№
занятия
|
Наименование
разделов, тем, занятий
|
Количество
часов
|
Вид
занятия
|
Наглядные пособия и раздаточный материал
|
Задания для самостоятель
ной работы студентов
|
Приме-
чание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Ознакомление с предметом общая биология.
Раздел 1. Происхождение и развитие жизни на Земле.
|
14
|
Тема 1.1 Многообразие живого мира.
|
8
|
1.
|
Предмет и задачи общей биологии.
|
2
|
Уроки-сообщения
новых знаний
|
Презентация
Портреты
ученых
|
Работа с
конспектом лекций
[1]3-12
|
|
2.
|
Многообразие живого мира.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
|
[2]181-186
|
|
3.
|
Возникновение и развитие жизни на Земле.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
|
Работа с
конспектом
лекций
[2]181-192
Доклады
Современные представления о зарождении жизни.
Различные
гипотезы происхождения.
Принципы
и закономерности развития жизни на Земле.
Ранние
этапы развития жизни на Земле.
Причины
и возможная история выхода на сушу растений и животных.
Расцвет
рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
Современные
представления о происхождении птиц и зверей.
Влияние
движения материков и оледенений на формирование современной растительности и
животного мира.
|
|
4.
|
Возникновение и развитие жизни на Земле.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
|
Работа с
конспектом лекций
[2]181-192
|
|
Тема 1.2 Происхождение жизни.
|
6
|
5.
|
Доказательства родства человека и животных
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Научный фильм
Раздаточный
материал
|
Изучение
дополнительной
литературы и составление
плана-конспекта
[2]193-197
|
|
6.
|
Основные этапы эволюции человека
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Плакат
Научный фильм
Раздаточный
материал
|
Изучение
дополнительной
литературы и составление
плана-конспекта
[2]197-202
Доклады
Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.
Эволюция
приматов и этапы эволюции человека.
Современный
этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
|
|
7.
|
Основные этапы эволюции человека
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Плакат
Научный фильм
Раздаточный
материал
|
Презентации
[2]197-202
|
|
Раздел 2. Учение о клетке.
|
50
|
Тема 2.1 Химическая организация клетки.
|
8
|
8.
|
Органические и
неорганические вещества,
входящие в состав клетки.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Презентация
Раздаточный
материал
|
Составление
плана-конспекта
[2]8-10
Доклады
Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в
растении.
Неорганические
вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
Био-,макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.
|
|
9.
|
Функции белков, липидов и углеводов в
клетке.
|
2
|
Лекция
|
Презентация
Раздаточный
материал
|
Составление
плана-конспекта
презентации
[2]10-13
|
|
10.
|
Функции белков, липидов и углеводов в клетке.
|
2
|
Лекция
|
Презентация
Раздаточный
материал
|
Составление
плана и
тезисов ответа
[2]10-13
|
|
11.
|
Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Раздаточный
материал
|
Составление
плана и
тезисов ответа
[2]13-16
|
|
Тема 2.2 Строение и функции клетки
|
12
|
12.
|
Цитоплазма и клеточная мембрана.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Плакат
Презентация
Раздаточный
материал
|
Работа с
конспектом
лекций.
[2]19-21
|
|
13.
|
Органоиды клетки.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Плакат
Презентация
Раздаточный
материал
|
Работа с
конспектом
лекций.
Презентации
[2]21-25
Доклады
Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена
в различных частях митохондрий.
Строение
и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
Ядро
как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи
наследственных признаков в поколениях.
|
|
14.
|
Органоиды клетки.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Плакат
Презентация
Раздаточный
материал
|
Работа с
конспектом лекций.
Презентации
[2]21-25
|
|
15.
|
Особенности строения растительной клетки.
Неклеточные формы жизни . Вирусы.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Плакат
Презентация
Раздаточный
материал
|
Работа с
конспектом лекций.
[2]25-29
Доклады
Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток
Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
Практическое
значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
Клетка
эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
|
|
16.
|
Сходство и различия в строении прокариотических и
эукариотических клеток.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Презентация
Раздаточный
материал
|
Составление
плана текста
[2]16-19
|
|
17.
|
Лабораторная работа №1 «Описание растительной и
животной клеток, их сравнение.»
|
2
|
Лабораторная
работа
|
Плакат
Методические
рекомендации
по выполнению
работы
Раздаточный
материал
|
Отчёт о работе
[1]75-78
|
|
Тема 2.3 Обмен веществ и энергии в клетке
|
8
|
18.
|
Пластический обмен. Энергетический обмен.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
|
Составление
плана текста
[2] 30-36
|
|
19
|
Пластический обмен. Энергетический обмен.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
|
Работа с
конспектом лекций
[2] 30-36
|
|
20.
|
Автотрофные и
гетеротрофные организмы.
Фотосинтез. Хемосинтез.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Плакат
Раздаточный
материал
|
[2]36-39
[1]87-95
|
|
21.
|
Автотрофные и
гетеротрофные организмы.
Фотосинтез. Хемосинтез.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Плакат
Раздаточный
материал
|
[2]36-39
[1]87-95
|
|
Тема 2.4 Деление клетки.
|
8
|
22.
|
Жизненный цикл клетки. Митотический цикл.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Плакат
Научный фильм
Раздаточный
материал
|
Работа с
конспектом лекций
[2]40-41
|
|
23.
|
Митоз. Клеточная теория строения организмов.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Плакат
Научный фильм
Раздаточный
материал
|
Работа с
конспектом лекций
[2]41-44
Доклады
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Биологическое значение митоза и мейоза.
Бесполое
размножение, его многообразие и практическое использование.
Половое
размножение и его биологическое значение.
Чередование
полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников,
простейших. Биологическое значение чередования поколений.
Партеногенез и
гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.
|
|
24.
|
Митоз. Клеточная теория строения организмов.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Плакат
Научный фильм
Раздаточный
материал
|
Презентации
[2]41-44
|
|
25.
|
Контрольная работа по теме «Строение и функции клетки»
|
2
|
Контрольная
работа
|
Карточки с
тестами
по вариантам
|
|
|
Тема 2.5 Размножение и индивидуальное развитие
организмов.
|
14
|
26.
|
Бесполое и половое размножение организмов. Мейоз.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Плакат
Научный фильм
Раздаточный
материал
|
Презентации
[2]44-49
|
|
27.
|
Бесполое и половое размножение организмов. Мейоз.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Плакат
Научный фильм
Раздаточный
материал
|
[2]44-49
|
|
28.
|
Бесполое и половое размножение организмов. Мейоз.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Плакат
Научный фильм
Раздаточный
материал
|
[2]44-49
|
|
29.
|
Образование
половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Научный фильм
|
[2]49-53
|
|
30.
|
Образование
половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Научный фильм
|
[2] 49-53
|
|
31.
|
Эмбриональный период
развития организмов.
Постэмбиональный период развития организмов.
|
2
|
Лекция
|
Научный фильм
Раздаточный
материал
|
Работа с
конспектом лекций
[2] 53-58
Доклады
Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.
Биологическое
значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
Влияние
окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения,
употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие
ребенка.
|
|
32.
|
Эмбриональный
период развития организмов.
Постэмбиональный период развития организмов.
|
2
|
Лекция
|
Научный фильм
|
Работа с
конспектом лекций
[2]53-58
|
Срез.
|
Раздел 3. Основы генетики и селекции.
|
36
|
Тема 3.1 Закономерности наследственности.
|
14
|
33.
|
Первый, второй, третий законы Менделя.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Сборник задач
по генетике
|
Задачи по
карточкам
[2]59-66
|
|
34.
|
Первый, второй, третий законы Менделя.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Сборник задач
по генетике
|
Задачи по
карточкам
[2] 59-66
|
|
35.
|
Первый, второй, третий законы Менделя.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Сборник задач
по генетике
|
Задачи по
карточкам
[2] 59-66
|
|
36.
|
Первый, второй, третий законы Менделя.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Сборник задач
по генетике
|
Задачи по
карточкам.
[2] 59-66
|
|
37.
|
Хромосомная теория Т.Моргана. Взаимодействие генов.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Сборник задач
по генетике
|
[2] 64-75
|
|
38.
|
Лабораторная работа №2 «Решение задач по генетике»
|
2
|
Лабораторная
работа
|
Методические
рекомендации
к работе
|
Отчёт о работе
|
|
39.
|
Контрольная работа по решению генетических задач.
|
2
|
Контрольная
работа
|
Карточки с
задачами по
вариантам
|
|
|
Тема 3.2 Закономерности изменчивости.
|
14
|
40.
|
Наследственная (генотипическая) изменчивость.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Презентация
|
Презентации
[2]75-79
|
|
41.
|
Наследственная (генотипическая) изменчивость.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Презентация
|
Работа с
конспектом лекций,
решение задач
[2]75-79
|
|
42.
|
Ненаследственная (модификационная) изменчивость.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Презентация
|
Работа с
конспектом лекций,
решение задач
[2]79-81
|
|
43.
|
Ненаследственная (модификационная) изменчивость.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Презентация
|
Презентации
[2]79-81
|
|
44.
|
Генетика человека.
|
2
|
Уроки-сообщения
новых знаний
|
Презентация
Раздаточный
материал
|
Работа с
конспектом лекций,
решение задач
[2]81-88
Доклады
Закономерности фенетической и генетической изменчивости.
Наследственная
информация и передача ее из поколения в поколение.
Драматические
страницы в истории развития генетики.
Успехи современной генетики в медицине и
здравоохранении
|
|
45.
|
Генетика человека.
|
2
|
Уроки-сообщения
новых знаний
|
Презентация
Раздаточный
материал
|
[2]81-88
|
|
46.
|
Лабораторная работа №3 «Статистические закономерности
модификационной изменчивости.»
|
2
|
Лабораторная
работа
|
Методические
рекомендации
по выполнению
работы
|
Отчёт о работе
|
Проекты.
Отчет:
устные
выступления
и
презентации
|
Тема 3.3 Основы селекции.
|
8
|
47.
|
Одомашнивание - начальный этап селекции.
Центры многообразия и происхождения культурных
растений.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Презентация
|
[2]92-97
|
|
48.
|
Одомашнивание - начальный этап селекции.
Центры многообразия и происхождения культурных
растений.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Презентация
|
Работа с
конспектом лекций
[2]92-97
Доклады
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Центры
многообразия и происхождения домашних животных.
|
|
49.
|
Методы
современной селекции. Селекция растений,
животных и микроорганизмов.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Гербарии и
муляжи сортов
растений
Раздаточный
материал
|
Доклады
[2]98-112
Значение изучения предковых форм для современной селекции.
История
происхождения отдельных сортов культурных растений.
|
|
50.
|
Методы
современной селекции. Селекция растений,
животных и микроорганизмов.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Гербарии и
муляжи сортов
растений
Раздаточный
материал
|
Работа с
конспектом лекций
[2]98-112
|
|
Раздел 4 Эволюционные учения.
|
24
|
Тема 4.1 Теория эволюции.
|
10
|
51.
|
Учение Ч.Дарвина. Происхождение человека.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Презентация
|
Работа с
конспектом лекций
[2]124-128, 193-202
Доклады
История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
«Система
природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
Эволюционные идеи
Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
Предпосылки
возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Современные
представления о механизмах и закономерностях эволюции.
|
|
52.
|
Учение Ч.Дарвина. Происхождение человека.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Презентация
|
Работа с
конспектом лекций
[2] 124-128, 181-202
|
|
53.
|
Борьба за существование. Естественный отбор и его
формы.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Презентация
Научный фильм
Раздаточный
материал
|
Работа с
конспектом лекций
[2]131-139
|
|
54.
|
Борьба за существование. Естественный отбор и его
формы.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Презентация
Научный фильм
Раздаточный
материал
|
Работа с
конспектом лекций
[2]131-139
|
|
55.
|
Приспособленность организмов и её относительность.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Презентация
Научный фильм
|
Работа с
конспектом лекций
[2]139-144
|
|
Тема 4.2 Макроэволюция. Микроэволюция.
|
14
|
56.
|
Вид и его критерии.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Раздаточный
материал
|
[2]129-131
|
|
57.
|
Вид и его критерии.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Раздаточный
материал
|
[2]129-131
|
|
58.
|
Популяция.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
|
Работа с
конспектом лекций
[2]130-131,136-139
Доклады
Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных
растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных
возможностей.
Адаптивная
радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия
естественного отбора.
Доклады к разделу взаимоотношения
организма и среды.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого
общества.
Причины
и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы
(экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме –
биосфере.
Видовое
и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
Различные
экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
Пути
повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
Сукцессии
и их формы.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в
современных развитых странах.
Рациональное
использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.
Рациональное
использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
Опасность
глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их
предотвращение.
Экологические
кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
Устойчивое
развитие природы и общества.
|
|
59.
|
Популяция.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
|
[2]
130-131,136-139
|
|
60.
|
Видообразование.
|
2
|
Лекция
|
Раздаточный
материал
|
Работа с
конспектом лекций
[2]144-149
|
|
61.
|
Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости,
критериев вида на сортах культурных растений»
|
2
|
Лабораторная
работа
|
Методические
рекомендации
по выполнению
работы
|
Отчёт о работе
|
|
62.
|
Лабораторная работа №5 «Изучение приспособленности
организмов к среде обитания»
|
2
|
Лабораторная
работа
|
Методические
рекомендации
по выполнению
работы
|
Отчёт о работе
|
|
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды.
|
14
|
Тема 5.1 Основы экологии.
|
14
|
63.
|
Биосфера. Влияние человека на окружающую среду.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Научный фильм
|
Работа с
конспектом лекций
Презентации
[2]236-246
|
|
64.
|
Биосфера. Влияние человека на окружающую среду.
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Научный фильм
|
Работа с
конспектом лекций
Презентации
[2]236-246
|
|
65.
|
Бионика. Генная инженерия.
|
2
|
Уроки-сообщения
новых знаний
|
Научный фильм
|
Работа с
конспектом лекций
Презентации
[2] 247-254
|
|
66.
|
Бионика. Генная инженерия.
|
2
|
Уроки-сообщения
новых знаний
|
Научный фильм
|
Работа с
конспектом лекций
[2] 247-254
|
|
67.
|
Биотехнология.
|
2
|
Уроки-сообщения
новых знаний
|
Научный фильм
|
Работа с конспектом лекций
Презентации
[2]110-112
|
|
68.
|
Практическое занятие №1 «Составление схем передачи
веществ и энергии по цепям питания в природной
экосистеме и агроценозе.»
|
2
|
Практическая
работа
|
Методические
рекомендации
по выполнению
работы
|
Отчёт о работе
|
|
69.
|
Контрольная работа по курсу « Общая биология»
|
2
|
Контрольная
работа
|
Тесты по
вариантам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.