Пояснительная записка
Рабочая
программа по предмету русский язык для 1 класса составлена на основе:
- Примерные
программы по учебным предметам. .Нач.школа. В двух частях.-М.:Просвещение
2011г.
·
Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования: Приказ
МО Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего »
·
Федеральный
перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и
науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2013 «Об утверждении
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию,
на 2014/2015 учебный год»
·
Учебный
план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год Локальный акт
образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.
Климанова Л. Ф. Русский язык. 1 класс. Учебник с приложением на
электронном носителе. – М: Просвещение, 2012. (Рекомендовано МО и Н РФ).
2.
Климанова Л.Ф. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1
класс. – М.: Просвещение, 2012.
3.
Климанова Л.Ф. Мой алфавит. Прописи. 1 кл. - М.: Просвещение, 2012.
4.
Климанова Л.Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 кл. – М.:
Просвещение, 2012.
Программа разработана на 99 часов в
год, из расчета 3 часа в неделю (обучение грамоте -69 ч., русский язык
-30 ),из них на уроки контроля отводится 2 часа (диагностические
контрольные работы)
Преобладающие формы текущего
контроля знаний – устные ответы, диагностические работы .
Промежуточная аттестация проводится
в форме комплексной контрольной работы .
Данный курс определяется
как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык» и реализует
следующие
цели:
– познавательная -
предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе звуково- символического восприятия и логического
мышления учащихся.
– социокультурная
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной
речи, монологической и диалогической речи.
В соответствии с этой целью
ставятся задачи:
1) развитие речи,
мышления, воображения выбор средства общения
2) Освоение
учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского
языка3) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремление
совершенствовать свою речь
СТРУКТУРА
КУРСА
Изучение
русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы
лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального
курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными
предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют
собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка
сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного
образования.
Начальным
этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Его
продолжительность (приблизительно 23 учебные недели) определяется темпом
обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой
используемых учебных средств. Обучение письму идёт па-
раллельно
с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети
овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с
другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду
с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у
учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь,
совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая
пропедевтика.
Задачи
обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного
чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте,
его содержание с учётом специфики этих учебных предметов представлено в
программах «Русский язык» и «Литературное чтение». После курса «Обучение
грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический
курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил,
сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание
к значению и функциям всех языковых единиц. После периода обучения грамоте
решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических
требований к данному виду учебной работы.
Орфографические
и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии,
морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами
русского правописания (без введения терминологии).
Основные
содержательные линии
Материал
курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями,
как:
•
основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова
(морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
•
орфография и пунктуация;
•
развитие речи.
Языковой
материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского
языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать
усвоению норм русского литературного языка.
Изучение
орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной
речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки,
определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В
программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы
обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных
видов речевой деятельности.
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности
Важную
роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у
младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
•
интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
•
познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и
потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять,
ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
•
организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою
деятельность).
При
изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных
интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего
контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу
действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе
освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной
культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться
лингвистическими словарями и справочниками.
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык».
Ведущее
место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что
русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком
русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка
способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном
средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе
национального самосознания.
В
процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется
позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его
грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная
речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики
получают начальное представление о нормах русского литературного языка и
правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях
общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативной задачи.
Русский
язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития
их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным
каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом
определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
содержание программы
1-й класс (99 часов)
Виды
речевой деятельности
Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью
наглядно - образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на
слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли
текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь
собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать
вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, интонации в устном общении людей.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчётливо
произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической
формой речи. Овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с
учебной задачей. Усвоение норм речевого этикета в ситуациях общения. Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе
обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом
гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под
диктовку в соответствии с изученными правилами.
Систематический
курс русского языка
Фонетика и орфоэпия. Звуки речи, их характеристика.
Осознание единства звукового состава слова и его значения. Выделение отдельных
звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове,
фиксирование их в звуковых и образно – символических схемах. Сопоставление
слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и
согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
Различение твёрдых и мягких согласных звуков, определение парных и непарных по
твёрдости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков,
определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный, гласный
ударный - безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, звонкий -
глухой. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги,
открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного
русского литературного языка. Различение ударных и безударных слогов, ударных и
безударных гласных. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ и ь, не
обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль в
зависимости от места в слове. Обозначение на письме мягкости согласных звуков с
помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных
знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах
типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я.
Знакомство
с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Знание
алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование
алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Понимание ценности
современного письма.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение и
чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу
ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких
текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и
стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при чтении целыми словами). Орфографическое
чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при
списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной
доски. Письмо под диктовку слов и предложений. Овладение начертанием письменных
заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку
слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание
функции пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как
объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в
общении. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы и
слов с обобщающим значением. Различение слова и предложения. Работа с
предложением, выделение слов, изменение их порядка.
Лексика. Практическое представление о слове как
единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Определение
значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового
словаря.
Слова – имена собственные и имена нарицательные. Дифференциация слов по
вопросам «кто?», «что» для обозначения одушевленных и неодушевленных предметов.
Знакомство со словарями.
Наблюдение за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальное
представление о многозначных и однозначных словах, о прямом и переносном
значении слова.
Состав
слова. Овладение понятием о родственных (однокоренных) словах. Различение
однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Морфология. Общее представление о частях речи. Знакомство с наиболее
употребительными предлогами.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их
сходства и различия). Выделение признаков предложения.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия
«орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных
способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря. Применение правил правописания:
- сочетания жи - ши, ча – ща, чу – щу;
- сочетания чк – чн – нщ – нч – щн – чт;
- перенос слова;
- заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные;
- слова с непроверяемой безударной гласной (словарные слова);
- парные звонкие и глухие согласные;
- разделительные ъ и ь;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство
предложений в тексте. Последовательность предложений в тексте. Первоначальное
представление о тексте как о речевом произведении. Выделение в тексте
предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при
самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно – образных моделей.
Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем.
Составление из предложений связного текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных
картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Культура речевого общения. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и
где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи.
Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Практическое овладение устными
монологическими высказываниями на определённую тему. Освоение позитивной модели
речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к
собеседнику.
Тематический план с основным содержанием тем
Разделы
программы
|
Распределение времени
по рабочей программе
|
Обучение
грамоте
|
69 ч
|
Подготовительный этап. Рисуй, думай, рассказывай
|
11ч
|
Основной этап.
Мой алфавит
|
54 ч
|
Послебукварный
этап. Пиши красиво
|
4ч
|
№ п/п
|
Название темы
раздела
|
Кол-во часов по
программе
|
Кол-во часов
фактически
|
1
|
Фонетика
и орфография. Графика
|
7
|
10
|
2
|
Лексика
|
5
|
3
|
3
|
Состав
слова (морфемика).
|
1
|
1
|
4
|
Морфология
|
6
|
3
|
5
|
Синтаксис
|
4
|
3
|
6
|
Орфограмма
и пунктуация
|
10
|
5
|
7
|
Развитие
речи
|
3
|
1
|
8
|
Повторение изученного
|
9
|
4
|
|
Итого
|
45
|
30
|
Планируемые результаты
изучения курса
«Русский язык» в 1-м классе:
Личностные результаты:
§
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности, уважения к своей семье и другим
людям, Отечеству;
§
формирование ценностей многонационального российского общества,
становление гуманистических, демократических ценностных ориентаций;
§
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
§
понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на
миролюбии, терпении, сдержанности, доброжелательности;
§
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование
мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения;
§
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах;
§
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
§
развитие умения не создавать конфликтов, находить выходы из
спорных ситуаций;
§
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Метапредметными
результатами являются следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
§
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, находить средства её осуществления;
§
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
§
формирование умения включаться в обсуждение проблем творческого и
поискового характера, усваивать способы их решения;
§
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
§
освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной
деятельности;
Познавательные
УУД:
- умение
создавать и использовать знаково – символические модели для решения
учебных и практических задач;
- использовать
различные способы поиска (в справочниках, в Интернете), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого
высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов
в устной и письменной форме;
- овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно –
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
Коммуникативные УУД:
- готовность
слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- активно
использовать диалог и монолог как речевые средства для решения
коммуникативных и познавательных задач;
- уметь
определять общую цель совместной деятельности и пути её достижения;
- уметь
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять
взаимоконтроль, адекватно оценивать своё поведение;
- уметь
конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества;
§ овладение
базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами или процессами;
Предметные результаты:
- формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
- понимание
того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное
средство человеческого общения, осознание значения русского языка как
государственного языка РФ;
- формирование
позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение
первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
- овладение
учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- первоначальное
усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических,
грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих
существенные связи, отношение и функции;
- понимание
слова, как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания
слова, практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
К концу учебного года учащиеся научаться
определять :
- признаки
гласных и согласных звуков; согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие;
- парные
согласные по глухости-звонкости, по твердости - мягкости;
- обозначение
мягкости согласных на письме с помощью букв е, ë, и, ю, я, ь;
- название
и порядок букв русского алфавита;
- правила
переноса слов;
- слова
с непроверяемой безударной гласной;
- признаки
предложения, признаки текста;
Учащиеся получат
возможность научиться при выполнении заданий:
- правильно
называть звуки в слове; производить звукобуквенный анализ слова;
- делить
слова на слоги; переносить слова по слогам;
- ставить
ударение; различать ударные и безударные слоги;
- правильно
списывать слова и предложения, видеть изученные орфограммы;
- правильно
писать буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- использовать
заглавную букву в именах собственных и в начале предложения;
- писать
безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова;
- писать
предлоги раздельно с другими словами;
- правильно
оформлять на письме предложение;
- писать
под диктовку текст с изученными орфограммами;
- составлять
предложение из слов; небольшой текст и записывать его с помощью учителя.
Критерии
и нормы учета достижений обучающихся:
На
основании Письма Министерства образования и науки РФ «Об организации обучения в
первых классах четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. №2021/11 -13 в
первом классе обучение является безотметочным. Диагностика предметных знаний и
умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества
усвоения предмета учеником и не предусматривает сравнения его с другими детьми.
В первом классе текущие контрольные работы не проводятся. В конце учебного года
проводится итоговая комплексная работа по основным предметам: математика,
русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Учебно-методический
комплект по русскому языку
Учебник:
·
Климанова
Л.Ф. Русский язык. 1 класс. Учебник с приложением на электронном носителе.- М.:
Просвещение, 2012. (Рекомендовано МО и Н РФ)
Рабочая тетрадь:
·
Климанова
Л.Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 кл. – М.: Просвещение, 2012.
·
Климанова
Л.Ф. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение,
2012.
·
Климанова
Л.Ф. Мой алфавит. Прописи. 1 кл. - М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература:
1. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.:
Просвещение, 2011.
2. Примерные
программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение,
2011.
3. Климанова
Л.Ф. Программа «Русский язык».
4. Климанова
Л.Ф. Русский язык. 1 класс. Методические рекомендации.
5. Климанова
Л.Ф. Обучение грамоте. 1 класс. Методические рекомендации.
6. Голубь
В.Т. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 1 класс.- Воронеж,
2011.
7. Максимова
Т. Н. Олимпиадные задания по русскому языку: 1-2 кл.- М.:ВАКО, 2011.
8. Голубь В.
Т. Итоговое тестирование. Русский язык. 1 класс. Контрольно – измерительные материалы.
– Воронеж, 2010.
9. Максимук
Н. Н. Сборник изложений по русскому языку. - М.: ВАКО, 2007.
10. Слова с
непроверяемыми написаниями: 1- 4 класс.
11. Словари русского
языка: Толковый словарь Ожегова, словарь синонимов и антонимов, фразеологический
словарь.
12. Маркина В.Б.
Занимательное чистописание. – М.: Чистые пруды, 2007.
13. Волина В. В.
Занимательное азбуковедение.
14. Сборники загадок,
пословиц, поговорок, произведений УНТ.
Интернет - ресурсы:
1. Единая
коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – http://school-collection.edu.ru
2. Презентация
уроков «Начальная школа». – http://nachalka/info/about/193
3. Я иду на
урок начальной школы (материалы к уроку). – http://nsc.1september.ru/urok
Наглядные пособия:
1.
Грамматика
русского языка в таблицах
2.
Образцы
написания букв русского алфавита
3.
Магнитная
азбука
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.