Календарно
- тематическое планирование по естествознанию 5 класс.
Пояснительная
записка.
1.
Календарно-тематическое
планирование разработано в соответствии с Государственным общеобязательным
стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее
образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан
от 23 августа 2012 года №1080, Учебной программой, утвержденной приказом
Министерства образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля
2013года.
2.
Целью
обучения
курса естествознания является формирование у учащихся естественнонаучных
знаний, понятий и целостных представлений о Земле как уникальной планете,
системной взаимосвязи природы и общества, развитии функциональной грамотности и
системно-комплексного мышления.
3.
Задачи
обучения:
курс
продолжает преемственность в развитии знаний, навыков и умений полученных в
начальной школе, а также дальнейшее воспитание общей культуры личности, полиязычие, высокую
нравственность, патриотические чувства к Родине и родной природе.
4.
Межпредметные
связи предмета:
1)
с
географией при изучении зарождения Земли, ее формы, изображении, на карте и
глобусе, земных оболочек;
2)
с
литературой и музыкой при использовании произведений великих казахских,
казахстанских, русских, советских поэтов, писателей и композиторов,
музыкальных произведений, песенных фрагментов;
3)
с
математикой при изучении методов научного познания природы, выполнении
простейших расчетов;
4)
с
астрономией при изучении звездного неба и Вселенной;
5)
с
физикой при изучении тел и веществ, физических явлений;
6)
с
химией при изучении химических явлений;
7)
с
биологией при изучении растительного и животного мира;
8)
с
историей при изучении выдающихся естествоиспытателей, их
вклада
в познание мира.
5.
В соответствии с типовым учебным планом на изучение курса выделено 34 часа,
по 1 часу в неделю.
Требования
к уровню подготовки учащихся.
Уровень подготовки обучающихся оценивается с учетом трех аспектов: предметные
результаты, личностные результаты, системно-деятельностные
результаты.
Предметные
результаты.
По
завершении 5 класса учащиеся должны знать:
1)
смысл
интегрированного курса естествознание, его значение в формировании
мировоззренческих понятий об окружающем мире;
2)
сущность
понятий макро и микромира;
3)
основные
методы научного познания;
4)
основные
естественнонаучные понятия о Земле и Вселенной, о планете Земля и ее
природе;
5)
вклад
Казахстана, казахстанских ученых и космонавтов в космические исследования;
6)
изображение
поверхности Земли на плане, карте, глобусе;
7)
основные
формы поверхности Земли и их развитие (суша и водная оболочка – их компоненты);
8)
горные
породы
и полезные
ископаемые;
9)
правила
поведения при стихийных природных явлениях и в природной среде;
10)
основные
понятия о телах и веществах, их свойствах, строении;
11)
многообразие
явлений природы и
правила техники безопасности которые необходимо соблюдать человеку для
сохранения своей жизни, жизни людей и имущества;
12)
физический
смысл понятий и величин;
13)
структуру
живой оболочки планеты, ее роль в развитии Земли;
14)
виды
и характеристики природных сообществ;
15)
полезные
и ядовитые растения;
16)
растения и
животных своей местности;
17)
значение
растений
и животных в природе и жизни человека;
18)
взаимодействия
природных компонентов и природных комплексов, находящихся на поверхности Земли;
19)
виды
природных богатств;
20)
заповедники, национальные
парки
и памятники природы Казахстана;
21)
отдельные
виды растений и животных занесенных в «Красную книгу».
По
завершении 5 класса учащиеся должны уметь:
1)
вести
систематические наблюдения в окружающей среде, осуществлять анализ изменений;
2)
использовать
методы научного познания: наблюдение, эксперимент,
опыт;
3)
пользоваться
приборами
и инструментами
для познания
природы,
вести записи в дневнике наблюдений;
4)
определять
отдельные звездные системы (Большую Медведицу, Малую Медведицу, Полярную Звезду
и другие);
5)
работать с
картами, определять и показывать разные формы поверхности Земли;
6)
определять
основные
физические свойства горных пород и минералов;
7)
описывать
природные явления в атмосфере, в гидросфере, литосфере;
8)
умение
работать с приборами для исследования природы;
9)
использовать
современные информационно-коммуникационные источники, цифровые
образовательные ресурсы;
10)
использовать
инструменты и приборы для измерения физических величин: массы и объема тела,
расстояний (линейкой и рулеткой), объема (мензуркой), влажности воздуха
(гигрометром), температуры воздуха и тела (термометром), количества осадков
(осадкомером), различий в солнечном освещении в течение года;
11)
соблюдать технику
безопасности
при работе с приборами; формулировать выводы и заключения по итогам наблюдении
и опытов;
12)
выращивать
и обеспечивать уход за комнатными растениями;
13)
соблюдать
правила личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний;
14)
работать
с лабораторным оборудованием, с биологическими объектами, гербариями,
муляжами;
15)
дать
оценку экологического состояния своей местности и презентация
результатов;
16)
осуществлять
экологические акции (через язык рисунков, плакатов и другие формы);
17)
работать
через интернет в заочных конкурсах и олимпиадах в дистанционном режиме;
18)
организовывать
действия по поддержанию чистоты территории по месту жительства.
Личностные
результаты
учащиеся
должны проявлять:
1)
уважение
к Конституции Республики Казахстан, проявление высоких патриотических чувств;
2)
активную
гражданскую позицию в вопросах охраны окружающей среды;
3)
стремление
увидеть,
сохранять и беречь красоту природы родного
края, своей страны;
4)
мотивированность,
способности и желание к самообразованию и самореализации в учебном труде;
5)
практические виды деятельности по
заданному плану, индивидуально и в группах;
6)
заботу о
сохранении,
укреплении своего здоровья и
ведении здорового образа жизни;
7)
навыки сохранения
своей безопасности и безопасности окружающих людей;
8)
культуру
человеческого общения, соблюдение этических и нравственных норм;
9)
эколого-ориентированное
поведение
через
экологические
акции.
Системно-деятельностные
результаты достигаются через разнообразие практической
деятельности учащихся:
1)
организация
наблюдения за погодой и прогнозирование погоды по местным приметам, на
ближайшие дни;
2)
ознакомление
с основными методами
изучения природы;
3)
организация
наблюдения за природными, сезонными явлениями в окружающем мире;
4)
ознакомление
с микроскопом и микропрепаратами;
5)
начало
наблюдения за освещенностью (углом падения солнечных лучей) на поверхности
Земли в разные сезоны года;
6)
дополнительное
чтение о ученых и естествоиспытателях: Аль-Фараби, Аль-Бируни, Леонардо да
Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Герард Меркатор, Галилео Галилей,
Исаак Ньютон, Карл Линней, Михаил Васильевич Ломоносов, Чарльз Дарвин, Шокан
Уалиханов, Каныш Сатпаев;
7)
наблюдение
звездного неба, созвездий Большой и Малой Медведицы, заката и восхода Солнца;
8)
наблюдение
поверхности Луны с помощью телескопа, бинокля;
9)
экскурсия
на ближайшую метеостанцию, ознакомление с методами изучения
погодных явлений;
10)
формирование
базовых навыков работы по карте;
11)
нанесение
на карту объектов
указанных в тексте;
12)
сравнение
массы тел состоящих из разных веществ (массы разных веществ в одинаковом
объеме, массы тел разного объема). Наблюдение за деформацией тел (растяжение,
сжатие, сдвиг, изгиб, кручение);
13)
преломление
света с помощью линзы и составление схемы светового спектра;
14)
наблюдение
воды в различных агрегатных (лед, вода, пар) состояниях и использование
полученных знаний в быту;
15)
наблюдение
за колебанием тел и звукопроводностью различных веществ;
16)
свойства
и действия магнитных и электрических явлений;
17)
наблюдение
за инерцией и взаимодействием тел (например, на транспорте, при спортивных
играх, при движении человека);
18)
наблюдение
за признаками химических явлений: выделение газа, света, тепла, изменение
цвета, появление нового вещества (при горении свечи) и выпадения осадка (в
растворах);
19)
наблюдение
за растениями окружающей местности;
20)
наблюдение
движения растений к свету;
21)
проращивание
семян и рассаживание комнатных растений;
22)
знакомство
с плесневыми грибами;
23)
наблюдение
за животными (дома, в зоопарке и в естественных условиях);
24)
экскурсия
с целью анализа экологического состояния своей местности;
25)
мини-исследовательские
проекты о
животных и растениях.
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 34 часа
Практические работы - 2
Учебник: Естествознание. Начальный курс.
Учебник для 5 классов общеобразовательной школы, 3-е издание, переработанное.
«Атамұра» 2010.
Естествознание 5 класс
№
|
Название темы
|
Часы
|
Дата
|
Приме
чание
|
|
Введение (3 ч.)
|
1
|
Естествознание,
как система наук о природе
|
1
|
02.09
|
|
2
|
Методы
научного познания природы
|
1
|
09.09
|
|
3
|
Экскурсия
|
1
|
16.09
|
|
|
Земля и Вселенная (14 ч.)
|
|
Тема «Небо над головой»3
|
|
4
|
Астрономия
– как наука,
звездное
небо
|
1
|
23.09
|
|
5
|
Солнце
и солнечная система, вещественная природа Вселенной
|
1
|
30.09
|
|
6
|
Исследование
космоса и экология космоса
|
1
|
07.10
|
|
|
Тема «Земля наша планета»11
|
7
|
Зарождение
Земли,
форма,
размеры, движения планеты Земля
|
1
|
14.10
|
|
8
|
Луна –
спутник Земли
|
1
|
21.10
|
|
9
|
Изображение
Земли на глобусе и картах
|
1
|
28.10
|
|
10
|
Общая
характеристика строения Земли, литосфера
|
1
|
18.11
|
|
11
|
Вещественный
состав Земли,
горные
породы и полезные ископаемые
|
1
|
25.11
|
|
12
|
Материки
и острова
|
1
|
02.12
|
|
13
|
Гидросфера
–
водная
оболочка Земли
|
1
|
09.12
|
|
14
|
Основные
компоненты гидросферы
|
1
|
23.12
|
|
15
|
Значение
воды для жизни,
свойства воды, охрана вод
|
1
|
|
|
16
|
Атмосфера – воздушная
оболочка Земли,
воздух и его
состав
|
1
|
|
|
17
|
Атмосферные
явления,
их
влияние
на живые организмы
|
1
|
|
|
|
Тела и вещества в природе (7 часов)
|
18
|
Физическое
тело
|
1
|
|
|
19
|
Физические
величины.
Практическая
работа №1 «Работа с приборами для определения физических величин»
|
1
|
|
|
20
|
Характеристика
физических тел и веществ, диффузия
|
1
|
|
|
21
|
В
мире физических и химических явлений
|
1
|
|
|
22
|
Многообразие
природных явлений
|
1
|
|
|
23
|
Механическое
движение, равновесие
|
1
|
|
|
24
|
Силы
в природе
|
1
|
|
|
|
Биосфера – сфера жизни (5 часов)
|
25
|
Живая
планета
|
1
|
|
|
26
|
Многообразие
растений и их значение, сельскохозяйственные растения
|
1
|
|
|
27
|
Многообразие
животных и их взаимоотношения
|
1
|
|
|
28
|
Грибы, микроорганизмы,
их значение
и
разнообразие
|
1
|
|
|
29
|
Виды сообществ. Практическая
работа №2 «Знакомство с технологией выращивания растений»
|
1
|
|
|
|
Природа и человек (5 часов)
|
30
|
Окружающая
среда и место человека в ней
|
1
|
|
|
31
|
Заповедники,
национальные парки, памятники природы
|
1
|
|
|
32
|
«Красная
книга» Казахстана
|
1
|
|
|
33
|
Экология
окружающей среды, защита природы, природоохранное законодательство
Республики Казахстан.
|
1
|
|
|
34
|
Мини-исследовательские
проекты
|
1
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.