Главная / ИЗО, МХК / календарно - тематическое планирование по мхк

календарно - тематическое планирование по мхк

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1

Вводный урок. Семь чудес света

Изучение нового материала

Семь чудес сета

Изучение шедевров мировой культуры, осознание роли и места Человека в художественной культуре в данный исторический период.

Входной контроль

Сентябрь


Раздел I. Художественная культура Древнего и Средневекового Востока

2

Искусство Древнего Египта

комбинированный

Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства.

Изучение шедевров мировой культуры, осознание роли и места Человека в художественной культуре в данный исторический период.

Самостоятельная работа

Сентябрь


3

Художественная культура Древней и Средневековой Индии

комбинированный

Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.


Опрос. Письменные задания

Сентябрь


4

Художественная культура Китая

Лекция

Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.

Понять значение и уникальный характер китайской художественной культуры.

Опрос

Сентябрь


5

Искусство страны Восходящего Солнца

Лекция

Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований.

Проанализировать своеобразие и неповторимость искусства Японии.

Подготовка к контрольной работе

Октябрь


6

Урок обобщения по теме «Древний и Средневековый Восток»


Подготовка к

контрольной

работе

Обобщить изученный материал. Развивать умения анализировать произведения искусства и любоваться ими.

Контрольная работа

Октябрь


Раздел II. Художественная культура Европы от Древности к Новому времени

7

Золотой век Афин

комбинированный

Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия.

Знать: основные положения по теме урока.

Отвечать на поставленные вопросы, давать определения, Понятия: культура, ценности культуры

Опрос. Творческие работы

октябрь


8

Искусство Древнего Рима

комбинированный

Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.

Знать основные положения раздела.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Опрос. Творческие работы

Октябрь


Тема 2. Искусство Средневековой Европы

9

Романский и готический стили в архитектуре

Комбинированный

Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.

Уметь высказывать своё мнение, работать с учебником, отвечать на поставленные вопросы, давать определения. Понятия: индивид, индивидуальность, личность, смысл жизни

Сравнительная таблица

Ноябрь


10

Средневековая духовная музыка

Комбинированный урок

Средневековый пафос, достижения музыкальной культуры.

Развивать умение анализировать про изведение искусства, понимать и уметь дать художественную оценку.

Беседа, анализ произведений

Ноябрь


Тема 3. Эпоха Возрождения

11

Живопись, скульптура, архитектура эпохи Возрождения

лекция

Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.


Формировать и развивать понятия о художественной эпохе, постижение знаний в создании художественного образа.

Постижение системы знаний о живописи, умение любоваться лучшими произведениями мировой живописи.

Работа в группе

Ноябрь


12

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке

комбинированный

Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.

Постижение знаний о своеобразии национальных традициях мастеров Северной Европы.

Индивидуальный опрос. Тест

декабрь


13

Особенности музыки Эпохи Возрождения и Барокко. Творчество И. С. Баха как пример роли музыки в формировании духовной культуры личности.

комбинированный

Расцвет светской инструментальной музыки. Творчество А. Вивальди («Времена года»). И.С.Бах, утверждение в его сочинениях высоких духовно-нравственных идеалов.

Знать шедевры музыкальной культуры барокко. Определять особенности западноевропейского театра барокко, пути развития. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Устный опрос

декабрь


Тема4: Искусство Нового Времени

14

Искусство барокко и рококо

Изучение нового материала

Синтез возрожденческих и средневековых образов, религиозной христианской и мифологической языческой проблематики в художественной культуре Италии XVII в. Архитектура и скульптура барокко. Творчество Д. Бернини. Религиозная и бытовая проблематика в творчестве Караваджо («Положение во гроб», «Лютнист»). Главные темы искусства рококо, происхождение термина « рококо».

Находить шедевры итальянского и русского барокко. Определять характерные черты архитектуры барокко узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Устный опрос

декабрь


16

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

Комбинированный урок

Эстетика классицизма. Архитектура, изобразительное искусство и театр раннего классицизма во Франции (дворец в Версале, К.Рен, Н. Пуссен, Мольер, П. Корнель, Ж. Расин). Просветительский классицизм и его мастера (Ж.-Давид, А.Канова, Ж.-А.Гудон, П. Бомарше).

Находить произведения и соотносить их с определенным стилем.

тест

декабрь


17

Романтизм в художественной культуре Европы: открытие «внутреннего человека»

Урок - беседа

Романтизм в живописи. Творчество Ф. Гойи как предвестие романтизма. Эмоциональность его работ. Портреты. Графика (серия «Капричос»). Борения человека со стихией в работе яркого романтика Т. Жерико «Плот Медузы». Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа («Свобода, ведущая народ»).

Знать особенности художественного стиля. Определять особенности художественного стиля.

Фронтальный опрос

январь


18

Реализм

Комбинированный урок

Основные жанры западноевропейской реалистической живописи (Г.Курбе, К.Коро, О.Домье). Натурализм во французской литературе и театре (Э.Золя). Реалистические искания на оперной сцене (Д.Верди, Ж.Бизе). Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домье;

Знать особенности художественного стиля.

Определять особенности художественного стиля.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Фронтальный опрос

январь


19

Классицизм и романтизм в

западноевропейской

музыке


Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Психологическое богатство образов. Лирическая насыщенность музыки, усиление песенности, мелодического начала. Пафос выражения внутреннего «я» композитора в музыкальном искусстве разных национальных школ. Жизнь и творчество Ф. Шопена, Ф. Листа, Дж. Верди.

Знать разнообразия наследия Венской классической школы. Определять музыкальный мир Моцарта, музыку Бетховена. Уметь узнавать изученные произведения.

Устный опрос

февраль


20

Защита проектов

Конференция

Защита проектов по выбранной теме


Применять полученные знания

Защита проектов

февраль


Раздел III. Искусство XX - XXI века

Тема 1. Основные направления в культуре в конце XIX – начале XX века

21

Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск ускользающей красоты

Изучение нового материала

Отражение окружающего мира в мгновениях, фиксирующих нюансы и оттенки ощущений и скоротечность постоянно меняющихся образов. Импрессионизм в живописи; эстетика мимолетности, стремление передать свет, воздух, атмосферу живой жизни. Выход художников на пленэр. Рождение новой техники живописи. Пейзажи Э. Мане («Завтрак на траве»). Работы К. Моне («Впечатление — Восход солнца», «Скалы в Бель-Иль») и А. Сислея («Опушка леса в Фонтенбло»). Портреты О. Ренуара («Дама у фортепиано»). Музыкальный импрессионизм.

Знать эстетику импрессионизма, специфику выразительных чувств. Определять особенности художественных исканий импрессионистов. Узнавать изученные произведения.

Устный опрос.

февраль


22

Стиль Модерн

комбинированный

Особенности модерна в различных видах искусства.

Знать создание новых художественных форм и образов модерна.

Определить особенности модерна в различных видах искусства.

Узнавать и анализировать особенности модерна.

Устный опрос

февраль


23

Символизм как философская «сверхидея».

Урок - лекция

Символизм — одно из наиболее крупных художественных и философских течений «серебряного века». «Музыкальность» как категория мышления художников-символистов, их стремление к неизреченным смыслам искусства

Знать символы и мифы в живописи. Определить непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма. Узнать художественные принципы символизма.

Устный опрос

март


24

Модернизм

Урок - лекция

Особенности модернизма

Знать создание новых художественных форм и образов модернизма. Определить особенности модернизма в различных видах искусства

Устный опрос

март


25

Сюрреализм

Урок - лекция

Сюрреализм и теория психоанализа 3. Фрейда. Творчество С. Дали («Христос над миром», «Предчувствие гражданской войны»).

Знать особенности художественного стиля.

Определять особенности художественного стиля.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Фронтальный опрос

март


26

Абстракционизм

Комбинированный урок

Абстракционизм — новый взгляд на форму и художественную выразительность цвета в живописи. П. Синяк («Гавань в Марселе»).

Знать особенности художественного стиля.

Определять особенности художественного стиля.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Фронтальный урок

март


27 - 28

Развитие театра и киноискусства: культурная дополняемость

Лекция с элементами беседы



Просмотр и анализ произведений

Апрель


29

Музыка в нотах и без нот

Семинар

Джаз, его истоки (спиричуэле, блюз). Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации. Выдающиеся исполнители: Л. Амстронг, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд. Джаз и творчество классика американской музыки Д. Гершвина. «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром. Опера «Порги и Бесс» (по выбору учителя). Рок-музыка (поп-музыка) как проявление молодежной контркультуры

Анализировать и обобщать стилевое многообразие музыки XX века.

Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

Воспринимать и сравнивать различные образцы легкой и серьезной музыки.

Узнавать наиболее яркие произведения зарубежных композиторов.

Ориентироваться в джазовой музыке.

Фронтальный опрос. Групповая работа

Апрель



Эстетические и инженерные новации в архитектуре.


Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Корбюзье. Вилла Савойа Ле Корбюзье.

Знать

характерные черты и общие стилевые особенности стилей художественной культуры конца Х Х – ХХ века;

имена известнейших художников, скульпторов, архитекторов, композиторов эпохи, их произведения;

художественные шедевры культуры

Уметь

определять ведущие темы видов искусства эпохи;

определять особенности художественного языка в творчестве известнейших мастеров художественной культуры;

описывать некоторые произведения мастеров, шедевры и памятники культуры

Анализ произведений

Апрель


Современные виды искусств

30

Компьютерная графика как область художественной деятельности

Урок - практикум

Использование компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной информации

Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в изобразительном искусстве.

Применять компьютер для обработки визуальной информации

Воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий.

Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визит-

ной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала,

сайта

Апрель


31-32

Мультимедийное искусство

Урок - практикум

Мультимедийное искусство. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства.

Самостоятельно изучать современные мультимедийные технологии и их возможности в создании произведений искусства

Понимать особенности воплощения движения и пространства с помощью современной аппаратуры и творчески применять ее для создания художественных продуктов

Исследовать характерные черты и свойства звуковых, цифровых и интернет- объектов.

Разрабатывать и реализовывать проекты по созданию различных мультимедийных произведений


Практикум

Создание художественной фотографии, фотоколлажа,

мультфильма, видеофильма,

Май


33

Традиции и новаторство в искусстве

Урок - лекция

Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества

Осознавать значение искусства в жизни современного человека.

Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве.


Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

Ориентироваться в специфике выразительных средств всех изучаемых видов искусства.

Оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры

Владеть специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса.


Фронтальный опрос

Май


34

Итоговая защита проектов по курсу

конференция

Защита проектов по выбранной теме

Итоги курса.

Применять на практике полученные знания

Защита проектов

Май



календарно - тематическое планирование по мхк
  • ИЗО, МХК
Описание:

Календарно - тематическое планирование по мхк 9 класс, программа Рапацкой. В программе предусмотрено изучение культуры Древнего Востока, Античности, искусство Средневековой эпохи, эпохи Возрождения, особое место определено искусству 20 века, современной компьютерной графике, современным видам искусств, таким как мультимедийному искусству, традициям и новаторству в искусстве.  также в программе согласно ФГОСУ отражен синтез искусств.Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 раз в неделю. Курс "Искусство" изучается в гимназии 2 года, данное планирование рассчитано на 2 год обучения.

Автор Белова АННА ВЛАДИМИРОВНА
Дата добавления 01.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 467
Номер материала 19665
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓