Главная / Начальные классы / Карта инновации Решение практических задач математическими методами (к программе внеурочной деятельности)

Карта инновации Решение практических задач математическими методами (к программе внеурочной деятельности)

Карта инновации

Название инновации: Решение практических задач математическими методами

Скрябина Л.А., учитель начальных классов

МБОУ гимназия «Перспектива», г.о. Самара

Показатели

Критерии

Содержание критерия

Теоретическая обоснованность инновации

  • актуальность;

  • область применения инновации;

  • целесообразность выбранной формы инновации

Актуальность программы внеурочной деятельности по математике «Расчётно-конструкторское бюро». «В содержании образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях» /Федеральный государственный образовательный стандарт/. В результате изучения курса математики, ученик имеет возможность научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. /Федеральный государственный образовательный стандарт. Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу./ Следовательно, одна из основных целей современного образования - «прикладная» направленность обучения.

Однако, именно прикладная направленность, перевод «жизненной» ситуации в предметную область, для детей и составляет основную трудность при решении задач. Большие трудности при решении задач вызывает привлечение собственного опыта учащихся или знания из других областей. Школьники не владеют навыками работы со сложно организованными фрагментами информации.

Эти «дефициты» в целом в наиболее общем виде могут быть определены как следствие жесткой «привязки» предметных способов действий учащихся к типу заданий и задач, а также обучающих материалов, применяемых в отечественной образовательной практике».

Часто предметные задачи весьма далеки от задач, которые возникают в реальной жизни. В рамках УМК «Перспективная начальная школа» разработана и включена в содержание учебно-методического комплекта система практических задач. Во 2, 3, 4 классах рекомендуется к использованию программа внеурочных занятий по математике, которые служат продолжением уроков по математике и окружающему миру и предусматривают участие всех обучающихся.

Перечисленные основания позволяют наиболее естественным образом привнести в обучение учебно-практические задачи. На сегодняшний день УМК «Перспективная начальная школа» наибольшим образом приспособлен к реальному «применению приобретенных знаний и умений в жизненных ситуациях». Его концептуальные основы предусматривают естественное встраивание таких задач в содержание его гуманитарных и естественно-математических курсов в этом, и заключается целесообразность выбранной формы.

Новизна

  • степень оригинальности инновационных подходов;

  • своеобразие комбинирования известных элементов, представляющих в совокупности новизну;

  • реализация инновации приводит к изменению целей, содержания, методов, средств, форм и способов организации деятельности

Типические свойства методики обучения:

  • Сочетание продуктивных и репродуктивных методов и приемов обучения.

  • Условие реализации требований непрерывного развития каждого ребенка, психологической комфортности, прочности.

  • Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

  • Условие реализации требования обучения каждого школьника в зоне ближайшего развития.

  • Создание условий для психологической комфортности.

  • Условия реализации требования обучения каждого школьника в зоне ближайшего развития, наглядности.

Решение практических задач позволяет научить предметными средствами отвечать на те вопросы, которые предлагает сама жизнь. Для выполнения задач требуется проведение различных вычислений, измерений и построений. Решение некоторых задач основано на работе со схемами, таблицами, диаграммами и картами. Дополнительным источником информации является Словарь, приведенный в конце пособия. Деятельность обучающихся в рамках данного курса предполагает выявление и развитие способностей обучающихся, усвоение ими математического содержания на повышенном уровне и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

Наряду с решение практических задач, ребята приглашаются авторами практических тетрадей принять участие в работе «Расчетно-конструкторского бюро», организованного в рамках УМК при научном клубе для младших школьников «Мы и окружающий мир».

Став сотрудником Расчетно-конструкторского бюро, младшие школьники имеют возможность принять активное участие в его деятельности, смогут задать и свои вопросы. Общими усилиями всех членов бюро ребенок имеет возможность найти на них ответы. Ребенку в пособии дается адрес (117997, Москва, ул. Профсоюзная, д. 90, офис 602, Расчетно-конструкторское бюро), по которому он может отправить письмо с результатами решений и новыми вопросами. Осуществляется интерактивное общение между ребенком и умным взрослым.

Образовательная значимость

  • степень влияния инновации на развитие профессионально-личностных качеств;

  • способы осуществления самоанализа и самооценки уровня профессиональной компетентности при реализации инновации

Педагогом проанализирован ряд учебной литературы по предмету, составлена программа и тематическое планирование по курсу, изучена методика работы над комплексными работами, пройдены курсы в Академии образования по циклу математики по программе «Перспективная начальная школа». Учитель находится в состоянии постоянного методического поиска и самообразования. УМК «ПНШ» предоставляет педагогам и учащимся уникальную возможность внедрения в образовательный процесс инновационных образовательных технологий, соответствующих государственным стандартам II поколения. Способствует формированию учебных универсальных действий посредством решения младшими школьниками на уроках и во внеурочное время практических задач.

Педагог имеет возможность участвовать в различных конкурсах, проводить мастер-классы по данной тематике. В частности участие во Международном заочном форуме «Перспективы образования» (подтверждением является свидетельство) и наличие публикации данной программы в электронном периодическом издании – научно-образовательном журнале «АКАДЕМИАН/ACADEMIAN».

Качество инновационного процесса

  • технология реализации инновации;

  • наличие диагностического инструментария реализации инновации;

  • влияние используемых методов, способов и средств реализации инновации на формирование профессиональных компетенций личности

Проведённые наблюдения позволяют отметить, что:

  • нет целенаправленной работы по развитию умений извлекать из текста необходимую математическую информацию;

  • практически в процессе обучения ни в одной программе не используется интеграция между предметами;

  • не обращается достаточного внимания на задания, демонстрирующие связь с жизненными ситуациями;

  • получаемые теоретические знания, в основном, находят применение в виде их воспроизведения в знакомой ситуации, не применяются в жизненных практических ситуациях;

Исходя из изложенного, делаем вывод о том, что составляющие компетентности учащихся (умения анализировать, синтезировать, алгоритмизировать) развиваются слабо.

Как показывают результаты работы по программе внеурочной деятельности по математике «Расчётно-конструкторское бюро», указанные умения можно развивать, ведя планомерную работу в данном направлении.

Инструментарием для выявления уровня успешности достижения планируемых результатов являются олимпиадные задания, а также Итоговые комплексные работы на основе единого текста (Р.Г. Чуракова, Н.М. Лаврова).

Результативность инновации

  • возможность определения и фиксации результатов реализации инновации различными способами;

  • эффективность от внедрения инновации;

  • отзывы о реализации инновации

Использование практических задач создает условия, в которых возможна организация естественных межпредметных связей. В их решении необходимы знания и умения, формируемые в различных учебных предметах. Единое, происходящее одновременно во всех предметах, развитие универсальных учебных умений формирует у школьника одну из составляющих его способности применять. Более того, содержание практических задач позволяет расшить (детализировать) содержание учебных дисциплин.

В качестве предполагаемых результатов могут быть:

проекты, созданные учащимися по различным темам;

результатом совместной деятельности учащихся может быть также организация и проведение презентаций;

в целях формирования интереса и положительной мотивации к выбранной внеурочной деятельности, содержание включает участие детей в городских, областных, региональных и Всероссийских конкурсах.







Карта инновации Решение практических задач математическими методами (к программе внеурочной деятельности)
  • Начальные классы
Описание:

Карта инновации

Название инновации:  Решение практических задач математическими                  методами

Скрябина Л.А., учитель начальных классов

МБОУ гимназия «Перспектива», г.о. Самара

Показатели

Критерии

Содержание критерия

Теоретическая обоснованность инновации

·        актуальность;

·        область применения инновации;

·        целесообразность выбранной формы инновации

Актуальность программы внеурочной деятельности по математике «Расчётно-конструкторское бюро». «В содержании образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях» /Федеральный государственный образовательный стандарт/. В результате изучения курса математики, ученик имеет возможность научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. /Федеральный государственный образовательный стандарт. Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу./  Следовательно, одна из основных целей современного образования - «прикладная» направленность обучения.

Однако, именно прикладная направленность, перевод «жизненной» ситуации в предметную область, для детей и составляет  основную трудность при решении задач.  Большие трудности при решении задач вызывает привлечение собственного опыта учащихся или знания из других областей. Школьники не владеют навыками работы со сложно организованными фрагментами информации.

Эти «дефициты» в целом в наиболее общем виде могут быть определены как следствие жесткой «привязки» предметных способов действий учащихся к типу заданий и задач, а также обучающих материалов, применяемых в отечественной образовательной практике».

Часто предметные задачи     весьма далеки от задач, которые возникают в реальной жизни. В рамках УМК  «Перспективная начальная школа» разработана и включена в содержание учебно-методического комплекта система практических задач. Во 2, 3, 4 классах  рекомендуется  к использованию  программа внеурочных занятий по математике, которые служат продолжением уроков по математике и окружающему миру и предусматривают участие всех обучающихся.

Перечисленные основания позволяют наиболее естественным образом привнести в обучение учебно-практические задачи. На сегодняшний день  УМК «Перспективная начальная школа» наибольшим образом приспособлен к реальному «применению приобретенных знаний и умений в жизненных ситуациях». Его концептуальные основы предусматривают   естественное встраивание таких задач в содержание его гуманитарных и естественно-математических курсов в этом, и заключается целесообразность выбранной формы.

Новизна

·         степень оригинальности инновационных подходов;

·         своеобразие комбинирования известных элементов, представляющих в совокупности новизну;

·         реализация инновации приводит  к изменению целей, содержания, методов, средств, форм и способов организации деятельности

Типические свойства методики обучения:

·        Сочетание продуктивных и репродуктивных методов и приемов обучения.

·        Условие реализации требований непрерывного развития каждого ребенка,  психологической комфортности, прочности.

·        Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

·        Условие реализации требования обучения каждого школьника в зоне ближайшего развития.

·        Создание условий для психологической комфортности.

·        Условия реализации требования обучения каждого школьника в зоне ближайшего развития, наглядности.

Решение практических задач позволяет научить  предметными средствами отвечать на  те  вопросы, которые предлагает сама жизнь. Для выполнения задач требуется проведение различных вычислений, измерений и построений. Решение некоторых задач основано на работе со схемами, таблицами, диаграммами и картами. Дополнительным источником информации является Словарь, приведенный в конце пособия. Деятельность обучающихся в рамках данного курса предполагает выявление и развитие способностей обучающихся, усвоение  ими математического содержания  на повышенном уровнеи опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

 Наряду с решение практических задач,  ребята приглашаются авторами практических тетрадей принять участие в работе «Расчетно-конструкторского бюро», организованного в рамках УМК при научном клубе для младших школьников «Мы и окружающий мир».

Став сотрудником Расчетно-конструкторского бюро, младшие школьники имеют возможность принять активное участие в его деятельности, смогут задать и свои вопросы. Общими усилиями всех членов бюро ребенок имеет возможность   найти на них ответы. Ребенку в пособии дается адрес (117997, Москва, ул. Профсоюзная, д. 90, офис 602, Расчетно-конструкторское бюро), по которому он может отправить письмо с результатами решений и новыми вопросами. Осуществляется интерактивное общение между ребенком и умным взрослым.

Образовательная значимость

·        степень влияния инновации на развитие профессионально-личностных качеств;

·        способы осуществления самоанализа и самооценки уровня профессиональной компетентности при реализации инновации

Педагогом проанализирован ряд учебной литературы по предмету, составлена программа и тематическое планирование по курсу, изучена методика работы над комплексными работами, пройдены курсы в Академии образования по циклу математики по программе «Перспективная начальная школа».       Учитель находится в состоянии постоянного методического поиска и самообразования.                                          УМК «ПНШ» предоставляет педагогам и учащимся уникальную возможность внедрения в образовательный процесс  инновационных образовательных технологий, соответствующих государственным стандартам II поколения. Способствует формированию учебных универсальных действий посредством решения младшими школьниками на уроках и во внеурочное время практических задач.

Педагог имеет возможность участвовать в различных конкурсах, проводить мастер-классы по данной тематике. В частности участие во Международном  заочном форуме «Перспективы образования» (подтверждением является свидетельство) и наличие публикации данной программы в электронном периодическом издании – научно-образовательном журнале «АКАДЕМИАН/ACADEMIAN».

Качество инновационного процесса

·        технология реализации инновации;

·        наличие диагностического инструментария реализации инновации;

·        влияние используемых методов, способов и средств реализации инновации на формирование профессиональных компетенций личности

Проведённые наблюдения  позволяют отметить, что:

·        нет целенаправленной работы по развитию  умений извлекать из текста необходимую математическую информацию;

·        практически в процессе обучения ни в одной программе не  используется интеграция между предметами;

·        не обращается достаточного внимания на задания, демонстрирующие связь с жизненными ситуациями;

·        получаемые теоретические знания, в основном, находят применение в виде их воспроизведения в знакомой ситуации, не применяются в жизненных практических ситуациях;

Исходя из изложенного, делаем вывод о том, что составляющие компетентности учащихся (умения анализировать, синтезировать, алгоритмизировать) развиваются слабо.

Как показывают результаты работы по программевнеурочной деятельности по математике «Расчётно-конструкторское бюро», указанные умения можно развивать, ведя планомерную работу в данном направлении.

Инструментарием для выявления уровня успешности достижения планируемых результатов являются олимпиадные задания, а также Итоговые комплексные работы на основе единого текста (Р.Г. Чуракова, Н.М. Лаврова).

Результативность инновации

·        возможность определения и фиксации результатов реализации инновации различными способами;

·        эффективность от внедрения инновации;

·        отзывы о реализации инновации

Использование практических задач создает условия, в которых возможна организация естественных межпредметных связей. В их решении необходимы знания и умения, формируемые в различных учебных предметах. Единое, происходящее одновременно во всех предметах, развитие универсальных учебных умений формирует у школьника одну из составляющих его способности применять. Более того, содержание практических задач позволяет расшить (детализировать) содержание учебных дисциплин.

В качестве предполагаемых результатов могут быть:

•        проекты, созданные учащимися по различным темам;

•        результатом совместной деятельности учащихся может быть также организация и проведение презентаций;

•        в целях формирования интереса и положительной мотивации к выбранной внеурочной деятельности,  содержание включает участие детей в городских, областных, региональных и Всероссийских конкурсах.

 

 

 

 

Автор Скрябина Лариса Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 583
Номер материала 46909
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓