Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалы"КАждый ребенок - главный" консультационный материал для педагогов

"КАждый ребенок - главный" консультационный материал для педагогов

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №18

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«КАЖДЫЙ  РЕБЕНОК  - ГЛАВНЫЙ»

обобщение опыта работы

старшего воспитателя МБДОУ №18

Головиной Татьяны  Николаевны

по вопросу  ранней интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально-развивающихся сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания  является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое  является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «Эмоциональное благополучие - это устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических так и социальных»   

Эмоциональное благополучие имеет большое значение для здоровья и развития личности ребенка, оно благоприятно влияет на общее психическое развитие ребенка. Эмоциональное неблагополучие  же гораздо легче предупредить, чем его корректировать.

В настоящее время психологи и педагоги все больше стали внимания уделять проблеме эмоционального благополучия ребенка. Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии. Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с эмоциональным благополучием детей  с ограниченными возможностями здоровья. Отдельную и многочисленную группу представляют собой дети с тяжелыми нарушениями речи.

Наше дошкольное учреждение – это учреждение комбинированного вида, в котором наряду с общеразвивающими группами функционируют компенсирующие группы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с тяжелыми нарушениями речи. 45%  воспитанников этих групп имеют  вторичный диагноз – задержка психического развития. В психическом облике таких детей отмечается отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости. Эмоциональная сфера таких детей характеризуется высокой степенью психоэмоциональной напряженности и повышенным беспокойством, излишней возбужденностью и раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и повышенной лабильностью поведенческих реакций, невыраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию других людей. Неустойчивый фон настроения  ребенка приводит  к повышенному у него уровню тревожности. У детей с ОНР и ЗПР наблюдаются агрессивные состояния  и гипервозбудимость, замкнутость и медлительность, проявляющиеся в эмоциональном и двигательном беспокойстве. Поэтому,  проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми,  такие дети  испытывают серьезные психические нагрузки.

У нас сложилась целая система работы с такими детьми, которая  направлена на сохранение психического здоровья  и эмоционального благополучия детей  с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Помощь детям  с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы  необходимы в большой степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.

Целью нашей работы является профилактика эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника.

Задачи, выдвигаемые для реализации данной цели:

- помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми;

- сформировать у детей коммуникативные навыки: устанавливать и поддерживать контакт.

На эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника влияют:

- содержание и характер общения в семье;

-  общение с воспитателем:

- отношения со сверстниками;

- деятельность и достижение успеха в ней.

Мы определили «Портрет нашего воспитанника с высоким уровнем эмоционального благополучия», который будет являться результатом  целенаправленной  работы  в данном направлении и для которого будет характерно:

-  желание  вступать в общение, взаимодействовать длительное время;

- успешное участие в коллективных делах, успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей;

- умение уладить конфликт;

-  уступить или настоять на своем;

- признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

- заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя;

-  владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

 

1 этап.

Работа в данном направлении должна начинаться еще задолго до поступления ребенка в ДОУ. Посещение детьми, будущими воспитанниками, группы ранней адаптации для детей с проблемами в развитии способствует профилактике эмоционального дискомфорта в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.  Цель ее работы – обеспечить психологический комфорт и эмоциональное благополучие, раннюю интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития  в среду нормально-развивающихся сверстников.

Работа  проводиться в двух основных направлениях:

- с родителями будущих воспитанников;

- с детьми.

Современная жизнь приводит к тому, что родители все более отдаляемся от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, углубляя изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого. Эти обстоятельства идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности между членами семьи. Интервью с родителями, использование опросника (А.Фромм) является эффективным средством для выявления проблем в адаптации для детей с ОНР, ЗПР. А памятки родителям по сопровождению процесса адаптации ребёнка, советы: как вести себя с малышом, что надо и что не надо делать; помогают мамам  и папам правильно построить свой стиль отношений с ребенком.

Ведущая роль в этот период отводится объединяющим играм детей с родителями и педагогом. Одним из факторов, обуславливающих эмоциональное состояние детей с ОНР,  является эмоциональное неблагополучие в отношениях с родителями. У детей снижено стремление к успеху, они более остро воспринимают неудачи. Такие игры, как «Клубочек», «Виноградная гроздь», «У нас Пугало стояло», «Ловушки» способствуют воспитанию у детей чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, единства, сплоченности, развивают тактильное восприятие и воображение. Навыки коллективной деятельности помогают сформировать игры «Мини-футбол», «Художники», «Строители», «Спасатели», дети учатся действовать сообща, помогать друг другу.

В процессе посещения подготовительных занятий группы ранней адаптации тренируется система адаптационных механизмов, ребенок приучается к изменяющимся условиям социальной среды. Дети учатся  взаимодействовать со сверстниками, взрослыми (первоначально в малых группах происходят кратковременные контакты в игровой форме). В результате  у детей повышается эмоциональная устойчивость к стрессовым воздействиям, они  чувствуют эмоциональную поддержку со стороны взрослых.

Таким образом, посещение детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи группы ранней адаптации  подготавливают их  к успешной адаптации к среде сверстников.

2 этап

Этот этап начинается с момента начала посещения детей дошкольного учреждения. В начале учебного года педагогом-психологом проводится изучение уровня тревожности  вновь поступивших детей, изучаются особенности их эмоциональной сферы:

- особенности использования мимики и пантомимики при демонстрации эмоций;

-  изучение восприятия детьми графического изображения эмоций;

- изучение понимания детьми  своего эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей.

По результатам психологического исследования составляется заключение и индивидуальный  образовательный маршрут по развитию эмоциональной сферы, который представляет собой взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются  все педагоги ДОУ, но ведущее место отводится практическому педагогу-психологу.

Для эмоционального благополучия малыша в ДОУ необходимо помочь ребенку повысить уверенность, этому способствуют минутки вхождения в день. Они проводятся под лирическую музыку в начале дня ежедневно.  А  «волшебный дождик» и релаксация способствует повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе, снятию тревоги в период адаптации к условиям детского сада.

Для снижения тревоги, агрессии в период адаптации ребенка к детскому саду, создания положительной мотивации на режимный момент, развития чувства уверенности широко используются так называемые «сонные игрушки». Это мягкие игрушки различных размеров, систематические игры с которыми после нагрузок или в период негативных эмоций (после конфликтов, после ухода родителей) имеют релаксирующую особенность. Сонные игрушки успокаивают плачущего малыша, помогают ему уснуть. Игрушки «живут» на специальной полке, периодически меняются, что позволяет внести разнообразие и сюрпризный момент в данный ритуал.

Для определения эмоционального состояния каждого ребенка, для выделения причин положительного или отрицательного эмоционального состояния малышей в группах создана Доска настроений. Дети учатся определять по картинкам настроение своих сверстников, устранять причины их плохого самочувствия.

С целью выявления наклонностей  детей в предпочитаемой деятельности, объединении воспитанников по интересам и планирования индивидуальной работы с каждым ребенком в группе вывешивается «Доска желаний». В утреннее время каждый имеет возможность выбрать ту деятельность, которой он желает заняться.

За основу коррекционной работы с детьми мы взяли программы О.Л.Князевой «Я-ты-мы». Каждый педагог осознает, что невозможно обеспечить эмоциональное благополучие и психологический комфорт без воспитания у дошкольников уверенности в  себе, внимательности к чувствам и переживаниям других людей. Каждый ребенок должен иметь право на свое мнение и желание. Ребенок эгоцентричен и ему трудно войти в положение другого человека, это часто и является причиной конфликтов между детьми, поэтому необходимо научить детей быть доброжелательными и терпимыми к другим людям.

Цикл занятий «Уверенность в себе» помогает детям с тяжелыми  нарушениями речи осознать и понять, что они, как все люди, уникальны и неповторимы. Дети учатся понимать: «Кто я?», «Что между нами общего?», «Что я люблю и не люблю». Сравнивая свои привычки «Что я люблю и не люблю», «Мое любимое животное», объединяясь по интересам в играх, каждый ребенок имеет возможность повысить свой рейтинг среди сверстников. В старшей логопедической группе  совместными усилиями родителей, педагогов и воспитанников был создан сундучок радости, крышка которого всегда открыта  для каждого, и сундучок «Это мне не нравится!», который всегда закрыт на замок.  Преодолеть агрессивность, снять негативные эмоции, гипервозбудимость, которые характерны для детей с синдромом дефицита внимания и активного протеста, помогает «Волшебная подушечка злости» и «Волшебный черный мяч». Пиная мяч или ударяя кулачками по подушке,  ребенок сбрасывает негативизм и агрессию, которые в нем накопились.

Цикл занятий «Чувства, желания, взгляды» помогают научить дошкольников осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других  людей, познакомить детей с основными эмоциональными состояниями людей, упражнять детей в распознавании различных эмоций  людей по выражению лица, позе.

Формирование эмоционально-волевой сферы и коррекция ее недостатков рассматривается нами в качестве одной из наиболее важных задач воспитания детей с ОНР и ЗПР.  В своей работе в данном направлении  за основу мы взяли классификацию эмоций по К.Изарду, которая основана на фундаментальных эмоциях. Особенности  внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике.      Знакомство детей с  эмоциями происходит в стране облаков, где выражение мимике каждого облака соответствует какому-то эмоциональному состоянию. Детям очень нравится  изображать радость и удивление,  грусть и тревогу с помощью мимики, данные упражнения раскрепощают детей, способствуют развитию их эмоциональной сферы.

 

 

Коррекция выявленных недостатков в развитии эмоциональной сферы происходит в процессе познавательных игр, в ходе которых осуществляется индивидуальный  подход к каждому ребенку. Эти игры проводятся в свободное время с подгруппой детей или индивидуально 1-2 раза в неделю. Познавательные игры были разделены нами на несколько групп, объединенных общей темой:

1. «Зверобика»

 Детям доставляет большое удовольствие изображать животных, их повадки и движения. Дополнительные атрибуты помогают ребенку войти в образ. Это такие игры, как: «Мама и малыш», «Угадай, кто это?», «Маски», «Наш зоопарк» и т.п. Дети с моторной алалией (неговорящие дети) имеют возможность общаться в игре, используя мимику и пантомимику.

2. «На прогулке»

В эту группу мы объединили игры, которые способствуют развитию воображения, выразительности мимики и пантомимики. В процессе игры дети имеют возможность изобразить веселое или грустное облако, показать как идет дождь и светит солнце. Дети очень любят эти игры «По небу плывут облака», «Солнышко и дождик», «Рябинки и березки». Образы природы позволяют задействовать все тело ребенка, способствуют свободному выражению себя. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых отмечается нарушение координации движений.

3. «В гостях у сказки»

Эти игры привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, помогают ребятам перевоплощаться в героев сказок. «Сказочные зайчики». «Колобок - румяный бок», «Выбери меня» дают возможность побывать в сказке, вместе с героем пережить радость и горе, гнев и удивление.

4. «Кем быть?»

Серия этих игр позволяет обыграть действия и ситуации, связанные с тем или иным видом деятельности людей. «Веселый клоун», «Фокусник», «Грустный и веселый художник», «Ловись, ловись, рыбка!» - эти игры интересны детям, малыши с интересом и большим удовольствием подражают взрослым.

5. «Сюрприз»

Все дети любят сюрпризы и с интересом  принимают участие в играх, которые их содержат. Неожиданное появление предмета или игрушки, яркие краски и быстрые движения привлекают внимание и раскрепощают даже самых замкнутых и застенчивых. «Волшебный башмачок», «Чудесный мешочек», «Зазеркалье», «Я люблю….», «Мыльные пузыри» и т.п.

Специальные темы раздела предоставляют возможность педагогам побеседовать с более старшими детьми о чувстве страха. Большое значение для снижения уровня тревожности у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития имеет цикл занятий, который помогает понять причины возникновения страхов у детей и способствует его профилактике. Рисуя свои страхи, дети учатся справляться с ними, а волшебный цветик Семицветик помогает понять ребенку: чего он боится и что его нравится.

Цикл занятий «Социальные навыки» предполагает знакомство детей  с формами и способами поведения в отношениях с другими людьми. Наличие речевой патологии у ребенка часто вызывает у сверстников и взрослых ближайшего окружения неадекватное отношение к нему. Вследствие чего у ребенка формируется особое отношение к себе и окружающему мир, появляются признаки эмоционального неблагополучия. Поэтому  целенаправленная работа в данном направлении  достаточно актуальна. Педагог помогает детям понять, что делать что-то совместно не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, прислушиваться к мнению товарищей.. Дети учатся знакомиться с помощью упражнения «Клубочек». Широко используются в работе с дошкольниками проблемные ситуации или сюжеты для игр-драматизаций «В группу пришел новенький», «Я нечаянно…», «Что делать, если…». В результате дети понимают, что дружба дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому человеку.

Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно-образовательных воздействий. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.

Литература:

1.     Л.С.Выготский «Педагогическая психология» Москва. Просвещение, 1991 год;

2.     «Я-ты-мы» - программа социально-эмоционального развития дошкольников. Москва, Мозаика-синтез, 2003 год;

3.     «Эмоциональное развитие дошкольников» под ред. А.Д.Кошелевой. Москва. Просвещение, 1985 год;

4.     В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников» Москва. Аркти, 2000 г

5.     Е.С.Васильева «Использование метода «Блиц-коммуникации» в работе с безречевыми детьми» - ж.»Логопед» №6 – 2011 год.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""КАждый ребенок - главный" консультационный материал для педагогов"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания  является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое  является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Эмоциональное благополучие имеет большое значение для здоровья и развития личности ребенка, оно благоприятно влияет на общее психическое развитие ребенка. Эмоциональное неблагополучие  же гораздо легче предупредить, чем его корректировать.

 

В настоящее время психологи и педагоги все больше стали внимания уделять проблеме эмоционального благополучия ребенка. Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии. Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с эмоциональным благополучием детей  с ограниченными возможностями здоровья. Отдельную и многочисленную группу представляют собой дети с тяжелыми нарушениями речи.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 507 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.03.2015 301
    • DOCX 4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Головина Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Головина Татьяна Николаевна
    Головина Татьяна Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 34969
    • Всего материалов: 26

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 770 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 838 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 143 человека

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе