Кейс- технолоии.
В
последнее время в российской школе широко распространяются активные методы
обучения, среди них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и
т.д. При активном обучении обычно используются разные технологии. Например, при
игровом проектировании участники занятия объединяются в небольшие группы для
работы над проектом. Результаты сравниваются во время презентации каждого
проекта на межгрупповом пленуме, а затем обсуждают инновационные идеи и
подходы. В мастер-классе, в творческой лаборатории преподавателя учащиеся
анализируют разнообразные по жанру, виду и целевому предназначению
ситуации-кейсы. На тренингах разыгрываются инсценировки, ситуации в ролях,
отслеживаются видеозаписи. В комплексе такого рода интерактивные технологии относятся
к кейс-технологиям или методу анализа ситуаций. Существуют различные виды
кейсов:
- Печатный
кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает
его более наглядным).
- Мультимедиа
- кейс (наиболее популярный в последнее время)
- Видео
кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы
).
Существует ряд методов кейс-технологии.
1) Метод инцидентов.
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода—
поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с
необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Обучаемые
получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным,
по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
2)
Игровое
проектирование.
Цель —
процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно
разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Игровое проекти-рование может включать проекты разного типа: исследовательский,
поисковый, твор-ческий, аналитический, прогностический.
3) Ситуационно-ролевая игра.
Цель - в виде
инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую,
социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и
поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая
игра.
4) Метод дискуссии.
Дискуссия —
обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее
определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся
групповые и межгрупповые дискуссии
5) Кейс – стади.
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся
проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти
их практическое реше-ние, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором
лучшего из них.
Использование кейс – стади :
•позволяет приобретать новые знания и навыки
практической работы;
•помогает получить знания по тем дисциплинам, где
нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов,
которые могут соперничать по степени истинности;
•школьник равноправен с другими учениками и
преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;
•преодолевает классический дефект обучения,
связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций,
творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо
организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.
Как в любом увлекательном повествовании, в кейсе, дабы
вызвать познавательную
активность учащихся, должны присутствовать:
•
введение, цель которого вызвать
интерес к предлагаемому материалу,
продемонстрировать практическую ценность и связь с изучаемым материалом
(дисциплиной, темой);
•
главная
часть, которая содержит описание проблемной ситуации,
необходимые
ссылки, соответствующие цитаты, характеристики
действующих лиц,
представление о внутренних и внешних взаимосвязях и взаимозависимостях;
•
заключение,
где приводятся обобщения, описывается актуальность
и значимость
проблемы, акцентируются ограничения, влияющие
на возможности разрешения проблемы.
Задачи учителя: 1) подбор материала для
кейса; 2) направление беседы или дискуссии в нужное русло, например с помощью
проблемных вопросов; 3) контроль за временем работы; 3) побуждение школьников к
отказу от поверхностного мышления. Преподаватель может обобщать, пояснять,
напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую
литературу.
Задача учащихся - разрешить поставленную перед
ними проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и педагога) на
свои действия. При этом им нужно помнить, что возможны разные способы решения
проблемы.
Структура обучения методом кейсов.
Фаза работы
|
Действия преподавателя
|
Действия школьника
|
До занятия
|
1. Подбирает кейс
2. определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки
школьника.
3. Разрабатывает сценарий занятия.
|
1. Получает кейс и список рекомендаций.
2. Индивидуально готовится к занятию.
|
Во время занятия
|
1.Организует предварительное обсуждение кейса.
2. Делит класс на группы.
3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными
сведениями.
|
1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.
3. Принимает решение или участвует в принятии решения.
|
После занятия
|
1. Оценивает работу школьников.
2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.
|
Составляет письменный отчет о занятии по данной теме.
|
Технология организации (или модерация) деятельности
по методу кейсов.
Класс делится на такое количество групп, чтобы последние
состояли из 3 – 5 человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора).
На нем лежит ответственность за организацию работы группы, распределении вопросов
между участниками и окончательные решения. После завершения работы модератор
делает доклад в пределах 10 минут о результатах работы своей группы.
Способы организации работы:
1)каждая
группа разрабатывает только одну тему в течение нескольких практических
занятий;
2)все
группы работают над одним и тем же разделом (темой) кейса, конкурируя между
собой в поиске оптимальных решений.
Последовательность работы над
кейсом рекомендуется следующая:
1)
записывается тема, над которой предстоит работать
группе, и ее цель;
2)
записываются вопросы, конкретизирующие данную тему;
3)
по каждому вопросу высказываются мнения, а
модератор их записывает;
4)
формулируется результатирующее мнение, которое и
будет являться решением задачи;
5)
представление результатов работы над темой
(подготовка резюме объемом примерно в одну страницу) и обсуждение (собственно
модерация – открытый обмен мнениями);
6)
подведение итогов работы над темой учителем.
Метод кейсов требует, чтобы
1)
ученик посетил несколько занятий, проводимых по
данной технологии;
2)
ученик показал свою заинтересованность и подготовку
к занятиям,
3)
ученик в определенное время выступил в роли модератора.
Использование кейсов
Кейс
дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для
различных целей. Кейс – обучение может быть в виде открытой
дискуссии(руководимой или свободной) или в виде опроса(презентации). Он может
быть индивидуальным и групповым.
Кейс
– метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов с
предваритель-
ной
подготовкой или без неё. Перед зачетом
ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и
принести экзаменатору отчет с ответами на поставлен-ные вопросы. Можно
предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким
и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.