Главная / История / Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.

Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.

Весельская Елена Иосифовна

Учитель истории

КГУ «Петровской СШ»

Тайыншинского района

Северо-Казахстанской области

11 класс

Тема: Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.

Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о гражданской войне в Казахстане и иностранной военной интервенции.

Задачи: систематизировать теоретический материал;

-проанализировать причины победы «красных» в гражданской войне;

-продолжить формирование умений и навыков анализа и синтеза исторического материала;

- научиться само- и взаимооценке результатов работы на уроке.

Методы и методические приемы: проблемно- поисковый, работа в группах.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, карта, схема, ватман, маркеры, электронный учебник.


Ход урока.

  1. Организационный момент. (Физминутка)

  2. Деление на группы. (Соберите выражение великих мыслителей).

  3. У всех на столах лежат оценочные листы, где будете оценивать свою работу.

Проверка домашнего задания по математической шкале. «Да-Нет».

  1. На экране вы видите плакат, на котором написано « Ты записался добровольцем»

О чём он вам говорит? Какие мысли возникают? Отсюда вытекает тема нашего урока? (Слайд)

Изучали ли вы эту тему? Какая будет цель нашего урока?

( Дети: расширить и систематизировать знания о гражданской войне в Казахстане и иностранной интервенции).

Проблемное задание: Это героическая страница в истории или величайшая трагедия?

Какова ваша оценка гражданской войны?

Можно ли было избежать войны?

Учитель: Сегодня мы поставим пред собой вопросы, на которые, возможно, не существует однозначного ответа. Но мы попробуем ответить в конце урока.

-Что такое гражданская война? Вспомните определения этого понятия?

1. Период острых классовых столкновений.

2. Способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил.

3. Противостояние классов и общественных групп.

4. Это вооруженная борьба между гражданами одной страны за власть.

5. Внутригосударственный вооруженный конфликт между силами с различными интересами, не способными решить свои противоречия мирным путем.(Слайд)

-Что такое иностранная военная интервенция?

Иностранная военная интервенция в России  — военное вмешательство стран Антанты и Четверного союза в Гражданскую войну в России . Всего в интервенции приняли участие 14 государств. Иностранная интервенция – агрессивное вмешательство государства во внутренние дела другого государства.

- Послушайте песню «Белая армия, черный барон..» Вдумайтесь в смысл этой песни? О чем эта песня ? (Ребята получали опережающее задание и готовили сообщение)

Ученица: Наверное о “красных” и “белых” знает каждый. Со школьных, и даже дошкольных лет. “Красные” и “белые” — это история гражданской войны, это события 1917—1920 годов.

Кто был тогда хороший, кто плохой — в данном случае неважно. Оценки меняются. А термины остались: “белые” против “красных”. С одной стороны — вооруженные силы советского государства, с другой — противники советского государства. Советские — “красные”. Противники, соответственно, “белые”. Согласно официальной историографии, противников оказалось много. Но главные — те, у кого на мундирах погоны, а на фуражках кокарды российской армии. Узнаваемые противники, ни с кем не спутать. Корниловцы, деникинцы, врангелевцы, колчаковцы и т.д. Они — “белые”. В первую очередь их должны одолеть “красные”. Они тоже узнаваемы: погон у них нет, а на фуражках — красные звезды. Таков изобразительный ряд гражданской войны. Что касается “красных”, то причина была, вроде бы, очевидной. “Красные” сами себя так называли. Советские войска изначально именовались Красной гвардией. Затем — Рабоче-крестьянской красной армией. Присягали красноармейцы красному знамени. Государственному флагу. Почему флаг был выбран красный — объяснения давались разные. К примеру: это символ “крови борцов за свободу”. Но в любом случае название “красные” соответствовало цвету знамени. О так называемых “белых” ничего подобного не скажешь. Противники “красных” не присягали белому знамени. В годы гражданской войны такого знамени вообще не было. Ни у кого. Тем не менее за противниками “красных” утвердилось название “белые”.По крайней мере одна причина здесь тоже очевидна: “белыми” называли своих противников лидеры советского государства. Прежде всего — В. Ленин. Если пользоваться его терминологией, то “красные” отстаивали “власть рабочих и крестьян”, власть “рабоче-крестьянского правительства”, а “белые” — “власть царя, помещиков и капиталистов”. Такая схема и утверждалась всей мощью советской пропаганды. На плакатах, в газетах, наконец, в песнях:

Белая армия черный барон

Снова готовят царский нам трон,

Но от тайги до британских морей

Красная армия всех сильней!

Это написано в 1920 году. Стихи П. Григорьева, музыка С. Покрасса. Один из самых популярных армейских маршей той поры. Здесь все четко определено, здесь ясно, почему “красные” против “белых”, которыми командует “черный барон”. Но так — в советской песне. В жизни, как водится, иначе. Пресловутый “черный барон” — П. Врангель. “Черным” его назвал советский поэт. Надо полагать, чтобы понятно было: совсем плохой этот Врангель. Характеристика тут эмоциональная, не политическая. Но с точки зрения пропаганды она удачна: “Белой армией” командует плохой человек. “Черный”.В данном случае неважно, плохой ли, хороший. Важно, что бароном Врангель был, однако “Белой армией” никогда не командовал. Потому что не было такой. Была Добровольческая армия, Вооруженные силы Юга России, Русская армия и т.п. А вот “Белой армии” в годы гражданской войны — не было. С апреля 1920 года Врангель занял пост главнокомандующего Вооруженными силами Юга России, затем — главнокомандующего Русской армией. Таковы официальные названия его должностей. При этом “белым” Врангель себя не называл. И свои войска “Белой армией” не называл. Кстати, А. Деникин, которого Врангель сменил на посту командующего, тоже не пользовался термином “Белая армия”. И Л. Корнилов, создавший и возглавивший Добровольческую армию в 1918 году, не называл “белыми” своих соратников. Их называли так в советской прессе. “Белая армия”, “белые” или “белогвардейцы”. Однако причины выбора терминов не объяснялись. Вопрос о причинах обходили и советские историки. Деликатно обходили. Не то чтоб вовсе замалчивали, нет. Кое-что сообщали, но при этом буквально увертывались от прямого ответа. Всегда увертывались.

5.Вашему вниманию видеоматериал. (Электронный учебник , материал о гражданской войне и иностранной интервенции в Казахстане)

6. Работа в группах. (10 минут)

1 группа Прием «Кластер» Начало иностранной интервенции и гражданской войны в Казахстане и формирование национальных частей Красной Армии в Казахстане.

2 группа Метод «Древо предсказаний» Партизанская война в тылу белогвардейцев, разгром Колчака.

3 группа Метод «Домик» Политика «Военного коммунизма» Защита постеров.



7. Закрепление.

Каковы итоги Гражданской войны?

В огне Гражданской войны погибли 8 млн. человек. От действий красных и белых страдало прежде всего мирное население. Те и другие реквизировали скот, в первую очередь коней, производили мобилизацию среди казахов, жгли аулы и степи. Особой жестокостью отличались казаки атаманов Дутова и Анненкова.Дорого заплатил народ за победу в Гражданской войне. Слишком велики были силы контрреволюции. На ее стороне стояли международный капитал, офицерский корпус, часть казачества, господствующие классы России. Противоборствующие силы на национальных окраинах бились не на жизнь, а на смерть. Стремление Советов привлечь квалифицированных специалистов на сторону революции, с одной стороны, эскалация жестокости и насилия со стороны контрреволюционных сил и интервентов, с другой, — заставило перейти алашскую интеллигенцию на сторону Советской власти. В достижении тактики национального согласия велика заслуга просветителя и гуманиста казахского народа А. Байтурсынова. В своей статье «Революция и киргизы» он писал: «Провозглашение Декларации прав народов России можно считать началом внимательного отношения к казахскому национальному вопросу, я могу от чистого сердца сказать и успокоить моих товарищей, что, предпочитая Советскую власть колчаковской, мы не ошиблись».

8. Ответы на проблемный вопрос.

-Какова же общая оценка гражданской войны?

-Это героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия?

- Итак, можно ли назвать гражданскую войну – войной справедливой?

Если определить гр. войну как вооруженную борьбу за власть, вопрос о победителе достаточно прост: побеждает тот, кто захватывает или сохраняет государственную власть. Применительно к событиям гр. войны это означало, что победа – это триумф красных. Но у нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны. При этом каждая из сторон считала себя абсолютно правой. Этот вывод можно оспорить. Но вот второй вывод едва ли: если история чему-либо способна научить потомков, то главный урок гр. войны состоит в отказе от ЧЕГО???Насаждения нетерпимости, от сталкивания различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства, как способа «осчастливить народ»

Рефлексия Упражнение «Ладонь»

  • Большой палец – для меня тема была важной и интересной.

  • Указательный палец - узнал много нового.

  • Средний палец – мне было трудно.

  • Безымянный палец – мне было комфортно.

  • Мизинец – для меня было недостаточно информации.

Родят свою ребята обводят свою ладонь и закрашивают те пальцы, которые считают нужными.


Домашнее задание: Любая война — это всегда трагедия. Напишите историческое эссе на тему: «Трагедия гражданской войны».


Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.
  • История
Описание:

Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о гражданской войне в Казахстане и иностранной военной интервенции.

Задачи: систематизировать теоретический материал;

              -проанализировать причины победы  «красных» в гражданской войне;

              -продолжить формирование умений  и навыков анализа и синтеза исторического материала;

                 - научиться  само- и взаимооценке результатов работы на уроке.

Методы и методические приемы: проблемно- поисковый, работа в группах.

Оборудование и материалы: интерактивная доска,  карта, схема, ватман, маркеры, электронный учебник.

 

Ход урока.

1.      Организационный момент.  (Физминутка)

2.      Деление на группы. (Соберите  выражение великих мыслителей).

3.       У всех на столах лежат оценочные листы, где будете оценивать свою работу.

Проверка домашнего задания по математической шкале. «Да-Нет».

4.      На экране вы видите плакат, на котором написано « Ты записался добровольцем»

О чём он вам говорит? Какие мысли возникают? Отсюда вытекает тема нашего урока? (Слайд)

Изучали ли вы эту тему? Какая будет цель нашего урока?

 

( Дети: расширить и систематизировать знания о гражданской войне в Казахстане и иностранной интервенции).

Автор Весельская Елена Иосифовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1114
Номер материала 29755
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓