Календарно – тематическое
планирование
по Искусству (ИЗО) 4 класс
Верхне – Гуторовский филиал
МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области
Подготовила: Рыжкова Кристина
Александровна
Пояснительная
записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное
искусство» 4 класс составлена на основании следующих нормативно правовых
документов:
1.
Федерального
компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства
образования от 5.03.2004 №1089);
2.
Закона
Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
3.
Санитарные
правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10);
4.
Закон
об образовании Курской области;
5.
Примерной
программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и программы
начального общего образования – авторы: Неменский Б.П., Горяева Н.А. Неменская
Л.А. Питерских А.С. («Изобразительное искусство» - Москва «Просвещение», 2013
г.).
Общая характеристика учебного предмета
Содержание
рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений
художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту
поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются
такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна
ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают
представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает
возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к
узко технологической стороне.
Содержание
художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся:
восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную
художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность
показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве,
раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно
информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный
эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет
вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная
деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ
товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на
уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к
изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений
(народных, классических, современных).
Цели
обучения
Изучение
литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие
способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
•
освоение первичных знаний о мире пластических искусств:
изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их
бытования в повседневном окружении ребенка;
•
овладение элементарными умениями, навыками, способами
художественной деятельности;
•
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия
произведений профессионального и народного изобразительного искусства;
нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу,
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной
культуре.
Место
предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на
изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1
час в неделю. Всего на изучение программного
материала отводится 34 часа.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс
разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно
авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы
предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся,
такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная
работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как
раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура,
натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности
На уроках
изобразительного искусства формируются умения:
♦ воспринимать
окружающий мир и произведения искусства;
♦ выявлять с помощью
сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных
произведений;
♦ анализировать
результаты сравнения;
♦ объединять
произведения по видовым и жанровым признакам;
♦ работать с
простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных
особенностей художественного образа;
♦ решать творческие
задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
♦ создавать творческие
работы на основе собственного замысла;
♦ формировать навыки
учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться,
распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ работать с
пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
♦ участвовать в
создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
♦ конструировать из
бумаги макеты детских книжек;
♦ складывать бумагу в
несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные
бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
♦ передавать на
доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Результаты
обучения
В
конце 4 класса учащиеся должны иметь представление:
•
о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;
•
о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной
игрушке;
Обучающиеся
должны знать:
•
новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги,
живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
•
разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;
•
что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор
материалов, форм, узоров, конструкций.
Обучающиеся
должны уметь:
•
работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
•
выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;
•
использовать элементарные приемы изображения пространства;
•
передавать пропорции человеческого тела, движения человека;
•
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.
Календарно –
тематическое планирование
№ п/п
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Дата
|
Примечание
|
Оборудование
|
Планируемые езультаты
|
УУД
|
Истоки родного искусства
(8 ч)
|
1
|
Каждый
народ строит, украшает, изображает
|
1
|
|
|
.
|
Наглядные
пособия, гуашь, кисти, бумага.
|
Освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование
умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
выявлять
с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых
художественных произведений;
анализировать
результаты сравнения;
объединять
произведения по видовым и жанровым признакам;
работать
с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных
особенностей художественного образа;
решать
творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их
решении;
создавать
творческие работы на основе собственного замысла;
формировать
навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение
договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее
общий результат);
работать
с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
участвовать
в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного села;
|
2
|
Пейзаж родной земли. Осенние листья
|
1
|
|
|
|
Наглядные
пособия, гуашь, кисти, бумага.
|
3
|
Пейзаж родной земли. Осенний
пейзаж.
|
1
|
|
|
|
Наглядные
пособия, гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей.
|
4
|
Деревня - деревянный мир
|
1
|
|
|
|
Наглядные
пособия, гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей.
|
5
|
Красота человека (женский образ)
|
1
|
|
|
|
Наглядные пособия, гуашь, кисти,
бумага, клей, ножницы.
|
6
|
Красота человека (мужской образ)
|
1
|
|
|
|
Наглядные пособия, гуашь, кисти,
бумага, клей, ножницы.
|
7
|
Народные
праздники. Ярморка
|
1
|
|
|
|
Наглядные пособия, гуашь,
кисти, листы бумаги (или обои)
|
8
|
Народные
праздники.
Ярмарка.
Обобщение по теме «Истоки родного искусства»
|
1
|
|
|
|
Наглядные
пособия, гуашь, кисти, листы бумаги (или обои)
|
Древние города нашей земли (7 ч)
|
9
|
Родной угол. Вид древнего русского города
|
1
|
.
|
|
|
Презентация,
бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы
|
Освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера;
готовность
слушать собеседника и вести диалог;
овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
выявлять
с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых
художественных произведений;
анализировать
результаты сравнения;
объединять
произведения по видовым и жанровым признакам;
работать
с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных
особенностей художественного образа.
|
10
|
Древние соборы
|
1
|
|
|
|
Пластилин,
стеки или бумага, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумага.
|
11
|
Города Русской земли.
|
1
|
|
|
|
Наглядные пособия, бумага, коробки, ножницы,
клей; тушь, палочка или гуашь, кисти.
|
12
|
Новгород.
Псков. Города
со знаменитыми постройками
|
1
|
|
|
|
Презентация,
гуашь и кисти или мелки, бумага.
|
13
|
Владимир
и Суздаль. Москва. Города со знаменитыми постройками
|
1
|
|
|
|
Презентация, гуашь, кисти, бумага или мелки,
монотипия.
|
14
|
Узорочье теремов
|
1
|
|
|
|
Листы бумаги для панно (бумага тонированная
или цветная), гуашь, кисти
|
15
|
Пир в теремных палатах. Обобщение
по теме «Древние города нашей земли».
|
1
|
|
|
.
|
Гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.
|
Каждый народ — художник (11
ч)
|
16
|
Праздник
как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек
|
1
|
.
|
|
|
Листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток,
акварель (или жидко взятая гуашь), мягкая кисть.
листы бумаги, гуашь или акварель, пастель,
карандаши, ножницы, клей.
|
Освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера.
Готовность
слушать собеседника и
вести
диалог.
Овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
выявлять
с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых
художественных произведений;
анализировать
результаты сравнения;
объединять
произведения по видовым и жанровым признакам;
работать
с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных
особенностей художественного образа;
решать
творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их
решении;
|
17
|
Отношение
к красоте природы в японской культуре
|
1
|
|
|
|
Листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток,
акварель (или жидко взятая гуашь), мягкая кисть.
листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.
|
18
|
Образ
человека, характер одежды в японской культуре.
|
1
|
|
|
|
Презентация, листы бумаги, гуашь или акварель,
пастель, карандаши, ножницы, клей.
|
19
|
Искусство народов гор и
степей.
|
1
|
|
|
|
Презентация, гуашь, кисти, бумага.
|
20
|
Образ художественной культуры
Средней Азии.
|
1
|
|
|
|
Презентация, листы бумаги, гуашь или акварель,
пастель, карандаши, ножницы, клей.
|
21
|
Образ красоты древнегреческого человека
|
1
|
.
|
|
.
|
Презентация, цветная бумага, мелки, ножницы, лей.
|
22
|
Древнегреческая
культура
|
1
|
|
|
|
Наглядные пособия, бумага, ножницы,
клей; гуашь, кисти.
|
овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
выявлять
с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых
художественных произведений;
анализировать
результаты сравнения;
объединять
произведения по видовым и жанровым признакам;
работать
с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных
особенностей художественного образа;
|
23
|
Древнегреческий
праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.
|
1
|
|
|
|
Презентация, бумага, ножницы, клей; гуашь, кисти.
|
24
|
Образ
готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура
|
1
|
.
|
|
|
Наглядные пособия, цветная и
тонированная бумага, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей.
|
25
|
Средневековые
готические костюмы. Ремесленные цеха
|
1
|
|
|
|
Наглядные пособия, цветная и
тонированная бумага, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей.
|
26
|
Многообразие
художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ –
художник»
|
1
|
|
|
|
|
Искусство объединяет народы (8 ч)
|
27
|
Портрет мамы.
|
1
|
|
|
|
Наглядные пособия, цветная и
тонированная бумага, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей.
|
решать
творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их
решении;
создавать
творческие работы на основе собственного замысла;
формировать
навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение
договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее
общий результат);
работать
с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
участвовать
в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного села;
|
28
|
Я и моя мама.
|
1
|
|
|
|
Наглядные пособия, гуашь, кисти или
пастель, бумага.
|
29
|
Все народы воспевают мудрость старости.
|
1
|
|
|
|
Наглядные пособия, гуашь или мелки, бумага.
|
30
|
Сопереживание – великая тема искусства
|
1
|
|
|
|
Гуашь (черная или белая), кисти, бумага.
|
31
|
Герои, борцы и защитники
|
1
|
.
|
|
|
Наглядные пособия, пластилин, стеки, дощечка
|
32
|
Герои, борцы и защитники
|
1
|
|
|
|
Наглядные пособия, гуашь, кисти или мелки, бумага.
|
33
|
Юность
и надежды
|
1
|
|
|
|
Наглядные пособия, гуашь, кисти или мелки,
бумага.
|
34
|
Искусство народов мира.
Обобщение по теме «Искусство объединяет народы»
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.