Казахская музыкальная культура
Из седой древности до наших дней дошла
казахская народная легенда о неземном, сверхъстественном происхождении музыки,
пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня,
пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому
народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями.
А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента
его рождения». Не случайно, наверное, люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие
за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали
сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной
музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлеченность в сферу
музицирования всего населения - от младенцев до глубоких старцев. Каждый
половозрастной клан имел в казахском традиционном обществе соответствующий
набор музыкальных инструментов и жанров, репертуар и исполнительские формы.
Дети развлекались игрой на глиняных духовых инструментах - саз сырнаe,
тастауке, ускирике, которые «под рукой» мастера или самого ребенка приобретали
причудливые формы животных, птиц, рыб, многоголовых коней, ярко разрисованных и
покрытых сверкающей глазурью. Через исполнение детских песен и музыкальных игр,
материнскую колыбельную и песни-поучения взрослых мужчин (осиет олен) малыши
познавали окружающий мир и становились полноправными членами своей
социокультурной общности. Дальнейшая самостоятельная жизнь давала новые
художественные знания и опыт через участие в молодежных играх и развлечениях с
обязательным участием музыки - кайым-айтысах, тартысах, диалогическом пении
бытовых песен кара олен. Репертуар «молодых лет» обогащался любовной лирикой и
разнообразными песнями и ритуалами многокрасочной казахской свадьбы со
скорбными прощальными плачами невест и бодрыми молодежными жар-жарами,
сигнальным боем ударных - дабыла, дауылпаза, или шындауыла на охоте на зверя
или во время воинского похода. В этом отношении «зрелость», несущая
уравновешенность и опыт, была призвана для свершения больших государственных и
общественных дел, защиты интересов рода в межродовых песенно-поэтических
состязаниях - айтысах и отправления народных обрядовых праздников и церемоний в
качестве - жаршы - организатора и исполнителя ритуала. А «старость» и
«мудрость» сопровождались музыкально-поэтическими наставлениями молодым, пением
философских песен-размышлений о смысле жизни и безвозвратно ушедшей молодости,
о сладком и так быстро миновавшем тебя времени, когда возраст твой - всего
двадцать пять (жиырма бес). Таков был извечный музыкально-жизненный круговорот
казаха-кочевника, неизменно воспроизводившийся из года в год, из поколения в
поколение, обеспечивающий полнокровное функционирование различных народных
музыкальных традиций и породивший известные строки великого Абая:
«...Двери в мир открыла песня для тебя. Песня провожает в землю прах,
скорбя. Песня - вечный спутник радостей земли, Так внимай ей чутко
и цени, любя!» Все духовное достояние нации развивалось вплоть до начала
ХХ столетия в бесписьменной форме и передавалось «из уст в уста» от отца к
сыну, от учителя - к ученику, из прошлого - в будущее. Кочевой и полукочевой
тип хозяйствования предопределил своеобразие народного инструментария и
музыкальных традиций, их «встроенность» в жизнь и быт казахского общества и
неотделимость от иных форм художественного творчества - словесных и
поэтических. На раннем этапе развития музыка была всецело подчинена
обслуживанию утилитарных потребностей древнего кочевого общества и сопровождала
важнейшие религиозные и бытовые церемонии. Возникшие в период становления
казахского этноса крупные эпические сказания-жыр, исполнялись жырау (носителями
эпической традиции), и были связаны изначально с отправлением ритуалов военной
магии и культа предков. В народной памяти сохранилось более ста сказаний, в
каждом из которых - тысячи поэтических строк, исполняемых в сопровождении
кыл-кобыза - смычкового музыкального инструмента с двумя волосяными струнами
или щипкового инструмента - домбры. Будучи одним из самых любимых жанров
народного творчества, героические и лирико-бытовые эпические сказания
«Кобланды», «Алпамыс», «Ер Таргын», «Камбар», «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и
Баян-сулу», «Енлик и Кебек» и многие-многие другие донесли до потомков в
легендарной, мифологизированной формереальные исторические события доказахской
и собственно казахской истории. Появившиеся несколько позже архаичные
образцы инструментальной музыки народа, - кюи - также выполняли на этапе своего
возникновения магические функции. Происхождение обеих традиций - эпической и
инструментальной связывалось в народном сознании и преданиях с именем легендарного
святого - Коркыта - первого жырау и шамана, «отца кюев» и создателя
музыкального инструмента - кыл-кобыза. Вместе с кобызом, строение и названия
частей которого олицетворяли свойственную шаманским представлениям
3-х-уровневую модель Вселенной (верхний, средний и нижний миры), Коркыт оставил
потомкам великое наследие - кобызовые кюи - «Коркыт», «Желмая»(Имя священной
верблюдицы»), «Таргыл тана»(«Пегая телка»), «Елимай»(«О, моя родина»), «Ушардын
улуы»(«Вой Ушар») и др. Часть из них имела звукоподражательный характер и
передавала голоса живой природы, часть - представляла собой философские
раздумья о смысле бытия, жизни и смерти. Но во всех произведениях легко уловимы
на слух переходящие из одного кюя в другой и многократно повторяющиеся музыкальные
мотивы - словно ожившие в звуках кобыза слова древней молитвы, заповеди,
заклинания, обращенные к богу, духам, сверхъествественным силам. В глубь
веков уходит и история развития домбровой и сыбызговой инструментальных
традиций. Свидетельством древнего происхождения домбровой музыки стали
археологические открытия: при раскопках древнего города Хорезма были найдены
терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Ученые
отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее двух тысяч лет
назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из
распространенных инструментов ранних кочевников, живших на территории
Казахстана. К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой музыки
относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных - «Акку»(«Лебедь»),
«Каз»(Гусь»), «Нар»(«Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте -
«Аксак кыз»(«Хромая девушка»), «Аксак кулан»(«Хромой кулан»), кюи-плачи об
утонувших детях и детенышах зверей - «Жорга аю»(«Медведь-иноходец»),
«Зарлау»(«Плач»), «Жетым кыз»(«Девочка-сирота») и др. Все они сохранили
отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до
сих пор несут в себе живую историю безмолвно ушедших тысячелетий. Только
к 19 веку казахская музыка освобождается от сковывающих цепей религии и обряда
и начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Этот период
стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных
традиций народа - инструментальной, песенной, акынской. На обширной территории
Казахстана формируются различные локальные профессиональные композиторские и
исполнительские школы, при этом каждый регион предлагает своего рода
«специализацию» в развитии конкретных традиций. Так, территория Западного Казахстана
стала центральной зоной в развитии домбрового кюя токпе, а ареал Сары арки
(Центральный Казахстан) - эпицентром профессиональной песни, юго-западный
регион (Кармакчинский район) сохранил и развил богатейшие традиции эпического
сказительства, а Жетысу - традиции айтыса - состязательного искусства
акынов-импровизаторов. Имена Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Казангапа,
Дины, Биржана, Ахана, Жаяу Мусы, Естая, Ибрая, Нартая, Мади, Мухита, Абая,
Кенена Азербаева вошли в историю не только казахской, но и мировой музыкальной
культуры. Их творчество, отличающееся яркой индивидуальностью стиля,
характерным образным строем и кругом музыкально-выразительных средств,
составляет гордость, классику казахской музыкальной культуры. Создавая высокое
искусство и приобщая простых людей к «божественному таинству» - музыке, они при
жизни пользовались большой любовью и уважением в обществе и всегда находились в
центре всеобщего внимания и притяжения. Лучшим из лучших народ присваивал
высокие звания - салов и сере. Творческая деятельность профессиональных
музыкантов 19 века, как правило, не ограничивалась только исполнительской или
композиторской сферой, а включала в себя все многообразие художественных форм -
поэтическую импровизацию, ораторское искусство, отточенную вокальную технику,
виртуозное владение музыкальным инструментом, элементы театрального и циркового
действа, что во многом сближал о казахских степных артистов со средневековыми
музыкантами Западной Европы - жонглерами, трубадурами, труверами, мейстер и миннизингерами.
В 20 веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами
музицирования и жанрами. За небольшой в масштабах истории отрезок времени
республика освоила многоголосие и весь жанровый арсенал классической
европейской музыки - оперу, симфонию, балет, инструментальный концерт, кантату,
ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создала
новую профессиональную композиторскую школу, базирующуюся на письменном типе
творчества. На основе органичного синтеза национального содержания и
европейских форм в 30-40-е годы 20 столетия были созданы классические
произведения казахского оперного искусства - «Кыз Жибек» Е. Брусиловского,
«Абай» А. Жубанова, Л. Хамиди, «Биржан и Сара» М. Тулебаева. Их
драматургической и музыкальной основой стали неисчерпаемые богатства казахского
фольклора и устной профессиональной музыки . Подмостки оперного театра стали
ареной, где перед взором современного зрителя разворачивается старинный
свадебный обряд и зажигательный айтыс между акынами 19 века Биржаном и Сарой,
где можно услышать полную внутренней страсти песню героя
народно-освободительного восстания 19 века, поэта и кюйши Махамбета и скорбную
похоронно-поминальную песню-плач жоктау. В 60-70-х гг. в республике
достигает расцвета один из самых сложных жанров европейской инструментальной
музыки - симфонический, в рамках которого создаются как композиции, близкие по
форме к лассическим, - симфонии Г.Жубановой, К. Кужамьярова, так и возник ает
новый жанровый синтез - симфонический кюй. Большую любовь у национальной
аудитории получили оркестровые и хоровые интерпретации казахской монодической
музыки. Особенно широкую популярность завоевал фольклорно-этнографический
оркестр «Отрар сазы», в состав которого вошли древние, ушедшие из практики
повседневного бытования казахские музыкальные инструменты, возрожденные
ученым-фольклористом Б. Сарыбаевым. В оркестровом звучании кюи захватывают
слушателей исполинской мощью воплощаемых богатырских образов, стремительностью
конной скачки-байги, пленительными звуковыми картинами необъятных просторов
степей и ликованием массовых народных празднеств. Неповторимое лицо этому
коллективу создал руководитель и дирижер, композитор и домбрист Н. Тлендиев.
На современном этапе развития в Казахстане сформировалась разветвленная
структура музыкальной культуры. Здесь каждый может найти то, что ему по душе.
Наряду с исполнительским и композиторским творчеством в европейских жанрах в
республике продолжают развиваться традиционные формы музицирования,
функционирует мировая массовая музыка рок, эстрада, джаз) и религиозная музыка
мировых концессий, фольклор и устные профессиональные традиции народов,
населяющих Казахстан - уйгуров, корейцев, немцев, дунган, русских, татар. В
республике работают исполнительские коллективы различного художественного
профиля - Государственный симфонический оркестр, оркестр казахских народных
инструментов им. Курмангазы, хоровая капелла, ансамбль народного танца,
Государственный квартет, эстрадные ансамбли, духовой и джазовый оркестры.
Казахстан - родина многих выдающихся исполнителей классической музыки мирового
масштаба - Е. Серкебаева, Б. Тулегеновой, Г. Есимова, А. Днишева, Г.
Кадырбековой, А. Мусаходжаевой, Ж. Аубакировой и колыбель звезд казахской
музыкальной диаспоры за рубежом - М. Бисенгалиева, Э. Курмангалиева, сестер
Накипбековых. На сегодняшний день в республике активно функционируют
специализированные детские музыкальные школы им. К. Байсеитовой и А. Жубанова,
Алматинская Государственная консерватория им. Курмангазы, Национальная Академия
музыки в Астане, Государственный театр оперы и балета им. Абая, Казахская
Государственная филармония им. Джамбула, Казахконцерт, Институт литературы и
искусства им. М. Ауэзова и другие музыкально-образовательные, научные и
культурные учреждения. Ежегодно наша суверенная республика собирает творчески
одаренную молодежь на фестивалях «Дни новой музыки», «Жигер», «Алтын алма»,
Международном конкурсе «Азия дауысы», а народных музыкантов - на Международном
фестивале традиционной музыки. Изо дня в день, из года в год, как и прежде,
музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое,
настоящее и будущее.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.