Главная / Русский язык и литература / Кавказский пленник (Кавказская тема в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Урок литературы в 8-м классе).

Кавказский пленник (Кавказская тема в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Урок литературы в 8-м классе).

Кавказский пленник

(Открытое занятие с учащимися МБОУ «Карповская СОШ» Краснощёковского района»)



Целеполагание: 1.Создать условия для погружения учащихся в мир «кавказского периода» жизни и творчества М.Ю.Лермонтова;

2.Проследить за изменениями отношения Лермонтова к Кавказу, опираясь на стихотворения поэта, написанные в различный период времени;

3.Формировать художественно - эстетический уровень учащихся в процессе работы с произведениями поэта.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийное оборудование, тексты со стихами Лермонтова



Структура урока.

1.Организационный момент с элементами релаксации.

2.Слово учителя:

- Представьте себе молодого человека, стоящего на краю утёса и с восхищением вглядывающегося в пространство Кавказских гор. О чём он думает? Возможно, о том, как удивителен и независим этот загадочный уголок земли. А может, о том, как полтора века назад точно на такой же скале стоял тот, кто, исполненный мятежа, «искал покоя в буре» и теперь, как очарованный странник, находился в объятьях гордого величия. Давайте и мы постараемся вдохновиться необыкновенной атмосферой свободы этого особого пространства. Я приглашаю вас в виртуальный мир кавказской природы! (Демонстрация слайдов с музыкальным сопровождением).

- Удивил Кавказ? Чем?

Учащиеся делятся впечатлениями.

2.Новый слайд представляет тему урока:



hello_html_m41285676.gif



Название урока вызывает удивление и массу ассоциаций: вспоминается Л.Н.Толстой с одноимённым рассказом. По ходу возникает вопрос: кто пленник? Если речь пойдёт о Лермонтове, не значит ли это, что поэт был в плену?

Всему виной слово пленник. Подумаем, в том ли семантическом проявлении оно употребляется?

Приходим с ребятами к выводу: оказывается, у Толстого в названии – семантическая неточность: нужно употребить ПЛЕННЫЙ, а не ПЛЕННИК?

ПОЧЕМУ?

Лексико - семантическое исследование.

ПЛЕННЫЙ – пленённый врагом, взятый в плен, лишённый свободы

ПЛЕННИК – находящийся в плену красоты, величия – одним словом, под впечатлением.

Картина проясняется: речь пойдёт о том, чем Кавказ пленил Лермонтова. Но побочно ставим другую задачу: проследить, осталось ли очарование Кавказом у Лермонтова на протяжении всей его жизни.

Если речь уже зашла о Лермонтове, продемонстрируем его автопортрет.





hello_html_m2c8eb0df.gif



- Что необычного обнаружили на автопортрете?

(«Лермонтовский автопортрет лишён аристократизма, слишком опрощенное изображение, в облике наблюдается что-то диковатое, созвучное с Кавказом».)

Приходим к выводу: перед нами портрет – вызов. Вызов чему? Российской действительности. Ребята подсказывают, что у Лермонтова шотландские корни, может, это сказывается?

Вместо ремарки: в дальнейшем увидим, что и поэзия Лермонтова идёт в разрез с русским национальным колоритом.

- Что связывает Лермонтова и Кавказ? Почему Кавказ стал неотъемлемой частью жизни поэта? – эти те вопросы, которые возникли у ребят. Собственно, найти ответы на поставленные проблемы и определило целеустановку занятия.

3.Читаем стихотворение «Кавказ»:





Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.



В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.



Я счастлив был с вами, ущелия гор;

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!

Делимся впечатлениями. («Стихотворение эмоциональное, видна неподдельная любовь к Кавказу», «это откровение, которым молодой Лермонтов делится с читателем: Кавказ не отпускает его даже спустя пять лет, скорее всего, это стихия поэта, где он чувствует себя «своим»)

От себя: важно, чтобы ребята обнаружили «нужную строку» в стихотворении: «В младенческих летах я мать потерял…» Кавказ даёт возможность забыться, справиться с проблемой потери матери.

- Удаётся?

(В целом - нет! Но само слияние с «дикой красотой» компенсирует боль утраты и страдание.)

- Что может повлиять на изменение отношения человека к месту, к которому привязан всей душой?

Обращаем внимание на слайд с датой - 1837год.

- Какое трагическое для литературы и культуры событие произошло в этот период? ( Убийство А.С.Пушкина на дуэли – как результат дворовых интриг)

Сообщаем ребятам о том, как откликнулся Лермонтов на смерть великого поэта: прочтём им отрывок из стихотворения «Смерть поэта»

- Какие новые интонации уловили в поэзии Михаила Юрьевича?

Учащиеся улавливают ноты негодования и протеста. По мнению Лермонтова, занесена рука на великую литературу.

- Стихотворение получило огромный резонанс и было признано политическими властями как антиполитическое. Результат – ссылка на Кавказ.

Запись в тетрадь: 1837 год – 1-я ссылка Лермонтова на Кавказ

- Как по-новому раскрывается Кавказ в стихах поэта?

Читаем:



Терек воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят

(«Утрачивается романтический налёт природы Кавказа; характеристики обретают семантику неистовства, экспрессии, вызова; образ Кавказа выступает как некая персонификация, создающая угрозу и рождающая новую философию осмысления жизни»).

Добавим: - Под влиянием этого состояние одиночества и незащищённости ощущается наиболее остро.

- Лермонтову повезло: в период 1-й ссылки он не участвует в военных действиях, но формирует в себе новое пространство идей и замыслов.

Один из замыслов возникает под влиянием встречи Лермонтова с монахом – горцем, ребёнком попавшим в плен. Пленивший мальчика генерал хотел усыновить его, но тот заболел и в результате оказался на попечении монахов одного из грузинских монастырей. Так рождается история Мцыри, представленная Лермонтовым в одноимённой поэме, произведении, которое, по сути, является неким спором с высказанной ранее идеей Пушкина об укрощении «диких племён Кавказа».

- Будет и 2-я ссылка Лермонтова на Кавказ, где горная страна предстанет как арена военных действий.

Демонстрируем учащимся художественные отрывки из произведений Лермонтова: «Спор» и «Валерик»:



Идут все полки могучи,
шумны, как поток,
Страшно – медленны, как тучи,
прямо на восток…



Я думал: жалкий человек.

Чего он хочет!...небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?...

- Что нового уловили в кавказской тематике Лермонтова?

(« Кавказ – это место боевых схваток, это атмосфера насилия и подчинения одного народа другому»; «Лермонтов серьёзно задумывается над смыслом жизни и предназначением человека на земле».

- Какой ключевой вопрос волнует его?

Зачем?

- Как вы понимаете сущность этого вопроса? Какой смысл вкладывается поэтом в этот вопрос?

(« Данный вопрос возникает обычно в момент непонимания того, что мешает людям жить в мире и согласии, почему так мало свободы на земле и что заставляет человека совершать насилие по отношению к другому человеку»; «для Лермонтова это новый тупик в процессе попытки осмыслить философию жизни, разрушение надежд на формирование гармонии внутри общества».)

От себя добавим: Лермонтов как нельзя остро почувствовал несовершенство мира: это та атмосфера, где он не просто странник – отшельник, не способный смириться с суровыми законами бытия. Отсюда – крик души:

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

- Утратил ли Лермонтов любовь к Кавказу на протяжении своей жизни? Что нового сформировал Кавказ в мировоззрении поэта?

(« Лермонтов не утрачивает любви к Кавказу, но подвергается состоянию переосмысления собственного предназначения на земле», «Кавказ породил в Лермонтове образ несовершенного мира, где мало духовности и человечности, зато много насилия и корыстолюбия»…)

Отметим, что каждый из учащихся стал пленником Кавказа и лермонтовской поэзии, ощутил состояние странной свободы и одновременно какого-то тупика. Ничего не поделаешь, это жизнь, где рядом с КРАСОТОЙ и ВЕЛИЧИЕМ, к сожалению, господствуют негативные проявления жизни, с которыми всё время необходимо вступать в противоборство. Именно это, в первую очередь, вынесли с урока дети, тем самым сделав ещё один шаг к взрослению.

- А тем молодым человеком, - признаемся ребятам, -был я, ваш покорный слуга, ещё тогда молодой, с очарованием смотрящий на жизнь и тоже, как и Лермонтов, проходящий службу на Кавказе.

Кавказский пленник (Кавказская тема в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Урок литературы в 8-м классе).
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок проведён в рамках муниципального конкурса "Учитель года"; построен в плане ознакомления учащихся с кавказским периодом жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. Ребятам предлагается совершить виртуальное погружение в мир дикой, но невероятно притягательной во всех смыслах природы Кавказа; задуматься над тем, что тянуло поэта в мир "унылого очарования"; осмыслить внутреннюю природу лирического героя Лермонтова, проследить через пейзажные зарисовки сложный, противоречивый, но всё время меняющийся курс авторского осмысления жизни. Вопросы, поставленные поэтом в стихах, - вечны и актуальны; об этом учащимся стоит основательно задуматься... и не только на уроке.  

Автор Васильев Дмитрий Анатольевич
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 556
Номер материала 19185
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓