 2014 год





Учитель иностранного языка Свистунова Л.Н.

Л. Cвистунова,

учитель английского языка ГБОУ СОШ №2077 г. Москва



Урок английского языка в свете требований ФГОС

(Кейс- технология)


Самое главное в жизни – это собственный опыт.

В. Скотт


В современном образовательном пространстве сложилась тенденция ориентации на развитие познавательного потенциала личности, повышения способности к обучению, овладению новыми системами знания, развитие творческих способностей школьников и расширение их творческих возможностей. При этом, естественно, повышается ответственность педагога, призванного найти эффективные пути улучшения программы обучения, а вместе с этим выделить оптимальные методы и приемы обучения.

Методика преподавания иностранных языков – это гибкая и расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам. Одним из инновационных и малоизученных способов организации обучения является кейс-технология (Case Study). Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение.

При переходе современного образования в России на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС) системообразующими составляющими стали  требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

В связи с данными требованиями ФГОС нового поколения актуализируют деятельностный характер, предполагающий главной задачей развитие личности ученика. Учитывая традиционные представления о результатах обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки нового стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Следовательно, современные установки в отечественной образовательной системе требуют перехода к системно-деятельностной парадигме, связанной с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт в условиях изменения технологии обучения.

К технологиям личностно-ориентированного обучения относятся:

- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

- модульно-рейтинговая технология

- технология естественного обучения

- парацентрическая технология

- технология индивидуально-бригадного обучения

- технология персонального обучения

- технология проектного обучения

- технология контекстного обучения.

К последней относится и рассматриваемая кейс-технология. Эта технология относится к методам активного обучения, т.е. обучение происходит в процессе деятельности.

Впервые метод «case-study» был применен в Школе Права Гарвардского университета. Внедрение в учебный процесс началось в 1920 году. В России данная технология была упомянута в 1926 году на конференции преподавателей экономических дисциплин как «метод казусов». Непосредственно в процесс обучения внедряться стала лишь последние 3-4 года.

Как уже было сказано, кейс - технология – это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Особенностью метода case – технологий, применяемых на уроках английского языка, является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую в определенной учебной ситуации, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Отметим, что при решении той или иной проблемы важно не репродуктивное освоение учениками информации, а сотворчество учителя и ученика, где учитель, являясь коммуникативным лидером, направляет учащихся, помогает им самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать и применять полученные с помощью кейс –технологий знания.

К методам кейс – технологии относятся следующие:

- метод инцидентов;

- метод разборов деловой корреспонденции;

- игровое проектирование;

- ситуационно-ролевая игра;

- метод дискуссии;

- кейс – стади (case-study).

Для предложенного нами кейса можно использовать метод дискуссии или метод «case-study»

Дискуссия – это обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практический деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и многие другие исследователи доказывали, что интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних, т.е. социальных процессов. Они говорили о том, что более высокий уровень мышления возникает из взаимоотношений или, проще сказать, диалога между людьми. 

К интенсивным технологиям обучения мы относим групповые и межгрупповые дискуссии.

Остановимся подробнее на рассмотрении метода кейс-стади.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Метод кейс-стади предполагает:

- подготовленный в письменном виде пример кейса;

- самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;

-совместное обсуждение кейса в классе под руководством преподавателя;

- следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».


Представим в таблице основные этапы осуществления метода кейс-стади и цели каждого этапа.

ЭТАПЫ

ЦЕЛЬ ЭТАПА

1. Знакомство с конкретным случаем

1. Понимание проблемной ситуации ситуации принятия решения

2. Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной

2. Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее

3. Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений

3. Развитие альтернативного решения

4. Резолюция: нахождение решения в группах

4. Сопоставление и оценка вариантов решения.

5. Диспут: отдельные группы защищают свое решение

5. Аргументированная защита решений.

6. Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах

6. Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения


Особенностями названного выше метода являются следующие:

- присутствие исследовательской стадии процесса;

- коллективное обучение или работа в группе;

- интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения;

- специфическая разновидность проектной технологии;

- стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха.

Использование кейс – стади позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы. Этот метод принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины. Он помогает преодолеть классический дефект обучения, связанный с «сухостью» изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать мини- спектакль.

Необходимо, на наш взгляд, подробнее рассмотреть основные этапы работы ученика с кейсом.

1 этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;

2 этап –выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

3 этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап – анализ последствий принятия того или оного решения;

5 этап – решение кейса – предложения одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы предотвращения конфликтов и их разрешения (В нашем случае после прохождения всех этапов необходимо сделать окончательный вывод).

Как было сказано выше, эффективность применения метода кейс-стади во многом будет зависеть от умения учителя руководить образовательным процессом. В таком случае роль учителя при применении кейс – технологии вполне определенна и ответственна, поскольку

учитель:

- создает кейс или использует уже имеющийся;

- распределяет учеников по малым группам (4-6 человек);

-знакомит учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;

- организует работу учащихся в малых группах, определяет докладчиков;

- организует презентацию решений в малых группах;

- организует общую дискуссию

- выступает с обобщающим анализом ситуации;

и оценивает учащихся.

Итак, для применения кейс – технологии в первую очередь нужно создать сам кейс.

Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Он может быть печатным ( содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, информацию из разных источников в виде текстов). Можно использовать мультимедиа – кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы); а также видео-кейс. Он может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус – это ограниченная возможность многократного просмотра, а также искажение информации и ошибки.

Мы предлагаем печатный кейс, который можно использовать при прохождении разговорных тем “Hobby”, “Free Time”. Желательно использование данного кейса в предлагаемом виде в старших классах, т.к. тексты, содержащих информацию, достаточно сложны и в лексическом, и в грамматическом плане. Если же упростить тексты, не искажая его смысла, то этот кейс вполне можно использовать в 5-6 классах. Метод работы (в малых группах, дискуссию, мозговой штурм) учитель выбирает сам.

Case “Are video games good for you?”


T. – Tell me, what is your hobby? (The students answer)

You see the most popular hobby is playing computer games. I think computer games or video games are popular not only with children. A lot of adults play video games with pleasure too. Many people spend their free time (or their work time) at computers playing games. Let’s discuss:

Is it healthy? May be, is it useful?

We will read some information about it; we will discuss advantages and disadvantages of playing video games and draw conclusions.

So, ARE VIDEO GAMES GOOD FOR YOU?



A Useful Language Bank for Communication

Asking for opinion.

What’s your opinion on...?

How do you feel about....?

What do you think about....?

What’s your view on...?


Expressing opinion.

My point of view is that...

Well, as far as I’m concerned...

Well, if you ask me...

It seems\ appears to me that...

I think\ believe...\ must...\

In my opinion\ view...

To me...\ may\ might

From my point of view...

To my mind/ way of thinking...

As far as I am concerned...

I am totally against...

I (do not) agree that \ with...

I (completely) agree \ disagree that \ with...


Making Suggestions.

If I were ... I would...

Perhaps they should....

Why don’t we/ they...

How/ what about...?

A good idea would be...

If they..., then...

They can/ should...

I think we/ you should...

You could always...

Let’s...

Have you thought about...

It would be a great idea to...

We can/ could...

A useful suggestion would be to...

It would help/ It would be a good idea if...

The situation would be improved if/ by...

Another way to... is / would be to...


Agreeing.

I think you are right...

That’s true...

I quite agree with you...

You’re right.

I couldn’t agree more.

That’s a great / good/ fantastic idea.

Sure, why not.

That sounds interesting / great.


Disagreeing.

I’m not sure I agree with you.

That’s true, but...

Do you really think so?

I’m afraid I can’t agree with you.

No, I really can’t agree with you.

I don’t really feel like it.

That sounds boring.


Presenting results and consequences.


This would .../ In this way...; you /it /etc would....

By doing this, you/we/ etc, would...

The effect / consequence / result of... would be...

Consequently,...

As a result,....



Behavioral effects


It has been shown that action video game players have better hand-eye coordination and visuo-motor skills, such as their resistance to distraction, their sensitivity to information in the peripheral vision and their ability to count briefly presented objects, than nonplayers


Researchers found that such enhanced abilities could be acquired by training with action games, , involving challenges that switch attention between different locations, but not with games requiring concentration on single objects. It has been suggested by a few studies that online/ offline video gaming can be used as a therapeutic tool in the treatment of different mental health concerns.


In Steven Johnson’s book, Everything Bad Is Good for You, he argues that video games in fact demand far more from a player than traditional games like Monopoly. To experience the game, the player must first determine the objectives, as well as how to complete them. They must then learn the game controls and how the human-machine interface works. Beyond such skills, which after some time become quite fundamental and are taken for granted by many gamers, video games are based upon the player navigating (and eventually mastering) a highly complex system with many variables. This requires a strong analytical ability, as well as flexibility and adaptability. …. Most games require a great deal of patience and focus from player, and, contrary to the popular perception that games provide instant gratification, games actually delay gratification far longer than other forms of entertainment such as film or even many books. Some research suggests video games may even increase players’ attention capacities.



Controversy


Like related forms of media, computer and video games have been the subject of controversy and censorship, due to the depiction of graphic violence, sexual themes, advergaming (a form of advertising in games), consumption of drugs, consumption of alcohol or tobacco, propaganda, or profanity in some games…. Various games have been accused of causing addiction and even violent behavior, though how much ground this holds is debatable. There has not been substantial evidence against or in favor of showing a positive correlation between video games and acts such as killing.


Wikipedia: article “Video game”




Computer games are extremely popular nowadays. A lot of teenagers play computer games in order to escape dull reality and to fight with horrible monsters or to save the world from hostile aliens.

Personally, I am fond of playing computer games. They give me an opportunity to plunge into exciting adventures: to overcome obstacles, to fly an aircraft or to pilot a spacecraft, to solve different puzzles, to look after a virtual pet, to build cities, to play sport games and even to control the lives of people. Computer games are constantly becoming more life-like and complex. New styles and genres appear. That’s why I can’t resist the temptation to buy new computer games every month.

But according to experts, computer games can be rather dangerous and they can harm teenagers’ health. They say that computer games make young people unsociable and passive. They are absorbed in games without speaking to each other for a long time. A lot of teenagers can play for hours without eating, sleeping or learning. They sit in front of the computer screen exercising their fingers instead of doing physical activities. That’s why the levels of obesity among teenagers are rising. Besides, computer games cause addiction.

To conclude, computer games have both advantages and disadvantages. Violent computer games make teenagers aggressive. But educational games help teenagers develop many skills. Anyway it is necessary not to forget about sports as it helps teenagers to be healthy and to stay in good shape.



Открывая мир с английским языком”. 150 эссе



Video games


Everybody’s tried them at least once. With only a little money an a lot of skill, you can pass several hours absorbed in new and unexpected situations.

But, some experts say, excessive use of the screens can be bad for your health.

And some very violent games are now in circulation.

So, video games can be bad for you if you don’t limit the time you spend in front of the screen or choose intelligent programs which don’t contain violence.

Often players forget reality and start to live the adventures of imaginary “heroes”.

However, there are also educational video games. These can stimulate imagination or help with the study of history, geography and natural sciences.



(from Compton’s Encyclopedia)





Video games are meant not only for entertainment. Some video games are made for other reasons. Educational games attempt to teach players using the game as a vehicle. They help children develop maths, reading skills and spelling through play. Computer games can promote the development of strategic thinking and planning skills. It has been noticed that gamers don’t realize they are learning. So if educational games could be used at school, education would enjoy significant benefits.



Открывая мир с английским языком”. Современные темы для обсуждения



Are video games good for you?




Scientists at the University of Rochester have discovered that people who play action packed computer games for a few hours a day can actually improve their vision by 20%! They hope to use this discovery to help people with certain types of sight problems, with an exciting new therapy: a virtual-reality computer lab!



Speak out” № 4(68) 2008


Литература:

  1. Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - С.25-32.

  2. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.

  3. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru









Кейс-технология на уроках английского языка
  • Иностранные языки
Описание:

В современном образовательном пространстве сложилась тенденция ориентации на развитие познавательного потенциала личности, повышения способности к обучению, овладению новыми системами знания, развитие творческих  способностей школьников и расширение их творческих возможностей. При этом, естественно, повышается ответственность педагога, призванного найти эффективные пути улучшения программы обучения, а вместе с этим выделить оптимальные методы и приемы обучения.Методика преподавания иностранных языков – это гибкая и расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам. Одним из инновационных и малоизученных способов организации обучения является кейс-технология (Case Study). Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение.

Методика преподавания иностранных языков – это гибкая и расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам. Одним из инновационных и малоизученных способов организации обучения является кейс-технология (Case Study). Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение.

 

 

 

 

Автор Свистунова Людмила Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 3190
Номер материала 24559
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓