Главная / Другое / Календарно тематическое планирование по элективному курсу "Этика и психология семейной жизни"

Календарно тематическое планирование по элективному курсу "Этика и психология семейной жизни"



МБОУ Ленинская СОШ

Весёловского района Ростовской области


Программа элективного курса

« Этика и психология

семейной жизни»





х. Лениский

2014 год.




Оглавление.

1. Концепция————————————————————— 3

2. Направления элективного курса «Этика и психология семейной жизни» 4

3. Программа элективного курса « Этика и психология семейной жизни» 5-6

4. Материалы к урокам по курсу « Этика и психология семейной жизни» 7-9

5. Приложение————————————————————— 10

6. Библиография———————————————————— 11

6. Учебно- тематическое планирование элективного курса

«Этика и психология семейной жизни»———————————— 12-14











1 .Концепция

Программа элективного курса «Этика и психология семейной жизни» предусматривает подготовку молодежи к семейной жизни, сосредоточение внимания на том, какие они, юноша и девушка, вступающие в брак, как они воспитаны, умеют ли они любить прежде всего не себя, а другого, жить для другого, смогут ли нести ответственность за будущую семью, детей, за счастье близкого человека, смогут ли правильно строить внутрисемейные отношения, ради будущих детей.

Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из величайших. Ни одна нация . ни одна культурная общность не сумели обойтись без семьи.

Анализ причин разводов показывает, что три четверти семей распадаются из-за очень слабой нравственной и психологической подготовленности к браку Характерный факт- опросы разведенных также показывают преобладание среди них мнения, будто быть супругом легко, просто им лично не повезло. Но хорошие семьи не рождаются сами собой. Они - результат неустанных усилий самих супругов.








Основные направления курса.

- раскрыть важность для молодежи подготовки к семейной жизни,

- формировать культуру общения, взаимоотношения влюбленных,

- дать понятия о характере , темпераменте личности,

- показать дружбу как человеческую потребность,

- дать понятия о браке,

- раскрыть особенности молодой семьи,

- познакомить с законами гражданского Кодекса о семье,

- способствовать обогащению семьи лучшими семейными традициями.

- находить причины семейных конфликтов и уметь выходить из них,

- выработать умения заботиться о новорожденных детях,

- формировать уважение к старшим в семье...









Программа

элективного курса «Этика и психология семейной жизни».

1.Введение- 1 час.

Цели и задачи курса. Основные направления изучения курса. Разъяснить

учащимся необходимость для них разносторонней подготовки к семейной жизни.

2. Личность , общество, семья - 2 часа.

Индивидуальные особенности человека. Самопознание,

самовоспитание. Характер. Темперамент.

3. Межличностные отношения юношества- 5 часов.

Общение - одна из основных потребностей человека. Культура, обычаи. Дружба,

влюбленность. Любовь. Женственность, мужественность. Красота внешняя и

внутренняя. Культура поведения влюбленных.

4. Брак и семья- 8 часов.

Готовность к браку. Свадьба. Медовый месяц. Гражданский Кодекс о семье.

Семья как источник счастья Особенности молодой семьи.

5 Основы семейных отношений-9 часов.

Нравственные устои семьи. Планирование семьи... Семейный досуг. Семейные

праздники. Бюджет семьи. Эстетика быта. Психологический климат семьи.

Последствия нарушений семейных отношений.

7. Семья и дети- 9 часов.

Воспитание детей в семье. Мать - главный зодчий человечества.

Отец - опора семьи. Бабушки и дедушки.

Советы доктора Спока.

Неполные семьи, Забота государства о семье, о детях -

сиротах.




Учебно - тематическое планирование элективного курса «Этика и психология семейной жизни».

п./п.

Тема урока


Содержание урока, цели и задачи

Основные понятия

1.


Введение.


Раскрыть важнейшие для молодежи вопросы подготовки к семейной жизни.


2003 год- год семьи,

2004 год- год молодежи и здорового образа жизни, роль семьи в обществе.

2.

Понятие о личности


Дать учащимся

представление о личности в целом

Личность, индивидуальность, всестороннее развитие личности.

3.

Психологическ ие

характеристики личности.


Раскрыть сущность основных понятий, характеризующих личность, пробудить стремление к самопознанию

Потребности, мотивы, убежден Направленность личности, характер.


4.

Темперамент

Познакомить с основными типами темперамента, определить их у себя.

Холерик. сангвиник,флегматик меланхолик.


5.

Психология межличностны х отношений.


Показать роль и значение общения в жизни людей. Способствовать формированию культуры общения,

находить выход из конфликтных ситуаций.

Общение, взаимоотношения, взаимопонимание, культура общения

6.

Нравственные основы

взаимоотношений юношей и девушек

Раскрыть понятия «мужественность», «женственность»,красота внутренняя и внешняя.


Нравственность, мораль, честь, рыцарство, молодежная мода.


7.

Дружба,

влюбленность

любовь.


Раскрыть значимость этих чувств в жизни человека, показать зависимость глубины и характера этих чувств от уровня развития личности.

Дружба, влюбленность, любовь, самоотдача в любви,

классики о любви.


8.

Культура

поведения

влюбленных.

Охарактеризовать нравственную сущность поведения влюбленных, способствовать выработке умения критически оценивать свое поведение

Взаимоотношения влюбленных, культура поведения, сексуальные отношения влюбленных.


9.

Что такое готовность к браку?


Дать представление о браке, нравственно - этических основах вступления в брак.


Брак, готовность к браку, брачный возраст, гражданский брак, брачный контракт.

10.

Свадьба.


Рассмотреть вопросы подготовки и проведения свадьбы.

Сватовство, регистрация брака, венчание.

11.

Медовый месяц.


Показать «подводные камни» первого месяца жизни.


Свадебное путешествие,

притирка

характеров, отношения с

родителями.

12.

Общение в семье.


Рассмотреть особенности общения в молодой семье, обратить внимание на умение выслушивать друг друга

Охарактеризовать основные функции семьи.


Внимательность,

доброжелательность.

уступчивость.

Социально - экономические функции семьи - репродуктивная воспитательная, экономическая.

13.

Особенности молодой семьи.


Показать, что супружество - это новый этап развития любви, когда из двух «я» формируется одно целое.

Как оставаться интересными друг другу.

Одежда, макияж, прическа, привычки...


14.

Вслух о сексе и не только о нем.


Разъяснить природу сексуальности мужчины и женщины.

Сексуальная гармония в браке, диета любви, сексуальные биостимуляторы.

15.

Нравственные устои семьи.

Дать понятие о долге в семье.

Супружеский, сыновний, родительский долг.

16.

Планирование семьи.


Обсудить главный вопрос в молодой семье - вопрос о детях.


Количество детей в семье 21 века. Противозачаточные средства. Аборт и здоровье будущей матери.

17.

Досуг - это зеркало семьи.


Поговорить о том, как проводить свободное время в семье.

Досуг, хобби, учет интересов друг друга.


18.

Семейные праздники.

Вспомнить, какие семейные праздники отмечают в семьях ребят.

Семейные традиции, обычаи, реликвии, родословная.


19.

Семейный бюджет.


Дать представление о семейном бюджете, о планировании, подумать над тем, как зарабатывать деньги..


Бюджет семьи, умение тратить деньги, семейная экономика.


20.

«Погода» в доме.


Выяснить, от чего зависит уют в доме, как создать интерьер комнат.

Доброжелательность, уют, интерьер.


21.

Психологический климат семьи.


Дать понятие о факторах, формирующих психологический климат семьи.

Психологический климат, совместимость и несовместимость. Пресыщение друг другом.


22.

Причины нарушения семейных отношений.

Семейные конфликты-выяснить их причины, умение выходить из них.


Прогнозирование семейных конфликтов, сглаживание их, решение их.


23.

Последствия нарушения семейных конфликтов.

Раскрыть последствия нарушений семейных конфликтов, объяснить последствия развода

Конфликты, алкоголизм, измена, развод, проблемы воспитания детей в неполных семьях.

24.

Воспитание детей в семье


Дать представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей, раскрыть ошибки семейного воспитания и пути их устранения.

Семейное воспитание, педагогическая культура, ошибки воспитания.


25.

Мать - главный

зодчий

человечества.


Дать представление об особых функциях матери как воспитательницы, прививать уважение к матери с детства

Материнство, любовь к детям, уважение к матери, человечность.


26.

Отец - опора семьи.


Раскрыть сущность отцовства, своеобразия влияния отца на детей.

Отцовство, авторитет родителей отношения между родителями

27.

Истоки родительской

мудрости.


Затронуть степень участия отца и матери в воспитании детей, начиная с рождения ребенка

Подготовленность молодых людей к отцовству и материнству, самообразование родителей.

28.

Бабушки и дедушки.


Раскрыть значимость старших в воспитании детей в семье, воспитывать уважение к бабушкам и дедушкам.

Уважение и забота старших в семье.

29.

Советы доктора Спока.

Познакомить ребят с некоторыми советами знаменитого педагога Бенджамина Спока.

Наблюдение, интуиция, терпение, внимание, дружеские отношения, наказание...

30.

Новорожденный в доме.


Рассказать о приеме новорожденного в доме и уходе за ним, познакомить с особенностями развития ребенка первого года жизни.


Условия воспитания новорожденного в семье, возможности раннего детства, содружество семьи и детских воспитательных учреждений.

31.

Неполные семьи.


Раскрыть трудности воспитания детей в неполных семьях, экономическое и психологическое состояние членов семьи, помощь государства этим семьям,

Неполная семья, неблагополучная семья, отношения в таких семьях.






Материалы к урокам по курсу «Этика и психология семейной жизни».

Урок 1.

Занятие посвящено знакомству с курсом . Раскрыть важность для молодежи подготовки к семейной жизни. Провести тестирование « Моя семья».

Урок 2.

На этом занятии дается представление о личности в целом, постепенном формировании человека как личности. Объясняются признаки личностного развития человека- это его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных жизненных ситуациях, не перекладывать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства, а противостоять им, проявляя свою волю, свой характер, "т.е. главное измерение личности - это поступок. Дается понимание индивидуальности, самовоспитания. Приводится стих. Е. Евтушенко:

«Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет , похожих на нее.»

Урок 3.

Иучение важнейших психологических характеристик личности. Выяснить основных три вопроса:

1 .Чего хочет человек в жизни ( это вопрос о направленности личности , о ее потребностях и интересах)?

2 Чего он может (Это вопрос о способностях человека)?

З.Что он есть (это вопрос о характере человека)? Провести тестирование по определению характера .

Урок 4. Занятие посвящено изучению своего темперамента- своих индивидуальных особенностей, которые выражаются в скорости возникновения, глубине и силе проявления чувств; в быстроте движений, общей подвижности человека. Тест по выявлению своего темперамента


Урок 5.

Занятие посвящено психологии межличностных отношений. Показывается роль и значение общения в жизни людей (получение знаний об окружающем мире, передача опыта, трудовых и бытовых навыков усвоение культурных, нравственных и социальных ценносгей , умение оценивать поступки и взаимоотношения, формирование познавательных интересов, скрашивание одиночества...) Рассматриваются вопросы культуры общения:

умение разбираться в других людях и верно оценивать их характер,

поступки, отношения ; откликаться на поведение окружающих

людей и их состояние, обладать навыками общения.

Особо обратить внимание на такие черты характера как вежливость

и тактичность. Выяснить причины конфликтных ситуаций и

возможные способы их разрешения. Проанализировать одну из

конфликтных ситуаций, по усмотрению учителя.

Урок 6.

На этом занятии рассматриваются вопросы нравственных отношений юношей и девушек Занятие проводится в виде диспута :

«Идеал мужчины и женщины: каков он сегодня?» Затрагиваются вопросы красоты внешней и .внутренней.

Урок 7.

3. Занятие посвящено дружбе, влюбленности и любви как высшим человеческим чувствам. Раскрыть особенности юношеской любви. Как отличить настоящую любовь от простого- увлечения? («Любовь одна, а подделок под нее тысячи).

Урок 8.

Урок «Культура поведения влюбленных» предполагает ответы на вопросы ребят: Как вести себя с любимым человеком во время свидания? Что делать, если любовь безответна? Как сказать о своей любви? Надо ли «показывать» свою любовь и общественных местах, друзьям, родным? Сексуальные отношения влюбленных.


Урок 9.

Практическое занятие «Хорошо ли вы знаете этикет?»

Урок 10.

Рассматриваются вопросы о готовности молодых людей к вступлению в брак. Брачный возраст, социальная зрелость, психологическая готовность к браку. Выяснить отношение ребят к гражданскому браку, законному~браку, к составлению брачного контракта. Познакомить ребят с некоторыми статьями Семейного кодекса Российской Федерации».

Урок 11.

На этом занятии рассматриваются вопросы подготовки и проведения свадьбы: сватовство, канун свадьбы, свадебные обряды, венчание, участники свадьбы и их обязанности, свадебные блюда, тосты,

подарки, поздравления, игры...

Урок 12.

Занятие посвящено проведению медового месяца, отношениям между молодоженами, между молодоженами и родителями. Рассмотреть главные трудности и источник конфликтов первого медового месяца жизни - притирка характеров, терпимость, уступчивость, стремление переделать свою «половинку» под созданный в душе идеал о главенстве в доме.

Урок 13.

У рок посвящен общению в семье, которое требует особого такта и деликатности. Самый распространенный и утомительный для жизни семьи стиль - командный, авторитарный. Каждый член семьи может иметь свои вкусы и свое мнение, и ломать и переделывать под себя -грубейшее нарушение семейной этики. Общие интересы, умение выслушивать, проявление интереса к супругу или супруге, уважение, доброжелательность - все это сохраняет и продлевает жизнь семьи.

Урок 14.

На этом занятии рассматриваются основные функции семьи:

репродуктивная - воспроизводство жизни, воспитательная -воспитание детей, экономическая -участие в производстве, ведение домашнего хозяйства, формирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности..

Урок 15

Предлагается рассмотреть особенности молодой семьи — где жить – с

родителями или отдельно, распределять ли обязанности или все делать вместе, что купить, как и где отдыхать, с чьими друзьями больше поддерживать отношения...

Урок 16

На этом занятии обсуждаются вопросы - как сделать так, чтобы молодожены были также интересны друг другу как и до свадьбы (одежда, макияж, прическа, поведение за столом, привычки...)

Урок 17.

Занятие посвящено двум важнейшим компонентам семейных взаимоотношений - психо певческому и сексуальному. Немало браков распадается из-за отсутствия сексуальной. гармонии. Обоюдная сексуальная неудовлетворенность супругов проявляется в плохим настроении,

раздражительности, ссорах, скандалах. А при разводе обоим кажется, что причиной их ссор были именно обиды и конфлиты, хотя истинная причина кроется в отсутствии сексуальной гармонии. Разъяснить ребятам природу сексуальности мужчины и женщины, психологические аспекты интимной жизни.


Урок18.

Урок посвящен нравственным устоям семьи. Любовь еще не гарантия прочности семьи. Любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга: супружеский долг, родительский долг сыновний долг.

Урок 19.

Занятие посвящено планированию семьи. Сколько современной семье иметь детей? Провести дискуссию с ребятами на эту тему. Рассмотреть демографическую ситуацию в стране.

Урок 20. На этом уроке идет разговор о совместном проведении свободного времени. Провести анкетированиетом, у кого в семье какое хобби, кто и как проводит свободное время… Рассмотреть пословицу «Если хочешь погубить человека, разреши ему делать все, что хочет» . Досуг – это зеркало семьи.

Урок 21

Предлагается рассмотреть особенности молодой семьи — где жить – с

родителями или отдельно, распределять ли обязанности или все делать вместе, что купить, как и где отдыхать, с чьими друзьями больше поддерживать отношения...

Урок 22

На этом занятии обсуждаются вопросы - как сделать так, чтобы молодожены были также интересны друг другу как и до свадьбы (одежда, макияж, прическа, поведение за столом, привычки...)

Урок 23.

Занятие посвящено двум важнейшим компонентам семейных взаимоотношений - психо певческому и сексуальному. Немало браков распадается из-за отсутствия сексуальной. гармонии. Обоюдная сексуальная неудовлетворенность супругов проявляется в плохим настроении,

раздражительности, ссорах, скандалах. А при разводе обоим кажется, что причиной их ссор были именно обиды и конфлиты, хотя истинная причина кроется в отсутствии сексуальной гармонии. Разъяснить ребятам природу сексуальности мужчины и женщины, психологические аспекты интимной жизни.


Урок24.

Урок посвящен нравственным устоям семьи. Любовь еще не гарантия прочности семьи. Любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга: супружеский долг, родительский долг сыновний долг.

Урок 25.

Занятие посвящено планированию семьи. Сколько современной семье иметь детей? Провести дискуссию с ребятами на эту тему. Рассмотреть демографическую ситуацию в стране.

Урок 26. На этом уроке идет разговор о совместном проведении свободного времени. Провести анкетирование о том, у кого в семье какое хобби, кто и как проводит свободное время… Рассмотреть пословицу «Если хочешь погубить человека, разреши ему делать все, что хочет» . Досуг – это зеркало семьи.




Урок 2 7

Занята посвящено воспитанию детей в семье. Главный смысл семейной жизни - это рождение и воспитание детей. С какого

момента надо заниматься воспитанием детей? Кто должен больше уделять внимания ребенку? Формирование личности в обществе , человечесском окружении .Примеры воспитания детей среди животных - маугли Объяснить слова Л.Н.Толстого: «...От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние.Ошибки в семейном воспитании.

Урок 28 и 29.

Оба урока посвящены первым воспитателям- матери и отцу. Раскрыть сущность материнства и отцовства, функции матери как воспитательницы, отца как опоры семьи. Родительский дом – начало начал. Сочинение «Моя семья».

Урок 30.

Истоки родительской мудрости - в чем они" Уклад жизни семьи,личный пример родителей;, обшение, интересы , поощрения и наказания, труд в семье и отдых..Этим вопросам посвящается это занятие.


Урок 31.

Урок посвящен бабушкам и дедушкам. Приглашаются дедушки и ба6ушки. накрывается стол самоваром, пряниками .Дети рассказывают о них, а они делятся своими советами по воспитанию детей.

Урок 32

Предлагаем познакомиться с некоторыми советами доктора Спока, знаменитого педиатра и педагога. Ребята обмениваются мнениями по поводу этих советов.

Урок 33.

Новорожденный в доме! Научить ребят первым навыкам ухода за малышам : гигиена, пеленание, режим дня..

Урок 34 и 35.

Занятие посвящены неполным семьям, проблемам воспитания в этих семьях', заботе государства о них. Подведение итогов курса.



Календарно тематическое планирование по элективному курсу "Этика и психология семейной жизни"
  • Другое
Описание:

Проблема полового воспитания подростков на сегодня более чем актуальна, но совершенно заброшена. Я коснулась данной проблемы в ходе исследовательской работы "Здоровье детей - счастье нации - успех России". Был собран статистический материал о ранней беременности, проблемах сегодняшних молодых мам, болезнях. Данный материал единственный по данной проблеме. Программа была разработана еще в начале 80-х. Еще одна сторона "этой медали" - обилие разной информации в интернете. Я, как учитель биологии, просто не могу обойти эту проблему стороной. Так сейчас я веду элективный курс для 11 класса "Этика и психология семейной жизни". 

Имея еще и психологическое образование я добавляю психологические тесты по изучению темперамента, характера и др. Провожу тренинги, ролевые игры с обучающимися. Разрабатываем проекты "Моя будущая семья", "Моя свадьба", "Бюджет семьи" и др.

Автор Швек Алёна Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1517
Номер материала 30378
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы