Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКалендарно-тематическое планирование по русскому языкув 1 классе

календарно-тематическое планирование по русскому языкув 1 классе

Скачать материал

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Русский  язык  (33 недели по 5 ч в неделю. Всего 165 ч.)

Обучение грамоте (письмо)

Раздел «БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД» (80 ч.)

№ п/п

Тема урока

номер

урока

Элементы содержания урока

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения

план

факт

1

Ориентировка по странице прописей

 

Выработка ориентации на точку начала движения, на стрелку, указывающую на­правление движения. Кол­лективная работа над алго­ритмом действия

Знакомство с гигиениче­скими требова­ниями при письме

 

 

2

Отработка алгоритма при проведении ли­нии в заданном на­правлении

 

Проведение линий от опре­деленной точки в заданном направлении

Развитие мел­ких мышц паль­цев и свободы движения руки

 

 

3

Введение понятия «слово»

 

Различение предложений и слов. Составление рассказа по картинкам. Обозначение каждого слова полоской. Классификация предметов

 

 

 

4

Отработка алгоритма действий на страницах прописей

 

Название каждого предмета на рисунке словом. Прове­дение параллельных и непа­раллельных линий

 

 

 

5

Отработка понятия «слово»

 

Обозначение предложений полосками. Выявление сход­ства и различия в объектах

 

 

 

6

Деление предложе­ния на слова

 

Деление предложения на сло­ва. Классификация предметов по заданному признаку. Тре­нировка в проведении на­клонных параллельных линий

 

 

 

7

Сравнение звуков

 

Сравнение звуков по твердо­сти-мягкости. Проведение наклонных параллельных линий

 

 

 

8

Знакомство со схе­мой звукового соста­ва слова

 

Проведение звукового ана­лиза слова «Ау!». Нахожде­ние места звуков в словах

 

 

 

9

Интонационное вы­деление заданного звука в словах, опре­деление его места в слове

 

Выделение заданного звука в слове. Проведение парал­лельных линий

 

 

 

10

Знакомство с рабо­чей строкой

 

Тренировка в свободном продвижении руки вдоль страницы. Проведение полу­овалов

 

 

 

11

Звуковой анализ слов «сыр», «нос»

 

Сравнение слов по звуковой структуре. Проведение по­луовалов. Ориентировка в рабочей строке

 

 

 

12

Звуковой анализ слов: «кит», «кот». Срав­нение этих слов по звуковой структуре

 

Звуковой анализ слов. Срав­нение слов по звуковой структуре. Подбор слов к схемам. Отработка умения находить середину над­строчного пространства

 

 

 

13

Звуковой анализ слов: «лук», «лес». Срав­нение этих слов по звуковой структуре

 

Звуковой анализ слов. Срав­нение слов по звуковой структуре. Игра «Придумай слово» со звуками [л']-[л]

Единство зву­кового состава слова и его значение

 

 

14

Развитие свободы движения руки. Про­ведение линий слож­ной траектории

 

Поиск звуков [л']-[л] в словах-названиях картинок

 

 

 

15

Отражение качест­венных характери­стик звуков в моде­лях слов

 

Прописывание на рабочей строке элементов букв

 

 

 

16

Отражение качест­венных характери­стик звуков в моде­лях слова. Звуковой анализ слова «сани»

 

Развитие умения ориентиро­ваться на высоту строки при использовании рабочих строк двух видов. Прописы­вание на рабочей строке элементов букв

 

 

 

17

Письмо заглавной и строчной буквы А (а)

 

Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ как осно­ва перевода слова звучащего в слово написанное

 

 

 

18

Знакомство с буквой Я (я)

 

Звуковой анализ слов: «пять», «дыня». Разгадыва­ние кроссвордов

 

 

 

19

Письмо заглавной и строчной буквы Я (я)

 

Поэлементный анализ заглав­ной и строчной букв Я (я). Тренировка в написании

 

 

 

20

Закрепление правил обозначения звука [а] буквами

 

Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов

 

 

 

21

Письмо заглавной и строчной буквы О (о)

 

Тренировка в написании букв О\ (о). Сопоставление строчных букв а~о. Выбор и запись недостающей буквы

 

 

 

22

Письмо заглавной и строчной буквы Е(е)

 

Обозначение мягкости со­гласных

 

 

 

23

Буква ё в начале сло­ва

 

Звуковой анализ слов с ё в начале слова, обозначение буквы ё в начале слова звуками [й'о].

 

 

 

24

Буква ё в начале сло­ва

 

Звуковой анализ слов с ё в начале слова, обозначение буквы ё в начале слова звуками [й'о].

 

 

 

25

Закрепление правил обозначения звуков [о] и [а] буквами

 

Тренировка в написании букв

 

 

 

26

Письмо заглавной и строчной буквы У (у)

 

Правильное написание букв

 

 

 

27

Письмо заглавной и строчной буквы Ю(ю)

 

Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Ю (ю)

Разгадывание кроссвордов

 

 

28

Закрепление правил обозначения звуков [о], [а] и [у] буквами

 

Письмо изученных букв. Вписывание знакомых букв с опорой на звуковые модели слов

Разгадывание кроссвордов

 

 

29

Знакомство с буквой Э(э)

 

Звуковой анализ слов: «эк­ран», «эхо»

Разгадывание кроссвордов

 

 

30

Письмо заглавной и строчной буквы Э(э)

 

Отработка написания изу­ченных букв. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Э (э)

 

 

 

31

Письмо заглавной и строчной буквы Е(е)

 

Обозначение мягкости со­гласных. Письмо букв в сис­теме обучения грамоте

 

 

 

32

Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв

 

Тренировка в написании букв. Вписывание пропу­щенных букв с опорой на звуковые модели

 

 

 

33

Письмо строчной буквы ы

 

Поэлементный анализ строчной буквы ы. Трени­ровка в написании букв

 

 

 

34

Знакомство с буквой И (и)

 

Обозначение мягкости со­гласных звуков

Различные формы одного и того же слова

 

 

35

Письмо заглавной и строчной буквы И (и)

 

Обозначения мягкости со­гласных звуков

 

 

 

36

Отработка написания изученных букв

 

Звуковой анализ слов, со­ставление моделей слов. Классификация предметов по заданному признаку

 

 

 

37

Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдо­сти-мягкости согласных звуков

 

Отработка написания изу­ченных букв

 

 

 

38

Письмо заглавной и строчной буквы М(м)

 

Поэлементный анализ за­главной и строчной буквы М(м)

 

 

 

39

Знакомство с буквой Н(н)

 

Звуковой анализ слов: «нос», «нитки». Составление слово­сочетаний с местоимениями он, она, оно, они. Чтение слогов, слов, текстов

 

 

 

40

Письмо заглавной и строчной буквы Н(н). Письмо слогов и слов

 

Поэлементный анализ заглав­ной и строчной буквы Н (н). Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных и строчных букв Н (н) И Ю (ю). Письмо слогов, слов и предложений

 

 

 

41

 

Письмо заглавной и строчной буквы Р (р). Письмо слогов и слов

 

Употребление прописной буквы в начале предложе­ния, в именах собственных

 

 

 

42

Письмо заглавной и строчной буквы Л (л)

 

Правильное написание бук­вы. Употребление пропис­ной буквы в именах собст­венных

Однозначные и многозначные слова, их раз­личие. Восста­новление де­формированно­го текста

 

 

43

Письмо заглавной и строчной буквы Й(й)

 

Поэлементный анализ напи­сания буквы. Письмо слогов, слов и предложений

 

 

44

Введение понятия «слог»

 

 

Деление слов на слоги

 

 

 

45

Отработка написания изученных букв

 

Письмо слов и предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. За­пись слов к нужной слоговой схеме

 

 

 

46

Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной буквы Г (г)

 

Словесное ударение. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, мяг­кие и твёрдые согласный

Восстановле­ние деформи­рованных предложений

 

 

47

Письмо заглавной и строчной буквы К (к)

 

 

Поэлементный анализ. Тре­нировка в написании буквы. Письмо слов и предложений. Изменение и запись слов по образцу

Однозначные и многозначные слова и их раз­личие

 

 

48

Дифференциация букв Г (г) и К (к)

 

Согласные звонкие и глухие. Тренировка в написании изученных букв

Восстановле­ние деформи­рованных предложений

 

 

49

Знакомство с буквой 3(з)

 

Звуковой анализ слов: «зеб­ра», «замок». Чтение слов с изменением ударения. Деле­ние слов на слоги. Слово и его значение

Словарное бо­гатство русско­го языка

 

 

50

Письмо заглавной и строчной буквы 3(з)

 

Выбор и запись слов, соот­ветствующих данной модели

 

 

 

51

Письмо заглавной и строчной буквы

С (с)

 

Согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. Словесное ударение. Родственные слова

 

 

 

52

Дифференциация букв 3 (з) и С (с)

 

Согласные звонкие и глухие, парные и непарные соглас­ные по звонкости и глухости

Многозначные слова. Восста­новление де­формирован­ных предложе­ний

 

 

53

Письмо заглавной и строчной буквы

Д(д)

 

Деление слов на слоги. По­элементный анализ заглав­ной и строчной буквы Д (д)

 

 

54

Знакомство с буквой Т(т)

 

Звуковой анализ слов. Рас­шифровка закодированных слов

 

 

 

55

Письмо заглавной и строчной буквы Т(т)

 

Поэлементный анализ за­главной и строчной буквы Т (т). Тренировка в написа­нии букв

Восстановле­ние деформи­рованных предложений

 

 

56

Дифференциация букв Д(д)-Т(т)

 

Письмо буквосочетаний, слов, предложений в системе обучения грамоте

 

 

 

57

Письмо заглавной и строчной буквы Б (б)

 

Поэлементный анализ за­главной и строчной буквы Б (б). Тренировка в написании букв. Преобразование печат­ного шрифта в письменный

 

 

 

58

Письмо заглавной и строчной буквы П(п)

 

Деление слов на слоги. Употребление прописной буквы в начале предложе­ния, в именах собственных

 

 

 

59

Знакомство с буквой В (в)

 

Звуковой анализ слов. Чте­ние слогов, слов и предло­жений

Расшифровка «зашифрован­ных» слов

 

 

60

Письмо заглавной и строчной буквы В (в)

 

Поэлементный анализ напи­сания букв. Письмо слов, предложений. Преобразова­ние и запись слов в соответ­ствии с заданием

 

 

 

61

Письмо заглавной и строчной буквы Ф(Ф)

 

 

 

 

 

62

Письмо заглавной и строчной буквы Ж (ж)

 

 

Обозначение мягкости со­гласных. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по глухости- звонкости

Различные формы одного и того же слова

 

 

63

Письмо заглавной и строчной буквы Ш(ш)

 

 

Парные согласные по глухо­сти-звонкости; их различия

Различные формы одного и того же слова

 

 

64

Знакомство с буквой Ч(ч)

 

Употребление прописной буквы в начале предложе­ния, в именах собственных. Произношение и обозначе­ние на письме слов с сочета­ниями жи-ши

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

 

 

65

Письмо заглавной и строчной буквы Ч(ч)

 

Произношение и обозначе­ние на письме слов с сочета­ниями ча-чу. Наблюдение за использованием слов с бук­вой ч в речевой практике.

Однозначные и многозначные слова и их раз­личие

 

 

66

Письмо заглавной и строчной буквы Щ(щ)

 

Произношение и обозначе­ние на письме слов с сочета­ниями ча-чу.

 

 

 

67

Контрольный срез

 

Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Произно­шение и обозначение на письме слов с сочетанием ща-щу

 

 

 

68

Письмо заглавной и строчной буквы Х(х)

 

Правильное название букв. Согласные твёрдые и глухие

 

 

 

69

Письмо заглавной и строчной буквы Ц(Ч)

 

Письмо буквосочетаний, слов, предложений в системе обучения грамоте

 

 

 

70

Знакомство с буквой ь. Особенности бук­вы ь.

 

Обозначение мягкости со­гласных. Соотношение зву­ков и букв в словах типа «конь»

 

 

 

71

Письмо строч­ной буквы ь

 

Обозначение мягкости со­гласных

 

 

 

72

Слова с разделитель­ным мягким знаком

 

Обозначений мягкости на письме

 

 

 

73

Письмо строчной буквы «ъ»

 

Тренировка в написании ъ. Письмо слов и предложений

 

 

 

74

Диагностическое исследование

 

Тестирование

 

 

 

75

Закрепление написа­ния всех букв рус­ского алфавита

 

Отгадывание и списывание загадок. Тренировка в напи­сании всех букв на узкой строке

Работа с де­формирован­ными предло­жениями

 

 

76

Закрепление написа­ния всех букв рус­ского алфавита

 

Тренировка в напи­сании всех букв на узкой строке

 

 

 

77

Повторение изучен­ного

 

Повторение и закрепление написания букв. Звуковой анализ слов.

 

 

 

78

Повторение изучен­ного

 

Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных.

 

 

 

79

Повторение изучен­ного

 

Правописание ча-ща, чу-щу, жи~ ши.

 

 

 

80

Повторение изучен­ного

 

Разделительные ъ и ь

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Календарно-тематическое планирование по русскому языкув 1 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:



ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета. Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:

•он является основным средством общения между людьми;

•с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;

•язык является основным средством познания окружающего мира;

•владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;

•использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

— грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

   навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;

   разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;

   научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;

 «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

Структура курса. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классы.

Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.

Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.

Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.

Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.

Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Место предмета в учебном плане. В 1-ом классе минимальное количество часов на изучения предмета «Русский язык» — 54, максимальное — 85. Расчет часов определяется учителем в зависимости от того, когда в конкретном классе закончилось изучение «Букваря. Ч.1». Так, например, при завершении букварного периода в конце 1-го полугодия курс русского языка начинается с первых уроков второго полугодия. В этом случае на изучение русского языка предусмотрено 85 часов. Если изучение «Букваря Ч. 1» завершается к концу третьей четверти, то на изучение русского языка отводится 54 часа.

Во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах данной программой предусмотрено изучение предмета «Русский язык» не менее 5 или 4 часов в неделю. Если общеобразовательное учреждение предусматривает в базисном плане 4 ч на изучение предмета «Русский язык», то рекомендуется объединять некоторые уроки с ознакомительными темами (соответствуют планируемым результатам «Ученик получит возможность научиться»; номера таких уроков размещены в учебниках на зеленом фоне) и использовать резервные уроки.

Если в общеобразовательном учреждении ведется обучение на родном (нерусском) языке, а для изучения предмета «Русский язык» используется данная программа и учебники «Русский язык» (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.), то для освоения материала программы рекомендуется выделить дополнительно 1 или 2 ч из национально - регионального компонента учебного плана.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык». Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать nакие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Содержание программы

 

1 класс (54-85 ч)

Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:

1)   показатель мягкости предшествующего согласного;

2)   разделительный.

Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

         раздельное написание слов;

         прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

         обозначения гласных после шипящих (ча - ща, чу - щу, жи -ши );

         с очетания чк, чн;

         перенос слов;

         непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

         знаки препинания в конце предложения.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).

Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

2 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)

1.1. Фонетика и графика (10 ч)

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.

Деление слов на слоги.

Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

1.2.    Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Слово и предложение (6 ч)

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

1.3.   Состав слова (морфемика) (19 ч)

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

1.4.   Лексика (22 ч)

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Различение однозначных и многозначных слов.

Представление о прямом и переносном значении слова.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

II «Правописание.» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

         перенос слов;

         проверяемые безударные гласные в корнях слов;

         парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

         непроизносимые согласные;

         непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

         разделительные твердый и мягкий знаки;

         правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

         правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

         правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;

         раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (34 ч)

3.1.    Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

3.2.    Письменная речь

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

IV.   Повто

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 556 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 294
    • DOCX 46 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Че Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Че Ирина Михайловна
    Че Ирина Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 89187
    • Всего материалов: 34

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 276 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 885 человек

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе