Главная / Биология / Календарно-тематическое планирование по биологии

Календарно-тематическое планирование по биологии

Содержание учебной дисциплины


занятия


Наименование разделов, тем, занятий


Количество часов


Вид занятия

Наглядные пособия и раздаточный материал

Задания для самостоятель

ной работы студентов


Приме-
чание

1

2

3

4

5

6

7

Ознакомление с предметом общая биология.

Раздел 1. Происхождение и развитие жизни на Земле.

14

Тема 1.1 Многообразие живого мира.

8

1.

Предмет и задачи общей биологии.

2

Уроки-сообщения
новых знаний

Презентация
Портреты
ученых

Работа с
конспектом лекций

[1]3-12


2.

Многообразие живого мира.

2

Комбинированный
урок


[2]181-186

3.

Возникновение и развитие жизни на Земле.

2

Комбинированный
урок


Работа с конспектом
лекций

[2]181-192
Доклады
Современные представления о зарождении жизни.

Различные гипотезы происхождения.

Принципы и закономерности развития жизни на Земле.

Ранние этапы развития жизни на Земле.

Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.

Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.

Современные представления о происхождении птиц и зверей.

Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.



4.

Возникновение и развитие жизни на Земле.

2

Комбинированный
урок


Работа с конспектом лекций
[2]181-192


Тема 1.2 Происхождение жизни.

6

5.

Доказательства родства человека и животных

2

Комбинированный
урок

Научный фильм
Раздаточный
материал

Изучение дополнительной
литературы и составление
плана-конспекта

[2]193-197


6.

Основные этапы эволюции человека

2

Комбинированный
урок

Плакат
Научный фильм
Раздаточный
материал

Изучение дополнительной
литературы и составление
плана-конспекта

[2]197-202
Доклады
Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

Эволюция приматов и этапы эволюции человека.

Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.



7.

Основные этапы эволюции человека

2

Комбинированный
урок

Плакат
Научный фильм
Раздаточный
материал

Презентации

[2]197-202


Раздел 2. Учение о клетке.

50

Тема 2.1 Химическая организация клетки.

8

8.

Органические и неорганические вещества,
входящие в состав клетки.

2

Комбинированный
урок

Презентация
Раздаточный
материал

Составление плана-конспекта

[2]8-10
Доклады
Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.

Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
Био-,макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.





9.

Функции белков, липидов и углеводов в клетке.

2

Лекция

Презентация
Раздаточный
материал

Составление плана-конспекта

презентации

[2]10-13


10.

Функции белков, липидов и углеводов в клетке.

2

Лекция

Презентация
Раздаточный
материал

Составление плана и
тезисов ответа

[2]10-13


11.

Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

2

Комбинированный
урок

Раздаточный
материал

Составление плана и
тезисов ответа

[2]13-16


Тема 2.2 Строение и функции клетки

12

12.

Цитоплазма и клеточная мембрана.

2

Комбинированный
урок

Плакат

Презентация
Раздаточный
материал

Работа с конспектом
лекций.

[2]19-21


13.

Органоиды клетки.

2

Комбинированный
урок

Плакат

Презентация
Раздаточный
материал

Работа с конспектом
лекций.

Презентации

[2]21-25
Доклады
Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.

Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.

Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.


14.

Органоиды клетки.

2

Комбинированный
урок

Плакат

Презентация
Раздаточный
материал

Работа с конспектом лекций.
Презентации

[2]21-25

15.

Особенности строения растительной клетки.

Неклеточные формы жизни . Вирусы.

2

Комбинированный
урок

Плакат

Презентация
Раздаточный
материал

Работа с конспектом лекций.
[2]25-29

Доклады
Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток
Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.

Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).

Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.



16.

Сходство и различия в строении прокариотических и

эукариотических клеток.

2

Комбинированный урок

Презентация
Раздаточный
материал

Составление плана текста

[2]16-19


17.

Лабораторная работа №1 «Описание растительной и

животной клеток, их сравнение.»

2

Лабораторная

работа

Плакат

Методические

рекомендации

по выполнению

работы
Раздаточный
материал

Отчёт о работе

[1]75-78


Тема 2.3 Обмен веществ и энергии в клетке

8

18.

Пластический обмен. Энергетический обмен.

2

Комбинированный
урок

Составление плана текста

[2] 30-36

19

Пластический обмен. Энергетический обмен.

2

Комбинированный
урок


Работа с конспектом лекций

[2] 30-36

20.

Автотрофные и гетеротрофные организмы.
Фотосинтез. Хемосинтез.


2

Комбинированный
урок

Плакат

Раздаточный
материал

[2]36-39

[1]87-95


21.

Автотрофные и гетеротрофные организмы.
Фотосинтез. Хемосинтез.


2

Комбинированный
урок

Плакат

Раздаточный
материал

[2]36-39

[1]87-95


Тема 2.4 Деление клетки.

8

22.

Жизненный цикл клетки. Митотический цикл.

2

Комбинированный
урок

Плакат

Научный фильм
Раздаточный
материал

Работа с конспектом лекций

[2]40-41

23.

Митоз. Клеточная теория строения организмов.

2

Комбинированный
урок

Плакат

Научный фильм
Раздаточный
материал

Работа с конспектом лекций

[2]41-44
Доклады
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.


Биологическое значение митоза и мейоза.

Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

Половое размножение и его биологическое значение.

Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.

Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.


24.

Митоз. Клеточная теория строения организмов.

2

Комбинированный
урок

Плакат
Научный фильм
Раздаточный
материал


Презентации

[2]41-44

25.

Контрольная работа по теме «Строение и функции клетки»

2

Контрольная

работа

Карточки с тестами
по вариантам

Тема 2.5 Размножение и индивидуальное развитие
организмов.

14

26.

Бесполое и половое размножение организмов. Мейоз.

2

Комбинированный
урок

Плакат

Научный фильм
Раздаточный
материал

Презентации

[2]44-49


27.

Бесполое и половое размножение организмов. Мейоз.

2

Комбинированный
урок

Плакат

Научный фильм
Раздаточный
материал

[2]44-49


28.

Бесполое и половое размножение организмов. Мейоз.

2

Комбинированный
урок

Плакат

Научный фильм
Раздаточный
материал

[2]44-49


29.

Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов.


2

Комбинированный
урок

Научный фильм

[2]49-53

30.

Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов.


2

Комбинированный
урок

Научный фильм

[2] 49-53


31.

Эмбриональный период развития организмов.
Постэмбиональный период развития организмов.

2

Лекция

Научный фильм
Раздаточный
материал

Работа с конспектом лекций

[2] 53-58
Доклады
Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.

Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.



32.

Эмбриональный период развития организмов.
Постэмбиональный период развития организмов.

2

Лекция

Научный фильм

Работа с конспектом лекций

[2]53-58

Срез.

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

36

Тема 3.1 Закономерности наследственности.

14

33.

Первый, второй, третий законы Менделя.

2

Комбинированный
урок

Сборник задач

по генетике

Задачи по карточкам

[2]59-66

34.

Первый, второй, третий законы Менделя.

2

Комбинированный
урок

Сборник задач

по генетике

Задачи по карточкам

[2] 59-66


35.

Первый, второй, третий законы Менделя.

2

Комбинированный
урок

Сборник задач

по генетике

Задачи по карточкам

[2] 59-66


36.

Первый, второй, третий законы Менделя.

2

Комбинированный
урок

Сборник задач

по генетике

Задачи по карточкам.
[2] 59-66


37.

Хромосомная теория Т.Моргана. Взаимодействие генов.

2

Комбинированный
урок

Сборник задач

по генетике

[2] 64-75


38.

Лабораторная работа №2 «Решение задач по генетике»

2

Лабораторная

работа

Методические

рекомендации

к работе

Отчёт о работе



39.

Контрольная работа по решению генетических задач.

2

Контрольная работа

Карточки с

задачами по

вариантам



Тема 3.2 Закономерности изменчивости.

14

40.

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

2

Комбинированный
урок

Презентация

Презентации

[2]75-79


41.

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

2

Комбинированный
урок

Презентация

Работа с конспектом лекций,
решение задач

[2]75-79


42.

Ненаследственная (модификационная) изменчивость.

2

Комбинированный
урок

Презентация

Работа с конспектом лекций,
решение задач

[2]79-81


43.

Ненаследственная (модификационная) изменчивость.

2

Комбинированный
урок

Презентация

Презентации

[2]79-81


44.


Генетика человека.

2

Уроки-сообщения
новых знаний

Презентация
Раздаточный
материал

Работа с конспектом лекций,
решение задач

[2]81-88
Доклады
Закономерности фенетической и генетической изменчивости.

Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

Драматические страницы в истории развития генетики.

Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении



45.

Генетика человека.


2

Уроки-сообщения
новых знаний

Презентация
Раздаточный
материал

[2]81-88


46.

Лабораторная работа №3 «Статистические закономерности

модификационной изменчивости.»

2

Лабораторная

работа

Методические

рекомендации

по выполнению

работы

Отчёт о работе

Проекты.
Отчет:
устные
выступления
и
презентации

Тема 3.3 Основы селекции.

8

47.

Одомашнивание - начальный этап селекции.

Центры многообразия и происхождения культурных

растений.

2

Комбинированный
урок

Презентация

[2]92-97


48.

Одомашнивание - начальный этап селекции.

Центры многообразия и происхождения культурных

растений.

2

Комбинированный
урок

Презентация

Работа с конспектом лекций

[2]92-97
Доклады
Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Центры многообразия и происхождения домашних животных.



49.

Методы современной селекции. Селекция растений,
животных и микроорганизмов.

2

Комбинированный
урок

Гербарии и

муляжи сортов

растений
Раздаточный
материал

Доклады

[2]98-112
Значение изучения предковых форм для современной селекции.

История происхождения отдельных сортов культурных растений.

50.

Методы современной селекции. Селекция растений,
животных и микроорганизмов.

2

Комбинированный
урок

Гербарии и

муляжи сортов

растений
Раздаточный
материал

Работа с конспектом лекций

[2]98-112

Раздел 4 Эволюционные учения.

24

Тема 4.1 Теория эволюции.

10

51.

Учение Ч.Дарвина. Происхождение человека.

2

Комбинированный
урок

Презентация

Работа с конспектом лекций

[2]124-128, 193-202
Доклады
История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.



52.

Учение Ч.Дарвина. Происхождение человека.

2

Комбинированный
урок

Презентация

Работа с конспектом лекций

[2] 124-128, 181-202


53.

Борьба за существование. Естественный отбор и его

формы.

2

Комбинированный
урок

Презентация
Научный фильм
Раздаточный
материал

Работа с конспектом лекций

[2]131-139


54.

Борьба за существование. Естественный отбор и его

формы.

2

Комбинированный
урок

Презентация
Научный фильм
Раздаточный
материал

Работа с конспектом лекций

[2]131-139


55.

Приспособленность организмов и её относительность.

2

Комбинированный
урок

Презентация
Научный фильм

Работа с конспектом лекций

[2]139-144


Тема 4.2 Макроэволюция. Микроэволюция.

14

56.

Вид и его критерии.

2

Комбинированный
урок


Раздаточный
материал

[2]129-131


57.

Вид и его критерии.

2

Комбинированный
урок


Раздаточный
материал


[2]129-131


58.

Популяция.

2

Комбинированный
урок


Работа с конспектом лекций

[2]130-131,136-139
Доклады
Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.

Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.

Доклады к разделу взаимоотношения организма и среды.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.

Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

Сукцессии и их формы.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.

Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.

Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

Устойчивое развитие природы и общества.


59.

Популяция.

2

Комбинированный
урок



[2] 130-131,136-139


60.

Видообразование.

2

Лекция

Раздаточный
материал

Работа с конспектом лекций

[2]144-149

61.

Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости,

критериев вида на сортах культурных растений»

2

Лабораторная

работа

Методические

рекомендации

по выполнению

работы

Отчёт о работе


62.

Лабораторная работа №5 «Изучение приспособленности

организмов к среде обитания»

2

Лабораторная

работа

Методические

рекомендации

по выполнению

работы

Отчёт о работе


Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды.

14

Тема 5.1 Основы экологии.

14

63.

Биосфера. Влияние человека на окружающую среду.

2

Комбинированный
урок

Научный фильм

Работа с конспектом лекций

Презентации
[2]236-246


64.

Биосфера. Влияние человека на окружающую среду.

2

Комбинированный
урок

Научный фильм

Работа с конспектом лекций

Презентации

[2]236-246


65.

Бионика. Генная инженерия.

2

Уроки-сообщения
новых знаний

Научный фильм

Работа с конспектом лекций

Презентации

[2] 247-254

66.

Бионика. Генная инженерия.

2

Уроки-сообщения
новых знаний

Научный фильм

Работа с конспектом лекций

[2] 247-254

67.

Биотехнология.

2

Уроки-сообщения
новых знаний

Научный фильм

Работа с конспектом лекций

Презентации

[2]110-112

68.

Практическое занятие №1 «Составление схем передачи

веществ и энергии по цепям питания в природной

экосистеме и агроценозе.»

2

Практическая

работа

Методические

рекомендации

по выполнению

работы

Отчёт о работе


69.

Контрольная работа по курсу « Общая биология»

2

Контрольная

работа

Тесты по
вариантам


Календарно-тематическое планирование по биологии
  • Биология
Описание:

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

• решать биологические задачи и применять их в жизни

• научиться рационально, использовать природную среду

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

• основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле

• свойства живых организмов и основы их жизнедеятельности

• взаимосвязи организмов и среды, об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса, о природных ресурсах России, об экологических принципах рационального природопользования.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Автор Пряхина О.П.
Дата добавления 12.01.2016
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 313
Номер материала MA-063729
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓