Главная / Русский язык и литература / Календарное планирование кружковой работы по русскому языку 6 класс

Календарное планирование кружковой работы по русскому языку 6 класс


Пояснительная записка


Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов, вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всё большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещё печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всё чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причём произносятся они в серьёзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажённым смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.

Что же делать в данных условиях нашим детям, лишённым возможности слышать грамотную речь от окружающих людей и от такого мощного средства воздействия, как телевидение.

Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с основами стихосложения, с языковыми нормами. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования на базе лучших образцов литературного творчества.

Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее расширение темы от слова к словесности. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова.

Словесность, в широком смысле, - это словесное творчество, способность выражать мысли и чувства устно и письменно. В узком смысле, словесность – это искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. При этом язык является материалом словесности, таким образом, следующий курс направлен на рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка.

Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных

Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 2 раза в неделю, 68 часов в год.














Календарно–тематическое планирование кружка «Живое слово»

по русскому языку для учащихся 6 классов

Группы

Тема занятия

Кол.

часов

Дата

Виды деятельности

Наглядности


1.

1

2

Раздел 1.

Зачем человеку нужен язык. Роль языка в жизни общества. Что мы знаем о языке. М.В. Ломоносов - создатель первой научной грамматики.

2

01.02.09

03.04.09

Занимательная орфография


Презентац.

слайды


2.


1

2

Начальные сведения о происхождении слов

2


08.09.09

10.11.09

Материалы для внеклас.работы по рус.яз

Презентац.

слайды


3.

1

2

Назначение языка

1

15.09

17.09

Занимательная орфография

Карточки таблицы


4.

1

2

Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества

1



16.09

18.09

. Говорите правильно

Электр.

учебник


5.

1

2

Работа над выразительным чтением художественного текста.

2

22.23.09

24.25.09

Занимательная орфография

Карточки таблицы


6.

1

2

Работа над выразительным чтением стихотворений

2


29.30.09

01.02.10

. Говорите правильно

Презентац. слайды


7.

1

2

Устное народное творчество: шарады, загадки, пословицы-поговорки

2

06.07.10

08.09.10

Материалы для внеклас.работы по рус.яз

Карточки таблицы


8.

1

2

Проба пера. Написать небольшой рассказ или стихотворение

1

13..10

15.10

. Говорите правильно

Карточки таблицы


9.

1

2

Проба пера. Мастер загадок и прибауток

1

14.10

16.10

По закону буквы

Орфографический словарь


10.

1

2

Бой скороговорок

1

20.10

22.10

По закону буквы

тесты


11.

1

2

Значение языка для жизни общества

1

21. 10

23.10

Материалы для внеклас.работы по рус.яз

Слайд


12.

1

2

Слово-заповедь

2

27.28.10

29.30.10

работа с источником информации

Презентац. слайды


13.

1

2

Творческая работа

1

03.11

12.11

творческая работа «Сердце слова»

Карточки таблицы



14.

1

2

Работа с этимологическим словарём

2


17.18.11

13.19.11

работа со словарём;

составление словарной статьи

Презентац.

слайды


15.

1

2

Раздел 2.

Старое и новое в слове

2


24.25.11

20.26.11

составление вопросника к лекции

Орфографический словарь


16.


1

2

Из истории слов и выражений

2


02.08.12

27.03.11

Дискуссия поиск в художественных текстах

Презентац. слайды


17.

1

2

Народное слово в литературном языке

2

09.15.12

04.10.12

составление тезисов к лекции

Карточки таблицы


18.

1

2

Почему мы так говорим

2

22.23.12

11.18.12

мини-исследование

Презентац. слайды


19.

1

2

Речь литературная и разговорная

1

29.12

24.12

составление тезисов к лекции

Карточки таблицы


20.

1

2

Диалог

1

29.12

25.12

составление тезисов к лекции

Презентац.

слайды


21.

1

2

Монолог

1

12.01

14.01

составление тезисов к лекции

Словари


22.

1

2

Литературный калейдоскоп

2


13.19.01

15.21.01

лингвистическая дуэль


Презентац.

слайды


23.

1

2

Раздел 3.

Слово и его системные отношения

2


20.26.01

22.28.01

беседа


Сборник изложений


24.

1

2

Сколько слов в русском языке

1

27.01

29.01

работа с толковым словарем Ожегова

Карточки таблицы


25.

1

2

Сколько мы знаем слов

2

02.03.02

04.05.02

запись тезисов

Презентац. слайды


26.

1

2

Активные и пассивные слова

2


09.10.02

11.12.02

коллективное обсуждение

картинки

27.

1

2

Группы слов

1

16.02

18.02

запись тезисов

картинки

28.

1

2

Лингвистические словари

1

17.02

19.02

работа со словарями

Карточки таблицы

29.

1

2

Раздел 4.

Лексическое богатство русского языка


1

23.02

25.02

анализ фрагментов из художественных произведений

Презентац.

слайды

30.


1

2

Лексическое значение слова

1


24.02

26.02

работа с текстами


Презентац.

слайды

31.

1

2

Способы определения значения слова

2


02.03.03

04.05.03

работа с текстами

Презентац.

слайды

32.

1

2

Слова однозначные и многозначные

2


09.10.03

11.12.03

работа с текстами

Карточки таблицы

33.

1

2

Употребление многозначных слов в произведениях словесности

2


16.03

18.03

самостоятельный подбор

текстов

Презентац. слайды

34.

1

2

Омонимы, их отличие от многозначных слов

2


17.06.04

18.19.03

подражание образцу


картинки

35.

1

2

Роль омонимов в художественных произведениях

2


07.13.04

01.02.04

исследование текстов


Карточки таблицы

36.

1

2

Синонимы, их роль в художественных произведениях

2


14.20.04

08.09.04

работа с текстами

Презентац. слайды

37.

1

2

Антонимы, их роль в художественных произведениях

1


21.04

15.04

работа со словарями


картинки

38.

1

2

Неологизмы, их роль в художественных произведениях

1

27.04

16.04

выступление на занятии

Карточки таблицы

39.


1

2

Фразеологизмы, их выразительность

1

28.05

22.04

коллективное обсуждение

Презентац.

слайды

40.

1

2

Работа с толковыми словарями

2

04.05.05

23.29.04

работа со словарями


Презентац.

слайды

41.

1

2

Создание собственных текстов

1

11.05

30.04

работа с текстами

тесты

42.

1

2

Раздел 5.

Речевая культура-языковые нормы:

орфоэпические нормы

1

12.05

06.05

тестирование


картинки

43.

1

2

Лексические нормы

1

18.05

13.05

тестирование

Презентац. слайды

44.

1

2

Грамматические нормы

1

19.05

20.05

тестирование

Орфографический словарь

45.

1

2

Синтаксические нормы

Повторение

2

25.05

21.05

тестирование

Презентац. слайды

Итого: 68 часов









Календарно–тематическое планирование кружка «Живое слово»

по русскому языку для учащихся 6 классов





«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

Директор школы-лицея №3 зам. директора по УВР на заседании МО Протокол № __

Айдарова Г.Е. ____________ Есимов А.Ж.__________ от «___»___________20_____г.

Руководитель МО:______ Хе Л.А.





Кружковая работа по русскому языку «Живое слово»

Класс: 6

Количество часов: 68, в неделю: 2 часа

Составила: учитель русского языка и литературы

школы-лицея №3 г. Кызылорды

Тукубаева Анар Нагашибековна










Библиографическая литература.


  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.

  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

  3. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.

  4. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.

  5. Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.

  6. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.

  7. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.


Календарное планирование кружковой работы по русскому языку 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Пояснительная записка

 

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов  обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

 Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов,  вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всё большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещё печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всё чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причём произносятся они в серьёзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажённым смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.

    Что же делать в данных условиях нашим детям, лишённым возможности слышать грамотную речь от окружающих людей и от такого мощного средства воздействия,  как телевидение.

   Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

 Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.    Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые  вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с основами стихосложения, с языковыми нормами. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планированияна базе лучших образцов литературного творчества.

   Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее расширение темы от слова к словесности. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова.

   Словесность, в широком смысле, - это словесное творчество, способность выражать мысли и чувства устно и письменно. В узком смысле, словесность – это искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. При этом язык является материалом словесности, таким образом, следующий курс направлен на рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка.

   Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных

   Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

   Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 2 раза в неделю, 68 часов в год.

 

Автор Тукубаева Анар Нагашибековна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1476
Номер материала 31883
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓