Главная / История / "Казахстан и Россия" (5 класс).

"Казахстан и Россия" (5 класс).

5 класс. Открытый урок.

Казахстан и Россия. Хан Абулхаир.

Цель урока: дать объективную оценку личности хана Абулхаира, как политика и человека.


К концу урока учащиеся смогут:

  1. Перечислить личные качества хана Абулхаира;

  2. Назвать государства, которые граничили с Казахским ханством;

  3. Определить заслуги и роль хана Абулхаира в истории Казахстана;

  4. Закрепят навык составления кластера;

  5. Поразмышляют над положительными и отрицательными мнениями о личности Абулхаира.


Оборудование: карты Современный Казахстан, Казахское ханство в XVIII в., древо познания, для опроса дом.задания, ватман, для составления кластера, портреты хана Абулхаира, памятка – карточка для оценки роли исторической личности, сведения о хане Абулхаире – раздаточный материал, цитаты о хане Абулхаире, стикеры, листок для оценки за урок.


Методы: словесный, наглядный, проблемно – поисковый.

Ход урока:

  1. Орг.момент: Эмоциональный настрой. Пожелание себе на урок.

  2. Проверка домашнего задания:

Устный опрос.

На доске висит древо – познания, с разноуровневыми вопросами. Задача учащихся, выбрать себе вопрос, на который они могут ответить.

  1. Алаш

  2. Жанибек и Керей

  3. 550 лет

  4. 1465 – 1466 гг.

  5. Хан

  6. Абылай

  7. Касым

  8. Анна Иоанновна

  9. 19 февраля 1731 г.

  10. Могулистан

  11. Хан Абулхаир

  12. Есен Буга


Работа по карте:

  1. Покажите на карте Республику Казахстан и Казахское ханство. Сравните их границы и соседствующие государства. Покажите столицу.

  1. Актуализация темы:

  1. Скажите, как вы думаете, какое значение имело присоединение Младшего жуза к России? Хорошо или плохо? Почему?

  2. Кто был инициатором присоединения Младшего жуза к России?


Обратите внимание на доску, здесь приведены две цитаты о хане Абулхаире:

А) «Абулхаир вошел в нашу историю как человек, который однажды спас всех казахов от полного уничтожения, а потом вывел в большой мир цивилизации… А.Сатыбалдин


Б) «Он был предателем казахов. За пару шелковых халатов продал Казахстан России».


Как вы их понимаете? Почему они такие противоречивые? Что нам необходимо сделать, чтобы выяснить, кто из авторов прав?

В конце урока, вы должны будите оценить свою работу за урок. И выставить оценку на оценочные листы.




  1. Новый материал:

1.Работа по составлению кластера: Учащимся раздается материал, рассказывающий о жизни хана Абулхаира. Работа в парах. Задача учащихся: прочитать материал, выбрать и выписать, основные моменты, характеризующие жизнь хана. Затем совместное обсуждение. И заполнение кластера на доске. Учащиеся записывают в тетрадь, схему кластера.

Возвращаемся к цитатам на доске. Учащимся предлагается отдать свой голос за цитату. И сказать, почему они выбирают именно эту точку зрения.


2.Учащимся раздаются рисунки: памятник хану Абулхаиру, 50 тенге – купюра с изображением хана Абулхаира.

О чем говорят эти рисунки? Учащиеся высказывают свое мнение.


  1. Рефлексия:

Закончите предложение: Хан Абулхаир - …


Как ты оценил свою работу и почему именно так?


  1. Домашнее задание.

Схема – опора в тетради. Подготовить пересказ о хане Абулхаире.



































Хан Абулхаир.

(1693-1748 гг.).

Хан младшего жуза Мухаммед Абулхаир Гази Баха-дур-хан (полное имя хана Абулхаира), прямой потомок Чингисхана в 15-м поколении.

В 1710 г. на народном собрании в Каракумах юный Абулхаир был избран ханом и командующим армией Младшего жуза, а предводителем войска назначен известный батыр Богенбай.

XVIII в. в истории казахского народа был особо трагичным, постоянные нападения со стороны джунгарских захватчиков не позволяли народу стабильно развиваться. Абулхаир принимал активное участие в этой священной войне. Он проявлял особое мужество и ум в защите городов Ташкента, Туркестана и Сайрама, которыми владели его предки. После осады джунгарами указанных городов, вступивший в неравный бой хан Абулхаир, потеряв мать и жену, попавших в плен врагу, был вынужден отступить в степи.

В 1718 г. в Аягузе произошло кровопролитное сражение с джунгарами, где Абулхаир и старший казахский хан Каип с 30-тысячным войском сражались с джунгарами. Абулхаир с молодых лет прославился личной отвагой, был талантливым полководцем и умным политиком.

В 1726 г. на съезде в Ордабасы казахов всех трех жузов султаны, бии и батыры единодушно выбрали Абулхаир-хана верховным главнокомандующим войском казахского ханства.
Как полководец, Абулхаир проводил огромную работу в народном ополчении, укреплял его боеспособность, поощрял патриотизм и высокий моральный дух в вооруженных силах. В 1728 г., когда была одержана первая победа над джунгарами. Эти сражения проходили в горах Улытау, в местности Карасиыр, у реки Буланты, где казахи наголову разбили джунгарский экспедиционный корпус. Армия Абулхаира после победы над джунгарами развеяла миф о непобедимости джунгар, у народа появилась уверенность в достижении полной победы над врагом. Народ стал более организован в борьбе против общего захватчика, проявлял особый энтузиазм ради защиты отечества.

Хотя была одержана очень важная победа, враг еще оставался сильным, и знавший реальную ситуацию Абулхаир начал новое наступление.

Весной 1730 г. в местности Анракай, казахская армия под предводительством Абулхаира снова разбила захватчиков.

В столетней войне казахского народа против джунгар наступил переломный период, полная победа казалась очень близкой. Однако, в это время неожиданно умирает старший хан Болат.

Возникает вопрос, связанный с назначением нового старшего хана, и, согласно вековой традиции, общеказахским ханом мог быть избран только представитель Старшего жуза. В соответствии с условиями ханом был избран сын Болат-хана, молодой Абулмамбет. Абулхаир не согласился с таким исходом дел, он отказался от поста главнокомандующего в пользу нового хана и вернулся со своим войском в Младший жуз. С этого времени распалось с трудом собранное общеказахское народное ополчение.

После распада общеказахской армии каждый жуз сам оборонялся от врагов. В это время население Младшего жуза оказалось в очень тяжелом военном положении, со всех четырех сторон оно находилось во вражеском окружении.

Оказавшись в безвыходном положении, Абулхаир обращается за помощью к России. Осенью 1730 г. в Санкт-Петербург было направлено посольство Абулхаира с выражением его желания быть под защитой России от внешних врагов. В феврале 1731 г. казахи Младшего жуза получили согласие от правительства России на принятие их под российское покровительство.

Абулхаир погиб 1 августа 1748 г. от руки своего заклятого врага султана Барака.











Характеристика личности хана Абулхаира.

  1. Годы жизни

  2. Полное имя

  3. В каком году избрали ханом

  4. Личные качества

  5. Участие в сражениях (год и место сражения, результат)

  6. Когда попросил подданство у России

  7. Когда умер






Характеристика личности хана Абулхаира.

1.Годы жизни

2.Полное имя

3.В каком году избрали ханом

4.Личные качества

5.Участие в сражениях (год и место сражения, результат)

6.Когда попросил подданство у России

7.Когда умер






Характеристика личности хана Абулхаира.

1.Годы жизни

2.Полное имя

3.В каком году избрали ханом

4.Личные качества

5.Участие в сражениях (год и место сражения, результат)

6.Когда попросил подданство у России

7.Когда умер





Характеристика личности хана Абулхаира.

1.Годы жизни

2.Полное имя

3.В каком году избрали ханом

4.Личные качества

5.Участие в сражениях (год и место сражения, результат)

6.Когда попросил подданство у России

7.Когда умер







Хан Абулхаир.

(1693-1748 гг.).

Хан младшего жуза Мухаммед Абулхаир Гази Баха-дур-хан (полное имя хана Абулхаира), прямой потомок Чингисхана в 15-м поколении.

В 1710 г. на народном собрании в Каракумах юный Абулхаир был избран ханом и командующим армией Младшего жуза, а предводителем войска назначен известный батыр Богенбай.

XVIII в. в истории казахского народа был особо трагичным, постоянные нападения со стороны джунгарских захватчиков не позволяли народу стабильно развиваться. Абулхаир принимал активное участие в этой священной войне. Он проявлял особое мужество и ум в защите городов Ташкента, Туркестана и Сайрама, которыми владели его предки. После осады джунгарами указанных городов, вступивший в неравный бой хан Абулхаир, потеряв мать и жену, попавших в плен врагу, был вынужден отступить в степи.

В 1718 г. в Аягузе произошло кровопролитное сражение с джунгарами, где Абулхаир и старший казахский хан Каип с 30-тысячным войском сражались с джунгарами. Абулхаир с молодых лет прославился личной отвагой, был талантливым полководцем и умным политиком.







В 1726 г. на съезде в Ордабасы казахов всех трех жузов султаны, бии и батыры единодушно выбрали Абулхаир-хана верховным главнокомандующим войском казахского ханства.
Как полководец, Абулхаир проводил огромную работу в народном ополчении, укреплял его боеспособность, поощрял патриотизм и высокий моральный дух в вооруженных силах. В 1728 г., когда была одержана первая победа над джунгарами. Эти сражения проходили в горах Улытау, в местности Карасиыр, у реки Буланты, где казахи наголову разбили джунгарский экспедиционный корпус. Армия Абулхаира после победы над джунгарами развеяла миф о непобедимости джунгар, у народа появилась уверенность в достижении полной победы над врагом. Народ стал более организован в борьбе против общего захватчика, проявлял особый энтузиазм ради защиты отечества.

Хотя была одержана очень важная победа, враг еще оставался сильным, и знавший реальную ситуацию Абулхаир начал новое наступление.

Весной 1730 г. в местности Анракай, казахская армия под предводительством Абулхаира снова разбила захватчиков.

В столетней войне казахского народа против джунгар наступил переломный период, полная победа казалась очень близкой. Однако, в это время неожиданно умирает старший хан Болат.








Возникает вопрос, связанный с назначением нового старшего хана, и, согласно вековой традиции, общеказахским ханом мог быть избран только представитель Старшего жуза. В соответствии с условиями ханом был избран сын Болат-хана, молодой Абулмамбет. Абулхаир не согласился с таким исходом дел, он отказался от поста главнокомандующего в пользу нового хана и вернулся со своим войском в Младший жуз. С этого времени распалось с трудом собранное общеказахское народное ополчение.

После распада общеказахской армии каждый жуз сам оборонялся от врагов. В это время население Младшего жуза оказалось в очень тяжелом военном положении, со всех четырех сторон оно находилось во вражеском окружении.

Оказавшись в безвыходном положении, Абулхаир обращается за помощью к России. Осенью 1730 г. в Санкт-Петербург было направлено посольство Абулхаира с выражением его желания быть под защитой России от внешних врагов. В феврале 1731 г. казахи Младшего жуза получили согласие от правительства России на принятие их под российское покровительство.

Абулхаир погиб 1 августа 1748 г. от руки своего заклятого врага султана Барака.





Алаш

Касым

Жанибек и Керей

Анна Иоанновна

550 лет

19 февраля 1731 г.

1465 – 1466 гг.

Могулистан

Хан

Хан Абулхаир

Абылай

Есен Буга



Ф.И. ученика




Ф.И. ученика

Ф.И.ученика

Ф.И.ученика

Моя оценка за урок


Моя оценка за урок

Моя оценка за урок

Моя оценка за урок

Ф.И. ученика




Ф.И. ученика

Ф.И. ученика

Ф.И. ученика

Моя оценка за урок




Моя оценка за урок

Моя оценка за урок

Моя оценка за урок


C:\Users\user\Desktop\Abdulhair.jpg

Хан Абулхаир





C:\Users\user\Desktop\00001294.jpg

Хан Абулхаир. Художник М.Калимов.









C:\Users\user\Desktop\00001296.jpg

Хан Абулхаир. Художник Джон Кэстль. 1784 г


"Казахстан и Россия" (5 класс).
  • История
Описание:

Разработка урока по истории Казахстана в 5 классе. Перед учащимися ставится учебная задача, дать оценку деятельности хана Абулхаира. 

На первом этапе урока, учитель проводит актуализацию знаний учащихся по пройденным темам, используя "Древо познания", на котором размещены даты и имена. Задача учащихся выбрать имя или дату,которая ему известна и объяснить ее. Задания разноуровневые и учащийся имеет право выбора. 

На втором этапе урока учащимся предлагается работа в парах. Учащиеся изучают биографию хана Абулхаира и составляют опорную схему. После этого каждая пара озвучивает свой материал, остальные учащиеся заносят эти сведения в свою схему.

На третьем этапе урока учитель предлагает учащимся по рассуждать над высказываниями о хане Абулхаире и отдать свой голос за одно из них. Обосновывая свой выбор.

На четвертом этапе урока проводится работа с портретами хана Абулхаира, изображение национальной валюты тенге - номиналом 50, и памятник хана Абулхаира.

На пятом этапе урока учитель проводит рефлексию, предлагая учащимся продолжить предложение: Хан Абулхаир - это....

Выставление оценок за урок.

 

 

Автор Костюкова Елена Викторовна
Дата добавления 17.03.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 568
Номер материала 58200
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓