№
|
Тема урока
|
Тип
урока
|
Элементы
содержания
|
Требования
к уровню подготовки обучающихся
|
Вид
контроля
|
Дата
проведения
|
План
|
Факт
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
|
1
|
Вводный урок. Семь чудес света
|
Изучение нового материала
|
Семь чудес сета
|
Изучение шедевров мировой культуры,
осознание роли и места Человека в художественной культуре в данный
исторический период.
|
Входной контроль
|
Сентябрь
|
|
Раздел I. Художественная культура Древнего
и Средневекового Востока
|
2
|
Искусство Древнего Египта
|
комбинированный
|
Художественная картина мира, воссозданная
египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии.
«Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических
традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства.
|
Изучение шедевров мировой культуры,
осознание роли и места Человека в художественной культуре в данный
исторический период.
|
Самостоятельная работа
|
Сентябрь
|
|
3
|
Художественная культура Древней и Средневековой Индии
|
комбинированный
|
Художественная культура Древней Индии, ее
ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм.
Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое
зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.
|
|
Опрос. Письменные задания
|
Сентябрь
|
|
4
|
Художественная культура Китая
|
Лекция
|
Своеобразие художественных традиций
китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной
самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций
в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы.
Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские
народные музыкальные инструменты.
|
Понять значение и уникальный характер
китайской художественной культуры.
|
Опрос
|
Сентябрь
|
|
5
|
Искусство страны Восходящего Солнца
|
Лекция
|
Художественные традиции Японии. Храмы
Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония,
икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке,
живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований.
|
Проанализировать своеобразие и
неповторимость искусства Японии.
|
Подготовка к контрольной работе
|
Октябрь
|
|
6
|
Урок обобщения по теме «Древний и Средневековый Восток»
|
|
Подготовка к
контрольной
работе
|
Обобщить изученный материал. Развивать
умения анализировать произведения искусства и любоваться ими.
|
Контрольная работа
|
Октябрь
|
|
Раздел II. Художественная культура Европы от Древности к Новому
времени
|
7
|
Золотой век Афин
|
комбинированный
|
Мифологическая картина мира и древнегреческое
язычество как основа развития античной художественной культуры. Основные
этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура.
Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись.
Искусство театра. Древнегреческая трагедия.
|
Знать: основные положения по теме урока.
Отвечать на поставленные вопросы, давать
определения, Понятия: культура, ценности культуры
|
Опрос. Творческие работы
|
октябрь
|
|
8
|
Искусство Древнего Рима
|
комбинированный
|
Культура Древнего Рима. Архитектурные
памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.
|
Знать основные положения раздела.
Уметь: анализировать, делать выводы,
отвечать на вопросы
|
Опрос. Творческие работы
|
Октябрь
|
|
Тема 2. Искусство Средневековой Европы
|
9
|
Романский и готический стили в архитектуре
|
Комбинированный
|
Христианские основы средневекового
европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств
художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви,
два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое
зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.
|
Уметь высказывать своё мнение, работать с
учебником, отвечать на поставленные вопросы, давать определения. Понятия:
индивид, индивидуальность, личность, смысл жизни
|
Сравнительная таблица
|
Ноябрь
|
|
10
|
Средневековая духовная музыка
|
Комбинированный урок
|
Средневековый пафос, достижения музыкальной
культуры.
|
Развивать умение анализировать про изведение
искусства, понимать и уметь дать художественную оценку.
|
Беседа, анализ произведений
|
Ноябрь
|
|
Тема 3. Эпоха Возрождения
|
11
|
Живопись, скульптура, архитектура эпохи Возрождения
|
лекция
|
Эпоха Возрождения как новый этап в развитии
европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие
светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская
школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху
Возрождения.
|
Формировать и развивать понятия о
художественной эпохе, постижение знаний в создании художественного образа.
Постижение системы знаний о живописи, умение
любоваться лучшими произведениями мировой живописи.
|
Работа в группе
|
Ноябрь
|
|
12
|
Северное Возрождение: в поисках правды о человеке
|
комбинированный
|
Северное Возрождение, поиски правды о
человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и
Испании.
|
Постижение знаний о своеобразии национальных
традициях мастеров Северной Европы.
|
Индивидуальный опрос. Тест
|
декабрь
|
|
13
|
Особенности музыки Эпохи Возрождения и Барокко. Творчество И. С. Баха
как пример роли музыки в формировании духовной культуры личности.
|
комбинированный
|
Расцвет светской инструментальной музыки. Творчество
А. Вивальди («Времена года»). И.С.Бах, утверждение в его сочинениях высоких
духовно-нравственных идеалов.
|
Знать шедевры музыкальной культуры барокко. Определять
особенности западноевропейского театра барокко, пути развития. Узнавать
изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.
|
Устный опрос
|
декабрь
|
|
Тема4: Искусство Нового Времени
|
14
|
Искусство барокко и рококо
|
Изучение нового материала
|
Синтез возрожденческих и средневековых
образов, религиозной христианской и мифологической языческой проблематики в
художественной культуре Италии XVII в. Архитектура и скульптура барокко.
Творчество Д. Бернини. Религиозная и бытовая проблематика в творчестве
Караваджо («Положение во гроб», «Лютнист»). Главные темы искусства рококо,
происхождение термина « рококо».
|
Находить шедевры итальянского и русского
барокко. Определять характерные черты архитектуры барокко узнавать и анализировать
изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.
|
Устный опрос
|
декабрь
|
|
16
|
Классицизм в архитектуре Западной Европы.
|
Комбинированный урок
|
Эстетика классицизма. Архитектура,
изобразительное искусство и театр раннего классицизма во Франции (дворец в
Версале, К.Рен, Н. Пуссен, Мольер, П. Корнель, Ж. Расин). Просветительский
классицизм и его мастера (Ж.-Давид, А.Канова, Ж.-А.Гудон, П. Бомарше).
|
Находить произведения и соотносить их с
определенным стилем.
|
тест
|
декабрь
|
|
17
|
Романтизм в художественной культуре Европы: открытие «внутреннего
человека»
|
Урок - беседа
|
Романтизм в живописи. Творчество Ф. Гойи как
предвестие романтизма. Эмоциональность его работ. Портреты. Графика (серия
«Капричос»). Борения человека со стихией в работе яркого романтика Т. Жерико
«Плот Медузы». Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э.
Делакруа («Свобода, ведущая народ»).
|
Знать особенности художественного стиля. Определять
особенности художественного стиля.
|
Фронтальный опрос
|
январь
|
|
18
|
Реализм
|
Комбинированный урок
|
Основные жанры западноевропейской
реалистической живописи (Г.Курбе, К.Коро, О.Домье). Натурализм во французской
литературе и театре (Э.Золя). Реалистические искания на оперной сцене
(Д.Верди, Ж.Бизе). Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины
жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домье;
|
Знать особенности художественного стиля.
Определять особенности художественного
стиля.
Узнавать изученные произведения и соотносить
их с определенным стилем.
|
Фронтальный опрос
|
январь
|
|
19
|
Классицизм и романтизм в
западноевропейской
музыке
|
|
Воплощение в музыке сложных и противоречивых
жизненных ситуаций. Психологическое богатство образов. Лирическая
насыщенность музыки, усиление песенности, мелодического начала. Пафос
выражения внутреннего «я» композитора в музыкальном искусстве разных
национальных школ. Жизнь и творчество Ф. Шопена, Ф. Листа, Дж. Верди.
|
Знать разнообразия наследия Венской классической
школы. Определять музыкальный мир Моцарта, музыку Бетховена. Уметь узнавать
изученные произведения.
|
Устный опрос
|
февраль
|
|
20
|
Защита проектов
|
Конференция
|
Защита проектов по выбранной теме
|
Применять полученные знания
|
Защита проектов
|
февраль
|
|
Раздел III. Искусство
XX - XXI века
|
Тема 1. Основные направления в культуре в
конце XIX – начале XX века
|
21
|
Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск ускользающей красоты
|
Изучение нового материала
|
Отражение окружающего мира в мгновениях,
фиксирующих нюансы и оттенки ощущений и скоротечность постоянно меняющихся
образов. Импрессионизм в живописи; эстетика мимолетности, стремление передать
свет, воздух, атмосферу живой жизни. Выход художников на пленэр. Рождение
новой техники живописи. Пейзажи Э. Мане («Завтрак на траве»). Работы К. Моне
(«Впечатление — Восход солнца», «Скалы в Бель-Иль») и А. Сислея («Опушка леса
в Фонтенбло»). Портреты О. Ренуара («Дама у фортепиано»). Музыкальный
импрессионизм.
|
Знать эстетику импрессионизма, специфику
выразительных чувств. Определять особенности художественных исканий
импрессионистов. Узнавать изученные произведения.
|
Устный опрос.
|
февраль
|
|
22
|
Стиль Модерн
|
комбинированный
|
Особенности модерна в различных видах
искусства.
|
Знать создание новых художественных форм и
образов модерна.
Определить особенности модерна в различных
видах искусства.
Узнавать и анализировать особенности модерна.
|
Устный опрос
|
февраль
|
|
23
|
Символизм как философская «сверхидея».
|
Урок - лекция
|
Символизм — одно из наиболее крупных
художественных и философских течений «серебряного века». «Музыкальность» как
категория мышления художников-символистов, их стремление к неизреченным смыслам
искусства
|
Знать символы и мифы в живописи. Определить
непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма. Узнать
художественные принципы символизма.
|
Устный опрос
|
март
|
|
24
|
Модернизм
|
Урок - лекция
|
Особенности модернизма
|
Знать создание новых художественных форм и
образов модернизма. Определить особенности модернизма в различных видах
искусства
|
Устный опрос
|
март
|
|
25
|
Сюрреализм
|
Урок - лекция
|
Сюрреализм и теория психоанализа 3. Фрейда.
Творчество С. Дали («Христос над миром», «Предчувствие гражданской войны»).
|
Знать особенности художественного стиля.
Определять особенности художественного
стиля.
Узнавать изученные произведения и соотносить
их с определенным стилем.
|
Фронтальный опрос
|
март
|
|
26
|
Абстракционизм
|
Комбинированный урок
|
Абстракционизм — новый взгляд на форму и
художественную выразительность цвета в живописи. П. Синяк («Гавань в
Марселе»).
|
Знать особенности художественного стиля.
Определять особенности художественного
стиля.
Узнавать изученные произведения и соотносить
их с определенным стилем.
|
Фронтальный урок
|
март
|
|
27 - 28
|
Развитие театра и киноискусства: культурная дополняемость
|
Лекция с элементами беседы
|
|
|
Просмотр и анализ произведений
|
Апрель
|
|
29
|
Музыка в нотах и без нот
|
Семинар
|
Джаз, его истоки (спиричуэле, блюз).
Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации. Выдающиеся исполнители: Л. Амстронг,
Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд. Джаз и творчество классика американской музыки
Д. Гершвина. «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром. Опера «Порги
и Бесс» (по выбору учителя). Рок-музыка (поп-музыка) как проявление
молодежной контркультуры
|
Анализировать и обобщать стилевое
многообразие музыки XX века.
Высказывать собственное мнение о
художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.
Воспринимать и сравнивать различные образцы
легкой и серьезной музыки.
Узнавать наиболее яркие произведения
зарубежных композиторов.
Ориентироваться в джазовой музыке.
|
Фронтальный опрос. Групповая работа
|
Апрель
|
|
|
Эстетические и инженерные новации в архитектуре.
|
|
Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле
Корбюзье. Вилла Савойа Ле Корбюзье.
|
Знать
характерные черты и общие стилевые
особенности стилей художественной культуры конца Х Х – ХХ века;
имена известнейших художников, скульпторов,
архитекторов, композиторов эпохи, их произведения;
художественные шедевры культуры
Уметь
определять ведущие темы видов искусства
эпохи;
определять особенности художественного языка
в творчестве известнейших мастеров художественной культуры;
описывать некоторые произведения мастеров,
шедевры и памятники культуры
|
Анализ произведений
|
Апрель
|
|
Современные виды искусств
|
30
|
Компьютерная графика как область художественной деятельности
|
Урок - практикум
|
Использование компьютера для синтеза
изображений, обработки визуальной информации
|
Самостоятельно изучать возможности
компьютерных технологий в изобразительном искусстве.
Применять компьютер для обработки визуальной
информации
Воплощать творческие идеи с помощью современных
компьютерных технологий.
Анализировать результаты собственной
творческой деятельности с точки зрения художественного и технического
совершенства
|
Проектирование обложки книги, рекламы,
открытки, визит-
ной карточки, экслибриса, товарного знака,
разворота журнала,
сайта
|
Апрель
|
|
31-32
|
Мультимедийное искусство
|
Урок - практикум
|
Мультимедийное искусство. Влияние
технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и
возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений
искусства.
|
Самостоятельно изучать современные
мультимедийные технологии и их возможности в создании произведений искусства
Понимать особенности воплощения движения и
пространства с помощью современной аппаратуры и творчески применять ее для
создания художественных продуктов
Исследовать характерные черты и свойства
звуковых, цифровых и интернет- объектов.
Разрабатывать и реализовывать проекты по
созданию различных мультимедийных произведений
|
Практикум
Создание художественной фотографии,
фотоколлажа,
мультфильма, видеофильма,
|
Май
|
|
33
|
Традиции и новаторство в искусстве
|
Урок - лекция
|
Традиции и новаторство в искусстве.
Искусство в современном информационном пространстве: способ познания
действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества
|
Осознавать
значение искусства в жизни современного человека.
Рассуждать о
специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве.
Эмоционально
воспринимать художественные образы различных видов искусства.
Ориентироваться
в специфике выразительных средств всех изучаемых видов искусства.
Оценивать
произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры
Владеть
специальными терминами из области различных видов искусства в рамках
изучаемого курса.
|
Фронтальный опрос
|
Май
|
|
34
|
Итоговая защита проектов по курсу
|
конференция
|
Защита проектов по выбранной теме
Итоги курса.
|
Применять на практике полученные знания
|
Защита проектов
|
Май
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.