- Пояснительная
записка
Рабочая программа составлена по учебному плану МБОУ «Лицей № 4 г. Азнакаево»
АМР РТ, принятому на заседании педагогического совета (протокол № 1 от
25.08.2014г., приказ № 81 от 29.08.2014г), составленному по базисному учебному
плану МО и Н РТ (приказ №7699/12 от 23.06.2012г. «Об учебных планах для I – IX классов школ Республики Татарстан,
реализующих основные образовательные программы начального общего образования и
основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования ),
Рабочая программа по курсу «Русский язык» составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной
программы основного общего образования Начальная школа /
[сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с.
— (Стандарты второго поколения). по курсу «Русский язык» с учетом авторской
программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык».
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный
образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х
книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/
Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, испр. – М.:Баласс, 2011. – 416
с.
Программа составлена в соответствии с обязательным минимумом
содержания образования для начальной школы согласно базисного учебного плана.
Примерная программа по русскому языку для 4 класса рассчитана на 170
часов (5 часов в неделю, 34 рабочих недель).
В учебном плане для 4 класса МБОУ «Лицей №4 города Азнакаево» РТ,
составленного на основе Базисного учебного плана для 4 класса
общеобразовательных учреждений на изучение русского языка выделено 3 часа в
неделю, соответственно 105 часов в год при продолжительности учебного года 35
недель.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1)
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Русский
язык. Учебник для 4-го класса. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс, 2011
2)
Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 4
класс (к учебнику «Русский язык», 4 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой,
О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2011
3)
Бунеева Е.В. проверочные и контрольные работы по
русскому языку. 4 класс. Вариант 1, 2. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2011
4)
Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал
(упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой,
О.В. Прониной. Пособие для учащихся/под науч. ред. Е.В.Бунеевой. изд. 2-е,
испр. – М.: Баласс, 2010
5)
Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 4 класса.
– М.: Баласс, 2011
Выбор данной авторской программы и учебно-методического
комплекса обусловлен соответствием основным принципам
государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе
Российской Федерации “Об образовании”, федеральным государственным
образовательным стандартам и примерной программе начального общего
образования.
Программа рассчитана на 105 часов в год (3 часа в
неделю).
Программой предусмотрено проведение:
-
контрольных работ- 6;
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он
является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний,
средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального
и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы
как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему
присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе -
часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и
цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной
школе является современный русский литературный язык в его реальном
функционировании.
Цели
обучения русскому языку в основной
школе:
1)
Развитие и совершенствование
всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2)
Формирование элементарной
лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение
предмета «русский язык» состоит в том, чтобы заложить основу формирования
функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие
ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета
«русский язык».
В соответствии с этой
целью ставятся воспитательные задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви
и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и
уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в
постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим
собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4)воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и
познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее
правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых
для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и
слушать на родном языке.
2. Общая характеристика учебного предмета
В
курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся
средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение,
преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5)
дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной
деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного
общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания).
Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе,- разделы
«Предложение» и «Текст».
В 4 классе продолжается
развитие синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение
на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного
предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем,
что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на
примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие
«предложение с прямой речью» на примере простейшей конструкции «слова от
автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в
предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение
ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но
или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а,
но или без союзов). Постоянно обращается внимание детей на роль знаков
препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале
текстов учебника продолжается развитие умений слушать и читать текст,
формирование типа правильной читательской деятельности.
Знания и умения
из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую
базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек
зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень
важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык. Так,
например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно
оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того, чтобы быть
понятым и понимать других людей.
. Третьим важнейшим
разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается
с четырех точек зрения:
1)
звукового состава и обозначения звуков буквами;
2)
морфемного состава и словообразования;
3)
грамматического значения;
4)
лексического значения, лексической сочетаемости и
словоупотребления.
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с
орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи
написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается
умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после букв шипящих в
существительных мужского и женского рода типа луч, ночь;
безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме
существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имён прилагательных
(кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го
спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь,
поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени
женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться
в глаголах; не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными
местоимениями.
В 4-м классе дети
продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён
существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают
по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в
образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе
однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать;
краснота, красный, краснеть и т.п.).
Таким образом, на
протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство
языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости,
для развития орфографических умений.
В 4-м классах части
речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые
базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате
наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах
существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их
роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения
об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При
изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в
предложении, тексте, за особенностями употребления существительных,
прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также
упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В
курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе
языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка:
звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают
соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс
русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование
навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных
разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому
языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи следующие:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и
потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов,
подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов
и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря,
словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над
связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений,
предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью
употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное
конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками
и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи;
навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и
учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с
правильной интонацией.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую
направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения,
сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует языковые,
грамматические и правописные умения и навыки, необходимые для успешного
общения.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1.
Определены основные линии
развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится
непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для
курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и
умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией;
навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация
знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей
чувства языка.
2.
Предложен путь формирования у
детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической
работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его
звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3.
Названы опознавательные
признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в
словах и между словами.
4.
Сведения о частях слова
вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного
наблюдения над словами.
5.
Усилено внимание к синтаксису
и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и
чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и
пунктуации.
6.
Выдержан единый методический
подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка –
формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают
систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
3. Описание места учебного предмета в
учебном плане
В
соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами
начального общего образования предмет «Русский язык» изучается в 4 классе.
Общий объем учебного времени составляет 102 часа в год (3 часа в неделю).
4.Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку
является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди
соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание
постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы,
чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное
отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты,
гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через
тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его
выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части
культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей,
лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления
истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание
своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким,
взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие
организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности,
ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и
будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её
жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы
мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
результатами
Личностными результатами изучения предмета
«Русский язык»
являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний
других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка
или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса
«Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая
технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности
(первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат
проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых
группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский
язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие
из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить
ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество
звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное,
сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 80-90 слов, писать
на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных,
проверяемых ударением, в корне двусложных слов; проверяемые буквы согласных на
конце слов;
буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на
конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые
программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые
по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в
словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные
суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок;
видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о
ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание
текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту
после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на
заданную тему с помощью учителя и записывать его.
6.Содержание
учебного предмета
Авторская программа
(авторы: Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова, О.В.Пронина) рассчитана на 4 часа в
неделю (136 часов). Но в федеральном базисном плане (от 03.06.2011г) №1994
произведено изменение количества часов русский язык; вместо 5 часов в неделю
(170 ч) – 3 часа (102ч). Поэтому рабочая программа по русскому языку
составлена на 105 часа. И вместе с тем сохранен полный перечень тем,
предлагаемый авторами.
Простое и сложное
предложение. Союз и в сложном
предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с
однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной
связью).
Пропедевтическое
введение предложений с прямой речью
(конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова
автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении,
где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения
пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие
пунктуационных умений учащихся
(постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в
сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический
разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее
формирование умений различать
художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие
навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и
члены предложения.
Имя существительное. ( 33 ч) – 24 часа
Имя существительное в
роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён
существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных
в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён
существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце
существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных
мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (13 ч) – 11 часов
Имена прилагательные
в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён
прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение
имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён
прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (34 ч) – 25 часов
Глагол в роли
сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в
настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го
спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного
написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные
окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах
2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах
среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее
развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена
существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных
и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью
приставок.
Удвоенные буквы
согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3.
Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей
речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами,
изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за
лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных
частей речи.
Повторение. (8 ч) – 10 часов
Развитие речи.
Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по
развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение
написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым
заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия.
Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного
начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над
ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению
недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.