Главная / Директору-завучу / "Кейс-метод" (проект). Метод развития практического мышления.

"Кейс-метод" (проект). Метод развития практического мышления.

Кейс-метод (проект)

Краткая аннотация авторской работы

Главный принцип образования – научить детей жить, решать жизненные проблемы. Задача кейс-метода – развивать способность ученика справляться с новыми проблемами в постоянно меняющемся мире. Не менее значимо и развитие коммуникативной культуры, т.к. метод выступает как технология коллективного обучения (работа в группах). Кейс – метод развивает практическое мышление, умение анализировать текстовую информацию.


Тезисы авторской работы


  1. Проблемы, решению которых будет способствовать реализация проекта

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Всё это относится к одному из главных принципов – научить детей жить правильно. Современный заказ общества диктует: способствовать формированию и развитию социального опыта и зрелости учащихся. Что же мы наблюдаем сегодня? Учащиеся показывают невысокий уровень формирования умений и навыков в решении практических задач, основанных на реальных явлениях жизни. Даже зная теорию, школьник не всегда может справиться с проблемой, требующей социального опыта, умения использовать информацию, анализировать, оценивать, моделировать ситуацию.

Не в словах ли Ги де Мопассана кроется глубокий смысл работы педагога над развитием личности ребёнка?

- Утешь меня.

- Позабавь меня.

- Дайте мне помечтать.

- Растрогайте меня.

- Заставьте меня содрогнуться.

- Заставьте меня плакать.

- Заставьте меня размышлять.

Великолепная формулировка Мопассана подсказывает нам, как сложен путь к познанию. Ведь не случайно сегодня так много говорят об интерактивном обучении. Именно его формы и методы помогают решать затронутые проблемы. Одним из современных методов интерактивного обучения является кейс – метод, в основе которого лежит имитационное моделирование. Кейс – метод позволяет приблизить теоретические знания к практике, причём примеры педагогу лучше брать из случаев регионального характера.


2. Цель проекта

Развитие способности решать конкретные жизненные ситуации.

3. Задачи:

1. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

2. Развивать критическое мышление, умение анализировать и работать с информацией.

3. Развивать коммуникативную культуру.

4. Сфера использования проекта

Данная разработка может быть использована в практике любого образовательного учреждения в работе со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса.


5. Целевая группа проекта

Учащиеся образовательного учреждения.

Учителя школы.


6. Актуальность проекта

В ФЗ «Об образовании» выделены приоритеты образования: подготовка личности к самостоятельной жизни; воспитание ответственного человека, стремящегося к социальной полезности; формирование общей культуры школьников. Посещая уроки коллег, иногда замечаешь, что выбор темы и её содержания ориентируется на теорию, а важные проблемы, которые встречаются в жизни, остаются незатронутыми. Действия, ситуации принятия решения – вот основные критерии для выбора конкретных кейсов, рассматриваемых на уроках.

С помощью кейс-метода можно анализировать ситуацию во всей её комплексности на основе конкретного случая. Это интерактивный метод, обеспечивающий освоение теории и использовании материала на практике. Задача кейс-метода – развивать способность ученика справляться с новыми проблемами в постоянно меняющемся мире. Не менее значимо и развитие коммуникативной культуры, т.к. метод выступает как технология коллективного обучения (работа в группах). Кейс – метод развивает практическое мышление, умение анализировать текстовую информацию. И это на сегодняшний день актуально.

7. Ожидаемые результаты

В ходе реализации проекта учащиеся приобретут

  • коммуникативные навыки общения,

  • умение формулировать проблему, выделять аргументы;

  • возможность самореализации и самосовершенствования;

  • мотивацию к активному участию в учебном процессе.


8. Структура учебного процесса с использованием кейс-метода

Работа строится по группам.

1. Изучение конкретной ситуации.

Задача: знакомство с кейсом, выяснение причины возникновения проблемной ситуации.

Деятельность: в группах ученики высказывают своё видение проблемы.

2. Анализ имеющейся и поиск дополнительной информации.

Задача: определить, что известно по ситуации из кейса и что ещё необходимо узнать.

Действия: информация из кейса оценивается с т.зр. достаточности или недостаточности для решения задачи.

3. Обсуждение альтернативных решений

Задача: выделить аргументы, доказательства.

Действия: ученики высказывают своё мнение о решении проблемы. Идёт обсуждение проблемы в группах.

4. Принятие решения в группах

Задача: выбрать продуктивное решение.

Действия: учащиеся сопоставляют варианты решений и выбирают лучшее.

5. Презентация

Задача: защитить решение группы.

Действия: выдвижение и защита решений.

6. Итог

Сравнение решений, принятых в группах, с решением, принятым на практике.

  1. Ценность кейс – метода

Кейс – метод вбирает в себя и исследовательскую технологию, и проектную, а также технологию встречных усилий, содержит в себе принцип проблемного обучения.


  1. Оценка результата

Оценивать результат могут как учащиеся, так и учитель. Основными критериями являются умения работать в коллективе, представить проблему и презентовать её решение.

11. Распространение опыта реализации проекта через:

- семинары;

- профессиональные конкурсы;

- педагогические конференции.


12. Ресурсное обеспечение реализации проекта

Кадры

Педагоги, прошедшие обучение кейс – методу на методических семинарах, мастер-классах, открытых уроках

Информационно-технологические

Использование информационных материалов местных СМИ, Интернета.



13. Гибкость разработки

Проект осуществим в любом образовательном учреждении. Ценность метода в том, что его можно использовать как в решении практических задач, так и в игровой форме обучения.

15. Бюджет проекта


Проект не требует особых материальных затрат, т.к. кейс – метод используется непосредственно на уроках. Учитель – предметник также может применять другие методы во взаимосвязи с кейс – методом.



16. Риски

Риски в неэффективности в использовании кейс - метода минимальны, зависят они от того, насколько педагог продумал кейс и в целом урок.





"Кейс-метод" (проект). Метод развития практического мышления.
  • Директору-завучу
Описание:

Кейс-метод (проект)

Краткая аннотация авторской работы

    Главный принцип образования – научить детей жить, решать жизненные проблемы. Задача кейс-метода – развивать способность ученика справляться с новыми проблемами в постоянно меняющемся мире. Не менее значимо и развитие коммуникативной культуры, т.к. метод выступает как технология коллективного обучения (работа в группах). Кейс – метод развивает практическое мышление, умение анализировать текстовую информацию.

Тезисы авторской работы 

  1. Проблемы, решению которых будет способствовать реализация проекта

              Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Всё это относится к одному из главных принципов – научить детей жить правильно. Современный заказ общества диктует: способствовать формированию и развитию социального опыта и зрелости учащихся. Что же мы наблюдаем сегодня? Учащиеся показывают невысокий уровень формирования умений и навыков в решении практических задач, основанных на реальных явлениях жизни. Даже зная теорию, школьник не всегда может справиться  с проблемой, требующей социального опыта, умения использовать информацию, анализировать, оценивать, моделировать ситуацию.

      Не в словах ли Ги де Мопассана кроется глубокий смысл работы педагога над развитием личности ребёнка?

- Утешь меня.

- Позабавь меня.

- Дайте мне помечтать.

- Растрогайте меня.

- Заставьте меня содрогнуться.

- Заставьте меня плакать.

- Заставьте меня размышлять.

Великолепная формулировка Мопассана подсказывает нам, как сложен путь к познанию. Ведь не случайно сегодня так много говорят об интерактивном обучении. Именно его формы и методы помогают решать затронутые проблемы. Одним из современных методов интерактивного обучения является кейс – метод, в основе которого лежит имитационное моделирование. Кейс – метод позволяет приблизить теоретические знания к практике, причём примеры педагогу лучше брать из случаев регионального характера.

2. Цель проекта

Развитие способности решать конкретные жизненные ситуации.

3. Задачи:

1. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

2. Развивать критическое мышление, умение анализировать и работать с информацией.

3. Развивать коммуникативную культуру.

4. Сфера использования проекта

         Данная разработка может быть использована в практике любого образовательного учреждения в работе со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса.

5. Целевая группа проекта

 Учащиеся образовательного учреждения.

Учителя школы.

6. Актуальность проекта

    В ФЗ «Об образовании» выделены приоритеты образования: подготовка личности к самостоятельной жизни; воспитание ответственного человека, стремящегося к  социальной полезности; формирование общей культуры школьников.  Посещая уроки коллег, иногда замечаешь, что выбор темы и её содержания ориентируется на теорию, а важные проблемы, которые встречаются в жизни, остаются незатронутыми. Действия, ситуации принятия решения – вот основные критерии для выбора конкретных кейсов, рассматриваемых на уроках.

    С помощью кейс-метода можно анализировать ситуацию во всей её комплексности на основе конкретного случая. Это интерактивный метод, обеспечивающий освоение теории и использовании материала на практике. Задача кейс-метода – развивать способность ученика справляться с новыми проблемами в постоянно меняющемся мире. Не менее значимо и развитие коммуникативной культуры, т.к. метод выступает как технология коллективного обучения (работа в группах). Кейс – метод развивает практическое мышление, умение анализировать текстовую информацию. И это на сегодняшний день актуально.

7. Ожидаемые результаты

    В ходе реализации проекта учащиеся приобретут

  • коммуникативные навыки общения,
  • умение формулировать проблему, выделять аргументы;
  • возможность самореализации и самосовершенствования;
  • мотивацию к активному участию в учебном процессе. 

8. Структура учебного процесса с использованием кейс-метода

Работа строится по группам.

1. Изучение конкретной ситуации.

Задача: знакомство с кейсом, выяснение причины возникновения проблемной ситуации.

Деятельность: в группах ученики высказывают своё видение проблемы.

2. Анализ имеющейся и поиск дополнительной информации.

Задача: определить, что известно по ситуации из кейса и что ещё необходимо узнать.

Действия: информация из кейса оценивается с т.зр. достаточности или недостаточности для решения задачи.

3. Обсуждение альтернативных решений

Задача: выделить аргументы, доказательства.

Действия: ученики высказывают своё мнение о решении проблемы. Идёт обсуждение проблемы в группах.

4. Принятие решения в группах

Задача: выбрать продуктивное решение.

Действия: учащиеся сопоставляют варианты решений и выбирают лучшее.

5. Презентация

Задача: защитить решение группы.

Действия: выдвижение и защита решений.

6. Итог

Сравнение решений, принятых в группах, с решением, принятым на практике.

  1. Ценность кейс – метода

    Кейс – метод вбирает в себя и исследовательскую технологию, и проектную, а также технологию встречных усилий, содержит в себе принцип проблемного обучения.

 

  1. Оценка результата

    Оценивать результат могут как учащиеся, так и учитель. Основными критериями являются умения работать в коллективе, представить проблему и презентовать её решение.

11. Распространение опыта реализации проекта через:

- семинары;

- профессиональные конкурсы;

- педагогические конференции.

 12. Ресурсное обеспечение реализации проекта

Кадры

Педагоги, прошедшие обучение кейс – методу на методических семинарах, мастер-классах, открытых уроках

Информационно-технологические

Использование информационных материалов местных СМИ, Интернета.

 13. Гибкость разработки

      Проект осуществим в любом образовательном учреждении. Ценность метода в том, что его можно использовать как в решении практических задач, так и в игровой форме обучения.

15. Бюджет проекта

  Проект не требует особых материальных затрат, т.к. кейс – метод используется непосредственно на уроках. Учитель – предметник также может применять другие методы во взаимосвязи с кейс – методом.

16. Риски

    Риски в неэффективности в использовании кейс - метода минимальны, зависят они от того, насколько педагог продумал кейс и в целом урок.

 

 

 

 

 

Автор Досова Любовь Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 2358
Номер материала 1798
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓