Кавказский пленник
(Открытое занятие с учащимися МБОУ
«Карповская СОШ» Краснощёковского района»)
Целеполагание:
1.Создать условия для погружения учащихся в мир «кавказского периода» жизни и
творчества М.Ю.Лермонтова;
2.Проследить
за изменениями отношения Лермонтова к Кавказу, опираясь на стихотворения поэта,
написанные в различный период времени;
3.Формировать
художественно - эстетический уровень учащихся в процессе работы с
произведениями поэта.
Тип
урока: комбинированный
Форма
урока:
изучение нового материала
Оборудование: мультимедийное
оборудование, тексты со стихами Лермонтова
Структура урока.
1.Организационный
момент с элементами релаксации.
2.Слово
учителя:
-
Представьте себе молодого человека, стоящего на краю утёса и с восхищением вглядывающегося
в пространство Кавказских гор. О чём он думает? Возможно, о том, как удивителен
и независим этот загадочный уголок земли. А может, о том, как полтора века
назад точно на такой же скале стоял тот, кто, исполненный мятежа, «искал покоя
в буре» и теперь, как очарованный странник, находился в объятьях гордого
величия. Давайте и мы постараемся вдохновиться необыкновенной атмосферой
свободы этого особого пространства. Я приглашаю вас в виртуальный мир
кавказской природы! (Демонстрация слайдов с музыкальным сопровождением).
-
Удивил Кавказ? Чем?
Учащиеся
делятся впечатлениями.
2.Новый
слайд представляет тему урока:
Название
урока вызывает удивление и массу ассоциаций: вспоминается Л.Н.Толстой с
одноимённым рассказом. По ходу возникает вопрос: кто пленник? Если речь пойдёт
о Лермонтове, не значит ли это, что поэт был в плену?
Всему
виной слово пленник. Подумаем, в том ли семантическом проявлении оно
употребляется?
Приходим
с ребятами к выводу: оказывается, у Толстого в названии – семантическая
неточность: нужно употребить ПЛЕННЫЙ, а не ПЛЕННИК?
ПОЧЕМУ?
Лексико - семантическое исследование.
ПЛЕННЫЙ
– пленённый врагом, взятый в плен, лишённый свободы
ПЛЕННИК
– находящийся в плену красоты, величия – одним словом, под впечатлением.
Картина
проясняется: речь пойдёт о том, чем Кавказ пленил Лермонтова. Но побочно
ставим другую задачу: проследить, осталось ли очарование Кавказом у Лермонтова
на протяжении всей его жизни.
Если
речь уже зашла о Лермонтове, продемонстрируем его автопортрет.
-
Что необычного обнаружили на автопортрете?
(«Лермонтовский
автопортрет лишён аристократизма, слишком опрощенное изображение, в облике
наблюдается что-то диковатое, созвучное с Кавказом».)
Приходим
к выводу: перед нами портрет – вызов. Вызов чему? Российской действительности.
Ребята подсказывают, что у Лермонтова шотландские корни, может, это
сказывается?
Вместо
ремарки: в дальнейшем увидим, что и поэзия Лермонтова идёт в разрез с русским
национальным колоритом.
-
Что связывает Лермонтова и Кавказ? Почему Кавказ стал неотъемлемой частью жизни
поэта? – эти те вопросы, которые возникли у ребят. Собственно, найти ответы на
поставленные проблемы и определило целеустановку занятия.
3.Читаем
стихотворение «Кавказ»:
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть
раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: всё тоскую по
вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!
Делимся
впечатлениями. («Стихотворение эмоциональное, видна неподдельная любовь к
Кавказу», «это откровение, которым молодой Лермонтов делится с читателем:
Кавказ не отпускает его даже спустя пять лет, скорее всего, это стихия поэта,
где он чувствует себя «своим»)
От
себя: важно, чтобы ребята обнаружили «нужную строку» в стихотворении: «В
младенческих летах я мать потерял…» Кавказ даёт возможность забыться,
справиться с проблемой потери матери.
-
Удаётся?
(В
целом - нет! Но само слияние с «дикой красотой» компенсирует боль утраты и
страдание.)
-
Что может повлиять на изменение отношения человека к месту, к которому
привязан всей душой?
Обращаем
внимание на слайд с датой - 1837год.
- Какое
трагическое для литературы и культуры событие произошло в этот период? (
Убийство А.С.Пушкина на дуэли – как результат дворовых интриг)
Сообщаем
ребятам о том, как откликнулся Лермонтов на смерть великого поэта: прочтём им
отрывок из стихотворения «Смерть поэта»
- Какие
новые интонации уловили в поэзии Михаила Юрьевича?
Учащиеся
улавливают ноты негодования и протеста. По мнению Лермонтова, занесена рука на
великую литературу.
-
Стихотворение получило огромный резонанс и было признано политическими властями
как антиполитическое. Результат – ссылка на Кавказ.
Запись
в тетрадь:
1837 год – 1-я ссылка Лермонтова на Кавказ
-
Как по-новому раскрывается Кавказ в стихах поэта?
Читаем:
Терек воет, дик и
злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят…
(«Утрачивается романтический
налёт природы Кавказа; характеристики обретают семантику неистовства,
экспрессии, вызова; образ Кавказа выступает как некая персонификация, создающая
угрозу и рождающая новую философию осмысления жизни»).
Добавим:
- Под влиянием этого состояние одиночества и незащищённости ощущается наиболее
остро.
-
Лермонтову повезло: в период 1-й ссылки он не участвует в военных действиях, но
формирует в себе новое пространство идей и замыслов.
Один
из замыслов возникает под влиянием встречи Лермонтова с монахом – горцем,
ребёнком попавшим в плен. Пленивший мальчика генерал хотел усыновить его, но
тот заболел и в результате оказался на попечении монахов одного из грузинских
монастырей. Так рождается история Мцыри, представленная Лермонтовым в
одноимённой поэме, произведении, которое, по сути, является неким спором с
высказанной ранее идеей Пушкина об укрощении «диких племён Кавказа».
-
Будет и 2-я ссылка Лермонтова на Кавказ, где горная страна предстанет как арена
военных действий.
Демонстрируем
учащимся художественные отрывки из произведений Лермонтова: «Спор» и «Валерик»:
…Идут все полки могучи,
шумны, как поток,
Страшно – медленны, как тучи,
прямо на восток…
…Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!...небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?...
-
Что нового уловили в кавказской тематике Лермонтова?
(«
Кавказ – это место боевых схваток, это атмосфера насилия и подчинения одного
народа другому»; «Лермонтов серьёзно задумывается над смыслом жизни и
предназначением человека на земле».
-
Какой ключевой вопрос волнует его?
Зачем?
-
Как вы понимаете сущность этого вопроса? Какой смысл вкладывается поэтом в этот
вопрос?
(«
Данный вопрос возникает обычно в момент непонимания того, что мешает людям жить
в мире и согласии, почему так мало свободы на земле и что заставляет человека
совершать насилие по отношению к другому человеку»; «для Лермонтова это новый
тупик в процессе попытки осмыслить философию жизни, разрушение надежд на
формирование гармонии внутри общества».)
От
себя добавим: Лермонтов как нельзя остро почувствовал несовершенство мира: это
та атмосфера, где он не просто странник – отшельник, не способный смириться с
суровыми законами бытия. Отсюда – крик души:
Зачем я не птица, не ворон
степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?
-
Утратил ли Лермонтов любовь к Кавказу на протяжении своей жизни? Что нового
сформировал Кавказ в мировоззрении поэта?
(«
Лермонтов не утрачивает любви к Кавказу, но подвергается состоянию
переосмысления собственного предназначения на земле», «Кавказ породил в
Лермонтове образ несовершенного мира, где мало духовности и человечности, зато
много насилия и корыстолюбия»…)
Отметим,
что каждый из учащихся стал пленником Кавказа и лермонтовской поэзии, ощутил
состояние странной свободы и одновременно какого-то тупика. Ничего не
поделаешь, это жизнь, где рядом с КРАСОТОЙ и ВЕЛИЧИЕМ, к сожалению, господствуют
негативные проявления жизни, с которыми всё время необходимо вступать в
противоборство. Именно это, в первую очередь, вынесли с урока дети, тем самым
сделав ещё один шаг к взрослению.
- А
тем молодым человеком, - признаемся ребятам, -был я, ваш покорный слуга, ещё
тогда молодой, с очарованием смотрящий на жизнь и тоже, как и Лермонтов,
проходящий службу на Кавказе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.