Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
РУССКИЙ ЯЗЫК
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:
чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники («Букварь»,
«Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).
В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то
означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов «Букварь» идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и при- мерными программами начального общего образования предмет
«Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (4 часа в неделю, 136 часов в год) или 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, посту- пай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни чело- века, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
1-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»
являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Букваря» и учебников «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служат технология
продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык»
является сформированность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые;
мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и
«буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Предмет: Русский язык
Кол-во в нед. часов- 165 ч.; в неделю 5 ч.
Программа: Образовательная система «Школа 2100»
Учебный комплекс для учащихся:
Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык (первые уроки)». Учебное пособие для 1-го класса. - М.: «Баласс», 2012 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.); Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)». - М.: «Баласс», 2012. О.В.Пронина «Мои волшебные пальчики» - прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» в 5 тетрадях - М.: «Баласс», 2012.
Наличие мет. разработок для учителей:
Интернет ресурсы.
№ уро-ка
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Элементы содержания
УУД
Вид контроля
ИКТ
Дата
Примечание
план
факт
ГОВОРИМ, РАССКАЗЫВАЕМ, СЛУШАЕМ, ПИШЕМ (18 часов)
1
Знакомство с прописями. Интегрированный урок с чтением.
1
Знакомство с учебным предметом.
Выполнение штриховки. Подготовка к письму
Личностные: учебно – познава-тельный интерес к новому учебному материалу.
Познавательные: построение речевого высказывания, использование знаково-симво-лических средств.
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Фронтальная беседа
2
Линии прямые, вертикальные,наклонные.Интегрированный урок с чтением.
1
Знакомство с правилами письма.
Фронтальная беседа
3
Обведение по контуру.Интегрированный урок с чтением.
1
Выполнение штриховки.
Фронтальный,
индивид.
4
Обведение по контуру и штриховка.Интегрированный урок с чтением.
1
Выполнение штриховки в заданном направлении.
Фронтальный,
индивид.
5
Обведение по контуру, штриховка.Интегрированный урок с математикой.
1
Выполнение штриховки.
Фронтальный,
индивид.
6
Обведение по контуру, штриховка, письмо овалов.Интегрированный урок с чтением.
1
Выполнение штриховки в заданном направлении.
Фронтальный,
индивид.
7
Обведение по контуру, письмо овалов.Интегрированный урок с чтением.
1
Выполнение штриховки в заданном направлении.
Фронтальный,
индивид.; с/р по штриховке
8
Письмо наклонных линий и овалов.Интегрированный урок с чтением.
1
Самостоятельный выбор цвета и штриховки для рисунков.
Фронтальный,
индивид.
9
Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху.Интегрированный урок с чтением.
1
Самостоятельный выбор цвета и штриховки для рисунков.
Фронтальный, индивид.
10
Упражнение в обведении по контуру и штриховке. Интегрированный урок с математикой.
1
Выполнение штриховки.
Фронтальный, индивид.
11
Письмо наклонных с петлей внизу и вверху.Интегрированный урок с чтением.
1
Самостоятельный выбор цвета и штриховки для рисунков.
Фронтальный, индивид.
12
Написание е – образных элементов (петли большие и маленькие)Интегрированный урок с чтением.Интегрированный урок с чтением.
1
Самостоятельный выбор цвета и штриховки для рисунков.
Текущий.
13
Письмо элементов буквы г.Интегрированный урок с чтением.
1
Выполнение штриховки в заданном направлении.
Фронтальный, индивид.
14
Повторение основных графических элементов.Интегрированный урок с чтением.
1
Самостоятельный выбор цвета и штриховки для рисунков.
Текущий.
15
Письмо прямых линий с закруглением вверху и внизу. Интегрированный урок с математикой.
1
Самостоятельный выбор цвета и штриховки для рисунков.
Текущий.
16
Письмо: повторение основных графических элементов.Интегрированный урок с чтением.
1
Самостоятельный выбор цвета и штриховки для рисунков.
Фронтальный, индивид.
17
Письмо прямых и наклонных линий.Интегрированный урок с чтением.
1
Выполнение штриховки в заданном направлении.
Фронтальный, индивид.
18
Письмо прямых с закругленьем вверху и внизу.Интегрированный урок с чтением.
19
Письмо изученных графических элементов.Интегрированный урок с чтением.
20
Письмо прямых линий с закруглением вверху и внизу. Интегрированный урок с математикой.
УЧИМ БУКВЫ – УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ (102 часа)
21
Строчные буквы ,г,п и.Интегрированный урок с чтением
1
Написание строчных букв.
Личностные: учебно – познава-тельный интерес к новому учебному материалу; способ-ность к самооценке; осознанное понима-ние чувств других людей и сопережи-вание им.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; умение работать с текстом.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Коммуникативные: умение работать в группе; использование речи для регуляции своего действия.
Текущий
22
Письмо слогов и слов с буквами т,рИнтегрированный урок с чтением.
1
Написание строчных букв.
Текущий
23
Строчная буква о.Интегрированный урок с чтением.
1
Выполнение штриховки в заданном направлении.
Текущий
24
Упражнение в письме букв т,р,о.Интегрированный урок с чтением.
1
Написание строчных букв.
Текущий
25
Упражнение в письме букв г, п, и,т, р,о. Интегрированный урок с математикой.
1
Написание слогов и слов с изученными буквами.
Текущий
26
Упражнение в письме слогов и слов с изученными буквами.Интегрированный урок с чтением.
1
Списывание с печатного образца .
Текущий
27
Строчная буква а.Интегрированный урок с чтением.
1
Выполнение штриховки в заданном направлении.
Текущий. Звуко-буквенный анализ слов
28
Упражнение в чтении и письме буквы а.Интегрированный урок с чтением.
1
Списывание с печатного образца .
Текущий
29
Упражнение в письме изученных букв и слогов с буквой а.Интегрированный урок с чтением.
1
Письмо слогов и слов под диктовку. Знакомство с новой гласной буквой.
Текущий: написание слогов и слов под диктовку.
30
Упражнение в письме слогов с буквой а. Интегрированный урок с математикой.
1
Написание заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Фронтальный, индивид.
31
Упражнение в написании заглавной буквы И, изученных букв и слогов.Интегрированный урок с чтением.
1
Написание заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Фронтальный, индивид.
32
Согласная строчная буква н.Интегрированный урок с чтением.
1
Списывание с печатного образца .
Текущий. Списывание с печатного образца.
33
Согласная строчная буква к.Интегрированный урок с чтением.
1
Списывание с печатного образца .
Текущий. Списывание с печатного образца.
34
Упражнение в письме букв н,к.Интегрированный урок с чтением.
1
Письмо под диктовку.
Фронтальный
35
Упражнение в письме слогов и слов с буквами н, к. Интегрированный урок с математикой.
1
Списывание с печатного образца. Запись под диктовку.
Фронтальный
36
Заглавная и строчная буквы У,у.Интегрированный урок с чтением.
1
Письмо под диктовку.
Текущий: написание слогов и слов под диктовку.
37
Упражнение в письме слогов и слов с буквой у.Интегрированный урок с чтением.
Списывание с печатного образца. Запись под диктовку.
Текущий: написание слогов и слов под диктовку.
38
Строчная буква с.Интегрированный урок с чтением.
1
Списывание с печатного образца.
Текущий. Списывание с печатного образца.
39
Письмо букв, слогов, предложений.Интегрированный урок с чтением.
6 660 828 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Груздева Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.