Главная / Начальные классы / Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения. 4 класс (102ч).Перспектива

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения. 4 класс (102ч).Перспектива

43


Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения. 4 класс (102ч).

п/п

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Решаемые проблемы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата

Коррекция

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

УУД, ИКТ-компетентности

Личностные результаты

Вводный урок (1 ч)



Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с учебником.

Как ориентиро-ваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначе-ния.

Книга


Рассказывать о содержа-нии учебни-ка;

на основе названия раздела учеб-ника, какие произведения будут рас-сматриваться в данном разделе.

Познавательные умения:

  • определять значение и смысл слова «книга»;

  • объяснять условные обозначения и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

Коммуникативные умения:

формулировать собственное мнение и позицию.


Проявлять интерес к книге как источнику информации



Книга в мировой культуре (6 ч)

Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания известных людей о книге.


Узнать о высказыва-ниях известных людей о книге

Библиотека, каталог, аннота-ция

Рассказывать содержание прочитанной книги;

представлять прочитанную книгу; оформлять отзыв о прочитанной книге;

составлять диалог на тему «Книга в нашей жизни»;

составлять и писать рассказ о любимом литературном герое

Познавательные умения:

раскрывать понятие «литературные жанры» и использовать его в активном словаре;

определять жанр книги и обосновывать своё мнение;

определять ценность и значимость книги и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения:

выполнять учебные задания, используя алгоритм, план;

оценивать выполненное задание в рамках учебного диалога.

Коммуникативные умения:

формулировать мнение о книге в рамках учебного диалога.

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к изучению темы;























Проявлять интерес и желание рассказывать о прочитанной книге.



Самые интересные книги, прочитанные летом. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»


Как расширить читатель-ский кругозор; рассуждать о роли книги в мировой культуре

Литера-турные жанры



«Повесть временных лет». Летописец Нестор. М.Горький. «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке.







Понять необходи-мость знания истории. Понять необходи-мость чтения в жизни человека

Культура, мировая культура, книга как предмет культуры, книга в мировой культуре

Рассказывать о книге Древнего мира и современной книге;

представлять пословицу, используя алгоритм;

сравнивать современные книги и книги Древнего мира; писать сочинениерассуждение на тему «Роль книги в компьютерном мире»;

проводить исследование о книгах и оформлять его результа-ты в таблице.

Познавательные умения:

объяснять значение понятий «культура», «мировая культура», «книга как предмет культуры», «книга в мировой культуре» и использовать их в активном словаре;

определять объекты, которые являются предметами культуры, и обосновывать своё мнение;

определять смысл мудрого высказывания (пословицы) о книге и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя алгоритм;

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

строить понятные для партнёра высказывания;

адекватно взаимодействовать в паре или группе при выполнении учебного задания.

Осознавать ценность мудрых высказываний и пословиц о книге.





История книги. Пересказ текста «Удивительная находка».





Узнать об истории создания книги .Познако-миться с текстом о древних книгах

Энциклопедия, статья, писчий, одноимённое, писало, энцикло-педичес-кая статья, энцикло-педия книги, письмен-ный источник

Определять назначение энциклопе-дии по её названию;

составлять и писать статью для энциклопе-дии;

составлять план статьи «Удивитель-ная находка» и пересказы-вать её по плану;

создавать и представлять «Энциклопе-дию древней книги».

Познавательные умения:

раскрывать значение понятий «энциклопедия», «статья», «писчий», «одноимённое», «дикорастущий», «писало», «податливый», «рельефный», «орнамент», «энциклопедия», «доселе», «ныне», «феодал», «духовенство»,«лыко» и выражений «энциклопедическая статья», «энциклопедия книги», «плаха деревянной мостовой», «письменный источник» и использовать их в активном словаре;

определять вид энциклопедии и обосновывать своё мнение;

определять порядок расположения статей в энциклопедии и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебные задания, используя алгоритм;

выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

подбирать адекватные высказывания для оформления мысли в рамках учебного диалога;

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре или группе.

Проявлять желание помочь Ване составить «Энциклопедию книги».




Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.

Каковы правила выбора книги и посещения библиотеки



Проверочная работа. Проверка техники чтения.

Проверить умение работать с учебной книгой


Писать спи-сок произве-дений, прочи-танных летом;

определять автора выска-зывания;

определять названия статей, входя-щих в регги-ональную энциклопедию.

Познавательные умения:

использовать приобретённые знания для анализа прочитанного текста, выделения в нём главной мысли.

Регулятивные умения:

выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Проявлять бережное отношение к художествен-ной книге;

оценивать результат собственной деятельности.



Истоки литературного творчества (15ч)

Вводный урок по содержанию раздела. Виды устного народного творчества

Пословицы разных народов.

Учиться прогнозировать содержание раздела

Учиться объяснять смысл пословиц

Притча, былина,

миф;

фольклор, потешка, поговорка, небылица, скорого-ворка, пословицаколыбель-ная, загадка, закличка

Называть жанры УНТ;

представлять образцы УНТ; определять тему и назначение пословицы/поговорки;

представлять русские пословицы на тему;

рассказывать алгоритм работы с пословицей;

подбирать образец тек-ста, соответ-ствующий жанру УНТ

Познавательные умения:

объяснять значение слов «фольклор», «потешка», «поговорка», «небылица», «скороговорка», «пословица», «колыбельная», «загадка», «закличка» и использовать их в активном словаре;

определять назначение фольклорного жанра и обосновывать своё мнение примерами;

определять смысл пословицы/ поговорки и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя алгоритм, план;

проводить взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

строить понятные для партнёра высказывания;

адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Проявлять интерес к изучению темы,

к фольклор-ным жанрам.



Проявлять желание научиться проводить исследование.



Библия-главная священная

книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).



Познако-миться с Библией, с притчами Соломона из Ветхого Завета, притчами из Нового Завета

Притча, предание завет,

«Ветхий Завет», «Новый Завет», «Слово Божие», самаря-нин

Соотносить произведения искусства с библейскими сюжетами;

определять тему выска-зывания;

распределять высказыва-ния по групп-пам в зависи-мости от темы; писать рассказ на тему «Доброе имя лучше богатства»;

проводить исследование притчи и оформлять результат в виде таблицы;

описывать картину по плану;

проводить исследование произведений искусства на библейские сюжеты.

Познавательные умения:

раскрывать значение слов «притча», «предание», «завет», «не замышляй», «ближний», «приставник», «повели-тель», «доколе», «нежели», «воздаёт», «злословит», «лукавый», «гонение», «суета», «поучать», «сеятель», «законник», «иудей», «самарянин», «милосердный» и выражений «уважаемая книга», «пробуждающий чувства», «притча», «Ветхий Завет», «Новый Завет», «Слово Божие», «добрая почва», «равнодушные люди», «беспо-лезные люди», «ленивые люди», «радушные люди», «заботливые люди», «добрые люди», «проявить инициативу», «трудилась душа», «щедрая душа», «душа похорошела» и использовать их в активном словаре;

определять значение Библии и обосновывать своё мнение;

определять смысл библейских высказываний и обосновывать своё мнение;

определять главную мысль притчи и обосновывать своё мнение;

определять качества человека, способного услышать слово, и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять интерес и желание читать притчи.




Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи.

Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.



Былины. Особенности былинных текстов.

Былина «Исцеление Ильи Муромца». Сравнение былины со сказочным текстом.


Учиться понимать историчес-кий текст, содержание былины

Учиться сравнивать былины со сказочным текстом

Былина, сказка, вдоволь, сиднем, калики, горница, палица, застава, дозор, росстань, сие, эпитет, устойчи-вый эпитет

Называть эпитеты, устойчивые эпитеты, устаревшие слова и выражения в тексте былин;

описывать образ Ильи Муромца, используя алгоритм;

составлять подробный план для пересказа и пересказы-вать былину;

расставлять ритмическое ударение в былины;

описывать картину, используя план; состав-лять рассказ об Илье Муромце;

проводить исследование текста были-ны, оформляя результат в виде таблицы.

Познавательные умения:

раскрывать значение слов «былина», «сказка», «вдоволь», «сиднем», «кали-ки», «горница», «пшеница белояровая», «палица», «застава», «наряд», «дозор», «росстань», «сие», «повысечена», «эпитет» и выражения «устойчивый эпитет» и использовать их в активном словаре;

определять языковые особенности былины и обосновывать своё мнение;

определять структуру былины и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя алгоритм;

проводить взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Проявлять интерес к древнерус-ским былинам.



«Ильины три поездочки».

Понимать поэтичес-кий текст былины



«Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.


Учиться сравнивать поэтичес-кий и проза-ический тексты былины



Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок».

Учиться находить аналогии с реальными историчес-кими событиями



Особенности славянского мифа.

Выявить особеннос-ти славянского мифа

Миф, Ярило, Троя,

жрец, чрево,обо-ронить, лазутчик, агора

Проводить исследование текста мифа;

составлять подробный, краткий план и пересказы-вать миф;

проводить исследование характера героя и оформлять результат в виде таблицы;

писать творческую работу по теме.

Познавательные умения:

раскрывать значение слов «миф», «Ярило», «Троя», «жрец», «чрево», «оборонить», «лазутчик», «агора» и использовать их в активном словаре;

определять главного героя мифа и обосновывать своё мнение;

определять реальность событий мифа и обосновывать своё суждение;

определять устойчивые эпитеты и устаревшие слова и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание по алгоритму;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

строить понятные для партнёра высказывания;

адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Проявлять интерес к мифам (славянским, древнегре-ческим).



Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологичес-кий словарь Е. Мелетинского.

Мы идём в библиотеку.

Учиться прогнозировать содержание мифов



Самостоятель-ное чтение. Сказки о животных.

Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии.

Группиро-вать книги по подтемам.

Узнать как можно больше сказок и притч народов мира. Учиться понимать поступки героев

Таиланд, Лаос, тайцы

Работать с текстом сказ-ки; предла-гать совет для героини сказки «Болт-ливая птич-ка»;

составлять подробный план и пере-сказывать сказку;

выбирать пословицу, которая соответствует главной мыс-ли сказки; писать сцена-рий, исполь-зуя алгоритм;

инсцениро-вать сказку «Три бабочки»

Познавательные умения:

определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

определять качества характера, помогающие дружить, и обосновывать своё мнение;

определять качество написания сценария и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя алгоритм;

проводить взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

строить понятные для партнёра высказывания;

адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Проявлять желание писать сценарий и инсцениро-вать сказку



Немецкая народная сказка «Три бабочки». Подготовка к спектаклю.




Семейное чтение. Притча «Царь и кузнец».

Притча «Шрамы на сердце».

Познако-миться с Библией, с притчами

Притча, кузнец, тщесла-вие, сомообладание

Прогнозиро-вать содер-жание про-изведения;

проводить исследование притчи и оформлять результат в виде таблицы;

составлять и писать фразу-конструкт.


Познавательные умения:

раскрывать значение слов «притча», «тщеславие», «самообладание» и использовать их в активном словаре;

определять главную мысль притчи и обосновывать своё мнение;

определять качества человека, способного услышать слово, и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять интерес и желание читать притчи.




Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

Как написать сценарий к сказке

Сцена-рий

Работать с текстом сказки;

выбирать пословицу, которая соответству-ет главной мысли сказки;

писать сценарий, используя алгоритм.

Познавательные умения:

определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

определять качество написания сценария и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя алгоритм;

проводить взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Проявлять желание писать сценарий и инсцениро-вать сказку.




Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщающий урок-игра по разделу.

Обобщить знания по разделу


Пользоваться справочными источниками для получения дополнитель-ной информации

Познавательные:

использовать приобретённые знания для проведения игры «Летописи, былины, сказания, жития».

Регулятивные:

проводить самопроверку, взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять бережное отношение к художествен-ной книге



Проверочная работа.

Проверить умение работать с учебной и художественной книгой


Называть жанры УНТ и приводить примеры;

писать имена былинных героев;

называть имена мифо-логических героев.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.


Оценивать результат собственной деятельности.




О Родине, о подвигах, о славе (14 ч)

Вводный урок. Пословицы о Родине.

К.Ушинский. «Наше Отечество». В.Песков. «Отечество». Сравнение текстов о Родине.

Учиться прогнозировать содержание раздела







Родина, Отечество, Отчизна, патрио-тизм, ностальгиябесценный

Определять главную мысль выска-зывания;

представлять пословицу;

выбирать высказывание о Родине и представлять его; читать стихотворе-ние выразительно наизусть;

описывать картину по плану;

проводить творческий проект «Музыкальнолитературный вечер „Моя Родина“», используя план;

составлять полезный совет.

Познавательные умения:

раскрывать значение слов «Родина», «Отечество», «Отчизна», «патриотизм», «ностальгия», «бесценный», выражений «испокон веку», «Старое. Новое.Вечное» и использовать их в активном словаре;

раскрывать смысл пословицы и обосновывать своё мнение;

определять пословицу, в содержании которой отражается отношение к Родине, и обосновывать свой выбор;

определять роль истории страны для человека и обосновывать своё мнение;

соотносить произведения разных жанров на одну тему и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебные задания, используя алгоритм, план;

выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания;

выполнять самооценку выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

строить понятные для партнёра высказывания;

адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Проявлять интерес к изучению темы

.



Учиться понимать и сравнивать произведе-ния о Родине

Проявлять

интерес и желание читать произведения о Родине;

проявлять желание составлять полезный совет.



Н.Языков. «Мой друг!..». А. Рылов «Пейзаж с рекой». С. Романовский «Русь». Сравнение произведений.

Александр Невский. В. Серов «Ледовое побоище».

Познако-миться с произведе-ниями об Александре Невском

Рать, внемли, ливонец, латы, дружина, смятение, единение, почитае-мый, тачал, келья, доколе, сшиблись, воскресли, держава, стропти-вый, мещет

Выразитель-но читать текст;

работать с содержанием текста;

описывать картину по плану;

составлять рассказ на тему, используя различные источники информации;

составлять краткий план и пересказы-вать текст;

проводить устный журнал по теме «Славные страницы истории России»;

составлять полезный совет.

Познавательные умения:

раскрывать значение слов «рать», «внемли», «ливонец», «латы», «дружи-на», «смятение», «единение», «почита-емый», «тачал», «келья», «доколе», «сшиблись», «воскресли», «россы», «держава», «строптивый», «мещет» и выражений «дух держать единый», «голова кабанья», «верность свята», «змеем лютым в Русь летит», «бранный жар» и использовать их в активном словаре;

определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение, опираясь на текст произведения;

сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своё мнение;

определять эмоциональное настроение произведения и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

работать с текстом рассказа, используя алгоритм, план;

проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

формулировать мнение в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять эмоционально_ ценностное отношение к истории России, которая представлена в худо-жественных произведе-ниях;

проявлять желание составлять полезный совет.




Н.Кончаловская «Слово о побоище Ледовом».

Понимать поэтические произведе-ния о Родине



Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Познако-миться с произведе-ниями о Д.Донском



Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь».

Узнать о Бородин-ской битве из истории-ческой песни



Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождествен-ский «Реквием».

Познако-миться с произведе-ниями о Великой Отечественной Войне.



Учиться сравнивать произведе-ния разных жанров

Реквием, Ленин-град, фугасные бомбы

Выразитель-но читать произведение

работать с содержанием текста;

составлять план и пере-сказывать текст;

составлять рассказ об обороне Брестской крепости;

описывать картину, используя план;

составлять летопись основных событий края во время ВОв;

проводить исследование жизни своей семьи в годы ВОв; выби-рать выска-зывание, которое можно использовать в качестве совета.

Выбирать книгу для самостоятельного чтения

Познавательные умения:

раскрывать значение слов «реквием», «Ленинград», выражения «фугасные бомбы» и использовать их в активном словаре;

определять тему произведения и обосновывать своё мнение;

раскрывать смысл поступков героев и обосновывать своё мнение;

определять проблему взаимоотноше-ний героев произведения и обосновывать своё мнение, опираясь на текст.

Регулятивные умения:

работать с текстом рассказа, используя алгоритм, план;

проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Проявлять эмоциональ-но-ценностное отношение к героям произведений о Великой Отечествен-ной войне;

проявлять желание составлять совет.



А. Приставкин «Портрет отца». В. Костецкий «Возвращение»






.



Е. Благинина «Папе на фронт». В. Лактионов. «Письмо с фронта». Сравнение произведений.


Мы идём в библиотеку.



Выбирать самостоя-тельно книгу с помощью алфавитно-го и тематического каталогов

Патрио-тизм

Познавательные:

использовать приобретённые знания для выбора книги с помощью алфавитного и тематического каталогов.

Регулятивные:

проводить самопроверку, взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять бережное отношение к художествен-ной книге

Самостоятель-ное чтение.С. Фурин «Чтобы солнышко светило». В. Орлов «Разноцветная планета».

Познако-миться с произведе-ниями С Фурина, В.Орлова, Ф Семяновского


Сравнивать произведения разных жанров;

использовать фотографии как источник получения информации

Познавательные умения:

раскрывать значение слов «куркуль», «харчи», «оккупация» и использовать их в активном словаре;

определять тему произведения и обосновывать своё мнение;

анализировать лирический текст, находить опорные слова.

Регулятивные умения:

работать с текстом произведения, используя алгоритм, план;

Коммуникативные умения:

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Испытывать гордость за свою Родину



Ф.Семяновский «Фронтовое детство». Фотография-источник получения информации.

Куркуль,харчи, окупа-ция



Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Повторить и обобщить изученный раздел


Восприни-мать на слух поэтические произведения

Познавательные:

использовать приобретённые знания для проведения конкурсной программы.

Регулятивные:

проводить самопроверку, взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять бережное отношение к художествен-ной книге



Творческий проект на тему «Нам не нужна война».

Как составить план работы над творческим проектом


Выполнять творческий проект «Музыкальнолитературный вечер „Моя Родина“», используя план.

Познавательные:

использовать приобретённые знания для создания творческого проекта.

Регулятивные:

выполнять творческое задание, используя план;

ориентироваться в разных способах выполнения задания;

соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять осознание собственных достижений при изучении темы



Проверочная работа.

Проверить умение работать с учебной книгой


Собирать пословицу;

выбирать пословицы о любви к Родине;

определять авторов и произведения, изученные по теме;

писать предложение о произведениях, посвящённых Родине.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Оценивать результат собственной деятельности.



Жить по совести, любя друг друга (15 ч)

Вводный урок по содержанию раздела. А. Толстой «Детство Никиты».

Учиться прогнозировать содержание раздела

Ответст-венность, совесть

Работать с толковым словарем;

работать с текстом рассказа, используя алгоритм;

 проводить исследование поступков героя и результат оформлять в таблице;

читать текст выразитель-но;

 читать текст по ролям.

Познавательные умения:

— раскрывать значение слов «поступок», «характер», «совесть», «верстак», «башлык», «купец», «ёкает», «прерии», выражения «держать ухо востро» и использовать их в активном словаре;

— определять достойные поступки и обосновывать своё мнение;

— определять взаимоотношения героев и обосновывать своё мнение;

— определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;

— определять настроение произведения и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять самопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— использовать адекватные речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять интерес к изучению темы



А. Толстой «Детство Никиты». Смысл рассказа.

Герои рассказа.

Как работать с текстом произведе-ния, используя алгоритм

Исследо-вать поступки и характеры героев про-изведения

Поступокхарактер,совесть,

верста, башлык, купец, ёкает, прерии

Проявлять интерес и желание читать произведения А. Толстого



И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов.

Учиться сравнивать прозаичес-кий и по-этический тексты

Кубарем,перезяб-нешь, светец, лапти

Проявлять интерес и желание читать произведения И.Сурикова



А.Гайдар «Тимур и его команда».

Познако-миться шире с творчест-вом А.П.Гайдара, анализиро-вать поступки героев его произведе-ний

Аккорде-он, консерва-тория, замшелой, эскадра, дивизион, красноар-меец, кавалерия, комиссар, атаман.


Работать с текстом повести;

 Выразитель-но читать текст;

описывать образ героя, используя алгоритм;

выбирать высказыва-ние и представлять его;

 составлять текст по аналогии.

Познавательные умения:

— раскрывать значение слов «аккордеон», «консерватория», «замшелой», «эскадра», «дивизион», «красноармеец», «кавалерия», «комиссар», «атаман» и использовать их в активном словаре;

— определять поступки и черты характера героев и обосновывать своё мнение;

— определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять самопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— согласовывать позиции в рамках учебного диалога;

— подбирать адекватные высказывания, представляя своё суждение в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес и желание читать произведения А. Гайдара;

проявлять интерес к возрождению тимуровского движения




А.Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести



А.Гайдар «Тимур и его команда». Создание текста по аналогии.

Учиться создавать текст по аналогии

Проявлять желание составлять текст по аналогии.




М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа

Познако-миться с жизнью и творчеством М.М.Зощенко

«Трусли-вый мальчик», «иметь смекалку»

Работать с текстом рассказа;

 выразитель-но читать текст;

описывать образ героя, используя алгоритм;

выбирать высказыва-ние и пред-ставлять его;

 

Познавательные умения:

— раскрывать значение выражений «трусливый мальчик», «иметь смекалку» и использовать их в активном словаре;

— определять поступки и черты характера героев и обосновывать своё мнение;

— определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять самопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— подбирать адекватные высказывания, представляя своё суждение в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес и желание читать произведения М. Зощенко.

.






И. Пивоварова «Смеялись мы - хи-хи…»

Познако-миться с творчеством И. Пивова-ровой, прогнози-ровать содержание произведе-ния

Юморис-тическое произве-дение

Работать с текстом про-изведения;

 описывать поступок героя;

 определять поступок героя, вызы-вающий улыбку;

составлять план и кратко пересказы-вать произве-дение;

читать по ролям, используя соответствующие интонации;

 составлять и писать текст-рассуждение на тему «Доброе слово окрыляет».

Познавательные умения:

— раскрывать значение слова «дневник», выражения «юмористическое произведение» и использовать их в активном словаре;

— определять замысел автора и обосновывать своё мнение;

— определять отношение автора к героям произведения и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм, план;

— соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.


Проявлять интерес и желание читать юмористи-ческие произведения для детей.




И. Пивоварова «Смеялись мы - хи-хи…» Соотнесение содержания текста с пословицей.



Н. Носов «Дневник Коли Синицына». Создание собственного дневника.

Давать характерис-тику героям юмористи-ческих про-изведений

Эстетич-ность



Мы идём в библиотеку. Самостоятель-ное чтение. Н.Носов «Метро».

Познако-миться с многообразием детской литературы

Прогнозировать содержание произведе-ния

Пошехо-нец

Выбирать книгу для самостоя-тельного чтения












Познавательные:

использовать приобретённые знания для выбора книги с помощью алфавитного и тематического каталогов.

Регулятивные:

проводить самопроверку, взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять ответствен-ность за свои поступки



Выразитель-но читать текст по ролям;

работать с содержании-ем текста;

давать и обосновывать нравствен-ную оценку поступков героев.

Познавательные умения:

определять главную мысль текста, выражать её словом (словосочетанием) и обосновывать своё мнение;

сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

работать с текстом рассказа, используя алгоритм;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

формулировать мнение в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художествен-ного произведения



Семейное чтение. В. Драгунский «…бы». Смысл рассказа.

Раскрывать смысл рассказа В.Драгун-ского

Фунт, лихо, «сидели как шёлко-вые»

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».

Учиться писать сценарий для постановки произведе-ния

Вожатый, затеял, мочало

Работать с текстом рассказа;

 формулиро-вать совет;

писать сценарий для постановки;

 инсцениро-вать про-изведение.

Познавательные умения:

— раскрывать значение слов «вожатый», «затеял», «мочало» и использовать их в активном словаре;

— определять поступки героев и обосновывать своё мнение;

— определять необходимые действия для инсценировки произведения и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

Проявлять желание инсцениро-вать произведение.



Наш театр. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирова-ние.



Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.

Установить степень освоения данной темы


Вносить изменения в план пере-сказа про-изведения;

 определять автора по названию произведения

 создавать и оформлять текст- рассуждение на тему «Настоящий друг».

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания для составления текста-рассуждения.

Регулятивные умения:

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.


Проявлять интерес к составлению текста-рассуждения на тему «Настоящий друг».




Литературная сказка (20ч)

Вводный урок по содержанию раздела.

Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой.

Учиться прогнозировать содержание раздела.

Познако-миться с собирателями русских народных сказок

Литера-турная сказка, собиратели

Рассказывать

на основе названия раздела учеб-ника, какие произведения будут рас-сматриваться в данном разделе.

Рассказывать об известных собирателях сказок.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятия «собиратели сказок» и использовать его в активном словаре.

Регулятивные умения:

 — выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— строить понятные для партнёра высказывания.

Осознавать ценность собиратель-

ства сказок



Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких народных сказок.

Познако-миться с собирателями немецких народных сказок

Филолог, перевод-ная литера-тура., зачин, предисловие

 Рассказывать об известных собирателях сказок;

 перечислять известные сказки братьев Гримм;

проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятия «собиратели сказок» и использовать его в активном словаре;

определять конкретный смысл понятия «литературная сказка» ;

— определять отличительные особенности авторской сказки и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм, план;

 — выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Проявлять интерес к собирателям немецких народных сказок и сказкам братьев Гримм.



Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Особенности зарубежной литературной сказки.

Каковы особен-ности зарубежной литератур-ной сказки.



Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Герои литературной сказки.

Учить характери-зовать героев литератур-ной сказки


 Определять главных героев сказки по иллюстрации и фрагменту текста;

проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице

Познавательные умения:

— определять смысл понятия «сорные травы», соотносить его с человеческими качествами и обосновывать своё мнение;

— определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— определять положительные и отрицательные качества характера героев сказки и обосновывать своё мнение

Регулятивные умения:

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

Коммуникативные умения:

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям сказки.




Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки Ш.Перро.

«Мальчик -с –пальчик». Герои сказки.

Познако-миться с творчеством Ш.Перро.

Учить характери-зовать героев литератур-ной сказки

Вельможа

Рассказывать о Шарле Перро;

 определять главную мысль про-изведения;

 определять героев сказки по фрагменту текста и ил-люстрациям;

составлять описание литератур-ного героя.

объяснять композицию сказки;

 составлять и писать развёрнутый план про-изведения

Познавательные умения:

— раскрывать значение слов «находчивость», «сообразительность» и использовать их в активном словаре;

— определять авторские сказки и обосновывать своё мнение;

— определять языковые особенности авторской сказки и обосновывать своё мнение;

— определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

— определять смысл названия сказки и обосновывать своё мнение;

— определять причину огорчения героя сказки и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.


Проявлять интерес к собирателю народных сюжетов и желание читать сказки Шарля Перро.




Ш. Перро «Мальчик -с –пальчик». Особенности зарубежного сюжета.

Каковы особен-ности зарубежно-го сюжета


Проявлять интерес и желание читать сказки Шарля Перро.




Ш. Перро «Спящая красавица». Представление книги.

Как представить книгу и написать отзыв

Веретено, достоинство, добро-детель

Писать отзыв о прочитан-ном про-изведении;

писать сценарий сказки;

 инсцениро-вать сказку.

Познавательные умения:

— раскрывать значение слов «парламент», «достоинство», «добродетель», «веретено» и использовать их в активном словаре;

— определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

— определять смысл названия сказки и обосновывать своё мнение;

— определять причину огорчения героя сказки и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать мнение в рамках учебного диалога;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять желание читать сказки Шарля Перро. проявлять желание научиться оформлять отзыв и писать сценарий сказки.



Сказки Г.-Х. Андерсена. «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой.

Познако-миться с творчеством Г.-Х. Андерсена.

Учиться сравнивать сказку Г.-Х. Андерсена с русской ли-тературной сказкой


Рассказывать о творчестве Г.-Х. Андер-сена, об отношении автора к героям про-изведения; работать с текстом сказки;

объяснять композицию сказки;

 соотносить фрагмент текста сказки и иллюстра-цию;

 проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице;

 составлять и

оформлять отзыв, используя алгоритм;

писать сказку о предмете, используя план.

Познавательные умения:

— раскрывать значение выражений «жить в своё удовольствие», «подённая работа», использовать их в активном словаре;

— определять авторскую сказку и обосновывать своё мнение;

— определять причину спасения героев сказки и обосновывать своё мнение;

— определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение;

— определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение;

— определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

 — выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.


Проявлять интерес к сказкам Х.-К. Андерсена.



Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». Герои сказки.

Отзыв о книге .



Проявлять интерес к составлению и написанию отзыва на сказку.




Г.-Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки.

Учиться прогнозировать содержание сказки

Кровель-ный желоб, прилеж-ная, каморка, бечевка, зоб, тщедуш-ный

 Работать с текстом сказки;

 рассказывать об отноше-нии автора к героям про-изведения;

объяснять композицию сказки;

проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице;

составлять краткий план сказки;

оформлять отзыв, используя алгоритм;

писать сказку о предмете, используя план.

Познавательные умения:

— раскрывать значение слов «прилеж-ная», «каморка», «бечевка», «тщедушный» и использовать их в активном словаре;

— определять причину спасения героев сказки и обосновывать своё мнение;

— определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение;

— определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение;

— определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

 — выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

Проявлять интерес к сказкам зарубежных авторов;

проявлять желание читать сказки зарубежных авторов и

писать сказку о предмете, используя план.



Г.-Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка». Судьба героев сказки.

Какова судьба героев сказки.



Г.-Х.Андерсен «Чайник». Смысл сказки.

Создание сказки по аналогии.

Как создавать сказки по аналогии

Изящный, биографияблажен-ство, добротный

Познавательные умения:

— раскрывать значение слов «изящный», «биография»,«блаженство»,«добротный»;

— определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение;

— определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение;

— определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм.

 Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога.

Проявлять:

творческое отношение к созданию сказки по аналогии.

Осознавать:

собственные достижения при освоении темы.



Мы идём в библиотеку. Самостоятель-ное чтение. И.Токмакова «Сказочка о счастье».

Как выбрать книгу по алфавитным и темати-ческим каталогам


Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на алфа-витный и тематический каталоги

Познавательные умения:

раскрывать главную мысль прочитанного произведения и обосновывать своё мнение;

ориентироваться в алфавитном и тематическом каталогах; находить нужную книгу.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя план;

Коммуникативные умения:

учитывать сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Осознавать успешность при изучении темы



Семейное чтение. С. Аксаков «Аленький цветочек».

Герои сказки.

Познако-миться с творчеством С.Аксакова.

Учить характери-зовать героев литератур-ной сказки.

Супративного, торная, чертог, имени-тый, тувалет, венец, сажень, во единое око мгно-вение, гвалт

 Определять главных героев сказки по иллюст-рации и фрагменту текста;

проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице;

составлять и писать фразу-конструкт;

оформлять отзыв о прочитанной сказке, используя алгоритм.

Познавательные умения:

раскрывать значение слов «супративного», «торная», «тувалет», «чертог», «венец», «сажень» и выражения «во единое око мгновение» и использовать их в активном словаре;

определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение;

раскрывать смысл поступков героев сказки и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя алгоритм;

проводить взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Проявлять бережное отношение к авторским сказкам.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою сказки.




С. Аксаков «Аленький цветочек». Особенности литературной сказки.



С. Аксаков «Аленький цветочек». Ш.Перро «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок.

Учить сравнивать сказки


Проводить исследование и сравнение текстов сказок и оформлять результаты в таблице.

Называть главных героев, волшебные предметы, волшебных помощников каждой истории

Познавательные умения:

определять общие признаки сказок и обосновывать своё мнение;

понимать, чем отличаются сказки «Аленький цветочек» и «Красавица и Чудовище» и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя алгоритм;

проводить взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Проявлять желание и интерес к авторским сказкам



Наш театр. Э. Хогарт «Мафин печёт пирог». Инсценирова-ние.

Познако-миться с творчеством Э.Хогарта.

Инсцениро-вать произведе-ние


Инсцениро-вать отрывок из сказки, используя алгоритм;

представлять диалог героев сказки; нарисовать словесный портрет каждого персонажа

Познавательные умения:

определять главную мысль сказки, выражать её словом (словосочетанием) и обосновывать своё мнение;

инсценировать отрывок из сказки, используя алгоритм.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя алгоритм или план.

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Эмоциональ-но-ценностное отношение к роли при инсценировке сказки.




Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Учить использо-вать приобретённые знания и умения в практичес-кой деятель-ности.



Сравнивать сказки по разным основаниям и оформлять результат в таблице;

сравнивать героев литературной и народной сказки.

составлять списки произведений, которые хотелось бы прочитать

Познавательные умения:

выбрать вариант выполнения ситуативного задания;

использовать разные источники информации;

использовать приобретённые знания для составления списка произведений.

Регулятивные умения:

ориентироваться в разных способах выполнения задания;

выполнять задания в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Осознание собственных достижений при изучении темы.

Проявлять творческое отношение к подбору материала для выставки, составления списка произведений



Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление каталога.




Проверочная работа.

Пользуясь алгоритмом оформлять отзыв на книгу


Соотносить автора и название сказки;

 определять признаки волшебной сказки;

 формулиро-вать выска-зывание об оформлении отзыва о прочитанной сказке.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.


Осознавать успешность при изучении темы;

 проявлять желание оформлять отзыв на прочитанную сказку.




Великие русские писатели (28ч)

Вводный урок.

Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки.

Как прогнозировать содержание раздела

Средства художественной вырази-тельности: олицетво-рение, метафора, эпитет

Прогнозиро-вать содержание раздела.

Придумывать текст на тему «Что для меня значат сказки Пушкина»

Составлять план своего рассказа.

Сравнивать свой план с планом в «Творческой тетради»

Познавательные умения:

раскрывать значение понятий «средства художественной выразительности», «олицетворение», «метафора», «эпитет» и использовать их в активном словаре;

определять направление содержания раздела и обосновывать своё мнение;

определять набор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебные задания, используя алгоритм;

выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

подбирать адекватные высказывания для оформления мысли в рамках учебного диалога;

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре или группе.

Проявлять интерес к изучению темы, творчеству и биографии А.С. Пушкина.

Проявлять творческое отношение к составлению сообщения и сочинения



К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина». Подготовка сообщения на основе статьи.

Как подготовитьсообщение на основе статьи.



Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина».

Как составить сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина».



А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Особенность литературной сказки.

Каковы особенности литературной сказки

«Дышал сказками»

Восприни-мать на слух художественное произведениеЧитать текст сказки выра-зительно;

проводить исследование текста произведения и оформлять его ре-зультаты в таблице.

Познавательные умения:

раскрывать смысл выражения «дышал сказками» и обосновывать своё мнение;

определять признаки и особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение;

соотносить иллюстрацию с со-держанием художественного текста и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять интерес к изучению темы и желание читать стихотворе-ния и сказки А.С. Пушкина.



А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Герои сказки.

Составление плана

Характеризовать героев произведе-ния.

Как составить план про-изведения.

Какие волшебные предметы и помощники есть в сказке.

Перст, черноброва, величать, светлица,не прекословит.

Рассказывать алгоритм работы с текстом;

составлять фразу-конструкт;

составлять простой план для пе-ресказа

составлять характерис-тику героев произведе-ния. Пересказы-вать сказку, используя план.

Познавательные умения:

определять характер героев сказки и обосновывать своё мнение;

определять отношение автора к герою произведения и обосновывать своё мнение;

раскрывать главный смысл произведения и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, ис- пользуя алгоритм;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

строить понятные для партнёра высказывания;

адекватно взаимодействовать в паре или в группе при выполнении учебного задания..

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художествен-ного произведения;

Проявлять

желание читать сказки А. С. Пушкина и составлять план..



А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Волшебные предметы и помощники в сказке.



А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». В. Жуковский «Спящая красавица». Сравнение литературных сказок.

Как сравнивать литератур-ные сказки и составлять аннотацию


Работать с текстами , давать ответы, опираясь на текст. Сравнивать литературные сказки и оформлять результаты в таблице.

Составлять аннотацию

Познавательные умения:

понимать смысл художественного текста, выделять в нём главную мысль и обосновывать своё мнение;

сравнивать сюжеты сказок, устанавливать отличительные особенности и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять:

желание сравнивать литературные сказки;

проявлять творческий интерес к составлению аннотации.




А.С. Пушкин «Осень», «Гонимы вешними лучами…». Е. Волков «Октябрь». Сравнение произведений.

Учить сравнивать стихотворе-ния с произведе-нием живописи;

Вешними лучами, в безмолвии ночей

Читать поэтический текст наи-зусть выра-зительно;

Находить сравнения и метафоры в стихах;

составлять фразу-конструкт. Рассказывать о картине, используя простой план.

Познавательные умения:

раскрывать смысл выражений «вешними лучами», «в безмолвии ночей» и обосновывать своё мнение;

раскрывать смысл поэтических произведений и обосновывать своё мнение;

определять жанр и сюжет произведения изобразительного искусства и обосновывать своё мнение;

соотносить сюжет картины с содержанием поэтического текста и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, ис-

пользуя алгоритм;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога.

Проявлять желание выразительно читать стихотворе-ния.




Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» А. Куинджи «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы.

Как сравнивать произведе-ния живописи и литературы


Выразительно читать поэтический текст.

Рассказывать о картине, используя простой план;

проводить исследова-ние текста произведе-ния ;

находить слова, кото-рые помога-ют предста-вить изобра-женную автором картину.

Познавательные умения:

определять жанр и сюжет произведения изобразительного искусства и обосновывать своё мнение;

соотносить сюжет картины с содержанием поэтического текста и обосновывать своё мнение;

понимать , какие чувства отразил поэт в своём произведении и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя алгоритм;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога;

договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к произведе-ниям изобразитель-ного и поэтического искусства.



И.Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон». Сравнение произведений живописи и литературы.

Навек, унывный

Осознавать ценность литературных и худо-жественных произведений.



Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон».

Как создавать сочинение по картине.


Рассказывать о картине, используя простой план; составлять простой план для описания картины;

составлять фразу-конструкт.

Писать сочинение по личным впечатлениям.


Познавательные умения:

определять жанр и сюжет произведения изобразительного искусства и обосновывать своё мнение

находить необходимую информацию в произведении живописи и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, ис-

пользуя алгоритм;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога.

Проявлять желание писать сочинение по картине по личным впечатлениям



М. Лермонтов «Рождение стихов». Подготовка сообщения о М. Лермонтове.

Познако-

мить с творчеством М.Лермон-това


Выразитель-но читать поэтические произведения, передавая интонацией настроение.

Перечислять произведения М.Лермонто-ва.

Находить нужный отрывок по вопросам.

Находить слова, кото-рые помога-ют предста-вить изобра-женную автором картину.

Познавательные умения:

раскрывать смысл поэтических произведений и обосновывать своё мнение;

определять смысл использования поэтом большого количества глаголов и обосновывать своё мнение;

раскрывать смысл выражений «буре плач его подобен», «дай приют» и обосновывать своё мнение;

соотносить сюжет картины с содержанием поэтического текста и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, ис-

пользуя алгоритм;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога;

договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к творчеству М. Лермонтова.



Проявлять желание выразительно читать стихотворе-ния.

Проявлять интерес к произведе-ниям изобразитель-ного и поэтического искусства.



М. Лермонтов «Горные вершины». Поэтический перевод Гёте В.Я.Брюсова. Сравнение текстов.










Буре плач его подобен, дай приют



М. Лермонтов «Тифлис», «Дары Терека»,

«Крестовая гора», «Утёс». Сравнение произведений живописи и литературы.

Как сравнивать произведе-ния литературы и живописи.



М. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Почему данное произведе-ние называется песня

Сажень, опричник, опричнина

Аналитичес-кое чтение произведенияДелить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Различать жанры худо-жественной литературы. Находить эпитеты, записывать в «Творческую тетрадь»

Познавательные умения:

определять тему и главную мысль текста и обосновывать своё мнение;

раскрывать значение понятий «сажень», «опричник», «опричнина» и использовать их в активном словаре;

сопоставлять иллюстрацию и образ героя в тексте и обосновывать своё мнение;

понимать смысл эпитетов , которые есть в песне

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание по алгоритму;

  • адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к произведе-ниям М. Лермонтова



М. Лермонтов «Бородино». Особенности художествен-ного и исторического текстов.

Каковы особенности художественного и историческо-го текстов

Булат, молвил, редут

Читать выразительно исторический текст. Находить в тексте описание боя.

Составлять небольшой рассказ о войне 1812 г.

Познавательные умения:

раскрывать значение слов « булат», «молвил», «редут»;

определять особенности художественного и исторического текстов и обосновывать своё мнение;

прогнозировать содержание текста и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

Проявлять интерес к произведе-ниям М. Лермонтова



Подготовка сообщения о Л. Толстом.

Л.Толстой «Маman» (из повести «Детство»). Герои произведения.

Узнать о жизни и творчестве Л.Толстого. Как дать харктеристику героям произведе-ния

Кацавейке

Рассказывать о жизни и творчестве Л.Толстого; перечислять произведения Л.Толстого.

Давать характеристику героям рассказов.

Рассказывать о взаимо-отношениях матери и сына. Находить нужные отрывки в тексте по вопросам.

Познавательные умения:

определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

осмысливать характер героев и обосновывать их поступки;

объяснять смысл поступков героев и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя алгоритм;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе.


Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художествен-ного произведения, внимательное отношение к близким людям.



Л. Толстой «Ивины». Герои рассказа.




И. Никитин. Средства художествен-ной вырази-тельности для создания картины.

Учить сравнивать стихотворе-ния с произведе-нием живописи.

Как найти средства выразительности.

Задумчи-вый плеск, сонмы светлых духов, гимны неба

Работать с текстом лирического произведе-ния;

выразитель-но читать поэтический текст;

определять в лирическом тексте сравнения;

создавать иллюстра-цию к стихам И. Никитина. Описывать картину Левитана по плану

Познавательные умения:

определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение;

определять средства выразительности стихотворений И.С.Никитина и обосновывать своё мнение;

соотносить содержание художественного текста с сюжетом картины и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с планом;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

подбирать адекватные слова при высказывании и суждении в рамках учебного диалога.


Проявлять интерес к произведе-ниям изобразитель-ного и поэтического искусства.



И. Никитин «Когда закат прощальными лучами…» И. Левитан «Тишина». Сравнение произведения живописи и литературы.



И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Ещё и холоден и сыр…»

Как научиться чувствовать поэтичес-кий мир

Лоно

Выразитель-но читать поэтические произведения; воспринимать на слух поэтические произведения Употреблять средства художествен-ной вырази-тельности в собственной речи

Познавательные умения:

определять настроение лирического произведения и обосновывать своё мнение;

обосновывать выбор интонации для чтения произведения.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание по плану;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

использовать речевые средства для представления результата деятельности;

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Проявлять желание выразительно читать стихи И.Бунина.



Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом.

Открыть тайну поэзии Н.А.Некра-сова

Палица, воевода, дозор

Восприни-мать на слух поэтическое произведение. Определять приёмы средств ху-дожественой выразительности. Сравнивать со сказочным текстом, фиксируя выводы в таблице.

Познавательные умения:

раскрывать значение слов « палица», «воевода», «дозор» и использовать их в своём словаре;

обосновывать выбор приёмов средств выразительности и обосновывать своё мнение;

оформлять суждение в форме вывода.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание по плану;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

использовать речевые средства для представления результата деятельности;

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Проявлять интерес к творчеству Н.Некрасова



Проект «Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии».

Находить нужную книгу по тематическому и алфа-витному каталогам


Находить в библиотеч-ном каталоге информацию о книге.

Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Самостоятельно составлять краткую аннотацию.

Познавательные умения:

определять тему книги, представленной на выставке, и обосновывать своё мнение;

раскрывать главный смысл прочитанного произведения и обосновывать своё мнение;

проводить анализ прочитанного произведения.

Регулятивные умения:

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения:

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Проявлять:

желание рассказывать о прочитанной книге;

бережное отношение к художествен-ной и научной книге.



Самостоятель-ное чтение. Л. Толстой «Был русский князь Олег». Басни Л.Толстого. Специфические особенности .

Каковы специфические особеннос-ти басней Л.Толстого

Волхвы, издохла

Сравнивать прозаическое и поэтическое произведенияЧитать текст басен вырази- тельно. Работать с текстом басни, используя алгоритм

Познавательные умения:

раскрывать значение слов «волхвы», «издохла», «мораль» и использовать эти слова в активном словаре;

устанавливать отличия прозаического и поэтического текстов и обосновывать своё мнение;

определять главную мысль басни и обосновывать своё мнение;

определять мораль басни и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять интерес к изучению темы



Семейное чтение. Л. Толстой. Петя Ростов.

Как составлять

простой и сложный планы для пересказа. Как пере-сказывать от первого лица.


Описывать героя, его характер и поступки;

Пересказы-вать текст от первого лица;

составлять простой и сложный планы для пересказа. Раскрывать смысл произведения.

Познавательные умения:

определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

осмысливать характер героев и обосновывать их поступки.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя алгоритм;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художествен-ного произведения;

Проявлять интерес к рассказам Л. Н. Толстого.



Л. Толстой. Петя Ростов. Пересказ.



Наш театр. И. Крылов «Ворона и Лисица». Инсценирова-ние.

Как рас-пределять роли и инсцениро-вать басню.

Лесть, гнусный, пленил, зоб, впрок

Работать с текстом басни, используя алгоритм;

читать текст басни выра-зительно наизусть;

читать текст басни по ролям выра-зительно;

инсцениро-вать басню

Познавательные умения:

раскрывать значение слов «лесть», «гнусный», «пленил», «зоб», впрок» и использовать эти слова в активном словаре;

определять главную мысль басни и обосновывать своё мнение;

определять мораль басни и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя алгоритм;

выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Эмоциональ-но-ценностное отношение к роли при инсценировке сказки.




Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа.

Проверить умение работать с учебной книгой


Выполнять задание по тексту. Сравнивать сюжеты, героев. Определять основную мысль произведения

Познавательные умения:

использовать приобретённые знания для анализа прочитанного текста, выделения в нём главной мысли.

Регулятивные умения:

выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Проявлять:

желание рассказывать о прочитан-ном про-изведении;

оценивать собственные достижения при освоении темы.



Литература как искусство слова (3ч)

  1. -

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения

Использо-вать при-обретенные знания и умения в практичес-кой деятель-ности.


Работать с текстом, соотносить иллюстрацию с текстом, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст. Называть произведения отечествен-ной и зарубежной литературы, писателей и поэтов, которые создают эти произведения

Познавательные умения:

- использовать приобретённые знания для составления викторины;

- высказывать своё мнение о прочитанном произведении; оценивать поступки героев и обосновывать своё мнение

Регулятивные умения:

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- использовать речевые средства для представления результата деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога..

Оценивать результат собственной деятельности. Проявлять уважительное отношение к иному мне-нию, ответ-ственность за свои ответы в команде



Урок – отчёт «Путешествие по страницам любимых книг»



Урок – игра «Литературные тайны»





Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения. 4 класс (102ч).Перспектива
  • Начальные классы
Описание:

Вашему вниманию предоставляется календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Перспектива". 4 класс (3 урока в неделю, всего102ч в год, т. к. в этом году 1 ч был выделен на ОРКСЭ). Составлено в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с указанием характеристики основных видов деятельности учащихся, решаемой проблемой, понятиями, планируемыми результатами (личностными, предметными и метапредметными). В КТП содержатся названия разделов с указанием количества часов, темы урока, датой и её корректировкой, заплвнированы проверочные и творческие работы.

Автор Тушева Светлана Викторовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3367
Номер материала 11386
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓