Главная / Русский язык и литература / КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры зам.директора по УВР Директор школы

________/Трапезникова Е.В./ __________/Ефременко Р.Н./ _________/Бароненко А.С./

Протокол №______от

«___»_________20___г. «_____»_______20___г. «_____»________20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Русский язык

10 класс




Разработана: Овсянниковой А.В.,

учителем русского языка и литературы

первой квалификационной категории









г. Копейск

2014-2015 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа «Русский язык 10 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для изучения русского языка в 10 классах. Составлена из расчета 1 час в неделю (базовый уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.

Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

Цели обучения русскому языку.

Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Данная программа отличается от примерной тем, что в рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку: «Основные этапы работы над сочинением-рецензией по русскому языку», «Классификация ошибок», «Самостоятельная оценка предложенного сочинения», «Повторение и обобщение изученного в начале и конце года»

Место предмета «Русский язык» в учебном плане МОУ СОШ №1 определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение русского (родного) языка в 10 классе в объеме 35 часов (1 час в неделю) – базовый уровень, что соответствует рекомендациям составителей программы. Из них на развитие речи - 5 чаов, контроль – 5 часов, национальные, региональные и этнокультурные особенности (НРЭО) - 4 часа (10% учебного времени), резерв - 1 час.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


10 класс, русский язык


п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Количество часов отводимых на работы практического характера

Количество часов отводимых на работы контрольного характера


I полугодие




Введение. Общие сведения о языке.

1



Лексика. Фразеология. Лексикография

6


2

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

2



Морфемика и словообразование

3



Морфология и орфография

22

2

1


II полугодие




5.

Морфология и орфография


3

2

6

Резерв

1





35

5

5

















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА



Базовый уровень

Введение (1ч.)

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (6ч.)

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Лексикография1.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (2ч.)

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (3ч.)

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.



1 Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных словарей дается в конце учебного пособия.

2 См. также раздел «Культура речи».

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (22ч.)

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Части речи.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий,

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.



Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи.

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

Частицы

Частицы как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления

междометий.

Резерв(1ч.)Требования к уровню
подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

    • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

    • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

    • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

    • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

    • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

    • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

    • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

    • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

    • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

    • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

    • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

    • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

    • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

    • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

    • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

    • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

    • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

    • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

    • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

    • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

    • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

    • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ


Класс: 10Б


Количество часов:

Всего: 35

В неделю: 1

Резерв: 1


Работы обучающего характера

Работы контрольного характера

Планирование составлено на основе авторской программы: Русский язык. 10-11 классы. Рабочая программа к учебнику Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М. А. Мещериной. - М.: Русское слово, 2012. - 16 с.


Учебник: Русский язык: учеб. В 2-х частях для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. Базовый уровень /  Нина Гольцова, Игорь Шамшин, Марина Мищерина. - М.: Русское слово, 2014. - 304 с.





П/п

урока в четверти

Дата проведения

Кол-во часов


Тема

Тип урока

Виды учебной деятельности учащихся

Планируемый результат

Виды контроля, измерители

Домашнее задание

1 четверть — 9ч.

Общие сведения о языке. Введение (1час)

1

1



Слово о русском языке


Комбинированный


Принципы выбора

и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией

и условиями речевого общения


Знать: некоторые особенности развития русского языка; понятия речь, формы речи, речевая ситуация.

Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления.

Иметь представление

о социальной сущности языка


Организация совместной учебной деятельности


Доклад об одном учёном – лингвисте, который внёс вклад в развитие науки о языке. (М.В.Ломоносов, Ф.И.Буслаев, В.И.Даль, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов и др.)

Лексика. Фразеология. Лексикография (6часов)

2

2



Слово и его значение. Однозначность и многозначность. Изобразительно-выразительные средства русского языка


Комбинированный

Понятия метафора, метонимия,
синекдоха:
создание собственных метафор, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)


Знать: смысл понятий

речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация
речевого общения, однозначные
и многозначные слова.

Уметь: определять
прямое и переносное значение слов, значение многозначного
слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем; осуществлять речевой самоконтроль



Организация совместной учебной деятельности


Составление предложений

с использованием изучаемой языковой
единицы



3

3



К.Р.

Р/р. Практи-ческая работа. Лингвистический анализ текста


Урок контроля ЗУН


Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы
аргументов


Знать: особенность текстов по стилю
и типу.

Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументированно анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей


Тренинг, практикум


стр. 452 выписать лингвистические словари и аспектные словари, объяснить значение.

4

4



Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы,
паронимы.
Работа со словарями


Урок систематизации ЗУН


Анализ, выбор, использование
выразительных средств лексики.

§4, упр. 12, 13, 14

§ 5, упр. 17, 18

§ 6, упр. 20, 21, 22, 24

§ 7, упр. 25, 27, 28, 29, 30



Знать: специфику
смысловых отношений между словами.

Уметь: определять
синонимы, антонимы,

омонимы, паронимы, их значение в контексте


Конструирование предложений


Комплексный анализ текста.

§4, упр. 15, 16

§ 5, упр. 19

§ 6 упр. 24

§ 7, упр. 26


5

5



Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов


Комбинированный


Анализ, выбор, использование
выразительных средств лексики; передача содержания информации адекватно поставленной цели
(сжато, полно, выборочно). § 8, составление плана-конспекта текста научного стиля, упр. 32, 33, 34. § 9-10, изучающее чтение теоретического материала;

упр.37, 38


Знать: сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь.

Уметь: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи; извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой


Конспектирование, конструиро-
вание предложений


§ 8, упр. 35, 36

Упр. 39 или 42 (по выбору)


6

6



Фразеология. Употребление фразеологизмов. Работа со словарями


Комбинированный

Крылатые слова,

их происхождение.

§ 11 – ознакомительное чтение, работа по группам с литер.источниками, работа со словарём, упр. 44, 45, 47

Знать: понятие фразеологизмы.

Уметь: определять фразеологизмы (идиомы)

устойчивые сочетания слов


практикум, работа со словарём, конструирование предложений

§ 11 упр. 46

7

7



Входной контрольный срез.

Р/р. Лексический анализ текста с решением тестовых задач
(демоверсия ЕГЭ 2014: А2, А11, А30, В8)


Урок контроля ЗУН


Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы.

упр. 497 или КАТ

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии


Тренинг, практикум


стр. 452 выписать лингвистические словари и аспектные словари, объяснить значение.





Фонетика. Орфоэпия. Орфография (2 часа)

8

8



Обобщающее повторение
фонетики,
графики,
орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор

слова. Чередование звуков


Комбинированный


Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительные средства.

§ 13 знакомство с теоретическим материалом учебника, практическая работа, упр. 325 1-ый абзац.


Знать: основные
орфограммы, изученные ранее.

Уметь: соблюдать
в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; в практике рече-


Беседа, проб-
лемные задания


фонетический разбор сов в тетради (предметы, теряли, постепенно, ослабевало, свистнула, встрепенулась)

9

9



Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа

со словарями. Решение грамматических задач в тестовой и других
формах


Комбинированный


Роль ударения

в стихотворной

речи.

§14 изучающее чтение учебной.


Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка


практическая работа

упр. 323 (5 предложений), упр. 354

I четверть:

РР – 2

НРЭО – 0

КР – 2

Диктант – 0







II четверть – 7 ч.

Морфемика и словообразование (3 часа)


10

1



Повторение. Морфемика и словообразование. Корневые и суффиксальные морфемы. Морфемный анализ слова. Работа

со словарями.



Комбинированный

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией
общения.

§ 15, упр. 54,55,56,57, 58, 59

.

Знать: виды морфем
(корень, приставка,
суффикс, окончание, основа слова),
чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания, не забывая следующее: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных



практическая работа

(морфемный разбор)

практическая работа

(морфемный разбор)

11

2



Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. Формообразование


Комбинированный


Применение знаний по морфемике

и словообразованию в практике правописания


Знать: виды морфем
(корень, приставка,
суффикс, окончание, основа слова)
, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь: производить морфемный и словообразовательный анализ слов


составление схем,

конспектирование(план)


упр. 78, 79, 81 по заданию


12

3




НРЭО.



Говоры на Урале. Диалектизмы в фамилиях.

Морфология и орфография (22 часа)


13

4



Принципы русской
орфографии


Урок систематизации ЗУН


Изобразительно-выразительные возможности
морфологических фо
§18 Комментированное чтение статьи, упр. 86.



Знать: языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации


фронтальный опрос

стр. 61 вопросы, подготовиться к словарю диктанту.

14

5



Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова.


Комбинированный


Классификация ошибок, правильное графическое объяснение
орфограммы


Знать: основные
нормы русского лите-
ратурного языка
(грамматические и орфо-
графические).

Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды

их анализа; соблюдать

в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов



Тест, словарный диктант

упр. 96

§ 20 правило, упр. 98, 100(1-7), 102, 104

15

6



Правописа-
ние гласных после шипящих и
ц


Комбинированный

Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы.

§ 22, упр. 113-115


Знать: основные
нормы русского лите-
ратурного языка
(грамматические и орфо-
графические).

Уметь: опознавать
языковые единицы,
проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; состав-
лять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов.



Тренинг, практикум,

тест

§ 22 правило, упр. 116 карандашом

16

7



КР.

Контрольный диктант.


Урок контроля ЗУН


Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии


Тренинг, практикум


Анализ

и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками.


II четверть:

РР – 0

НРЭО – 1

КР – 1

Диктант – 1


I полугодие:

РР – 2

НРЭО – 1

КР – 3

Диктант – 1


III четверть – 10 ч.

17

1



Р/р.

Текст как речевое про-
изведение. Смысловая
и композиционная целостность текста


Комбинированный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности


Знать: признаки текста

и его функционально-смысловых типов.

Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.



Органи-

зация со-

вместной учебной деятельности


Комплексный анализ текста.

Демоверсия 2014: А6, А7, А27, А28.


18

2



Р/р. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста


Комбинированный


Анализ текста

с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных
стилей и жанров


Уметь: определять
тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грам-
матические и речевые ошибки, недочеты
и исправлять их;
совершенствовать
и редактировать
собственные тексты


Организация совместной учебной деятельности


Комплексный анализ текста.

Демоверсия 2014: А27, А28, В7, подготовиться к словар. диктанту.


19

3



Правописание приставок. Гласные ы, и после

приставок


Комбинированный

Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы.


§ 28, упр. 148-149

Знать: основные
нормы русского лите-
ратурного языка
(грамматические и орфо-
графические).

Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов


Тренинг, практикум,

словарный диктант.


§ 28 правило, упр. 150, 153

20

4



К.Р.

Контрольный диктант.


Урок контроля ЗУН


Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы


Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии


Тренинг, практикум


Анализ

и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками.


21

5



Систематизация знаний о частях речи. Морфологические нормы. Имена. Склоняемые части речи (имена существительные, прилагательные, числительные). Морфологические нормы.


Урок систематизации ЗУН


Изобразительно-выразительные

возможности морфологических форм, работа с различными словарями.

§ 32, упр. 165-168

§ 36, практическая работа, упр. 198, 204

§ 41, упр. 222


Знать: языковые единицы, различные виды их анализа;

общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи.

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; проводить анализ языковых единиц; находить склоняемые части речи в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.





Комментированное письмо, фронтальный опрос, самостоятельная работа.


§ 32 правило, упр. 169

§ 36 правило упр. 199

упр. 226 карточка «Готовимся к ЕГЭ» стр. 105 метод.

22

6




НРЭО.



Модели речевого поведения горожан в стереотипных условиях.

23

7



Правописание склоняемых частей речи. Правописание сложных имен существительных и прилагательных.



Урок систематизации ЗУН


Отработка навыка грамматических разборов. Составление слов по заданным схемам, различение форм одного и того же слова.


§ 35, упр. 193, 194

§40 правило, упр. 220

Знать: основные
нормы русского литературного языка
(грамматические и орфографические).

Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры изученных орфограмм


Тематический диктант, тест


§ 35 правило, упр. 195

§40 правило, упр. 220

24

8



Именительный и родительный падежи множественного числа некоторых существительных мужского рода. Орфоэпические и морфологические нормы


Комбинированный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Со-

здание письменных и устных высказываний. Анализ использования, оценка языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности, соответствия


Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь: применять
изученные правила, пользоваться определенными способами
их применения


Словарный диктант


Комплексный анализ текста


25

9



Р/р. Функционально-смысловые типы речи. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологический анализ текста-рассуждения


Урок систематизации ЗУН


Умение редактировать текст в соответствии с речевой ситуацией


Знать: признаки текста

и его функционально-смысловых типов
(повествование, описание, рассуждение);
функциональные стили
(научный, публицистический, официально-деловой); язык художественной литературы.

Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст


Работа

с деформиро-
ванным текстом


карточка «Готовимся к ЕГЭ» стр. 114

26

10



Местоимение

как лексико-грамматическая категория.

Местоимение

как лексико-грамматическая категория.


Урок систематизации ЗУН


Умение редактировать текст, устранять повторы.

§ 45 упр.231-235, практическая работа

§ 46 упр. 237


Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки

и синтаксическую роль

местоимений, парадигму личных местоимений, орфограмму-пробел (местоимение с предлогом, частицей).

Уметь: находить
местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.


Фронтальный опрос. Само стоятельная работа.


упр. 236

упр. 239


















III четверть:

РР – 3

НРК – 1

КР – 1

Диктант – 1












IV четверть – 9 ч.

27

1



Глагол. Грамматические
категории русского глагола. Правописание личных окончаний
и суффиксов глаголов.
Морфологические нормы


Урок систематизации ЗУН


Лексическое значение глаголов-исключений, их морфемный состав.

§ 47, упр. 240, 242, 243, 245.

§48, упр. 255, 256


Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки

и синтаксическую роль глагола.

Уметь: находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении; определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола


Фронтальный опрос. Само-
стоятельная работа


упр. 246, 247

упр. 254, 258

28

2



Глагольные формы – причастие и деепричастие.


Урок систематизации ЗУН


Обобщение сведений о предложении, сравнение интонации простого предложения, ничем не осложненного и осложненного причастным и деепричастным оборотами.

§ 49, упр. 259

§ 50, упр. 260, 261, 263

§ 51, упр. 264 устно, 266 устно, 267, 268


Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия и деепричастия, орфографию причастия и деепричастия.

Уметь: применять изученные орфографические правила; использовать изученную часть речи в устной и письменной практике



словарный диктант, практикум

упр. 262

§ 51 правило упр. 269

29



3



Значение и употребление, правописание причастий и деепричастий


Урок систематизации ЗУН


Отработка навыка грамматических разборов. Составление слов по заданным схемам, различение форм одного и того же слова.

§ 52, упр. 272-274


Знать: основные
нормы русского литературного языка
(грамматические и орфографические).

Уметь: применять
изученные правила, пользоваться определенными способами
их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в
тексте примеры на изученные орфограммы.


Тематический диктант


упр. 275

30

4



Наречия и наречные сочетания. Морфемный и словообразовательный разбор наречий. Слова категории состояния.


Урок систематизации ЗУН


Связи глагола
и наречия, непроверяемые написания наречия «ближнего пространства»; характерные признаки текстов разного стиля.

§ 53, упр. 277


Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.


Фронтальный опрос. Само-
стоятельная работа.


§ 53 правило упр. 279, два наречия разобрать

Демоверсия 2014: А17, А18


31

5



Служебные части речи. Правописа-
ние служебных частей
речи
(произ-
водных
предлогов,

союзов
и частиц).



Урок систематизации ЗУН


Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка

в соответствии

с коммуникативной задачей. Отработка навыка грамматических разборов. Составление слов по заданным схемам, различение форм одного и того же слова.

§ 58-59, упр. 306


§ 58, 59, упр. 302, 305, 303-304 устно.


Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки

и синтаксическую роль служебных частей речи; основные нормы русского литературного языка.

Уметь: находить служебные части речи в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении; применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры на изученные орфограммы.




Составление плана-конспекта.Фронтальный опрос. Само-
стоя-
тельная работа. Тематический диктант.


Составление предложений

с использованием изучаемой языковой
единицы.
Демоверсия 2014: А17, 18.

§ 56-57 упр. 301

§ 58-59, упр. 306


32

6




НРЭО.



Живая речь уральского города.

33

7



Правописание служебных частей
речи
(производных
предлогов,

союзов
и частиц)


Урок систематизации ЗУН


Отработка навыка грамматических разборов. Составление слов по заданным схемам, различение форм одного и того же слова.


Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры на изученные орфограммы


Тематический диктант


Комплексный анализ текста.


34

8



Итоговый контрольный срез. Тест.

Урок контроля ЗУН


Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы


Знать: основные нормы русского литературного языка, основные правила орфографии.

Уметь: применять изученные орфограммы.


Тренинг, практикум


Анализ

и разбор контрольной работы. Работа над ошибками.


35

9




НРЭО.



Живая речь уральского говора.

IV четверть:

РР – 0

НРЭО – 2

КР – 1

Диктант – 0


II полугодие:

РР – 3

НРЭО – 3

КР – 2

Диктант – 1


Год:

РР – 5

НРЭО – 4

КР – 5

Диктант – 2
































Средства контроля




всего

Работы обучающего характера (Проверочные работы, сочинения)

Работы контрольного характера

(контрольное тестирование, контрольное сочинение)

П


Ф

П

Ф

П

Ф

I четверть

9






II четверть

(I полугодие)

7


2


3


III четверть

10






IV четверть

(II полугодие)

9


3


2


Год

35


5


5



тетради для работ практического характера: 1. рабочая тетрадь по русскому языку №1

2. рабочая тетрадь по русскому языку №2

3. тетрадь по развитию речи

4.теоретическая тетрадь по русскому языку

тетради для работ контрольного характера: 1. тетрадь для контрольных работ по русскому языку















СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

на уроках русского языка в 10 классе.


Модульный курс

Лингвистическое краеведение

10 класс

Цель: реализация национально-регионального компонента в содержании языкового образования с целью сохранения и приумножения национального языкового богатства.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с языковыми особенностями на Южном Урале.

  2. Воспитание интереса и любви к истории и культуре родного края.

  3. Воспитание речевой культуры учащихся.

  4. Расширение кругозора учащихся.


п/п

Дата

Количество часов

Раздел (тема)

Поурочная тематика НРЭО

Источник информации

1


1

Морфология и орфография.

Говоры на Урале. Диалектизмы в фамилиях.

Глинкина Л.А. Лингвистическое краеведение на Южном Урале, - Челябинск, 1995.

2


1

Морфология и орфография.

Модели речевого поведения горожан в стереотипных условиях

Глинкина Л.А. Лингвистическое краеведение на Южном Урале, - Челябинск, 1995.

3


1

Морфология и орфография.

Живая речь уральского города

Шкатова Л.А. Изучение языка уральского города. Челябинск, 1987г. Живая речь уральского города. Свердловск, УрГУ. 1987.


4


1

Морфология и орфография.

Живая речь уральского говора

Шкатова Л.А. Модели речевого поведения горожан в стереотипах общения. Вестник ЧелГУ. 1994.




Учебно-методический комплекс по русскому языку. 10 класс.





Дидактическое обеспечение



Методическое обеспечение

Пособия




1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2008.






  1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2013.

  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2013

  3. Русский язык. 10-11 классы. Рабочая программа к учебнику Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М. А. Мещериной. – М.: Русское слово, 2012

  4. Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области о преподавании учебного предмета «Русский язык» и «Литература» в 2014-2015 учебном году.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа «Русский язык 10 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и  предназначена для изучения русского языка в 10 классах. Составлена из расчета 1 час в неделю (базовый уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы  и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

 

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык». 

Автор Овсянникова Алёна Валерьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1831
Номер материала 37885
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓