Главная / Музыка / Карнавал жанров. Урок презентация музыкальных жанров.

Карнавал жанров. Урок презентация музыкальных жанров.



Карнавал жанров

Учитель:

Здравствуйте дорогие ребята, дорогие гости! У нас сегодня не обычный урок, а как сейчас говорят, презентация жанров. Музыка имеет свою классификацию, свои виды – жанры. Всё многообразие условно делим на вокальную и инструментальную музыку. Чаще они сливаются в вокально-инструментальные виды и мы имеем кантаты, оратории, оперы, мюзиклы.

История музыки уходит глубоко в века и неразрывно связана с жизнью человека. Ибо музыка – это сама жизнь! А началось всё с народной песни, она дала исток большой реки, переходящей в море музыки. Послушаем, кто же они – жанры?

Ведущий 1:

Здравствуйте! А где же все? Где наши слушатели? Где любители музыки? У нас в гостях сегодня должна быть примадонна – ОПЕРА!

Любитель рока:

У… Я люблю рэп, рок…

Любитель классической музыки:

Но ведь музыка – это мелодия! Это гармония, голос…

Любитель рока:

Не а. Это ритм, грохот – весело!

Ведущий 1:

Сейчас должны прийти гости: Кант, Романс… Вы Вокализ пригласили? (Обращается к ведущему 2).

Ведущий 2:

Конечно, даже Кантату не забыли. Скажите, ведь Опера придет не одна, она сделает нам сюрприз?

Ведущий 1:

Да, сегодня сам Маэстро собирался… Знаете, мы пригласили и других маститых гостей: Симфонию, Концерт, а вот Соната не сможет быть. Она уехала на гастроли.



Ведущий 2:

Жаль, в другой раз надеемся её увидеть. А вот и первые гости.

Какая красавица сегодня песня и с ней Кант строгий, мужественный.

Песня: (звучит «Песня о Родине» Локтев, Высотская)

Я самый распространенный жанр в музыке. Отличаюсь простотой формы, имею определенную жанровую направленность. Адресована широкому кругу любителей музыки. Вначале появилась народная песня, она воплощала сокровенные думы народа, и являлась коллективным творчеством многих поколений. Затем и композиторы меня полюбили. В наши дни пишут эстрадные, хоровые, массовые песни. Высокими достижениями отмечено творчество Дунаевского, Соловьева-Седого, Пахмутовой, Тухманова и многих других.

Кант: (звучит фрагмент «Орле Российский»)

Я от латинского «кантус» - пение. Многоголосная мужская песня, широко распространенная в 17-18 в при Петре 1. Канты восхваляли Петра 1 и его победы. Часто использовалось слово «виват»- да здравствует. Писали канта студенты, учителя пения. Часто канты были безымянные, этим они близки к народным песням. Существовали канты разного содержания: торжественные, шуточные, застольные, лирические. Постепенно кантовое пение усложнялось и подготовило почву для создания романса.

Ведущий 1:

Проходите, садитесь в вокальные ряды. Ваши места 1,2. А вот и Кантата с Романсом. Романс как всегда чувственный, романтичный. А Кантата – важная, торжественная, прямо в Оперы метит!

Романс:(звучит романс «Горные вершины» Рубинштейн)

Я испанского происхождения. Пение по романски, т.е. по испански. Меня поют солисты с инструментальным сопровождением, чаще под фортепиано. Я люблю маленькие камерные залы. Тексты романсов выразительные, чаще лирика. Передают чувства человека. Композиторы обращаются к лучшим поэтам: Пушкину, Лермонтову, Тютчеву, Толстому. Большое развитие романс получил в 19-20 в (Шуберт, Бетховен, Дебюсси). В России писали: Чайковский, Даргомыжский, Глинка, Рахманинов.

Кантата: (звучит кантата «А. Невский» Прокофьев)

С итальянского «кантаре» - петь. Я многочастное концертное произведение для солистов хора и оркестра. Характер у меня тожественный или повествовательный – эпический. По складу мне близка оратория, но она больше и у нее развит сюжет. В 16-17 в кантата была сольной, вокальной пьесой лирического характера. Позже кантата стала приближаться к развернутой оперной сцене, где главное действующее лицо – хор. Выдающиеся кантаты встречаются в творчестве Баха. Первые русские кантаты появились в 18 в. Расцвет связан с творчеством Чайковского («Москва»), Танеева («Иоанн Дамаскин»), Рахманинова («Колокола»), а также Прокофьева («А. Невский»).

Ведущий 1:

Очень рады Вам, присаживайтесь рядом с Кантом.

Ведущий 2:

Мои задерживаются, а ведь без симфонической музыки начинать нельзя! И Опера нас осудит!

Ведущий 1:

Не волнуйтесь, пробки на дорогах. Может позвоним? Да, вот же идёт ослепительно виртуозный Концерт и рядом галантная Симфония. (Концерт пропускает Симфонию вперед).

Симфония:(звучит «40 симфония» Моцарта)

Я от греческого- созвучие. В понимании жанра музыки, симфония написана для симфонического оркестра. Мой отец- создатель, И. Гайдн. Он сделал меня классической, т.е. образцовой. У меня 4 части. Гайдн написал 104 симфонии. Его последователи Моцарт и Бетховен. Писали симфонии и русские композиторы: Чайковский, Бородин, Прокофьев, Шостакович. Встречаются симфонии в виде расширенного цикла до 6-7 частей, а также программные у Берлиоза, Листа. Не путайте термин симфония, так в 18 в обозначали вступление к сюитам, операм.

Концерт: (звучит фрагмент «1 концерта для фортепиано с оркестром» Чайковского)

Мои корни и в Италии и в Латыни. С итальянского концерт – согласие, а с латинского – состязание. Музыкальное произведение в основе которого лежит контраст звучания солирующего инструмента и оркестра. Для него характерно состязание солиста с оркестром. В дальнейшем перерастает в дополнение солиста оркестром или наоборот. Обычно состоит из 3 частей. Быстрая, медленная, быстрая. Концерты Вивальди положили начало развития жанра инструментального концерта, в дальнейшем к концерту обращаются Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Рахманинов и другие.

Ведущий 2:

Ваши места за вокальной музыкой (провожает Концерт и Симфонию). Пожалуй гости в сборе. Опера заставляет себя ждать. А поглядите, изысканный Вокализ к нам тоже пожаловал, как всегда в голосе.

Вокализ: (звучит «Вокализ» Рахманинова)

Так называет концертное произведение для пения без слов на гласный звук с инструментальным сопровождением. Вокализ в переводе с итальянского означает – гласный, звучный, певучий. Очень известен «Вокализ» Рахманинова, написанный для певицы Неждановой. Есть еще одно значение этого слова. Это упражнение на гласный звук для развития голоса и виртуозной техники певца.

Ведущий 1:

Это к нам пополнение (сажает Вокализ). А вот и Опера со свитой (важно входит Опера, композитор и литератор. Оперу все ждут, шушукаются – она самая почетная гостья).

Опера: (звучит Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинка)

Я родилась в итальянском городе Флоренции. Там возник новый вид искусства – опера. Первоначально назывался музыкальной драмой. Годом создания меня считается 1600 г, тогда была написана первая опера «Эвридика» Якопо Пери. Я долго преображалась, имела разные направления: комическое, трагическое, историческое, лирическое, сказочное. Для исполнения опер требуются музыканты, актеры-певцы, хореографы, костюмеры, художники и конечно, дирижер. Он знает про меня всё, ведь ноты оперы – партитура находятся у дирижера. Он руководит музыкантами и певцами и знает партитуру наизусть. Характеристики героев исполняют солисты – это арии и ариозо. Я взяла с собой самого любимого композитора Н.А. Римского-Корсакого. Он многое для меня сделал – 15 опер написал и какие! «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Кощеюшко бессмертный». Но самая моя любимая опера-былина «Садко».

Римский-Корсаков: (звучит вступление к опере «Океан море синее»)

Былина о Садко – отважном путешественнике-мореплавателе, певце-гусляре, купце Господина Великого Новгорода волновали меня с юности. Вначале я написал симфоническую картину Садко, Позже я использовал эпизоды этого произведения в опере-былине Садко. Опера открывается вступлением – былинным зачином, оно рисует образ моря, который проходит через всю оперу. Реальные герои я изобразил песенными вокальными мелодиями. Фантастические образы играют инструменты. Меня называют великий музыкальный сказочник.

Писатель:

Либретто – литературный текст, лежащий в основе музыкально-сценического произведения – это опера и балет. В переводе с итальянского – книжечка. Это краткое содержание спектакля. Как правило, либретто пишут литераторы. Используя основное произведение, могут сокращать его, изменять ход событий, но либретто для оперы «Садко» Римский-Корсаков написал сам.

Римский-Корсаков:

Музыкальный язык у меня в опере своеобразный. Выделяет моего Садко из ряда всех моих опер – это былинный речетатив. Речетатив – это не разговорный язык, а как бы былинный сказ или распев. В песнях торговых гостей Веденецкого, Варяжского, Индийского, я тонко постиг иноземную музыкальную культуру. Хоровое начало воплотил в песне дружины Садко «Высота ль, высота поднебесная». Это кульминация героической линии оперы (поет хор 4-го класса). Очень красочные фантастические эпизоды «Океан- море синее», подводный мир.

Опера:

Вот, Волхова, дочь подводного царя поёт «Колыбельную Садко». Волхова очеловечевается и мелодия колыбельной песенная, близка народной песне (опера поёт колыбельную Волховы).

Учитель:

Я хочу войти в ваши рассказы и прервать всё на самом интересном месте. Мы едва приоткрыли дверь в сказочный мир звуков и чувств. Каждый наш сегодняшний гость требует и уважения и более глубокого изучения, но это будет в другой раз (звучит музыка Чайковского).

Карнавал жанров. Урок презентация музыкальных жанров.
  • Музыка
Описание:

                                     Карнавал  жанров

   

Учитель:

Здравствуйте дорогие ребята, дорогие гости! У нас сегодня не обычный урок, а как сейчас говорят, презентация  жанров. Музыка имеет свою классификацию, свои виды – жанры. Всё многообразие условно делим на вокальную и инструментальную музыку. Чаще они сливаются в вокально-инструментальные виды и мы имеем кантаты, оратории, оперы, мюзиклы.

 

     История музыки уходит глубоко в века и неразрывно связана с жизнью человека. Ибо музыка – это сама жизнь! А началось всё с народной песни, она дала исток большой реки, переходящей в море музыки. Послушаем, кто же они – жанры?

Автор Котельникова Ольга Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 462
Номер материала 35509
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓