МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №18
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
«КАЖДЫЙ
РЕБЕНОК - ГЛАВНЫЙ»
обобщение опыта работы
старшего воспитателя МБДОУ №18
Головиной Татьяны Николаевны
по вопросу ранней интеграции детей с ограниченными
возможностями здоровья в среду нормально-развивающихся сверстников.
Дошкольное детство – период, когда закладываются
основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним
из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение
эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении,
которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет
основу психологического здоровья дошкольника.
Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной,
Т.А. Репиной, «Эмоциональное благополучие - это устойчивое
эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является
удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических так и
социальных»
Эмоциональное благополучие имеет большое значение для
здоровья и развития личности ребенка, оно благоприятно влияет на общее
психическое развитие ребенка. Эмоциональное неблагополучие же гораздо легче
предупредить, чем его корректировать.
В настоящее время психологи и педагоги все больше
стали внимания уделять проблеме эмоционального благополучия ребенка. Интерес к
проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия,
вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в
эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей.
Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и
умственном развитии. Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с
эмоциональным благополучием детей с ограниченными возможностями здоровья.
Отдельную и многочисленную группу представляют собой дети с тяжелыми
нарушениями речи.
Наше дошкольное учреждение – это учреждение
комбинированного вида, в котором наряду с общеразвивающими группами
функционируют компенсирующие группы для детей с ограниченными возможностями
здоровья, в частности с тяжелыми нарушениями речи. 45% воспитанников этих
групп имеют вторичный диагноз – задержка психического развития. В психическом
облике таких детей отмечается отдельные черты общей эмоционально-волевой
незрелости. Эмоциональная сфера таких детей характеризуется высокой степенью
психоэмоциональной напряженности и повышенным беспокойством, излишней возбужденностью
и раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и повышенной лабильностью
поведенческих реакций, невыраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию
других людей. Неустойчивый фон настроения ребенка приводит к повышенному у
него уровню тревожности. У детей с ОНР и ЗПР наблюдаются агрессивные состояния
и гипервозбудимость, замкнутость и медлительность, проявляющиеся в
эмоциональном и двигательном беспокойстве. Поэтому, проводя в детском саду
большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и
взрослыми, такие дети испытывают серьезные психические нагрузки.
У нас сложилась целая система работы с такими детьми,
которая направлена на сохранение психического здоровья и эмоционального
благополучия детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического
развития. Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание
благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное
общение. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии
эмоционально-волевой сферы необходимы в большой степени, чем нормально
развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.
Целью нашей работы является профилактика эмоционального
неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы
дошкольника.
Задачи,
выдвигаемые для реализации данной цели:
- помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно
воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других
людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях
со сверстниками и взрослыми;
- сформировать у детей коммуникативные навыки: устанавливать и
поддерживать контакт.
На эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника влияют:
- содержание и характер
общения в семье;
- общение с
воспитателем:
- отношения со
сверстниками;
- деятельность и
достижение успеха в ней.
Мы определили «Портрет нашего воспитанника с
высоким уровнем эмоционального благополучия», который будет являться
результатом целенаправленной работы в данном направлении и для которого
будет характерно:
- желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;
- успешное участие в коллективных делах, успешное выполнение лидерских,
и пассивных ролей;
- умение уладить конфликт;
- уступить или настоять на своем;
- признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;
- заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение
занять себя;
- владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.
1 этап.
Работа в данном направлении должна начинаться еще
задолго до поступления ребенка в ДОУ. Посещение детьми, будущими
воспитанниками, группы ранней адаптации для детей с проблемами в развитии
способствует профилактике эмоционального дискомфорта в период адаптации ребенка
к условиям ДОУ. Цель ее работы – обеспечить психологический комфорт и
эмоциональное благополучие, раннюю интеграцию детей с тяжелыми нарушениями
речи, задержкой психического развития в среду нормально-развивающихся сверстников.
Работа проводиться в двух основных направлениях:
- с родителями будущих воспитанников;
- с детьми.
Современная жизнь приводит к тому, что родители все
более отдаляемся от условий, благоприятных для полноценного психического
развития ребенка, углубляя изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого. Эти
обстоятельства идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности
между членами семьи. Интервью с родителями, использование опросника (А.Фромм)
является эффективным средством для выявления проблем в адаптации для детей с
ОНР, ЗПР. А памятки родителям по сопровождению процесса адаптации ребёнка,
советы: как вести себя с малышом, что надо и что не надо делать; помогают
мамам и папам правильно построить свой стиль отношений с ребенком.
Ведущая роль в этот период отводится объединяющим
играм детей с родителями и педагогом. Одним из факторов, обуславливающих
эмоциональное состояние детей с ОНР, является эмоциональное неблагополучие в
отношениях с родителями. У детей снижено стремление к успеху, они более остро
воспринимают неудачи. Такие игры, как «Клубочек», «Виноградная гроздь», «У нас
Пугало стояло», «Ловушки» способствуют воспитанию у детей чувства
принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, единства,
сплоченности, развивают тактильное восприятие и воображение. Навыки
коллективной деятельности помогают сформировать игры «Мини-футбол»,
«Художники», «Строители», «Спасатели», дети учатся действовать сообща, помогать
друг другу.
В процессе посещения подготовительных занятий группы ранней
адаптации тренируется система адаптационных механизмов, ребенок приучается к
изменяющимся условиям социальной среды. Дети учатся взаимодействовать со
сверстниками, взрослыми (первоначально в малых группах происходят
кратковременные контакты в игровой форме). В результате у детей повышается
эмоциональная устойчивость к стрессовым воздействиям, они чувствуют
эмоциональную поддержку со стороны взрослых.
Таким образом, посещение детей с задержкой
психического развития и общим недоразвитием речи группы ранней адаптации
подготавливают их к успешной адаптации к среде сверстников.
2 этап
Этот этап начинается с момента начала посещения детей
дошкольного учреждения. В начале учебного года педагогом-психологом проводится
изучение уровня тревожности вновь поступивших детей, изучаются особенности их
эмоциональной сферы:
- особенности использования мимики и пантомимики при
демонстрации эмоций;
- изучение восприятия детьми графического изображения
эмоций;
- изучение понимания детьми своего эмоционального состояния
и эмоционального состояния других людей.
По результатам психологического исследования
составляется заключение и индивидуальный образовательный маршрут по
развитию эмоциональной сферы, который представляет собой взаимосвязанный,
гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все
педагоги ДОУ, но ведущее место отводится практическому педагогу-психологу.
Для эмоционального благополучия малыша в ДОУ
необходимо помочь ребенку повысить уверенность, этому способствуют минутки
вхождения в день. Они проводятся под лирическую музыку в начале дня
ежедневно. А «волшебный дождик» и релаксация способствует повышению
общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе,
снятию тревоги в период адаптации к условиям детского сада.
Для снижения тревоги, агрессии в период адаптации
ребенка к детскому саду, создания положительной мотивации на режимный момент,
развития чувства уверенности широко используются так называемые «сонные
игрушки». Это мягкие игрушки различных размеров, систематические игры с
которыми после нагрузок или в период негативных эмоций (после конфликтов, после
ухода родителей) имеют релаксирующую особенность. Сонные игрушки успокаивают
плачущего малыша, помогают ему уснуть. Игрушки «живут» на специальной полке,
периодически меняются, что позволяет внести разнообразие и сюрпризный момент в
данный ритуал.
Для определения эмоционального состояния каждого
ребенка, для выделения причин положительного или отрицательного эмоционального
состояния малышей в группах создана Доска настроений. Дети учатся
определять по картинкам настроение своих сверстников, устранять причины их
плохого самочувствия.
С целью выявления наклонностей детей в предпочитаемой
деятельности, объединении воспитанников по интересам и планирования
индивидуальной работы с каждым ребенком в группе вывешивается «Доска
желаний». В утреннее время каждый имеет возможность выбрать ту
деятельность, которой он желает заняться.
За основу коррекционной работы с детьми мы взяли
программы О.Л.Князевой «Я-ты-мы». Каждый педагог осознает, что невозможно
обеспечить эмоциональное благополучие и психологический комфорт без воспитания
у дошкольников уверенности в себе, внимательности к чувствам и переживаниям
других людей. Каждый ребенок должен иметь право на свое мнение и желание.
Ребенок эгоцентричен и ему трудно войти в положение другого человека, это часто
и является причиной конфликтов между детьми, поэтому необходимо научить детей
быть доброжелательными и терпимыми к другим людям.
Цикл занятий «Уверенность в себе» помогает детям с тяжелыми нарушениями речи
осознать и понять, что они, как все люди, уникальны и неповторимы. Дети учатся
понимать: «Кто я?», «Что между нами общего?», «Что я люблю и не люблю».
Сравнивая свои привычки «Что я люблю и не люблю», «Мое любимое животное»,
объединяясь по интересам в играх, каждый ребенок имеет возможность повысить
свой рейтинг среди сверстников. В старшей логопедической группе совместными
усилиями родителей, педагогов и воспитанников был создан сундучок радости,
крышка которого всегда открыта для каждого, и сундучок «Это мне не нравится!»,
который всегда закрыт на замок. Преодолеть агрессивность, снять негативные
эмоции, гипервозбудимость, которые характерны для детей с синдромом дефицита
внимания и активного протеста, помогает «Волшебная подушечка злости» и
«Волшебный черный мяч». Пиная мяч или ударяя кулачками по подушке, ребенок
сбрасывает негативизм и агрессию, которые в нем накопились.
Цикл занятий «Чувства, желания, взгляды» помогают научить дошкольников осознанно
воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональные
состояния других людей, познакомить детей с основными эмоциональными
состояниями людей, упражнять детей в распознавании различных эмоций людей по
выражению лица, позе.
Формирование эмоционально-волевой сферы и коррекция ее
недостатков рассматривается нами в качестве одной из наиболее важных задач
воспитания детей с ОНР и ЗПР. В своей работе в данном направлении за основу
мы взяли классификацию эмоций по К.Изарду, которая основана на фундаментальных
эмоциях. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются
по мимике, пантомимике. Знакомство детей с эмоциями происходит в
стране облаков, где выражение мимике каждого облака соответствует какому-то
эмоциональному состоянию. Детям очень нравится изображать радость и
удивление, грусть и тревогу с помощью мимики, данные упражнения раскрепощают
детей, способствуют развитию их эмоциональной сферы.
|
|
Коррекция выявленных недостатков в развитии эмоциональной
сферы происходит в процессе познавательных игр, в ходе которых осуществляется
индивидуальный подход к каждому ребенку. Эти игры проводятся в свободное время
с подгруппой детей или индивидуально 1-2 раза в неделю. Познавательные игры
были разделены нами на несколько групп, объединенных общей темой:
1. «Зверобика»
Детям доставляет большое удовольствие изображать
животных, их повадки и движения. Дополнительные атрибуты помогают ребенку войти
в образ. Это такие игры, как: «Мама и малыш», «Угадай, кто это?», «Маски», «Наш
зоопарк» и т.п. Дети с моторной алалией (неговорящие дети) имеют возможность
общаться в игре, используя мимику и пантомимику.
2. «На прогулке»
В эту группу мы объединили игры, которые способствуют
развитию воображения, выразительности мимики и пантомимики. В процессе игры
дети имеют возможность изобразить веселое или грустное облако, показать как
идет дождь и светит солнце. Дети очень любят эти игры «По небу плывут облака»,
«Солнышко и дождик», «Рябинки и березки». Образы природы позволяют
задействовать все тело ребенка, способствуют свободному выражению себя. Это
особенно важно для детей с ЗПР, у которых отмечается нарушение координации
движений.
3. «В гостях у сказки»
Эти игры привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной
насыщенностью, помогают ребятам перевоплощаться в героев сказок. «Сказочные
зайчики». «Колобок - румяный бок», «Выбери меня» дают возможность побывать в
сказке, вместе с героем пережить радость и горе, гнев и удивление.
4. «Кем быть?»
Серия этих игр позволяет обыграть действия и ситуации, связанные с тем
или иным видом деятельности людей. «Веселый клоун», «Фокусник», «Грустный и
веселый художник», «Ловись, ловись, рыбка!» - эти игры интересны детям, малыши
с интересом и большим удовольствием подражают взрослым.
5. «Сюрприз»
Все дети любят сюрпризы и с интересом принимают участие в играх,
которые их содержат. Неожиданное появление предмета или игрушки, яркие краски и
быстрые движения привлекают внимание и раскрепощают даже самых замкнутых и
застенчивых. «Волшебный башмачок», «Чудесный мешочек», «Зазеркалье», «Я
люблю….», «Мыльные пузыри» и т.п.
Специальные темы раздела предоставляют возможность
педагогам побеседовать с более старшими детьми о чувстве страха. Большое
значение для снижения уровня тревожности у детей с общим недоразвитием речи и
задержкой психического развития имеет цикл занятий, который помогает понять причины
возникновения страхов у детей и способствует его профилактике. Рисуя свои
страхи, дети учатся справляться с ними, а волшебный цветик Семицветик помогает
понять ребенку: чего он боится и что его нравится.
Цикл занятий «Социальные навыки» предполагает знакомство детей с формами и
способами поведения в отношениях с другими людьми. Наличие речевой патологии у
ребенка часто вызывает у сверстников и взрослых ближайшего окружения
неадекватное отношение к нему. Вследствие чего у ребенка формируется особое
отношение к себе и окружающему мир, появляются признаки эмоционального
неблагополучия. Поэтому целенаправленная работа в данном направлении
достаточно актуальна. Педагог помогает детям понять, что делать что-то
совместно не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться,
прислушиваться к мнению товарищей.. Дети учатся знакомиться с помощью
упражнения «Клубочек». Широко используются в работе с дошкольниками проблемные
ситуации или сюжеты для игр-драматизаций «В группу пришел новенький», «Я
нечаянно…», «Что делать, если…». В результате дети понимают, что дружба дает
радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому человеку.
Таким образом, эмоциональное благополучие формируется
под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального
жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие,
эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в
процессе воспитательно-образовательных воздействий. В дошкольном возрасте
эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный
самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье
и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с ограниченными
возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.
Литература:
1.
Л.С.Выготский
«Педагогическая психология» Москва. Просвещение, 1991 год;
2.
«Я-ты-мы» - программа
социально-эмоционального развития дошкольников. Москва, Мозаика-синтез, 2003
год;
3.
«Эмоциональное развитие
дошкольников» под ред. А.Д.Кошелевой. Москва. Просвещение, 1985 год;
4.
В.М.Минаева «Развитие
эмоций дошкольников» Москва. Аркти, 2000
г
5.
Е.С.Васильева «Использование
метода «Блиц-коммуникации» в работе с безречевыми детьми» - ж.»Логопед» №6 –
2011 год.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.