Главная / Химия / календарно-тематическое планирование уроков химии 9 класс.

календарно-тематическое планирование уроков химии 9 класс.




1 четверть


Введение: Повторение основных вопросов курса химии 8 класса - 5часов


Цели:

  • Повторить базовый уровень материала 8-го класса.

  • Ознакомить учащихся с характеристикой химического элемента на основе его положения в периодической таблице.

п./п

урока

Тема урока

Основные понятия

Требования к уровню подготовки

выпускников

Экспериментальная часть


Корректировка

Д.

Демонстрации

Л.о.- лабораторные опыты

Практическая работа


Дата провед.


ФАКТ


1-2


1-2


Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Вводный инструктаж поТБ.


Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодиче­ская система химических эле­ментов Д.И.Менделеева – гра­фическое ото­бражение Перио­дического закона. Физический смысл номера эле­мента, но­мера периода и номера группы. Закономерности из­менения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и пе­риодической системы химиче­ских элементов Д.И. Менде­леева

Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом;

  • основные законы химии:

Периодический закон.

Уметь:

  • называть:

химические элементы по их символам;

  • объяснять:

физический смысл атомного (порядко­вого) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.








1 четверть


1-2 неделя сентября



3-4

3-4

Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Состав атома. Строение элек­тронных оболочек атома первых 20 элементов периоди­ческой системы Д.И. Менде­леева. Характер простого ве­щества; сравнение свойств про­стого вещества со свойст­вами про­стых веществ, обра­зованных сосед­ними по пе­риоду элементами; ана­ло­гично для соседей по под­группе. Со­став и характер высшего ок­сида, гидроксида, летучего во­дородного соеди­нения (для неметаллов). Гене­тические ряды металла и не­металла.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

вещество, классификация веществ.

Уметь:

  • называть:

соединения изученных классов;

  • характеризовать:

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;

  • определять:

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  • составлять:

схемы строения атомов первых 20 элементов пе­риодической системы Д.И.Менделеева.


Д. Получение и изучение ха­рактерных свойств основ­ного и кислотного оксидов, оснований и ки­слот на при­мерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4.


2 -3

неделя сентября




5


5


Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды.


Переходный элемент, амфотерность, генетический ряд переходного элемента


Уметь:

- давать определения переходный элемент, амфотерность;

- составлять генетический ряд переходного элемента.


Д. Реакция получения и свойства гидроксида алюминия.

Л.о.№ 1

Получение гидроксида цинка, его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.






3 неделя сентября




Тема №1: Металлы – 20 часов.


Цели:

  • Познакомить учащихся со строением и свойствами металлов, исходя из положения их в периодической системе и строения атома.

  • Сформировать представление об электролизе и коррозии металлов, рассмотреть их с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.

  • Показать значение металлов и сплавов, коррозии и электролиза для развития народного хозяйства.

  • Продолжить формирование мировоззренческих взглядов: умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами металла, доказывать переход количественных в качественные, выявлять общее и единичное при рассмотрении свойств металлов.

п./п

урока

Тема урока

Основные понятия

Требования к уровню подготовки

выпускников

Экспериментальная часть


Корректировка

Д.

Демонстрации

Л.о.- лабораторные опыты

Практическая работа


Дата проведения




6-7


1-2

Положение ме­таллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение их атомов и физи­ческие свойства.

Положение металлов в перио­дической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кри­сталлическая решётка и ме­таллическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой циви­лизации.


Уметь:

  • характеризовать:

положение металлов в периодической системе хи­мических элементов Д.И.Менделеева и особенно­сти строения их атомов;

общие физические свойства металлов;

связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кри­сталлическая решётка).


Л.о.№ 2 Образцы различных ме­таллов.





4 неделя сентября




8-9


3-4


Химические свойства метал­лов. Электрохи­мический ряд напряжений ме­таллов.


Химические свойства метал­лов как восстановителей. Электрохимический ряд на­пряжений металлов и его ис­пользование для характери­стики химических свойств конкретных металлов.

Уметь: характеризовать:

химические свойства металлов;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окис­лительно-восстановительных реакциях и их поло­жения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и со­лями).

Д. Взаимодействие метал­лов с неметаллами.

Л.о.№3 Взаимодействие метал­лов с растворами кислот и солей.







1неделя октября




10


5


Коррозия металлов.


Коррозия, виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии


Уметь:

- давать определения коррозия металлов

  • - характеризовать:

Виды коррозии и способы защиты от неё.


Д. Опыты по коррозии металлов и защите металлов от коррозии


2 неделя октября




11


6


Металлы в при­роде. Способы получения ме­таллов. Сплавы.


Нахождение металлов в при­роде. Способы получения ме­таллов: пиро-, гидро- и элек­трометаллургия. Сплавы, их классификация, свойства и значение.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

окислитель и восстановитель, окисление и восста­новление.

Уметь:

  • составлять:

уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюми­нием.


Д. Образцы сплавов.




2 неделя октября




12


7

Решение расчётных задач Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке.



Уметь:

Производить вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке.




3 неделя октября




13-14



8-9

Щелочные ме­таллы и их со­единения.

Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физи­ческие и химические свойства. Важнейшие соединения ще­лочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свой­ства и применение в народном хозяйстве.

Уметь:

  • называть:

соединения щелочных металлов (оксиды, гидро­ксиды, соли);

  • объяснять:

закономерности изменения свойств щелочных ме­таллов в пределах главной подгруппы;

сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;

  • характеризовать:

щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

связь между составом, строением и свойствами ще­лочных металлов;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидро­ксидов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни:

NaCI – консервант пищевых продуктов.


Д. Образцы щелочных ме­таллов. Взаимодействие натрия, лития с водой; на­трия с кислородом.

Л.о.№4 Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний натрия.




3-4 неделя октября




15-16


10-11


Щелочнозе­мельные ме­таллы и их со­единения.


Строение атомов щелочнозе­мельных металлов. Щелочно­земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.

Уметь: называть:

соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

  • объяснять:

закономерности изменения свойств щелочнозе­мельных металлов в пределах главной подгруппы;

сходства и различия в строении атомов щелочнозе­мельных металлов;

  • характеризовать:

щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

связь между составом, строением и свойствами ще­лочноземельных металлов;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов.


Д. Образцы щелочнозе­мельных металлов. Взаи­модействие кальция с во­дой; магния с кислородом.





4-5 неделя октября




17


12



Алюминий и его соединения.


Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области примене­ния алюминия. Природные со­единения алюминия. Соедине­ния алюминия - оксид и гидро­ксид, их амфотерный харак­тер.

Уметь:

  • называть:

соединения алюминия по их химическим форму­лам;

  • характеризовать:

алюминий по его положению в периодической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства алюминия;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.

Д. Получение гидроксида алюминия и его взаимо­действие с растворами ки­слот и щелочей.

Л. о.№5 Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний алюминия.



2 четверть

2 неделя ноября




18


13




Практическая работа

1 «Получение гидроксида алюминия, изучение его свойств».

Текущий инструктаж по ТБ.


Уметь:

  • характеризовать:

химические свойства алюминия и его соединений;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия и его соединений;

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова­нием;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.




П.Р.№ 1


2 неделя ноября



2 четверть.


19-


20


14-15



Решение расчётных задач: Вычисление массы (объёма) продукта реакции по известной массе (объёму) исходного вещества, содержащего примеси.


Массовая доля чистого вещества, примесей


Уметь:

Производить вычисления массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.






3 неделя ноября




21-22


16-17



Железо и его со­единения.


Строение атома железа. Сте­пени окисления железа. Физи­ческие и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа.

Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа.

Уметь: называть:

соединения железа по их химическим формулам;

  • характеризовать:

особенности строения атома железа по его положе­нию в периодической системе химических элемен­тов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III);

области применения железа;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов же­леза (II) и (III).


Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Л.о.№6 Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний железа.




4 неделя ноября




23



18


Практическая работа

2 «Решение экспериментальных задач – Металлы».

Текущий инструктаж по ТБ.


Знать: - качественные реакции на важные катионы металлов,

Уметь: характеризовать:

химические свойства металлов и их соединений;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия и его соединений;

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова­нием;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.





П.Р.№ 2



1 неделя декабря




24



19


Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы».


Решение задач и упражнений.





1 неделя декабря




25


20

Контрольная работа № 1 по теме: «Металлы».






2 неделя декабря




Тема №2: Неметаллы – 27 часов.


Цели:

  • Используя антитезу (противопоставление) с металлами, рассмотреть положение неметаллов в периодической системе и особенности строения атома.

  • Повторить понятие аллотропии и кристаллическое строение неметаллов.

  • Показать значение неметаллов в живой и неживой природе.

  • Повторить окислительно-восстановительные реакции на примерах химических свойств неметаллов и их соединений.

  • Продолжить формирование мировоззренческих взглядов: умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами неметалла, доказывать переход количественных в качественные.

п./п

урока

Тема урока

Основные понятия

Требования к уровню подготовки

выпускников

Экспериментальная часть


Корректировка

Д.

Демонстрации

Л.о.- лабораторные опыты

Практическая работа

Дата провед



26


1


Общая характе­ристика неме­таллов.


Положение неметаллов в пе­риодической системе химиче­ских элементов Д.И. Менде­леева. Особенности строения атомов неметаллов. Электро­отрицательность, ряд электро­отрицательности. Кри­сталли­ческое строение неме­таллов – простых веществ. Ал­лотропия. Физические свой­ства неметал­лов. Состав воз­духа.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

знаки химических элементов-неметаллов.

Уметь:

  • называть:

химические элементы-неметаллы по их символам;

  • объяснять:

закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать:

неметаллы малых периодов на основе их положе­ния в периодической системе химических элемен­тов Д.И.Менделеева;

особенности строения атомов неметаллов;

связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых ве­ществ;

  • определять:

тип химической связи в соединениях неметаллов.


Д. Коллекция образцов не­металлов в различных аг­регатных состояниях.



2 неделя декабря




27


2

Водород, его физические и химические свойства.

Двойственное положение во­дорода в периодической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водо­рода, его получение, примене­ние. Распознавание водорода.

Знать/понимать:химические понятия:хим. элемент, атом, молекула, относитель­н. атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:объяснять:двойственное положение водорода в периодиче­ской системе химических элементов

характеризовать:физические свойства водорода;

химические свойства водорода в свете представле­ний об окислительно-восстановительных реакциях;

составлять:уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода;

распознавать опытным путём:водород среди других газов;

использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:безопасного обращения с водородом.





3 неделя декабря




28


3



Общая характе­ристика галоге­нов.



Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строе­ние молекул галогенов. Физи­ческие и химические свойства галогенов. Применение гало­генов и их соединений в на­родном хозяйстве.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов.

Уметь:

  • объяснять:

закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать:

особенности строения атомов галогенов;

физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, раство­рами солей галогенов;

  • определять:

степень окисления галогенов в соединениях;

тип химической связи в соединениях галогенов;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с хлором.


Д. Образцы галогенов – простых веществ.




3 неделя декабря





29



4


Соединения га­логенов.


Галогеноводороды и их свой­ства. Галогениды и их свой­ства. Применение соединений галогенов в народном хозяй­стве. Качественная реакция на хлорид-ион.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот.

Уметь:

  • называть:

соединения галогенов по их химических формулам;

  • характеризовать:

химические свойства соляной кислоты;

  • составлять:

химические формулы галогеноводородов и галоге­нидов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов;

  • распознавать опытным путём:

соляную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион среди других ионов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли.


Д. Получение хлороводо­рода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора.

Л. о. 7 Качественная реакция на хлорид-ион.





4 неделя декабря





30



5


Сравнительная характеристика неметаллов 6 – А группы. Кислород.


Кислород в природе. Физиче­ские и химические свойства кислорода. Горение и медлен­ное окисление. Получение и применение кислорода. Распо­знавание кислорода.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относитель­ная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома кислорода по его положению в пе­риодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

  • характеризовать:

физические свойства кислорода;

химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами;

  • определять:

тип химической связи в молекуле кислорода и в ок­сидах;

степень окисления атома кислорода в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода;

  • распознавать опытным путём:

кислород среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с кислородом (условия го­рения и способы его прекращения).


Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение ки­слорода разложением пер­манганата калия и перок­сида водорода, собирание и распознавание кислорода.




4 неделя декабря




31


6

Сера, её физиче­ские и химиче­ские свойства.


Строение атома серы и сте­пени окисления серы. Алло­тропия серы. Химические свойства серы. Сера в при­роде. Биологическое значение серы, её применение (демер­куризация).

Уметь:

  • объяснять:

строение атома серы по её положению в периоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менде­леева;

закономерности изменения свойств элементов (ки­слорода и серы) в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать:

физические свойства серы;

химические свойства серы (взаимодействие с ме­таллами, кислородом, водородом) в свете представ­лений об окислительно-восстановительных реак­циях;

  • определять:

тип химической связи в соединениях серы;

степень окисления атома серы в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути).



Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных со­единений серы.




5 неделя декабря




32


7



Оксиды серы.


Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и приме­нение. Сернистая кислота и её соли.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI).

Уметь:

  • называть:

оксиды серы по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические свойства оксидов серы;

химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов);

  • определять:

принадлежность оксидов серы к кислотным окси­дам;

степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах;

  • составлять:

уравнения химических реакций взаимодействия ок­сидов с водой, с основными оксидами, щелочами;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).


Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью.





5 неделя декабря



3 четверть


33



8


Серная кислота и её соли.


Повторный инструктаж.


Свойства серной кислоты в свете теории электролитиче­ской диссоциации и окисли­тельно-восстановительных ре­акций. Сравнение свойств концентрированной и разбав­ленной серной кислоты. При­менение серной кислоты. Соли серной кислоты и их примене­ние в народном хозяйстве. Ка­чественная реакция на суль­фат-ион.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулу серной кислоты.

Уметь:

  • называть:

серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические свойства концентрированной серной кислоты;

химические свойства серной кислоты в свете тео­рии электролитической диссоциации и окисли­тельно-восстановительных реакций;

народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей;

  • определять:

принадлежность серной кислоты и её солей к соот­ветствующим классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления серы в серной ки­слоте и в сульфатах;

  • составлять:

химические формулы сульфатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью);

  • распознавать опытным путём:

серную кислоту среди растворов веществ других классов;

сульфат-ион среди других ионов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с концентрированной сер­ной кислотой (растворение).

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбав­ленной серной кислоты.

Л.о. №8 Качественная реакция на сульфат-ион.




3 четверть

2 неделя января




34



9


Сравнительная характеристика неметаллов

5 – А группы. Азот.

Строение атома и молекулы азота. Физические и химиче­ские свойства азота в свете представлений об окисли­тельно-восстановительных ре­акциях. Получение и примене­ние азота. Азот в природе и его биологическое значение.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относитель­ная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома азота по его положению в пе­риоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менде­леева;

  • характеризовать:

физические свойства азота;

химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстанови­тельных реакциях;

  • определять:

тип химической связи в молекуле азота и в его со­единениях;

степень окисления атома азота в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота.






3 неделя января




35


10



Водородное соединение азота – аммиак.



Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собира­ние и распознавание аммиака.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулу аммиака.

Уметь:

  • называть:

аммиак по его химической формуле;

  • характеризовать:

физические и химические свойства аммиака;

  • определять:

тип химической связи в молекуле аммиака;

валентность и степень окисления атома азота в ам­миаке;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кисло­тами и кислородом);

  • распознавать опытным путём:

аммиак среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт).


Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие ам­миака с хлороводородом.







3 неделя января




36


11



Соли аммония.


Состав, получение, физиче­ские и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хо­зяйстве.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

катион аммония.

Уметь:

  • называть:

соли аммония по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства солей аммония;

  • определять:

принадлежность солей аммония к определённому классу соединений;

тип химической связи в солях аммония;

  • составлять:

химические формулы солей аммония;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония.


Л.о. №9 Распознавание солей аммония.






4 неделя января




37


12



Практическая работа

3 «Получение аммиака и исследование его свойств».

Текущий инструктаж по ТБ.




Уметь: характеризовать:

способы получение, собирания и распознавания амиакка;

  • составлять:

уравнения химических реакций получения аммиака;

  • обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудова­нием;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами.




П.Р.№ 3

4 неделя января





38



13


Решение задач: Определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным.


Алгоритм решения, «эта», «фи»


Знать:

- важнейшие химические понятия: массовая доля выхода продукта реакции, практический выход продукта реакции, теоретический выход продукта реакции.

- составлять: уравнения химических реакций в окислительно-восстановительном и ионном виде.

- вычислять: массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.











39


14



Кислородсодер-жащие соединения азота.


Оксиды азота со степенью окисления +1, +2, +3, +4, +5, разбавленная азотная кислота.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV).

Уметь:

  • называть:

оксиды азота по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические свойства оксидов азота;

химические свойства оксида азота (IV) (как типич­ного кислотного оксида);

  • определять:

принадлежность оксидов азота к соответствую­щему классу неорганических соединений;

степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV);

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).













40



15


Азотная кислота и её свойства.


Состав и химические свойства азотной кислоты как электро­лита. Особенности окисли­тельных свойств концентриро­ванной азотной кислоты. При­менение азотной кислоты.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулу азотной кислоты.

Уметь:

  • характеризовать:

физические свойства азотной кислоты;

химические свойства азотной кислоты в свете тео­рии электролитической диссоциации и окисли­тельно-восстановительных реакций;

народнохозяйственное значение азотной кислоты;

  • определять:

принадлежность азотной кислоты к соответствую­щему классу неорганических соединений;

валентность и степень окисления азота в азотной кислоте;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью);

  • распознавать опытным путём:

азотную кислоту среди растворов веществ других классов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с концентрированной азот­ной кислотой.


Д. Взаимодействие кон­центрированной азотной кислоты с медью.










41



16


Соли азотной кислоты.


Нитраты и их свойства. Про­блема повышенного содержа­ния нитратов в сельскохозяй­ственной продукции.

Уметь:

  • называть:

соли азотной кислоты по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства солей азотной кислоты (раз­ложение при нагревании);

  • составлять:

химические формулы нитратов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о нитратах (про­блема их содержания в сельскохозяйственной про­дукции).


Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов.









42


17



Фосфор, его фи­зические и хи­мические свой­ства.


Строение атома фосфора. Ал­лотропия фосфора. Химиче­ские свойства фосфора. При­менение и биологическое зна­чение фосфора.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома фосфора по его положению в пе­риоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать:

химические свойства фосфора (взаимодействие с ме­таллами, кислородом) в свете представ­лений об окислительно-восстановительных реак­циях;

  • определять:

тип химической связи в соединениях фосфора;

степень окисления атома фосфора в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора.


Д. Образцы природных со­единений фосфора. Полу­чение белого фосфора из красного.








43


18



Оксид фос­фора (V). Ортофосфорная ки­слота и её соли.


Оксид фосфора (V) - типич­ный кислотный оксид. Орто­фосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофос­фаты и дигидрофосфаты.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной ки­слоты.

Уметь:

  • называть:

оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства оксида фосфора (V), орто­фосфорной кислоты в свете теории электролитиче­ской диссоциации;

народнохозяйственное значение фосфатов;

  • определять:

принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфор­ной кислоты и её солей к соответствующим клас­сам неорганических соединений;

валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах;

  • составлять:

химические формулы фосфатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного ки­слотного оксида;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты.


Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов.




3 неделя




44



19


Сравнительная характеристика неметаллов

4 – А группы. Углерод.


Строение атома углерода. Ал­лотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома углерода по его положению в пе­риоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менделеева;

  • характеризовать:

химические свойства углерода (взаимодействие с ме­таллами, оксидами металлов, водородом, кисло­родом) в свете представ­лений об окислительно-вос­становительных реак­циях;

  • определять:

тип химической связи в соединениях углерода;

степень окисления атома углерода в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода.


Д. Образцы природных со­единений углерода.











45



20


Соединения углерода.


Оксид углерода (II) или угар­ный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: по­лучение, свойства, примене­ние.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).

Уметь:

  • называть:

оксиды углерода по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические свойства оксидов углерода;

химические свойства оксида углерода (IV) (как ти­пичного кислотного оксида);

  • определять:

принадлежность оксидов углерода к определён­ному классу соединений;

степень окисления атома углерода и тип химиче­ской связи в оксидах;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства ок­сида углерода (IV);

  • распознавать опытным путём:

углекислый газ среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с оксидом углерода (II).




Л.о.№ 10 Получение углекислого газа и его распознавание.











46




21



Угольная ки­слота и её соли.


Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход кар­бонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание кар­бонат-иона среди других ио­нов.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулу угольной кислоты.

Уметь:

  • называть:

соли угольной кислоты по их химическим форму­лам;

  • характеризовать:

химические свойства угольной кислоты;

народнохозяйственное значение карбонатов;

  • определять:

принадлежность угольной кислоты и её солей к оп­ределённым классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления углерода в уголь­ной кислоте;

  • составлять:

химические формулы карбонатов и гидрокарбона­тов;

уравнения химических реакций превращения кар­бонатов в гидрокарбонаты и наоборот;

  • распознавать опытным путём:

карбонат-ион среди других ионов.


Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов.

Л.о.№11.Качественная реакция на карбонат-ион.









47



22


Практическая работа

4 «Получение углекислого газа и изучение его свойств. Превращение карбонатов в гидрокарбонаты».

Текущий инструктаж по ТБ.


Уметь: характеризовать:

способы получение, собирания и распознавания углекислого газа;

  • составлять:

уравнения химических реакций получения углекислого газа

осуществлять превращение карбонатов в гидрокарбонаты;

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова­нием;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами.




П.Р.№ 4







48


23


Кремний и его соединения.

Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие си­ликатной промышленности.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида кремния (IV) и кремниевой ки­слоты.

Уметь:

  • называть:

оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства оксида кремния (IV), крем­ниевой кислоты в свете теории электролитиче­ской диссоциации;

народнохозяйственное значение силикатов;

  • определять:

принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым клас­сам неор­ганических соединений;

валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в сили­катах;

  • составлять:

химические формулы силикатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремние­вой кислоты.

Д. Образцы природных со­единений кремния. Об­разцы стекла, керамики, цемента.

Л.о.№12 Ознакомление с при­родными силикатами.

Л. о. №13

Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.











49




24


Генетические ряды неметаллов.


Генетический ряд неметалла

Уметь:

Составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных неметаллов, их генетическую связь












50



25


Практическая работа № 5 «Решение эксперимен-тальных задач – практическое осуществление переходов».

Текущий инструктаж по ТБ.


Уметь:

  • составлять:

уравнения химических реакций получения неорганических веществ при осуществлении переходов,

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова­нием;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами.




П.Р. №5







51



26


Обобщение и систематизация знаний по теме: «Неметаллы».

Решение задач и упражнений.

Подготовка к контрольной работе.










52



27


Контрольная работа № 2 по теме: «Неметаллы».









4 четверть.


Тема №3: Органические соединения – 11 часов.



Цели:

  • представление об органической химии, органических веществах.

  • Познакомить учащихся с основными классами органических соединений, понятиями гомологи, гомологический ряд, изомерия.

  • Раскрыть взаимосвязь понятий «строение – свойства – применение» для органических веществ.

п./п

урока

Тема урока

Основные понятия

Требования к уровню подготовки

выпускников

Экспериментальная часть

Дата проведения

Корректировка

Д.

Демонстрации

Л.о.- лабораторные опыты

Практическая работа

По плану

По факту



53-54


1-2


Предмет орга­нической химии.

Вещества органические и не­органические. Особенности органических веществ. При­чины многообразия органиче­ских соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органиче­ской химии.


Знать/понимать:

  • химические понятия:

вещество, классификация веществ.

Уметь:

  • характеризовать:

строение атома углерода;

связь между составом и строением органических веществ;

  • определять:

валентность и степень окисления углерода в орга­нических соединениях.


Д. Модели молекул орга­нических соединений.





55-

56


3-4


Предельные уг­леводороды (ме­тан, этан).


Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы метана и этана.

Уметь:

  • называть:

метан и этан по их химическим формулам;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами ме­тана и этана;

химические свойства метана (горение), этана (горе­ние и дегидрирование);

  • определять:

принадлежность метана и этана к предельным уг­леводородам;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование);

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с метаном (природным га­зом).

Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Л. о.№14

Изготовление моделей молекул метана и этана.









57


5


Непредельные углеводороды (этилен).


Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бро­мом). Реакция полимеризации.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулу этилена.

Уметь:

  • называть:

этилен по его химической формуле;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами этилена;

химические свойства этилена (горение, взаимодей­ствие с водой, бромом);

  • определять:

принадлежность этилена к непредельным углево­дородам;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом).

Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раство­ром перманганата калия.








58


6


Непредельные углеводороды (ацетилен).

Строение молекулы ацетилена. Тройная связь. Химические свойства ацетилена (горение, взаимодействие с водой, бро­мом).

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулу ацетилена

Уметь:

  • называть:

ацетилен по его химической формуле;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами ацетилена;

химические свойства ацетилена (горение, взаимодей­ствие с водой, бромом);

  • определять:

принадлежность ацетилена к непредельным углево­дородам;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства ацетилена (горение, взаимодействие с водой, бромом).


Д.

Получение ацетилена карбидным способом и его горение.









59



7


Спирты.


Спирты – представители ки­слородсодержащих органиче­ских соединений. Физические и химические свойства спир­тов. Физиологическое дейст­вие на организм метанола и этанола.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы метанола, этанола и глицерина.

Уметь:

  • называть:

спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химиче­ским формулам;

  • характеризовать:

связь между составом и свойствами спиртов;

химические свойства метанола и этанола (горение);

  • определять:

принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение);

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о метаноле и эта­ноле.


Д. Образцы этанола и гли­церин. Качественная реак­ция на многоатомные спирты.

Л. о.№15

Свойства глицерина.










60


8




Карбоновые ки­слоты.


Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная ки­слота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая ки­слота – представитель жирных карбоновых кислоты.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы уксусной и стеариновой кислот.

Уметь:

  • называть:

уксусную и стеариновую кислоту по их химиче­ским формулам;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами ки­слот;

химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);

  • определять:

принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими ки­слотами);

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с уксусной кислотой.

Д. Взаимодействие уксус­ной кислоты с металлами, оксидами металлов, осно­ваниями и солями.










61


9


Биологически важные веще­ства: жиры, белки, углеводы.


Жиры в природе и их приме­нение. Белки, их строение и биологическая роль. Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в срав­нении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов.

Уметь:

  • характеризовать:

нахождение в природе и применение жиров;

состав, физические свойства и применение глю­козы, крахмала и целлюлозы;

физические свойства белков и их роль в организме.

Д. Качественная реакция на крахмал. Горение бел­ков. Цветные реакции бел­ков.

Л.о. №16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.

Л. о.№17

Взаимодействие крах­мала с йодом.








62


10


Обобщение и систематизация знаний по курсу органическая химия











63



11


Контрольная работа № 3 по теме: «Органические вещества»


.









Тема №5: «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» 5 часов


64


1


Строение ве­ществ.


Типы химических связей, типы кристаллических решё­ток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

атом, молекула, ион, химическая связь.

Уметь:

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами ве­ществ;

  • определять:

тип химической связи в соединениях.

Д. Кристаллические ре­шётки алмаза и графита.







65


2


Классификация химических реакций.

Классификация химических реакций по различным при­знакам (число и состав реаги­рующих и образующихся ве­ществ; тепловой эффект; ис­пользование катализатора; на­правление; изменение степе­ней окисления атомов).

Знать/понимать:

  • химическую символику:

уравнения химических реакций;

  • химические понятия:

химическая реакция, классификация реакций.

Уметь:

  • определять:

типы химических реакций;

возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять:

уравнения химических реакций.








66

3

Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла








67

4

Итоговая контрольная работа








68

5

Анализ контрольной работы








69

6

Подведение итогов.








70

7

Итоговое повторение.





















План график проведения контрольных работ и практических работ



План

Факт

Тема контрольной/практической работы

К.р.

П.р.

К.р.

П.р.

1 четверть

0

1





2 четверть

1

1



  1. Практическая работа №1 «Получение гидрокисда алюминия, изучение его свойств».

  2. Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме Металлы»

  3. Контрольная работа №1 по теме: «Металлы»


3 четверть

1

3



  1. Практическая работа №3 «Получение аммиака, и исследование его свойств»

  2. Практическая работа №4 « Получение углекислого газа и изучение его свойств. Превращение карбонатов в гидрокарбонаты»

  3. Практическая работа №5 « Решение экспериментальных задач – практическое осуществление переходов».

4 четверть

2

0



  1. Контрольная работа № 2 по теме: «Неметаллы»

  2. Контрольная работа № 3по теме: «Органические соединения»

  3. Контрольная работа № 4 по теме: «Итоговая контрольная работа»

Итого

4

5



Контрольных работ -4

Практических работ -5







hello_html_m4d466bb7.png



календарно-тематическое планирование уроков химии 9 класс.
  • Химия
Описание:

Материал по химии - Календарно-тематическое планирование для уроков  9 класса на основе авторской программы О.С. Габриэляна. подготовлен для работы  в 2014-2015 учебном году. Подготовил учитель химии Щурихина Ф.Ф. город Нефтеюганск. МБОУ "СОШ№8". материал для изучения химии на базовом уровне 2 часа в неделю, всего 70 часов. В планировании прописан инструктаж по технике безопасности на уроках химии. курс химии в 9 классе предполагает проведение практических и лабораторных работ. Отдельно прописаны демонстрации. Разделы: тема урока, содержание урока, основные ЗУНы, практика, домашнее задание.

Автор Щурихина Фларида Фасхетдиновна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 522
Номер материала 9333
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓