Главная / Русский язык и литература / календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по литературе в 8 классе

календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по литературе в 8 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин ,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев/ М.: «Русское слово», 2009 года. Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. Рабочая программа составлена также с учётом рекомендаций СКИПКРО, изложенных в инструктивно - методическом письме о преподавании литературы в 2014 – 2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области.

Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В 2014-2015 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (10-11 классы).

Учебник «Литература. 8 класс. Автор-составитель: Меркин Г.С. Москва, «Русское слово», 2014 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образова-тельных учреждений Российской Федерации в учебных планах для образовательных учреждений изучения учебного предмета «Литература» отводится следующее количество часов:

385 часов на этапе основного общего образования: в 8 классе выделяется 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Реализация практической части программы:

классное сочинение – 3

домашнее сочинение – 1

тестирование - 2

Внеклассное чтение - 5

Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Важнейшими умениями в 8 классе являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про­изведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п.п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени


Сроки

1.

Введение

Своеобразие курса литературы 8 класса. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.



1


2.

Из устного народного творчества

Исторические песни : « Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», « Разин и девка- астраханка»,

( по выбору). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни -плачи.

1


3.

Исторические песни: «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Орешек».Средства выразительности, проблематика в исторической песне и песне-плаче.

1


4.

Исторические песни: « Иван Грозный молится по сыне». Анализ произведения. Нравственная проблематика в исторической песне и песне плаче

1


5.

Из древнерусской литературы

«Сказание о Борисе и Глебе»

«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.

1


6.

«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

1


7.

«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.

1


8.

Из литературы 18 века

Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворение Памятник», «Вельможа». Тема поэта и поэзии.

1


9.

Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.

1


10.

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы

1


11.

Из литературы 19 века

Поэты круга Пушкина:

Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище»; Батюшков К.Н. «Мой гений», «Переход русских войск через Неман» «Надпись к портрету Жуковского», « Есть наслаждение в дикой природе»; основные темы, мотивы.

1


12.

Поэты круга Пушкина:

Баратынский Е.А. « Разуверение», «Чудный град порой сольётся», «Муза»; Дельвиг А.А. «Романс», «Русская песня», «Идиллия». Система образно-выразительных средств

1


13.

Поэты круга Пушкина: Языков Н.М. « Родина», «Пловец». Рылеев К.Ф. « Я ль буду в роковое время». Основные темы, мотивы

1


14.

Вн.Чт. «Песни и романсы на стихи поэтов начала 19 века»

1


15.

Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,

« 19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».

1


16.

Пушкин А.С. «Маленькие трагедии». Обзор, содержание одного произведения по выбору. Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительному плану.

1


17 .

Пушкин А.С. «Пиковая дама» (обзор). Основная проблематика произведения

1


18.

Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.

1


19.

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести

1


20.

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Отношение писателя к событиям и героям повести

1


21.

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Новый тип исторической прозы

1


22.

Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1


23.

Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве.

1


24.

Лермонтов М.Ю. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость. Сила духа – основные мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри» - любимый идеал поэта»- В.Белинский

1


25.

Гоголь Н.В. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь

1


26.

Гоголь Н.В. Пьеса «Ревизор». Творческая и сценическая история комедии.

1


27.

Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.

1


28.

Гоголь Н.В. «Ревизор». Основной конфликт и способы его разрешения

1


29.

Р.Р.Классное сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1


30.

Тургенев И.С. Основные вехи биографии писателя. Повесть «Ася»: возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев

1


31.

Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини

1


32.

Вт.Чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич «Осень»; П.Вяземский « Берёза»,

«Осень», А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», И.Суриков « После дождя», И.Анненский « Сентябрь», « Зимний романс»

1


33.

Некрасов Н.А. Основные вехи биографии Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зелёный шум». Человек и природа в стихотворениях Некрасова.

1


34.

Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.

1


35.

Островский А.Н. Краткие сведения о писателе.

1


36.

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки

1


37.

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке

1


38.

Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».

1


39.

Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест. Истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа.

1


40

Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

1


41.

Контрольное тестирование

1


42.

Из литературы 20 века

Горький М. основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении Горького. «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности

1


43.

Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа

1


44.

Художественное своеобразие ранней прозы Горького

1


45.

Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям»

1


46.

Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.

1


47.

Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

1


48.

Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта

1


49.

Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта

1


50.

Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению)

1


51.

Астафьев В.П. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве писателя

1


52.

Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.

1


53.

Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

1


54.

Вн.Чт. «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне)

1


55.

Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль».

1


56.

Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав

1


57.

Вн.Чт. «Судьба Отчизны» (стихи о ВОВ)

1


58.

Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина

1


59.

Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести.

1


60.

Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.

1


61.

Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Мотивы милосердия, готовность прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

1


62.

Из зарубежной литературы

Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.


1


63.

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Сценическая история пьесы. «Ромео Джульетта» на русской сцене.

1


64.

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Проблема отцов и детей.

1


65.

Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота.

1


66.

Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

1


67.

Р.Р. Сочинение по произведениям зарубежной литературы

1


68.

Контрольное тестирование

1


69.

Вн.Чт. Перечитывая любимые страницы ( по произведениям зарубежной литературы)

1


70.

Для домашнего чтения

1




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Введение(1ч.)


Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.


Из устного народного творчества (3ч.)

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.


Из древнерусской литературы (3ч.)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое

многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.


Из литературы XVIII века


Г. Р. ДЕРЖАВИН (1ч.)

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.


Н.М. КАРАМЗИН (2ч.)

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная

проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-

правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».


Из литературы 19 века


Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники (3ч.) + ВН.ЧТ. (1ч.)

В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».


А.С.ПУШКИН (7ч.) + Р.Р. (1ч.)

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (2ч.)

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал

Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник»


Н.В. ГОГОЛЬ (4ч.) + Р.Р. (1ч.)

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации

комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».


И.С. ТУРГЕНЕВ (2ч.) + ВН.ЧТ (1ч.)

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)


Н.А.НЕКРАСОВ (1ч.)

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.


А. А.ФЕТ (1ч.)

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:

Н. И. Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в. «Отчизна»; Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие


А.Н. ОСТРОВСКИЙ (3ч.)

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.


Л.Н. ТОЛСТОЙ (3ч.) ТЕСТИРОВАНИЕ (1ч.)

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план

сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.


Из литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ (3ч.)

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси»


В.В..МАЯКОВСКИЙ (1ч.)

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера­турной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.


О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) (2ч.)


II. Л. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.


Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (2ч.) + Р.Р. (1ч.)

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».


В.П. АСТАФЬЕВ (3ч.) + ВН.ЧТ (1ч.)

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;

Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »;

М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.


А.Т.ТВАРДОВСКИЙ (2ч.) + ВН.ЧТ. (1ч.)

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

Л.Л. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;

В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В.Исаковский. «Катюша»;

М. Л. Светлов. «Веселая песня»;

Л.Л.Вознесенский. «Слеги»;

Г.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля»

В.С.. Высоцкий. «Яне люблю» и др.


В .Г. РАСПУТИН (4ч.)

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.


Из зарубежной литературы


У.ШЕКСПИР (3ч.)

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джулетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.


М.СЕРВАНТЕС (2ч.)

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.


Р.Р. (1ч.), ТЕСТИРОВАНИЕ (1ч.), Для домашнего чтения (1ч.)

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ


Виды и формы контроля


Формы контроля: Виды контроля:

  • индивидуальная предварительный

  • групповая текущий

  • фронтальная тематический

итоговый






1. Проверочная работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1. Повествование в повести ведется от лица:

А) автора; Б) повествователя; В) Миши Мироновой; Г) Петра Гринёва; Д) Пугачёва;

2. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью :

А) композиции; Б) эпиграфов; В) вставных элементов; Г) прямой авторской оценки; Д) выбора героя;

3. Какие исторические личности упоминаются в повести:

А) Фридрих 2; Б) граф Миних; В) Григорий Орлов; Г) Екатерина 1; Д) Елизавета 1; Е) Екатерина 2;

4.Назовите художественные приёмы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачёва:

А) прямая авторская оценка; Б) портрет; В) эпиграфы; Г) речевая характеристика; Д) отношение других персонажей; Е) вставные элементы;

5. В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова –

А) единственный женский персонаж; Б) стоит в центре сюжета; В) носительница высокой нравственности и чести; Г) дочь погибшего русского офицера;

6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета:

А) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

Б) завязка 2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

В) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении

Г) развязка 4) знакомство Гринёва с главной героиней повести

7. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва:

А) характеризует Гринёва; Б) предвещает развитие отношений двух персонажей; В) характеризует Пугачёва; Г) подчёркивает кровожадность Пугачёва;

8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»:

А) автору; Б) Екатерине 2; В) Петруше Гринёву; Г) Петру Андреевичу Гринёву – автору мемуаров; Д) Савельичу;

9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы:

А) Пугачёв 1) оренбургские генералы

Б) Швабрин 2) Екатерина 2

В) «енералы» Пугачёва 3) Гринёв

10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачёва:

А) былины Б) загадки В) сказки Г) песни Д) пословицы Е) мифы

11. Какую главу предваряет собой эпиграф:

« В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп? –спросил он ласково» (А.Сумароков)

А) «Суд» Б) «Арест» В) «Приступ» Г) «Незваный гость» Д) « Мятежная слобода»

12. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»:

А) проблема любви Б) проблема чести, долга, милосердия В) проблема роли народа в развитии общества Г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства

13. Каким показан в повести Савельич:

А) забитым, безгласным крепостным Б) послушным, рабски преданным своим господам

В) глубоким, наделённым чувством собственного достоинства Г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком

14. Отметьте верное суждение: Литературный характер – это…-

А) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;

Б) художественное изображение человека; В) персональные черты, присущие герою;

15. Какие символические образы используются А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»:

А) путь, дорога; Б) могила; В) буря, буран; Г) орёл, ворон; Д) кинжал; Е) виселица;

16.Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва:
А) ум, сметливость; Б) лень, бездеятельность; В) удальство, широта натуры; Г) склонность к пьянству;

17. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»

А) Марии Мироновой; Б) Василисы Егоровны; В) Екатерины 2; Г) Авдотьи Васильевны;



2. Проверочная работа по теме М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

1. Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:

А) былин Б) Библии В) древнерусских летописей г) стихотворения Горация

2. В чём заключается смысл эпиграфа:

А) восстание против судьбы Б) раскаяние, безнадёжное смирение В) защита прав человека на свободу

3. Определите жанр произведения:

А) баллада Б) элегия В) поэма-исповедь Г) притча

4. Какие рифмы использовал автор в поэме «Мцыри»:

А) женские рифмы Б) мужские рифмы В) и те, и другие

5. К какому литературному направлению можно отнести поэму:

А) сентиментализм Б) реализм В) романтизм Г) классицизм

6. Что можно назвать символом свободы в поэме:

А) степь Б) Кавказ В) барса г) девушку-грузинку

7. Выделите черты романтизма в поэме:

А) бурная, неистовая природа Б) гибель героя В) герой одинок и не понят миром Г) введение сна героя в сюжет поэмы

Д) мотив борьбы, мятежа

8. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»:

А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе

Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу

В) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю

Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

9. Определите стихотворный размер, использованный М.Ю.Лермонтовым в поэме:
А) анапест Б) дактиль В) амфибрахий г) ямб

10. Какой момент в сюжете поэмы является центральным:

А) побег из монастыря Б) встреча с девушкой В) бой с барсом Г) гибель Мцыри

11. В исповеди Мцыри звучит:

А) гнев, негодование Б) смирение, покаяние В) грусть, размышление Г) утверждение своей правоты

12. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ:

А) проявляется любовь автора к Кавказу Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя В) связь с историей России Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы

13. В чём заключается основная идея произведения:

А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения Б) тоска по воле В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма






3. Проверочная работа по теме Н.В.Гоголь «Ревизор»

Вариант 1

1. Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор» - верный:

А) придуман Н.В.Гоголем Б) подарен автору А.С.Пушкиным В) взят из других источников (книг, газет и т.д.)

2. Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора:

А) рассказы Хлестакова Б) страх В) недоразумение Г) известие о приезде ревизора

3. Отметить черты, характерные для чиновников –персонажей комедии:

А) взяточничество Б) халатность В) страх перед начальством Г) глупость Д) гостеприимство Д) использование служебного положения в личных целях

4. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии:

А) юмор Б) сарказм В)сатира Г) ирония

5. Отметить, какой приём использован автором в приведённом отрывке: «Он! И денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов»:

А) сравнение Б) гипербола В) алогизм Г) гротеск

6. Какому персонажу комедии принадлежат слова: « И странно: директор уехал –куда уехал, неизвестно. Ну натурально , пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет. Мудрено. Кажется. и легко на вид, а рассмотришь –просто чёрт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…. Можно представить себе. Тридцать пять тысяч одних курьеров!»

А) Сквознику-Дмухановскому Б) Тряпичкину В) Хлестакову

7. Отметить одну из особенностей композиции комедии:

А) перезагруженность комическими ситуациями Б) частая смена действия В) две развязки сюжета

8. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

9. Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета:

-экспозиция……

-завязка……

- развитие действия….

-кульминация….

- развязка….

10. Вспомните. Какой эпиграф Н.В.Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?


Вариант 2

1.Отметить, какие социальные слои отображены в «Ревизоре»:

А) чиновничество Б) крестьянство В) духовенство Г) купечество Д) мещанство Е) помещики

2. Отметить, как построена система взяточничества в среде чиновников:

А) у каждого чиновника есть такое «право» Б) в отношении взяток существует определённая субординация

В) каждый решает сам, как брать взятки

3. Отметить, к какой группе можно отнести город, изображённый Гоголем в комедии:

А) уникальный, вобравший все пороки России Б) плод фантазии автора, с надуманными проблемами

В) типичный российский провинциальный город

4. Отметить, есть ли в комедии положительный персонаж:

А) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным Б) Мария Антоновна В) да, это разоблачительный смех самого Н.В.Гоголя

5. Отметить, какой приём использован автором в приведённом отрывке : «…в бельэтаже. У меня одна лестница стоит….А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не проснулся : графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж…ж…ж..Иной раз и министр….»:

А) сравнение Б) гипербола В) алогизм Г) гротеск

6. Какому персонажу комедии принадлежат слова: «….потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей! И там на станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора…»:

А) Хлестакову Б) Тряпичкину В) Сквознику-Дмухановскому

7. Отметить одну из особенностей композиции комедии:

А) малое количество персонажей Б) частая смена лирического героя В) немая сцена Г) автор видит себя одним из героев

8. Что называется комедией? К какому виду литературных произведений относится комедия?

9. Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета:

-экспозиция……

-завязка……

- развитие действия….

-кульминация….

- развязка….

10. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чём, по вашему мнению, думают участники?


Тест по литературе 8 класс (1 полугодие)

Вариант 1

1. Исторические песни появились :

А. одновременно с былинами; Б. раньше былин; В. позже былин;

2. Имя Сергия Радонежского в миру:

А. Варфоломей; Б. Владимир; В. Николай; Г. Григорий;

3. «Фелица» Державина:

А. послание; Б. ода; В.элегия; Г. идиллия;

4. Издание, в котором не печатался Н.М.Карамзин:

А. «Детское чтение для сердца и разума»

Б. «Московский журнал»

В. «Вестник Европы»

Г. «Галатея»

5.Элегия «Сельское кладбище», которую перевёл Жуковский , написана:

А. Байроном; Б. Шекспиром; В. Томасом Греем; Г. Р.Бёрнсом;

6. Кто посетил Пушкина в период его ссылки в Михайловском:

А. Пущин; Б. Кюхельбекер; В. Данзас; Г. Горчаков;

7. Жанр стихотворения Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!»:

А. ода; Б.элегия; В.послание; Г. идиллия;

8. Исторические персонажи, не представленные в пушкинском творчестве:

А. Пётр 1; Б. Емельян Пугачёв; В. Степан Разин; Г. Пётр Болотников;

9. Название крепости, в которой разворачиваются события «Капитанской дочки»:

А. Бердская; Б. Оренбургская; В. Белогорская; Г. Васильсурская;

10. Имя и отчество героя «Капитанская дочка»:

А. Пётр Авдеевич; Б. Пётр Андреевич; В. Пётр Александрович;

11. «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю» - это :

А.строка из поэмы «Мцыри»; Б. библейское изречение;

В. строка из стихотворения Лермонтова; Г. строка из «Корана»;

12. Юноша Мцыри пытается бежать из монастырского плена ради:

А. мести; Б.свободы; В. поиска родных и близких; Г. бегства за границу;

13. Пьеса Гоголя называется :

А. «Сорочинская ярмарка»; Б. «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

В. «Нос»; Г. «Ревизор»;

14. Фамилия городничего в комедии Гоголя:

А. Ляпкин-Тяпкин; Б. Сквозник-Дмухановский; В. Добчинский;

15. Кто первым принял Хлестакова за ревизора и разнёс это известие по городу:

А. служащие гостиницы; Б. Бобчинский и Добчинский;

В. купцы; Г. Шпёкин;

16. Слова автора в тексте пьесы – это:

А. эпиграф; Б. ремарка; В. реплика; Г. монолог;

17. Городок, где развиваются события повести «Ася» И.Тургенева, расположен:

А. на Эльбе; Б. на Темзе; В. на Сене; Г. на Рейне;

18. Кто писал о том, что .. « пленён красотой и лёгкостью языка «Снегурочки»:

А. Добролюбов; Б. Тургенев; В. Чернышевский; Г. Достоевский;

19. Автор оперы «Снегурочка»:

А. Чайковский; Б. Глинка; В. Римский –Корсаков; Г. Даргомыжский;

20. Л.Н.Толстой в университете учился :

А.на историческом факультете; Б. на филологическом факультете;

В. на юридическом факультете; Г. на математическом факультете;

21. Какой художественный приём лежит в основе рассказа Толстого «После бала»:

А. эпитет; Б. контраст; В. олицетворение; Г. гипербола;


22. Родовое имение Л.Толстого Ясная Поляна расположено:

А. в Рязанской губернии; Б. в Тульской губернии;

В. в Орловской губернии; Г. в Московской губернии;



Тест по литературе 8 класс (1 полугодие)

Вариант 2

1. Произведение древнерусской литературы, посвящённое Александру невскому:

А. житие; Б. слово; В. сказание; Г. летопись;

2. Кем служил Державин:

А. камергером; Б. статс-секретарём при императрице Екатерине 2;

В. сенатором; Г. министром юстиции;

3. Героиня повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»:

А. дворянка; Б. студентка; В. крестьянка; Г. мещанка;

4. Литературное направление, к которому принадлежал В.А.Жуковский:

А. сентиментализм; Б. классицизм; В. романтизм; Г. реализм;

5. Основная тема стихотворения Пушкина , начинающегося слова «Роняет лес багряный свой убор»:

А. любовь; Б. природа; В. лицейская дружба; Г. жизнь и смерть;

6. Первая строфа стихотворения «19 октября»:

А. завязка; Б. кульминация; В. эпилог; Г. экспозиция;

7. Исторический труд о Пугачёве был назван Пушкиным:

А. «История бунта»; Б. «История Пугачёвского бунта»;

В. «История Пугачевщины»; Г. «История Пугачёва»;

8. Воинское звание коменданта крепости Миронова:

А. поручик; Б. секунд-майор; В. капитан; Г. подпоручик;

9. Императрица, решившая судьбу Гринёва после обращения к ней Маши Мироновой:

А. Анна Иоанновна; Б. Елизавета; В. Екатерина 1; Г.Екатерина 2;

10. Мцыри – это :

А. служащий монах; Б. неслужащий монах;

В. имя героя; Г. прозвище героя;

11. Жанр «Ревизора»:

А. драма; Б. комедия; В. трагедия; Г. мюзикл;

12. Имя слуги Хлестакова:

А. Савельич; Б. Осип; В. Никита; Г. Пётр;

13. Кому признался в любви Хлестаков:

А. жене городничего; Б. дочери городничего;

В. жене и дочери городничего; Г. дочери городничего и её служанке;

14. Длительная речь одного персонажа:

А. монолог; Б. реплика; В. мизансцена; Г. монолог;

15. Первоначальное название пьесы А.Островского:

А. «Девушка-Снегурочка»; Б. «Снегурочка»;

В. «Снегурушка»; Г. «Девушка – Снегурушка»;

16. Автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого называется:

А. «Детство. Юность. Отрочество»;

Б. « Юность. Отрочество. Детство»;

В. «Отрочество. Детство. Юность»;

Г. «Детство. Отрочество. Юность»;

17. Имя главного героя автобиографической трилогии Л.Толстого:

А.Сашенька; Б. Коленька; В. Николенька; Г. Андрюша;

18. На сколько смысловых частей можно разделить рассказ л.Толстого «После бала»:

А. на 3; Б.на 2; в. на 4; г. одна глава;

19. Имя одноимённой повести И.С.Тургенева :

А. Лиза; Б.Ася; В.Вера; Г. Екатерина;

20. Один из чиновников в пьесе «Ревизор» берёт взятки:

А. исключительно в иностранной валюте;

Б. исключительно в рублях;

В. исключительно мануфактурой;

Г.исключительно борзыми щенками;

21. Кто писал о том, что .. « пленён красотой и лёгкостью языка «Снегурочки»:

А. Добролюбов; Б. Тургенев; В. Чернышевский; Г. Достоевский;

22. «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю» - это :

А.строка из поэмы «Мцыри»; Б. библейское изречение;

В. строка из стихотворения Лермонтова; Г. строка из «Корана»;




Итоговый тест

1. Искусство по своей природе:

А) рационально Б) эмоционально в) сочетает в себе и рациональное, и эмоциональное начало

2. Действующее лицо художественного произведения называется:

А) образом Б) персонажем В) типом

3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»:

А) да, и очень существенная Б) нет В) в зависимости от жанра

4. Тема произведения:

А) главная идея Б) объект отражения В) конкретная описанная ситуация

5. Идея произведения- это:

А) то, что хотел сказать автор Б) нравственный «урок» произведения В) главная обобщённая мысль произведения

6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы:

А) да Б) нет В) на вопрос нельзя дать однозначного ответа

7. Композиция – это:

А) последовательность событий и действий Б) движение произведения от завязки до развязки

В) последовательность частей и элементов произведения

Какова роль композиции в раскрытии идеи произведения ? Ответ построить на материале одного из произведения.

8. Завязка – это:

А) момент возникновения или обнаружения конфликта

Б) начало произведения

В) первое появление главного героя

Приведите примеры завязки, кульминации и развязки некоторых произведений ( см. 7 вопрос)

9. Сюжет –это:

А) основное содержание произведения Б) последовательность событий и действий В) последовательность всех элементов произведений

10. В основе сюжетного действия лежит:

А) композиция Б) конфликт В) фабула

Привести примеры конфликта некоторых произведений.

11. Литературные жанры – это :

А) эпос, лирика, драма Б) роман, трагедия, эпиграмма В) политический роман, социальная драма, философская элегия

12. Что такое литературные жанры:

А) группы произведений внутри литературных родов, отличающихся общностью формальных и содержательных признаков

Б) результат формальной классификации литературных произведений по разным признакам

В) это то же самое, что литературные роды

13. Для определения жанра существенным признаком является :

А) проблематика произведения Б) его тематика В) время создания произведения





















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Основная литература

1. «Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы», автор- составитель Г.С.Меркин / Москва, «Русское слово», 2009 г.

2.Учебник «Литература 8 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях/ Издательство «Русское слово», Москва, 2014 г.



  1. Дополнительная литература

1. Волжина Е.Д. «Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы»/ Издательство « Айрис-пресс»,2008 г.

2. Егорова Н.В. «Поурочные разработки по литературе. 8 класс»/ Издательство «Вако», Москва. 2008 г.

3. Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе. 5-11 класс»/ Издательство «Астрель», Москва, 2004г

. 4. Соловьёва Ф.Е. Литература. 8 класс. Тематическое планирование

к учебнику Г.С.Меркина. М.: «Русское слово», 2011 г.

5. Соловьёва Ф.Е. 8 класс. Уроки литературы. Методическое пособие к учебнику Г.С.Мер=

кина. М.: «Русское слово», 2011 г.

  1. Соловьёва Ф.Е. Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина. В 2-х частях.

21



календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по литературе в 8 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Настоящая рабочая программа разработана на основе программыобщеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин ,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев/ М.: «Русское слово», 2009 года. Программа допущена Министерством образования и науки  Российской Федерации.  Рабочая программа составлена также с учётом рекомендаций  СКИПКРО, изложенных в  инструктивно  - методическом письме о преподавании литературы в 2014 – 2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области.

Автор Грачева Надежда Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 534
Номер материала 37783
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓