Главная / История / Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны.

Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны.

Тема: Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны. Тип урока: изучение нового материала. 
Форма урока: урок - экскурсия в музей. 
Методы обучения: проблемно - поисковой, системные обобщения, словесный, наглядный, интерактивный. 
Оборудование урока: интерактивная доска, презентация, настенная карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», схемы, портреты героев-казахстанцев. Используемая литература: 
Республиканский научно-методический и педагогический журнал «История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах » № 5 2008 г., № 5 2010 г., № 5 2012 г. 
«Героям слава». Москва 1984 г. 
Учебник истории Казахстана 9 класс. 
Журналы «Внеклассная работа в школе».
Материалы из городского музея. 
Интернет ресурсы: www.Wikipedia.org. www.km.ru, .com,
www.historic.ru.

Цель: показать учащимся активное участие казахстанцев в Вов, их ратные подвиги.
Задачи: 1.Сформировать у учащихся представление об основных сражениях Вов, раскрыть важнейшие особенности истоков победы народа в этой войне. 2.Развивать умения у учащихся самостоятельно подбирать материал, анализировать, обобщать, критически мыслить. 
3.Воспитывать чувство любви к своей Родине, гордость за свой народ, патриотизм, неприязнь к войне
(слайды 1-2).

План урока: I. Организационный момент (1 мин.) II. Изучение нового материала (25 мин.)

  1. Зал «Начало Великой Отечественной войны».

  2. Зал «Герои - казахстанцы».

  3. Зал «Казахстанцы – участники партизанского движения». 4. Зал памяти «Никто не забыт, ничто не забыто». III. Закрепление нового урока (15 мин.) IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. (5 мин.) V. Домашнее задание.

Ход урока: I. Организационный момент – (1 минута).
Учитель: Здравствуйте уважаемые гости, учащиеся! Наш сегодняшний урок не совсем обычный, представьте, что мы с вами находимся не в школьном кабинете, а в залах музея, посвященного бессмертному подвигу героев – казахстанцев в Великой Отечественной войне. Проходя по залам нашего музея, мы узнаем больше о героях - казахстанцах, добывавших победу на фронте, о наших земляках, о вечной памяти, что живет в сердце каждого из нас. Наши экскурсоводы помогут нам в этом (Роль экскурсоводов выполняют уч-ся) (слайд 3-4)

В легенды превратились были
тех грозных лет пороховых… 
О той войне мы помнить будем- 
во имя мертвых и живых. (Сергей Орлов.)
Итак, наш музей Боевой Славы раскрывает свои двери.

II. Изучение нового материала.

(просмотр видеоролика о ВОВ) – 3 мин (слайд 5).

Выступление экскурсоводов зала «Начало Великой Отечественной войны». Выступления учащихся с сообщениями (на фоне слайдов о ВОв ) Ученик 1. 22 июня 1941 года фашистская Германия нарушила советско – германский договор о ненападении - ее армия без объявления войны вторглась на территорию СССР. Началась самая тяжелая и жестокая из всех пережитых на земле война. По «Плану Барбаросса» фашисты планировали захватить СССР в очень короткие сроки. А на территории Средней Азии и Южного Казахстана создать колонии «Волга – Урал» и «Большой Туркестан». В колонию большого Туркестана были включены Казахстан, Средняя Азия, Татарстан, Башкирия, Азербайджан, Северный Кавказ, Крым, Синьцзян, северная часть Афганистана. Превратить страну Советов в колонию, а ее народы в рабов – таковы были планы фашизма на пути к установлению мирового господства (слайд 6). Ученик 2 . Трудящиеся Казахстана как и все народы многонационального Советского Союза поднялись на защиту своей Родины. В Казахстане было сформировано 12 стрелковых и 4 кавалерийских дивизии, 7 стрелковых бригад и около 50 отдельных полков. В результате, каждый пятый житель республики отправился на фронт или в оборонную промышленность (слайд 7).
Учитель: Сейчас мы переходим с вами во второй зал музея. В нашем зале представлены имена Героев, кто жертвовал своей жизнью ради наших жизней. Конечно, мы представим имена только некоторых из них. 
Ученик 1. Обращается на слайд (слайд 8).

С первых же дней войны на всех фронтах советские воины, в рядах которых сражались тысячи казахстанцев, вели ожесточенные бои с фашистскими захватчиками. Первыми приняли удар врага защитники Брестской крепости. Среди них были казахстанцы А. Наганов, В. Фурсов, К. Турдыев и многие другие. Одним из первых казахстанских соединений, вступивших в бой с врагом была 312-я стрелковая дивизия, которой командовал генерал- майор Наумов.

Одновременно с ней сражалась 316-я дивизия под командованием генерал- майора И.В. Панфилова. Они сражались на подступах к Москве. Чтобы не пропустить врагов в районе Волоколамска в неравном сражении погиб генерал- майор И.В. Панфилов, ему и 28 участникам этого боя было присвоено звание Героя Советского Союза, а 316-я стрелковая дивизия стала носить его имя.

В боях под Москвой героически сражались многие казахстанцы. Среди них герои Советского Союза: Малик Габдуллин, Бауржан Момышулы, Толеген Тохтаров и другие. Всему миру известен бессмертный подвиг танкистов 1075 стрелкового полка, уничтоживших 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково 18 вражеских танков. Находившийся в этой группе политрук В. Г. Клочков произнес слова, облетевшие весь фронт: «Велика Россия, а отступать некуда, позади – Москва» (слайды 9-13 ).

Ученик 2. Воины - казахстанцы мужественно сражались и у стен Ленинграда. Оборону вели 310-я и 314-я дивизии, сформированные в Казахстане. В тяжелые дни боев парторг Султан Баймагамбетов повторил бессмертный подвиг Александра Матросова и посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. Мужественно защищали северную столицу балтийские моряки, только на одном крейсере «Киров» в боевом строю стояло 156 казахстанцев. Многие из них за храбрость и мужество получили правительственные награды (слайд 14).

Ученик 3. (слайд 15-17) В борьбе с фашистами участвовали не только мужчины, но и женщины. В их числе пулеметчица Маншук Маметова. Когда началась война Маншук училась в медицинском институте. В августе 1942 г. добровольно ушла на фронт. Была вначале писарем при штабе, потом перевелась в стрелковый батальон и стала лучшим пулеметчиком части. Недолгий боевой путь славной дочери казахского народа завершился бессмертным подвигом у стен города Невеля. Маншук погибла 16 октября 1943 года, посмертно ей присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 4. Доспанова Хыйуаз Каировна - единственная лётчица-казашка Великой Отечественной войны. В 1940 году окончила с золотой медалью среднюю школу № 1 города Уральска, а вместе с аттестатом получила удостоверение пилота запаса местного аэроклуба. Менее, чем через год началась война. Хыйуаз Доспанова была зачислена штурманом-стрелком в 588-й ночной бомбардировочный авиаполк. Боевые задания выполняла на Южном фронте, Северном Кавказе, в Закавказье, Украине и Белоруссии. С войны она вернулась инвалидом II группы, но, несмотря на это, активно участвовала в общественной жизни. Хыйуаз прошла путь от инструктора райкома партии в родном Западном Казахстане до секретаря ЦК ЛКСМ Казахстана. В 1951 году была избрана депутатом Верховного Совета Казахской ССР и на первой же сессии — секретарём Президиума. До выхода на пенсию была секретарем Алма-Атинского горкома партии, проявляя деятельное участие в жизни столицы. За храбрость и отвагу в Великой Отечественной войне она награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа»,«За освобождение Варшавы», «За победу над Германией» и другими боевыми наградами. Дважды отважная летчица была тяжело ранена, но вновь возвращалась в строй и встретила Победу под Берлином. 
7 декабря 2004 года Указом Президента Казахстана Доспановой Хыйуаз было присвоено звание «Народный Герой» с вручением знака особого отличия — Золотой звезды и ордена «Отан». Жила в г. Алма- Ата , умерла 20 мая 2008 года.
Ученик 5. Навсегда осталось в памяти народа славное имя комсомолки – снайпера Алии Молдагуловой. Война застала ее в Ленинграде. В декабре 1942 г. Алия добровольно вступила в армию и была направлена в школу снайперов. В мае 1943 г. она уходит на фронт и к началу октября 1943 года на счету у Алии 32 убитых фашиста. 15 января 1944 года Алия геройски погибла в бою. Посмертно ей присвоено звание Героя Советского Союза.

В период Сталинградской битвы осенью 1942 года Западно-Казахстанская область стала прифронтовой. Здесь были размещены личный состав и службы более 120 частей Сталинградского фронта. В Сталинградской операции участвовали 5 стрелковых, а также кавалерийская дивизии, морская стрелковая бригада, минометный полк и отдельный мостостроительный батальон, сформированные в Казахстане. Казахстанцы участвовали в боях за Сталинград, на Курской дуге, в приволжских и Донских степях, в форсировании Днепра. Участвовали в рядах воинских соединений и частей Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронтов и внесли значительный вклад в разгром немецко- фашистских войск. Среди них были и жители нашего города. Это - Н. Изотов, А. Рыбалко, П. Бондарец, И. Котов, А. Рамазанов, Х. Зарипов и другие.  Всех подвигов, свершенных казахстанцами во время войны не перечесть (слайд 18-20).

Ученик 6. (слайд 21) Еще одна гордость нашего зала – дважды герои СССР. 
Талгат Бегельдинов, Леонид Беда,  Сергей Луганский, Иван Павлов.

Талгат Бегельдинов родился 5 августа 1922 года в селе Майбалык, Акмолинской области. Сражался на самолёте Ил-2. За два года войны Т. Я. Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов. Сам был сбит. Участник Парада Победы 24 июня 1945 года. 
Депутат Верховного Совета СССР 2-3-го и 12-го созывов (в 1946-1954 и 1989-1991 годах. Жил в городе Алма –Ате , являлся президентом Международного благотворительного фонда, который носит его имя и оказывает помощь инвалидам Великой Отечественной войны и детям-сиротам. Скончался 10 ноября 2014 года на 93-м году жизни.
Беда Леонид Игнатьевич родился в 1920 году в селе Новопокровка Кустанайской области. Окончил Уральский учительский институт, одновременно и аэроклуб. В грозные дни Сталинградского сражения летчик – штурмовик Л.Беда влился в ряды защитников на города на Волге. Участвовал в освобождении Донбасса, Таганрога, в разгроме врага в районе Крыма, в освобождении Белоруссии, взятии Кенигсберга.
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Беде Леониду Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». 
За последующие 105 боевых вылетов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии майор Беда Леонид награждён второй медалью «Золотая Звезда». Погиб 26 декабря 1976 года в автомобильной катастрофе, похоронен на Восточном кладбище в Минске. 

Луганский Сергей Данилович родился в Алма- Ате. В 1936 году окончил неполную среднюю школу и работал садовником. В том же году был призван в Красную Армию и был направлен по комсомольской путёвке в Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. 2 сентября 1943 года за 221 боевой вылет, 18 лично и 1 в группе сбитых самолётов противника капитану Луганскому Сергею Даниловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В одном из боев Луганский отбил атаку вражеских истребителей на самолет Ил-2 известного лётчика-штурмовика Талгата Бегельдинова. К концу войны совершил 390 боевых вылетов, сбил лично 37 и 6 в группе — вражеских самолётов. Ушёл в запас в 1964 году в должности генерал-майора авиации. Написал книги «На глубоких Виражах», «Небо остается чистым». 
Скончался 16 января 1977 года, похоронен в Алма-Ате. 

Павлов Иван Фомич - уроженец Кустанайской области. В 1940 году был зачислен курсантом Оренбургского авиационного училища, а в июне 1942 года направлен на фронт. За мужество и героизм, провяленные при выполнении 127 боевых вылетов (к октябрю 1943 года), Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года гвардии старшему лейтенанту Павлову Ивану Фомичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Когда земляки Героя узнали об этом, они собрали денежные средства, приобрели четыре самолёта-штурмовика и один из них вручили И. Ф. Павлову. На его борту была надпись: 
«Земляку Герою Советского Союза т. Павлову — от трудящихся г. Кустанай». 
К октябрю 1944 года совершил ещё 77 боевых вылетов. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии капитан Павлов Иван Фомич награждён второй медалью «Золотая Звезда». После войны, окончив Военную Академию, служил в авиационном полку. 12 октября 1950 года дважды Герой Советского Союза Павлов погиб при исполнении служебных обязанностей.
У читель: Казахстанцы сражались не только на фронтах, но и в тылу врага. Вместе с другими народами они участвовали в партизанском движении на захваченных врагом территориях. Об этом нам расскажут экскурсоводы зала «Казахстанцы – участники партизанского движения» (слайды 22-23).

Ученик 1. Всего в годы войны в партизанском движении участвовало более трех с половиной тысяч казахстанцев. В партизанских отрядах Украины воевало 1500 человек, в Ленинградской области 220 казахов, на Смоленщине – 270 уроженцев Казахстана. Широко известны имена таких героев партизанского движения как Галым Ахмедьяров, Сатимбек Тулешев, Галым Омаров, Нурым Садыков, Касым Кайсенов, Нурганым Байсеитова, Тургаш Жумабаева, Жамал Акадилова и другие.

Ученик 2. Мужество и героизм в борьбе с фашистами проявили казахстанцы – участники движения Сопротивления в европейских странах. В Польше сражались Салтынбек Тулешев из Джамбула, Константин Трокин из Восточно –Казахстанской области, Михаил Авдейчик из Караганды и многие другие. В Словакии действовал партизанский отряд под командованием казахстанца Петра Величко. В Чехословакии воевали: алмаатинец Алексей Ильин, семипалатинец Николай Мошкин, южноказахстанец Суранкулов, павлодарец Николай Таранов. Били фашистов в Югославии Тельжан Жылкожинов, Арык Есентаев, в Греции Петр Рева. Во Франции действовал партизанский отряд под командованием Давлета Каражумина.

Ученик 3. Среди тех, кто прошел все дороги войны, кто штурмовал рейхстаг были казахстанцы – капитан Чупрета, минометчик Бактыгереев, пулеметчик Вицько, связист К.М.Волочаев. А 30 апреля 1945 года над Рейхстагом М. Егоровым, М. Кантария, Р. Кошкарбаевым, Г. Булатовым было водружено красное знамя. 30 апреля 1945 года – Гитлер покончил с собой. Гарнизон Берлина сложил оружие. 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии (слайды 24-25 ).
Зал памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» (слайды 26-27).

Ученик 1. В наступающем 2015 году весь наш народ будет отмечать 70-летие Великой Победы. Но мы помним, что советские воины, в числе которых были казахстанцы, вписали немало героических страниц в историю ВОВ, что сотни тысяч наших земляков были награждены орденами и медалями. Полными кавалерами Ордена Славы стали 110 казахстанцев, 497 стали героями Советского Союза, 4 казахстанца стали дважды героями Советского Союза. Ученик 2. 12 казахстанских дивизий, прошедших через всю войну получили почетные звания: пять из них были награждены одним орденом, четыре – двумя, две тремя орденами. Уже после войны в 1965 году звание героя Советского Союза было присвоено генералу Рахимову, 11 декабря 1990 года Звезда Героя была присвоена Бауржану Момышулы, который трижды выводил свое соединение из окружения, а в1996 году звание Героя России было присвоено летчику Б. Бейсекбаеву. Имена героев носят названия улиц, проспектов, школ. пионерская организация в нашей школе также носила имя 28 героев – панфиловцев. Отголоски войны не покидают нас и сейчас. До сих пор находят останки военных машин и воинов в них и пытаются восстановить личности погибших солдат.

Учитель: Сколько бы поколений людей не прошло по Земле, ВОВ никогда не должна изгладиться из их памяти. Помнить войну и тех, кто принес победу. Войну забывать нельзя. Эстафету памяти принимать вам, сидящим за школьной партой. Дорожить памятью о героях, не вернувшихся с войны, воздавать дань уважения и признательности, тем, кто еще с нами, - наш священный долг.

III. Закрепление нового урока (слайд 28).

Задание №1. На соответствие: Соотнесите, чем отличился, что совершил или сказал каждый из перечисленных казахстанцев в годы Великой Отечественной войны?

А) В. Клочков 1. Самый молодой казахстанский герой, форсировал одним из первых Днепр.

В) Ж. Елеусов 2. Произнес «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва».

С) Б. Бейсекбаев 3. Самый первый казахстанец, удостоенный звания Героя СССР.

Д) К. Семенченко 4. Совершил на самолете в составе экипажа Маслова первый в истории таран.

Задание №2. На дополнение: 1) Великая Отечественная война началась………., а закончилась…………….. 2) В рядах красной армии в годы Великой Отечественной войны сражалось …………… казахстанцев. 3) Ближайший к Казахстану в годы Великой Отечественной войны был ……….. фронт. 4) Четверо казахстанцев, а именно ………………. были удостоены звания дважды героев Советского Союза.

Задание №3. На соответствие: Соотнесите для каждого из перечисленных героев – казахстанцев характерную ему военную специальность:

А) М. Маметова; 1) Летчик;

В) Т. Бегельдинов; 2) Автоматчик (ца);

С) А. Молдагулова; 3) Пулеметчик (ца);

Д) Т.Тахтаров; 4) Снайпер;

Задание №4. На дополнение:

1) В годы Великой Отечественной войны на фронт ушел каждый ……… казахстанец. 2) 316 –й стрелковой дивизией командовал генерал-майор ………. 3) Звания героев СССР удостоены две девушки - казашки: пулеметчица …………… и снайпер ………. 4) В годы Великой Отечественной войны число – партизан казахстанцев превышало ……

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия (слайд29-30 ).

На ваших столах лежат звездочки салюта Победы. На звездочках салюта напишите свое отношение к войне, желания, мысли и чувства, которые переполняют вас по отношению к героям ВОВ.
V. Домашнее задание: Мини-сочинение: «В жизни всегда есть место подвигу!».









Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны.
  • История
Описание:

    Разработка урока истории Казахстана в 9 классе на тему: "Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны". Форма урока: урок-экскурсия в музей.                                                     Цель урока: показать активное участие казахстанцев в  Великой Отечественной войне, их ратные подвиги.  В ходе урока у учащихся формируется представление об основных сражениях  Великой Отечественной войны; развитие умений самостоятельно подбирать материал, анализировать, обобщать, критически мыслить. Воспитываем чувство любви к своей Родине, гордость за свой народ, патриотизм, неприязнь к войне.                                                                    В ходе урока использованы следующие методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, интерактивный, наглядный, системные обобщения.                                                                                                                     

Автор Погромская Лариса Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1196
Номер материала 51721
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓