Главная / Биология / Календарно - тематическое планирование биология 8 класс

Календарно - тематическое планирование биология 8 класс

Календарно – тематическое планирование уроков биологии 8 класс на 2014 – 2015 учебный год по учебнику Колесова Д.В., Маш Р. Д., Беляева И.Н. Биология. Человек 8 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010, рекомендованного  Министерством образования и науки Российской Федерации. 


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

Причина и дата пропуска урока

Дата проведения ликвидированного урока

Д/З

По плану

Фактически


Введение

2 ч







1.

Анатомия, фи­зиология, психо­логия и гигиена человека.

1 ч

Описывать методы изучения человека

Различать предметы изучения наук о человеке





§1

2.


Становление наук о человеке.

1 ч


Приводить примеры науч­ных открытий на этапах становле­ния наук о человеке

Характеризовать основные открытия ученых на различных эта­пах становления наук о человеке

Анализировать содержание ри­сунков

Творческий уровень: Пользоваться Интернетом для поиска учебной информации о лауреатах Нобелевской премии в области медицины





§2


Раздел 1. Происхождение человека

3 ч







3.



Систематическое положение чело­века.

1 ч

Приводить примеры рудимен­тов и атавизмов у человека

Доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы

Находить черты сходства у зародышей человека и животных

Анализировать содержание рисунков учебника





§ 3

4.

Историческое прошлое людей.

1 ч

Перечислять характерные особенности предшественников совре­менного человека.

Узнавать по рисункам пред­шественников человека.

Называть факторы, способст­вующие развитию прямохождения

Объяснять влияние факторов на эволюцию человека

Аргументировать собст­венную точку зрения о переходе от присваивающего хозяйства к производящему





§ 4

5.

Расы человека.

1 ч

Узнавать по рисункам предста­вителей рас человека

Доказывать, что все

представи­тели человечества

относятся к одному виду





§ 5


Раздел 2.Строение и функции организма.

58 ч








Тема 2.1.Общий обзор организма

1 ч







6.

Общий обзор организма.

1 ч

Давать определение терминам

Узнавать по рисункам распо­ложение органов и систем органов

Называть органы человека, от­носящиеся к определенным систе­мам.

Находить у себя грудную и брюшную полости

Называть факторы сохранения постоянства внутренней среды ор­ганизма

Раскрывать суть понятий: молекулярный, клеточный, ткане­вый и организменный уровни органи­зации

Анализировать содержание ос­новных понятий





§ 6, 7, с. 27-28 (до стро­ения клетки)


Тема 2.2.Клеточное строение. Ткани

3 ч







7.


Строение и жиз­недеятельность клетки.


1 ч

Называть органоиды клетки и их функции

Узнавать органоиды на немых рисунках

Описывать и узнавать

этапы деления клетки

Находить соответствие между органоидами и их функциями

Анализировать содержание оп­ределений основных понятий

Характеризовать механизм действия фермента

Прогнозировать последствия повреждения или отсутствия орга­ноида для жизнедеятельности клетки





§ 8 (до свойств мышеч­ной ткани)

8.

Покровные и соединитель­ные ткани.

1 ч

Называть основные группы тканей

Узнавать на немом рисунке виды тканей

Узнавать по немому рисунку строение нейрона

Приводить примеры расположе­ния тканей в органах

Называть функции тканей и их структурных компонентов

Анализировать содержание оп­ределений основных понятий.

Характеризовать основные виды тканей

Различать функции дендритов и аксонов

Объяснять механизм проведе­ния нервного импульса

Извлекать учебную информа­цию на основе сопоставительного анализа микропрепаратов






§ 8 до конца

9.

Мышечная и нервная ткани.

Лабораторная работа №1

«Мышечная и нервная ткани».


1 ч

Извлекать учебную информа­цию на основе сопоставительного анализа микропрепаратов






§ 9


Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма

1 ч







10.

Рефлекторная регуляция.


Лабораторная работа №2 «Проявление мига­тельного рефлекса»

1 ч

Давать определение термину реф­лекс

Приводить примеры рефлектор­ных дуг, рефлексов

Называть функции вставочных, исполнительных нейронов

Называть функции компонентов рефлекторной дуги

Описывать механизм проявления безусловного рефлекса

Чертить схемы рефлекторной дуги безусловного рефлекса

Объяснять действия прямых и обратных связей в нервной системе

Использовать лаборатор­ные работы, несложный экспери­мент для доказательства выдвигае­мых предположений







§ 10, 12, с. 59


Тема 2.4. Опорно – двигательная система

7 ч.







11.

Строение костей. Соединения костей.

Лабораторная работа №3 «Микроскопическое строение кости»




1 ч

Называть функции опорно-двигательной системы

Описывать химический состав костей

Раскрывать сущность функций опорно-двигательной системы

Объяснять зависимость харак­тера повреждения костей от хими­ческого состава

Анализировать содержание ри­сунков

Характеризовать типы соеди­нения костей

Доказывать принадлежность скелета и мышц к одной системе.

Извлекать учебную ин­формацию на основе сопостави­тельного анализа натуральных био­логических объектов.





§11, 12 (кроме соедине­ния костей)

12.


Скелет человека.


1 ч

Давать определение терминам

Называть компоненты осевого и добавочного скелета

Узнавать по немому рисунку строение отделов скелета

Показывать взаимосвязь между строением осевого скелета и функ­циями черепа, поясов конечностей

Сравнивать строение поясов верхней и нижней конечности

Анализировать содержание ри­сунков

Проводить эксперимент и осуществлять функциональные пробы





§ 13; выполнить лабо­раторную работу

13.

Строение мышц.


Лабораторная работа №4 «Мышцы человече­ского тела»

1 ч

Описывать строение: мышечного пучка; поперечнополосатой мышечной ткани

Узнавать расположение скелет­ных мышц

Приводить примеры мышц-анта­гонистов и мышц-синергистов

Выделять особенности попереч­нополосатой скелетной мышечной ткани

Анализировать содержание ри­сунков

Использовать лаборатор­ную работу, несложный экспери­мент для доказательства выдвигае­мых предположений; аргументиро­вать полученные результаты






§ 14

14.

Работа скелет­ных мыши и их регуляция


Лабораторная работа №5 «Утомление при ста­тической работе»

.

1 ч

Называть последствия гиподинамии

Узнавать по немому рисунку структуры мотонейрона

Описывать энергетику мышечного сокращения

Различать механизм статиче­ской и динамической работы

Обосновывать улучшение спор­тивных результатов в начале трени­ровок

Анализировать содержание рисунка Характеризовать механизм регуляции работы мышц.

Использовать лаборатор­ную работу, несложный экспери­мент для доказательства выдвигае­мых предположений; аргументиро­вать полученные результаты

Извлекать учебную инфор­мацию на основе проведения экспе­римента





§ 15

15.

Осанка. Преду­преждение плос­костопия.


Лабораторная работа №6 «Осанка и плоско­стопие»

1 ч

Описывать нарушения осанки различных степеней, работы внут­ренних органов при нарушении осанки

Называть причины искривления позвоночника, факторы развития плоскостопия

Проанализировать правиль­ность положения тела при чтении, письме, переносе тяжелых предме­тов

Прогнозировать последст­вия результатов нарушения осанки тела.

Использовать лаборатор­ную работу, несложный экспери­мент для доказательства выдвигае­мых предположений; аргументиро­вать полученные результаты





§ 16; выполнить упр. 56 и 57

16.

Первая помощь при ушибах, пе­реломах костей и вывихах суста­вов.

1 ч

Перечислять повреждения опорно-двигательной системы

Описывать приемы оказания первой помощи при переломах по­звоночника конечностей

Определять по рисунку вид травм

Анализировать содержание ри­сунков

Отбирать информацию для за­полнения таблицы





§ 16; выполнить упр. 56 и 57

17.

Зачет №1 Разноуровневое тестирование по теме «Опорно-двигательная система»


1 ч








Тема 2.5. Внутренняя среда организма

3 ч







18.

Компоненты внутренней среды

1 ч

Перечислять компоненты внут­ренней среды и функции Устанавливать взаимосвязь меж­ду компонентами внутренней среды

Объяснять процессы, происхо­дящие в лимфатических узлах

Начертить схему по опорным словам

Анализировать содержание ри­сунков

Характеризовать процесс свер­тываемости крови

Выделять неточности в фор­мулировке вывода





§ 17 (до Со­става крови

19.

Кровь.

1 ч

Называть функции лейкоцитов, группы крови человека

Перечислять органы кроветворе­ния

Описывать проявление транс­портной функции эритроцитов

Показывать взаимосвязь меж­ду строением и функциями клеток крови

Объяснять механизм действия лимфоцитов Анализировать содержание оп­ределений основных понятий

Анализировать содержание рисунков

Прогнозировать последст­вия для человека нарушений состава крови и процессов, происходящих в ней.





§ 17

20.

Борьба организ­ма с инфекцией.

1 ч

Приводить примеры инфекцион­ных заболеваний

Называть органы иммунной системы

Давать определение термину им­мунитет

Объяснять механизм различных видов иммунитета, причины нару­шений иммунитета, проявление тка­невой несовместимости

Различать механизм действия вакцин и лечебных сывороток

Характеризовать периоды бо­лезни Анализировать содержание ри­сунков






§ 18, 19


Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы

7 ч







21.


Транспортные системы орга­низма.



1 ч

Давать определение термину замк­нутая кровеносная система

Называть транспортные системы человека и их органы

Описывать образование ткане­вой жидкости и лимфы

Узнавать по немому рисунку орга­ны лимфатической системы

Анализировать содержание определений основных понятий

Сравнивать строение кровенос­ных сосудов

Анализировать содержание ри­сунков





§ 20

22.

Круги кровооб­ращения.


Лабораторная работа №7 «Функции венозных клапанов»

1 ч






§ 21, упр. 86 и 87 на с. 3

23.

Строение и рабо­та сердца.

1 ч






§ 22

24.

Движение крови по сосудам. Ре­гуляция крово­обращения. Лабораторная работа: №8 «Измерение скорости кро­вотока в сосудах ногтевого ложа»

1 ч

Называть факторы, влияющие на движение крови

Описывать механизм измерения артериального давления

Выявлять причины изменения дав­ления в артериях, венах, капиллярах

Объяснять опасность повышения артериального давления

Анализировать содержание ри­сунков

Использовать лаборатор­ную работу для доказательства вы­двигаемых предположений; аргу­ментировать полученные резуль­таты





§ 23 до Нарушения артериального давления

25.

Гигиена сердеч­но-сосудистых заболеваний. Первая помощь при заболевани­ях сердца и со­судов.


1 ч

Называть причины юношеской гипертонии Описывать приемы первой по­мощи при стенокардии, гипертони­ческом кризе Анализировать содержание оп­ределений основных понятий Объяснять причины появления заболеваний





§ 23 до кон­ца, § 24.

26.

Первая помощь при кровотече­ниях.

1 ч

Перечислять последовательность действий при лечении раны

Описывать и применять дей­ствия для оказания первой довра­чебной помощи при кровотечениях; приемы остановки носового крово­течения; правила применения жгута Различать артериальное, веноз­ное и капиллярное кровотечения; внешнее и внутреннее Характеризовать внешние кро­вотечения и внутренние

Объяснять приемы оказания первой доврачебной помощи при лечении раны Анализировать содержание ри­сунков





§ 25

27.

Зачет № 2 Разноуровневое тестирование по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая

системы организма»









Тема 2.7. Дыхательная система

4 ч







28.

Значение дыха­ния. Органы ды­хательной сис­темы. Заболевания ор­ганов дыхания.


1 ч






§ 26 (с. 134), §27 (Легкие

29.

Значение и ме­ханизм дыхания.

1 ч

Описывать механизм газообмена легких и тканевого дыхания

Называть расположение центров дыхательной системы

Называть причины горной болезни Давать определение термину дыхание Рисовать схемы рефлекторных дуг дыхательных рефлексов





§ 26, с. 134; § 27 до конца; § 28, с. 142-143

30.

Регуляция дыха­ния

Определять последовательность этапов при вдохе и выдохе

Сравнивать газообмен в легких и тканях

Объяснять действие факторов окружающей среды на процесс ды­хания человека

Анализировать значение носо­вого дыхания; роль кашля и чихания





§ 28

31.

Функциональные возможности ды­хательной систе­мы как показа­тель здоровья Болезни и травмы органов дыхания.

Лабораторная работа №9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

1 ч

Описывать приемы реанимации, первой помощи утопающему, при электротравме, при удушении, зава­ливании землей.

Объяснять целесообразность мер профилактики заболеваний дыхательной системы Характеризовать инфек­ционные и хронические заболева­ния верхних дыхательных путей Анализировать содержание ри­сунков

Использовать лабораторную работу для доказательства выдви­гаемых предположений; аргумен­тировать полученные результаты





29, упр. 121


Тема 2.8. Пищеварительная система

7 ч







32.

Питание и пище­варение.

1 ч

Приводить примеры пищи жи­вотного и растительного происхож­дения

Называть этапы пищеварения, зна­чение кулинарной обработки пищи

Перечислять функции пищи

Приводить примеры питательных и балластных веществ в продуктах питания

Описывать этапы пищеварения





§ 30 (кроме органов пищева­рения)

33.

Органы пищева­рения. Пищева­рение в ротовой полости.

1 ч

Узнавать на немых рисунках ор­ганы пищеварительной

Описывать строение зубов, проявление функций органов рото­вой полости

Устанавливать взаимосвязь ме­жду строением зубов и выполняе­мыми функциями Объяснять правила ухода за зубами





§ 30 до кон­ца, §31

34.

Пищеварение в желудке и две­надцатиперстной кишке.

Выполнение лабораторной работы № 10 «Действие слюны на крахмал» в качестве до­машнего задания

1 ч

Описывать строение и располо­жение желудка и двенадцатиперст­ной кишки; механизм действия

Описывать состав желудочного сока

Устанавливать взаимосвязь между строением желудка, двена­дцатиперстной кишки и вьшолняемыми ими функциями

Анализировать содержание ри­сунков

Использовать лаборатор­ную работу для доказательства вы­двигаемых предположений





§ 32 до мик­роорганизмов кишечника

35.

Функция тонкого и толстого ки­шечника. Всасы­вание.

1 ч

Описывать механизм всасывания, роль печени в организме человека

Перечислять функции тонкого и толстого кишечника

Называть и показывать по табли­це расположение органов пищева­рительной системы

Называть симптомы аппендицита

Перечислять, чего нельзя де­лать при подозрении на аппендицит

Устанавливать взаимосвязь между строением тонкого и толсто­го кишечника и выполняемыми ими функциями

Анализировать содержание по­нятия дисбактериоз

Объяснять проявление функ­ций печени





§ 32 до кон­ца, § 33; выпол­нить у пр. 138

36.

Регуляция пище­варения.

1 ч

Приводить примеры безусловных и условных пищеварительных реф­лексов

Описывать механизм выработки условных рефлексов

Давать определение основным понятиям

Составлять схемы рефлектор­ных дуг пищевых рефлексов, меха­низмов гуморальной регуляции

Объяснять механизм возникно­вения ощущения голода и насыще­ния

Находить различия между условными и безусловными пище­выми рефлексами

Характеризовать методы изучения пищеварения, разработан­ные Н. П. Павловым





§ 34

37.

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных ин­фекций

1 ч

Описывать условия, способст­вующие и затрудняющие пищеваре­ние

Называть правила приема пищи

Объяснять меры предосторожно­сти заражения желудочно-кишечными инфекциями

Характеризовать возбудителей желудочно-кишечных инфекцион­ных заболеваний

Составлять рекомен­дации по использованию информа­ции о продуктах питания





§ 35

38.

Зачет №3 Многоуровневое тестирование по темам: «Пищеварительная система», «Дыхательная система»

1 ч








Тема 2.9. Выделительная система

1 ч







39.

Выделение.

1 ч

Называть функции системы моче­выделения; факторы, влияющие на работу почек, меры профилакти­ки болезней почек

Называть и показывать по табли­це органы выделительной системы

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты почки

Описывать строение и работу нефрона

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сис­темы мочевыделения

Анализировать содержание ри­сунков

Находить отличия в составе кро­ви, поступающей в почки и выхо­дящей из почек

Прогнозировать последст­вия воздействия факторов на почки





§ 42


Тема 2.10. Обмен веществ и энергии

3 ч







40.

Обмен веществ и энергии - ос­новное свойство жизни.

Называть основные этапы обмена веществ

Перечислять функции белков, жиров и углеводов

Раскрывать роль белков, жи­ров, углеводов, минеральных ве­ществ и воды в организме человека Анализировать содержание ос­новных понятий





§ 36

41.

Витамины.

1 ч

Называть основные этапы обмена веществ

Перечислять функции белков, жиров и углеводов

Раскрывать роль белков, жи­ров, углеводов, минеральных ве­ществ и воды в организме человека Анализировать содержание ос­новных понятий





§ 37

42.

Энерготраты человека и пи­щевой рацион. Лабораторная работа №11 «Установление зави­симости между нагрузкой и уровнем энергетического ба­ланса по результатам функ­циональной пробы с задерж­кой дыхания до и после на­грузки»

1 ч

Приводить примеры продуктов, содержащих незаменимые амино­кислоты, ненасыщенные жирные кислоты

Выделять преимущества сме­шанного рациона

Различать основной и общий обмены веществ

Устанавливать зависи­мость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по резуль­татам функциональной пробы с за­держкой дыхания до и после на­грузки

Рассчитывать нормы питания

Аргументировать полу­ченные результаты после оценки собственного режима питания






§ 38; упр. 154


Тема 2.11. Покровные органы. Терморегуляция

4 ч







43.

Кожа - наруж­ный покровный орган.

1 ч

Описывать строение кожи

Перечислять функции кожи

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты кожи Показывать взаимосвязь между строением и функциями Анализировать содержание рисунков





§ 39

44.

Терморегуляция. Закаливание.

1 ч

Перечислять признаки теплового и солнечного ударов

Описывать изменения кожи при действии тепловых и Холодовых рецепторов

Характеризовать приемы ока­зания доврачебной помощи

Анализировать содержание ри­сунков





§ 41

45.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

1 ч

Называть возбудителей, причины заболеваний кожи, гормональные нарушения

Называть меры помощи при хи­мическом и термическом ожогах

Объяснять гигиенические тре­бования к одежде и обуви

Определять тип кожи у себя и качество шампуня для воды опре­деленной жесткости

Определять целесообраз­ность применения приемов первой доврачебной помощи

Отбирать информацию для за­полнения таблицы





§ 40

46.

Зачет № 4 Многоуровневое тестирование по темам: «Обмен веществ и энергии», «Выделительная система». «Покровные органы.»

1 ч








Тема 2.12. Нервная система человека

5 ч







47.

Значение и строение нерв­ной системы.

1 ч

Описывать проявление функций нервной системы

Структурировать содержание изучаемой темы

Анализировать содержание ри­сунков

Прокомментировать выражение: «Психика есть субъективное от­ражение объективного мира»





§ 43, § 44 (до Спинного мозга)

48.

Спинной мозг.

1 ч

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты спинного мозга

Начертить схему рефлек­торной дуги отдергивания руки от горячего предмета

Показывать взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга

Прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга





§ 44 до кон­ца

49.


Строение голов­ного мозга. Про­долговатый и средний мозг, мост и мозжечок.

1 ч

Описать по рисунку строение головного мозга

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга

Называть функции отделов головно­го мозга; долей коры больших по­лушарий





§ 45

50.

Передний мозг. Лабораторная работа №12 «Пальценосовая проба и особенности движения, свя­занные с функцией мозжечка»

1 ч

Сравнивать строение головного и спинного мозга

Отличать прямые и обратные связи

Показывать взаимосвязь между строением и функциями отделов головного мозга

Анализировать содержание ри­сунков

Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций головного мозга

Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых пред­положений





§ 46

51.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Лабораторная работа № 13 «Развитие утомле­ния»

1 ч

Показывать взаимосвязь между строением и функциями отделов головного мозга

Анализировать содержание ри­сунков

Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций головного мозга

Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых пред­положений





§ 47; упр. 181, 182


Тема 2.13. Анализаторы

5 ч






§ 48

52.

Анализаторы.

1 ч







53.

Зрительный ана­лизатор. Предупреждение глазных болез­ней.

1 ч

Описывать строение глаза, сетчат­ки, зрительного анализатора; меха­низм бинокулярного зрения

Называть функции структур глаза

Узнавать по немым рисункам структурные компоненты глаза

Нарисовать ход лучей через про­зрачную среду глаза

Показывать взаимосвязь строения глаза и выполняемой им функции

Различать близорукое и дально­зоркое зрение

Объяснять целесообразность профилактических мер сохранения зрения, мер доврачебной помощи при травмах глаза

Анализировать содержание ри­сунков

Подбирать информацию для заполнения таблицы из различных источников





§ 49, 50

54.

Слуховой анали­затор.

1 ч

Описывать строение органа слу­ха, механизм передачи звуковых сигналов

Узнавать по немым рисункам структурные компоненты органа слуха

Называть значение слуха для жизни человека

Показывать взаимосвязь строе­ния органа слуха и выполняемой им функции

Различать понятия «орган слуха» и «слуховой анализатор»

Анализировать содержание ри­сунков

Объяснять влияние на орган слуха и ЦНС громкой музыки

Определять остроту слуха на основе

Характеризовать основные за­болевания органа слуха






§51, упр. 191

55.

Органы равнове­сия, кожно-мы-шечной чувстви­тельности, обо­няния и вкуса.

1 ч

Называть расположение зон чув­ствительности в коре больших по­лушарий

Описывать строение и располо­жение органов равновесия, мышеч­ного чувства, кожной чувствитель­ности, обоняния, вкуса

Узнавать по немым рисункам структурные компоненты вестибу­лярного аппарата

Объяснять механизм взаимодей­ствия органов чувств, формирова­ния чувств





§ 52, упр. 196

56.

Урок обобщения темы «Нервная система». «Анализаторы».


1 ч








Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5 ч







57.

Вклад отечест­венных ученых в разработку уче­ния о высшей нервной дея­тельности.

1 ч

Приводить примеры торможения рефлексов

Характеризовать механизм выра­ботки условных рефлексов

Анализировать содержание рисун­ков





§ 53

58.

Врожденные и приобретенные программы по­ведения. Лабораторная работа №14 «Выработка навыка зеркального письма»

1 ч

Приводить примеры врожденных и приобретенных программ поведе­ния

Объяснять механизм формирова­ния динамического стереотипа

Анализировать содержание ри­сунков

Анализировать содержание ос­новных понятий

Характеризовать формы поведе­ния человека

Использовать лаборатор­ную работу для доказательства вы­двигаемых предположений





§ 54, упр. 199, 200

59.




Сон и сновиде­ния.

1 ч

Описывать фазы сна

Объяснять правила гигиены сна; влияние на организм нарушений сна






§ 55

60.

Речь и сознание. Познавательные процессы.

1 ч

Называть познавательные процес­сы человека, качества ума

Приводить примеры факторов, влияющих на формирование по­требностей

Различать потребности человека и животных

Объяснять разницу между актив­ным воображением и пассивным, краткосрочной памятью и долго­срочной

Анализировать содержание основ­ных понятий

Определять по описанию тип вос­приятия

Отличать базовые потребности от вторичных; мышление от интуи­ции





§ 56

61.

Воля, эмоции, внимание.

Лабораторная работа №15 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных усло­виях»

1 ч

Приводить примеры ситуа­ций проявления функций воли; объяснять термин аффект

Описывать физиологические ос­новы внимания

Называть этапы волевого дейст­вия

Приводить примеры эмоций

Анализировать содержания оп­ределений основных понятий

Характеризовать основ­ные виды внимания

Объяснять причины рассе­янности на примерах жизненных ситуаций и описания жизни литера­турных героев

Отличать проявление произволь­ного и непроизвольного внимания

Сравнивать понятия вну­шаемость и негативизм.

Сравнивать по самостоя­тельно выбранным критериям не­произвольное и произвольное вни­мание

Использовать лаборатор­ную работу для доказательства вы­двигаемых предположений





§ 57


Тема 2.15. Железы внутренней секреции

2 ч







62.

Роль эндокрин­ной регуляции.

1 ч

Называть органы эндокринной системы Приводить примеры органов эн­докринной системы

Узнавать по рисункам органы эндокринной системы

Различать железы внешней и внутренней секреции, действие гормонов, витаминов

Доказывать единство нервной и гуморальной регуляций

Объяснять проявление свойств гормонов

Анализировать содержание ри­сунков





§ 58






63.

Функции желез внутренней сек­реции.

Называть причины сахарного диа­бета Описывать симптомы нарушений функций желез внутренней секреции

Доказывать принадлежность поджелудочной железы к железам смешанной секреции

Характеризовать нарушения функций желез внутренней секреции





§ 59


Количество лабораторных работ – 15, зачетов - 4









Раздел 3. Индивидуальное развитие организма

5 ч







64.

Жизненные цик­лы. Размножение.

1 ч

Перечислять этапы жизненного цикла особи Узнавать по рисункам органы размножения Сравнивать по выделенным па­раметрам бесполое и половое размножение

Характеризовать процесс оп­лодотворения





§ 60

65.

Развитие заро­дыша и плода

1 ч

Называть функции плаценты

Перечислять рефлексы новорож­денных

Описывать режим беременной

Доказывать справедливость био­генетического закона

Анализировать содержание ос­новных понятий

Анализировать содержание ри­сунков






66.

Наследственные и врожденные заболевания.

1 ч

Называть меры профилактики заболеваний, передаваемых поло­вых путем

Описывать нарушения в орга­низме при сифилисе Объяснять опасность заражения вирусом СПИДа Характеризовать наследствен­ные и врожденные заболевания че­ловека

Выделять особенности заболева­ний, передаваемых половым путем





§ 62, упр. 228 и упр. 229

67.

Развитие ребенка после рождения.

1 ч

Называть типы темперамента





§63

68.

Интересы и склонности.

1 ч

Описывать изменения, происходящие с юношами и девуш­ками в процессе развития

Сопоставлять понятия темпера­мент и характер

Анализировать содержание ос­новных понятий

Различать понятия инди­вид и личность

Характеризовать типы темперамента





§64


Календарно - тематическое планирование биология 8 класс
  • Биология
Описание:

№п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

Причина и дата пропуска урока

Дата проведения ликвидированного урока

Д/З

По плану

Фактически

 

Введение

2 ч

 

 

 

 

 

 

1.

Анатомия, фи­зиология, психо­логия и гигиена человека.

1 ч

Описывать методы изучения человека

Различать предметы изучения наук о человеке

 

 

 

 

§1

2.

 

Становление наук о       человеке.

1 ч

 

Приводить примеры науч­ных открытий на этапах становле­ния наук о человеке

Характеризовать основные открытия ученых на различных эта­пах становления наук о человеке

Анализировать содержание ри­сунков

Творческий уровень: Пользоваться Интернетом для поиска учебной информации о лауреатах Нобелевской премии в области медицины

 

 

 

 

§2

 

Раздел 1. Происхождение человека

3 ч

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

Систематическое положение чело­века.

1 ч

Приводить примеры рудимен­тов и атавизмов у человека

Доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы

Находить черты сходства у зародышей человека и животных

Анализировать содержание рисунков учебника

 

 

 

 

§ 3

4.

Историческое прошлое людей.

1 ч

Перечислять характерные особенности предшественников совре­менного человека.

Узнавать по рисункам пред­шественников человека.

Называть факторы, способст­вующие развитию прямохождения

Объяснять влияние факторов на эволюцию человека

Аргументировать собст­венную точку зрения о переходе от присваивающего хозяйства к производящему

 

 

 

 

§ 4

5.

Расы человека.

1 ч

Узнавать по рисункам предста­вителей рас человека

Доказывать, что все

представи­тели человечества

относятся к одному виду

 

 

 

 

§ 5

 

Раздел 2.Строение и функции организма.

58 ч

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.1.Общий обзор организма

1 ч

 

 

 

 

 

 

6.

Общий обзор организма.

1 ч

Давать определение терминам

Узнавать по рисункам распо­ложение органов и систем органов

Называть органы человека, от­носящиеся к определенным систе­мам.

Находить у себя грудную и брюшную полости

Называть факторы сохранения постоянства внутренней среды ор­ганизма

Раскрывать суть понятий: молекулярный, клеточный, ткане­вый и организменный уровни органи­зации

Анализировать содержание ос­новных понятий

 

 

 

 

§ 6, 7, с. 27-28 (до стро­ения клетки)

 

Тема 2.2.Клеточное строение. Ткани

3 ч

 

 

 

 

 

 

7.

 

Строение и жиз­недеятельность клетки.

 

1 ч

Называть органоиды клетки и их функции

Узнавать органоиды на немых рисунках

Описывать и узнавать

этапы деления клетки

Находить соответствие между органоидами и их функциями

Анализировать содержание оп­ределений основных понятий

Характеризовать механизм действия фермента

Прогнозировать последствия повреждения или отсутствия орга­ноида для жизнедеятельности клетки

 

 

 

 

§ 8 (до свойств мышеч­ной ткани)

8.

Покровные и соединитель­ные ткани.

1 ч

Называть основные группы тканей

Узнавать на немом рисунке виды тканей

Узнавать по немому рисунку строение нейрона

Приводить примеры расположе­ния тканей в органах

Называть функции тканей и их структурных компонентов

Анализировать содержание оп­ределений основных понятий.

Характеризовать основные виды тканей

Различать функции дендритов и аксонов

Объяснять механизм проведе­ния нервного импульса

Извлекать учебную информа­цию на основе сопоставительного анализа микропрепаратов

 

 

 

 

 

§ 8 до конца

9.

Мышечная и нервная ткани.

Лабораторная работа №1

«Мышечная и нервная ткани».

 

 1 ч

Извлекать учебную информа­цию на основе сопоставительного анализа микропрепаратов

 

 

 

 

 

§ 9

 

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма

1 ч

 

 

 

 

 

 

10.

Рефлекторная регуляция.

 

Лабораторная работа №2 «Проявление мига­тельного рефлекса»

1 ч

Давать определение термину реф­лекс

Приводить примеры рефлектор­ных дуг, рефлексов

Называть функции вставочных, исполнительных нейронов

Называть функции компонентов рефлекторной дуги

Описывать механизм проявления безусловного рефлекса

Чертить схемы рефлекторной дуги безусловного рефлекса

Объяснять действия прямых и обратных связей в нервной системе

Использовать лаборатор­ные работы, несложный экспери­мент для доказательства выдвигае­мых предположений

 

 

 

 

 

 

§ 10, 12, с. 59

 

Тема 2.4. Опорно – двигательная система

7 ч.

 

 

 

 

 

 

11.

Строение костей. Соединения костей.

Лабораторная работа №3 «Микроскопическое строение кости»

 

 

 

1 ч

Называть функции опорно-двигательной системы

Описывать химический состав костей

Раскрывать сущность функций опорно-двигательной системы

Объяснять зависимость харак­тера повреждения костей от хими­ческого состава

Анализировать содержание ри­сунков

Характеризовать типы соеди­нения костей

Доказывать принадлежность скелета и мышц к одной системе.

Извлекать учебную ин­формацию на основе сопостави­тельного анализа натуральных био­логических объектов.

 

 

 

 

§11, 12 (кроме соедине­ния костей)

12.

 

Скелет человека.

 

1 ч

Давать определение терминам

Называть компоненты осевого и добавочного скелета

Узнавать по немому рисунку строение отделов скелета

Показывать взаимосвязь между строением осевого скелета и функ­циями черепа, поясов конечностей

Сравнивать строение поясов верхней и нижней конечности

Анализировать содержание ри­сунков

Проводить эксперимент и осуществлять функциональные пробы

 

 

 

 

§ 13; выполнить лабо­раторную работу

13.

Строение мышц.

 

Лабораторная работа №4  «Мышцы человече­ского тела»

1 ч

Описывать строение: мышечного пучка; поперечнополосатой мышечной ткани

Узнавать расположение скелет­ных мышц

Приводить примеры мышц-анта­гонистов и мышц-синергистов

Выделять особенности попереч­нополосатой скелетной мышечной ткани

Анализировать содержание ри­сунков

Использовать лаборатор­ную работу, несложный экспери­мент для доказательства выдвигае­мых предположений; аргументиро­вать полученные результаты

 

 

 

 

 

§ 14

14.

Работа скелет­ных мыши и их регуляция

 

Лабораторная работа №5 «Утомление при ста­тической работе»

.

1 ч

Называть последствия гиподинамии

Узнавать по немому рисунку структуры мотонейрона

Описывать энергетику мышечного сокращения

Различать механизм статиче­ской и динамической работы

Обосновывать улучшение спор­тивных результатов в начале трени­ровок

Анализировать содержание рисунка Характеризовать механизм регуляции работы мышц.

Использовать лаборатор­ную работу, несложный экспери­мент для доказательства выдвигае­мых предположений; аргументиро­вать полученные результаты

Извлекать учебную инфор­мацию на основе проведения экспе­римента

 

 

 

 

§ 15

15.

Осанка. Преду­преждение плос­костопия.

 

Лабораторная работа №6 «Осанка и плоско­стопие»

1 ч

Описывать нарушения осанки различных степеней, работы внут­ренних органов при нарушении осанки

Называть причины искривления позвоночника, факторы развития плоскостопия

Проанализировать правиль­ность положения тела при чтении, письме, переносе тяжелых предме­тов

Прогнозировать последст­вия результатов нарушения осанки тела.

Использовать лаборатор­ную работу, несложный экспери­мент для доказательства выдвигае­мых предположений; аргументиро­вать полученные результаты

 

 

 

 

§ 16; выполнить упр. 56 и 57

16.

Первая помощь при ушибах, пе­реломах костей и вывихах суста­вов.

1 ч

Перечислять повреждения опорно-двигательной системы

Описывать приемы оказания первой помощи при переломах по­звоночника конечностей

Определять по рисунку вид травм

Анализировать содержание ри­сунков

Отбирать информацию для за­полнения таблицы

 

 

 

 

§ 16; выполнить упр. 56 и 57

17.

Зачет №1 Разноуровневое тестирование по теме «Опорно-двигательная система»

 

1 ч

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.5. Внутренняя среда организма

3 ч

 

 

 

 

 

 

18.

Компоненты внутренней среды

1 ч

Перечислять компоненты внут­ренней среды и функции Устанавливать взаимосвязь меж­ду компонентами внутренней среды

Объяснять процессы, происхо­дящие в лимфатических узлах

Начертить схему по опорным словам

Анализировать содержание ри­сунков

Характеризовать процесс свер­тываемости крови

Выделять неточности в фор­мулировке вывода

 

 

 

 

§ 17 (до Со­става крови

19.

Кровь.

1 ч

Называть функции лейкоцитов, группы крови человека

Перечислять органы кроветворе­ния

Описывать проявление транс­портной функции эритроцитов

Показывать взаимосвязь меж­ду строением и функциями клеток крови

Объяснять механизм действия лимфоцитов Анализировать содержание оп­ределений основных понятий

Анализировать содержание рисунков

Прогнозировать последст­вия для человека нарушений состава крови и процессов, происходящих в ней.

 

 

 

 

§ 17

20.

Борьба организ­ма с инфекцией.

1 ч

Приводить примеры инфекцион­ных заболеваний

Называть органы иммунной системы

Давать определение термину им­мунитет

Объяснять механизм различных видов иммунитета, причины нару­шений иммунитета, проявление тка­невой несовместимости

Различать механизм действия вакцин и лечебных сывороток

Характеризовать периоды бо­лезни Анализировать содержание ри­сунков

 

 

 

 

 

§ 18, 19

 

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы

7 ч

 

 

 

 

 

 

21.

 

Транспортные системы орга­низма.

 

 

1 ч

Давать определение термину замк­нутая кровеносная система

Называть транспортные системы человека и их органы

Описывать образование ткане­вой жидкости и лимфы

Узнавать по немому рисунку орга­ны лимфатической системы

Анализировать содержание определений основных понятий

Сравнивать строение кровенос­ных сосудов

Анализировать содержание ри­сунков

 

 

 

 

§ 20

22.

Круги кровооб­ращения.

 

Лабораторная работа  №7 «Функции венозных клапанов»

1 ч

 

 

 

 

 

§ 21, упр. 86 и 87 на с. 3

23.

Строение и рабо­та сердца.

1 ч

 

 

 

 

 

§ 22

24.

Движение крови по сосудам. Ре­гуляция крово­обращения. Лабораторная работа: №8 «Измерение скорости кро­вотока в сосудах ногтевого ложа»

1 ч

Называть факторы, влияющие на движение крови

Описывать механизм измерения артериального давления

Выявлять причины изменения дав­ления в артериях, венах, капиллярах

Объяснять опасность повышения артериального давления

Анализировать содержание ри­сунков

Использовать лаборатор­ную работу для доказательства вы­двигаемых предположений; аргу­ментировать полученные резуль­таты

 

 

 

 

§ 23 до Нарушения артериального давления

25.

Гигиена сердеч­но-сосудистых заболеваний. Первая помощь при заболевани­ях сердца и со­судов.

 

1 ч

Называть причины юношеской гипертонии Описывать приемы первой по­мощи при стенокардии, гипертони­ческом кризе Анализировать содержание оп­ределений основных понятий Объяснять причины появления заболеваний

 

 

 

 

§ 23 до кон­ца, § 24.

26.

Первая помощь при кровотече­ниях.

1 ч

Перечислять последовательность действий при лечении раны

Описывать и применять дей­ствия для оказания первой довра­чебной помощи при кровотечениях; приемы остановки носового крово­течения; правила применения жгута Различать артериальное, веноз­ное и капиллярное кровотечения; внешнее и внутреннее Характеризовать внешние кро­вотечения и внутренние

Объяснять приемы оказания первой доврачебной помощи при лечении раны Анализировать содержание ри­сунков

 

 

 

 

§ 25

27.

Зачет № 2 Разноуровневое тестирование по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая

системы организма»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.7. Дыхательная система

4 ч

 

 

 

 

 

 

28.

Значение дыха­ния. Органы ды­хательной сис­темы. Заболевания ор­ганов дыхания.

 

1 ч

 

 

 

 

 

§ 26 (с. 134), §27 (Легкие

29.

Значение и ме­ханизм дыхания.

1 ч

Описывать механизм газообмена легких и тканевого дыхания

Называть расположение центров дыхательной системы

Называть причины горной болезни Давать определение термину дыхание Рисовать схемы рефлекторных дуг дыхательных рефлексов

 

 

 

 

§ 26, с. 134; § 27 до конца; § 28, с. 142-143

30.

Регуляция дыха­ния

Определять последовательность этапов при вдохе и выдохе

Сравнивать газообмен в легких и тканях

Объяснять действие факторов окружающей среды на процесс ды­хания человека

Анализировать значение носо­вого дыхания; роль кашля и чихания

 

 

 

 

§ 28

31.

Функциональные возможности ды­хательной систе­мы как показа­тель здоровья Болезни и травмы органов дыхания.

Лабораторная работа №9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

1 ч

Описывать приемы реанимации, первой помощи утопающему, при электротравме, при удушении, зава­ливании землей.

Объяснять целесообразность мер профилактики заболеваний дыхательной системы Характеризовать инфек­ционные и хронические заболева­ния верхних дыхательных путей Анализировать содержание ри­сунков

Использовать лабораторную работу для доказательства выдви­гаемых предположений; аргумен­тировать полученные результаты

 

 

 

 

29, упр. 121

 

Тема 2.8. Пищеварительная система

7 ч

 

 

 

 

 

 

32.

Питание и пище­варение.

1 ч

Приводить примеры пищи жи­вотного и растительного происхож­дения

Называть этапы пищеварения, зна­чение кулинарной обработки пищи

Перечислять функции пищи

Приводить примеры питательных и балластных веществ в продуктах питания

Описывать этапы пищеварения

 

 

 

 

§ 30 (кроме органов пищева­рения)

33.

Органы пищева­рения. Пищева­рение в ротовой полости.

1 ч

Узнавать на немых рисунках ор­ганы пищеварительной

Описывать строение зубов, проявление функций органов рото­вой полости

Устанавливать взаимосвязь ме­жду строением зубов и выполняе­мыми функциями Объяснять правила ухода за зубами

 

 

 

 

§ 30 до кон­ца, §31

34.

Пищеварение в желудке и две­надцатиперстной кишке.

Выполнение лабораторной работы № 10 «Действие слюны на крахмал» в качестве до­машнего задания

1 ч

Описывать строение и располо­жение желудка и двенадцатиперст­ной кишки; механизм действия

Описывать состав желудочного сока

Устанавливать взаимосвязь между строением желудка, двена­дцатиперстной кишки и вьшолняемыми ими функциями

Анализировать содержание ри­сунков

Использовать лаборатор­ную работу для доказательства вы­двигаемых предположений

 

 

 

 

§ 32 до мик­роорганизмов кишечника

35.

Функция тонкого и толстого ки­шечника. Всасы­вание.

1 ч

Описывать механизм всасывания, роль печени в организме человека

Перечислять функции тонкого и толстого кишечника

Называть и показывать по табли­це расположение органов пищева­рительной системы

Называть симптомы аппендицита

Перечислять, чего нельзя де­лать при подозрении на аппендицит

Устанавливать взаимосвязь между строением тонкого и толсто­го кишечника и выполняемыми ими функциями

Анализировать содержание по­нятия дисбактериоз

Объяснять проявление функ­ций печени

 

 

 

 

§ 32 до кон­ца, § 33; выпол­нить у пр. 138

36.

Регуляция пище­варения.

1 ч

Приводить примеры безусловных и условных пищеварительных реф­лексов

Описывать механизм выработки условных рефлексов

Давать определение основным понятиям

Составлять схемы рефлектор­ных дуг пищевых рефлексов, меха­низмов гуморальной регуляции

Объяснять механизм возникно­вения ощущения голода и насыще­ния

Находить различия между условными и безусловными пище­выми рефлексами

Характеризовать методы изучения пищеварения, разработан­ные Н. П. Павловым

 

 

 

 

§ 34

37.

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных ин­фекций

1 ч

Описывать условия, способст­вующие и затрудняющие пищеваре­ние

Называть правила приема пищи

Объяснять меры предосторожно­сти заражения желудочно-кишечными инфекциями

Характеризовать возбудителей желудочно-кишечных инфекцион­ных заболеваний

Составлять рекомен­дации по использованию информа­ции о продуктах питания

 

 

 

 

§ 35

38.

Зачет №3 Многоуровневое тестирование по темам: «Пищеварительная система», «Дыхательная система»

1 ч

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.9. Выделительная система

1 ч

 

 

 

 

 

 

39.

Выделение.

1 ч

Называть функции системы моче­выделения; факторы, влияющие на работу почек, меры профилакти­ки болезней почек

Называть и показывать по табли­це органы выделительной системы

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты почки

Описывать строение и работу нефрона

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сис­темы мочевыделения

Анализировать содержание ри­сунков

Находить отличия в составе кро­ви, поступающей в почки и выхо­дящей из почек

Прогнозировать последст­вия воздействия факторов на почки

 

 

 

 

§ 42

 

Тема 2.10. Обмен веществ и энергии

3 ч

 

 

 

 

 

 

40.

Обмен веществ и энергии - ос­новное свойство жизни.

Называть основные этапы обмена веществ

Перечислять функции белков, жиров и углеводов

Раскрывать роль белков, жи­ров, углеводов, минеральных ве­ществ и воды в организме человека Анализировать содержание ос­новных понятий

 

 

 

 

§ 36

41.

Витамины.

1 ч

Называть основные этапы обмена веществ

Перечислять функции белков, жиров и углеводов

Раскрывать роль белков, жи­ров, углеводов, минеральных ве­ществ и воды в организме человека Анализировать содержание ос­новных понятий

 

 

 

 

§ 37

42.

Энерготраты человека и пи­щевой рацион. Лабораторная работа №11 «Установление зави­симости между нагрузкой и уровнем энергетического ба­ланса по результатам функ­циональной пробы с задерж­кой дыхания до и после на­грузки»

1 ч

Приводить примеры продуктов, содержащих незаменимые амино­кислоты, ненасыщенные жирные кислоты

Выделять преимущества сме­шанного рациона

Различать основной и общий обмены веществ

Устанавливать зависи­мость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по резуль­татам функциональной пробы с за­держкой дыхания до и после на­грузки

Рассчитывать нормы питания

Аргументировать полу­ченные результаты после оценки собственного режима питания

 

 

 

 

 

§ 38; упр. 154

 

Тема 2.11. Покровные органы. Терморегуляция

4 ч

 

 

 

 

 

 

43.

Кожа - наруж­ный покровный орган.

1 ч

Описывать строение кожи

Перечислять функции кожи

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты кожи Показывать взаимосвязь между строением и функциями Анализировать содержание рисунков

 

 

 

 

§ 39

44.

Терморегуляция. Закаливание.

1 ч

Перечислять признаки теплового и солнечного ударов

Описывать изменения кожи при действии тепловых и Холодовых рецепторов

Характеризовать приемы ока­зания доврачебной помощи

Анализировать содержание ри­сунков

 

 

 

 

§ 41

45.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

 1 ч

Называть возбудителей, причины заболеваний кожи, гормональные нарушения

Называть меры помощи при хи­мическом и термическом ожогах

Объяснять гигиенические тре­бования к одежде и обуви

Определять тип кожи у себя и качество шампуня для воды опре­деленной жесткости

Определять целесообраз­ность применения приемов первой доврачебной помощи

Отбирать информацию для за­полнения таблицы

 

 

 

 

§ 40

46.

Зачет № 4 Многоуровневое тестирование по темам: «Обмен веществ и энергии», «Выделительная система». «Покровные органы.»

1 ч

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.12. Нервная система человека

5 ч

 

 

 

 

 

 

47.

Значение и строение нерв­ной системы.

1 ч

Описывать проявление функций нервной системы

Структурировать содержание изучаемой темы

Анализировать содержание ри­сунков

Прокомментировать выражение: «Психика есть субъективное от­ражение объективного мира»

 

 

 

 

§ 43, § 44 (до Спинного мозга)

48.

Спинной мозг.

 1 ч

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты спинного мозга

Начертить схему рефлек­торной дуги отдергивания руки от горячего предмета

Показывать взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга

Прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга

 

 

 

 

§ 44 до кон­ца

49.

 

Строение голов­ного мозга. Про­долговатый и средний мозг, мост и мозжечок.

1 ч

Описать по рисунку строение головного мозга

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга

Называть функции отделов головно­го мозга; долей коры больших по­лушарий

 

 

 

 

§ 45

50.

Передний мозг. Лабораторная работа  №12 «Пальценосовая проба и особенности движения, свя­занные с функцией мозжечка»

1 ч

Сравнивать строение головного и спинного мозга

Отличать прямые и обратные связи

Показывать взаимосвязь между строением и функциями отделов головного мозга

Анализировать содержание ри­сунков

Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций головного мозга

Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых пред­положений

 

 

 

 

§ 46

51.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Лабораторная работа  № 13 «Развитие утомле­ния»

1 ч

Показывать взаимосвязь между строением и функциями отделов головного мозга

Анализировать содержание ри­сунков

Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций головного мозга

Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых пред­положений

 

 

 

 

§ 47; упр. 181, 182

 

Тема 2.13. Анализаторы

5 ч

 

 

 

 

 

§ 48

52.

Анализаторы.

1 ч

 

 

 

 

 

 

53.

Зрительный ана­лизатор. Предупреждение глазных болез­ней.

1 ч

Описывать строение глаза, сетчат­ки, зрительного анализатора; меха­низм бинокулярного зрения

Называть функции структур глаза

Узнавать по немым рисункам структурные компоненты глаза

Нарисовать ход лучей через про­зрачную среду глаза

Показывать взаимосвязь строения глаза и выполняемой им функции

Различать близорукое и дально­зоркое зрение

Объяснять целесообразность профилактических мер сохранения зрения, мер доврачебной помощи при травмах глаза

Анализировать содержание ри­сунков

Подбирать информацию для заполнения таблицы из различных источников

 

 

 

 

§ 49, 50

54.

Слуховой анали­затор.

1 ч

Описывать строение органа слу­ха, механизм передачи звуковых сигналов

Узнавать по немым рисункам структурные компоненты органа слуха

Называть значение слуха для жизни человека

Показывать взаимосвязь строе­ния органа слуха и выполняемой им функции

Различать понятия «орган слуха» и «слуховой анализатор»

Анализировать содержание ри­сунков

Объяснять влияние на орган слуха и ЦНС громкой музыки

Определять остроту слуха на основе

Характеризовать основные за­болевания органа слуха

 

 

 

 

 

§51, упр. 191

55.

Органы равнове­сия, кожно-мы-шечной чувстви­тельности, обо­няния и вкуса.

1 ч

Называть расположение зон чув­ствительности в коре больших по­лушарий

Описывать строение и располо­жение органов равновесия, мышеч­ного чувства, кожной чувствитель­ности, обоняния, вкуса

Узнавать по немым рисункам структурные компоненты вестибу­лярного аппарата

Объяснять механизм взаимодей­ствия органов чувств, формирова­ния чувств

 

 

 

 

§ 52, упр. 196

56.

Урок обобщения темы «Нервная система».  «Анализаторы».

 

1 ч

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5 ч

 

 

 

 

 

 

57.

Вклад отечест­венных ученых в разработку уче­ния о высшей нервной дея­тельности.

1 ч

Приводить примеры торможения рефлексов

Характеризовать механизм выра­ботки условных рефлексов

Анализировать содержание рисун­ков

 

 

 

 

§ 53

58.

Врожденные и приобретенные программы по­ведения. Лабораторная работа №14  «Выработка навыка зеркального письма»

1 ч

Приводить примеры врожденных и приобретенных программ поведе­ния

Объяснять механизм формирова­ния динамического стереотипа

Анализировать содержание ри­сунков

Анализировать содержание ос­новных понятий

Характеризовать формы поведе­ния человека

Использовать лаборатор­ную работу для доказательства вы­двигаемых предположений

 

 

 

 

§ 54, упр. 199, 200

59.

 

 

 

Сон и сновиде­ния.

1 ч

Описывать фазы сна

Объяснять правила гигиены сна; влияние на организм нарушений сна

 

 

 

 

 

§ 55

60.

Речь и сознание. Познавательные процессы.

1 ч

Называть познавательные процес­сы человека, качества ума

Приводить примеры факторов, влияющих на формирование по­требностей

Различать потребности человека и животных

Объяснять разницу между актив­ным воображением и пассивным, краткосрочной памятью и долго­срочной

Анализировать содержание основ­ных понятий

Определять по описанию тип вос­приятия

Отличать базовые потребности от вторичных; мышление от интуи­ции

 

 

 

 

§ 56

61.

Воля, эмоции, внимание.

Лабораторная работа  №15 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных усло­виях»

1 ч

Приводить примеры ситуа­ций проявления функций воли; объяснять термин аффект

Описывать физиологические ос­новы внимания

Называть этапы волевого дейст­вия

Приводить примеры эмоций

Анализировать содержания оп­ределений основных понятий

Характеризовать основ­ные виды внимания

Объяснять причины рассе­янности на примерах жизненных ситуаций и описания жизни литера­турных героев

Отличать проявление произволь­ного и непроизвольного внимания

Сравнивать понятия вну­шаемость и негативизм.

Сравнивать по самостоя­тельно выбранным критериям не­произвольное и произвольное вни­мание

Использовать лаборатор­ную работу для доказательства вы­двигаемых предположений

 

 

 

 

§ 57

 

Тема 2.15. Железы внутренней секреции

2 ч

 

 

 

 

 

 

62.

Роль эндокрин­ной регуляции.

1 ч

Называть органы эндокринной системы Приводить примеры органов эн­докринной системы

Узнавать по рисункам органы эндокринной системы

Различать железы внешней и внутренней секреции, действие гормонов, витаминов

Доказывать единство нервной и гуморальной регуляций

Объяснять проявление свойств гормонов

Анализировать содержание ри­сунков

 

 

 

 

§ 58

 

 

 

 

 

63.

Функции желез внутренней сек­реции.

Называть причины сахарного диа­бета Описывать симптомы нарушений функций желез внутренней секреции

Доказывать принадлежность поджелудочной железы к железам смешанной секреции

Характеризовать нарушения функций желез внутренней секреции

 

 

 

 

§ 59

 

Количество лабораторных работ – 15, зачетов - 4

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма

5 ч

 

 

 

 

 

 

64.

Жизненные цик­лы. Размножение.

1 ч

Перечислять этапы жизненного цикла особи Узнавать по рисункам органы размножения Сравнивать по выделенным па­раметрам бесполое и половое размножение

Характеризовать процесс оп­лодотворения

 

 

 

 

§ 60

65.

Развитие заро­дыша и плода

1 ч

Называть функции плаценты

Перечислять рефлексы новорож­денных

Описывать режим беременной

Доказывать справедливость био­генетического закона

Анализировать содержание ос­новных понятий

Анализировать содержание ри­сунков

 

 

 

 

 

66.

Наследственные и врожденные заболевания.

1 ч

Называть меры профилактики заболеваний, передаваемых поло­вых путем

Описывать нарушения в орга­низме при сифилисе Объяснять опасность заражения вирусом СПИДа Характеризовать наследствен­ные и врожденные заболевания че­ловека

Выделять особенности заболева­ний, передаваемых половым путем

 

 

 

 

§ 62, упр. 228 и упр. 229

67.

Развитие ребенка после рождения.

1 ч

Называть типы темперамента

 

 

 

 

§63

68.

Интересы  и склонности.

1 ч

Описывать изменения, происходящие с юношами и девуш­ками в процессе развития

Сопоставлять понятия темпера­мент и характер

Анализировать содержание ос­новных понятий

Различать понятия инди­вид и личность

Характеризовать типы темперамента

 

 

 

 

§64

Автор Полтева Татьяна Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 633
Номер материала 26035
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓