Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Карта отслеживания результативности урока в соответствии с ФГОС
Паспорт урока
Цель посещения урока: оценка уровня достижения педагогом требований нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к результатам образования.
Задачи:
· проанализировать урок с точки зрения реализации в нём системно-деятельностного подхода, предусмотренного новым ФГОС;
· выявить «западающие» звенья при решении этих задач учителем;
· наметить пути совершенствования урока
Дата:________
Ф.И.О. учителя:_____________________________________________________________________
Время:______
Порядковый номер урока:_____
Класс:____
Предмет:_________________________
Тема урока: _________________________________________________________________________________________________
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока:__________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
Этапы урока
Цель
Перечень УУД
Показатели
Оценочные баллы
Примечание
0 б. – показатель отсутствует, 1 б. – показатель слабо выражен, 2 б. – показатель проявляется на достаточном уровне
1. Мотивация (самоопределение к деятельности)
1-2 минуты
Мотивировать обучающихся к учебной деятельности для осознанного перехода ученика из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности
Личностные:
- самоопределение
- смыслообразование
Познавательные:
- целеполагание
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
- используются приёмы концентрации внимания
Процесс мотивации субъектом деятельности состоит в понимании и принятии им на личностно значимом уровне предъявляемых к нему требований, т.е. норм учебной деятельности (надо – могу – хочу)
2. Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии
3-5 минут
-актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная (в речи) и знаковая (эталон) фиксация и обобщение
-актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания
-мотивация к пробному учебному действию (надо – могу – хочу) и его самостоятельному осуществлению
-фиксация обучающимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснование
Познавательные:
-мыслительные операции
-извлечение необходимой информации из текстов
-использование знаковых символических средств
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания
-подведение под понятие
Регулятивные:
-выполнение пробного учебного действия
-фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные:
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
-учет разных мнений
-использование критериев для обоснования своего суждения
- содержание заданий для повторения содержат развивающие компоненты
- предложенные задания актуализируют необходимые знания и умения для изучения нового материала
- наличие индивидуального задания для постановки проблемы
- организация фиксации затруднения в выполнении пробного действия
Важнейшим моментом этого этапа является отбор учебного содержания.
· Организовать обобщение детьми выбранного учителем для актуализации учебного содержания
-Что я выбрала для повторения?
-Почему я выбрала именно это?
· Предъявить одинаковое для всех обучающихся индивидуальное задание для пробного действия
· Проанализировать задание для пробного действия с целью нового учебного содержания
-Что нового в этом задании?
· Обеспечить принятие на личностно значимом уровне требований к выполнению пробного действия.
-Что вы будете делать с заданием, ведь в нем ест то, что вам неизвестно?
-Зачем вы будете пробовать?
-Это вам интересно?
После выполнения задания дети выясняют что:
-задание выполнено по -разному (нет способа подходящего для выбора правильного решения)
-задание выполнено одинаково (нет способа для обоснования правильности решения)
-Значит, что нам надо сделать? ( надо подумать)
ПРИМЕЧАНИЕ: дети должны привыкнуть к тому, что ошибка в учении никогда не является криминалом, а лишь поводом подумать, что не получается, и исправить свою ошибку.
3. Выявление места и причины затруднения
2 минуты
Организовать восстановление выполненных операций. Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Познавательные:
- умение структурировать знания;
- постановка и формулирование проблемы;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
- создание условий для проведения обучающимися анализа действий или результатов (определение места и причины затруднения)
- фиксация задачи урока на личностно-значимом уровне
- учитель выполняет роль организатора коммуникации
Чтобы помочь учащимся восстановить ход своих рассуждений и выявить место затруднений можно задать вопросы:
-Какое задание вы выполняли?
-Каким способом?
-Что сделали сначала? Что потом?
-Где возникло затруднение?
Для выявления причин затруднения задаются вопросы:
-Почему здесь возникло затруднение?
-Чем это задание отличается от предыдущих?
Т.О. дети должны понять «чего они не знают»
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)
4-6 минут
Построить новый способ действия и сформировать умение его применять как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задач такого же типа
Личностные:
- смыслообразование
Познавательные:
-мыслительные операции
-поиск и выделение необходимой информации
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания
-построение логической цепи рассуждения и доказательства
Регулятивные:
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения
-познавательная инициатива
Коммуникативные:
-выражение своих мыслей
-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
-учет разных мнений
-координирование в сотрудничестве разных позиций
-использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения
- рационально выбрана форма работы по построению нового способа действия (парная, групповая, коллективная)
-Какую же цель нам надо поставить?
-Как бы вы предложили сформулировать тему урока?
-Мы можем воспользоваться каким-то уже известным способом для решения данной проблемы?
Учитель направляет деятельность детей при помощи наводящих вопросов. Важно вернуться к решению исходной задачи (данной в начале урока при создании проблемной ситуации) для проверки правильности выбранного способа действий. Здесь же уточняется, что новый способ можно использовать не только для данного задания, но и для всех заданий подобного типа.
5. Реализация построенного проекта
5-8 минут
Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организовать фиксацию нового способа действия в речи, в знаках (с помощью эталона). Организовать фиксацию преодоления затруднения. Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
Личностные:
-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Познавательные:
-мыслительные операции
-извлечение из предметных текстов необходимой информации
-использование знаков и символических средств
-подведение под понятие
-установление причинно-следственных связей
-использование действий по алгоритму
-осознанное и произвольное построение речевых высказываний
-построение логической цепи высказывания, рассуждения, доказательства
Коммуникативные:
-выражение своих мыслей
-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
-учет разных мнений
-координирование в сотрудничестве разных позиций
-использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения
- четко зафиксирован новый способ действия в языке (устно, знаково)
- способ действия зафиксирован в модели (схемы, таблицы и т.д.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
4-5 минут
Организовать усвоение детьми нового способа действий
Регулятивные:
- контроль
- коррекция
- волевая саморегуляция
Познавательные:
- подведение под понятие;
- использование общих приемов решения задач;
- использование знаково-символических средств
- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале
- построение речевых высказываний
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач
- показан образец комментирования выполнения задания учителем
- задания для первичного закрепления дают возможность самостоятельного комментирования
Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия – сначала фронтально, затем в группах и в парах – решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (формируется адекватная самооценка учащихся и самоконтроль)
3-5 минут
Организовать самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия. Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки. Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки). По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Познавательные:
-мыслительные операции
-извлечение из предметных текстов необходимой информации
-использование знаков и символических средств
-подведение под понятие
-выполнение действий по алгоритму
-осознанное и произвольное построение речевых высказываний
-построение логической цепи высказывания, рассуждения, доказательства
Регулятивные:
-контроль
-коррекция
-оценка
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные:
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой
-использование критериев для обоснования своего суждения
- выбор заданий для самостоятельной работы выполнен с учётом особенностей обучающихся (дифференциация)
- организована самопроверка (по образцу, эталону)
- рациональная форма фиксации результатов (плюс-минус, знаки, кол-во ошибок и т.д.)
-У кого возникли трудности?
-С чем они связаны?
-Что удалось?
-У кого все получилось?
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторения
5-8 минут
Включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить ранее изученные способы и подготовиться к изучению следующих разделов
Познавательные:
-мыслительные операции
-извлечение из предметных текстов необходимой информации
-использование знаков и символических средств
-подведение под понятие
-выполнение действий по алгоритму
-осознанное и произвольное построение речевых высказываний
-построение логической цепи высказывания, рассуждения, доказательства
Регулятивные:
-контроль
-коррекция
-оценка
Коммуникативные:
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
-учет разных мнений
-адекватное использование речевых средств для использования коммуникационных средств
-координирование в сотрудничестве разных позиций
-использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения
-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
-постановка вопроса по изученной теме
Личностные:
- самоопределение
- смыслообразование
- выбор заданий для включения нового способа действий в систему знаний
Обучающимся предлагается задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
9. Рефлексия деятельности
2-3 минуты
Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать метод построения и границы применения нового способа действий
Познавательные:
-рефлексия способов и условий действий
-контроль и оценка процесса и результатов своих действий
Личностные:
-самооценка на основе критерия успешности
-адекватное понимание причин успеха или неуспеха
-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Коммуникативные:
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
-планирование учебного сотрудничества
- проговаривание обучающимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности
- проговаривание нового способа действия (сущности понятия, алгоритма)
- проговаривание причин з
6 663 915 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Канюкова Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.