ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Настоящая
рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных
учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин ,С.А.Зинин,
В.А.Чалмаев/ М.: «Русское слово», 2009 года. Программа допущена Министерством
образования и науки Российской Федерации. Рабочая программа составлена также
с учётом рекомендаций СКИПКРО, изложенных в инструктивно - методическом
письме о преподавании литературы в 2014 – 2015 учебном году в
общеобразовательных учреждениях Ульяновской области.
Цели и задачи программы:
1. Воспитание
духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной культуры;
2. Развитие эмоционального
восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления,
творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов
художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных
сведений и теоретико-литературных понятий;
4.
Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и
общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В 2014-2015
учебном году литературное образование в школе на базовом уровне
осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С.
Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (10-11
классы).
Учебник «Литература. 8 класс.
Автор-составитель: Меркин Г.С. Москва, «Русское слово», 2014 г.» соответствует
основным задачам современного литературного образования, учитывает требования
Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с
вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать
и интерпретировать текст.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образова-тельных
учреждений Российской Федерации в учебных планах для образовательных
учреждений изучения учебного предмета «Литература» отводится следующее количество
часов:
385 часов на этапе основного общего
образования: в 8 классе выделяется 70 часов (из расчета 2 учебных часа
в неделю).
Реализация практической части программы:
классное сочинение – 3
домашнее сочинение – 1
тестирование - 2
Внеклассное чтение - 5
Формы
организации учебного процесса: фронтальная,
индивидуальная, групповая.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Важнейшими умениями в 8 классе
являются следующие:
—умение
правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических
произведений;
—выразительное
чтение произведений или отрывков наизусть;
—осмысление
и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного
произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
—умение
обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать
отзыв о прочитанном произведении;
—умение
выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии
содержания прочитанного произведения;
—умение
составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
—умение
объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться
справочным аппаратом учебника;
—умение владеть
монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов,
рефератов;
—умение письменно
отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
—умение выявлять
авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов,
делать выводы и умозаключения;
—умение высказывать
собственное суждение об иллюстрациях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п.п
|
Наименование
раздела и тем
|
Часы
учебного времени
|
Сроки
|
1.
|
Введение
Своеобразие
курса литературы 8 класса. Художественная литература и история. Значение
художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий
процесс.
|
1
|
|
2.
|
Из
устного народного творчества
Исторические
песни : « Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», « Разин и
девка- астраханка»,
( по
выбору). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в
народной песне; песни -плачи.
|
1
|
|
3.
|
Исторические
песни: «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают
Орешек».Средства выразительности, проблематика в исторической песне и
песне-плаче.
|
1
|
|
4.
|
Исторические
песни: « Иван Грозный молится по сыне». Анализ произведения. Нравственная
проблематика в исторической песне и песне плаче
|
1
|
|
5.
|
Из
древнерусской литературы
«Сказание
о Борисе и Глебе»
«Слово о
погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.
|
1
|
|
6.
|
«Житие
Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.
|
1
|
|
7.
|
«Житие
Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение
Богу - основные проблемы житийной литературы.
|
1
|
|
8.
|
Из
литературы 18 века
Державин
Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов
биографии и личных представлений. Стихотворение Памятник», «Вельможа». Тема
поэта и поэзии.
|
1
|
|
9.
|
Карамзин
Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая
реальность.
|
1
|
|
10.
|
Карамзин
Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ
Лизы
|
1
|
|
11.
|
Из
литературы 19 века
Поэты
круга Пушкина:
Жуковский
В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище»; Батюшков К.Н.
«Мой гений», «Переход русских войск через Неман» «Надпись к портрету
Жуковского», « Есть наслаждение в дикой природе»; основные темы, мотивы.
|
1
|
|
12.
|
Поэты
круга Пушкина:
Баратынский
Е.А. « Разуверение», «Чудный град порой сольётся», «Муза»; Дельвиг А.А.
«Романс», «Русская песня», «Идиллия». Система образно-выразительных средств
|
1
|
|
13.
|
Поэты
круга Пушкина: Языков Н.М. « Родина», «Пловец». Рылеев К.Ф. « Я ль буду в
роковое время». Основные темы, мотивы
|
1
|
|
14.
|
Вн.Чт. «Песни
и романсы на стихи поэтов начала 19 века»
|
1
|
|
15.
|
Пушкин
А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,
« 19
октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».
|
1
|
|
16.
|
Пушкин
А.С. «Маленькие трагедии». Обзор, содержание одного произведения по выбору.
Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительному
плану.
|
1
|
|
17 .
|
Пушкин
А.С. «Пиковая дама» (обзор). Основная проблематика произведения
|
1
|
|
18.
|
Пушкин
А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.
|
1
|
|
19.
|
Пушкин
А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести
|
1
|
|
20.
|
Пушкин
А.С. Повесть «Капитанская дочка». Отношение писателя к событиям и героям
повести
|
1
|
|
21.
|
Пушкин
А.С. Повесть «Капитанская дочка». Новый тип исторической прозы
|
1
|
|
22.
|
Р.Р.
Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
|
1
|
|
23.
|
Лермонтов
М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве.
|
1
|
|
24.
|
Лермонтов
М.Ю. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость. Сила
духа – основные мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения;
образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри» - любимый идеал поэта»- В.Белинский
|
1
|
|
25.
|
Гоголь
Н.В. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь
|
1
|
|
26.
|
Гоголь
Н.В. Пьеса «Ревизор». Творческая и сценическая история комедии.
|
1
|
|
27.
|
Гоголь
Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя:
разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности,
взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному
долгу.
|
1
|
|
28.
|
Гоголь
Н.В. «Ревизор». Основной конфликт и способы его разрешения
|
1
|
|
29.
|
Р.Р.Классное
сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
|
1
|
|
30.
|
Тургенев
И.С. Основные вехи биографии писателя. Повесть «Ася»: возвышенное и
трагическое в изображении жизни и судьбы героев
|
1
|
|
31.
|
Тургенев
И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе
героини
|
1
|
|
32.
|
Вт.Чт. Стихи
и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич «Осень»;
П.Вяземский « Берёза»,
«Осень»,
А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», И.Суриков « После дождя»,
И.Анненский « Сентябрь», « Зимний романс»
|
1
|
|
33.
|
Некрасов
Н.А. Основные вехи биографии Некрасова. Судьба и жизнь народная в
изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зелёный шум». Человек и природа в
стихотворениях Некрасова.
|
1
|
|
34.
|
Фет
А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта
«Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств,
единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.
|
1
|
|
35.
|
Островский
А.Н. Краткие сведения о писателе.
|
1
|
|
36.
|
Островский
А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и
сказочными сюжетами. Образ Снегурочки
|
1
|
|
37.
|
Островский
А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке
|
1
|
|
38.
|
Толстой
Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».
|
1
|
|
39.
|
Толстой
Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и
произвола. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест.
Истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви - основные
мотивы рассказа.
|
1
|
|
40
|
Толстой
Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов. Судьба рассказчика для понимания
художественной идеи произведения.
|
1
|
|
41.
|
Контрольное
тестирование
|
1
|
|
42.
|
Из
литературы 20 века
Горький
М. основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении
Горького. «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные
ценности
|
1
|
|
43.
|
Горький
М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа
|
1
|
|
44.
|
Художественное
своеобразие ранней прозы Горького
|
1
|
|
45.
|
Маяковский
В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях
поэта. «Хорошее отношение к лошадям»
|
1
|
|
46.
|
Тэффи
Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.
|
1
|
|
47.
|
Зощенко
М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие
рассказа.
|
1
|
|
48.
|
Заболоцкий
Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта
|
1
|
|
49.
|
Заболоцкий
Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта
|
1
|
|
50.
|
Р.Р. «Что есть
красота?» (подготовка к домашнему сочинению)
|
1
|
|
51.
|
Астафьев
В.П. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в
творчестве писателя
|
1
|
|
52.
|
Астафьев
В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.
|
1
|
|
53.
|
Астафьев
В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Отношение автора к событиям и
персонажам, образ рассказчика.
|
1
|
|
54.
|
Вн.Чт. «Музы не
молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне)
|
1
|
|
55.
|
Твардовский
А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью –
даль».
|
1
|
|
56.
|
Твардовский
А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Ответственность
художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора.
Художественное своеобразие изученных глав
|
1
|
|
57.
|
Вн.Чт. «Судьба
Отчизны» (стихи о ВОВ)
|
1
|
|
58.
|
Распутин
В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина
|
1
|
|
59.
|
Распутин
В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».
Новый поворот темы детей на страницах повести.
|
1
|
|
60.
|
Распутин
В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы
повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.
|
1
|
|
61.
|
Распутин
В.Г. Повесть «Уроки французского». Мотивы милосердия, готовность прийти на
помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового
соперничества.
|
1
|
|
62.
|
Из
зарубежной литературы
Шекспир
У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих
чувств и вечных тем.
|
1
|
|
63.
|
Шекспир
У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Сценическая история пьесы. «Ромео Джульетта» на
русской сцене.
|
1
|
|
64.
|
Шекспир
У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Проблема отцов и детей.
|
1
|
|
65.
|
Сервантес
М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и
художественная идея романа. Образ Дон Кихота.
|
1
|
|
66.
|
Сервантес
М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской
литературе. Донкихотство.
|
1
|
|
67.
|
Р.Р.
Сочинение по произведениям зарубежной литературы
|
1
|
|
68.
|
Контрольное
тестирование
|
1
|
|
69.
|
Вн.Чт.
Перечитывая любимые страницы ( по произведениям зарубежной литературы)
|
1
|
|
70.
|
Для
домашнего чтения
|
1
|
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Введение(1ч.)
Своеобразие курса
литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение
художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы:
литература и история, писатель и eё роль
в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного
народного творчества (3ч.)
Исторические песни: «Иван
Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина»,
«Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек»,
«Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с
представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне;
песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная
проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы:
песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины,
песня-плач.
Развитие речи:
различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими
искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Краеведение:
запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной
деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
(3ч.)
«Слово о погибели
Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в
сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях
русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке;
благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение
Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы
житийной литературы; тематическое
многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы:
житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской
литературы, летописный свод.
Развитие речи:
различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения
над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами:
работа с иллюстрациями.
Из литературы
XVIII века
Г. Р. ДЕРЖАВИН (1ч.)
Поэт и
государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных
представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть
и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы:
традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи:
выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и
словосочетаний.
Н.М. КАРАМЗИН (2ч.)
Основные вехи биографии. Карамзин и
Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная
проблематика и тематика, новый тип героя,
образ Лизы.
Теория литературы:
сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм
(чувственное на-
правление в противовес рациональному),
жанр сентиментальной повести.
Развитие речи:
различные виды чтения и пересказа, формулировка и
запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата
«Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы 19 века
Поэты пушкинского
круга. Предшественники и современники (3ч.) + ВН.ЧТ. (1ч.)
В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море»,
«Невыразимое», «Сельское кладбище».
К.Ф. Рылеев.
«Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через
Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение
в дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой
сольется», «Разуверение», «Муза».
А.А. Дельвиг.
«Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».
Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы,
мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное
богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты
его круга).
Теория литературы:
баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня,
«легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи:
составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть,
запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами:
работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности:
вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX
века».
А.С.ПУШКИН (7ч.) + Р.Р. (1ч.)
Тематическое богатство поэзии А.С.
Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19
октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).
История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор,
содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика
тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская
дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание
предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа.
Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория
литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи
(местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи:
выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов,
подготовка тезисов, сочинение
Связь с
другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными
произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение:
дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому
атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности:
встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
(2ч.)
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность
к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы;
художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж.
«Мцыри — любимый идеал
Лермонтова» (В.
Белинский).
Теория литературы:
сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического
монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды
чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами:
работа с иллюстрациями.
Краеведение:
заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания
«М.Ю.Лермонтов – художник»
Н.В. ГОГОЛЬ (4ч.) + Р.Р. (1ч.)
Основные вехи биографии писателя.
А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история
пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя:
разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности,
взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному
долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы:
драма как род литературы, своеобразие драматических произведений,
комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии,
фантастический элемент как прием создания комической ситуации
комический рассказ.
Развитие речи:
различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение
сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка
вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами:
работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение:
Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Возможные виды внеурочной
деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над
тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В.
Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. ТУРГЕНЕВ (2ч.) + ВН.ЧТ (1ч.)
Основные вехи биографии
И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и
трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность,
верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы:
лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие
речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика
персонажа, отзыв о прочитанном. Связь с другими искусствами: подбор
музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные
виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема
дискуссии формулируется учащимися)
Н.А.НЕКРАСОВ (1ч.)
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова.
Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый
шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы:
фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных
представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет,
бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи:
выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики
лирического персонажа.
Связь с другими искусствами:
использование музыкальных записей.
А. А.ФЕТ (1ч.)
Краткие сведения о поэте. Мир природы и
духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир
от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с
миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи:
выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности:
литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:
Н. И. Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в. «Отчизна»; Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После
дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие
А.Н. ОСТРОВСКИЙ (3ч.)
Краткие сведения о писателе.
Пьеса-сказка «Снегурочка» - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и
сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в
сказке. Язык персонажей.
Теория литературы:
драма.
Развитие речи:
чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к
сочинению.
Связь с другими искусствами:
прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский ,
Н.А. Римский-Корсаков.
Л.Н. ТОЛСТОЙ (3ч.)
ТЕСТИРОВАНИЕ (1ч.)
Основные вехи биографии
писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против
жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга,
активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле,
угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба
рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы:
автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи:
различные виды пересказа, тезисный план
сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами:
работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Из литературы
XX века
М. ГОРЬКИЙ (3ч.)
Основные вехи биографии
писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ
«Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни,
истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа .
Художественное своеобразие ранней прозы Горького.
Теория литературы:
традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Развитие речи:
различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами
рассуждения.
Связь с другими
искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические
версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение:
книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по
Руси»
В.В..МАЯКОВСКИЙ (1ч.)
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт
и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы:
неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом
стихотворении.
Развитие речи:
выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности:
вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение:
«Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ
учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX
века) (2ч.)
II. Л. Тэффи «Свои и
чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний
язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство;
художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону,
от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы:
литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений
о понятиях).
Развитие речи: различные
виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (2ч.) + Р.Р. (1ч.)
Краткие сведения о
поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса»,
«Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема
творчества лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи:
выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности:
час поэзии «Что есть красота?..».
В.П. АСТАФЬЕВ (3ч.) + ВН.ЧТ (1ч.)
Краткие сведения о
писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева:
рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе.
Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи:
различные виды чтения, сложный план к cочинению,
подбор эпиграфа.
Краеведение:
выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П.
Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности:
литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова.
«Нежно с девочками простились...»;
Д.С. Самойлов.
«Перебирая наши даты...»;
М.В. Исаковский.
«Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов.
«Жди меня»;
П.Г. Антокольский.
«Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц.
«Памяти защитников »;
М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко.
«Свадьбы»;
Р.Г. Гамзатов.
«Журавли» и др.
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ (2ч.) + ВН.ЧТ. (1ч.)
Основные вехи биографии. Судьба страны в
поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах
поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов.
Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы:
дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи:
различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России — с болью и
любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности:
час поэзии «Судьба Отчизны»:
Л.Л. Блок. «Есть минуты, когда не
тревожит...»;
В.В. Хлебников.
«Мне мало нужно...»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В.Исаковский.
«Катюша»;
М. Л. Светлов. «Веселая песня»;
Л.Л.Вознесенский.
«Слеги»;
Г.И. Рождественский.
«Мне такою нравится земля»
В.С.. Высоцкий. «Яне люблю» и др.
В .Г. РАСПУТИН (4ч.)
Основные вехи биографии писателя. XX
век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки
Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный
конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания,
справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти
на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового
соперничества.
Теория литературы:
развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие
речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные
представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.
Связь с другими искусствами:
повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной
литературы
У.ШЕКСПИР (3ч.)
Краткие сведения о писателе. Трагедия
«Ромео и Джулетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь,
проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на
русской сцене.
Теория литературы:
трагедия ( основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами:
история театра.
М.СЕРВАНТЕС (2ч.)
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»:
основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта
и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция
писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы:
роман, романный герой.
Развитие речи:
дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Р.Р. (1ч.), ТЕСТИРОВАНИЕ (1ч.),
Для домашнего чтения (1ч.)
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Виды и формы контроля
Формы контроля: Виды контроля:
- индивидуальная
предварительный
- групповая
текущий
- фронтальная
тематический
итоговый
1. Проверочная работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1.
Повествование в повести ведется от лица:
А) автора; Б) повествователя; В)
Миши Мироновой; Г) Петра Гринёва; Д) Пугачёва;
2.
Авторская позиция проявляется в произведении с помощью :
А) композиции; Б) эпиграфов; В)
вставных элементов; Г) прямой авторской оценки; Д) выбора героя;
3.
Какие исторические личности упоминаются в повести:
А) Фридрих 2; Б) граф Миних; В)
Григорий Орлов; Г) Екатерина 1; Д) Елизавета 1; Е) Екатерина 2;
4.Назовите
художественные приёмы, которые Пушкин не использовал для создания образа
Пугачёва:
А) прямая авторская оценка; Б) портрет; В)
эпиграфы; Г) речевая характеристика; Д) отношение других персонажей; Е)
вставные элементы;
5. В чём
заключается смысл названия повести? Маша Миронова –
А) единственный женский персонаж; Б) стоит
в центре сюжета; В) носительница высокой нравственности и чести; Г) дочь
погибшего русского офицера;
6. Соотнесите
элементы композиции и элементы развития любовного сюжета:
А) экспозиция 1) сцена дуэли
со Швабриным, письмо отца
Б) завязка 2)
освобождение Гринёва, женитьба на Маше
В) кульминация 3) детство
Петруши в родовом имении
Г) развязка 4)
знакомство Гринёва с главной героиней повести
7. С
какой целью в повесть вводится сон Гринёва:
А) характеризует Гринёва; Б) предвещает
развитие отношений двух персонажей; В) характеризует Пугачёва; Г) подчёркивает
кровожадность Пугачёва;
8. Кому
принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и
беспощадный…»:
А) автору; Б) Екатерине 2; В) Петруше
Гринёву; Г) Петру Андреевичу Гринёву – автору мемуаров; Д)
Савельичу;
9.
Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы:
А) Пугачёв 1)
оренбургские генералы
Б) Швабрин 2)
Екатерина 2
В) «енералы» Пугачёва 3)
Гринёв
10. Какие
фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачёва:
А) былины Б) загадки В) сказки Г)
песни Д) пословицы Е) мифы
11. Какую
главу предваряет собой эпиграф:
« В ту пору лев был сыт, хоть с роду он
свиреп.
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?
–спросил он ласково» (А.Сумароков)
А) «Суд» Б) «Арест» В) «Приступ» Г)
«Незваный гость» Д) « Мятежная слобода»
12. Какова
основная проблематика повести «Капитанская дочка»:
А) проблема любви Б) проблема чести,
долга, милосердия В) проблема роли народа в развитии общества Г) проблема
сопоставления родового и служивого дворянства
13. Каким
показан в повести Савельич:
А) забитым, безгласным крепостным Б)
послушным, рабски преданным своим господам
В) глубоким, наделённым чувством
собственного достоинства Г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым
помощником и советчиком
14. Отметьте
верное суждение: Литературный характер – это…-
А) образ конкретного человека, в котором
через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;
Б) художественное изображение человека;
В) персональные черты, присущие герою;
15. Какие
символические образы используются А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»:
А) путь, дорога; Б) могила; В) буря,
буран; Г) орёл, ворон; Д) кинжал; Е) виселица;
16.Какие
черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва:
А) ум, сметливость; Б) лень, бездеятельность; В) удальство, широта
натуры; Г) склонность к пьянству;
17. Чей
это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке.
Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и
спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»
А) Марии Мироновой; Б) Василисы
Егоровны; В) Екатерины 2; Г) Авдотьи Васильевны;
2.
Проверочная работа по теме М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
1.
Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:
А) былин Б) Библии В) древнерусских
летописей г) стихотворения Горация
2. В
чём заключается смысл эпиграфа:
А) восстание против судьбы Б) раскаяние,
безнадёжное смирение В) защита прав человека на свободу
3.
Определите жанр произведения:
А) баллада Б) элегия В)
поэма-исповедь Г) притча
4.
Какие рифмы использовал автор в поэме «Мцыри»:
А) женские рифмы Б) мужские рифмы В)
и те, и другие
5. К
какому литературному направлению можно отнести поэму:
А) сентиментализм Б) реализм В)
романтизм Г) классицизм
6. Что
можно назвать символом свободы в поэме:
А) степь Б) Кавказ В) барса г)
девушку-грузинку
7.
Выделите черты романтизма в поэме:
А) бурная, неистовая природа Б) гибель
героя В) герой одинок и не понят миром Г) введение сна героя в сюжет
поэмы
Д) мотив борьбы, мятежа
8.
Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»:
А) природа противопоставлена монастырю как
свобода неволе
Б) природа противопоставлена герою,
вступает с ним в борьбу
В) природа обманывает героя, вновь
направляя его к монастырю
Г) природа многопланова: противостоит
герою, свободе, служит развитию сюжета
9.
Определите стихотворный размер, использованный М.Ю.Лермонтовым в поэме:
А) анапест Б) дактиль В) амфибрахий г) ямб
10.
Какой момент в сюжете поэмы является центральным:
А) побег из монастыря Б) встреча с
девушкой В) бой с барсом Г) гибель Мцыри
11. В
исповеди Мцыри звучит:
А) гнев, негодование Б) смирение,
покаяние В) грусть, размышление Г) утверждение своей правоты
12.
Почему местом действия поэмы выбран Кавказ:
А) проявляется любовь автора к Кавказу
Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя В) связь с историей России
Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы
13. В
чём заключается основная идея произведения:
А) отрицание религиозной морали аскетизма
и смирения Б) тоска по воле В) утверждение идеи верности идеалам перед
лицом смерти
Г) призыв к борьбе с любым проявлением
деспотизма
3. Проверочная работа по теме
Н.В.Гоголь «Ревизор»
Вариант 1
1. Какой
из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор» - верный:
А) придуман Н.В.Гоголем Б) подарен
автору А.С.Пушкиным В) взят из других источников (книг, газет и т.д.)
2.
Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора:
А) рассказы Хлестакова Б) страх В)
недоразумение Г) известие о приезде ревизора
3.
Отметить черты, характерные для чиновников –персонажей комедии:
А) взяточничество Б) халатность В)
страх перед начальством Г) глупость Д) гостеприимство Д) использование
служебного положения в личных целях
4.
Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в
комедии:
А) юмор Б) сарказм В)сатира Г) ирония
5.
Отметить, какой приём использован автором в приведённом отрывке: «Он! И денег
не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в
Саратов»:
А) сравнение Б) гипербола В) алогизм
Г) гротеск
6. Какому
персонажу комедии принадлежат слова: « И странно: директор уехал –куда уехал,
неизвестно. Ну натурально , пошли толки: как, что, кому занять место? Многие
из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет.
Мудрено. Кажется. и легко на вид, а рассмотришь –просто чёрт возьми! После
видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры,
курьеры…. Можно представить себе. Тридцать пять тысяч одних курьеров!»
А) Сквознику-Дмухановскому Б)
Тряпичкину В) Хлестакову
7.
Отметить одну из особенностей композиции комедии:
А) перезагруженность комическими
ситуациями Б) частая смена действия В) две развязки сюжета
8.
Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что
называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии
Н.В.Гоголя «Ревизор»
9.
Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с
каждым элементом сюжета:
-экспозиция……
-завязка……
- развитие действия….
-кульминация….
- развязка….
10.
Вспомните. Какой эпиграф Н.В.Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли
его смысл?
Вариант 2
1.Отметить,
какие социальные слои отображены в «Ревизоре»:
А) чиновничество Б) крестьянство В)
духовенство Г) купечество Д) мещанство Е) помещики
2.
Отметить, как построена система взяточничества в среде чиновников:
А) у каждого чиновника есть такое
«право» Б) в отношении взяток существует определённая субординация
В) каждый решает сам, как брать взятки
3.
Отметить, к какой группе можно отнести город, изображённый Гоголем в комедии:
А) уникальный, вобравший все пороки
России Б) плод фантазии автора, с надуманными проблемами
В) типичный российский провинциальный
город
4.
Отметить, есть ли в комедии положительный персонаж:
А) нет, ни один персонаж не может быть
назван положительным Б) Мария Антоновна В) да, это разоблачительный смех
самого Н.В.Гоголя
5.
Отметить, какой приём использован автором в приведённом отрывке : «…в
бельэтаже. У меня одна лестница стоит….А любопытно взглянуть ко мне в переднюю,
когда я ещё не проснулся : графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели,
только и слышно: ж…ж…ж..Иной раз и министр….»:
А) сравнение Б) гипербола В) алогизм
Г) гротеск
6.
Какому персонажу комедии принадлежат слова: «….потому что, случится, поедешь
куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей! И там на
станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны,
городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора…»:
А) Хлестакову Б) Тряпичкину В)
Сквознику-Дмухановскому
7.
Отметить одну из особенностей композиции комедии:
А) малое количество персонажей Б) частая
смена лирического героя В) немая сцена Г) автор видит себя одним из героев
8. Что
называется комедией? К какому виду литературных произведений относится комедия?
9.
Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с
каждым элементом сюжета:
-экспозиция……
-завязка……
- развитие действия….
-кульминация….
- развязка….
10.
Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чём, по вашему мнению, думают
участники?
Тест
по литературе 8 класс (1 полугодие)
Вариант
1
1.
Исторические песни появились :
А.
одновременно с былинами; Б. раньше былин; В. позже былин;
2.
Имя Сергия Радонежского в миру:
А.
Варфоломей; Б. Владимир; В. Николай; Г. Григорий;
3.
«Фелица» Державина:
А.
послание; Б. ода; В.элегия; Г. идиллия;
4.
Издание, в котором не печатался Н.М.Карамзин:
А.
«Детское чтение для сердца и разума»
Б.
«Московский журнал»
В.
«Вестник Европы»
Г.
«Галатея»
5.Элегия
«Сельское кладбище», которую перевёл Жуковский , написана:
А.
Байроном; Б. Шекспиром; В. Томасом Греем; Г. Р.Бёрнсом;
6.
Кто посетил Пушкина в период его ссылки в Михайловском:
А.
Пущин; Б. Кюхельбекер; В. Данзас; Г. Горчаков;
7.
Жанр стихотворения Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!»:
А.
ода; Б.элегия; В.послание; Г. идиллия;
8.
Исторические персонажи, не представленные в пушкинском творчестве:
А.
Пётр 1; Б. Емельян Пугачёв; В. Степан Разин; Г. Пётр Болотников;
9.
Название крепости, в которой разворачиваются события «Капитанской дочки»:
А.
Бердская; Б. Оренбургская; В. Белогорская; Г. Васильсурская;
10.
Имя и отчество героя «Капитанская дочка»:
А.
Пётр Авдеевич; Б. Пётр Андреевич; В. Пётр Александрович;
11.
«Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю» - это :
А.строка
из поэмы «Мцыри»; Б. библейское изречение;
В.
строка из стихотворения Лермонтова; Г. строка из «Корана»;
12.
Юноша Мцыри пытается бежать из монастырского плена ради:
А.
мести; Б.свободы; В. поиска родных и близких; Г. бегства за границу;
13.
Пьеса Гоголя называется :
А.
«Сорочинская ярмарка»; Б. «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
В.
«Нос»; Г. «Ревизор»;
14.
Фамилия городничего в комедии Гоголя:
А.
Ляпкин-Тяпкин; Б. Сквозник-Дмухановский; В. Добчинский;
15.
Кто первым принял Хлестакова за ревизора и разнёс это известие по городу:
А.
служащие гостиницы; Б. Бобчинский и Добчинский;
В.
купцы; Г. Шпёкин;
16.
Слова автора в тексте пьесы – это:
А.
эпиграф; Б. ремарка; В. реплика; Г. монолог;
17.
Городок, где развиваются события повести «Ася» И.Тургенева, расположен:
А.
на Эльбе; Б. на Темзе; В. на Сене; Г. на Рейне;
18.
Кто писал о том, что .. « пленён красотой и лёгкостью языка «Снегурочки»:
А.
Добролюбов; Б. Тургенев; В. Чернышевский; Г. Достоевский;
19.
Автор оперы «Снегурочка»:
А.
Чайковский; Б. Глинка; В. Римский –Корсаков; Г. Даргомыжский;
20.
Л.Н.Толстой в университете учился :
А.на
историческом факультете; Б. на филологическом факультете;
В.
на юридическом факультете; Г. на математическом факультете;
21.
Какой художественный приём лежит в основе рассказа Толстого «После бала»:
А.
эпитет; Б. контраст; В. олицетворение; Г. гипербола;
22.
Родовое имение Л.Толстого Ясная Поляна расположено:
А.
в Рязанской губернии; Б. в Тульской губернии;
В.
в Орловской губернии; Г. в Московской губернии;
Тест
по литературе 8 класс (1 полугодие)
Вариант
2
1.
Произведение древнерусской литературы, посвящённое Александру невскому:
А.
житие; Б. слово; В. сказание; Г. летопись;
2.
Кем служил Державин:
А.
камергером; Б. статс-секретарём при императрице Екатерине 2;
В.
сенатором; Г. министром юстиции;
3.
Героиня повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»:
А.
дворянка; Б. студентка; В. крестьянка; Г. мещанка;
4.
Литературное направление, к которому принадлежал В.А.Жуковский:
А.
сентиментализм; Б. классицизм; В. романтизм; Г. реализм;
5.
Основная тема стихотворения Пушкина , начинающегося слова «Роняет лес багряный
свой убор»:
А.
любовь; Б. природа; В. лицейская дружба; Г. жизнь и смерть;
6.
Первая строфа стихотворения «19 октября»:
А.
завязка; Б. кульминация; В. эпилог; Г. экспозиция;
7.
Исторический труд о Пугачёве был назван Пушкиным:
А.
«История бунта»; Б. «История Пугачёвского бунта»;
В.
«История Пугачевщины»; Г. «История Пугачёва»;
8.
Воинское звание коменданта крепости Миронова:
А.
поручик; Б. секунд-майор; В. капитан; Г. подпоручик;
9.
Императрица, решившая судьбу Гринёва после обращения к ней Маши Мироновой:
А.
Анна Иоанновна; Б. Елизавета; В. Екатерина 1; Г.Екатерина 2;
10.
Мцыри – это :
А.
служащий монах; Б. неслужащий монах;
В.
имя героя; Г. прозвище героя;
11.
Жанр «Ревизора»:
А.
драма; Б. комедия; В. трагедия; Г. мюзикл;
12.
Имя слуги Хлестакова:
А.
Савельич; Б. Осип; В. Никита; Г. Пётр;
13.
Кому признался в любви Хлестаков:
А.
жене городничего; Б. дочери городничего;
В.
жене и дочери городничего; Г. дочери городничего и её служанке;
14.
Длительная речь одного персонажа:
А.
монолог; Б. реплика; В. мизансцена; Г. монолог;
15.
Первоначальное название пьесы А.Островского:
А.
«Девушка-Снегурочка»; Б. «Снегурочка»;
В.
«Снегурушка»; Г. «Девушка – Снегурушка»;
16.
Автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого называется:
А.
«Детство. Юность. Отрочество»;
Б.
« Юность. Отрочество. Детство»;
В.
«Отрочество. Детство. Юность»;
Г.
«Детство. Отрочество. Юность»;
17.
Имя главного героя автобиографической трилогии Л.Толстого:
А.Сашенька;
Б. Коленька; В. Николенька; Г. Андрюша;
18.
На сколько смысловых частей можно разделить рассказ л.Толстого «После бала»:
А.
на 3; Б.на 2; в. на 4; г. одна глава;
19.
Имя одноимённой повести И.С.Тургенева :
А.
Лиза; Б.Ася; В.Вера; Г. Екатерина;
20.
Один из чиновников в пьесе «Ревизор» берёт взятки:
А.
исключительно в иностранной валюте;
Б.
исключительно в рублях;
В.
исключительно мануфактурой;
Г.исключительно
борзыми щенками;
21.
Кто писал о том, что .. « пленён красотой и лёгкостью языка «Снегурочки»:
А.
Добролюбов; Б. Тургенев; В. Чернышевский; Г. Достоевский;
22.
«Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю» - это :
А.строка
из поэмы «Мцыри»; Б. библейское изречение;
В.
строка из стихотворения Лермонтова; Г. строка из «Корана»;
Итоговый
тест
1.
Искусство
по своей природе:
А)
рационально Б) эмоционально в) сочетает в себе и рациональное, и
эмоциональное начало
2.
Действующее лицо художественного произведения называется:
А)
образом Б) персонажем В) типом
3.
Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»:
А)
да, и очень существенная Б) нет В) в зависимости от жанра
4.
Тема произведения:
А)
главная идея Б) объект отражения В) конкретная описанная ситуация
5.
Идея произведения- это:
А)
то, что хотел сказать автор Б) нравственный «урок» произведения В)
главная обобщённая мысль произведения
6.
Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы:
А)
да Б) нет В) на вопрос нельзя дать однозначного ответа
7.
Композиция – это:
А)
последовательность событий и действий Б) движение произведения от завязки до
развязки
В)
последовательность частей и элементов произведения
Какова
роль композиции в раскрытии идеи произведения ? Ответ построить на материале
одного из произведения.
8.
Завязка – это:
А)
момент возникновения или обнаружения конфликта
Б)
начало произведения
В)
первое появление главного героя
Приведите
примеры завязки, кульминации и развязки некоторых произведений ( см. 7 вопрос)
9.
Сюжет –это:
А)
основное содержание произведения Б) последовательность событий и действий
В) последовательность всех элементов произведений
10.
В основе сюжетного действия лежит:
А)
композиция Б) конфликт В) фабула
Привести
примеры конфликта некоторых произведений.
11.
Литературные жанры – это :
А)
эпос, лирика, драма Б) роман, трагедия, эпиграмма В) политический роман,
социальная драма, философская элегия
12.
Что такое литературные жанры:
А)
группы произведений внутри литературных родов, отличающихся общностью
формальных и содержательных признаков
Б)
результат формальной классификации литературных произведений по разным
признакам
В)
это то же самое, что литературные роды
13.
Для определения жанра существенным признаком является :
А)
проблематика произведения Б) его тематика В) время создания произведения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
I.
Основная литература
1. «Программа
по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы», автор- составитель Г.С.Меркин
/ Москва, «Русское слово», 2009 г.
2.Учебник «Литература 8 класс»
(автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях/ Издательство «Русское слово»,
Москва, 2014 г.
II.
Дополнительная
литература
1. Волжина Е.Д. «Школьные олимпиады.
Литература. 5-11 классы»/ Издательство « Айрис-пресс»,2008 г.
2. Егорова Н.В. «Поурочные разработки по
литературе. 8 класс»/ Издательство «Вако», Москва. 2008 г.
3. Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе.
5-11 класс»/ Издательство «Астрель», Москва, 2004г
.
4. Соловьёва Ф.Е. Литература. 8 класс.
Тематическое планирование
к учебнику
Г.С.Меркина. М.: «Русское слово», 2011 г.
5. Соловьёва Ф.Е. 8
класс. Уроки литературы. Методическое пособие к учебнику Г.С.Мер=
кина. М.: «Русское
слово», 2011 г.
6. Соловьёва Ф.Е.
Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина. В 2-х частях.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.