Главная / Иностранные языки / Кейс- технологии на уроках иностранного языка

Кейс- технологии на уроках иностранного языка

Кейс- технолоии.

В последнее время в российской школе широко распространяются активные методы обучения, среди них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. При активном обучении обычно используются разные технологии. Например, при игровом проектировании участники занятия объединяются в небольшие группы для работы над проектом. Результаты сравниваются во время презентации каждого проекта на межгрупповом пленуме, а затем обсуждают инновационные идеи и подходы. В мастер-классе, в творческой лаборатории преподавателя учащиеся анализируют разнообразные по жанру, виду и целевому предназначению ситуации-кейсы. На тренингах разыгрываются инсценировки, ситуации в ролях, отслеживаются видеозаписи. В комплексе такого рода интерактивные технологии относятся к кейс-технологиям или методу анализа ситуаций. Существуют различные виды кейсов:

  • Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

  • Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время)

  • Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы ).

Существует ряд методов кейс-технологии.

1) Метод инцидентов. В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

2) Игровое проектирование.

Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проекти-рование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, твор-ческий, аналитический, прогностический.

3) Ситуационно-ролевая игра.

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

4) Метод дискуссии.

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии

5) Кейс – стади.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое реше-ние, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Использование кейс – стади :

•позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;

•помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

•школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;

•преодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.

Как в любом увлекательном повествовании, в кейсе, дабы вызвать познавательную активность учащихся, должны присутствовать:

  • введение, цель которого вызвать интерес к предлагаемому мате­риалу, продемонстрировать практическую ценность и связь с изу­чаемым материалом (дисциплиной, темой);

  • главная часть, которая содержит описание проблемной ситуации,
    необходимые ссылки, соответствующие цитаты, характеристики
    действующих лиц, представление о внутренних и внешних взаимо­связях и взаимозависимостях;

  • заключение, где приводятся обобщения, описывается актуальность
    и значимость проблемы, акцентируются ограничения, влияющие
    на возможности разрешения проблемы.

Задачи учителя: 1) подбор материала для кейса; 2) направление беседы или дискуссии в нужное русло, например с помощью проблемных вопросов; 3) контроль за временем работы; 3) побуждение школьников к отказу от поверхностного мышления. Преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.

Задача учащихся - разрешить поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и педагога) на свои действия. При этом им нужно помнить, что возможны разные способы решения проблемы.

Структура обучения методом кейсов.

Фаза работы

Действия преподавателя

Действия школьника

До занятия

1. Подбирает кейс

2. определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника.

3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендаций.

2. Индивидуально готовится к занятию.

Во время занятия

1.Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит класс на группы.

3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

3. Принимает решение или участвует в принятии решения.

После занятия

1. Оценивает работу школьников.

2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.

Составляет письменный отчет о занятии по данной теме.

Технология организации (или модерация) деятельности по методу кейсов.

Класс делится на такое количество групп, чтобы последние состояли из 3 – 5 человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). На нем лежит ответственность за организацию работы группы, распределении вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения работы модератор делает доклад в пределах 10 минут о результатах работы своей группы.

Способы организации работы:

1)каждая группа разрабатывает только одну тему в течение нескольких практических занятий;

2)все группы работают над одним и тем же разделом (темой) кейса, конкурируя между собой в поиске оптимальных решений.

Последовательность работы над кейсом рекомендуется следующая:

  1. записывается тема, над которой предстоит работать группе, и ее цель;

  2. записываются вопросы, конкретизирующие данную тему;

  3. по каждому вопросу высказываются мнения, а модератор их записывает;

  4. формулируется результатирующее мнение, которое и будет являться решением задачи;

  5. представление результатов работы над темой (подготовка резюме объемом примерно в одну страницу) и обсуждение (собственно модерация – открытый обмен мнениями);

  6. подведение итогов работы над темой учителем.

Метод кейсов требует, чтобы

  1. ученик посетил несколько занятий, проводимых по данной технологии;

  2. ученик показал свою заинтересованность и подготовку к занятиям,

  3. ученик в определенное время выступил в роли модератора.

Использование кейсов

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей. Кейс – обучение может быть в виде открытой дискуссии(руководимой или свободной) или в виде опроса(презентации). Он может быть индивидуальным и групповым.

Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов с предваритель-

ной подготовкой или без неё. Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставлен-ные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.


































Кейс- технологии на уроках иностранного языка
  • Иностранные языки
Описание:

Кейс-технологии дают возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей. Кейс – обучение может быть в виде открытой дискуссии(руководимой или свободной) или в виде опроса(презентации). Он может быть индивидуальным и групповым. Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов с предварительной подготовкой или без неё. В статье даются методы кейс-технологии, виды кейсов, задачи учителя и обучающися при использовании кейс-технологии, технология организации деятельности по методу кейсов, даётся структура обучения методом кейса.

 

Автор Плаксина Елена Алексеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 1165
Номер материала 32281
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓