Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКалендарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по литературе в 8 классе

календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по литературе в 8 классе

Скачать материал

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин ,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев/ М.: «Русское слово», 2009 года. Программа допущена Министерством образования и науки  Российской Федерации.  Рабочая программа составлена также с учётом рекомендаций  СКИПКРО, изложенных в  инструктивно  - методическом письме о преподавании литературы в 2014 – 2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области.

Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В 2014-2015 учебном году литературное образование в  школе на базовом уровне  осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/:              Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (10-11 классы).

Учебник «Литература. 8 класс. Автор-составитель: Меркин Г.С. Москва, «Русское слово», 2014 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образова-тельных учреждений Российской Федерации в  учебных планах для образовательных учреждений  изучения учебного предмета «Литература» отводится следующее количество часов:

385 часов на этапе основного общего образования: в 8 классе выделяется  70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Реализация практической части программы:

классное сочинение – 3

домашнее сочинение – 1

тестирование -  2

Внеклассное чтение - 5

                                                           

Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.                        

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Важнейшими умениями в 8 классе являются следующие:

умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

умение обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про­изведения;

умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  №

п.п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

 

Сроки

1.

Введение

Своеобразие курса литературы 8 класса. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

 

 

1

 

2.

Из устного народного творчества

Исторические песни : « Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», « Разин и девка- астраханка»,

( по выбору). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни -плачи.

1

 

3.

Исторические песни:  «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Орешек».Средства выразительности, проблематика в исторической песне и песне-плаче.

1

 

4.

Исторические песни: « Иван Грозный молится по сыне». Анализ произведения. Нравственная проблематика в исторической песне и песне плаче

1

 

5.

Из древнерусской литературы

«Сказание о Борисе и Глебе»

«Слово о погибели  Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.

1

 

6.

«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

1

 

7.

«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.

1

 

8.

Из литературы 18 века

Державин Г.Р. Поэт и государственный  чиновник.  Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворение Памятник», «Вельможа». Тема поэта и поэзии.

1

 

9.

Карамзин Н.М.  Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.  «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.

1

 

10.

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы

1

 

11.

Из литературы 19 века

Поэты круга Пушкина:

Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище»; Батюшков К.Н. «Мой гений», «Переход русских войск через Неман» «Надпись к портрету Жуковского», « Есть наслаждение в дикой природе»; основные темы, мотивы.

1

 

12.

Поэты круга Пушкина:

Баратынский Е.А. « Разуверение», «Чудный град порой сольётся», «Муза»;  Дельвиг А.А. «Романс», «Русская песня», «Идиллия». Система образно-выразительных средств

1

 

13.

Поэты круга Пушкина: Языков Н.М. « Родина», «Пловец».  Рылеев К.Ф. « Я ль буду в роковое время». Основные темы, мотивы

1

 

14.

Вн.Чт. «Песни и романсы на стихи поэтов начала 19 века»

1

 

15.

Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,

« 19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».

1

 

16.

Пушкин А.С.  «Маленькие трагедии». Обзор, содержание одного произведения по выбору. Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительному плану.

1

 

17 .

Пушкин А.С. «Пиковая дама» (обзор). Основная проблематика произведения

1

 

18.

Пушкин А.С.Повесть  «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.

1

 

19.

Пушкин А.С.  Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести

1

 

20.

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Отношение писателя к событиям и героям повести

1

 

21.

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Новый тип исторической прозы

1

 

22.

Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

 

23.

Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве.

1

 

24.

Лермонтов М.Ю. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость. Сила духа – основные мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри» - любимый идеал поэта»- В.Белинский

1

 

25.

Гоголь Н.В. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь

1

 

26.

Гоголь Н.В. Пьеса «Ревизор». Творческая  и сценическая история комедии.

1

 

27.

Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.

1

 

28.

Гоголь Н.В. «Ревизор». Основной конфликт и способы его разрешения

1

 

29.

Р.Р.Классное сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

 

30.

Тургенев И.С. Основные вехи биографии писателя. Повесть «Ася»: возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев

1

 

31.

Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини

1

 

32.

Вт.Чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич «Осень»; П.Вяземский « Берёза»,

«Осень», А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», И.Суриков « После дождя», И.Анненский « Сентябрь», « Зимний романс»

1

 

33.

Некрасов Н.А.  Основные вехи биографии Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зелёный шум». Человек и природа в стихотворениях Некрасова.

1

 

34.

Фет А.А.  Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.

1

 

35.

Островский А.Н. Краткие сведения о писателе.

1

 

36.

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета.   Связь с мифологическими  и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки

1

 

37.

Островский А.Н.  Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке

1

 

38.

Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».

1

 

39.

Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест. Истинная и ложная  красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа.

1

 

40

Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

1

 

41.

Контрольное тестирование

1

 

42.

Из литературы 20 века

Горький М. основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении Горького. «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности

1

 

43.

Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа

1

 

44.

Художественное своеобразие ранней прозы Горького

1

 

45.

Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям»

1

 

46.

Тэффи Н.А. «Свои и чужие».  Большие проблемы «маленьких» людей.

1

 

47.

Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

1

 

48.

Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта

1

 

49.

Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта

1

 

50.

Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению)

1

 

51.

Астафьев В.П. Краткие сведения о писателе.  Человек и война, литература и история в творчестве писателя

1

 

52.

Астафьев В.П.  Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.

1

 

53.

Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

1

 

54.

Вн.Чт. «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне)

1

 

55.

Твардовский А.Т.  Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль».

1

 

56.

Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора.  Художественное своеобразие изученных глав

1

 

57.

Вн.Чт. «Судьба Отчизны» (стихи о ВОВ)

1

 

58.

Распутин В.Г.  Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина

1

 

59.

Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести.

1

 

60.

Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.

1

 

61.

Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Мотивы милосердия, готовность прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

1

 

62.

Из зарубежной литературы

Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.

 

1

 

63.

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Сценическая история пьесы. «Ромео Джульетта» на русской сцене.

1

 

64.

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Проблема отцов и детей.

1

 

65.

Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота.

1

 

66.

Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

1

 

67.

Р.Р.  Сочинение  по произведениям зарубежной литературы

1

 

68.

Контрольное тестирование

1

 

69.

Вн.Чт.  Перечитывая любимые страницы ( по произведениям зарубежной литературы)

1

 

70.

Для домашнего чтения

1

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Введение(1ч.)

 

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в  культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

 

Из устного  народного  творчества (3ч.)

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря  одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

 

Из древнерусской литературы (3ч.)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость,  готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое

многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление   как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки   и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

 

Из литературы  XVIII  века

 

Г. Р. ДЕРЖАВИН  (1ч.)

Поэт  и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на   вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

 

Н.М. КАРАМЗИН (2ч.)

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная

проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория  литературы:  сентиментализм  как  литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-

правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка  и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата   «Карамзин   на   страницах   романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

 

Из литературы 19 века

 

  Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники  (3ч.)   + ВН.ЧТ. (1ч.)

 В.А.Жуковский. «Лесной царь»,  «Море»,  «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...»,  «Смерть Ермака».

   К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг.   «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана,  выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала  XIX века».

 

А.С.ПУШКИН (7ч.) + Р.Р. (1ч.)

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке  Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания  и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман  «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература  и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям  и героям. Новый тип исторической прозы.

         Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная  роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие  речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления  планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной  «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

      

 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (2ч.)

          Кавказ в  жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность  к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные      мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал

Лермонтова» (В. Белинский).

Теория  литературы: сюжет  и фабула в поэме; лироэпическая  поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

 Развитие  речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления  цитатного плана, устное сочинение.

Связь с  другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник»

 

Н.В. ГОГОЛЬ (4ч.) + Р.Р. (1ч.)

Основные  вехи   биографии   писателя.   А.С.  Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости  и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации

комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для  обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.  Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия  в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час   эстетического   воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

 

И.С. ТУРГЕНЕВ (2ч.) + ВН.ЧТ (1ч.)

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения  писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.     Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)

 

  

Н.А.НЕКРАСОВ (1ч.)

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.   «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность  (создание первичных представлений); выразительные  средства художественной речи: эпитет, бессоюзие;  роль глаголов и глагольных форм.   

Развитие    речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

 

А. А.ФЕТ (1ч.)

Краткие  сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер  «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:

Н. И.  Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский.   «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в.  «Отчизна»; Н.П.  Огарев.  «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие

 

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (3ч.)                                                        

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» -  своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.

 

Л.Н. ТОЛСТОЙ (3ч.)                              ТЕСТИРОВАНИЕ (1ч.)

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план

сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

 

Из  литературы XX  века

М. ГОРЬКИЙ (3ч.)

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные  ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы   Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие  (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный  план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси»

 

В.В..МАЯКОВСКИЙ (1ч.)

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

 Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера­турной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина  по материалам конкурсных работ учащихся.

 

О  серьезном  —  с  улыбкой (сатира начала XX века)  (2ч.)

 

II. Л. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек  и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного  анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому  рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм  (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления  словаря лексики персонажа.

 

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (2ч.) + Р.Р. (1ч.)

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества  лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

 

В.П. АСТАФЬЕВ  (3ч.) + ВН.ЧТ (1ч.)

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература  и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;

Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский.  «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »;

М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

 

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ (2ч.)  + ВН.ЧТ. (1ч.)

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

Л.Л. Блок.  «Есть минуты, когда не тревожит...»;

В.В. Хлебников.  «Мне мало нужно...»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В.Исаковский.  «Катюша»;

М. Л. Светлов. «Веселая песня»;

Л.Л.Вознесенский. «Слеги»;

Г.И. Рождественский.    «Мне такою нравится земля»

В.С.. Высоцкий. «Яне люблю» и др.

 

В .Г. РАСПУТИН (4ч.)

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы  В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки  Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих  различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

 

Из  зарубежной  литературы

 

У.ШЕКСПИР (3ч.)

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джулетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

 

М.СЕРВАНТЕС (2ч.)

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

 

 Р.Р. (1ч.),   ТЕСТИРОВАНИЕ (1ч.),     Для домашнего чтения (1ч.)

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

 

Виды и формы контроля

 

 Формы контроля:                       Виды контроля:

  • индивидуальная                      предварительный
  • групповая                                 текущий
  • фронтальная                             тематический

                                                   итоговый

 

 

 

1. Проверочная работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1. Повествование в повести ведется от лица:

А) автора;      Б) повествователя;      В) Миши Мироновой;      Г) Петра Гринёва;    Д) Пугачёва;

2. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью :

А) композиции;   Б) эпиграфов;   В) вставных элементов;    Г) прямой авторской оценки;   Д) выбора героя;

3. Какие исторические личности упоминаются в повести:

А) Фридрих 2;   Б) граф Миних;    В) Григорий Орлов;   Г) Екатерина 1;   Д) Елизавета 1;   Е) Екатерина 2;

4.Назовите художественные приёмы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачёва:

А) прямая авторская оценка; Б) портрет; В) эпиграфы; Г) речевая характеристика;  Д) отношение других персонажей;  Е) вставные элементы;

5. В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова –

А) единственный женский персонаж; Б) стоит в центре сюжета;  В) носительница высокой нравственности и чести;  Г) дочь погибшего русского офицера;

6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета:

А) экспозиция              1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

Б) завязка                       2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

В) кульминация            3) детство Петруши в родовом имении  

Г) развязка                     4) знакомство Гринёва с главной героиней повести

7. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва:

А) характеризует Гринёва; Б) предвещает развитие отношений двух персонажей; В) характеризует Пугачёва;  Г) подчёркивает кровожадность Пугачёва;    

8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»:

А) автору;   Б) Екатерине 2;   В) Петруше Гринёву;   Г) Петру Андреевичу Гринёву – автору мемуаров;   Д) Савельичу;  

9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы:    

А) Пугачёв                            1) оренбургские генералы

Б) Швабрин                           2) Екатерина 2

В) «енералы» Пугачёва        3)  Гринёв

10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачёва:

А) былины    Б) загадки    В) сказки    Г) песни    Д) пословицы    Е) мифы

11. Какую главу предваряет собой эпиграф:

« В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп? –спросил он ласково» (А.Сумароков)

А) «Суд»   Б) «Арест»   В) «Приступ»   Г) «Незваный гость»   Д) « Мятежная слобода»

12.  Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»:

А) проблема любви  Б) проблема чести, долга, милосердия  В) проблема роли народа в развитии общества   Г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства

13. Каким показан в повести Савельич:

А) забитым, безгласным крепостным   Б) послушным, рабски преданным своим господам

В) глубоким, наделённым чувством собственного достоинства    Г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком

14. Отметьте верное суждение: Литературный характер – это…-

А) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;

Б) художественное изображение человека;  В) персональные черты, присущие герою;

15. Какие символические образы используются А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»:

А) путь, дорога;    Б) могила;    В) буря, буран;    Г) орёл, ворон;    Д) кинжал;    Е) виселица;

16.Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва:
А) ум, сметливость;   Б) лень, бездеятельность;   В) удальство, широта натуры;   Г) склонность к пьянству;

17. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»

А) Марии Мироновой;    Б) Василисы Егоровны;    В) Екатерины 2;   Г) Авдотьи Васильевны;

 

 

2. Проверочная работа по теме М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

1. Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:

А) былин  Б) Библии   В) древнерусских летописей    г) стихотворения Горация

2. В чём заключается смысл эпиграфа:

А) восстание против судьбы   Б) раскаяние, безнадёжное смирение   В) защита прав человека на свободу

3. Определите жанр произведения:

А) баллада   Б) элегия   В) поэма-исповедь    Г) притча

4. Какие рифмы использовал автор в поэме «Мцыри»:

А) женские рифмы    Б) мужские рифмы    В) и те, и другие

5. К какому литературному направлению можно отнести поэму:

А) сентиментализм   Б) реализм   В) романтизм   Г) классицизм

6. Что можно назвать символом свободы в поэме:

А) степь     Б) Кавказ     В) барса   г) девушку-грузинку

7. Выделите черты романтизма в поэме:

А) бурная, неистовая природа   Б) гибель героя   В) герой одинок и не понят миром   Г) введение сна героя в сюжет поэмы   

Д) мотив борьбы, мятежа

8. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»:

А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе

Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу

В) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю

Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

9. Определите стихотворный размер, использованный М.Ю.Лермонтовым в поэме:
А) анапест   Б) дактиль    В) амфибрахий   г) ямб

10. Какой момент в сюжете поэмы является центральным:

А) побег из монастыря   Б) встреча с девушкой   В) бой с барсом   Г) гибель Мцыри

11. В исповеди Мцыри звучит:

А) гнев, негодование    Б) смирение, покаяние   В) грусть, размышление   Г) утверждение своей правоты

12. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ:

А) проявляется любовь автора к Кавказу     Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя   В) связь с историей России   Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы

13. В чём заключается основная идея произведения:

А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения   Б) тоска по воле    В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма

 

 

 

 

 

3. Проверочная работа по теме Н.В.Гоголь «Ревизор»

Вариант 1

1. Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор» - верный:

А) придуман Н.В.Гоголем     Б) подарен автору А.С.Пушкиным   В) взят из других источников (книг, газет и т.д.)

2. Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора:

А) рассказы Хлестакова   Б) страх    В) недоразумение    Г) известие о приезде ревизора

3. Отметить черты, характерные для чиновников –персонажей комедии:

А) взяточничество   Б) халатность   В) страх перед начальством   Г) глупость  Д) гостеприимство   Д) использование служебного положения в личных целях

4. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии:

А) юмор  Б) сарказм   В)сатира   Г) ирония

5. Отметить, какой приём использован автором в приведённом отрывке: «Он!  И денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов»:

А) сравнение   Б) гипербола   В) алогизм   Г) гротеск

6. Какому персонажу комедии принадлежат слова: « И странно: директор уехал –куда уехал, неизвестно. Ну натурально , пошли толки: как, что, кому занять место? Многие  из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет. Мудрено. Кажется. и легко на вид, а рассмотришь –просто чёрт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…. Можно представить себе. Тридцать пять тысяч одних курьеров!»

А) Сквознику-Дмухановскому   Б) Тряпичкину    В) Хлестакову

7. Отметить одну из особенностей композиции комедии:

А) перезагруженность комическими ситуациями   Б) частая смена действия   В) две развязки сюжета

8. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

9. Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета:

-экспозиция……

-завязка……

- развитие действия….

-кульминация….

- развязка….

10. Вспомните. Какой эпиграф Н.В.Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?

 

Вариант 2

1.Отметить, какие социальные слои отображены в «Ревизоре»:

А) чиновничество  Б) крестьянство   В) духовенство    Г) купечество   Д) мещанство   Е) помещики

2. Отметить, как построена система взяточничества в среде чиновников:

А) у каждого чиновника есть такое «право»    Б) в отношении взяток существует определённая субординация

В) каждый решает сам, как брать взятки

3. Отметить, к какой группе можно отнести город, изображённый Гоголем в комедии:

А) уникальный, вобравший все пороки России    Б) плод фантазии автора, с надуманными проблемами

В) типичный российский провинциальный город

4. Отметить, есть ли в комедии положительный персонаж:

А) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным    Б) Мария Антоновна    В) да, это разоблачительный смех самого Н.В.Гоголя

5. Отметить, какой приём использован автором в приведённом отрывке : «…в бельэтаже. У меня одна лестница стоит….А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не проснулся : графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж…ж…ж..Иной раз и министр….»:

А) сравнение  Б) гипербола   В) алогизм   Г) гротеск

6. Какому персонажу комедии принадлежат слова: «….потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей! И там на станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора…»:

А) Хлестакову    Б) Тряпичкину    В) Сквознику-Дмухановскому

7. Отметить одну из особенностей композиции комедии:

А) малое количество персонажей   Б) частая смена лирического героя   В) немая сцена   Г) автор видит себя одним из героев

8. Что называется комедией? К какому виду литературных произведений относится комедия?

9. Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета:

-экспозиция……

-завязка……

- развитие действия….

-кульминация….

- развязка….

10. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чём, по вашему мнению, думают участники?

 

Тест по литературе 8 класс (1 полугодие)

Вариант 1

1. Исторические песни появились :

А. одновременно с былинами;      Б. раньше былин;        В. позже былин;

 2. Имя Сергия Радонежского в миру:

А. Варфоломей;     Б. Владимир;     В. Николай;     Г. Григорий;

3. «Фелица» Державина:

А. послание;           Б. ода;        В.элегия;      Г. идиллия;

4. Издание, в котором не печатался Н.М.Карамзин:

А. «Детское чтение для сердца и разума»

Б. «Московский журнал»

В. «Вестник Европы»

Г. «Галатея»

5.Элегия «Сельское кладбище», которую перевёл Жуковский , написана:

А. Байроном;   Б. Шекспиром;    В. Томасом Греем;      Г. Р.Бёрнсом;

6. Кто посетил Пушкина в период его ссылки  в Михайловском:

А. Пущин;      Б. Кюхельбекер;      В. Данзас;    Г. Горчаков;

7. Жанр стихотворения Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!»:

А. ода;        Б.элегия;       В.послание;       Г. идиллия;

8. Исторические  персонажи, не представленные в пушкинском творчестве:

А. Пётр 1;    Б. Емельян Пугачёв;    В. Степан Разин;    Г. Пётр Болотников;

9. Название крепости, в которой разворачиваются события «Капитанской дочки»:

А. Бердская;     Б. Оренбургская;    В. Белогорская;    Г. Васильсурская;

10. Имя и отчество героя «Капитанская дочка»:

А. Пётр Авдеевич;     Б. Пётр Андреевич;    В. Пётр Александрович;

11. «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю» - это :

А.строка из поэмы «Мцыри»;   Б. библейское изречение;

В. строка из стихотворения Лермонтова;    Г. строка из «Корана»;

12. Юноша Мцыри пытается бежать из монастырского плена ради:

А. мести;   Б.свободы;   В. поиска родных и близких;   Г. бегства за границу;

13. Пьеса Гоголя называется :

А. «Сорочинская ярмарка»;   Б. «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

В. «Нос»;   Г. «Ревизор»;

14. Фамилия городничего в комедии Гоголя:

А. Ляпкин-Тяпкин;   Б. Сквозник-Дмухановский;  В. Добчинский;

15. Кто первым принял Хлестакова за ревизора и разнёс это известие по городу:

А. служащие гостиницы;   Б. Бобчинский и Добчинский;

В. купцы;  Г. Шпёкин;

16. Слова автора в тексте пьесы – это:

А. эпиграф;   Б. ремарка;   В. реплика;   Г. монолог;

17. Городок, где развиваются события повести «Ася» И.Тургенева, расположен:

А. на Эльбе;   Б. на Темзе;   В. на Сене;   Г. на Рейне;

18. Кто писал о том, что .. « пленён красотой и лёгкостью языка «Снегурочки»:

А. Добролюбов;   Б. Тургенев;    В. Чернышевский;  Г. Достоевский;

19. Автор оперы «Снегурочка»:

А. Чайковский;   Б. Глинка;   В. Римский –Корсаков;   Г. Даргомыжский;

20. Л.Н.Толстой в университете учился :

А.на историческом факультете;  Б. на филологическом факультете;

В. на юридическом факультете;   Г. на математическом факультете;

21. Какой художественный приём лежит в основе рассказа Толстого «После бала»:

А. эпитет;   Б. контраст;    В. олицетворение;    Г. гипербола;

 

22. Родовое имение Л.Толстого Ясная Поляна  расположено:

А. в Рязанской губернии;    Б. в Тульской губернии;

В. в Орловской губернии;    Г. в Московской губернии;

 

 

Тест по литературе 8 класс (1 полугодие)

Вариант 2

1. Произведение древнерусской литературы, посвящённое Александру невскому:

А. житие;   Б. слово;   В. сказание;   Г. летопись;

2. Кем служил Державин:

А. камергером;   Б. статс-секретарём при императрице Екатерине 2;

В. сенатором;   Г. министром юстиции;

3. Героиня повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»:

А. дворянка;   Б. студентка;    В. крестьянка;    Г. мещанка;

4. Литературное направление, к которому принадлежал В.А.Жуковский:

А. сентиментализм;  Б. классицизм;   В. романтизм;   Г. реализм;

5. Основная тема стихотворения Пушкина , начинающегося слова «Роняет лес багряный свой убор»:

А. любовь;   Б. природа;    В. лицейская дружба;    Г. жизнь и смерть;

6. Первая строфа стихотворения «19 октября»:

А. завязка;    Б. кульминация;    В. эпилог;   Г. экспозиция;

7. Исторический труд о Пугачёве  был назван Пушкиным:

А. «История бунта»;    Б. «История Пугачёвского бунта»;

В. «История Пугачевщины»;   Г. «История Пугачёва»;

8. Воинское звание коменданта крепости Миронова:

А. поручик;   Б. секунд-майор;   В. капитан;   Г. подпоручик;

9. Императрица, решившая судьбу Гринёва после обращения к ней Маши Мироновой:

А. Анна Иоанновна;     Б. Елизавета;    В. Екатерина 1;    Г.Екатерина 2;

10. Мцыри – это :

А. служащий монах;   Б. неслужащий монах; 

В. имя героя;    Г. прозвище героя;

11. Жанр «Ревизора»:

А. драма;   Б. комедия;  В. трагедия;  Г. мюзикл;

12. Имя слуги Хлестакова:

А. Савельич;   Б. Осип;   В. Никита;   Г. Пётр;

13. Кому признался в любви Хлестаков:

А. жене городничего;   Б. дочери городничего;

В. жене и дочери городничего;  Г. дочери городничего и её служанке;

14. Длительная речь одного персонажа:

 А. монолог;  Б. реплика;  В. мизансцена;   Г. монолог;

15. Первоначальное название пьесы А.Островского:

А. «Девушка-Снегурочка»;   Б. «Снегурочка»;

В. «Снегурушка»;   Г. «Девушка – Снегурушка»;

16. Автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого называется:

А. «Детство. Юность. Отрочество»;

Б. « Юность. Отрочество. Детство»;

В. «Отрочество. Детство. Юность»;

Г. «Детство. Отрочество. Юность»;

17. Имя  главного героя автобиографической трилогии Л.Толстого:

А.Сашенька;  Б. Коленька;   В. Николенька;   Г. Андрюша;

18. На сколько смысловых частей можно разделить рассказ л.Толстого «После бала»:

А. на 3;    Б.на 2;    в. на 4;  г. одна глава;

19. Имя одноимённой повести И.С.Тургенева :

А. Лиза;   Б.Ася;   В.Вера;   Г. Екатерина;

20. Один из чиновников в пьесе «Ревизор»  берёт взятки:

А. исключительно в иностранной валюте;

Б. исключительно в рублях;

В. исключительно мануфактурой;

Г.исключительно борзыми щенками;

21. Кто писал о том, что .. « пленён красотой и лёгкостью языка «Снегурочки»:

А. Добролюбов;   Б. Тургенев;    В. Чернышевский;  Г. Достоевский;

22. «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю» - это :

А.строка из поэмы «Мцыри»;   Б. библейское изречение;

В. строка из стихотворения Лермонтова;    Г. строка из «Корана»;

 

 

 

Итоговый тест

1. Искусство по своей природе:

А) рационально   Б) эмоционально   в) сочетает в себе и рациональное, и эмоциональное начало

2. Действующее лицо художественного произведения называется:

А) образом   Б) персонажем   В) типом

3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»:

А) да, и очень существенная   Б) нет   В) в зависимости от жанра

4. Тема произведения:

А) главная идея   Б) объект отражения   В) конкретная описанная ситуация

5. Идея произведения- это:

А) то, что хотел сказать автор    Б) нравственный «урок» произведения     В) главная обобщённая мысль произведения

6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы:

А) да       Б) нет      В) на вопрос нельзя дать однозначного ответа

7. Композиция – это:

А) последовательность событий и действий   Б) движение произведения от завязки до развязки

В) последовательность частей и элементов произведения

Какова роль композиции в раскрытии идеи произведения ? Ответ построить на материале одного из произведения.

8.  Завязка – это:

А) момент возникновения или обнаружения конфликта

Б) начало произведения

В) первое появление главного героя

Приведите примеры завязки, кульминации и развязки некоторых произведений ( см. 7 вопрос)

9. Сюжет –это:

А) основное содержание произведения   Б) последовательность событий и действий   В) последовательность всех элементов произведений

10. В основе сюжетного действия лежит:

А) композиция   Б) конфликт   В) фабула

Привести примеры конфликта некоторых произведений.

11. Литературные жанры – это :

А) эпос, лирика, драма  Б) роман, трагедия, эпиграмма  В) политический роман, социальная драма, философская элегия

12. Что такое литературные жанры:

А) группы произведений внутри литературных родов, отличающихся общностью формальных и содержательных признаков

Б) результат формальной классификации литературных произведений по разным признакам

В) это то же самое, что литературные роды

13. Для определения жанра существенным признаком является :

А) проблематика произведения   Б) его тематика   В) время создания произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

I.            Основная литература

1. «Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы», автор- составитель Г.С.Меркин / Москва, «Русское слово», 2009 г.

      2.Учебник «Литература 8 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях/ Издательство «Русское   слово», Москва, 2014 г.

 

II.            Дополнительная литература

1. Волжина Е.Д. «Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы»/ Издательство « Айрис-пресс»,2008 г.

2. Егорова Н.В. «Поурочные разработки по литературе. 8 класс»/ Издательство «Вако», Москва. 2008 г.

3. Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе. 5-11 класс»/ Издательство «Астрель», Москва, 2004г

.     4. Соловьёва Ф.Е. Литература. 8 класс. Тематическое планирование

      к    учебнику Г.С.Меркина. М.:  «Русское слово», 2011 г.

     5. Соловьёва Ф.Е. 8 класс. Уроки литературы. Методическое пособие к учебнику Г.С.Мер=

      кина. М.:  «Русское слово», 2011 г.

6.       Соловьёва Ф.Е. Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина. В 2-х частях.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по литературе в 8 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Настоящая рабочая программа разработана на основе программыобщеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин ,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев/ М.: «Русское слово», 2009 года. Программа допущена Министерством образования и науки  Российской Федерации.  Рабочая программа составлена также с учётом рекомендаций  СКИПКРО, изложенных в  инструктивно  - методическом письме о преподавании литературы в 2014 – 2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 844 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 379
    • DOCX 204 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Грачева Надежда Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Грачева Надежда Михайловна
    Грачева Надежда Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10168
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек