Главная / История / Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории (5 класс)

Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории (5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


учителя истории и обществознания Митрофановой Ксении Николаевны

Наименование предмета: Всеобщая история. История Древнего мира.

Класс:5 Б, Г, Д

Общее количество часов по учебному плану: 70

Базовая учебная программа: Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2014.

Учебник и другие учебные пособия: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.А. Искендерова. М.: Просвещение, 2013.



План рассмотрен и утверждён

На заседании кафедры общественных наук и экономики

«_______»_________________________2014 г.

Протокол № _______________________

Зав. кафедрой Загайнова Е.Г.



Новосибирск, 2014

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

урока

Тема урока

Базовое содержание урока

Тип урока

Виды деятельности

Планируемые результаты и компетенции

Предметные

Метапредметные

Личностные

ВВЕДЕНИЕ (1 Ч)

1

1

Вводный урок

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении ИДМ.

Изучение нового материала

Групповая, работа с контурной картой.

Знать основные понятия:

- исторический источник;

- исторические факты:

Что изучает история Древнего мира.

Уметь определять роль археологических раскопок и значение письменных источников в изучении истории Древнего Мира.

Уметь работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации

Составлять план своих действий.

Мотивация к изучению Истории Древнего мира.

Осознавать, какое значение и смысл имеет

для меня учение.



Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 ЧАСОВ)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

2

2

Древнейшие люди

Древнейшие люди – наши далекие предки. Прародина человека. Орудия труда и опыт их изготовления. Собирательство и охота. Овладение огнем.

Изучение нового материала

Групповая, работа с контурной картой.

Знать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе, основные занятия.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни

Понимание культурного многообразия мира.

3

3

Родовые общины охотников и собирателей

Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты, охота сообща, новые орудия охоты. Родовые общины, сообщества сородичей. Совместное ведение хозяйства и распределение обязанностей в родовой общине.

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой.

Знать географию расселения первобытных людей.

Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты и новые способы охоты.

.

Выделять признаки родовой общины.

Разрабатывать сценарий охоты на крупного зверя

Излагать свое мнение, аргументировать его

4

4

Возникновение искусства и религиозных верований

Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя перед охотой. Зарождение веры в душу. Религиозные верования первобытных охотников и собирателей.

Комбинированный урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения.

Объяснять, как ученые разгадывают тайны наскальной живописи. Работать с текстом учебника по заданию учителя. Характеризовать верования первобытных людей

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе.

Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)

5

5

Возникновение земледелия и скотоводства

Возникновение земледелия. Мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство. Освоение ремесел, гончарное ремесло, появление одежды из ткани. Родовые общины и племя. Племя. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования скотоводов и земледельцев, зарождение культа.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, исследовательская.

Знать географию районов первичного земледелия на исторической карте.

Рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Обозначать последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни первобытного человека.

Характеризовать религиозные представления древнего человека.

Развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

6

6

Появление неравенства и знати

Развитие ремесел и выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Обработка металлов, изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Комбинированный урок.

Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой.

Знать понятия: гончарный круг, металлургия, ремесло, ремесленник, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, рабы, город, святилище, государство.

Находить на карте районы первичной металлургии. Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменение отношений в общине после выделения в ней знати.

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

7

7

Повторительно-обобщающий урок.

Значение эпохи первобытности для человечества. Какой опыт дала нам первобытность. Переход от первобытности к цивилизации, выделения ремесла, неравенство, появление городов, государств, письменности.

Повторение пройденного материала.

Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой, частично-поисковая.

Уметь работать с картой, составлять и решать кроссворды, решать проблемные и развивающие задачи.

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе.

Развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия.

Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений.

Мотивация к изучению Истории Древнего мира.

Осознавать, какое значение и смысл имеет

для меня учение.

Тема 3. Счет лет в истории (1 ч)

8

8

Счет лет в истории

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Летоисчисление о РХ, наша эра. Линия времени как схема ориентировки в историческом времени

Комбинированный урок.

Групповая, индивидуальная, частично-поисковая.

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет лет. Знать понятия: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период, хронология.

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ч)

Тема 4. Древний Египет (8 ч)

9

9

Государство на берегах Нила.

Страна Египет, местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте, система орошения. Объединение Древнего Египта. Управление единым государством.

Изучение нового материала

Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой, частично-поисковая.

Характеризовать местоположение и природно-географические условия страны с помощью карты и и мультимедийных ресурсов. Устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и занятиями древних египтян.

Знать понятия: речные пороги, речной ил, оазис в пустыне, рельеф, фараон, столица.

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений.

Мотивация к изучению Истории Древнего мира.


10

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Жители Египта: от фараона до простого земледельца. труд земледельца. Система оросительных каналов. В гостях у египтянина, жилище. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.

Комбинированный урок.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая.

Знать и самостоятельно формулировать понятия: вельможа, писец, налог, орошение, шадуф, роспись, амулет.

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

11

11

Жизнь египетского вельможи

О чем могут рассказать гробницы вельмож. Усадьба вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.

Комбинированный урок.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, исследовательская.

Учиться работать в малой группе над общим заданием. Знать ключевые понятия урока.

Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.

Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

12

12

Военные походы фараонов

Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев, боевые колесницы египтян. Направления военных походов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта – Мемфис и Фивы. Участь военнопленных. Появление наемного войска.

Изучение нового материала.

Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической картой, частично-поисковая.

Знать понятия: бронза, пехотинец, боевая колесница, дышло, возница, колесничий, дротик, наемное войско. Уметь работать с картой и датами. Делать сообщение в военных походах Тутмоса III.

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

13

13

Религия древних египтян

Боги и жрецы. Храмы – святилища богов. Могущество жрецов. Египтяне о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса.

Комбинированный урок.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, исследовательская.

Знать основные особенности религии древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Знать понятия: храм, жрец, саркофаг, статуя, мумия.

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

14

14

Искусство Древнего Египта

Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс, пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры. Экспозиции древнеегипетского искусства в музеях мира.

Комбинированный урок.

Групповая, проектная деятельность, элементы исследовательской деятельности.

Знать понятия: египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, колонна. Уметь искать в Интернете информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов; рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Формирование эстетического вкуса и чувства прекрасного у учащихся.

15

15

Письменность и знания древних египтян

Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материалов для письма, египетские папирусы. Свиток папируса – книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчета времени. Жрецы – хранители знаний.

Комбинированный урок.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая.

Знать понятия: иероглиф, папирусный свиток, календарь, астрономия, водяные часы. Уметь находить и представлять информацию в виде сообщений.

Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.

Развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как к науке.

Формирование эстетического вкуса и чувства прекрасного у учащихся.

16

16

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет

Достижения Древнего Египта (ирригационное земледелие, культовое строительство, зарождение письменности, появление основ наук). Неограниченная власть фараонов, представления о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Повторительно-обобщающий урок.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, проектная деятельность.

Знать ключевые понятия изученной темы. Уметь работать с картой, составлять и решать кроссворды, решать проблемные и развивающие задачи.

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как к науке.


Тема 5. Западная Азия в древности (7 часов)

17

17

Древнее Двуречье

Страна двух рек: местоположение, природно-географические условия, ирригационное земледелие.

Города из глиняных кирпичей. Ур и Урук. Башни от земли до неба. Боги шумеров. Письмена на глиняных табличках. Писцовые школы. Клинопись – особое письмо Двуречья.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической и контурной картой.

Знать понятия: шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы». Характеризовать природно-географические условия Древнего Двуречья. Описывать и выделять главные особенности письменности Древнего Двуречья.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Умение работать с различными источниками информации – как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

18

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Город Вавилон становится главным. Власть Хаммурапи – от богов. Царские законы. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Принцип талиона. Закон о ростовщиках.

Комбинированный урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.

Выделять основные понятия урока (не более пяти) Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены законами богов.

Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.

Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

19

19

Финикия

Города финикийцев. Природно-климатические условия Финикии. Финикийские мореплаватели, Средиземное море и финикийцы. Ремесла. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Алфавит. Легенды о финикийцах.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.

Знать основные понятия урока.

Характеризовать финикийский алфавит. Описывать основные занятия финикийцев. Использовать историческую карту для объяснения выгодного положения Финикии.

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

20

20

Библейские сказания.

Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Занятия, быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта. Бог дает законы народу.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.

Знать территорию расселения древнееврейских племен. Объяснять значение принятия единобожия. Знать и уметь формулировать самостоятельно основные понятия урока.

Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.

Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Уважение к религиозным традициям своего и других народов.

21

21

Древнееврейское царство.

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство. Первые цари – Саул, Давид, Соломон. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях.

Комбинированный урок.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.

Решать развивающие и проблемные задачи. Знать основные понятия урока. Укреплять навыки работы с картой.

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

22

22

Ассирийская держава.

Освоение железа, железные орудия труда. Ассирийское войско и конница. Вооружение. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Произведения ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.

Работать в малых группах над заданием учителя. Характеризовать достижения ассирийцев в обработке железа, искусстве, военном деле. Знать и называть основные причины гибели Ассирийской державы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Умение работать с различными источниками информации – как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)

Развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как к науке.

Формирование эстетического вкуса и чувства прекрасного у учащихся.

23

23

Персидская держава

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Кир Великий. Образование Персидской державы. Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Войско персидского царя.

Комбинированный урок.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.

Работать с исторической картой.

Систематизировать информацию о достижениях персидских царей. Знать и формулировать самостоятельно ключевые понятия темы. Знать и кратко рассказывать легенды о персидских царях.

Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.

Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов)

24

24

Природа и люди Древней Индии

Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли и деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Сказание о Раме. Вера в переселение душ.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Уметь рассказывать о местоположении Индии, природно-климатических условиях. Показывать на карте основные географические объекты Индии. Знать и формулировать основные понятия темы.

Развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Формирование культуры общения.

Уважение к этнокультурным традициям других народов.

25

25

Устройство общества в Древней Индии

Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. "Неприкасаемые". Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царём Ашокой

Комбинированный урок.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность.

Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Готовить сообщение о жизни Будды.

Перечислять достижения древних индийцев. Доказывать, что брахманы - хранители знаний.

Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма.

Составлять простой план пунктов параграфа (по выбору).

Формулировать и доказывать свою точку зрения.


Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

26

26

Природа и люди Древнего Китая. Конфуций и его учение.

Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Находить на карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости

Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.

Формирование культуры общения.

Уважение к этнокультурным традициям других народов.

27

27

Первый властелин единого Китая.

Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Комбинированный урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Рассказывать об отношениях Китая с соседями.

Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Умение работать с различными источниками информации – как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)

Развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как к науке.

Формирование эстетического вкуса и чувства прекрасного у учащихся.

28

28

Повторение по теме «Древний Восток»

Повторение изученного материала.

Повторительно-обобщающий урок.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой, частично-поисковая деятельность.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма.

Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая.

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Уважение к этнокультурным традициям других народов.

Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 час)

Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов)

29

29

Древнейшая Греция

Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар

Изучение нового материала

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой, исследовательская деятельность.

Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря.

Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой заданиями рабочей тетради.

Умение работать с различными источниками информации – как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст

30

30

Микены и Троя.

В крепостных Микенах. Местонахождение. "Архитектура великанов". Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия

Комбинированный урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Показывать на карте местоположение Микен.

Выделять отличия между микенской и критской культурами.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

Развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как к науке.

Формирование эстетического вкуса и чувства прекрасного у учащихся.

31

31

Поэма Гомера «Илиада»

Миф о Троянской войне и поэмы "Илиада" и "Одиссея". Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, исследовательская деятельность.

Рассказывать легенду о жизни Гомера.

Кратко раскрывать суть поэмы Гомера "Илиада". Характеризовать образы основных героев "Илиады". Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока

Читать текст с пометками на полях: "понятно", "непонятно", "известно", "неизвестно", на основе этого организовывать свою учебную деятельность.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

Развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как к науке.

Формирование эстетического вкуса и чувства прекрасного у учащихся.

32

32

Поэма Гомера «Одиссея»

География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы

Комбинированный урок.


В группах соотносить путь Одиссея домой, на Итаку, с картой.

Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.

Читать текст с пометками на полях: "понятно", "непонятно", "известно", "неизвестно", на основе этого организовывать свою учебную деятельность. Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Формирование эстетических потребностей и чувства прекрасного.

33

33

Религия древних греков

Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских погов. Мифы о Деметре и Персифоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном

Комбинированный урок.


Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.

Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян, шумеров и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков.

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

34

34

Два великих полиса: Афины и Спарта

География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Находить на карте и устно комментировать местоположение Аттики, занятия её населения.

Объяснять значение понятий: полис, демос. Выделять признаки греческого полиса.

Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским алфавитом.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Умение работать с различными источниками информации – как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.).

Оценивать события с позиции гражданина и патриота России;


35

35

Зарождение демократии в Афинах

Демос встаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность.

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия». Сравнивать законы Драконта и Солона.

Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.


Формирование гражданских ценностей, потребности в участии в жизни страны. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам

336

336

Древняя Спарта

География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. "Детский" способ голосования.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, самостоятельная работа.

Показывать на карте местоположение Спарты.

Характеризовать основные группы населения и их положение.

Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев.

Читать текст с пометками на полях: "понятно", "непонятно", "известно", "неизвестно", на основе этого организовывать свою учебную деятельность. Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.

Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

37

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей

Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Объяснять причины греческой колонизации, её географию.

Выделять общее, что связывало греческие колонии.

Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации.

Описывать одежду грека

Умение работать с различными источниками информации – как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.


38

38

Олимпийские игры в древности

Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль Олимпийских игр

Комбинированный урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, самостоятельная работа.

Составлять развёрнутый план одной части параграфа.

Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа.

Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке.

Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени

Овладение навыками работы с учебной информацией, использование современных источников информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Формирование эстетических потребностей и чувства прекрасного.

39

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении.

Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне.


Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве

Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

40

40

Нашествие персидских войск на Элладу

Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Под¬виг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Комбинированный урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне.

Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу.

Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа: о создании военного флота; о Фермопильском сражении; о Саламинской битве.

Умение работать с различными источниками информации – как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)

41

41

В гаванях афинского порта Пирей

В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность.

Сравнивать военную и торговую гавани.

Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.

Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.

Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.

Развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как к науке.

Формирование эстетического вкуса и чувства прекрасного у учащихся.

42

42

В городе богини Афины

Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

Комбинированный урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, самостоятельная работа, проектная деятельность.

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.

Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.

Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю.

Создавать короткую презентацию в Power Point об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками; кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока)

Овладение навыками работы с учебной информацией, использование современных источников информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

43

43

В афинских школах и гимнасиях

Воспитание детей педагогами. Рабы- педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, самостоятельная работа, проектная деятельность.

Сравнивать типы школ и систему обучения в них.

Последовательно рассказывать о каждой из школ.

Объяснять назначение каждой из школ.

Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли.

Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

Овладение навыками работы с учебной информацией, использование современных источников информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

44

44

В афинском театре

Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.

Комбинированный урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность.

Объяснять причины особой любви греков к представлениям.

Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».

Оценивать роль современного театра для общества.

Умение работать с различными источниками информации – как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

45

45

Афинская демократия при Перикле

Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания» Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность.

Самостоятельно подготавливать тематические сообщения (по выбору).

Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин.

Проводить поиск информации в Интернете о единомышленниках, друзьях Перикла.

Систематизировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.

Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч)

46

46

Города Эллады подчиняются Македонии.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии.

Характеризовать политические методы Филиппа Македонского.

Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских.

Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.

Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.


47

47

Поход Александра Македонского на Восток

Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность.

Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток.

Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам Александра Македонского.

Оценивать поступки Александра Македонского, его противников.

Выделять главное в части параграфа или исторического документа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Формирование эстетических потребностей и чувства прекрасного.

48

48

В Александрии Египетской

Распад державы Александра Македонского после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, самостоятельная работа, проектная деятельность.

Называть причины распада державы Александра Македонского.

Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.

Рассказывать об Александрии — центре эллинистического мира.

Сравнивать Александрию и Афины.

Умение работать с различными источниками информации – как текстовыми, так и визуальными.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

49

49

Вклад древних эллинов в мировую культуру

Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

Повторительно-обобщающий урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность.

Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателя Греции.

Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.


Овладение навыками работы с учебной информацией. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Характеризовать и давать оценку поступкам основных богов и героев древнегреческой мифологии.

50

50

Древнейший Рим

Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Сравнивать природные условия Греции и Рима.

Соотносить время возникновения Рима с событиями, происходившими в Греции.

Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.

Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

Использовать карты, ресурсы мультимедиа, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме

Умение работать с различными источниками информации – как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

51

51

Завоевание Римом Италии

Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность.

Исследовать по карте и мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом.

Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром.

Сравнивать территориальные приобретения Рима в III и II вв. до н. э.

Выделять главное в части параграфа или исторического документа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы. Уметь работать с датами. Объяснять значение крылатых фраз.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

52

52

Устройство Римской республики

Плебеи — полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность.

Сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом.

Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме.

Выделять и называть преимущества легиона по сравнению с фалангой.

Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.

Выделять главное в части параграфа или исторического документа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы. Уметь работать с датами. Объяснять значение крылатых фраз.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

53

53

Вторая война Рима с Карфагеном

Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Называть причины карфагенских войн.

Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне.

Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала.

Характеризовать цели, поступки Ганнибала.

Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

Умение работать с различными источниками информации – как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

54

54

Установление господства Рима во всём Средиземноморье

Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

Комбинированный урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность

Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье.

Характеризовать способы подчинения государств власти Рима.

Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, Рима.

Составлять простой план параграфа.

Умение работать с различными источниками информации – как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Формирование эстетических потребностей и чувства прекрасного.

55

55

Рабство в Древнем Риме

Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Комбинированный урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность.

Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме.

Доказывать бесправное положение рабов в Риме.

Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.

Овладение навыками работы с учебной информацией, использование современных источников информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч)

56

56

Земельный закон братьев Гракхов

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность.

Устанавливать причины гражданских войн в Риме.

Называть причины, которые заставили Тиберия Гракха выступить в защиту бедняков.

Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Грак¬хов во благо менее защищённых римлян.

Читать текст с пометками на полях: "понятно", "непонятно", "известно", "неизвестно", на основе этого организовывать свою учебную деятельность.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

57

57

Восстание Спартака

Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, самостоятельная работа, проектная деятельность.

Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки восставших.

Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.

Разрабатывать краткосрочные проекты на темы «Поход Спартака в Альпы»; «Красе против Спартака».

Овладение навыками работы с учебной информацией, использование современных источников информации, в том числе материалы на электронных носителях, умение презентовать результаты своей деятельности.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

58

58

Единовластие Цезаря

Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность

Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель.

Анализировать действия и поступки Юлия Цезаря.

Объяснять позиции Красса, Помпея и сената в отношении Юлия Цезаря.

Умение работать с различными источниками информации – как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

59

59

Установление империи

Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.

Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме.

Характеризовать правление Октавиана Августа.

Рассказывать о судьбах знаменитых римлян.

Выделять главное в части параграфа или исторического документа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы. Уметь работать с датами.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

60

60

Соседи Римской империи

Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи.

Комбинированный урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.

Комментировать иллюстрации на страницах учебника.

Составлять задания, вопросы, обмениваться ими.

Рассказывать о племенах — соседях Римской империи и их взаимоотношениях.

Овладение навыками работы с учебной информацией, использование современных источников информации, в том числе материалы на электронных носителях, умение презентовать результаты своей деятельности.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Формирование эстетических потребностей и чувства прекрасного.

61

61

В Риме при императоре Нероне

Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне, Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность

Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э.

Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме.

Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.

Умение работать с различными источниками информации – как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

62

62

Первые христиане и их учение

Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Комбинированный урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, самостоятельная работа, проектная деятельность.

Рассказывать об условиях появления христианского учения.

Давать объяснение причинам распространения христианства.

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.

Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

Овладение навыками работы с учебной информацией, использование современных источников информации, в том числе материалы на электронных носителях, умение презентовать результаты своей деятельности.

Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

63

63

Расцвет Римской империи во II в. н. э.

Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

Комбинированный урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба.

Характеризовать период правления императора Траяна.

Рассказывать о достижениях империи во II в. н. э.

Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ.

Доказывать, что римляне строили на века.

Овладение навыками работы с учебной информацией, использование современных источников информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Формирование эстетических потребностей и чувства прекрасного.

64

64

Вечный город и его жители

Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Комбинированный урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, проектная деятельность.

Проводить виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий).

Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».

Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.

Овладение навыками работы с учебной информацией, использование современных источников информации, в том числе материалы на электронных носителях, умение презентовать результаты своей деятельности.

Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч)

65

65

Римская империя при Константине

Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан.

Изучение нового материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи.

Сравнивать положение на границах империи в 1 в. н. э. и при императоре Константине.

Обосновывать факт переноса столицы империи.

Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией.

Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу.

Выделять главное в части параграфа или исторического документа, во всем параграфе, умение формулировать и обосновывать выводы. Уметь работать с датами.

Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

66

66

Взятие Рима варварами

Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары-наёмники в римской армии. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи Античности

Комбинированный урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Обозначать причины раздела империи на две части.

Рассказывать об исторических деятелях и их поступках.

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей.

Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.

Умение работать с различными источниками информации – как текстовыми, так и визуальными (картографическими, графическими и др.)

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

67

67-70

Признаки цивилизации Греции и Рима

Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Повторительно-обобщающий урок

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, самостоятельная работа, проектная деятельность.

Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам.

Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни.

Решать кроссворды, выполнять проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты античной истории.

Овладение навыками работы с учебной информацией. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.


27


Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории (5 класс)
  • История
Описание:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учителя истории и обществознания Митрофановой Ксении Николаевны

Наименование предмета: Всеобщая история. История Древнего мира.

Класс: 5

Общее количество часов по учебному плану: 70

Базовая учебная программа: Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2014.

Учебник и другие учебные пособия: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.А. Искендерова. М.: Просвещение,2013.

Автор Митрофанова Ксения Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 744
Номер материала 32077
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓